Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие познавательных процессов детей 6-10 лет средствами физического воспитания

Волгоградскийсоциально педагогический колледж

Развитиепознавательных процессов детей 6-10 лет средствами физического воспитания

Кандидатпедагогических наук, доцентВ.А. Баландин  Кубанская государственнаяакадемия физической культуры, Краснодар

Волгоград2010

 
Ключевые слова:дети 6-10 лет, познавательные процессы, темпы прироста, физическоевоспитание.
Гармоничное развитиеребенка является важнейшей предпосылкой формирования духовной и физической сфервзрослого человека [4, 13].
Младший школьныйвозраст — один из благоприятных периодов для развития психических процессов[11]. Большинство ученых убеждены в огромной роли данного возрастного отрезка вформировании и развитии познавательных процессов. Этой проблеме посвященодостаточное количество исследований, в которых теоретически и экспериментальнообосновываются возможности средств и методов различных видов воспитания длясоздания условий, необходимых для их развития у детей [5, 6, 7, 11].
К сожалению, этогонельзя сказать о научных исследованиях в области физической культуры и спорта.Они немногочисленны, и, как правило, в них рассматриваются отдельные фрагментыданного вопроса [8, 10, 14].
Вместе с тем нельзя несогласиться с мнением целого ряда авторов, считающих, что физическое воспитаниеимеет огромные возможности в плане развития познавательных процессов людейразличных возрастов, в том числе и младших школьников [3, 9, 10].
Методика и организацияисследования. Средовая и генетическая обусловленностьразвития познавательных процессов человека обязывает начинать анализвозможностей педагогического влияния на них с возрастных особенностей динамикиизучаемых характеристик психики ребенка [5, 7, 14, 16].
В частности,принципиальное значение для разработки стратегии и тактики педагогическогоэксперимента имели научные факты о возрастных изменениях абсолютных значений,темпах их прироста, стабильности и прогностической значимости ювенильных значений,половых и временных различиях, доминантных признаках их развития. Основусодержания физкультурных занятий, направленных на развитие психическихпроцессов, составляли подвижные игры. С учетом выявленных особенностей развитияпознавательных процессов у детей 6 — 8 лет [1, 2, 12, 16] подвижные игры былисгруппированы в соответствии с оценкой их влияния не только на развитиeфизических качеств, но и на формирование структурных единиц психики: памяти — слуховой, моторно-слуховой, зрительной; воображения — творческого,воссоздающего, а также оригинальности решений задач; восприятия — степениразвития наблюдательности, объема и адекватности воспроизведения; мышления — способности к анализу, сравнению и обобщению, наглядно-образного и логического;внимания — произвольного, переключения, распределения и устойчивости.
 
Влияние уровня развитияпознавательных процессов на успешность обучения детей 6-10 лет№ п/п Познавательные процессы Пол Успешность обучения 6 лет 7 лет 8 лет 9 лет 10 лет Память 1 Слуховая, колич. м 374     386 497 /> 688 856 754 780 834 2 Моторно-слуховая, балл. м     368 420 388 />   447       3 Зрительная, балл. м 498 373 503 584 702 /> 470 830 668 684 831 Воображение 4 Оригинальность решения задач, балл. М 388         /> 440   372 389 504 5 Творческое, балл. М 411     401 421 /> 421       361 6 Воссоздающее, балл. М 542 405       /> 381         Восприятие 7 Степень развития наблюдательности, балл. М 631 686 704 730 757 /> 516 412 408 511 820 8 Адекватное воспроизведение, балл. М 508 423 570 603 766 /> 447 365 489 557 671 9 Степень развития объема восприятия, балл. М 515 600 631 627 743 /> 484 534 576 603 722 Мышления 10 Анализ, сравнение и обобщение, балл. М 488 593 645 740 831 /> 583 618 683 670 814 11 Наглядно-образное, балл М 804 705 606 500 473 /> 559 387 373 380 372 12 Логическое, балл. М 587 667 747 788 922 /> 410 486 644 714 833 Внимание 13 Произвольное, усл.ед. М 696 600 713 702 823 /> 612 657 777 758 784 14 Переключение и распределение, усл. ед. М 362 644 765 784 877 /> 372 390 797 820 794 15 Устойчивость, усл.ед. М 389 420 425 415 420 /> 383 386 410 478 505
Примечания:1. Представлены только достоверные коэффициенты корреляции. 2. Ноли передкоэффициентами корреляции опущены. 3. Подчеркнуты значения коэффициентовкорреляции, имеющие уровень достоверной взаимосвязи р
Перспективноепланирование использования подвижных игр осуществлялось на основе выявленнойвзаимосвязи показателей познавательных процессов с успешностью обучения.Результаты корреляционного анализа представлены в таблице.
Физические упражнения иподвижные игры использовались во всех формах работы по физическому воспитаниюдетей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов: в утреннейгимнастике, на физкультурных занятиях, во время активного отдыха, перемен, нафизкультминутках, физкультурных праздниках и в самостоятельной двигательнойдеятельности.
Подвижные игры,подобранные с учетом выявленных особенностей взаимосвязи показателейпознавательных процессов с успешностью обучения, были разбиты на три группы. Впервую группу вошли игры, развивающие те познавательные процессы, которые вданном возрасте показали высокую взаимосвязь с успешностью обучения (р 0,05).
Дополнительнымикритериями для отбора игр являлись:
— соответствие игровогоматериала задачам исследования;
— возможность включенияв процессе игры элементов психики, несущих преимущественную нагрузку в процессеобучения;
— доступность иэмоциональная привлекательность игрового материала.
Особенностьиспользованных игр заключалась в проведении их в цикличном порядке, с соблюдением требования адекватности характера и объема двигательной активностивозрастным и половым особенностям детей.
С учетом критериевподбора игр были разработаны годовые планы развития познавательных процессовдетей 6-10 лет [1].
За основу игровойформы, как правило, брался сюжет, к которому подбирались средства иметодические приемы обучения. При этом готовился стихотворный текст, которыйпотом читал педагог. В содержание текста включались стихи детских писателей,поговорки, дразнилки, загадки, считалки и стихи собственного сочинения [15].
С целью проверкиэффективности подобранных средств и методов физического воспитания,способствующих развитию познавательных процессов детей 6-10 лет, был проведенпедагогический эксперимент на базах детских образовательных учреждений (ДОУ) иобщеобразовательных школ (ОШ) г. Краснодара. Были сформированы две группы детей6 лет — экспериментальная и контрольная.
На экспериментальнойгруппе (30 девочек и 31 мальчик) из ДОУ № 31 проверялись эффективностьвоздействия подобранных средств и методов физического воспитания на развитиепознавательных процессов в течение как первого года эксперимента, так ипоследующих четырех лет после перехода детей в общеобразовательные школы № 4 и6.
Контрольная группа (31девочка и 33 мальчика) из ДОУ № 131, а в дальнейшем — учащиеся школы № 72, напротяжении всех лет эксперимента обучалась по общепринятым программам.
Результаты исследованияи их обсуждение. Изучение динамики познавательныхпроцессов осуществлялось по интегральным показателям (ИП). Анализвнутригрупповых изменений абсолютных значений ИП познавательных процессовпоказывает, что как в контрольной, так и в экспериментальной группе в течениеучебного года произошли достоверные изменения. Отмечено достоверное увеличениепоказателей уровня развития познавательных процессов детей контрольной группы,что, по-видимому, обусловлено влиянием генотипического раз вития и результатамиобучения и воспитания по обычным программам:
— 6 лет — воображения,восприятия у детей обоего пола;
— 7 лет — внимания удетей обоего пола, восприятия (у девочек);
— 8 лет — памяти,восприятия, мышления, внимания у детей обоего пола;
— 9 лет — памяти,восприятия, внимания у детей обоего пола, мышления (у девочек);
— 10 лет — памяти,мышления, внимания у детей обоего пола, восприятия (у мальчиков).
Необходимо отметить,что количество и уровень достоверной вероятности изменившихся в годичном циклехарактеристик у детей эксперимен тальной группы превосходят аналогичныезначения у их сверстников из контрольной.
Статистически значимыеразличия между детьми контрольной и экспериментальной групп по большинствуизучаемых признаков на начало учебного года выявлены в 9-летнем возрасте. Вконце учебного года преимущество детей экспериментальной группы наблюдается с 8лет, за исключением показателей внимания у мальчиков. Очевидно, предлагаемаясистема стимулирования развития познавательных процессов средствами физическоговоспитания оказывает существенное влияние на их абсолютные значения через 2-3года. Вместе с тем обращает на себя внимание достоверное преимущество побольшинству показателей темпов прироста познавательных процессов детейэкспериментальной группы начиная с 6 лет. Если на начало учебного года поабсолютным значениям познавательных процессов между детьми контрольной иэкспериментальной групп наблюдаются достоверные различия в 42% случаях, а вконце учебного года в 60%, то по темпам прироста статистически достовернаяразница выявлена в 86% случаев.
В ходе педагогическогоэксперимента определяли наличие элементов полового диморфизма по абсолютнымзначениям и темпам прироста изучаемых характеристик психики. Установлено, чтопо исходному уровню развития познавательных процессов мальчики и девочки 6 летконтрольной и экспериментальной групп не отличаются друг от друга. В концеучебного года картина повторяется (табл. 4). По мере взросления детейколичество элементов полового диморфизма по изучаемым признакам возрастает.Вместе с тем по темпам прироста различия между мальчиками и девочками болеезначительны. Из 25 показателей в возрастном диапазоне 6-10 лет достоверныразличия у детей контрольной группы по 16 показателям (64,0%),экспериментальной — по 12 (52,0%).
Необходимо отметить,что по абсолютным значениям познавательных процессов преимущество наблюдается удевочек. Исключение составляют характеристики мышления, по которым выявленыболее высокие значения у мальчиков контрольной группы в 10 лет. По темпамприроста наблюдается обратная картина: достоверно большие значения выявлены умальчиков. Исключение составляют показатели темпов прироста у девочек вконтрольной группе по параметрам памяти, мышления и внимания в 6 лет,восприятия и внимания в 7 лет; в экспериментальной — мышления в 6 лет ивнимания в 7 лет, что на достоверном уровне превосходит показатели мальчиков.

/>
Средняя сумма темповприроста показателей познавательных процессов у детей контрольной иэкспериментальной групп по результатам пятилетнего педагогического эксперимента
Количество достовернозначимых отличий между мальчиками и девочками у детей контрольной группыбольше, чем в экспериментальной, как по абсолютным значениям, так и по темпамприроста. Очевидно различные методики неодинаково влияют на развитиепознавательных процессов у детей разного пола. Экспериментальная методика, понашему мнению, способствует нивелированию половых различий в уровне развитияпсихических свойств детей 6-10 лет.
Изучение суммарныхпоказателей темпов прироста (см. рисунок ) свидетельствует о том, что дети  изэкспериментальной группы превзошли своих сверстников по темпам приростаизучаемых признаков во всех возрастных группах в среднем на 14,5%. Причемнаибольшие темпы прироста как в контрольной, так и в экспериментальной группенаблюдаются у детей 7 лет, т.е. при переходе их к систематическо му обучению вобщеобразовательной школе.
 

 
Выводы
1. Возможностьрезультативного педагогического воздействия средствами физического воспитанияна развитие познавательных процессов подтверждается:
— количеством и уровнемдостоверной вероятности изменившихся характеристик в годичном цикле у детейэкспериментальной группы, которые превосходят аналогичные значения удошкольников и младших школьников из контрольной;
— достовернымпреимуществом начиная с 6 лет по большинству показателей темпов прироста познавательныхпроцессов детей экспериментальной группы над контрольной;
— значениями суммытемпов прироста показателей познавательных процессов в пятилетнем циклесравнительного педагогического эксперимента, которая в среднем на 14,5% большеу детей экспериментальной группы.
2. При переходе детейиз дошкольного образовательного учреждения в начальную школу наблюдаетсяувеличение показателей темпов прироста познавательных процессов у детей какэксперимен тальной, так и контрольной группы.
3. Различное количестводостоверно значимых отличий изучаемых признаков между мальчиками и девочками удетей контрольной и экспериментальной групп, очевидно, связано с различнымиметодиками развития познавательных процессов.
4. Как в контрольной,так и в экспериментальной группе выявлена различная направленность достоверныхизменений в годичном цикле абсолютных значений уровня развития познавательныхпроцессов и темпов их прироста. Если по темпам прироста наблюдаются достоверныеразличия, то по абсолютным значениям данных изменений может не быть.

 
Литература
1.БаландинВ.А.и др. Использованиеподвижных игр для развития познавательных процессов детей старшего дошкольногои младшего школьного возраста: Учебное пособие.Краснодар, 1999. — 104 с.
2.БаландинВ.А., ЧернышенкоЮ.К., СоленоваР.И. Взаимосвязь уровня развитияпоказателей психических процессов с успешностью обучения детей 7 лет//Тез. XXVI научной конференции студентов и молодых ученых вузов России,посвященной 30-летию КубГАФК (декабрь 1998 г. — март 1999 г.). Краснодар, 1999,с. 56-57.
3.БальсевичВ.К. Физическая культура для всех и длякаждого. — М.: ФиС, 1988. — 208 с.
4.БальсевичВ.К. Интеллектуальный вектор физическойкультуры человека (к проблеме развития физкультурногознания) //Теор. и практ. физ. культ..1991, № 7, с. 22-36.
5.ВенгерЛ.А., ВенгерА.П. Домашняя школа. — М.: Знание, 1994. — 240 с.
6.ВыготскийЛ.С. Воображение и его развитие вдетском возрасте //Хрестоматия повозрастной психологии: Учебн. пос. для студ. /СоставительЛ.М. Семенюк //Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Международная педагогическаяакадемия, 1994, с. 26-32.
7.ГальперинП.Я., КабыльницкаяС.Л. Экспериментальное формированиесознания. — М.: МГУ, 1974. — 95 с.
8.ДворкинЛ.С., ЧернышенкоЮ.К. Возрастные особенности развитияпсихических процессов у детей 3-6 лет средствами физического воспитания//Физическаякультура: воспитание, образование, тренировка. 1997, № 2, с.32-34.
9.КаданцеваГ.А. Взаимосвязь познавательной идвигательной активности у детей шести лет //Теор.и практ. физ. культ.. 1993, № 11-12, с. 40-41.
10.НаталовГ.Г. Спорт как система ценностейкультуры двигательной деятельности и социальный институт ее развития,распространения и освоения //Олимпийскийбюллетень. 1994, № 1, с. 26-35.
11.ПиажеЖ. Речь и мышление ребенка//Пер. с фр. и англ. В.А. Лукова. — М.: Педагогика — Пресс, 1994. — 528 с.
12.СоленоваР.И., БаландинВ.А. Методика сопряженного развитияпсихических процессов и физических качеств детей 6-8 лет//Актуальныевопросы физической культуры и спорта: Тр. НИИ проблемфизической культуры и спорта КубГАФК. Краснодар, 1999. Т. 2, с. 281-285.
13.ФельдштейнД.И. Особенности ведущей деятельностидетей подросткового возраста //Хрестоматияпо возрастной психологии: Учебное пособие для студентов/Составитель Л.М. Семенюк; под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Международнаяпедагогическая академия, 1994, с. 163-168.
14.ЧернышенкоЮ.К., ДворкинЛ.С. Развитие психических процессовдетей 3-6 лет средствами физического воспитания//Олимпийскоедвижение и социальные процессы: Матер. VII Всерос.научн.-практ. конф., посвященной 100-летию современных Олимпийских игр(сентябрь, 25-27. 1996 г.). Ч.3. Краснодар, 1996, с. 204-206.
15.ЧернышенкоЮ.К.и др. Использованиеэлементов художественного слова в практике физического воспитания детейдошкольного возраста: Учебное пособие. Краснодар, 1997. — 181 с.
16.ЧернышенкоЮ.К.и др. Возрастнаядинамика психических процессов детей 6-10 лет //Актуальныевопросы физической культуры и спорта: Тр. НИИ проблемфизической культуры и спорта КубГАФК. Краснодар, 1998, с. 83-87.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.