СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. История развития образования встранах Азии
2. Образование в странах Азии насовременном этапе
2.1 Кризис системы образования
2.2 Начальное и среднее образование
2.3 Высшее образование
Использованная литература
ВВЕДЕНИЕ
А́зия — самаябольшая часть света, образует вместе с Европой материк Евразию.
Основные сведения
Площадь: 43475 тыс.км² (включая острова)
Площадь островов: 2001тыс. км²
Средняя высота надуровнем моря: 960 метров
Наибольшая высота надуровнем моря: 8 848 метров (г. Эверест)
Наименьшая высота надуровнем моря: −405 метров (уровень Мёртвого моря)
Положение и границы
Граница Европы и Азиипризнанная Международным Географическим Обществом (под буквой A, под другими буквами отвергнутыеварианты)
Располагается в основномв восточном полушарии (исключением является Чукотский полуостров), к северу отэкватора. Границу с Европой обычно проводят по восточному подножью Уральскихгор, Мугоджарам, реке Эмбе, далее по Каспийскому морю, реке Аракс, по Чёрному иМраморному морям, проливам Босфор и Дарданеллы. С Африкой Азия соединенаСуэцким перешейком, от Северной Америки её отделяет узкий Берингов пролив.
Три дополнительные линииграниц на карте демонстрируют альтернативные, большей частью негеографические,определения границ:
Линия A — проходит по вершинам Уральских гори, далее, по реке Урал
Линия B — проходит по Кумо-Манычской впадинеи, далее, по Азовскому морю
Линия C — следует по водоразделу Кавказскихгор
Геополитическая границаАзии несколько отличается от природной. Её проводят по восточным границамАрхангельской области, республики Коми, западным границам Свердловской иЧелябинской областей, по Казахстану и далее по предгорьям северного Кавказа доАзовского моря.
Происхождение названия
В хеттскую эпоху всеверо-западной части Малой Азии располагалось царство Ассува. Победа хеттовнад ним упомянута в анналах царя Тудхалияса IV. В греческом эпосе это царствоперсонифицируется в образе царя Асия, союзника троянцев. Имя Асия в греческоймифологии носит океанида, жена Прометея, от которой, согласно мифологическойтрадиции, и произошло название части света. Ко времени Геродота обозначениецелой части света как Асия (Азия) было у греков общепринятым.
Физико-географическоерайонирование
В Азии принято выделятьследующие физико-географические районы:
Западная Азия (ЮжныйКавказ и Переднеазиатские нагорья);
Юго-Западная Азия(Аравийский полуостров и Левант);
Южная Азия (полуостровИндостан и остров Шри-Ланка (архипелагМальдивы);
Юго-Восточная Азия(полуостров Индокитай и Малайский архипелаг);
Восточная Азия (Корейскийполуостров, Японские острова, восточная часть Китая);
Северная Азия (Сибирь исеверо-восток Евразии);
Средняя Азия (Памир,Тянь-Шань, Туранская низменность).
На территории Азии кнастоящему времени полностью или частично расположено 54 государства, из нихчетыре (Абхазия, Китайская Республика, Турецкая Республика Северного Кипра,Южная Осетия) признаны только частично. Из непризнанных государств —Нагорно-Карабахская Республика.
1. История развития образования в странах Азии
Страны Азии в периодколониализма
Страны Азии в прошлом в большинстве своём колонии и полуколонииимпериалистических держав или зависимые от них страны, которые пользуютсяполитическим суверенитетом, но, входя в орбиту мирового капиталистическогохозяйства, остаются в той или иной степени неравноправными«партнёрами» высокоразвитых капиталистических государств.
В капиталистическую эпохуколониализм становится всемирным явлением. Начало его роста приходится на конецXV — начало XVI вв. и связано с историческими переменами в Европе, которыепринято называть переходом от феодальных отношений к капиталистическим. Этиперемены растянулись на десятилетия. Проявлениями их были рост промышленногопроизводства, развитие науки, расширение торговли, увеличение спроса на рабочуюсилу, на золото. Последнее обстоятельство сыграло особенно важную роль встремлении европейцев к поискам новых земель.
Колониальная система включала в себя как колонии в собственном смыслеслова, т.е. страны и территории, лишенные какой бы то ни было формысамоуправления, так и полуколонии, в том, или ином виде сохранившие своитрадиционные системы управления. Следует отметить, что по численности меньшаягруппа стран-полуколоний сохраняла суверенитет лишь формально. По своейсоциально-экономической структуре полуколонии не отличались от колоний. Дальнейший процесс превращения стран Азии в источники сырья длякапиталистической промышленности подрывал основы натурального хозяйства и приэтом связывал, эти страны с мировым рынком, насильственно втягивал в мировоекапиталистическое хозяйство. Иностранные компании захватывали нетолько внутренний рынок, но и внешнюю торговлю стран Востока. Само по себепревращение зависимой страны в страну монокультуры и в источник сырья не былостоль эффективным для финансового капитала без господства в сфере экспортных иимпортных операций. Рост влияния Европы и европейской культуры на образованныхазиатов протекал на общем фоне усиления в стране позиций колониального капиталаи соответствующих изменений в ее экономике.
Этот далеконе полный перечень новых форм эксплуатации зависимых стран привел к серьезнымизменениям в социально-экономической структуре восточных обществ, в условиях ихвынужденного колониально-капиталистического синтеза. Одной из важнейших проблемразвития стран Азии с начала XX в. является проблема взаимодействия ихтрадиционных укладов с западным колониальнымкапиталом в условиях его перехода на новую стадию. Некоторые страны Востока,чтобы избежать открытой западной агрессии, сознательно отказывались отконтактов с иностранцами и от активной внешнеторговой деятельности, закрываясвои порты и страны от европейцев и американцев. Так было в Китае, Японии,Сиаме. И это, безусловно, вызывало замедление темпов трансформации старогоспособа производства в этих странах.
Финансово-промышленныемонополии изменили традиционное производство и аграрную структуру, вызывая в тоже время кардинальные изменения в социальных структурах восточных стран.
Расширялись и инвестициианглийского капитала в Азии — европейские банки все более охотно вкладывалиденьги в экономику страны. Все это создавало новые предпосылки для подъемаантиколониального движения.
И португальская, ииспанская, а впоследствии голландская, британская, французская и другиеколониальные системы утверждались в конечном итоге насильственным путём. НаВостоке европейцы столкнулись с разными по уровню развития обществами — отдоклассовых, родоплеменных до феодальных и так называемых азиатских. Ввоенно-техническом отношении эти общества уступали европейцам, превосходствокоторых росло по мере быстрого развития промышленности, науки и техники вЕвропе.
Вовторой половине XIX в. в Азииоткрылось немало университетов, где обучение велось на европейских языках и по европейскимпрограммам. Кроме того, дети из зажиточных семей имели возможность получитьблестящее образование в лучших университетах Англии — Кембридже и Оксфорде.Знакомство с достижениями европейской цивилизации оказало огромное влияние на европейскихинтеллектуалов. Хотя число интеллектуалов в целом было незначительным, их рольв политике и общественной жизни была определяющей.
Активное внедрениеэлементов европейской политической культуры и практики и европейскогообразования способствовало проникновению в Азию многих европейских идей иидеалов, знаний и опыта, привело к знакомству с европейскиминауками, искусством, культурой, образом жизни. Это знакомство тоже попреимуществу ограничивалось узким кругом социальных верхов и индийских интеллектуалов,но все же оно было фактом, а становившееся нормой использование европейскихязыков как официальных способствовало распространению среди интеллектуальнойэлиты ориентации на европейские духовные ценности. Книги, газеты, журналы ииные печатные издания, предназначенные для читателя во всей Азии, публиковалисьтолько на европейских языков.
2.Образование в странах Азии на современном этапе
2.1 Кризис системы образования
С момента обретения независимостикаждое из государств Азии начало развивать свою собственную образовательнуюмодель, причем различия в программах реформ объяснялись различиями в социальнойоткрытости и прогрессе в переходе к рыночной экономике. Страны, больше другихпродвинувшиеся в проведении рыночных реформ, были склонны к проведению болееглубоких реформ в образовании в сравнении со странами, сохранившими большоеколичество элементов старой командной экономики.
Однако во всехгосударствах система образования находится в сложном положении и сталкивается стремя взаимосвязанными проблемами: кризисом начального и среднего образования,серьезными вызовами перед высшим образованием, а также растущими языковымибарьерами. Как и в случае с системой здравоохранения, региональноесотрудничество в области образования могло бы способствовать обмену опытом,установлению региональных стандартов и — в некоторых случаях — взаимовыгодномуобъединению ограниченных ресурсов.
2.2 Начальное исреднее образование
После обретения независимостив странах Центральной Азии сократился набор в начальную школу, упалипосещаемость и доля закончивших школу по всему региону. Целый ряд факторовповлиял на низкий уровень посещаемости: бедность и рост детского труда,ограниченный доступ к безопасному транспорту, проблемы с отоплением,официальные и неофициальные платежи, которые школьная администрация вынужденатребовать для поддержания инфраструктуры и стимулирования учителей.
Существуют еще дветревожные тенденции. Во-первых, хорошо организованная раньше системадошкольного воспитания распалась, что оказывает влияние на детей в критическомвозрасте и ограничивает участие женщин в социальной и экономической жизни.Во-вторых, за последнее десятилетие произошло существенное ослаблениепрофессионального и технического среднего образования.
Государственные расходына образование в странах Центральной Азии резко сократились после получения странаминезависимости. Все это происходило на фоне сокращения самого ВВП, что делалоснижение в абсолютных цифрах еще более разительным. Сокращение финансирования вобласти образования привело к падению качества школьного образования исокращению посещаемости, а также ухудшению образовательной инфраструктуры. Этотакже привело к значительному снижению доходов учителей и снижению престижаучительской профессии. Поэтому учителя меняют профессию, работают сразу внескольких местах или эмигрируют.
В результате достигнутыеуспехи в области образования теряются. Растет уровень безграмотности средидетей из бедных семей, особенно в сельской местности. Гендерные проблемы сталитакже более серьезными, при этом обеднение и возвращение гендернойдискриминации способствует непропорциональному сокращению посещаемости среднейшколы у девочек. Часто девочек-подростков в сельской местности склоняют краннему замужеству или уходу из школы для работы по дому. А так как наличныевыплаты на образование увеличились, бедные семьи в первую очередь сокращаютрасходы на образование дочерей. Растущее гендерное неравенство будет иметьсерьезные долгосрочные последствия для экономического и социального статуса иблагосостояния женщин в Центральной Азии, а также более негативное общее воздействиена человеческое развитие, поскольку существует связь между уровнем образованияженщин и здоровьем, образованием, с одной стороны, и показателями человеческогоразвития — с другой.
Еще одна проблема,которая связана с бедностью, падением уровня образования и системы социальногообеспечения, — это растущее число уязвимых детей. Достоверные статистическиеданные труднодоступны, однако некоторые свидетельства рисуют серьезнуюнегативную тенденцию. Есть также сообщения прессы о растущем количестве детскойпроституции.
Уязвимые дети частостановятся жертвами преступников и полиции, и только небольшое количество НПОпытаются оказать им помощь, но их возможности весьма ограничены.
2.3 Высшее образование
Задачи реформы высшегообразования очень серьезны в целом регионе, при этом существует значительноерасхождение в подходах в разных странах. Несмотря на сильное сокращениегосударственного бюджета, в регионе растет количество университетов. Вводимаяза университетское образование плата, которой не существовало до получения независимости,ограничивает доступ к образованию бедным молодым людям, особенно девочкам.Быстро растет разрыв в образовании между обеспеченными и бедными семьями, атакже между жителями больших городов и сельской местности. Несмотря на введениеплаты за обучение, реальные заработки преподавателей в нескольких странахЦентральной Азии все еще очень низкие, что негативно отражается на качествеобучения: многие университетские преподаватели вынуждены работать на несколькихработах. Коррупция в университетах оказывает негативное воздействие наобразовательные стандарты, и это заставило руководство университетов ввестисистему единого вступительного экзамена как средство борьбы с взятками.
В настоящее время новыебарьеры в области образования, различные алфавиты, визовый режим и бедностьсводят к минимуму возможность обучения в других республиках и обмен студентами.Закрытие доступа к университетам и прекращение признания дипломов другихреспублик угрожают подорвать перспективы создания современного общества,основанного на знаниях, которое стимулирует инновации и конкурентность.
В ответ на некоторые извызовов на свет появились новые университеты и образовательные учреждения. Нарегиональном рынке образования университеты предлагают традиционные государственныеи западные дипломы; они все очень сильно зависят от платы за обучение,поскольку и государственные, и частные университеты ведут борьбу зафинансирование и студентов. В то же время крах государственного атеизма ивозрождение религии, особенно ислама, привели к появлению новых религиозныхобразовательных учреждений по всему региону. Студенты из Центральной Азии такжеобучаются в медресе или религиозных школах на Ближнем Востоке и в Южной Азии.ЮНИСЕФ, Агентство США по международному развитию и Институт Открытого обществаи другие организации приняли участие в создании профессиональных сообществ иассоциаций для вузов и специалистов, среди которых можно назватьЦентрально-Азиатский фонд развития менеджмента, а также международнуюобразовательную сеть (EDNET). EDNET объединяет 266 университетов в ЦентральнойАзии и осуществляет программу по обмену международных профессоров из соседнихстран. Это эффективное и высококачественное решение проблемы дефицитапреподавателей по определенным предметам во многих университетах региона.Другая инициатива носит название Центрально-Азиатская сеть сотрудничества вобласти образования и осуществляется при поддержке Азиатского банка развития иИнститута Открытого общества. Сеть помогает укрепить связи между отдельнымилюдьми, группами и образовательными учреждениями при помощи системы электронныхсетей.
Учитывая слабость системывысшего образования, некоторые правительства стран Центральной Азии принялипрограммы по финансированию обучения студентов за рубежом. Специальныепрограммы предоставления президентских стипендий были созданы в странах Азии.Фонд Сороса помогает студентам из Центральной Азии учиться в Европе и США врамках Программы поддержки высшего образования.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. http://www.diclib.com/cgi-bin/d1.cgi?l=ru&base=bse&page=showid&id=59193
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Азия
3. http://www.dorogadomoj.com/z41kol.html
4. europeandcis.undp.org/files/uploads/_rbecweb…rus…