Реферат по предмету "Педагогика"


Использование технологий росписи по ткани в педагогической работе

Содержание
Введение
1. История «росписи по ткани»
2. Техника «росписи по ткани»
3. Психолого-педагогический анализпроблемы: возможность использовать в работе с детьми нетрадиционных материалови технологий «роспись по ткани»
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение
Художественный труд – этотворческая работа ребенка с различными материалами в процессе которой онсоздает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта(игр, труда и отдыха). Так как труд является декоративно,художественно-прикладной деятельностью ребенка, при создании красивых предметовнадо учитывать эстетические качества материалов на основе имеющихсяпредставлений, знаний приобретенных в процессе трудовой деятельности и нахудожественных занятиях в детском саду.
Труд формирует в ребенкемировоззрение, отношение к искусству, умение видеть и создавать прекрасное. Всодержании художественного труда входит изготовление поделок из природногоматериала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитиюфантазии, творческих способностей, развивает мелкие мышцы рук, способствуетвоспитанию выдержки, настойчивости, умения доводить начатое до конца. Опытработы воспитателей свидетельствует: рисование необычными материалами иоригинальными технологиями позволяет детям ощутить незабываемые положительныеэмоции, а эмоции, как известно, это процесс, и результат практическойдеятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судитьо том, что в данный момент радует, интересует, волнует ребенка, чтохарактеризует его сущность, характер, индивидуальность. Дети старшегодошкольного возраста получают удовольствие, положительные эмоции от работы снетрадиционными материалами, поэтому эта работа становится актуальна в нашевремя.
Цель: выявить доступныедетям дошкольного возраста технологии росписи по ткани.
Объект исследования:технология росписи по ткани.
Предмет исследования:возможность обучения росписи по ткани детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.        Изучитьтехнологии «росписи по ткани».
2.        Обосноватьвозможность использования доступных технологий «росписи по ткани».
3.        Спроектироватьпримерную программу кружка «роспись по ткани» для детей старшего дошкольноговозраста.
Гипотезы: предполагаетсячто с детьми старшего дошкольного возраста возможно использовать нетрадиционныематериалы и технологии «росписи по ткани» в том случае, если они будут доступныпо выполнению.
Методы исследования:анализ психологической, педагогической, искусствоведческой литературы ипередового педагогического опыта по данной проблеме.
Структуры курсовойработы: титульный лист, оглавление, введение, 3 вопроса, заключение, списоклитературы, приложение.

1. История «росписи поткани»
Ручная художественная роспись тканей — своеобразный видоформления текстильных изделий уходящий своими корня в глубокую древность. Первыеупоминания о получении цветных декоративных эффектов на тканях встречаются ужев «Естественной истории» Плиния. Наибольшей известностью пользуются способыразрисовки тканей с применением различных резервирующих составов. Суть этихспособов заключается в том, что участки ткани, не подлежащие окрашиванию,покрываются различными смолами или пчелиным воском. Последние впитываясь в ткань, защищают ее от воздействиякраски. Подготовленную таким образом ткань опускают в краску, затем удаляют pрезервирующий состав (резерв) и врезультате получают белый рисунок на окрашенном фоне.
Этот способ украшения тканей был известен на Руси, в Армении,в Азербайджане, в Индонезии он существует до сих пор. Китайский манускрипт VIII в. рассказывает нам о росписи тканейс помощью воскового рисунка.
Все эти способы получили название «батик».
Происхождение и значение слова «батик» точно неизвестно. НаЯве есть в обиходе слово «амбатик», которое переводится как «гравировать»,«писать», «рисовать».
Кроме такого способананесения рисунка па ткань также с незапамятных времен известны песчаныерисунки на тканях,  получаемые при помощи разных досок, а в настоящее времясетчатых шаблонов  — так называемых набоек от слова «набивать», когда смоченную краской резную доску накладывали на ткань и ее пристукивали деревянныммолотком для лучшей пропечатки рисунка.
Особенно широко искусство набойки украшала крестьянскуюодежду, скатерти, сарафаны и рубахи. В историческом музее и музее народногоискусства (Москва), в Эрмитаже и Русском музее (Ленинград), в музеях Иванова,Горького, Ярославля, Загорска, Костромы и др. городов хранится множествопрекрасных образцов этого вида народного искусства, датированных ХVII – XIX в.в. Там можно ткани,  а также сами резные доски, скоторых печатались рисунки.
Оба описанных способа украшения тканей существуют до сиx пор.
Старинная русская набойка по своим техническим приемам былаочень близка батику — разогретый резерв (различные смеси пчелиного воска, смоли других компонентов наносили вручную на ткань при помощи так называемых квачей(тампонов), штампиков или резных досок. Послезастывания резерва ткань опускали в чан, как правило, с синей. краской — индиго. По окончании процесса крашения ткань просушивали,  удаляли резерв,после чего на синем фоне оставляли белый узор. Чан, в котором окрашиваласьткань, называли кубом, отсюда и способ этот получил название кубовой набойки. Нередконаносили масляной краской ярко-красный горох. Эти ткани использовались главнымобразом для шитья сарафанов, а нередко и мужской одежды. Позднее, в конце XVII в., научились выполнять та называемуюбелоземельную набойку. Рисунок в этом случае печатался резными досками по неокрашеннойткани. Количество досок соответствовало количеству цветов образующих рисунок.Резной узор на досках часто дополнялся металлическими вставками в видегвоздиков без шляпок, печатавших «мелкий горох», или металлических полос,изогнутых соответственно рисунку, при помощи рисунку, при помощи которых узоробогащался гонким контурным рисунком, придающим ткани изящество. Полотна,украшенные описанным выше способом, применялись не только в костюме, но и винтерьере. В конце XIX — начале XX в. набивные ткани изготовлялись на фабриках и широкоиспользовались не только в сельском, но и в городском интерьере. Рисунки сталиразнообразнее и богаче по цветовой гамме. Приобрели известность великолепныеивановские и костромские набойки.
На протяжении многовекового пути развития набойки отбирали  иотшлифовывали узоры, мотивами становились цветы, листья, изображения сцендеревенской и городской жизни, птиц и зверей. Нужно подчеркнуть, чтосовременная художественная роспись теснейшим образом связана с набойкой, с еетрадиционными приемами построения узора и композиции. В нашей странехудожественная роспись тканей существует примерно с 30-х г.г. XX в. и за время своего существованияполучила широкое развитие и признание. Способами художественной росписи  оформляютсяглавным образом изделия, дополняющие костюм (головные и шейные платки, косынки,шарфы, галстуки), а также купоны женских и детских платьев, вещи для украшенияинтерьера — занавеси большие и малые), скатерти, салфетки и т.д.
Таким образом «роспись поткани» которая возникла с древних времен широко используется и в наше время дляукрашения интерьера, одежды, и предметов домашнего обихода.
2. Техника «росписи поткани»
Исследуяискусствоведческую литературу нами было установлено, что существуют разныеспособы выполнения  «росписи по ткани». Батик – это особая техника росписи, прикоторой на ткань сначала наносят рисунок тонким слоем воска, затем покрывают еекраской. В результате окрашиваются непокрытые воском участки. После удалениявоска на ткани остается оригинальный, неповторимый рисунок. Существует многоразновидностей «росписи по ткани»:
Горячий батик
Для выполнения горячегобатика на ткань наносят контур рисунка специально резервирующим составом,природу для краски. Горячий батик можно условно разделить на 3 вида: простой водно перекрытие; сложный батик в несколько перекрытий; батик, выполняемых «отпятна». При горячем батике простым способом резервирующий состав в соответствиис рисунком наносят на ткань, затем делают заливку всего полотна красящимраствором, не пропускают краску. После удаления состава они образуютодноцветный, светлый рисунок на цветном фоне. Переводят на ткань контурырисунка резервирующим составом. Заливать плоскости красящим раствором можнопосле того, как шаблон будет отколот от ткани, а резервирующий состав,наведенный по контуру рисунка, хорошо посохнет. Для покрытия ткани красящимирастворами пользуются мягкими, впитывающими влагу кистями (белки, соболь,полынок) различной ширины или специально изготовленными тампонами. Ткань послезаливки красящим раствором сразу протирают влажной ватой, чтобы равномернораспределить краску по поверхности и удалить ее излишки, также очистить откраски контур, на веденный резервирующим составом. Для выполнения горячегобатика сложным способом в несколько перекрытий изготавливают несколько шаблонноотдельно для каждого перекрытия. Затем наносят краску нужного цвета. Когда онавысохнет, наносят резервирующий состав. Перед тем, как сделать сплошную заливкуткани краской, нужно тщательно проверить весь ли рисунок, который долженостаться белым, закрыт резервирующим составом. Когда краска высохнет,накладывают следующий шаблон и резервируют элементы рисунка в соответствии сэскизом и делают очередную заливку. Выполнение горячего батика способом «отпятна» является наиболее сложным и интересным. Для выполнения росписи способом«от пятна»  так же пользуются шаблонами. Чтобы изготовить их, на плотной бумагенамечают центры крупных элементов рисунка. Если рисунок более сложных,пользуются шаблонами, выполненными тушью. На ткани сверху или под ней, взависимости от шаблона и сложности рисунка закрепляют шаблон и резервирующимсоставом закрывают те места, которые должны остаться белыми. Затем снимаютшаблон и наносят на ткань расплывчатыми пятнами светлых красок в соответствии сэскизом. Снова закрывают составом готовые места и так повторяют до тех пор,пока рисунок изделия не будет полностью соответствовать эскизу.
Восковой батик
Утонченные, изысканныеузоры можно получить способом крашения «восковой батик». Для этого лучше взятьткань из натурального шелка. Кусок ткани разложите на ровной поверхности инанесите на нее кисточкой расплавленный воск или парафин. После того как всяповерхность ткани будет покрыта тонким слоем воска, сомните ее в комок ипоместите в красильный раствор при комнатной температуре. Ткань необходимовыдержать в красильном растворе в течение 12-24 часов. Краситель растворите внебольшом количестве теплой воды, раствор процедите в посуде для крашения,долейте холодной воды до необходимого объема и добавьте 1 столовую ложку 10%-го столового уксуса. После окончания крашения выньте «комок» ткани и залейтеего горячей водой. При этом парафин или воск расплавятся и поднимется наповерхность воды. Повторите эту операцию несколько раз. Для полного удаленияпарафина  с ткани прогладьте ее, положив между листами белой рыхлой бумаги.
Батик по соли
Его особенностью являетсяотсутствие четко выраженных границ изображаемых объектов, использованиераздельных мазков, белые просветы между которыми создают эффект «мерцания». Насоленой ткани линии, точки мазки получаются немного размытыми, нечеткими, ктому же соль поглощает краску, поэтому работа получается немного цвета«манной». Особую выразительность батиковой картине придают проступающие не нацветном рисунке кристаллики соли. Заготовки из хлопчатобумажного материала илишелка опускают на некоторое время в перенасыщенный соляной раствор, затемвысушивают, проглаживают утюгом. Для батиковой росписи используются жидкиекрасители тушь, растворы анилиновых и акварельных красок. Подготовьте мелкиеемкости, в которых в дальнейшем будут создаваться различные оттенки выбранных вамицветов. Традиционное использование акварельных красок завершитхудожественно-изобразительный образ, расставит композиционно-цветовые акценты.
Роспись понакрахмаленной ткани
Таким способом получаютсякрасивые работы. Здесь можно использовать гуашевые, акварельные краски. Сначаланадо накрахмалить ткань, накрахмаленная ткань должна хорошо высохнуть, затем нанее переносят заранее подготовленный рисунок через старую копировальную бумагу.Это могут быть цветы, животные, персонажи сказок, мультфильмов, басен. Росписьпроизводят пером или маленькими кисточками от центра или середины рисунка,добиваясь нужного тона, насыщая красками свободными мазками нужные места.
Роспись сиспользованием клея ПВА
Клей используется в этомвиде росписи в качестве краскоограничительного состава и одновременноукрашающего элемент. Сначала готовят краскоограничительный расвор. В небольшуюемкость наливают до половины клей ПВА, в него добавляют бронзовую краску впорошке, если нужен иной цвет, разводят серебреную гуашь или темперу. Хорошоразмешивают. Затем берут ткань, натянутую на подрамнике, с подготовленнымрисунком и по контурам мягкой  кисточкой наносят полоску клея с краской. Когдавыполнены контуры, работу оставляют до полного высыхания. Затем берут красительи производят роспись внутри контурных линий.
Узелковый батик
На ткани завязываетсяузелок, перетягивается проволокой или прочной ниткой, тщательно прокраситьскладки узелка цветной тушью, чернилами или акварелью, развязать этот узелок изавязать другой там, где это требуется, его складки прокрасить уже другимцветом. Фон закрасить поролоновым тампоном. Завязывать узелки на ткани можно поразному, делать их большими ил совсем маленькими, помещать два и более узелководин за другим. Рисунок будет зависеть и от того, как завязать саму нить. Еслинужно оставить светлые промежутки, перевязать узелок нитью туго и наматывать еешироко. Изделие слегка подсушивается и еще влажным проглаживается. Такимобразом, существует интересные технологии в «росписи по ткани» одни требуют трудоемкойработы, а другие просты и оригинальны по выполнению «росписи по ткани» как одиниз видов художественно ручного труда обладает большими возможностями в развитиитворческих способностей человека.
3.Психолого-педагогический анализ проблемы: возможность использовать в работе сдетьми нетрадиционных материалов и технологий «роспись по ткани»
Исследуя психологическую,педагогическую,  искусствоведческую, методическую литературу нами былоустановлено: что во многих источниках достаточно основательно раскрываетсятехнология «росписи по ткани» которую сможет освоит любой взрослый человек.
Так, А.В. Загребаеваописывает самые распространенные способы росписи по ткани и необходимыеинструменты для росписи [3].
А. Денисова рассматривалаисторию возникновения «росписи по ткани»[6].
К сожалению, вметодической литературе проблема «росписи по ткани» с детьми дошкольноговозраста раскрыта крайне слабо. Так, Т. Корябин [10] изучал способ выполнениясолевого батика, технологию и необходимые инструменты и материалы. Л.В.Пантелеева затрагивала проблему детского творчества и представляла пути еерешения [12].Г.И. Перевертень указывал [11] возможные варианты и основныепринципы конструирования изделий с целью самостоятельного выполненияхудожественных работ детьми. А.В. Куцакова представила опыт работы в дошкольныхучреждениях, и примерные планы занятий [9]. А.П. Аверьянова, А.В. Грушинаразбирает способ «росписи по ткани» узелковый батик [1].
Анализируя «Программувоспитания и обучения в детском саду» по разделам «Изодеятельности ихудожественно-ручного труда» было установлено, что с детьми дошкольноговозраста используются традиционные материалы – это бумага, картон, краски,природный материал. К сожалению, в содержании данных разделов не предусматриваютсяданные материалы и нестандартные технологии. Таким образом, в литературе широкораскрыты технологии «росписи по ткани», которые сможет освоить любой взрослый,однако в дошкольных учреждениях мало работы проводится с использованиемнетрадиционных материалов, больше внимания уделяется традиционным материалам.На наш взгляд из существующих технологий «росписи по ткани» можно выделитьдоступные детям дошкольного возраста такие как, «узелковый батик, проспись понакрахмаленной ткани, роспись с использованием клея ПВА, свободная роспись ит.д.».

Заключение
Художественный труд – этотворческая работа ребенка в различными материалами. В содержаниихудожественного труда входит изготовление поделок из различного материала(природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева). Этот труд способствуетразвитию фантазии, творческих способностей, развивает мелкие мышцы рук,способствуют воспитанию выдержки, настойчивости, умение доводить начатое доконца.
Дети старшего дошкольноговозраста получают удовольствие, положительные эмоции от работы и снетрадиционными материалами. Ручная художественная роспись тканей своеобразныйвид оформления текстильных изделий уходящей своими корнями в глубокуюдревность. «Роспись по ткани»  которая возникла с древних времен широкоиспользуется и в наше время для украшения интерьера, одежды и предметовдомашнего обихода. Существуют интересные технологии в «росписи по ткани» однитребуют трудоемкой работы, а другие просты и оригинальны по выполнению. «Росписьпо ткани»  как один из видов художественно ручного труда обладает большимивозможностями в развитии творческих способностей человека. Исследуяпсихологическую, педагогическую, искусствоведческую, методическую литературунами было установлено что во многих источниках достаточно основательнораскрывается технология «росписи по ткани» которую сможет освоить любойвзрослый человек (А.В. Загребаева, А. Денисова). К сожалению в методическойлитературе проблема «росписи по ткани» с детьми дошкольного возраста раскрытакркйне слабо (Т. Корябин, Л.В. Понтелеева, Г.И. Перевертень, А.В. Куцакова,А.П. Аверьянова, Л.В. Грушина). В литературе широко раскрыты технологии«росписи по ткани» которые может освоить любой взрослый. Однако в дошкольныхучреждениях мало работы проводится с использование нетрадиционных материалов,больше внимания уделяется традиционным. На наш взгляд из существующихтехнологий «росписи по ткани»  можно выделить доступные детям дошкольноговозраста (узелковый батик, роспись по накрахмаленной ткани, роспись сиспользованием клея ПВА, свободная роспись). Выдвинутая нами гипотеза, что сдетьми старшего дошкольного возраста возможно использовать нетрадиционныематериалы и технологии «росписи по ткани» в том случаи если они будут доступныпо выполнению, подтвердилась.
Таким образом, появиласьпотребность апробировать доступные технологии «росписи по ткани» с детьмистаршего дошкольного возраста в практической деятельности, поэтому былразработан проект примерной программы кружка «Волшебная ткань» (см. Приложение1).

Список литературы
1.           Аверьянов А.П.,Гушина Л.В. // мастерилка Батик. – М., — 2000.
2.           Афанасьева Р.,Соловьева. Руководство коллективными работами по рисованию и аппликации //Дошкольное воспитание. – 1985. — № 7.
3.           Белинечева И.Б.,Смирнова О.К. // на досуге. Батик домашнее крашенье. – М., — 1980. № 11.
4.           Гуякова МАппликация из ткани // Дошкольное воспитание. – 1980. — № 12.
5.           Гусякова М.А.Аппликация. – М., — 1982. – С.135
6.           Денисов А,Казаченко В, Маногончук С, Лисенский А. Все о рукоделии. – М., — 1997. – С.373
7.           Загребаева Л.В.Роспись по ткани, лоскутное шитье. – М., — 2002. – С.45
8.           Казлова С.А.,Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., — 1998. – С.190
9.           Куцакова А.В.Конструирование и ручной труд в детском саду. – М., 1990. – С.3
10.          Корябина Г. // Музыкальный руководитель. – 2005. — № 1.
11.          Перевертень Г.И.Самоделки из текстильных материалов. – М., 1990
12.         Понтелеева Л.В.,Каменов Е., Станоевич-Кастори М. Художественный труд в детском саду. – М.,1987. – С.5

Приложение 1
Проект примерной программыкружка «Волшебная ткань»
Цель: развитие творческих способностейпосредством использования нетрадиционных материалов и техники «росписи поткани».
Задачи:
1.        Помочь детямовладеть техникой выполнения «росписи по ткани» с использованием нетрадиционныхматериалов.
2.        Развивать умениявыделять главное в композиции, передавать его связь с остальными образами ипредметами.
3.        Учить создаватьобщий колорит, красочное звучание всей работы.
4.        Помочь овладетьобщими трудовыми навыками: ставить задачу, отбирать необходимый материал исредства ее реализации, планировать ход работы. Контролировать и оцениватьрезультаты.
Содержание: тематиказанятий разработана с учетом возрастных особенностей детей.  
Тематический план№ п/п Название темы Количество часов
Форма
организации Технологические операции
I
1
Вводная
«Волшебная ткань» 2 Фронтально
II
1
2
3
4
Батик «узелковый»
«платочки»
«букет цветов»
«кольца»
«бабочки»
2
3
1
3
Индивидуально
Индивидуально
Индивидуально
Индивидуально
«веером, гармошкой»
«скручивания»
«складывание»
«скручивание»
III
1
2
3
4
5
Батик (солевой)
«облака»
«зимний пейзаж»
«зайчики»
«собачки»
«медвежата»
1
3
2
2
2
Фронтально
Индивидуально
Фронтально
Индивидуально
Индивидуально
«крупные кристаллы соли»
«мелкие кристаллы соли»
«крупные и мелкие + вода»
«крупные и мелкие + вода»
«крупные и мелкие + вода»
IV
1
2
3
4
Роспись с использованием клея ПВА
«любимые игрушки»
«новый год»
«елочка»
«елочные игрушки»
2
3
2
2
Фронтально
Фронтально
Индивидуально
Индивидуально 
«клей ПВА + бронзовая краска»
«клей ПВА + серебреная краска»
«бронзовая + серебренная + клей ПВА»
«бронзовая + серебренная + клей ПВА»
V
1
2
3
Свободная роспись
«осенний пейзаж»
«весна пришла»
«природная фантазия»
3
3
3
Фронтально
Индивидуально
Индивидуально 
«по эскизу»
«по шаблону»
«свободная роспись по мокрому шелку»
Методика организациизанятий
Успешное проведениезанятий во многом должно зависеть от подготовки руководителя кружка которыйдолжен заранее определить объем и содержание работы, подбирать материалы,инструменты в необходимом количестве, соответствующие гигиеническим требованиямсоблюдения техники безопасности. Тему занятия руководитель кружка выбирает сучетом интереса и желаний детей. Любая тема занятий требует предварительнойработы с детьми. Готовясь к занятию руководитель выполняет примерные образцы. Вэтом случае он может предусмотреть возникновение трудностей, и наметить пути ихустранения. Свой образец руководитель должен демонстрировать на первыхзанятиях. Обращая внимание на выполнение техники «роспись на ткани». Вдальнейшем усвоенные приемы работы не показывают, а лишь напоминаютпоследовательность выполнения или предлагают рассказать об этом кому-либо издетей. Очень важно, чтобы образец не заменял живое созерцание реального мира,если дети будут воспринимать только образец, то они никогда не смогут научитьсятворческому отражению своих впечатлений.
Занятия по кружковойработе проводятся два раза в неделю, длительностью до 35 минут.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.