Содержание
Введение
1. Магистратура в России
2. Как проходит обучение в магистратуре
3. Магистратура и законодательство
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Вначале в Россиимагистерские программы воспринимались исключительно какнаучно-исследовательские, готовящие слушателей к преподавательской или научнойкарьере. Это существенно ограничивало область использования таких программ иснижало их востребованность. Да и по сути это не совсем верно. Магистерскиепрограммы действительно должны иметь сильный исследовательский компонент, но всмысле обучения студентов навыкам сбора, анализа и использования информации дляпринятия решений. Высококвалифицированные кадры с магистерским уровнемобразования требуются не только в вузах в качестве преподавателей или висследовательских организациях, но и в реальном бизнесе, в компаниях иорганизациях самых разных сфер деятельности и форм собственности.
1. Магистратура вРоссии.
Magistr– это латинское слово, которое можно перевести как «наставник», «учитель»,«руководитель». В Древнем Риме «магистром» называли важное должностное лицо, вВизантии «магистр» – это высший титул служебной знати. А в Средние векамагистрами называли студентов, достигших высших результатов в науках.
Постепенно магистрамистали называть выпускников и студентов программ высшего образования самоговысокого уровня. В США наибольшее распространение получили магистерскиепрограммы по деловому администрированию (Masterof BusinessAdministration – МВА), которыеготовили людей, уже имеющих степень бакалавра и опыт управленческой работы, кдеятельности на средних и высших руководящих должностях.
В России ученая степеньмагистра была введена императорским указом в 1803 году. Лица, получившие этустепень, имели право заведовать кафедрой. В 1819 году утверждено«Положение о производстве в ученые степени», регламентирующее порядоксдачи экзаменов, защиты диссертаций и присуждение ученых степеней.Университетским уставом в 1884 году ученая степень кандидата наук была отменена(с этого времени в России присуждались только две ученые степени — магистра идоктора наук).
После 1917 года поразличным причинам подготовка магистров была отменена. Но перестроечныепроцессы в нашей стране, начавшиеся в середине 80-х годов XX века и затронувшиепрактически все стороны общественной жизни, вновь сделали ее актуальной. Всоответствии с постановлением Министерства науки, высшей школы и техническойполитики РФ от 13.03.1992 «О введении многоуровневой структуры высшегообразования Российской Федерации» наряду с подготовкой дипломированныхспециалистов стала осуществляться подготовка бакалавров и магистров. Новаяструктура высшего образования преследовала цель расширить возможности вузов вудовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности,повышения научной и профессиональной подготовки специалистов с учетомпотребностей экономики и рынка труда.
Когда в самом начале90-х годов в вузовской среде стала обсуждаться концепцияструктурно-содержательной реформы высшего образования в России, специалистыклассических университетов, проявили особый интерес к идее введения системыподготовки по направлениям высшего образования с ее многоуровневой структурой.Этот интерес был обусловлен увиденной возможностью реализовать в рамках даннойсистемы в явном виде и на новом методологическом, методическом и организационномуровнях традиционный для этого типа вузов подход к задачам высшегоуниверситетского образования.
Этот подходпредусматривает, с одной стороны выделение как самостоятельной задачиобеспечения получения студентами фундаментального образования в достаточноширокой области знаний в сочетании с базовыми сведениями из других научныхобластей и элементами начальной профессионализации, а с другой — развития наэтой основе системы углубленной специализированной подготовки кадров длянаучно-исследовательской и педагогической деятельности на базе имеющихсянаучно-педагогических школ. Решение первой задачи является главной функциейпрограмм подготовки бакалавров, а второй — основной целью специализированноймагистерской подготовки. Такой подход предусматривает также пониманиебакалавриата и магистратуры как двух составных частей единой двухуровневойсистемы подготовки по направлению.
В своей деятельности поразвертыванию магистратуры университеты руководствовались Положением омагистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровнего высшегообразования Российской Федерации, утвержденном Постановлением ГосударственногоКомитета РФ по высшему образованию N42 от 10.09.93 г. По нашему мнению, этотнормативный документ сыграл и продолжает играть важнейшую роль в становленииинститута магистратуры в России.
Ключевым шагом восознании важности перехода России на двухуровневую систему высшего образования(бакалавр + магистр) стало решение о присоединении к Болонскому процессу. 19июня 1999 года министры, отвечающие за высшее образование в 29 странах Европы,подписали Болонскую декларацию. Они сформулировали ряд общих целей, достижениекоторых позволит к 2010 году создать единое Европейское пространство высшегообразования.
19 сентября 2003 годана Берлинском коммюнике «Формирование общеевропейского пространства высшегообразования» министры 33 европейских стран подписал Болонскую декларацию. Состороны России свою подпись поставил министр образования Российской ФедерацииВ.М. Филиппов. Это решение закрепило за Россией статус полноправного членаевропейского образовательного сообщества. Для РФ это означает, что онаобязуется до 2010 года воплотить в жизнь основные цели и принципы Болонскогопроцесса.
Одной из основных целейБолонского процесса является «содействие мобильности путем преодоленияпрепятствий эффективному осуществлению свободного передвижения». Для этогонеобходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимальносходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени – наиболеепрозрачными и легко сопоставимыми. Это, в свою очередь, напрямую связано свведением в вузах системы перезачета кредитов, модульной системы обучения испециального Приложения к диплому. Это также находится в тесной связи среформированием учебных планов.
Сегодня в российскойсистеме образования магистратура входит в структуру высшего профессиональногообразования. На сегодняшний момент выпускники вузов могут иметь квалификациюбакалавра, дипломированного специалиста или магистра по соответствующим направлениямподготовки (специальностям), причем соответствующие образовательные программымогут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями.
Вначале в Россиимагистерские программы воспринимались исключительно какнаучно-исследовательские, готовящие слушателей к преподавательской или научнойкарьере. Это существенно ограничивало область использования таких программ иснижало их востребованность. Да и по сути это не совсем верно. Магистерскиепрограммы действительно должны иметь сильный исследовательский компонент, но всмысле обучения студентов навыкам сбора, анализа и использования информации дляпринятия решений. Высококвалифицированные кадры с магистерским уровнемобразования требуются не только в вузах в качестве преподавателей или висследовательских организациях, но и в реальном бизнесе, в компаниях иорганизациях самых разных сфер деятельности и форм собственности.
Сейчас магистерскиепрограммы по направлению «Экономика» и «Менеджмент» дают возможность не толькоуглубить знания в области экономики, коммерции или менеджмента, но и получитьэкономическое и управленческое образование выпускникам технических вузов,окончившим программы дипломированного специалиста.
Спрос на магистерскиепрограммы быстро растет. Рынок труда России еще не полностью воспринял дипломбакалавра в качестве полновесного диплома о высшем образовании. И работодатели,и потребители образовательных услуг стремятся получить в их представлении«полновесное» высшее образование, т.е. образование на магистерском уровне.
Магистерские программыпостепенно вытесняют с рынка так называемое «второе высшее образование».Магистратура – новый и более высокий уровень высшего образования. Программапостроена не на перезачете когда-то пройденных в вузе иного профиля дисциплин,а на аккумулировании и переносе имеющихся знаний и навыков на новую предметнуюобласть и новый уровень. Например, знание математики учим применять вэкономических дисциплинах, языки – чтобы слушать лекции приглашенныхпрофессоров из-за рубежа.
В магистратуру приходятоколо 40% людей с неэкономическим образованием. Они, как правило, работают науправленческих должностях и нуждаются в специальных знаниях по маркетингу,финансам, бухучету и другим экономическим дисциплинам. Надо сказать, чтоэкономическое образование в дополнение к техническому необходимо для работыаналитиками или менеджерами в высокотехнологичных областях экономики.
Магистерские программы– это специализация, углубление знаний в определенной области, такихспециалистов пока требуется много почти в каждой области.
2. Как проходитобучение в магистратуре
Магистратура – этовозможность повысить уровень своего образования и получить диплом, которыйбудет признаваться во всем мире. Но многие студенты предпочитают традиционныйпуть обучения, а именно 5 лет и получение диплома специалиста. Некоторыхостанавливает дополнительный год обучения, ну а многие просто не представляют,как строится организационно-учебный процесс в магистратуре. Давайте рассмотрим,как проходит процесс обучения в магистратуре российского ВУЗа.
После зачисления вмагистратуру по итогам сдачи вступительных экзаменов и защиты перед комиссиейбакалаврской выпускной работы, магистры первого курса начинают учиться поспециальной программе.
Данную программусоставляют специально под конкретный факультет и специальность, а такжеутверждают на заседании ученого совета факультета и ВУЗа. В программу входятдисциплины, которые также читаются у пятикурсников и учебные дисциплины,разработанные специально для магистрантов.
Специальные дисциплинывключают в себя методические разработки углубленных курсов дисциплин данногофакультета. То есть студенты, учащиеся в магистратуре изучают новые иуглубленные аспекты раннее преподававшихся им предметов, а также предметы сосмежных специальностей. Например, в магистратуре, где готовят журналистов,преподают не только углубленно журналистику, но и новые знания по психологии иPR.
Также будущие магистрыизучают философию и английский язык, а на втором курсе магистратуры они сдаютэти предметы как государственные экзамены.
Второй курсмагистратуры отводится для самостоятельного обучения и написания магистерскойдиссертации. Поэтому занятия чаще всего бывают один раз в неделю и то только впервом семестре.
В конце второго курсамагистрант должен сдать научному руководителю на проверку свою магистерскуюдиссертацию.
Магистерскаядиссертация – это серьезное самостоятельное исследование, которое очень сильноотличается от обычного диплома.
Магистрант долженпредставить к защите, не просто текст с практической частью, а большую научную работус проверенными данными, отличающуюся новизной и актуальностью данногоисследования.
В магистерскойдиссертации обязательно должны быть представлены самостоятельно проведенныеавтором опыты и исследования, опросы, эксперименты, которые доказывают актуальностьи новизну исследования.
В конце срока обучениямагистранты сдают государственные экзамены с комиссией и защищают своюмагистерскую диссертацию перед ученым советом, и после этого получают заветный,пока еще эксклюзивный для России, диплом магистра.
магистратура научный профессиональныйинновация
3. Магистратура изаконодательство
Современное положение омагистратуре в России определяется законами РФ «Об образовании» и«О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
27 октября 2007 г. опубликованв Российской газете и вступил в силу Федеральный закон от 24.10.2007 N 232-ФЗ«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (вчасти установления уровней высшего профессионального образования)».
Закон внес ряд измененийв законодательство, касающееся высшего образования, в частности:
Уровни образования
Закон вводит вместосуществовавших ранее ступеней высшего профессионального образования ( бакалавр- срок обучения не менее 4 года, специалист – не менее 5 лет и магистр не менее– 6 лет)
Уровни высшегопрофессионального образования:
«высшеепрофессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешнопрошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр»-бакалавриат; и высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоениемлицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени)«специалист» или квалификации (степени) «магистр» — подготовка специалиста или магистратура.» (статья 6, п. 2 Закона N 125-ФЗ «Овысшем и послевузовском профессиональном образовании»).
Начиная с 2009 г. побольшинству направлений подготовки образование будет вестись по двухуровневойсистеме бакалавриат – магистратура. Подготовка специалистов будет сохранена дляограниченного ряда специальностей (как ожидается, в медицинских, инженерных итворческих вузах)
Нормативные срокиосвоения основных образовательных программ высшего профессиональногообразования по очной форме обучения составляют:
для полученияквалификации (степени) «бакалавр» — четыре года;
для полученияквалификации (степени) «специалист» — не менее пяти лет;
для полученияквалификации (степени) «магистр» — два года.
(статья 6 пункт 4закона N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании)
Условия приема
«Прием граждан наконкурсной основе в государственные и муниципальные образовательные учреждениявысшего профессионального образования проводится отдельно для обучения попрограммам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программаммагистратуры. Правом на участие в конкурсе для обучения по программаммагистратуры пользуются лица, успешно завершившие обучение по программамбакалавриата.» ст. 16 п. 3 Закон РФ „Об образовании“ от 10.07.1992 N3266-1
Подготовка лиц с высшимпрофессиональным образованием для получения квалификации (степени)»бакалавр" и квалификации (степени) «специалист»осуществляется на базе среднего (полного) общего, среднего профессиональногообразования, а для получения квалификации (степени) «магистр» — набазе бакалавриата."; ст. 24 п.1 Закон РФ «Об образовании» от10.07.1992 N 3266-1
Магистратура и второевысшее образование
«Получение образованияпо следующим образовательным программам высшего профессионального образованиярассматривается как получение второго высшего профессионального образования:
1) по программамбакалавриата или программам подготовки специалиста — лицами, имеющими дипломбакалавра, диплом специалиста, диплом магистра;
2) по программаммагистратуры — лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра»
(ст. 24 п. 4 Закон РФ N3266-1«Об образовании»)
(ст. 6 п. 5 Закона N125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании).
«Лица, желающие освоитьпрограмму специализированной подготовки магистра по данному направлению иимеющие высшее профессиональное образование иного профиля, допускаются кконкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым дляосвоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственнымобразовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению».
Изменения в действующиегосударственные образовательные стандарты высшего профессионального образованияпо направлениям подготовки для получения степени (квалификации) «магистр» всоответствии с приказом Минобрнауки России от 22 марта 2006 г. № 62 «Обобразовательной программе высшего профессионального образованияспециализированной подготовки магистров»
Магистратура и военнаяслужба
«Право на отсрочку отпризыва на военную службу имеют граждане: обучающиеся по очной форме обученияв:….
имеющих государственнуюаккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям)образовательных учреждениях высшего профессионального образования по:….
программаммагистратуры, если они не имеют диплом специалиста или диплом магистра ипоступили в указанные образовательные учреждения в год получения квалификации(степени) „бакалавр“, — на время обучения, но не свыше нормативныхсроков освоения основных образовательных программ»
(ст. 2, п. 5 Закона «Овнесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в связис сокращением срока военной службы по призыву» от 06.07.2007 №104-ФЗ (Даннаяредакция вступает в силу с 1 января 2008 года.))
Обратите внимание, чтоотсрочка от призыва предоставляется магистрантам только в случае, если онипоступили в магистратуру в год получения квалификации бакалавра и непредоставляется лицам, имеющим диплом специалиста или магистра. Т.е. припоступлении в магистратуру лиц уже имеющих диплом специалиста или магистраотсрочка не предоставляется. Магистратура в данном случае будет рассматриватьсякак второе высшее образование.
Заключение
Спрос на магистерскиепрограммы быстро растет. Рынок труда России еще не полностью воспринял дипломбакалавра в качестве полновесного диплома о высшем образовании. И работодатели,и потребители образовательных услуг стремятся получить в их представлении«полновесное» высшее образование, т.е. образование на магистерском уровне.
Магистерские программыпостепенно вытесняют с рынка так называемое «второе высшее образование».Магистратура – новый и более высокий уровень высшего образования. Программапостроена не на перезачете когда-то пройденных в вузе иного профиля дисциплин,а на аккумулировании и переносе имеющихся знаний и навыков на новую предметнуюобласть и новый уровень. Например, знание математики учим применять вэкономических дисциплинах, языки – чтобы слушать лекции приглашенныхпрофессоров из-за рубежа.
В магистратуру приходятоколо 40% людей с неэкономическим образованием. Они, как правило, работают науправленческих должностях и нуждаются в специальных знаниях по маркетингу,финансам, бухучету и другим экономическим дисциплинам. Надо сказать, чтоэкономическое образование в дополнение к техническому необходимо для работыаналитиками или менеджерами в высокотехнологичных областях экономики.
Магистерские программы– это специализация, углубление знаний в определенной области, такихспециалистов пока требуется много почти в каждой области.
Список используемойлитературы
1. Интеграция мирового образования — реальность третьего тысячелетия. Лиферов А.П., М., 1997;
2. Образование: традиция и инновация вусловиях социальных перемен. М., 1997;
3. Содержание образования. Леднев В.С.,М., 2000;
4. Качество дополнительногопрофессионального образования научно – педагогических работников вузов:материалы межрегионального семинара 6 – 9 октября 2003г./Отв. ред. А.Ю.Слепухин, Саратов: СГТУ, 2004. 167с.
5. Аавиксоо Я. Обеспечение качества:неортодоксальный взгляд на проблему/ Я. Аавиксоо // Alma Mater/Вестник высшейшколы. 2002. №6. С.3-8.
6. Долженко О. Обеспечение качествавысшего образования: российский опыт в международном контексте/ О.Долженко // AlmaMater / Вестник высшей школы. 2001. №6. С.15-23.