ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Актуальные проблемы современногофизкультурного образования
Состояние и перспективы развитияшкольного физкультурного образования
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в такомсостоянии, в каком они даны природой, — мы заботимся об их воспитании иобучении, чтобы хорошее стало многим лучше, а плохое изменилось и стало хорошим.
Лукиан.
Нетничего более непривычного и странного, чем превращение проблем современного физическогообразования в тему, актуальную для педагогики спорта. Педагогические концепции,касающиеся вопросов физического образования, крайне редки. С одной стороны,этот дефицит совершенно определенно связан с генезисом педагогики спорта,выросшей из традиционной теории физического воспитания и в силу этого все ещесохраняющей свое пристрастие к исследованию круга дидактических проблем. Крометого, очевидно, что педагогика физического образования, как главный предметсреди дисциплин, на основе которых ведется подготовка учителей физкультуры, сосредоточенана вопросах школьного спорта и преподавания физкультуры, в результате чего унее остается мало возможностей для изучения проблем физкультурного образования спозиций педагогики. С другой стороны, если педагогика физкультурного образованиядо сих пор перепоручала исследование спорта другим наукам (например, медицине,психологии, социологии), то происходило это, возможно, также и потому, что мыживем в мире, который насыщен разного рода педагогическими мероприятиями.Повсюду ощущаемая «педагогизации» современного мира, пропитывание егопедагогической теорией и практикой, что нашло свое выражение в бесчисленныхпедагогических предписаниях, распоряжениях и запретах, заполняющих наш повседневныйбыт, продолжило бы свой победный марш и в области физкультурного образования.Вряд ли удастся скрыть то обстоятельство, что спортом движут отнюдь непедагогические мотивы. Можно было бы задать вопрос, на каком основании и этасфера деятельности, подобно многим другим, должна быть охвачена педагогикой? Нелучше ли было бы в условиях всеобщей «педагогизации» освободить спортот такой участи? Напрашивается и третий аргумент, вытекающий из представлений ипредубеждений относительно научного характера педагогики спорта. Еслипредположить, что люди, действующие в области спорта, особенно тренеры иучителя физкультуры, хотят использовать результаты различных наук длямаксимизации возможностей своих «подопечных», то педагогика спорта —это явно не тот партнер, с которым им следовало бы иметь дело для выполненияэтой задачи.
Этовпечатление подкрепляется нередко встречающимся мнением о том, что опытный учительфизической культуры вполне может отказаться от советов педагогов, опирающихсяна положения своей науки. Вместо этого он предпочитает полагаться на свойпедагогический «здравый смысл». Поскольку многие учителя физкультуры считаютсебя опытными педагогами, принимать рекомендации от «эксперта попедагогике» в лице ученого им кажется совершенно лишним, равносильным дляних признанию в собственной некомпетентности.
Небудет ошибкой предположить, что и эта довольно распространенная точка зренияспособствовала развитию пассивности педагогики спорта в изучении проблемфизкультурного образования, ее отставанию в этой области. Совершенно очевидно,что причины этого явления лежат на различных уровнях и взаимообусловлены. Содной стороны, это какая-то нерешительность педагогики спорта, лишь время отвремени, спорадически проявляющей готовность заниматься проблемамифизкультурного образования. С другой стороны те, кто причастен к спорту, каккажется, не очень-то заинтересованы в сведениях, которыми располагаетпедагогика спорта, поскольку она не может предоставить им чисто техническиеданные о выполнении тех или иных движений и действий.
Несмотряна отсутствие, достаточно эффективного диалога между педагогикой спорта ипедагогикой физкультурного образования, налаживанию которого в немалой степенимешают существующие предрассудки, педагогические аспекты физическогообразования нельзя игнорировать. Поэтому уже сейчас, в предвидении будущего,можно сформулировать следующий тезис — все многообразие проблем физкультурногообразования всецело входит в сферу компетенции педагогики спорта. Наша задача,в частности, будет состоять в том, чтобы в общих чертах показать, какиепедагогические проблемы могут возникнуть в связи с феноменом физкультурногообразования. Но прежде чем рассматривать эти вопросы с точки зренияпедагогической науки, сначала выясним, что же представляет собой само физкультурноеобразование. На этом «фоне» можно достаточно четко очертить контурыпедагогической проблематики современного физкультурного образования.
/>АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГОФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Важнымфактором в современном мире является все большее осознание физической культуры,как части общей культуры личности и общества. Однако наряду с феноменомфизической культуры возникает и развивается, приобретая самостоятельный статус,феномен спорта. Это достаточно разноликое и полифункциональное явление, котороес трудом вписывается в единое понятие. Достаточно сказать, что к спорту мыотносим и катание на яхтах, и игру в шахматы, авиамодельный спорт и многоедругое, где ядром деятельности становится соревнование и достижение победы.
Общимпредметным основанием физической культуры служит культура двигательнойдеятельности. Взаимодействие и взаимовлияние форм культуры свойственны иреформы физической культуры. Условия жизнедеятельности обеспечивают развертываниепроцессов формирования культуры двигательной деятельности, которая развиваетпроцесс формирования физической и спортивной культуры личности.
Какпоказывает опыт общественно-исторического развития, физическая культура и спортразвивались практически одновременно, дополняя и обогащая друг друга. Однакоизначально каждый из них имел отличительные черты и постепенно занимал всоциальной жизни общества собственную нишу.
Цельфизкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовныхспособностей человека в аспекте формирования физической культуры личности –самореализации человека в развитии своих духовных и физических способностейпосредством физкультурной деятельности, освоения им других ценностей физическойкультуры.
Спецификалюбого вида образования заключается в том, какими средствами и методамивоспитывается человек. Наука о физкультуре возникла и развивалась как системазнаний о физических упражнениях, прошедших путь от укрепления здоровья иформирования прикладных двигательных навыков через развитие двигательныхвозможностей и функций человека к формированию его личности и поведения.
Развитие науки и передовой практики физкультурногообразования значительно расширило представление о роли двигательнойдеятельности, в частности физических упражнений, в развитии и укреплениибиологических и психических процессов, происходящих в организме человека.[8;10]
Никто не может сравниться с преобразующей силой физическойкультуры. Эта сила делает неуклюжего — ловким, медлительного – быстрым, слабого– сильным, всегда жалующегося на усталость – выносливым, болезненного – здоровым.Хорошая физическая подготовка позволяет быстрее осваивать новые сложныепроизводственные профессии; она же стала одним из решающих факторов подготовкилетчиков, космонавтов, военных. [8;10]
Физическая культура способствует развитию интеллектуальных процессов– внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения,мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые, закаленные, хорошо физическиразвитые юноши и девушки, как правило, успешно воспринимают учебный материал,меньше устают на уроках в школе, не пропускают занятий из-за простудныхзаболеваний. [8;10]
Физическая культура – это и важнейшее средство формированиячеловека как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранновлиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера юношей и девушек.Они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но взначительной мере определяют выработку нравственных убеждений, привычек, вкусови других сторон личности, характеризующих духовный мир человека. [8;15]
Научно-технический прогресс, бурное развитие средств массовойинформации, повышение образовательного уровня родителей, совершенство методовобучения – все это, безусловно, определяет более раннее и более высокоеинтеллектуальное развитие современной молодежи. Ускоренное созревание организмаповышает умственную и физическую работоспособность юношей и девушек, чтопозволяет им успешнее справляться со значительно возросшими требованиямишкольных программ. [8;4]
Однако напряженная умственная работа в школе и дома, а такжеи другие виды деятельности вызывают у учащихся значительную перегрузкуорганизма. Вместе с тем большую часть свободного времени они проводят вкомпьютерных клубах, возле телевизора. Подросток ведет малоподвижный образ жизни.А это отрицательно сказывается на физическом развитии, общем состоянииздоровья, уровне физической подготовленности. Вот почему жизненно необходимымиявляются физическая культура и спорт, которые позволяют укреплять здоровье,целенаправленно воздействовать на весь организм совершенствовать двигательнуюдеятельность и формировать физические качества. [8;4]
Физическая закалка в некоторой степени определяет дальнейшуюжизненную деятельность человека. Осознание здоровья и полноценности даетуверенности в своих силах, наполняет бодростью, оптимизмом и жизнерадостностью.
Наконец, это важнейшее условие высокой работоспособности,которое открывает широкие возможности в овладении избранной профессией. Физическаяслабость человека и вызываемое этим чувство неполноценности угнетающе действуютна психику человека и вызывают эти чувства неполноценности, развивая такиекачества, как пессимизм, робость неверие в свои силы, замкнутость,индивидуализм. [8;5]
Многолетняя практика показала, что физическая культураспособствует также умственному развитию, воспитывает ценные моральные качества- уверенность, решительность, волю, смелость и мужество, способностьпреодолевать препятствия, чувство коллективизма, дружбы. [8;5]
К сожалению, далеко не все учащиеся понимают значение физическоговоспитания. Многие из них ограничиваются только посещением обязательных уроковфизкультуры. Это ни в коей мере не может компенсировать недостаточностьдвигательной активности старшеклассников, в результате чего возникает излишняяполнота, отставание в физическом развитии, снижается умственнаяработоспособность. [8;5]
Поэтому по актуальности эта тема должна занимать первое местов педагогике. [11;396]
Ещё яхочу дать представление о том, как отдельные научные дисциплины, занимающиесявопросами физкультурного образования, рассматривают проблему спортивныхдостижений учащихся. При этом на первый план выдвигаются два очень заметныхобстоятельства.
1. Исследования проблемы спортивныхдостижений сходятся между собой в том, что понятие «достижение» неимеет четкого определения и различными исследователями интерпретируетсяпо-разному.
2. Нечеткости и расплывчатости понятия«достижение» соответствует недостаточное изучение самой спортивнойдеятельности, направленной на достижение рекордов, получение высоких спортивныхрезультатов. Ни об одной научной дисциплине, занимающейся вопросами спорта,нельзя сказать, что она создала солидную теорию, связанную с проблемойдостижений. В лучшем случае существуют начало такой теории или чисто прагматическиепрограммы.
Хотянаше в равной степени прославляемое и проклинаемое общество часто называемоеобществом, любой ценой стремящимся к успеху, к достижениям, возвело, каккажется, идею достижения в основополагающий и руководящий принцип общественнойжизни, было бы ошибкой полагать, что достижение, успех является типичнымпризнаком современных очень сложных по своей структуре обществ. Если несколькоотвлечься от довольно-таки проблематичного определения «общество достижений»и заглянуть в прошлое, можно убедиться, что достижение представляет собойявление исторического порядка.
Внастоящее время необходимо провести классификацию педагогической проблематики,связанной со школьным физкультурным образованием.
СОСТОЯНИЕИ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
/>
Основная форма использования физической культуры и личностью,и обществом в сферах семейного, дошкольного, общего, профессионального, высшегосамостоятельного и специального образования, культурного досуга и в других.Осуществляется в соответствии с присущими педагогическому процессу испецифическими закономерностями принципами и требованиями.[7]
Школьное физкультурное образование формирует системуценностных ориентаций личности на здоровый образ жизни, обеспечиваетмотивационную, функциональную и двигательную готовности к нему. Это осуществляетсяв соответствии с общими и специфическими для него закономерностями, принципамии правилами. Влияет на интеллектуальные, психические, морально-волевые и другиекачества личности. [7]
Учебные занятия являются основной формой физическоговоспитания в школе. В процессе таких учебных занятий изучается учебнаядисциплина «Физическая культура» — структурная единица системы образования.Необходимо заметить физическое воспитание осуществляется в процессе семейного,внешкольного, специального, дополнительного образования в процессесамовоспитания.
Социально значимыми результатами школьного физкультурногообразования являются физическая подготовленность и физическое развитие занимающихся.Знания, двигательные и методические умения, навыки и привычки, необходимы дляфизического самовоспитания, формирования здорового образа жизни, культурнойорганизации свободного времени. К ним относятся также физическое и духовноеоздоровление, повышение сопротивляемости организма заболеваниям, физическаяреабилитация и релаксация.
В современном физкультурном образовании физическое воспитаниепозволяет разносторонне воздействовать на личность. Вместе с тем, многиесоциально значимые результаты физического воспитания достигаются в настоящеевремя лишь частично. Все это свидетельствует о проблеме физической подготовкиучащихся.
Физическая подготовленность только один из социально значимыхрезультатов физического воспитания школьного образования. Он быстроутрачивается после завершения учебы, если не поддерживается самостоятельно. Вто же время с возрастом мотивация занятий физическими упражнениями снижается.Поэтому одной из основных задач обязательного физического воспитания являетсяформирование устойчивых мотивов физического самосовершенствования. Они должныподкрепляться обязательным для всех общим физкультурным образованием.[7]
В настоящее время образовательные задачи физическоговоспитания, связанные с обучением знаниям, методическим умениям и навыкам,решаются, как правило, недостаточно эффективно. Это является следствиемисторически сложившегося узко утилитарного «нормативного» подхода кфизкультурному образованию, как средству физической подготовки молодежи. Притаком подходе норматив, отражающий уровень физической подготовленности,является основным критерием эффективности школьного физкультурного образования.Необходимость физкультурного образования, как правило, признается, но учащиесяне получают его в достаточном объеме. [7]
В результате они оказываются не подготовленными к самостоятельномуиспользованию средств физической культуры для самооздоровления, саморазвития,самоформирования нравственного поведения. «Физическая культура» как учебнаядисциплина «выпадает» из образовательного и воспитательного пространствасредних заведений. Все это позволяет рассматривать проблему для всегофизкультурного образования, как одну из наиболее актуальных, а ориентациюфизического воспитания на общее физкультурное образование как приоритетную. [7]
Одной из проблем, требующих последовательного решения,является преемственность физического воспитания в общеобразовательной школе. Обэтом свидетельствуют различные названия учебной дисциплины, отсутствиепреемственности целевых установок физического воспитания, недостаточнаяпреемственность содержания практического и теоретического разделов учебногоматериала, несогласованность показателей и нормативов оценки физическойподготовленности в школе.
Воспитание ребенка в семье является важным фактором егофизического, психического, интеллектуального развития и укрепления здоровья.Эффективность физического воспитания детей в семье зависит от подготовленностик нему родителей, вчерашних учащихся и студентов. В то же время в подавляющембольшинстве семей родители не готовы к полноценному физическому воспитаниюдетей. Это свидетельствует о проблеме подготовки учащихся старших классов и кфизическому воспитанию в семье. Причина этой проблемы заключается внесоответствии полученного физкультурного образования тем требованиям, которыепредъявляет жизнь к учащимся после окончания обучения. Следствием этой проблемыявляются отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном развитии,состоянии здоровья детей, дающие тяжелые рецидивы в последующей их жизни. Однойиз главных проблем, которую призвано решать школьному физкультурномуобразованию, является проблема укрепления здоровья школьников. В настоящеевремя она решается недостаточно эффективно. С возрастом число здоровых учащихсяуменьшается. Это отражает общую тенденцию снижения уровня здоровья населения,зависящую от комплекса факторов.[7]
На здоровье более полумиллиона учащихся, проживающих внеблагоприятных экологических условиях, и особенно на территориях, загрязненныхрадионуклидами, все в большей мере сказываются разрушительные генетическиепоследствия этих условий. Они приводят к росту числа учащихся с серьезнымиотклонениями в состоянии здоровья. Проблема дифференцированногоучебно-методического комплекса физкультурного образования, разработанного сучетом влияния неблагоприятных экологических условий жизни, является одной изпроблем, требующих решения.
Школьное физкультурное образование является сильнодействующимфактором воздействия на организм. Состав учащихся неоднороден по уровнюздоровья, физического развития и физической подготовленности. Одни и те жепедагогические средства оказывают различное воздействие на разных людей. Работас лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, должна проводиться строгоиндивидуально. Поэтому одной из важнейших является проблема индивидуализациифизического воспитания. [7]
Реализация перечисленных проблем существенно осложняютнедостатки кадрового, материально-технического, информационного обеспечения,врачебного контроля за здоровьем детей и учебным процессом по физическому воспитанию,научного обеспечения, разработки современного учебно-методического комплексадля школьного физкультурного образования.
Ни для кого не является секретом, что на предшествующемисторическом этапе физическая культура рассматривалась в обществе преимущественнос позиции прагматических установок на совершенствование биологической природычеловека и подчинялась в развитии своих основных направлений и организационныхформ решению сугубо утилитарных задач созданной государством системыфизического воспитания. Развиваясь в рамках заданности этой системы, физическаякультура по сути дела растеряла свои собственные социокультурные формы ифункции и предстала сегодня в сознании человека в качестве тождественностипроцессу его физической подготовки, соотносящемуся напрямую лишь с практикойфизического труда. Подобная трансформация из феномена развития человека всредство подготовки его биологической природы привела к фактическому отчуждениюфизической культуры от самого человека, от его индивидуальных мотивов и потребностей,лишила смысла полноценно овладевать её предметно – ценностным содержанием винтересах личной жизнедеятельности.
Сложившееся за десятилетия бессубъективное развитие физическойкультуры и относительная неготовность её развиваться вне заданности системыфизического воспитания негативно отразились на практике школьного образования.Здесь до сих пор физическая культура и физическое воспитание рассматриваютсякак суть «одно и то же», представленное преимущественно целенаправленнымпроцессом развитие физических качеств и обучение прикладным формам физическихупражнений. Здесь до сих пор осуществляемая ориентация на укрепление здоровьяотождествляется с тренировкой школьников к выполнению заданных нормативныхтребований по физической подготовке, не имеющих для большинства учащихся личностногосмысла.
Подобное развитие физкультурного образования и массовойфизической культуры в целом обернулось для современного общества, да и самогочеловека, множеством негативных последствий. Среди них:
· снижение уровняздоровья и физической подготовленности подрастающего поколения, масштабноеразвитие детской преступности, наркомании и алкоголизма сочетаются сзапустением и разрушением спортивных площадок и стадионов, неготовностьюгосударственных систем развивать формы и виды физкультурно-спортивнойдеятельности, получающие всё более широкое распространение в обществе;
· снижение интересак традиционным формам и системам физического воспитания и недостаточнаяобразованность в сфере физической культуры ограничивают способности учащихсяперейти к организации самодеятельных форм занятий физкультурной деятельностью,активно и целенаправленно использовать их в укреплении своего здоровья,организации здорового образа жизни и культурно ориентированного досуга;
· недостаточнаяразработанность основ содержания и форм занятий физической культурой, ихориентированность на заданные образцы и нормативы физической подготовкисочетаются с трансформацией школьных уроков в тренировочные занятия, в сниженииобразовательной и технико-двигательной подготовки учащихся, ухудшении культурыих движений.
Эти и другие негативные явления отражают объективнуюнеобходимость пересмотра основ существующего физкультурного образованияшкольников, необходимость направленности его содержания к личности учащихся,наделение их знаниями, умениями и навыками самостоятельной организациифизкультурной деятельности. Именно такая ориентация на формирование физическойкультуры личности, активное включение учащихся в сферу физической культуры, всамостоятельные формы занятий по укреплению здоровья и удовлетворениепотребностей в индивидуальной телесной культуре становится возможной впарадигме современного школьного образования на основе новых педагогическихтеорий и концепций.
Современное состояние физического, психического инравственного здоровья учащихся общеобразовательной школы вызывает серьёзныеопасения у специалистов. У детей и подростков наблюдается рост хроническихзаболеваний, в первую очередь сердечно-сосудистой системы иопорно-двигательного аппарата. Отмечается увеличение количества детей сдефицитом массы тела и имеющих отклонения в психике.
Чрезвычайно настораживает структура мотивов поведения младшихшкольников. На первом месте находится мотив доминирования, за ним следуютмотивы соперничества и двигательной активности. Мотивы общения,самосовершенствования и привычки к занятиям физической культурой находятся напоследнем месте. Это указывает на повышенную агрессивность учащихся даннойвозрастной группы, нежелание контактировать с окружающими и выполнять работу посовершенствованию своих личностных показателей. Примечательно, что от класса кклассу выявление негативных тенденций практически не претерпевают изменений,что указывает на несовершенство учебно-педагогического процесса в областифизического воспитания.
Эти факты подтверждают и конкретизируют негативные тенденции,наметившиеся в физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы. Раневыдвигались подходы к совершенствованию системы физического воспитания детей иподростков. Одним из вариантов оптимизации физического воспитания являетсяконцепция личной физической культуры, постулирующая возможность существенного влиянияна проблему формирования привычек ведения учащимися здорового образа жизни.Однако имеется ряд объективных факторов, лимитирующих внедрение системы личнойфизической культуры в учебно-педагогический процесс общеобразовательной школы(отсутствие единого определения понятия «личная физическая культура», чёткогоопределения о природе и структуре, целях и задачах личной физической культуры).
Разработка концепций личной физической культуры можетосуществляться по двум основным направлениям. Первое – это преимущественнаясоциализация личности учащихся общеобразовательной школы, учитывая в первуюочередь потребности государства и направленная на максимальную адаптациюребёнка в обществе. Второе направление ориентировано на максимальное раскрытие индивидуальныхспособностей и задатков ребёнка, учитывает индивидуальные особенности, основныеинтересы и уровень развития психофизических показателей. Оба подхода внастоящее время активно разрабатываются и имеют как положительные, так иотрицательные стороны.
С целью разработки проблемы личной физической культурыучащихся общеобразовательной школы проведено теоретическое исследование, задачамикоторого явились: разработка понятия «личная физическая культура», её основныхцелей и задач, структуры и содержания. Предположили, что внедрение личнойфизической культуры в учебно-педагогический процесс общеобразовательной школыпозволит элиминировать ряд негативных факторов, снижающих уровень подготовленностишкольников по предмету «физическая культура».
Были выдвинуты основные положения, на базе которыхпроизводилось теоретическое исследование:
— следует устранить ведомственный подход к физическому воспитанию,искажающий цель и задачи данного вида деятельности;
— одностороннее формирование физических (двигательных)качеств отрицательно сказывается на совершенствовании личности учащихся;
— необходимо избегать использования научно необоснованныхтеоретических концепций в области физического воспитания школьников;
— существенное значение для физического воспитания учащихсяобщеобразовательной школы помимо двигательной подготовленности имеетформирование общей культуры, нравственности и навыков межличностного общения;
— формирование личной физической культуры должно осуществлятьсяв рамках деятельностного подхода.
В свете перечисленных положений было сформулировано понятие«личная физическая культура» — деятельность в области физической культуры,направленная на удовлетворение индивидуальных потребностей и культурологическихстремлении в соответствии с личностными особенностями учащихся общеобразовательнойшколы. Целью личной физической культуры является овладение учащимися навыками,умениями и знаниями воспитательной, развивающей, образовательной,оздоровительной, рекреационной и гигиенической деятельности для дальнейшегоиспользования в процессе личного самосовершенствования.
Для реализации цели личной физической культуры учащихсяобщеобразовательной школы были сформулированы базовые задачи, в число которыхвходит:
— формирование у школьников мотивации к занятиям физическойкультуры;
— обучение их умениям и навыкам использования средств личнойфизической культуры в повседневной деятельности и на уроках физическойкультуры;
— формирование понимания смысла занятий личной физическойкультурой.
Формирование мотивации основывается на следующих потребностях:
— физиологических (активные двигательные действия);
— в безопасности (от боли, неприятных ощущений, страдания, гнева,неустроенности);
— в социальных связях (идентификация в коллективе, социальнаяпричастность к определённой группе, дружба, привязанность и др.);
— в самоуважении (достижение успеха, признание со стороныокружающих, одобрение старших, в том числе учителя);
— в самоактуализации (реализация индивидуальных возможностей,способностей, понимание и осмысление окружающего мира).
Обучение знаниям, умениям и навыкам использования средствличной физической культуры в повседневной деятельности и на уроках физическойкультуры подразумевает владение следующими умениями:
— самостоятельно поставить цель занятий личной физическойкультурой;
— выбрать адекватные средства и методы достижения поставленнойцели;
— самостоятельно организовать занятия личной физической культурой;
— технически верно выполнить физические упражнения;
— осуществить контроль, оценку реакции своего организма натренировочную нагрузку.
Формирование у школьников понимания смысла занятий личнойфизической культурой подразумевает:
— постижение сущности явлений, лежащих в основе выполняемогодвигательного действия или упражнения;
— знание закономерностей возникновения и развития этихявлений;
— установление устойчивых связей между отдельными явлениями,возникающими в процессе занятий личной физической культурой.
Понимание смысла занятий физической культурой даёт школьникамвозможность целенаправленно управлять процессом овладения набором знаний,умений и навыков, то есть процессом самосовершенствования. Не случайно лучшимив педагогическом отношении считаются теории обучения, основанные на пониманииребёнком сущности изучаемого предмета. Иметь понятие о каком-либо предмете –значит владеть общим способом его построения, знанием его происхождения.
При разработке структуры личной физической культуры учащихсяобщеобразовательной школы основным методологическим подходом были ориентация наиндивидуальные особенности детей и подростков, а также их максимальный учёт вучебно-воспитательном процессе. Основой для разработки структуры личной физическойкультуры послужили концепция физического воспитания и оздоровление детей иподростков, модель личной физической культуры учащихся школьного возраста иконцепция формирования личности учащихся общеобразовательной школы в процесседуховно-физического воспитания.
Структура личной физической культуры учащихсяобщеобразовательной школы состоит из шести блоков, имеющих воспитательную,оздоровительную, развивающую, образовательную, рекреационную и гигиеническуюнаправленность. Деление на блоки в определённой степени условно, но существенноупрощает планирование учебно-воспитательного процесса и позволяет эффективнорешать основные задачи физического воспитания общеобразовательной школы.
Средствами личной физической культуры в каждом из шестиблоков являются следующими:
1. Воспитательнаядеятельность: навыки концентрации внимания, межличностного общения,формирования черт характера, управление эмоциональным состоянием и основынравственного поведения.
2. Оздоровительнаядеятельность: навыки выполнения упражнений для укрепления дыхательной системы,для профилактики нарушений зрения и осанки, навыки выполнения самомассажабиологически активных точек.
3. Развивающаядеятельность: навыки тренировки основных двигательных качеств (мышечной силы,быстроты движений, общей выносливости, скоростно-силовых качеств, ловкости игибкости).
4. Образовательнаядеятельность: знания о знании занятий физической культурой для физического,психического и нравственного здоровья учащихся общеобразовательной школы;знания о методике развития основных двигательных качеств; навыки самостоятельногосоставления комплексов утренней гигиенической гимнастики, тренировочных занятийдля развития основных двигательных качеств, проведения подготовительныхупражнений (разминки) непосредственно перед тренировочным занятием различнойнаправленности.
5. Рекреационнаядеятельность: навыки организации и проведения подвижных игр и развлечений,самостоятельных занятий спортивными играми (футбол, волейбол, баскетбол,бадминтон) и другими видами спорта (по выбору); проведения лыжных прогулок итуристических походов.
6. Гигиеническаядеятельность: навыки выполнения закаливающих процедур, контроля за своимфункциональным состоянием, выполнение воспитательных процедур после физическойработы, составления рационального режима дня.
Разработанное содержание личной физической культуры учащихсяобщеобразовательной школы служит дополнением к обязательной программе пофизическому воспитанию. Большинство представленных знаний, умений и навыковличной физической культуры позволяет учащимся самостоятельно заниматьсяфизической культурой и повышать свой культурный уровень в данной областидеятельности человека.
/>ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, задачи, поставленные в работе, я достигламетодом анализа материала. В работе были раскрыты проблемы современногофизкультурного образования. Показаны основные задачи физического воспитания.Рассмотрены методы физического воспитания и их применения, принципыосуществления физического воспитания.
Затронута особенная тема и открыты основные принципы всистеме школьного образования. Ведь проблема дифференциации школьногофизического воспитания постоянно волнует ее исследователей, поскольку в нейидет речь о здоровье будущей нации и о том, как сберечь это здоровье и укрепитьего посредством физического воспитания.В процессефизического воспитания нельзя утратить прогрессивную, гуманистическую,личностную направленность физического воспитания. Проблемы физическоговоспитания должны занять подобающее место в Государственной программе повоспитанию молодежи. Должна произойти корректировка проблем физическоговоспитания и путей его реализации. Этот процесс должен быть перманентным,приводящим к действенным практическим шагам, способствующимповышению качества жизни и оздоровления детей, учащихся истудентов.Общее среднееобразование в сфере физической культуры осуществляется не только в условияхурочных форм занятий. Своей целевой направленностью и предметностью оно представляетсяи во внеклассных и факультативных формах занятий физическими упражнениями испортом, в особенностях организации и содержания режима дня и внешкольныхсамодеятельных мероприятий учащихся. Подобная системная организацияфизкультурного образования позволяет обеспечивать не только закрепление осваиваемогоучебного материала или более широкое овладение его базовыми основами, но исоздавать условия и возможности учащимся демонстрировать результаты своей образованности,усиливать их положительный эффект в формировании интереса к физическойкультуре, своему здоровью, организации своего культурного досуга. При этомпознание себя в разнообразных формах и условиях физической активности, познаниеособенностей индивидуального развития и возможностей активно формировать себякак личность наделяют процесс физкультурного образования определённымиличностными и социальными задачами, делают его одним из базовых основанийвсестороннего и целостного развития личности учащихся в условиях образования вшколе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
школьное физкультурное образование воспитание
1. Бажуков С.М. Здоровье детей – общаязабота. – М.,1978. – 127с.
2. Богданов Г.П.Уроки физической культуры. – М., 1979.- 192с.
3. Лихачев Б.Т.Педагогика. – М., 2001. –607с.
4. Савин Н.В.Педагогика. М., 1972. – 303с.
5. Харламов И. Ф.Педагогика. – М, 1997. – 512с.
6. Щукина Г.И.Педагогика. – М., 1971. –384с.
7. Бальсевич В. К.,Большенков В. Г., Рябинцев Ф. П. Концепция физического воспитанияобщеобразовательной школы //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.1996, № 2, с. 13-18.
8. Научно –методический журнал. «Школа-Пресс», «Физическая культура в школе». – М., 2003,№ 3.
9. Лях В. И.Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе//Теория и практика физической культуры. 1990, № 9, с. 10-14.