Реферат по предмету "Педагогика"


Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ГОРОДЕ БЕЛОРЕЦКЕ
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра социальной педагогики
Социально-педагогическая деятельность сдетьми, оставшимися без попечения родителей
Курсовая работа
Выполнила:
Студентка 5 курса, СГФ
Калугина С, В.
Научный руководитель:
д.п.н., профессор Гайсина Г.И.
Белорецк -2005

Содержание
Введение
1.   Причины сиротства вРоссии
2.   Формы воспитаниядетей в детских учреждениях
3.   Проблемысоциализации детей, оставшихся без попечения родителей
4.   Социально-педагогич6ескаядеятельность с приемной семьей
5.   Социальная помощь изащита прав ребенка
Заключение
Литература
Приложение

Введение
Актуальность. Основная для всех стран мира проблемапомощи детям, оставшимся без попечения родителей, в России стоит особенноостро. Тяжелое материальное положение большинства населения, рост алкоголизма инаркомании, маргилизация общества создают непомерные перегрузки для семьи.Число детей, лишенных родительского попечительства возрастают. Страшно то, чтобольшинство их составляю социальные сироты, т.е. дети, брошенные родителями напроизвол судьбы. Они обычно отстают в развитии, легко становятся питательнойсредой для проявления различных форм девиантного поведения.
Цель исследования: рассмотреть теоретические основысоциально-педагогической деятельности с детьми, оставшимися без попеченияродителей.
Объектом исследования является процесс взаимодействия сродителями и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Предметом исследования являются особенности работы с детьми,оставшимися без попечения родителей.
Задачи исследования:
1.        раскрыть формывоспитания детей в детских учреждениях;
2.        изучить способыпредоставления социальной помощи и защиты, прав ребенка;
3.        рассмотретьсоциально-педагогическую деятельность с приемной семьей.
Методы исследования: анализ научной литературы;сравнительно-сопоставительный анализ.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, пятипараграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения.

1. Причинысиротства
XX век назвали«Столетием ребенка». Согласно Концепции ООН о правах ребёнка, человексчитается ребёнком до достижения 18 летнего возраста. На основании этогокритерия в настоящее время в мире насчитывается 2 млрд. детей (всего населениепланеты свыше 6 млрд… чел). К сожалению, почти во всех странах мира многиедети живут вне семьи. И эта проблема сегодня рассматриваема как одна из самыхсерьёзных проблем мировою уровня.) то происходит по разным причинам. Вотнекоторые из них.
·     Бедность,. характеризующая не просто нехваткойденег, но и недоеданием, голодом, болезнями, неграмотностью и незащищённостью.Она проявляется как в виде массовой нищеты в развивающихся странах, так и ввиде отдельных микро регионах нищеты в богатых странах. По данным Программыразвития ООН точные средства 15 населения мира составляют менее 1 доллара США вдень.
·     Войны исоциальные потрясения.Они вынуждают людей покидать места обитания. В результате дети разлучаются сосвоими родителями и родственниками.
·     Структурныеизменения в семьях. Впоследние десятилетия XX века урбанизация существенным образом повлияла паструктуру семьи. Большинство населения сегодня живёт в городах. В результатебольшие сельские и многопоколенные семьи в городах превратились в нуклеарныесемьи. Во многих регионах мира из-за роста безработицы заметно ослабеваетположение мужчин в семье, оказавшихся не в состоянии ее содержать. В городахпреобладают малодетные семьи. Семьи стали менее защищенными, и соседи, успешновыполнявшие функцию социальной защиты в прежние годы утратили ее.
·     Юные матери. В мире половое созревание женщин сталоболее ранним. Одновременно потерял действенность традиционный социальныйконтроль взаимоотношений полов в обществах с быстро
·     меняющимисясоциальными преобразованиями, отсутствует современная система консультаций иподготовки молодёжи к семейной жизни. В результате ежегодно в мире 15 млн.девушек оказываются
·     беременными ввозрасте 14-20 лет и рожают детей, забота о которых чаще всего берут на себяродители ими старшие родственники. Нередко эти дети оказываются оставленными,покинутыми, попадают в детские учреждения
·     Насилие излоупотребление. Многообразныевиды насилия и жестокого обхождения с детьми к семьях (игнорирование детскихинтересов и потребностей, физическое, психическое или эмоциональное насилие, сексуальныезлоупотребления) приводят к тому, что дети вынуждены становитьсябеспризорниками или оказываются вдетских учреждениях.
·     Функциональныенарушения у детей. Вмире от 6 до 7% всех детей рождаются с функциональными нарушениями в той илииной форме. В большинстве стран мира у семей нет возможности получить тупрактическую, материальную, психологическую поддержку, которая требуется дляпроживания с ребенком-инвалидом в семейных условиях.
В 1995г. число детей ввозрасте до 15 лет, лишившихся одного или обоих родителей, достигло болеемиллиона, прогнозируется, что к 2010г. эта цифра превысит 41 млн. Точныестатистические данные о том, сколько детей в мире воспитываются в учреждениях,отсутствуют, однако предположительно более 10 млн. При этом в отдельныхрегионах и странах мира число таких детей необычайно велико и постоянно растёт.Всё это приводит к развитию форм воспитания детей, проживающих в детскихучреждениях.

2. Формывоспитания детей оставшихся без попечения родителей
Существуют различные формывоспитания детей, оставшихся без попечения родителей:
1. Возвращение детей всемью к биологическим родителям и к родственникам. Это возможно, когда родители осознали,насколько семья важна для ребёнка; когда родители имеют необходимую материальнофинансовую базу и в том случае, если семья отвечает лучшим интересам ребёнка.
От детских домов кбеспрерывному воспитанию в семье — такова важнейшая мировая тенденция. Вбольшинстве стран в последние 20 лет наблюдается отказ от больших детскихучреждений и поддержка детей в их естественной (семейной) среде проживания.Начало этому было положено в Швеции после второй мировой войны. Детей помешалив семьи и работали с ними в домашней среде вместо детского дома. При этом детейрассматривали как носителей семейных проблем, а семью как носителя проблемобщества. Стратегия заключалась в том, что необходимо не только поставитьребёнка в ею семье в центр внимания и противостоять процессам, которыеисключали семью из общества. В итоге из детского дома исчезли как дети, так иперсонал. Деятельность персонала была перенесена в ближайшую среду детей в домаи микро среду.
В Белоруссии учёные ипрактики разрабатывают систему мер по распределению детей-сирот в семьи.Воспитание ребёнка в семьях обходится в 5-7 раз дешевле, нежели вшколе-интернате и детском доме. Поэтому семьям, которые берут на воспитаниедетей-сирот, выделяются значительные деньги. Таким образом, пытаются возродитьту милосердную традицию, которая существовала в Белоруссии в 50-60гг., когдаребёнка-сироту не отдавали в государственные учреждения, а определяли в семьиродственников, соседей, односельчан, то есть в общину.
2, Опекунская семья приобрела статус в 1991г. В этой семьевоспитывается от 1 до 5 детей. Сегодня детей, устроенных в такие семьи,насчитывается 8 тыс. Дети находятся па полном государственном обеспечении доокончания учебного заведения и трудоустройства.
3.Детский дом семейноготипа. Это семьи, гденаряду с родными детьми воспитываются 5 детей-сирот детей, которые остались безопеки родителей. В этих семьях (сейчас 29) — 200 приёмных детей, 60 родных.Преимущество таких семей в том. что реализуется право ребёнка на проживание всемье в а атмосфере любви, поддержки, заботы и ласки, устраняются последствия материнскойдепривации, восстанавливается психофизическое здоровье детей. В семьях втечение месяца многие болезни проходят сами по себе.
4. Детская деревня. Это одни из вариантов детскою домасемейного типа (она построена в городе Кобрине Брестской области с помощьюГермании. Детская деревня состоит из двухэтажных коттеджей, расположенных вживописной местности, в ней проживают 12 матерей-воспитательниц и 120 детейразных возрастов — от года до пятнадцати лет.
Создание учреждений сорганизацией жизнедеятельности по принципу семьи с временным пребыванием в нихдетей — важнейшая тенденция в оказании социально-психологической помощи детям,оказавшимся в неблагоприятной жизненной ситуации.
1 Детские диагностическиедома. (Словакия.Чехия). В них дети находятся от 1.5 до 2 месяцев. За этот период специалистыставят медико-психологический диагноз. В соответствии с ним детей затемнаправляют в семью и массовую школу, в специализированный семейный или обычныйсемейный детский дом, в учреждения для детей с особенностями в поведении.
2. Временные дома длядетей. В Швециисуществуют дома, где воспитатели с высшим специальным образованием (обычнопедагоги и психологи) создают благоприятные семенные условия для детей ввозрасте от нескольких недель до 12 лет. Социальные кураторские службынаправляют в эти дома детей, у которых сложные отношения в семье. Еслиродители, которые под влиянием разных причин переставали заниматься воспитаниемдетей, оскорбляли их достоинство, издевались над ними, начинают понимать своиошибки и раскаялись в том, что произошло, то через 8 недель дети могут вновьвозвратиться в семью. Для тех же, кто остаётся в указанных домах, создаютсяблагоприятные (домашние) условия: совместные вечера. Просмотра телепередач,организация игр, праздников. У каждого ребёнка есть отдельная комната, егомогут навешать друзья и одноклассники. Дети посещают обычные детские сады ишколы. Если через полгода не удаётся установить нормальные отношения междуродителями и детьми, воспитание ребёнка могут временно доверить, новой семье, скоторой заключается годовой контракт. Предпочтение отдаётся тем семьям, укоторых уже есть собственные дети. Через год биологические родители могутвернуть своих детей. Кроме того, в течение года им даётся возможностьвстречаться с ними.
3.Центры социальнойзащиты (Вьетнам). Делятся на два типа. Первый — это центры социальнойзащиты для сирот и детей с особенностями психофизического развития. Все детиучатся в местной школе, кроме детей с тяжёлыми формами неполноценности вразвитии. При учреждениях работают курсы профессиональной подготовки, которыедети посещают по собственному выбору. Второй тип — центры общей социальнойпомощи. В каждом проживают 300-400 человек, из них примерно треть — лети. Пододной крышей оказываются две возрастные группы. Пожилые учат детей вьетнамскимтрадициям морали, нормам и правилам поведения; дети, в свою очередь, помогаютстаршим: ухаживают за ними, совершают совместные прогулки.
К сожалению, подобные центрыне могут заменить семью: дети ощущают дефицит эмоциональных проявлений,отсутствие материнской любви и ласки, что отрицательно сказывается па развитииих психики. Они в большинстве своём изолированы от окружающего общества (доступдетей за пределы центра ограничен).
4.Дома семейного типа (США). Размещение детей вне родногодома разрешалось на срок не более I8 месяцев. По истечении срока должноприниматься решение о том, на какую семью возлагается ответственность раститьребёнка. Если биологическая семья не смогла реабилитироваться, чтобы вернутьребёнка домой, рекомендовалось поместить его в новую семью. Биологическиеродители получали широкую поддержку, с тем, чтобы их дети, в конце концов,возвратились в новую семью. Детей стали помещать недалеко от их дома, что даловозможность биологическим родителям чаще и в большей степени участвовать вповседневном жизни ребёнка в доме семейного типа. В результате проведённойработы 75% детей были возвращены домой, а 25% определены в более благоприятнуюсемейную обстановку, при этом предпочтение отдавалось усыновлению.
Таким образом, можноотметить, что существует большое количество альтернативных форм воспитаниядетей в детских учреждениях, но лишь немногие из них реализуются в пашейстране. Описываемый опыт в Самарской области может послужить хорошим примеромдля решения этой проблемы. Чтобы максимально компенсировать дефицитродительского участия в судьбе сирот, в Самарской области формируется системаих социализации (1, 7).
В области принят Закон«О государственных минимальных социальных стандартах в Самарской области(29.09.2000 № 11 ГД), который закрепил гарантии прав ребенка-сироты. Онопределил уровень развития сети учреждений обслуживания семьи и детей вобласти, размеры минимальных выплат детям, воспитывающимся в приемных семьях исемьях опекунов. Правовой акт установил систему оздоровления детей, обеспечениежильём детей-сирот по достижении ими совершеннолетия.
Разработан и механизмреализации законов через целевые программы, которые направлены на профилактикусоциального сиротства, укрепление института приёмной семьи и защиту прав детей.Альтернативные формы воспитания детей-сирот в детских учреждениях.
»Проще защитить детей,уведя их оттуда (из сиротских учреждений) и поместив их в замещающиесемьи", о различных типах которых и рассказывает этот номер журнала.«Это и приёмные семьи Новгородской области, и семейный дом»Пчёлка", и усыновительские семьи, как из-за рубежа, так и нашироссийские". Эти и другие формы замещающих семей стали системойВсероссийской конференции «Сироты России: право ребёнка на семью (2,6)». На конференции прозвучал призыв зам. Министра образования России Е.Е.Чепурных сделать национальной идеей нашего сегодняшнего общества, способнойстимулировать его самовозрождение, именно сохранение семьи, «как основногоинститута позитивной социализации детей». Е.Е. Чепурных отметила, чтоосновным направлением в социальной поли гике государства по улучшению положениядетей в РФ является «обеспечение социализации детей, находящихся в особотрудных обстоятельствах, их полноценной реабилитации, в том числе социальной ипсихологической, успешной интеграции в общество». Выделены приоритетныенаправления:
— защита прав и интересовдетей.
— ослабление негативныхпоследствий сиротства.
— создание новых учреждений,ориентированных па специфические проблемы детей с различными формами средовойдезадаптации.
Отечественная и мироваяпрактика доказывают: «гарантии благополучного будущего ребёнка-сироты всемье значительно выше, чем устроенного в учреждение. Тот же опытсвидетельствует, что воспитание и содержание ребёнка-сироты в семье обходитсягосударству и обществу значительно дешевле, чем в учреждении».
Потеря семьи — тяжелейшаятрагедия для ребёнка, которая оставляет глубокий след в его судьбе даже в техслучаях, когда он достаточно быстро обретает новую семью. Воспитание в условияхгосударственных учреждений, смена учреждении и опекунов ребёнка, позднееусыновление — этапы, травмирующие сироты, затрудняющие или делающие невозможнойреализацию его потенциальных возможностей, разрушающие систему еговзаимоотношений с окружающим миром. В статье«Психолого-медико-педагогическая поддержка детей-сирот, воспитывающихся всемьях», авторы И. Иовчук. Е. Морозова. А. Щербакова (1, 12)подчёркивается необходимость образовательной работы с детьми-сиротами вгосударственных учреждениях. Авторы отмечают, что усилия государственныхинтернатных учреждений в области призрения, воспитания и обучения детей-сиротпозже значительно обесцениваются, так как такие дети, оказавшись один на один ссамостоятельной жизнью, испытывают большие трудности, обусловленныеинфантилизмом, замедленным самоопределением, незнанием, а возможно и неприятиемсебя как личности. Также выпускникам интернатов свойственны иждивенчество,непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики, трудностив произвольном общении, где требуется умение строить эмоциональные и деловыеотношения, перегруженность отрицательным опытом и негативными образцамиповедения.
В пашей стране альтернативойгосударственным воспитательным учреждениям становится приёмная семья. Люди,решившиеся усыновить или взять на попечение ребёнка-сироту, сталкиваются струдностями, обусловленными, как малой информированностью приёмных родителей,так и спецификой развития ребёнка, воспитывавшегося в учреждении интернатноготипа (в доме ребёнка, детском доме, школе-интернате). Люди, взявшие на себяблагородную миссию воспитать в семье осиротевшего по тем или иным причинамребёнка, зачастую оказываются не готовы воспринимать и принимать его со всемиприсущими ему особенностями, недостатками, не оценивают его проблемы какпсихиатрические, дефектологические, т.е. требующие вмешательства и помощиспециалиста. У приёмных родителей нередко возникают мысли об опрометчивости ихпоступка, о непреодолимости выявившихся проблем. Нарушается контакт с приемнымребёнком, который вызывает чувство раздражения или разочарования. В крайнихслучаях от такого ребёнка стремятся избавиться, возвращают в то учреждение, изкоторого он был взят. Таким образом, авторы статьи доводят до читателей всюсерьёзность принятия решения об усыновлении пли попечительстве. Предупреждают овозникновении трудностей. Эта статья очень информативна, приведённые в нейданные носят ограждающий характер. Т.е. авторы пытаются оградить читателей отвозможного недостаточно обдуманного решения стать приёмными родителями. А длятого, чтобы помочь приёмной матери разобраться в особенностях ребёнка ицеленаправленно добиваться оптимального эффекта – его позитивной социализации — необходимы не только базовые знания в области психологии, психиатрии,дефектологии, наркологии и т.п., но и постоянная опора на специалистовразличною профиля. В связи с этим авторы считают очевидной необходимостьразработок, апробации, и внедрения новых методик работы с семьёй. Они должныбыть направлены на повышение социальной активности членов семьи, приобретениеосновных социальных, педагогических, психологических, юридических и медицинскихзнании, объединение семьи с различными специалистами и другими семьями,расширение кругозора семьи, а при необходимости и лечения её членов.
В заключение статьи авторыприводят результаты сравнения детей-сирот из сиротских учреждений и детей-сиротиз приёмных и опекунских семей. При сравнительно одинаковых стартовыхпоказателях обнаружены следующие различия: дети из семей оказались более живымиэмоционально, с яркими и тонкими эмоциональными реакциями, способными ксопереживанию. В отличие от воспитанников интерната, часто обнаруживающихнесвойственные полу черты — маскулинность у девочек, женственность у мальчиков,у них в преобладающем большинстве случаев была адекватной половаяидентификация: девочки выглядели женственными, стремились к женским видамспорта, рукоделию, искренне говорили о стремлении иметь в будущем любимогомужа, детей. Кроме того, дети из семей, в отличие от пассивных интернатскихдетей, ярко проявляли собственную инициативу в выборе кружков, секций,направления обучения, профессии, были в состоянии планировать будущую жизнь. Вто же время у детей из семей значительно чаще, чем в интернате, проявлялисьпсихосоматические расстройства и невротические реакции, что возможно,обусловлено более тонкой и яркой эмоциональной структурой личности.
Таким образом, можно сделатьвывод о том, что воспитание детей-сирот в приемных или опекунских семьях даётлучшие результаты, нежели в государственных сиротских учреждениях.
3. Проблемысоциализации детей,  оставшихся без попечения родителей
Выделяют основные типыадаптации человека через приспособление к существующим обстоятельствам путемврастания в среду или изменения себя. В этом случае активность человеканаправляется на лучшее и всё более полное приспособление к среде за счет своихсобственных резервов и личностных ресурсов. Следующий тип — самоустранение,уход из среды, если невозможно принять ценности окружения как свои не удалосьизменить и покорить окружающий мир (в этом случае может пропасть ощущениесобственной ценности того, что окружает). Крайняя форма ухода из среды (полноесамоустранение) — самоубийство.
Согласно данным,опубликованным в печати, из 15000 выпускников детских государственныхучреждений (детей-сирот) в течение года 5000 попадают на скамью подсудимых 3000становятся бомжам 1500 кончают с собой.
Дети-сироты проблемнаягруппа не только в психологическом плане; лишённые эмпатийного общения в семье,с близкими людьми, перенесшие жестокое обращение — это то, что можно считатьчасто начального капитала, сопровождающего стартовые позиции. В обычныхусловиях, как правило, начальный адаптационный потенциал дает семья: социальныйстатус, воспитание, здоровье, образование и многое другое, что не всегда можноизмерить, описать, а иногда даже уловить, например, психологические характеристики.
Существующая система работыс детьми в государственных учреждениях зависит от множества факторовсоциально-психологического объективного и субъективного характера и не всегдаспособствует успешной адаптации личности (на всех возрастных этапах).Применяются наказания: от оскорбления словом до лишения питания, избиения,помещения в психиатрическую больницу, переход из обычного детского дома вкоррекционный. В детских учреждениях получают травмы, в том числе от побоеввоспитателей и старших детей, а также производственные. Здесь, с одной стороны,болезни лечат, но с другой — не долечивают, провоцируют. Все это может повлиятьпа дальнейшее физическое развитие ребенка и его умственные способности.
У ребенка в государственномучреждении нет чувства постоянного дома. В 15-18 лет подросток вынужден уходитьиз детского дома практически в неизвестность, решать проблему жилья, прописки.Для некоторых закончить учебу — это начать скитаться. К статусу сиротыдобавляется статус мигранта (как социологическое понятие), а стало быть, статусмаргинала и чужака. Сформированы и получили развитие следующие институтысоциализации детей-сирот в условиях замещающей семьи:
1. Усыновление (действуетобластной центр усыновления, опеки и попечительства, где сформирован базаданных о детях-сиротах и потенциальных усыновителях, в центре имеетсясоциально-правовой отдел, специалисты которого оперативно и бесплатно оказываютуслуги усыновителям).
2. Опека (организованыцентрализованный учет и комплексное социально-медико-псиолого-педагогическое сопровождениеопекаемых детей-сирот).
3. Приемная семья (началоположено в 1994 году, как эксперимент по временной передаче детей-сирот навоспитание в приёмные семьи в г. Самаре; результат закреплен Постановлениемглавы администрации области 1995г. «О временном положении, о приёмной семье натерритории Самарской области"
В настоящее время в областисформирована система обслуживания семейных институтов социализации детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей. Это областной центр усыновления,опеки и попечительства, 48 центров «Семья», 29 центров социальной реабилитациинесовершеннолетних с приюта на 815 мест, 9 центров диагностики и коррекцииразвития детей, 11 центров реабилитации детей с ограниченными возможностями,кризисный стационар на 30 мест. В кризисный стационар направляются дети,подвергшиеся насилию.
Первичным звеном системыучреждений социальной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся беспопечения родителей, являются центры «Семья». Центры занимаютсявопросами изучения факторов социального неблагополучия и профилактикисоциального сиротства, а также осуществляют практическое исполнение индивидуальныхпрограмм социальной реабилитации детей-сирот в условиях заметающей семьи(комплексное социально-психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка иего семьи).
Организацию мониторингаздоровья детей в условиях замещающей семьи осуществляют центры психолого-медико-педагогнческойдиагностики и коррекции развития детей. Данные центры ведут непрерывнуюдиагностику развития детей, воспитывающихся в домах ребёнка, дошкольных детскихдома, школах-интернатах.
Самарская область — территория, где реально получила развитие концепция комплексного социальногообслуживания семьи и детей, а семейная политика — составная часть всейсоциально-экономической политики — это верный подход, который даёт возможностьреализовать основную цель: профилактику негативных социальных явлений.    
Дети-сироты становятсямигрантами в раннем возрасте и сохраняют этот статус в течение многих лет,доказывая, что миграция — не географический факт, а социальное явление. Домашниесвязи разрушаются у сирот несколько раз:
1) собственнодомашние связи и разлучение с родственниками;
2) домашние связи,когда ребенок начал считать детское учреждение домом, а воспитателей и детейродственниками.
Подобные переезды оставляютпсихическую травму на всю жизнь.
Степень открытости(закрытости) воспитательного учреждения во многом определяют развитиевоспитанников. Если у обычного свободного ребенка есть несколько круговобщения: семья, школа, близкие и дальние родственники, личные друзья и друзьяродителей, соседи, двор и т.д. У ребенка в детском доме круги общениязначительно меньше, и все они могут быть определены одной территорией и однимии теми же лицами.
В совершенно закрытыхучреждениях дети полностью отгорожены от внешнего мира: живут и учатся в одномздании на изолированной территории. Вопрос о закрытости учебных учрежденииочень близок к вопросу о возможности выбора, в том числе образования и кругаобщения.
В воспитательном илипатронажном учреждении обязательно стараются дать ребенку образование илипрофессию. Но дети-сироты часто ограничены в получении школьного образования,многие из них не могут учиться в обычной школе, равняться в своих знаниях надетей, у которых есть родители. Бывает, что в интернатах отсутствуетпреподавание некоторых предметов. Выпускники школ-интернатов ограничены как всвободе выбора учебного заведения, гак и в возможности поступления, не смотряна имеющиеся льготы. Поступить, в ВУЗы, особенно на престижные специальности,сиротам практически невозможно.
Сегодня сирот не хотятпринимать не только университеты и техникумы, но и ПТУ. Кроме того, проблемасостоит не только в том, чтобы поступить в учебное учреждение, но и в том.чтобы адаптироваться и удержаться в нем..
Молодые люди из числа сирот,как правило, не конкурентоспособны па современном рынке труда. А полученныепрофессии — не востребованы. Те немногие неправительственные организации,которые сегодня начали работать и готовы помочь сиротам. В том числе итрудоустройством, исполняют роль формальных, неформальных каналовтрудоустройства: знакомства, рекомендации, биржи труда.
Очень редки случаи, когдамолодой человек получает прописку, постоянное жильё и возможность учиться,работать, когда дети и родители соглашаются жить вместе по возвращении ребёнкаиз детского учреждения и ведут более или менее сносное существование.
Сироты, не имеющие сведенийо своих родных, оставленные в раннем детстве, а также подкидыши, послеокончания школы в подавляющем большинстве случаев, могут выбрать только теучебные заведения, и только те места работы, где предоставляют жильё. Естьпримеры, когда молодой человек сначала поступил, в один ВУЗ, но из-заотсутствия общежития должен был перевестись в другой. А также случаи, котла потой причине студенты из ВУЗа уходили в техникум или ПТУ.
Жилищная проблеманакладывает отпечаток, а иногда и определяет весь процесс социализациидетей-сирот. Большинство из них получают опыт борьбы за жильё и прописку ввозрасте 14-18 лет. Проходят все ступени «жилищной социализации»:знакомство с родителями, обращение в судебные органы, в администрацию городаили района, в различные структуры социальной защиты, проходят комиссию пожилищным вопросам. В некоторых случаях проходят через суд, вымогательство. Атакже получают негативный жизненный опыт: бездомность, бродяжничество,пьянство, воровство, болезни.
Журнал «Социс»опубликовал статью «Возможности и условия адаптации детей-сирот», автор которойподтверждает сложность адаптации выпускников сиротских учреждений:«Индивидуальные интервью, фокус группы показали, что для воспитанниковшкол-интернатов очень сложно вспомнить положительные примеры судеб сирот, атакже сложно объяснить, что на их взгляд является решающим в успешной адаптации(3, 23)...» С одной стороны, говориться, что «всё зависит от самого сироты, егохарактера, целей в жизни», с другой, отмечается, что «сироте очень сложновырваться за рамки обстоятельств — нет помощи родителей, нет возможности получитьхорошее образование в школе и продолжить учёбу в техникуме или ВУЗе».Также указывается на то, что сам факт воспитания в государственном учрежденииявляется препятствием в жизни.
Также автор этой статьиделает далеко незавидные выводы: «воспитание в государственном учрежденииизъятие ребёнка из асоциальной семьи предполагают предоставление емувозможности повысить свои статус относительно родителей (алкоголиков,наркоманов, преступников). Единицы получают высокий уровень образования,престижную работу. Большинство получают рабочую специальность, пополняя базовыйи нижний слои общества. При этом многие не имели и не имеют важныхадаптационных ресурсов: материальных (жильё, востребованная профессия,сбережения) и психологических (адекватное воспитание поддержка родственников),Стало быть, их потенциал на изменение, повышение или сохранение прежнегостатуса ниже, чем у остальных граждан».
Несправедливо будет не сказатьо фактах, когда детский дом даёт ресурсы для успешной адаптации воспитанников.«Например, дети, которые попали из неблагополучных деревенских семей вгородской детский, считают эго фактом восходящей мобильности (Курск). Онисумели получить образование лучше, чем в деревенской школе, посмотреть Россию,и съездить за границу во время каникул. Директор приложил максимум усилий длятого, чтобы молодые люди поступили в университеты».
4.Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей
Этапы социально-педагогическойдеятельности с приемной семьей.
Первый этап связан с поиском приемных родителей.Люди, желающие выступить в этой роли, подают заявление, в котором указываютсвою фамилию, имя, адрес проживания, домашний телефон, наличие и возраст своихдетей; предпочтительный пол и возраст приемного ребенка; допускаемые дефектыздоровья; возможные сроки контакта с ребенком и др. На этом этапе социальныйпедагог выполняет информационную функцию, вместе с другими специалистамиразрабатывает анкету опроса, участвует в создании банка данных (лучшекомпьютерный вариант) о возможных будущих приемных семьях для детей-сирот.
На втором этапе претендентам, подавшим заявление,предлагают заполнить анкету или другой вид документа, в котором будущиеприемные родители дают личностную самооценку, описывают историю семьи,характеризуют свой образ жизни, религиозную принадлежность членов семьи,состояние здоровья супругов, материальное состояние, мотивы приема детей всемью, и другие данные. Выбор данных зависит от конкретной приемной семьи: либоопекунская, либо усыновителя или временная приемная семья. Анкеты илиинформационные карты или другой подобный документ социальный педагогразрабатывает опять же совместно с другими специалистами. Таким образом,начинается предварительная диагностика потенциальной приемной семьи.
Третий этап предполагает первое посещение семьи,приюта, детского дома либо другого учреждения, где находится ребенок, которыйпотенциально может быть принят в семью. На этом этапе социальный педагог выполняетпосредническую роль между ребенком и будущей приемной семьей. Он наблюдает заребенком, проводит беседы с теми, кто занимается его воспитанием.
Четвертый этап предполагает углубленное изучение семьии ее ближайшего окружения (углубленная диагностика). Социальный педагог,ознакомившись с заявлением и анкетой, заполненными будущими родителями,знакомится непосредственно с семьей, проводит беседы с членами семьи,определяет педагогический климат в ней, наличие вредных привычек у ее членов идругие характеристики семьи. Затем социальный педагог совместно с другимиспециалистами обследует ближайшее окружение семьи (соседей, коллег по работе,друзей и др.). Это может проводиться путем беседы или специально разработанныханкет. Также могут быть запросы в органы общественного порядка и в поликлинику(для объективной оценки здоровья приемной семьи).
Пятый этап связан с предварительным вводным курсомобучения будущих родителей, который может включать некоторые теоретическиезнания и практическую стажировку в течение двух-трех дней в учреждении, гденаходится ребенок. При этом социальный педагог выполняет обучающую функцию, онразрабатывает программу небольшого вводного курса.
Шестой этап связан с передачей ребенка в приемнуюсемью. В этом случае основная деятельность падает на органы опеки ипопечительства и органы юстиции. С момента передачи ребенка в приемную семьюсоциальный педагог выполняет патронирующую роль. Начинается адаптация ребенка вприемной семье, которая связана с возникающими проблемами, как для ребенка, таки для родителей. Поэтому на этом этапе проводится углубленный курс обученияродителей, который является продолжением вводного курса. Социальный педагог сдругими специалистами разрабатывает новую программу. Содержание обученияродителей в приемной семье зависит от многих обстоятельств: какая семьяусыновила ребенка (многодетная, бездетная, в качестве родителей выступает одинчеловек или двое, каков возраст приемных родителей, каковы мотивы, побудившиевзрослых взять ребенка в семью, и др., а также от индивидуальности принятого всемью ребенка (возраст, пол, наличие болезни, наличие биологических родителей ипр.).
Дальнейшее патронированиеприемной семьи связано со своевременным выявлением и разрешением проблем,которые могут возникнуть в приемной семье по обучению и воспитанию ребенка,предупреждением отказа приемных родителей от него (См. приложение 1)
5.Социальная помощь и защита прав ребенка
Одной из главных задачсоциальной помощи ребенку является устройство его дальнейшей судьбы с учетомвсей совокупности обстоятельств в каждом конкретном случае. Основные группыдетей:
1.Дети-сироты, у которых умерли родители;
2.Дети, родители которыхлишены родительских прав;
3.Дети, временно лишившиеся родительскогопопечения (находятся в больнице, под следствием, в розыске, в заключение);  
4.Дети из семей, где они подвергались физическомуили сексуальному насилию; из семей, где детей не кормят, оставляют на целыйдень или ночь одних без присмотра, где родители пьют или дебоширят, т.е. где дальнейшееих пребывание становится опасным для жизни;
5.Дети вынужденных переселенцев;
6.Дети, жилище которых находится ваварийном состоянии, либо оно отсутствует вовсе, либо не отвечаетсанитано-гигиеническим нормам.
Прежде чем принять поребенку решение, определить круг мероприятии по оказанию помощи, необходимоопределить круг мероприятии по оказанию помощи, необходимо изучить условиясемейной жизни ребенка, его родственные и социальные связи (круг общения),интересы, сведения о здоровье, получить данные о посещении дошкольных илиобразовательных учреждений. Вся эта работа в основном осуществляется социальнымпедагогом
Основные функции социальногопедагога при работе с детьми, оставшимися без попечения родителей:
1.      Сбор информации,касающейся социального статуса ребенка. С этой целью педагог посещает семьюребенка, изучает материальные условия, составляет акт обследованияжилищно-бытовых условий, определяет психологический и моральный климат в семье,отношение родителей к ребенку, связывается с другими родственниками, соседями,школой, милицией и другими учреждениями.
2.      Сбор и ведениедокументации на каждого ребенка в заведенное на него личное дело. В папкусобираются сведения о семье, акты посещения семьи ребенка, свидетельство орождении (или копия), социальный номер, страховой полис, сберегательная книжка,опись имущества, решение суда и копии приговора, запросы в различные органы ит. д. Обязательно отмечается, какая помощь, и поддержка были оказаны ребенку, ипредполагаемое решение его дальнейшей судьбы. Для этой цели используется«Социальную карта ребенка». Такая карта является удобной для оценки жизненнойситуации ребенка, правильности сопровождения ребенка, поскольку все мероприятияфиксируются в дневнике.
3.      Установлениеконтактов и поддержание связи с другими учреждениями, занимающимися оказаниемпомощи детям из неблагополучных семей.
4.      Помощь директоруучреждения в подготовке документов для возбуждения уголовных дел в интересахребенка на усыновление, взятие под опеку или перевод в другое учреждение.
5.      Социальная поддержкаребенка (устройство в школу, профессиональное училище и т.д.).
6.      Наблюдение заусловиями жизни детей, живших в приюте и вернувшихся в семью или взятых подопеку.
Понятно, что эти задачитребуют тесного контакта социального педагога и всего педагогическогоколлёктива
Из сказанного следует, чтоважной задачей социального педагога является изучение условий жизни семьи стем, чтобы принять правильное решение о возможности возвращения в семью. Надоотметить, что социальный педагог не обладает карательными функциями, его задача— полнее оценить ситуацию, а для этого необходимо установить контакт ивзаимопонимание с ребенком и родственниками. Мы используем для достижениявзаимопонимания социального работника и клиента ряд приемов, рекомендуемых зарубежнымипсихологами. В данном случае слово «клиент» относится как к родителям илидругим членам семьи, так и к самому ребенку.
1.Начать беседу с«разминки» — разговора на нейтральные темы. Особенно важно соблюдать этоправило, начиная разговор с подростками, так как они переживают стадиюосвобождения от влияния взрослых и настороженно относятся к попытке проникнутьв их мир.
2.Продемонстрироватьсочувственный отклик, выразить понимание сложности ситуаций. Чуткостьспособствует установлению контакта, так как собеседник начинает восприниматьсоциального работника как человека заинтересованного в его судьбе.
3.      Относиться к клиенту«как к родному — быть естественным, искренним, не подавлять своих чувств.Манера общения — открытая, непринужденная. Такой способ общения способствуетнейтрализации негативных эмоций клиента.
4.      Прежде чем изучитьинтересующую социального работника проблему, следует проявить внимание кнынешнему состоянию клиента, на момент интервью.
После такой подготовки можноперейти к изучению интересующей проблемы. Во время дальнейшей беседы с помощьюпоощрительных реплик поддерживать обратную связь. Случается, что одногопосещения недостаточно, приходится делать повторные визиты. Каждый разсоставляется подробный неформальный отчет социального педагога в «Тетради учетапосещений семей», в которой излагаются условия жизни, обстановка на моментпосещения, поведение родителей и других членов семьи, их реакция на сведения оребенке. Эти акты или отчеты являются документом, который может быть использованпри возбуждении дела о лишении родительских прав или отобрании детей по суду.Когда по разным причинам не удается попасть в семью или родители отказываютсяот беседы, тогда необходимо опросить соседей, других родственников.
Семьи, где развращали детей,принуждали к воровству, обману, совершенно не заботились об их устройстве вшколу. Дети из этих семей не имели кровати и спали в лохмотьях на полу, скоторого даже линолеум был снят и пропит родителями.
Таким образом, посещениесоциальным педагогом семьи ребенка дает возможность решить вопрос о возвращенииребенка в семью. Или вызволения его из обстановки, опасной для его жизни издоровья. Если возвращение ребенка в семью по тем или иным причинам невозможно.А родственники не хотят или не могут взять его под опеку, готовятся документына передачу его в школу-интернат или детский дом.
Социальная помощь детямвключает также помощь в решении жизненных проблем, т.е. закреплении имеющегосяжилья за ребенком, а также открытие счетов в Сбербанке на разные виды пенсии(по потери кормильца, социальные, алименты родителей, лишенных родительскихправ.
В России созданазаконодательная база, позволяющая в той или иной мере защитить основные праваребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации. Полное государственноеобеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — этопредоставление им на время пребывании в соответствующем государственном плимуниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителейбесплатного питания, бесплатного комплекта медицинского обслуживания иливозмещение их полной стоимости.
Обучающиеся в учрежденияхсреднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, в возрасте восемнадцати лет и старше, но неболее чем до двадцати трех лет имеют право па полное государственноеобеспеченнее и дополнительные социальные гарантии до окончанияпрофессионального обучения в очных образовательных учреждениях. Выпускникиучреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица,находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие своепребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения. Дополнительныегарантии по социальной защите — законодательно закрепленные дополнительные мерыпо социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей, во время получения ими очного профессиональногообразования.
Дети-сироты и дети, оставшиесябез попечения родителей, получившие основное общее или среднее общееобразование, зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждениясреднею и высшего профессионального образования без взимания с них платы заобучение.
Обучающимся из числадетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полногогосударственного обеспечения, выплачивается стипендия, размер которойувеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размеромстипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, атакже выплачивается сто процентов заработной платы, начисленной в период производственногообучения и производственной практики. Обучающимся из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения выплачиваетсяежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменныхпринадлежностей в размере трехмесячной стипендии. Выплата указанного пособияосуществляется в срок до 30 дней с начала учебного года за счет средств,выделяемых образовательным учреждениям из соответствующих бюджетов.
Дети-сироты и дети,оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в образовательных учрежденияхвсех типов и видов, администрацией данных учреждений обеспечиваются бесплатнымпроездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонномтранспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом в период каникул к местужительства и обратно к месту учебы.
Детям-сиротам и детям,оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и тетей,оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинскоеобслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальномлечебно-профилактическом учреждении, и том числе проведение диспансеризации,оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующегобюджета.
Детям-сиротам и детям,оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, предоставляются бесплатные путевки в школьныеи студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, всанаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатныйпроезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделяемых на этицели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других,не запрещенных законом источников.
Право на труд может бытьреализовано на основе следующих документов:
·         Федеральный закон «Овнесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации».Конституция Российской Федерации о праве на труд. ст.37;
·         ПостановлениеМинтруда Российской Федерации от
·         06.02.95 № 9 «Обутверждении рекомендаций по квотированию рабочих мест на предприятиях, вучреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите».
·         К группе населения,для которой производится в первую очередь квотирование рабочих мест, относитсямолодежь из числа сирот и оставшихся без попечения родителей,несовершеннолетние, освобожденные из воспитательно-трудовых колоний, инвалиды ит.д.
·         Запрещаетсяприменение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вреднымиили опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах,выполнение которых может причинить вред нравственному развитию (в игорном бизнесе,ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртныминапитками,
·         табачными изделиями,наркотическими и токсическими препаратами).
·         Лица моложе 21 годапринимаются на работу лишь после
·         предварительногомедицинского осмотра.
·         Работники в возрастедо 18 лет подлежат ежегодному
·         медосмотру за счетсредств работодателя.
·         Работникам моложе 18лет ежегодный оплачиваемый от
·         пуск устанавливаетсяпродолжительностью не менее 31 календарного дня и может быть использован ими влюбое удобное для них время года.
·         Рабочая неделясоставляет (ст.43 КЗоТ) для несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет — неболее 36 часов; подростков моложе 16 лет — не более 24 часов.
·         Выпускники учебныхзаведений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, притрудоустройстве на работу обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем иоборудованием согласно приложению 4 постановления от 20.06.92 № 409, а такжеединовременным денежным пособием в сумме пяти минимальных размеров оплаты труда(Федеральный закон от 21.12.96 № 59-ФЗ «О дополнительных гарантиях посоциальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
·         По желаниювыпускника взамен одежды, обуви, мягкого
·         инвентаря иоборудования может быть выдана денежная
·         компенсация.                                                                                     Федеральный закон от 21.12.96 № 159-ФЗ«О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей» — п.8:
Дети-сироты и дети,оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой,имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь периодпребывания в образовательных учреждениях или учреждениях социальногообслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессиональногообразования, на период службы в рядах ВС РФ, на период нахождения вучреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Лица этой категории, неимеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания вобразовательных учреждениях либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо послевозвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы,обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилойплощадью не ниже установленных социальных норм.
Регистрационный учет ведетсяпо месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей, общежитие, семья опекуна, приемная семья) или по местужительства (месту закрепления за ними жилой площади).
Снятие их с регистрационногоучета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только ссогласия органов опеки и попечительства.
Выпускникам образовательныхучреждений для детей-сирот, находящимся на территории РФ, не имеющимзакрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органамиисполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройстваребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по местурегистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориисоответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место ихрождения находится за пределами территории РФ.
При отсутствии необходимогожилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда наприобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальныхнорм за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Требования законодательствао необходимости предварительного разрешения органов опеки и попечительства насовершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственникамикоторых являются дети-сироты, распространяется также на жилые помещения, вкоторых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизацииимеют на этожилое помещение равное с собственниками или нанимателямиправо.
В случае смерти родителейили принудительного размена жилой площади родителей, лишенных родительскихправ, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот,опекуны, приемные родители обязаны в течение 3-месячного срока приватизироватьжилую площадь, оформить договор передачи жилого помещения (или части его) всобственность детям-сиротам. Приватизация осуществляется за счет средствбюджетов субъектов РФ. Жилые помещения предоставляются в соответствии сустановленной нормой в размере 12 кв. м на одного человека (ст.38 ЖК РФ).
При предоставлении жилогопомещения не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола старше 9лет, кроме супругов. Жилое помещение предоставляется с учетом состоянияздоровья (ст.ст. 40,41 ЖК РФ).
Право на дополнительную жилплощадьимеют граждане, страдающие тяжелыми формами хронического заболевания (СТ.39ЖКРФ).
Предоставляемое жилоепомещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данногонаселенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям(ст.40 ЖК РФ). Рекомендации специалистов по консультированию опекунов ипопечителей:
Ваши родители, лишенныеродительских прав, не выселены из квартиры или не был произведен принудительныйобмен квартиры.
Родители страдаютпсихическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни (алкоголизм,наркомания).
В квартире проживают чужиедля вас люди (родители иступили в новый брак, у них родились дети, семьи«новых» родственников, с которыми вы никогда не общались). Квартираперенаселена, а ваша доля в жилплощади не была выделена до выпуска из детскогодома.
Государство обязанообеспечить вас благоустроенным жилым помещением по окончании учебы вгосударственном детском учреждении или профессиональном образовательномучреждении.
Администрация учреждения обязаназаранее подготовить необходимые документы и направить их в жилищные органы поместу закрепленной жилплощади иди по адресу детского дома. В случае возникшихтрудностей необходимо обратиться в жилищный комитет администрации, в которуювходит данный отдел учета и распределения жилой площади.
При получении смотровоготалона вам необходимо обратить внимание на:
·     Не претендуют лисоседи на освободившуюся жилплощадь.
·     Не проживают ли вквартире липа, связанные с криминальной средой.
·     Не состоит ли кто-либоиз них на учете в ПНД (алкоголик, психически больной).
·     Не находится липредложенная жилплощадь в аварийном состоянии.
Если выделенная жилплощадьсоответствует требованиям, вы сообщаете в жилотдел о согласии (запись насмотровом талоне «согласен», если не соответствует (см. перечень выше),возвращаете смотровой талон в жилищный комитет).   В течение месяца выполучаете ордер, который является единственным основанием для вселения впредоставленное жилое помещение (ст.47 ЖК РФ). Вы обязаны сдать ордер в РЭУ(ЖЭК) вместе с документами, подтверждающими личность всех лиц, включенных вордер (паспорт, свидетельство о рождении). Таким образом, вы заключаете договорнайма жилого помещения. На данное жилье РЭУ (ЖЭК) открывает лицевой счет, вкотором в дальнейшем будет фиксироваться состав семьи и любое ее изменение.
Ордер может быть признаннедействительным в случае несвоевременной сдачи его в РЭУ (ЖЭК) (см. срокдействия ордера). Ордер оформляется бесплатно для выпускников детских домов.
Памятка выпускника — документы,необходимые для получения жилой плошали. Вы выходите из детского дома илишколы-интерната и вам предстоят приятные хлопоты по получению собственногожилья.
Не забудьте заранеепобеспокоиться и подготовить необходимые документы:
§ Решение районного суда о лишенииродителей родительских прав.
§ Решение исполнительных органов опомещении в детский дом и закреплении жилплощади за воспитанником.
§ Справка из государственного учебногозаведения, в котором обучайся, воспитывался выпускник.
§ Копия свидетельства о рождении.
§ Выписка из домовой книги (по адресупроживания до поступления в детское учреждение).
§ Копия лицевого счета.
§ Справка-акт о состоянии жилого помещения(РЭУ).
§ Акт-обследование жилищного помещения(ОВД).
§ Акт-обследование жилищного помещения(администрация детского учреждения).
§ Ходатайство администрации учебныхзаведений о предоставлении жилой площади.
§ Справка из ПНД (если кто-нибудь изродственников состоит на учете в ПНД).
§ Справка о состоянии здоровья (если у васесть хронические заболевания).
Все документы, кромедокументов из РЭУ (ЖЭКа) и медицинских учреждений (если таковые потребуются),хранятся в вашем личном деле. Уточните, в каком районе находится ваш дом попрежней прописке до поступления в интернат.
Выясните адреса отделовучета и распределения жилой площади данного административного центра.
Запишите фамилию, имя,отчество инспектора, который будет заниматься вашим жильем.
Запишите и запомните датусдачи документов.
Запомните дни и часы приемаруководителя, инспектора отдела учета и распределения жилья.
Если вам исполнилось 14 лет,не забудьте своевременно получить паспорт.
Не позднее, чем за год довыпуска из детского учреждения воспитаннику с помощью социального работниканеобходимо навести справки, гарантирующие обеспечение его жилой площадью поокончании детского дома, школы-интерната:                                                    Документы,подтверждающие статус воспитанника школы-интерната для детей-сирот и детей,лишенных попечения родителей (копии свидетельства о смерти родителей; решениесуда о лишении родителей родительских прав; медицинские справки о здоровьеродителей, неспособных воспитывать своих детей).
Постановление исполнительнойкомиссии по делам несовершеннолетних, территориальных административныхуправлений о направлении воспитанника в сиротское учреждение. В этом документедолжна быть запись о сохранении за вами жилой плошали, на которой вы былипрописаны до поступления в сиротское учреждение. Ваши медицинские справки,которые дают соответствующие льготы по определенным видам заболеваний. Необходимонавести справки о состоянии жилого помещения, которое закреплено согласно п. Зст.60 ЖК РФ, а именно:
·         Пригодно ли этопомещение для проживания (акт обследования).
·         Кто из родственниковпрописан и проживает на данной
·         площади: выписка изРЭУ (ЖЭКа).
·         Сделать запрос в ОВДрайонной управы о случаях нарушения правил общежития, иных правонарушенийжильцов, проживающих в квартире. Такой запрос не будет противозаконным, а,напротив, послужит защите прав и интересов сирот.
Получив все необходимыесведения, социальный работник детского дома или школы-интерната передаетинформацию о предоставлении жилой площади выпускникам соответствующего учебногозаведения в комитет образования, который в свою очередь, передаетсоответствующие документы в территориальные жилищные органы администрации (опотребности в жилье для выпускников сиротских учреждений в текущем году).

Заключение
Время ставит в центрвнимания социальные проблемы детства. Все мы хотим, чтобы в России стало меньшедетей в интернатах, чтобы лети с улицы 'нашли свой дом, чтобы любой ребенок жилв нормальных условиях. Решение социальных проблем детства требует не толькоадекватных действий государства и специалистов, но и решительного измененияотношения к этим детям общества в целом. Но сегодня в общественном сознаниислишком много стереотипов, которые мешают возвращению сложных детей кнормальной жизни.
Многие считают, чтосегодняшние сироты и беспризорники это дети опустившихся родителей, психическии интеллектуально неполноценные.
Лишь, специальные издания(по педагогике, психологии) рассматривают проблему сиротства летально, со всехсторон, опираясь в своих суждениях на различные исследования в этой сфере.Может послужить примером отношение к детям-сиротам журнала "'Защитименя!": «Не клеймить, не взывать, не выжимать слезу, а деятельно ивовремя вмешиваться и влиять на ситуацию». В подобных изданиях чёткопросматривается тенденция к действию — решению уже существующих проблем (4 млн.беспризорников, сироты при живых родителях, проблема социализации сирот,проблема их обучения и мн. др.) и предотвращение появления новых проблем.
Существуют различные формыустройства детей. Оставшихся без попечения родителей, но особого вниманиязаслуживают альтернативные формы их устройства:
·   Возвращение детей всемью к биологическим родителям и к родственникам.
·   Опекунская семья.
·   Детский домсемейного типа.
·   Детская деревня
·   Детскиедиагностические дома.
·   Временные дома длядетей.
·   Центры социальнойзащиты.
·   Дома семейного типа
Любой ребенок гораздо комфортнейчувствует себя в семье, нежели в любом, пусть даже самом лучшем«воспитательном» доме, поэтому одна из лучших форм воспитания – это семья.
Социально-педагогическаядеятельность с приемной семьей состоит из нескольких этапов: поиск приемнойсемьи; изучение бедующей семьи и ее окружения; посещение семьи; вводноеобучение предполагаемых «родителей»; помещение ребенка в данную семью
Одной из главных задачсоциальной помощи ребенку является устройство его дальнейшей судьбы с учетомвсей совокупности обстоятельств в каждом конкретном случае. К тому же в Россиисоздана неплохая правовая поддержка таких детей и семей, жалко, однако, что онане реализуется в полной мере.
Поставленные цели и задачидостигнуты.

Литература
1.      Аверкин В.В помощьтебе выпускник! В помощь детям, оставшимся без попечения родителей//Защитименя. – 2000.- №4 – С.6
2.      Андриенко В.К.,Гербеев Ю.К, Невский И.А. Система перевоспитания в условиях спецшколы. – М.,1990.
3.      Безлепкина Л. Ф.Семья нуждается в поддержке//Семья и школа. 1995. — № 6
4.      Василькова Ю.В.Лекции по социальной педагогике. – М., 1998
5.      Василькова Ю.В.Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ.ВУЗов. – М., 2001
6.     Васильева З.Изучение личности школьника учителем. – М.: Педагогика, 1991.
7.      Гологузова М.Н.Социальная педагогика. М., 1999.
8.      Гусарева Г.Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вСамарской области// Народное образование. 2001. — №7. – С.7
9.     Гуманизацияроссийского образования и проблемы защиты детства: Сб. ст. – М., 1995.
10.    Железнова А.К. Реабилитациянеблагополучной семьи методом социального патронажа// Вестник психосоциальной икоррекционно-реабилитационной работы. – 1998. -№4. –С.28-39.
11.    Иванцова А. Работа социального педагогас детьми из неблагополучных семей.//Воспитание школьников. -2000 -№7.-С.22-25.
12.    Иовчук И., Морозова Е., Щербакова А.Психолого-медико-педагогическая поддержка детей сирот воспитывающихся всемьях// Народное образование. 2001. — №7. – С.10
13.    Кащенко В.П. Педагогическая коррекция.Исправление недостатков характера у детей и подростков. – М., 1992
14.    Маслова Н.Ф. Рабочая книга социальногопедагога. – Орел, 1995
15.    Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб.для студ. пед вузов. – М., 2002
16.    Нечаева А.М. Охрана детей-сирот вРоссии. – М., 1994
17.    Овчарова Р.В. Справочная книгасоциального педагога. М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 440с.
18.    Павленок П.Д. Основы социальной работы.– М., 2003
19.    Пименова О. Социально — педагогическая,психологическая и воспитательная работа в приюте// Воспитание школьников 2003.- № 5. – С. 20
20.    Правовая защита детства//Ваше право2001. — № 34. – С 1
21.    Прихожан А.М., Толстых И.Н. Дети безсемьи. – М… 1990.
22.    Сафонова Т.Я. Реабилитация детей вприюте. – М… 1995
23.    Сухарь Е. Ошибки семейноговоспитания.//Воспитание школьников. -2005. -№3. – С. 46-48.
24.    Сухомлинский В.А. Родительскаяпедагогика. – М., 1987
25.    Холостова Е.И. Технология социальнойработы. – М., 2003
26.    Шакурова М.В. Методика и технологияработы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. – М.: Издательский центр«Академия», 2002. – 272с.

Приложение
 
Социально-педагогическаядеятельность с приемной семьей.Этапы социально-педагогической деятельности Функции деятельности социального педагога Методы социально-педагогической деятельности 1) Поиск приемной семьи Информационная Анкетирование, беседа, интервью, изучение базы данных. 2) Изучение будущих приемных родителей Диагностическая (первичная диагностика) Анкетирование, беседа 3) Посещение семьи Посредническая Наблюдение, беседа 4) Изучение будущей приемной семьи и ее окружения Диагностическая (углубленная диагностика) Анкетирование, тестирование, беседа, убеждение, изучение документации. 5) Вводное обучение, рассказ, беседа, видеофильм Обучающая (предварительное обучение) Лекция, беседа, убеждение, упражнение 6) Помещение ребенка в приемную семью, углубленный курс обучения приемных родителей Патронирующая


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ методической работы моу сош №18 (2 и 3-я ступени обучения) в 2009 2010 уч год
Реферат Сотворение или эволюция? - Ответ в палеонтологическом музее им. Орлова (Москва)
Реферат Ii. Свойства полупроводников. Полупроводниковые приборы. Общие свойства полупроводников
Реферат Классическая культура античности
Реферат Puritan And Native American Conflict Essay Research
Реферат Обмен веществ при деятельности организма
Реферат Утерянные инструменты обучения
Реферат Методология научно-исследовательских программ ИЛакатоса
Реферат Che Guevara Essay Research Paper On November
Реферат Генезис и формационная принадлежность оруденения месторождения Восточный Джимидон
Реферат Iii всероссийская научная конференция «принципы и способы сохранения биоразнообразия» Глубокоуважаемые коллеги!
Реферат Налоговый менеджмент в добывающих организациях
Реферат Diseases As A Reflection Of The Psyche
Реферат Реформы Екатерины Второй
Реферат Магдебургское право и его роль в социально-экономической жизни городов Беларуси