Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Педагогика"


Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла

Министерствообразования Республики Беларусь

Учреждение образования
«Белорусский государственныйпедагогический университет
имени Максима Танка»
УДК 811.111(07)+93(07)                                            Направах рукописи



Сенько Владимир Олегович


АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание академическойстепени
магистра педагогических наукпо специальности
1300 02 Теория и методика обучения и воспитания (учащихся и студенческой молодежи)


Научный руководитель
докторпедагогических наук, профессор
Белоусов Николай Алексеевич









Минск 2006

СОДЕРЖАНИЕ:
 TOC o «1-1» h z u ВВЕДЕНИЕ.PAGEREF _Toc125618227 h 3
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.PAGEREF _Toc125618228 h 5
ГЛАВА 1. АКТИВИЗАЦИЯПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.PAGEREF _Toc125618229 h 9
1.1. . Проблема активизации познавательнойдеятельности в дидактике общеобразовательной школы.PAGEREF _Toc125618230 h 9
1.2. . Состояние и проблемы активизации познавательной деятельности учащихся вусловиях реформирования общеобразовательной школы.PAGEREF _Toc125618231 h 18
ГЛАВА 2. ПУТИ ИУСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН.PAGEREF_Toc125618232 h 28
2.1. . Пути и условия активизациипознавательной деятельности учащихся на уроках английского языка и истории.PAGEREF _Toc125618233 h 28
2.2. . Активизация самостоятельнойпознавательной деятельности учащихся во внеурочное время.PAGEREF _Toc125618234 h 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.PAGEREF _Toc125618235 h 71
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.PAGEREF _Toc125618236 h 74
ПРИЛОЖЕНИЕ.PAGEREF _Toc125618237 h 93
ВВЕДЕНИЕ.
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основныхпроблем современной педагогической науки. Её актуальность  обусловлена поиском и необходимостьюразработки оптимальных методических приёмов и средств обучения.
При решении проблемы активизации познавательной  деятельности выход видится в повышении теоретическогоуровня преподаваемого материала с параллельным ознакомлением и обучениемшкольников методам познания, вооружения их методами самостоятельной работы поразвитию и приобретению инструментария познания [124, c. 183-184].
На основании того, что развитие мышления оказывает решающее влияние на совершенствованиедругих психических познавательных процессов, в условиях реформируемой школы исследованияакцентируются на актуализации возможностей развития логичности и критичностимышления учащихся, определяющих проявления активности познавательнойдеятельности. Установление взаимосвязи успешности усвоения школьниками языков иисторических наук как учебных дисциплин и активизации их умственного развитиякак основы формирования и развития познавательной активности обусловливаетактуальность исследований по данной проблеме.
В современной школе идёт интенсивный поиск путей усиления развивающей направленности традиционной классно –урочной системы, главное место в которой должна занимать рациональнаяпознавательная деятельность учащихся. Эффективность такой методики может бытьдостигнута за счет создания комплексной системы методических средств обучения.Они должны исполнять функцию управления познавательной деятельностью и бытьрассчитаны на активную работу по формированию у учащихся навыков учебнойработы, наиболее подходящих конкретным условиям современного учебно – воспитательногопроцесса [174, c. 17-18].При разработке такой методики  необходимоучитывать результаты исследований, проведенных в 50-80-ые годы, согласнокоторым, начиная со среднего звена общеобразовательной школы, зафиксированынесформированность и слабое развитие познавательного интереса как потребности вприобретении новых знаний, в том числе и к таким учебным предметам, как история[22, c. 76-98; 229, c. 140-141] и иностранныйязык. Потенциальные возможности повышения познавательного интереса кгуманитарным дисциплинам, в частности истории и иностранному языку, сохраняютсяв связи с общественной значимостью этих наук и исходя из фактического и идеологическогосодержания курсов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Диссертационное исследование связаносо следующими крупными научно-методическими проблемами, решаемыми в РеспубликеБеларусь:
— созданием учебно-методических комплексов по истории Беларуси, Всемирнойистории, а также создание учебно-методических национальных комплексов поанглийскому языку (учебники, хрестоматии, книги для чтения, рабочие тетради,сборники заданий, соответствующие пакеты компьютерных программ, комплектынаглядных пособий, настенные карты, контурные карты и атласы, другиедидактические средства);
— подготовкой программных, дидактических, методических, диагностирующих материаловпо курсам истории и иностранного языка в связи с переходом на 12 – летний срокобучения в общеобразовательной школе и реформой образования.
Исследование выполнено с учетом положений и задач Государственнойпрограммы  «Сельская школа» (1998 г) [58], в частности,разработки и внедрения комплекса учебно-программных методических идидактических материалов в учебный процесс сельских школ.
Объект исследования – процессобучения английскому языку и истории в 5-ых, 6-ых классах в средних общеобразовательныхсельских школах.
Предмет исследования – пути иусловия активизации познавательной деятельности учащихся при изучении предметовгуманитарного цикла в общеобразовательных сельских школах.
Цель исследования – обоснованиепутей и условий активизации познавательной деятельности учащихся при изучениипредметов гуманитарного цикла (на опыте обучения истории и английскому языку) всельских общеобразовательных школах.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1.    
2.     Определить путии условия активизации познавательной деятельности школьников на урокахгуманитарного цикла.
3.     Выявить путиактивизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся во внеурочноевремя.
Рабочая гипотеза исследованиязаключается в следующем: познавательная деятельность учащихся может бытьактивизирована в процессе обучения гуманитарным дисциплинам, если алгоритмопераций мыслительной деятельности обеспечивается:
— комплексным применением игровых и проблемных методов обучения с учетомвозрастных особенностей сельских школьников, сензитивности к освоению языков,интенсивного формирования когнитивной сферы;
— дифференциацией учебных заданий с учетом индивидуальных возможностей; активизациейпознания при введении в содержание обучения проблемной ситуации;
— индивидуальным подходом к учащимся с учетом их познавательных возможностейи интересов.
Методологической основой исследованияявились: философия как наука об общих закономерностях развития природы,общества, личности [12; 54; 239, 20;130;170; 14; 30; 53; 123; 194; 221;9; 92;110; 127; 214; 43; 45; 47; 62; 238]; теория поэтапного формирования умственныхдействий [49; 205].
Педагогической основой исследования являются: теория усвоения знаний иформирования умений и навыков в процессе познавательной деятельности[44-47;85-87;193-194].В ходе исследования были использованы положения о мотивах учения, разработанныев теории познавательного интереса [232-236], система методов обучения, рекомендуемаяв теории оптимизации учебно-воспитательного процесса [15;199]. Принципыпроблемного обучения[141;126]. Определенное методологическое значение имелоизучение работ белорусских историков по проблемам истории Беларуси[145-148;138;183;198].
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовалисьследующие методы исследования:анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемойпроблеме, школьной документации, продуктов деятельности учащихся; обсервационныеметоды, в т.ч. включенное наблюдение; изучение, обобщение и использованиепедагогического опыта; апробация методических средств; опрос учителей и родителей.
Научная новизна и значимостьосновных положений и результатов исследования заключаются в:
– выявлении новых подходов к мотивации и стимулированию процесса обучения;
– дальнейшей разработке приемов оптимизации познавательной деятельностиучащихся;
– комплексном характере применения методов активного обучения и использованияусловно-графической наглядности.
Практическая значимость исследованиязаключается в:
– сохранении положительной мотивации школьников к учебно-познавательнойдеятельности, что имеет значимую социальную ценность и способствует воспитаниюличности учащегося как субъекта своей жизнедеятельности.
– определении путей и условий активизации познавательной деятельностиучащихся;
– обогащении опыта активизации познавательной деятельности в процессеобучения английскому языку и истории учащихся 5-ых, 6-ых классов сельскихобщеобразовательных школ;
Основные положения диссертации,выносимые на защиту:
1. Активизация познавательной деятельности учащихся осуществляется путеморганизации учебной деятельности в форме полилога.
2. Условием для раскрытия потенциала активности учащихся является комплексноевоздействие на мотивационно-потребностную, эмоционально-волевую и когнитивнуюсферы личности.
3. Совокупность определенных методических средств и условий обеспечивающихпроцесс активизации познавательной деятельности.
В ходе работы проанализировани обобщен педагогический опыт обучения школьников предметам гуманитарного циклав сельских общеобразовательных школах; проанализирован собранный теоретическийи практический материал; сформулированы выводы. Лично соискателем апробированы методические средства иприемы, способствующие активизации познавательной деятельности школьников впроцессе обучения английскому языку и истории в двух общеобразовательных школах(Олехновичская общеобразовательная средняя школа и общеобразовательная средняяшкола № 14 г.Молодечно). Результаты исследований,включенные в диссертацию, докладывались на заседаниях школьных методическихобъединений.
База исследования:исследование проводилось в средних классах (5-ых, 6-ых) Олехновичскойобщеобразовательной средней школы (деревня Олехновичи Молодечненского районаМинской области) и общеобразовательной средней школе № 14 г. Молодечно.
Структура и объем диссертации:диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, двух глав,заключения, списка использованных источников, приложений. Полный объемдиссертации составляет 150 страниц, из них: 73 занимает текстовая часть; 20 — список использованных источников (251 наименование, из них 7 — на иностранномязыке); 57 — приложения.
ГЛАВА 1.АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯКАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.1.1. Проблема активизациипознавательной деятельности в дидактике общеобразовательной школы.
Понятие познавательной активности многоаспектно и многогранно, чемусвидетельствует анализ работ В.А. Аверина [1]; В.И. Дружинина [68]; Е.В. Коротаевой[103]; Н.В. Кухарева [113]; А.М. Матюшкина [140]; М.П. Осиповой [3]; И.Ф. Харламова [220]; Т.И. Шамовой [229];Г.И. Щукиной [232]. Признавая, что активность в широком смысле являетсябиологически обусловленным свойством человека, особое внимание придается ее направленностина определенный вид деятельности и способах удовлетворения. В отношении познавательнойдеятельности это означает формирование у школьников мотивации учения и обучения их навыкам добывания ииспользования информации, т.е. навыкам мыслительной деятельности, которыеопределяют возможность осуществления продуктивной учебно-познавательнойдеятельности. Результативность деятельности, вызывая положительные эмоции  и гностические чувства, тем самымспособствует  сохранению и упрочнениюпознавательных интересов, стимулируя дальнейшую познавательную деятельность.Необходимым условием реализации познавательной активности является саморегуляция,выражающаяся в умении регулировать своё поведение в зависимости  от характера и условий деятельности, вчастности, проявлять волевые усилия для достижения поставленной цели.Сформированность учебной деятельности, предполагающая  наличие способности  к саморегуляции поведения, рефлексии,устойчивой мотивации учения, позволяет школьнику реализовать своюпознавательную активность адекватными способами. Становление учащегося каксубъекта учебной деятельности невозможно без определенного уровня развитияпсихических познавательных процессов, прежде всего мышления, посколькуосуществление рефлексии, самоконтроля и самооценки предполагаетсформированность операций мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения,обобщения и т. д. Несформированность навыков учебной деятельности порождает снижение эффективности процесса учения,как следствие,  успешности обучения, чтоведет к потере мотивации к учебно – познавательной деятельности.
В педагогической энциклопедии [192, c. 27] активность личности рассматривается как деятельностноеотношение к миру, способность человека производить социально значимыепреобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно –исторического опыта. Способами проявления активности служат творческая деятельность,волевые действия, общение. В отношении познания, активность выражается в наличиипознавательных интересов, освоения навыков получения информации и оперированияею, сформированности саморегуляции поведения; Г.И, Щукиной [232] познавательнаядеятельность характеризуется как интеграция поисковой направленности в учении,познавательного интереса и его удовлетворения, при помощи  различных источников знаний, благоприятныхусловий осуществления деятельности. И.Ф. Харламов понимает познавательнуюактивность как «деятельное состояние ученика, которое характеризуется  стремлением к учению, умственнымнапряжением  и проявление волевых усилийв процессе овладения знаниями»[220, c. 31]. Т.И. Шамова [229] рассматривает познавательную активность  как качество личности, проявляющееся вотношении к содержанию и процессу деятельности, в стремлении к эффективномуовладению знаниями и способами их получения, в мобилизации волевых усилий вдостижении цели обучения. Можно условно выделить два направления развития познавательнойактивности – деятельное, предполагающее освоение навыков учебной деятельности,и личностное, в основе которого лежит формирование  мотивационно – потребностной иэмоционально-волевой сфер личности школьника. Познавательная активность с однойстороны, является формой самоорганизации и самореализации учащихся, с другой –результатом усилий педагога в организации учебной деятельности и становлении ихв качестве субъектов последней [103]
Вычленение типов познавательной деятельности зависит от ракурса ихисследования. Исходя из основных функций деятельности, А.М. Матюшкин [140] условновыделяет два ее типа: адаптивный, обеспечивающий приспособление личности кусловиям изменяющейся среды, и продуктивный – «сверхадаптивный», выходящий запределы необходимого уровня адаптации. Познавательная деятельностьрассматривается им в рамках продуктивной, чем подчеркивается ее направленностьна познание, осмысление и усвоение нового (объективного или субъективного). Впродуктивной познавательной деятельности на основании особенностейсаморегуляции субъекта так же вычленяются три уровня: активность внимания, возникающая вследствие новизны стимула,провоцирующего поисковую деятельность; исследовательская  познавательная деятельность  как ответ (реакция) на естественную илиискусственно созданную в условиях обучения ситуацию; личностная активность какустойчивое проявление «интеллектуальной инициативы»
Развитие личности в процессе обучения рассматривалось в трудах выдающихсяпедагогов прошлого: Я. – А. Коменского; И.Г. Песталоцци; И.Ф. Гербарта; А.Дистервега; К.Д. Ушинского; П.Ф. Каптерева и др. [65; 92; 99; 101; 214]. Насовременном этапе проблема умственного развития учащихся нашла отражение вработах В.А. Аверина [1]; К.М.Гуревича, Е.И. Горбачевой [61]; А.З. Зака [78];Е.Н. Кабановой – Меллер[86]; З.И. Калмыковой [88]; А.А. Люблинской [133]; Н.А.Менчинской [142]; Я.А. Пономарёва [175]; Н.И. Чуприковой [228]; И.С. Якиманской[240].
Рассматривая взаимосвязь обучения и развития, мы исходили из положенияЛ.С. Выготского [47] и представителей его школы:  П.Я. Гальперина [49]; В.В. Давыдова [62]; А.Н.Леонтьева [123] о том, что только правильно организованное обучение влечет за собойумственное развитие. Психолого – педагогические исследования  А.К. Дусавицкого [69], Л.В. Занкова [79]; С.Л.Рубинштейна [194]; В.В, Рубцова [195]; Т.М. Савельевой [196]; Д.Б. Эльконина [238]показывают, что  такое обучение изменяетвесь ход психического развития ребенка, способствуя формированию продуктивного(творческого, теоретического) мышления, познавательной активности личности.
Исследование познавательной активности в рамках учебной деятельности позволило выделить три уровняактивности обучаемых в зависимости от степени их самостоятельности:репродуктивно – подражательный, поисково-исполнительный (преобразующий) итворческий [232]. Репродуктивно – подражательная деятельность  проявляется в ходе усвоения  готовых образцов действий, как идеальных, таки предметных, и предполагает направленность учащихся на осмысление способов их получения. Поисково-исполнительскаядеятельность сопоставима с исследовательской деятельностью, выделяемой А.М.Матюшкиным, поскольку выражается в самостоятельном поиске путей решенияпредлагаемой учителем проблемной ситуации. Творческая деятельность как высшаяформа проявления познавательной деятельности связана с выходом за пределызаданной ситуации, поиском новых, оригинальных способов ее решения, чтовозможно при достаточно высоком уровне саморегуляции поведения; это уровеньтакже сопоставим с личностной активностью [140].
П.В. Гора и его последователи также сделали вывод о том, что существуетпереходный уровень от репродуктивного к творческому. Т.И. Шамова подчеркивает,что в живой человеческой деятельности почти невозможно разделить репродуктивнуюи творческую деятельность, однако для школьной практики необходимо выделятьпромежуточный уровень [229, c.65]. Она назвала  его интерпретирующим.П.В. Гора называет этот уровень познавательной деятельности преобразующим [57, c. 38-39]. При организации познанияна этом уровне учитель не только сообщает содержание задания для ученика ивыделяет предмет исследования, но и называет план исследования, определяетгипотезу, предполагает источники информации. Ученик самостоятельно определяетметоды исследования и составляет план изучения объекта, анализирует объект ипредставляет полученные результаты. И.Я. Лернер, который десятилетиями изучалэту проблему, и современные дидакты пришли к выводу о существовании трехуровней познания [158, c.35]. Так И.Я. Лернер отметил, что организация усвоения содержания проходит наследующих уровнях: осознанное восприятие и запоминание материала;воспроизведение способа деятельности по примеру; творческое применение знаний иумений в незнакомой ситуации [124, c. 177]. В.П. Беспалько уточнил методы, которые целесообразноиспользовать на преобразующем уровне познания – переформулирование учебногоматериала и критическое осмысление его учениками, поиск рациональных способовпринятия решения, сравнение и сопоставление, конспектирование, подготовкадокладов, рефератов и т.п. [21, c.95-96]. Предлагается и другая формулировка трех уровней познавательнойдеятельности как стереотипной, вариативно-репродуктивной и продуктивной(необязательно творческой), соответственно которым определяется необходимостьформирования специальных исторических, коммуникативных, рациональных иинтеллектуальных умений [207, c.55-58].
На основе определения признаков познавательной деятельности: отношение кучению (смысл учебы, регулярность и качество подготовки домашних заданий);особенности учебной деятельности (мыслительная активность, сосредоточенность,устойчивость внимания, эмоционально-волевые проявления, степень внешнейактивности); отношение к внеучебной познавательной деятельности (увлеченность,истинность, направленность), вычленено три уровня развития познавательнойактивности (высокий, средний, низкий) и представлена характеристика каждого ихних [16].
В трудах  П.П. Блонского [24]; Л.С.Выготского [43; 45; 47]; В.В. Давыдова [62; 218]; С.Л. Рубинштейна [194]; Д.Б.Эльконина [238] представлены результаты исследования механизмов усвоениязнаний, формирования навыков и умений, взаимосвязи и взаимозависимости развитияпсихических процессов от организации обучения.
Принцип воспитывающего обучения, обеспечивающего развитие, представлен втворческом наследии К.Д. Ушинского[214], опиравшегося на лучшие достижения И.Г.Песталоцци[99], И.Ф. Гербарта[65; 101; 192]. Идеи всестороннего развитияличности ребенка нашли своё  отражение втрудах выдающихся русских педагогов Н.И. Пирогова [11]; П.Ф. Каптерева [92]; А.Н.Острогорского [11], С.А. Рачинского [186] и др. Принцип единства умственного,физического и нравственного развития ребенка лег в основу теории физическогообразования П.Ф. Лесгафта [127] .
Исходя из взаимосвязи мышления и речи, развитие логического мышления в процессеобучения языку и развитии речи представляется очевидным. Освоение операциймыслительной деятельности является условием успешности обучения языка какучебной дисциплине. Особую роль, по мнению ученых-методистов Л. Бахмана [245]; С.Ф.Жуйкова [76]; Н.С. Рождественского [143], в процессе изучения языка играютсформированные навыки операций мыслительной деятельности.
В 50-60-х годах познавательная деятельность понималась, в основном, какпередача учителем готовых знаний и запоминание их учащимися [63, c. 412-423]. В 70-80-е годыдидакты пришли к выводу о необходимости перехода на более высокий уровеньпознавательной деятельности, при котором часть знаний не дается учащимся вготовом виде, а оставляется для самостоятельного поиска, обусловленногопереходом от объяснительно – иллюстративного к проблемному обучению [4, c. 32; 199, c. 47-58].
О сути же творческой познавательной деятельности существуют различныеточки зрения. Н.Г. Дайри и Н.В. Кухарев классифицируют ее как мыслительнуюсамостоятельность учащихся [63, c.415; 115, c. 25; 114, c.26-88]. М.Н. Скаткин отмечает,что нельзя смешивать понятия «познавательная деятельность» и «мыслительнаядеятельность», потому что в первой имеют место не только процессы мышления, нои внимание, память [199, c.2].
Т.И. Шамова пишет, что «мыслить можно, ничего не познавая, а познавать, чащевсего, не мысля нельзя» [229, c.44]. И.Ф. Харламов характеризует познавательную деятельность как процесс, вкотором мыслительная деятельность учащихся имеет характер овладения знаниями [220,c. 10]. И.Я. Лернеротмечает, что активная познавательная деятельность есть условие самостоятельнойработы учащихся на основе развития у них в первую очередь логического мышления [125,c. 47-54]. Этот выводИ.Я. Лернера, сформулированный ещё в начале 60-х годов, имеет принципиальноезначение и сегодня.
Таким образом, элементами познавательной деятельности, которые ведут к еёактивизации, являются как эмоциональная деятельность  на уровне восприятия событий и формированияпредставлений, что обусловливается психолого-возрастными особенностями  учащихся, так и мыслительная деятельность, науровне теоретического осмысления ими явлений и фактов.
Принципиальная схема познавательной деятельности в исследованиях дидактовначинается с внутреннего мотива – источника познания, внутреннего организаторанашего поведения, в качестве которого выступает познавательный интерес, впервую очередь в эмоциональном виде, это значит направленность личности напознание предметной стороны окружающего мира и самого процесса овладениязнаниями [45, c. 37;207, c. 13]. Изучениюпроблемы формирования познавательных интересов учеников и создания механизмамотивации при организации познавательной деятельности  посвящены исследования Г.И. Щукиной и А.К.Марковой. В их работах внимание зафиксировано на таких дидактических,методических и психологических факторах обеспечения полноценной мотивации, какусвоение учащимися способов получения знаний, отбор своевременного содержания иметодов обучения, учёт склонностей и использование возможностей учащихся [197, c. 14-24; 216, c. 183-184; 234; c. 16-30; 232, c. 52].
Познавательная деятельность в дидактике представляется в виде следующегоалгоритма: интерес – воля – внимание – мысль – поиск, конечным элементовкоторого  является поиск учащимсяоптимального метода овладения знаниями, что и можно считать результатомуспешной познавательной деятельности. Организация процесса познания по линииинтерес – воля – внимание связана, в первую очередь, с психологическим фактором.Ещё Л.С. Выготский отметил, что мысль рождается не от другой мысли, а в сфереволи и чувств [46, c.58-65]. Познавательная деятельность по линии мысль – поиск требует разработкиконкретных методических средств, направленных на формирование приемовмыслительной деятельности учащихся, что сделано, например, в исследованиях Е.Н.Кабановой – Меллер, И.Я. Лернера, Н.В. Кухарева [85, c. 167-170; 87, c. 261-264; 114, c. 26-87;126, c.53-56].
В русле обучения истории стоит задача формирования историческогомышления. Начальным этапом для формирования такого мышления, как считаютдидакты и педагоги-практики, может стать постановка проблемного вопроса исоздание проблемной ситуации, которая возникает при противоречии междунеобходимостью выполнить задание и невозможностью сделать это с помощью техзнаний и умений, которые уже имеются в наличии. Осознание этого противоречияучеником может служить мотивом познавательной деятельности и вызывает у негонеобходимость в открытии (при условии творческого познания) либо получении (прирепродуктивном и частично-поисковом) новых знаний о  предмете, средствах либо условиях выполнениядействий по ответу на проблемный вопрос [83, c. 19-26; 121, c.15-16].
Варианты формирования творческого мышления учащихся описываются в работеГ.Г. Воробьёва [41, c.23-25]. В исследовании П.И. Пидкасистого даётся формулировка творческогомышления, как и формы познавательной деятельности, которая является отражениемреальности [166, c.66]. Вопросу о развитии исторического мышления учеников посвящены работы В.П.Беспечанского и  И.Я. Лернера [22, c. 7-24; 126]. Там, например,В.П. Беспечанский анализирует два взгляда на суть  исторического мышления. Автор первого из нихЛ.С. Рубинштейн не проводит разницы между, например, математическим иисторическим мышлением с точки зрения психологии, а автор второго взгляда Л.С.Выготский рассматривает историческое мышление как специфическое, котороезависит от специфики исторической науки [44, c. 447]. И.Я. Лернер характеризует историческое мышление какмыслительную деятельность, направленную на осознание прошлого, настоящего ипрогнозирующего будущего [125, c.48], а обучение историческому мышлению, с его точки зрения, отличается отобучения общелогическим операциям и невозможно без учета специфики,исторического содержания и методов исторического познания [126, c. 8-22, 105-106].
Таким образом, с моей точки зрения, уже на мотивационном этапе возникаетвозможность, учитывая жизненный опыт учащихся, через создание проблемнойситуации путем постановки учителем познавательной задачи, способы решениякоторой лежат в зоне ближайшего развития ученика, организовать активизациюпознавательной деятельности. При этом учитель выделяет существенные связи, которыеподлежат усвоению, показывает учащимся, как решить проблему или ответить навопрос, т.е. дает план и модель деятельности. В дальнейшем предусматриваетсясамостоятельная деятельность самих учащихся [26, c.91-96].
Следовательно, активизация познавательной деятельности предусматриваетвооружение учащихся необходимыми инструментами поиска знаний, что позволяетдостигнуть самого высшего творческого уровня деятельности, основой котороговыступает творческое мышление учащихся.
1.2. Состояние и проблемыактивизации познавательной деятельности учащихся в условиях реформированияобщеобразовательной школы.
Государственная программа «Сельская школа» (1998г.) [58] предусматриваетпредоставление сельским школьникам полноценного образования в соответствии с ихспособностями, что предполагает необходимость поиска и адаптации педагогическихтехнологий, учитывающих региональные особенности проведения учебного процесса.В Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь (1999г.)[102] в качестве цели воспитания определено формирование социальной и духовнойзрелой личности, субъекта своей жизнедеятельности. Достижение такой целиневозможно без формирования у школьников познавательной активности какдеятельностного отношения к окружающей социальной и природной действительности, способности преобразовывать еена основе усвоения общественно- исторического опыта. Активизация познавательнойдеятельности предполагает  комплексноевоздействие на мотивационно — потребностную, эмоционально – волевую икогнитивную сферы личности школьника с целью развития познавательного интереса,произвольности и обучения навыкам операций мыслительной деятельности.
Овладение любой деятельностью начинается с освоения составляющих  ее действий и операций, понимаемых каксовокупность процессов познания и исполнения, направленных на достижениепоставленной цели. Деятельность человека носит созидательный характер:преобразуя мир, человек преобразует себя. Такое преобразование выражается,прежде всего, в том, что субъектом деятельности осваивается перенос внешнихдействий предметной деятельности и общения в умственные действия внутреннегоплана деятельности – интериоризация [47; 49; 165].
На современном этапе в научных исследованиях по проблеме познавательнойдеятельности сочетаются сформулированные на протяжении 50-80-х годов дваосновных подхода: дидактический, в котором основное внимание обращено кизучению деятельности учителя  и ролиметодических средств, которые используются им для организации познавательной деятельности, и психологический,в котором исследуется познавательная деятельность самих учащихся с учетом ихпсихолого-педагогических особенностей [74; 193, c. 174]. Современная психолого-педагогическаятеория считает познавательную деятельность ядром дидактики и характеризует еёкак организацию  действий учащихся, направленныхна  осознание и решение конкретныхучебных проблем с помощью совокупности методов – приёмов деятельности, ведущихк достижению определенной цели [216, c. 173].Под организацией познавательной деятельности понимаетсясистема упорядоченных и последовательных действий учителя и учеников,обеспечивающих  создание дидактическихусловий, выполнения учебной работы и целенаправленное руководство этимпроцессом [73, c.78-84; 237, c.135].
В условиях реформирования общеобразовательной школы, возможности активизациипроцесса познания видятся, прежде всего, в связи с использованием в обучениигуманитарным дисциплинам при переходе на новое содержание образованиямодернизированных традиционных методических средств в комплексе сразработанными новыми.
Теоретический анализ феномена познавательной деятельности, представленныйв трудах ведущих педагогов Ю.К. Бабанского [14]; А.С. Белкина [18]; Н.В.Бордовской, А.А. Реана [31]; В.В. Буткевич [34]; В.И. Гинецинского [53]; Л.В.Занкова [79]; Н.В. Кузьминой [110]; И.Я. Лернера [124]; Р.С. Пионовой [169]; И.Ф.Харламова [221]; И.И. Цыркуна [225]; и психологов  Б.Г. Ананьева [9]; Л.И. Божович [28]; П.Я.Гальперина [49]; В.В. Давыдова [62]; Н.Т. Ерчака [71]; Н.И. Жинкина [75]; И.А.Зимней [81]; А.А. Леонтьева [154]; А.Н. Леонтьева [123]; А.Р. Лурии [132]; Н.А.Менчинской [142]; Н.Ф. Талызиной [205]; Д.Б. Эльконина [238]; В.А. Якунина [242],определил направления дальнейшего научного поиска в условиях современной школы.
Исследованием педагогических проблем формирования познавательныхпроцессов учащихся занимались  Н.В.Кухарев [113]; А.К. Маркова [137]; М.В. Матюхина[139]; М.П. Осипова [3].
Развитие личностного потенциала учащихся происходит на всех ступеняхсистемы непрерывного образован


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.