Реферат по предмету "Педагогика"


Роль мультимедиа в повышении эффективности учебного процесса

Содержание
 
Введение
Глава 1. Роль мультимедиа в повышенииэффективности учебного процесса
1.1. Дидактическиевозможности применения мультимедиа в учебном процессе школы
1.2 Педагогический дизайнмультимедийного урока
Глава 2. Практическое применение урока сиспользованием мультимедиа, описание и результаты
2.1 Описание урока с использованиеммультимедиа
2.2 Сравнительный анализ урока сиспользованием мультимедиа с традиционным уроком
Заключение
Список используемой литературы
 

 
Введение
 
«Технологическаяреволюция и возникновение постиндустриального общества привели к тому, что кчеловеку стали предъявляться новые функциональные требования: работник теперьдолжен не только хорошо выполнять функциональные обязанности, но и уметьпроектировать, принимать решения и выполнять творческую работу. Таким образом,существует реальная потребность в использовании мультимедиа вобщеобразовательной школе. В связи с этим тема данной курсовой работыориентирована на изучение возможностей мультимедиа как средства повышенияэффективности учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.
Актуальностьисследования определяется тем, что современные информационные технологии, в томчисле мультимедиа, открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникаминформации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения сприменением средств концептуального и математического моделирования явлений ипроцессов, которые позволяют повысить качество обучения.
Объект исследования:учебныйпроцесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования:роль мультимедиав повышении эффективности учебного процесса.
Для достижениянамеченной цели надо было решить следующие задачи:
1. Изучитьсущность, специфику и особенности использования мультимедиа как средстваповышения эффективности обучения.
2. Теоретическиобосновать и экспериментально проверить формы, методы и педагогические условия,в которых использование мультимедиа становится средством повышенияэффективности обучения.
3. Выявитьобщие закономерности изменения успеваемости учащихся.
Цель исследования:проанализировать использование мультимедиа с целью повышения эффективностиучебного процесса.
Гипотеза исследованияотражена в следующем предположении: если в процессе обучения вобщеобразовательной школе использовать мультимедиа, то это способствует: повышениюэффективности обучения в общеобразовательной школе, а именно: улучшение усвоенияучебного материала; уменьшению времени решения стандартных задач;сформированности практической направленности знаний обучаемых; улучшениюповеденческого, эмоционального, положительного отношения к изучаемым предметам,повышению информационной культуры учащихся, развитию познавательной и творческойактивности учащихся.
Методологическая основаисследования: В ходе исследования использовались такиеметоды как наблюдения, сравнительный анализ и прогнозирование педагогическихявлений.
Теоретическаяоснова исследования в данной работе составлена из научных материаловследующих авторов: Клемешовой Н.В., Захаровой И.Г., Егоровой Ю.Н., УвароваА.Ю., Кручининой Г.А., Храмцовой П.Б, Брик С.А., Русак А.М., Сурина А.И.,Коржинского С. Н., Войскунского Янг А.Е.
Практическая значимостьисследования заключается в том, что материалы данногоисследования успешно использованы в педагогической практике общеобразовательнойшколы, что способствует активизации применения данного опыта.
Структура курсовойработы: данная курсовая работа состоит из содержания,введения, двух глав теоретической и практической соответственно, заключения,списка использованной литературы, приложения. мультимедийныйтехнология урок

 
Глава 1 Рольмультимедиа в повышении эффективности учебного процесса
1.1 Дидактические возможности применения мультимедиа вучебном процессе школы
Одной из задач школы насовременном этапе является гуманизация процесса обучения, которая находит своеотражение в том, что наряду с педагогическими целями обучения, большое вниманиеуделяется целям развития обучающихся, формированию их индивидуальности.
Происходит постепенноеосознание потребности в обеспечении учащихся не только профессиональныминавыками, но и в общем развитии обучающихся, формировании их информационнойкультуры. Необходимость удовлетворения обозначенных потребностей в условияхнеуклонно растущей информатизации учебного процесса требует от преподавателязнаний и умений в области применения новейших педагогических технологий,владения прогрессивными методами и средствами современной науки. Поэтому нужнорассматривать поиск путей овладения современными технологиями в качествеперспективного и своевременного направления повышения эффективности процессаобучения в школе. Одним из дидактических средств, обладающих значительнымразвивающим потенциалом, является мультимедиа.
Под терминоммультимедиа следует понимать компьютерное дидактическое средство, которое,предъявляя содержание учебного материала в эстетически организованнойинтерактивной форме с помощью двух модальностей (звуковой и визуальной),обеспечивает эффективное протекание перцептивно-мнемонических процессов,позволяет реализовать основные дидактические принципы и способствует достижению,как педагогических целей обучения, так и целей развития. [1]
Технология мультимедиапозволяет реализовать большинство методов обучения, способно во многих случаяхусовершенствовать или даже частично заменить в учебном процессе такиеклассические методы обучения, как метод устного изложения учебного материала(лекция, рассказ, объяснение и др.), методы наглядного и практическогообучения, методы закрепления полученных знаний, методы самостоятельной работы.Многие известные педагоги и психологи указывали на то, что для повышенияэффективности обучения методы устного изложения должны сочетаться с нагляднымии практическими методами, а также с методами активизации восприятия.
Педагогическиевозможности средств мультимедиа определяются не простым суммированием возможностейкомпьютерной техники и технологий, в них входящих. Увеличение педагогическихвозможностей отдельных составляющих средств мультимедиа, которые взаимноразвивают и дополняют друг друга, приводит к переходу количества этихвозможностей в качества.
Информация вмультимедиа программах передается с помощью трех средств — графики, аудио ивидео. При этом возможно достижение максимальной информационной наполняемостикак отдельных элементов визуального ряда, так и их совокупности. С помощьюкомпьютерной графики появляется возможность максимально реализоватьэстетические законы структурирования формы таким образом, что создаютсяизображения, представляющие собой интеграцию научного (содержание) и эстетического(форма) компонентов, восприятие которых требует минимума усилий от обучающихся.
Зарубежныеисследователи, подчеркивая необходимость разумной визуализации учебногоконтекста, выделяют следующие формы наглядной фиксации учебного материала: иллюстрация,логические изображения и изобразительные аналогии. К иллюстрациям относятсяфотографические изображения, видеозаписи тех или иных объектов реальнойдействительности. Такая наглядность обладает высокой степенью соответствияизображаемому объекту и представляет собой своего рода замещение реальности.Вторая выделенная категория — логические изображения — включает в себя такиеформы, как графики, схемы, диаграммы (информация сообщается с помощью индексови символов). Данная категория наглядности характеризуется схематичностью изакодированными в изображении ментальными образами. Логические изображениявыступают в качестве упрощенных представлений, иллюстрирующих сложныеструктуры. Изобразительные аналоги не представляют непосредственно наблюдаемыеструктуры, объекты или факты, сослужат хорошей иллюстрацией для усвоениясложных идей или фактов. Изобразительные аналоги основаны на построенииконечной аналогии от хорошо известной информационной области к новымкомбинациям в совершенно новой форме. [2]
Некоторые зарубежныеученые утверждают, что внедрение мультимедиа в образование должно идти наоснове того опыта, который уже накоплен в результате применения традиционныхтехнических средств в учебном процессе вуза.
Технические возможностилюбого средства сами по себе не могут оказывать воздействие на учебнуюдеятельность ученика, следовательно, необходимо установить соотношение междувозможностями и «ограничениями» как обучающегося, так и самого техническогосредства. Эффективность дидактического средства зависит от степени егогибкости, то есть способности соответствовать потребностям и характеристикамразличных групп обучающихся, а также различным образовательным контекстам. Такмногочисленные исследования показали, что необходимо учитывать индивидуальныеспособности восприятия графики и анимации. Для повышения уровня восприятияматериала одним ученикам достаточно графического сопровождения, а другимнеобходима анимация динамики изучаемого процесса. В работах зарубежныхисследователей также выявлена зависимость уровня опорных знаний и качествавосприятия различных форм наглядной фиксации учебного материала. [3]
Сочетание комментариевпреподавателя с видеоинформацией или анимацией значительно активизируетвнимание школьников к содержанию излагаемого преподавателем учебного материалаи повышает интерес к новой теме. Обучение становится занимательным иэмоциональным, принося эстетическое удовлетворение и повышая качествоизлагаемой преподавателем информации. При этом существенно изменяется рольпреподавателя в учебном процессе. Преподаватель эффективнее использует учебноевремя, сосредоточив внимание на обсуждении наиболее сложных фрагментов учебногоматериала.
Интерактивный уроксочетает в себе преимущества традиционного способа обучения под руководствомпедагога и индивидуального компьютерного обучения. Наряду синформационно-познавательным содержанием интерактивный урок имеет эмоциональнуюокраску благодаря использованию в процессе её изложения компьютерных слайдов. [4]
Немало важным являетсяи то, что заранее готовясь к лекции, преподавателю необходимо разработать накомпьютере в приложении «Power Point» программы «Office» необходимое количествослайдов, дополняя видеоинформацию на них звуковым сопровождением и элементамианимации. Естественно, что это значительно повышает требования к квалификациипреподавателя. Он должен обладать необходимым уровнем знания компьютернойтехники и владеть навыками работы с программным обеспечением. [5]
В процессе изложенияурока преподаватель эпизодически представляет информацию на слайде в качествеиллюстрации. Это способствует лучшему усвоению учебного материала студентами.
Эффективность примененияинтерактивного урока в ходе преподавания объясняется своеобразием оформлениятекстовой информации в виде графиков, логических схем, таблиц, формул, широкоиспользуемых преподавателями дисциплин технического профиля.
Таким образом, участиев процессе обучения одновременно педагога и компьютера значительно улучшаеткачество образования. Использование предложенной методики активизирует процесспреподавания, повышает интерес учащихся к изучаемой дисциплине и эффективностьучебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебногоматериала.
Создание любогокомпьютерного приложения, а особенно курса мультимедиа-лекций сегодня немыслится без тщательно продуманного плана разработки. В настоящее времясуществует хорошо отработанная методология создания компьютерных обучающихсистем. Как и всякая методология проектирования, она включает целый рядпоследовательных этапов.
Для создания обучающейпрограммы необходимо:
· Выбратьтип программы. На этом этапе определяются основные цели и задачи программы, атакже средства её реализации.
· Собратьподходящие исходные материалы — тексты, репродукции и иллюстрации, аудиозаписи,видеокассеты, компьютерные файлы. Полнота собранных материалов говорит оготовности к реализации программы и определяет уровень её качества.
· Написатьсценарий программы и взаимодействия преподавателя с ней, определяющийкомпозицию всех собранных материалов. Здесь определяется вся логика программы.Сценарий описывает связи между слайдами, структуру и изменения на этих слайдах,а также звуковые и видеоэффекты.
· Обработатьсобранные материалы на компьютере, подготовив их к включению в обучающуюпрограмму, т.е. создать и отредактировать текстовые, графические, анимационные,видео, звуковые сопровождения. Здесь используются как стандартные средствасамой операционной системы, так и ставшие стандартными пакеты редактированиятекстов (Microsoft Word), компьютерной графики и анимации (3D Studio, AdobePhotoShop), видеомонтажа (Adobe Premiere), Web-мастеринга (MicrosoftFrontPage), а также программы, поставляемые вместе с аудио- и видео платами.
· Реализоватьсценарий в виде действующей программы, внося необходимые изменения в материалыи сценарий в процессе опытной эксплуатации. Для авторов, не являющихсяпрограммистами, лучшим вариантом является использование таких средстввизуального программирования, как Power Point из Microsoft Office, MacromediaDirector, а также средства Web-мастеринга. Наконец, профессиональныепрограммисты могут использовать системы программирования Visual C++, VisualBasic, Delphi, Java и др., но оптимальных сроков разработки они добьются, еслибудут их использовать в дополнение к перечисленным выше системам.
· Подготовитьметодические материалы для пользователей программы — преподавателей. Такиематериалы необходимы, так как пользователи программы, как правило, не обладаютквалификацией её авторов. [6]
1.3 Педагогическийдизайн мультимедийного урока
 
Педагогический дизайн –приведенное в систему использование знаний (принципов) об эффективной учебнойработе (учении и обучении) в процессе проектирования, разработки, оценки ииспользования учебных материалов.
Урок, как непосредственныйинструмент реализации основных идей информационно-коммуникационных технологий,требует максимально тщательной разработки. Именно уроки являются той лакмусовойбумажкой, которые показывают эффективность той или иной разработки. Этоодновременно и конечный результат, и последняя стадия оформления, реализацииидей, заложенных разработчиками тех или иных технологий.
Подготовка подобныхуроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Такиепонятия, как сценарий урока, режиссура урока – в данном случае не простоновомодные термины, а важная составная часть подготовки к учебному занятию.Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продуматьпоследовательность технологических операций, формы и способы подачи информациина большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлятьучебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение науроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.
В многочисленных статьях,посвященных данной теме, часто встречается выражение «урок с мультимедийнойподдержкой». Вполне очевидно, что так называется урок, где мультимедиаиспользуется для усиления обучающего эффекта. На таком уроке учитель остаетсяодним из главных участников образовательного процесса, часто и главнымисточником информации. В любой момент учитель может с помощью гиперссылокперейти к детализации информации, «оживить» изучаемый материал с помощьюанимации и т.д. [7]
Вполне очевидно, чтостепень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: отнескольких минут до полного цикла. Однако мультимедийный урок может выступать икак «мини-технология», то есть как подготовленная учителем разработка сзаданными учебными целями и задачами, ориентированная на вполне определенныерезультаты обучения. Такой урок обладает достаточным набором информационнойсоставляющей, дидактическим инструментарием. При его проведении существенноменяется роль учителя, который в данном случае является, прежде всего,организатором, координатором познавательной деятельности учеников. Проведениеурока в режиме мини-технологии отнюдь не означает, что учитель лишенвозможности маневра и импровизации. [8]Ничего удивительного не будет в том, что подобный урок может заиграть новымигранями, пройти привлекательнее, интереснее, динамичнее. Но урок –мини-технология предполагает существенное уменьшение «педагогического брака».
При проектированиибудущего мультимедийного урока разработчик должен задуматься над тем, какиецели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемойтеме или всего учебного курса. Для чего предназначен мультимедийный урок:
— для изучения новогоматериала, предъявления новой информации;
— для закрепленияпройденного, отработки учебных умений и навыков;
— для повторения,практического применения полученных знаний, умений навыков;
— для обобщения,систематизации знаний. [9]
Следует сразуопределить: благодаря чему будет усилен обучающий и воспитывающий эффект урока,чтобы проведение мультимедийного урока не стало просто данью новомодным увлечениям.Исходя из этого, учителю необходимо подобрать формы и методы проведения урока,образовательные технологии, приемы педагогической техники.
Мультимедийный урокможет достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленнымцельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Определенный переченьустной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод.Разработчик должен стремиться превратить каждый из эпизодов в самостоятельнуюдидактическую единицу.
Педагогическиесправочники определяют дидактическую единицу как логически самостоятельнуючасть учебного материала, по своему объему и структуре соответствующую такимкомпонентам содержания как понятие, теория, закон, явление, факт, объект и т.п.
Дидактическая единицасостоит из одного или нескольких фреймов.
Фрейм – минимальноеописание явления, факта, объекта, при удалении из которого какой-либо составнойчасти данное явление, факт или объект перестают опознаваться(классифицироваться), т.е. описание теряет смысл. Набор связанных по смыслу илогике фреймов составляет дидактическую единицу. [10]
Таким образом, готовяучебный эпизод и рассматривая его как дидактическую единицу, разработчик долженясно представлять, какие учебные задачи он преследует данным эпизодом, какимисредствами он добьется их реализации.
Одним из очевидныхдостоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Напомнимизвестную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности.Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго инапрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов — иребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он васне понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимаетбыстро… Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а такихклассов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит,а главное, заговорит свободно…». [11]
Использованиенаглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствуетнеобходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случаепроектор может оказать неоценимую помощь. Однако достичь ожидаемого эффектаможно при соблюдении определенных требований к предъявлению наглядности.
1.  Узнаваемостьнаглядности, которая должна соответствовать предъявляемой письменной или устнойинформации
2.  Динамикапредъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным, причемсоответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно непереусердствовать с эффектами.
3.  Продуманныйалгоритм видеоряда изображений. Средства мультимедиа представляют учителювозможность представить необходимое изображение с точностью до мгновения.Учителю достаточно детально продумать последовательность подачи изображений наэкран, чтобы обучающий эффект был максимально большим.
4.  Оптимальныйразмер наглядности. Причем это касается не только минимальных, но имаксимальных размеров, которые тоже могут оказывать негативное воздействие научебный процесс, содействовать более быстрой утомляемости учеников. Учителюследует помнить, что оптимальный размер изображения на экране монитора ни вкоем случае не соответствует оптимальному размеру изображения большого экранапроектора.
5.  Оптимальноеколичество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекатьсяколичеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников, не даютсосредоточиться на главном.
При подготовке учебногоэпизода перед учителем обязательно станет проблема предъявления печатноготекста. Необходимо обратить на следующие требования к тексту:
— структура;
— объем;
— формат.
Текст с экрана долженвыступать как единица общения. Он носит или подчиненный характер, помогающийучителю усилить смысловую нагрузку, или является самостоятельной единицейинформации, которую учитель умышленно не озвучивает. Вполне естественно, когдана экране появляются определения терминов, ключевые фразы. Часто на экране мывидим своеобразный тезисный план урока. В таком случае, главное, непереусердствовать, не загромоздить экран текстом.
Давно очевидно, чтобольшой объем написанного плохо воспринимается с экрана. Учитель долженстремиться по возможности заменить печатный текст наглядностью. По сути этотоже текст, но предъявленный другим языком. Напомним определение текста вэнциклопедических справочниках как последовательность графических или звуковыхязыковых знаков, ограниченная единым назначением (лат.Textus — соединение).
Немаловажным является ито, как будет представлен печатный текст с экрана. Так же, как и наглядность,текст должен появиться в заранее продуманное учителем время. Учитель иликомментирует предъявленный текст, или усиливает предъявленную им устнуюинформацию. Очень важно, чтобы учитель ни в коем случае не дублировал текст сэкрана. Тогда у учеников не возникнет иллюзии лишнего звена поступающейинформации.
Хотя могут быть ислучаи, когда дублирование печатного текста учителем или учеником дидактическиоправдано. Такой прием используется в начальной школе, когда учитель достигаеткомплексного подхода в обучении, подключая различные каналы восприятия.Совершенствуются навыки чтения, устного счета и т.д.
Дублирование печатноготекста обязательно также в любом возрасте при проведении мультимедийныхдидактических игр. Этим самым учитель добивается равных условий для всехучеников: как тех, кто легче воспринимает устную информацию, так и легчеусваивающих информацию печатного текста.
Занимаясь подготовкоймультимедийного урока, разработчик должен иметь хотя бы элементарныепредставления о цвете, цветовой гамме, что может успешно сказаться на проектированиицветового сценария учебного эпизода. Не следует пренебрегать рекомендациямипсихологов, дизайнеров о влиянии цвета на познавательную деятельность учащихся,о сочетании цветов, оптимальном количестве цветов на экране и т.д. Следуетобратить внимание и на то, что цветовое восприятие на экране монитора и набольшом экране значительно отличаются, и мультимедийный урок необходимо готовитьв первую очередь с расчетом на экран проектора.
Немаловажное значениеимеет и использование на уроке звука. Звук может играть роль
— шумового эффекта;
— звуковой иллюстрации;
— звуковогосопровождения.
В качестве шумовогоэффекта звук может использоваться для привлечения внимания учащихся,переключения на другой вид учебной деятельности. Наличие мультимедийнойколлекции MicrosoftOffice звуковых эффектовотнюдь не означает обязательное их применение. Шумовой эффект должен бытьдидактически оправдан. К примеру, в случае проведения мультимедийной обучающейигры отрывистый шумовой эффект может стать сигналом к началу обсужденияпоставленного вопроса или, наоборот, сигналом к завершению обсуждения инеобходимости предъявления ответа. Очень важно, чтобы ученики были приучены кэтому, чтобы звук не вызывал у них излишнего возбуждения.
Важную роль играетзвуковая иллюстрация, как дополнительный канал информации. К примеру, наглядноеизображение животных или птиц может сопровождаться их рычанием, пением и т.д. Рисунокили фотография исторического деятеля может сопровождаться его записанной речью.[12]
Наконец, звук можетиграть роль учебного звукового сопровождения наглядного изображения, анимации,видеоролика. В данном случае учителю следует тщательно взвесить, насколькобудет рационально использовать на уроке звуковое сопровождение. Какова будетроль учителя в ходе звукового сопровождения? Более приемлемо будетиспользование звука как учебного текста в ходе самостоятельной подготовки куроку. На самом же уроке рекомендуется свести звуковое сопровождение доминимума. [13]
Современные технологии,как известно, позволяют успешно использовать в мультимедийном уроке фрагментывидеофильмов. [14] Использование видеоинформации ианимации может значительно усилить обучающий эффект. Именно фильм, а точнеенебольшой учебный фрагмент, в наибольшей степени способствует визуализацииучебного процесса, представлению анимационных результатов, имитационномумоделированию различных процессов в реальном времени обучения. Там, где вобучении не помогает неподвижная иллюстрация, таблица, может помочь многомернаяподвижная фигура, анимация, кадроплан, видеосюжет и многое другое. Однако прииспользовании видеоинформации не следует забывать о сохранении темпа урока.Видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, причем учителюнеобходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с учащимися. [15]То есть видеоинформация должна сопровождаться рядом вопросов развивающегохарактера, вызывающих ребят на диалог, комментирование происходящего. Ни в коемслучае не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей.Предпочтительнее заменить звуковое сопровождение видеофрагмента живой речьюучителя и учеников.
Следует затронуть идругой аспект: проведение самого мультимедийного урока. Как бы ни был разработанурок, многое зависит от того, как учитель подготовится к нему. Виртуозноепроведение такого занятия сродни работе шоумена какой-нибудь телепередачи.Учитель должен не только, и не столько (!), уверенно владеть компьютером, знатьсодержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постояннововлекая в познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма,разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать принеобходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока. [16]
 

 
Глава 2 Практическоеприменение урока с использованием мультимедиа, описание и результаты
Cцелью экспериментального подтверждения эффективности использования мультимедиав учебном процессе в Муниципальном общеобразовательном учреждении МОУ СОШ № 15в 3а и 3б классах были проведены уроки о воде. В 3б (контрольном) классе урокпроходил по стандартной схеме, в 3а классе (экспериментальном) проведен «Урокчистой воды» с использованием мультимедиа.
2.1 Описание урока сиспользованием мультимедиа
Цели урока: познакомитьучащихся со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможностьупотребления ее в пищу; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать,делать выводы; повторить значение экологически чистой воды для жизни всегоживого на Земле.
Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Ход урока:
1. Организационныймомент, сообщение темы и задач урока.
Слайд 1.
– Отгадайте загадку, ивы узнаете, какое вещество будем изучать на уроке:
В морях и рекахобитает,
Но часто по небулетает.
А как наскучит ейлетать,
На землю падает опять. (Вода)
Учащимся предлагаетсясформулировать тему урока.
Тема нашего урока –вода. Сегодня мы познакомимся со свойствами воды.
2. Проверка домашнегозадания
Слайд 2.
– Ответьте на вопросы ивыпишите буквы с правильными ответами:
1. Что такое воздух?
в) Воздух – смесьгазов. Состоит он из азота, кислорода и углекислого газа.
б) Воздух – вещество, вкотором много других веществ, например, кислорода, воды, облаков, пыли, туч,углекислого газа.
Слайд 3.
2. В каком случаеосновные свойства воздуха указаны верно?
а) голубой цвет, хорошопроводит тепло, упругий, не имеет запаха, прозрачный;
б) бесцветный, плохопроводит тепло, не имеет запаха, прозрачный.
Слайд 4.
3. Что происходит своздухом при нагревании?
а) при нагреваниивоздух расширяется;
б) при нагреваниивоздух сжимается.
Слайд 5.
4. Какой газ из воздухамы поглощаем при дыхании?
а) углекислый газ;
б) кислород; в) азот.
Слайд 6.
(Ответ: Вода.)
3. Работа по теме урока
1. Что такое вода.
Слайд 7.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос селикляксы,
Кто тогда нам первыйдруг?
Снимет грязь с лица ирук?
Слайд 8.
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажемпрямо,
Человеку умирать?
Слайд 9.
Чтобы лился дождик снеба,
Чтоб росли колосьяхлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Слайд 10.
Чтобы не было беды
– Жить нельзя нам без… (воды.)
– Каквы думаете, много ли воды на Земле?
Слайд 11.
– Посмотрите на глобус.Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, топокажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нембольше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океанынашей планеты.
Вода занимает 3/4поверхности земного шара. Вода повсюду. Толстый слой воздуха окутывает сплошнойоболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, тучи т.д.
Вода есть и под землей(родники и др.). Огромные скопления льда находятся у Северного и Южногополюсов. Там лед на суше и в океане.
Слайд 12.
Вода входит в составлюбого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мыобнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. Вспомни, какмного сока в плодах – арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок – вода срастворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растенийесть вода, хотя не в таком большом количестве.
Слайд 13.
В теле животных водаобычно составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды.
Много воды и в телечеловека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит с состав крови,которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь споверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Воданеобходима нашему организму для удаления разных вредных веществ.
Много ли воды в твоемтеле, ты можешь сосчитать: массу твоего тела нужно разделить на 3 и полученноечисло умножить на 2.
Слайд 14.
Живой организм постояннорасходует воду и нуждается в ее пополнении. Например, человеку в суткитребуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится впище).
Слайд 15.
Воду пьют поля и леса.Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.
Слайд 16.
Вода “добывает”электрический ток, работая на электростанциях. Вода моет всех людей, города,машины, дороги. А еще вода – это самая большая и удобная дорога. По ней днем иночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.
Без воды не замеситьтесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ниткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, – ничего не сделать безводы.
Вот она какая, вода!
Но это все сталодоступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.
Слайд 17.
2. Работа по учебнику.С. 49.
– Прочитайте текстучебника.
– Найдите отрывок втексте, в котором говорится, как узнать сколько воды в твоем организме. (Массутела разделить на 3 и умножить на 2.)
– Вычислите скольководы в вашем организме.
Слайд 18.
3. Работа по рабочейтетради С. 20 № 1.
– Прочитайте.
– Вычислите и запишите,если масса человека 60 кг, то сколько воды содержится в его организме.
– А если масса человека90 кг?
– Запишите, скольководы в вашем теле? С. 21 № 2.
IV. Практическая работа
По ходу выполненияпрактической работы все данные вносятся в рабочую тетрадь. С. 22 №3. [17]
Слайд 19.
Опыт 1
– Какова прозрачностьводы?
– Подумайте, как можнопроверить прозрачность воды? Какой можно поставить опыт?
В стакан с водойопустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?
Вывод: водапрозрачна.
Опыт 2
Какого цвета вода?
– Какого цвета лимон?
– Какого цвета вода?Сравните.
Вывод: водабесцветна.
Слайд 20.
Опыт 3
– Каков запах воды?
– Когда мама печетпироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий ароматиздают духи, цветы.
– А чем пахнет чистаявода?
Вывод: водане имеет запаха.
Опыт 4
– Что произойдет сводой, если ее вылить из посуды? (Она растекается в разные стороны.)
– Чтобудет происходить с этой водой, если наклонить эту поверхность? (Вода стекаетпод уклон.)
– Можно ли воду изодного стакана перелить в другой?
– Во всех этих случаяхпоявляется одно и то же свойство воды. Какое?
Вывод: водатечет (свойство – текучесть).
Слайд 21.
Опыт 5
Вода – растворитель.
Насыпь в один стакан сводой соли или сахара, а в другой -столько же глины или измельченного мела.Помешай воду.
– Что можно заметить? Очем говорит этот опыт? (Вода растворила кристаллы соли и сахара, а часть мела иглины осела на дно).
Вывод: Вода– растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
Вода – универсальныйрастворитель. Растворяет почти все, даже металлы, например, серебро. С давнихпор известно народное средство, которым залечивали наружные раны и лечилижелудочно-кишечные заболевания. Эту воду можно получить в домашних условиях:опустить в стакан с водой серебреную ложку. Через некоторое время мельчайшиечастицы серебра растворятся – этого глазом увидеть нельзя.
– Подумайте, где вбыту, в жизни, человек использует это свойство воды?
Слайд 22.
Опыт 6
– Что же происходит сводой при нагревании и охлаждении?
– Колбу с трубкой,заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода втрубке поднимается.
– Почему?
– Ту же колбу поставимв тарелку со льдом (снегом). Вода в трубке опускается.
– Как вы это объясните?
Вывод: водапри нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
– Сравнисвойства воды и свойства воздуха. В чем сходство, а в чем различие?
Слайд 23.
3. Работа в рабочейтетради. С. 22 № 5.
– Прочитайте.
– Как располагаютсячастицы воды при нагревании. Нарисуйте. Объясните. (Частицы начинают двигатьсябыстрее и промежутки между ними увеличиваются)
– Какрасполагаются частицы воды при охлаждении. Нарисуйте. Объясните. (Частицыначинают двигаться медленнее и промежутки между ними уменьшаются) '
V. Работа по теме
1. Бережное отношение кводе – лекция учителя.
Слайд 24.
Для человека оченьважно знать свойства воды, так как в своей деятельности он очень тесносоприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды.Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы снашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует.
Слайд 25.
От загрязнения водыстрадает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главноебогатство, надо беречь! [18]
2.2 Сравнительныйанализ урока с использованием мультимедиа с традиционным уроком
 
В экспериментальномклассе по сравнению с контрольным урок прошел динамичней и непринужденней, уучащихся 3а класса наблюдался повышенный интерес к новой теме.
Таблица 1Количественные показатели инициативности учащихся в контрольном и экспериментальномклассахВ экспериментальном классе В контрольном классе
средний показатель
количества активно участвующих в ходе уроков детей за 1 четверть 2010-2011 учебного года, % Удельный вес желающих активно участвовать в уроке о воде с использованием мультимедиа, % Рост инициативности, %
средний показатель количества активно участвующих в ходе уроков детей за 1 четверть 2010-2011 учебного года,
% Удельный вес желающих активно участвовать в традиционном уроке о воде, % Рост инициативности, % 37 62 25 41 49 8 /> /> /> /> /> /> />
Сочетание комментариевучителя с анимацией значительно активизировало внимание школьников, приносяэстетическое удовлетворение. Урок проходил более эмоционально, учащиеся охотнейпроявляли инициативу, позитивней вступали во взаимодействие с преподавателем. Поданным таблицы 1 видно, что инициативность учащихся в экспериментальномклассе на уроке о воде с использованием мультимедиа на 25 % выше по сравнениюсо средним показателем активности в ходе традиционных уроков за первую четвертьи на 17 % выше роста инициативности в ходе урока о воде в контрольном классе.
В экспериментальномклассе преподавателю за время урока удалось изложить большее количествоматериала, нежели в контрольном, что говорит о более эффективном использованииучебного времени.
Весь текстовый материалурока с использованием мультимедиа был изложен в течение 40 минут. Тот же самыйматериал излагался в контрольном классе в течение 52 минут, что на 12 минутдольше.
 
Таблица 2 Экономиявремени на уроке с использованием мультимедиа Урок с использованием мультимедиа
Традиционный
урок Экономия времени на уроке с использованием мультимедиа Длительности, минут 40 52 12
Экономя время, учительможет увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.
Помимо этого снимаетсятакая проблема, как потеря контакта с классом при отворачивании учителя кдоске. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможностьпостоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремяреагировать на изменяющуюся ситуацию. [19]
Сотрудничествообучаемых и обучающих, их взаимопонимание является важнейшим условием образования. Необходимо создать обстановку взаимодействия и взаимнойответственности. Только при наличии высокоймотивации всех участниковобразовательного взаимодействиям возможен положительный результат мультимедийного урока.
В качестве проверкиусвояемости материала о воде в 3а и 3б классах, были проведены последующиеуроки с целью проверки и закрепления изученного материала.
Таблица 3 Количественныепоказатели о желающих отвечать на закрепляющих уроках о водеВ экспериментальном классе В контрольном классе Разница удельного веса желающих отвечать учащихся в контрольном и экспериментальном классах Удельный вес желающих отвечать на закрепляющем уроке о воде, % 24 16 8
По данным таблицы 3 количестводетей желающих участвовать в ходе учебного процесса, закрепляя материал,изученный на уроке с использованием мультимедиа, выше чем на традиционном, чтоговорит о лучшей усвояемости учебного материала на экспериментальном занятии иположительных эмоциях, связанных с его восприятием у ребенка.
Помимо всего прочегоинтерактивный урок сочетает в себе преимущества традиционного способа обучения,так как проходит под руководством педагога, который в свою очередь задаетнаправление,

 
Заключение
Исходя извышеизложенного, следует то, что компьютер может и должен рассматриваться какорудие деятельности в первую очередь учителя, остающегося, „лидером“педагогического процесса. Человек может играть роль субъекта или (и) объектавоздействия компьютеризированной системы.
Также кроме разгрузкиумственной деятельности от рутинных компонентов можно выделить следующиепсихологические преимущества использования мультимедиа-ресурсов в процессеобучения школьников:
1. Визуализация. Работас графической информацией позволяет мобилизовать ресурсы образного мышлениядаже при работе со знаковым материалом.
2. Ускорение процессаэкстериоризации замысла, его материализация в виде рисунка или схемы.
3. Ускорение иувеличение полученных от компьютера результатов шаблонных преобразованийситуации.
4. Расширениевозможностей осуществления пробующих поисковых действий, которые теперьсовершаются компьютером.
5. Возможностьвернуться к промежуточным этапам сложной деятельности (используя памятькомпьютера).
6. Возможностьодномоментного рассмотрения одного и того же объекта с нескольких точек зрения,сравнение нескольких вариантов преобразования объекта.
7. Экономия урочноговремени, динамичность хода урока.
8. Повышенныетребования к квалификации преподавателя. Он должен обладать необходимым уровнемзнания компьютерной техники и владеть навыками работы с программнымобеспечением.
9. Улучшениеэмоциональной атмосферы на уроке за счет большей заинтересованности учащихся вучебном процессе.

Выводы:
 
1. Современноеобщество в своем развитии перешло к новому этапу информационных технологий,основными признаками которого является наличие глобальных сетей ЭВМ,широкомасштабное использование мультимедийных технологий и рост значениякогнитивных факторов их использования.
2. Вновых условиях изменяются содержание, методы и организационные формы обучения.Освоение мультимедийных технологий как средства формирования информационнойкультуры становится актуальной задачей образования.
3. Успехобучения и использования мультимедийных технологий определяется в первуюочередь знаниями, умениями, навыками преподавателя.
4. Приложение«Power Point» программы «Microsoft Office», является одним из дидактическиемких и менее ресурсозатратных. [20]
В заключении хотелось бы отметить то, что сотрудничество обучаемых и обучающих, их взаимопонимание является важнейшим условием образования. Необходимо создать обстановку взаимодействия и взаимнойответственности. Только при наличиивысокой мотивации всех участниковобразовательного взаимодействия возможен положительный результат мультимедийного урока. [21]

 
Список используемой литературы
 
1. КлемешоваН.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы//Автореф. дисс. канд.пед. наук – Калининград, 1999.
2. ЗахароваИ.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
3. ЕгороваЮ.Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения вобщеобразовательной школе//Автореф. дисс. канд. пед. наук – Чебоксары, 2000.
4. ЕгороваЮ.Н., Морозов М.Н., Кириллов В.К. Мультимедиа технология как комплексноесредство повышения качества обучения в общеобразовательной школе//МатериалыРегиональной научно — практической конференции Чебоксары, ЧТУ им. И. Н.Ульянова, 1999 г. — С. 170 -172.
5. Электронныйисточник: http://journal.sakhgu.ru/work.php?id=1
6. Chan Lin. Formats and prior knowledge onlearning in a computer-based lesson / Journal of Computer Assisted Learning. —2001, N 17, p. 409 — 419.
7. (А.Ю.Уваров. Педагогический дизайн//Информатика. №30. 2003. Он же. Серия«Педагогический дизайн»//Вопросы Интернет Образования. №№10-13).
8. Электронныйисточник: admin@km-school.ru
9. Новыеинформационные технологии в учебном процессе. Мультимедийные обучающиепрограммы. Кручинина Г.А. Нижний Новгород, 2000.
10. Основыweb-технологий. Курс лекций. П.Б. Храмцов, С.А. Брик, А.М. Русак, А.И. Сурин.Интернет-Университет Информационных Технологий, 2003
11. Настольнаякнига web-мастера: эффективное применение HTML, CSS И JavaScript. С. Н.Коржинский./»КноРус", 2000
12. ЭнциклопедияИнтернет, СПб, 2002
13. ЖурналыМир Internet.
14. С. Н.Коржинский./«КноРус», 2000
15. CopyrightInformation Goes Here. All Rights Reserved. САМАРА 2009 г.
16. Электронныйисточник: e-mail:kafinf-rgsu@mail.ruРГСУ
17. Электронныйисточник: festival@1september.ru
18. Электронныйисточник: www.calenda.ru-Практическая работа «Использование звукаи анимации»_65.mht
19. ВойскунскийА.Е. Зависимость от интернета: актуальная проблема, М., 2000.
20. ЯнгК.С. Диагноз — интернетзависимость., М., 2001.
21. ИвановД.В. Феномен компьютеризации М., 2000 .


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.