--PAGE_BREAK--Глава 1. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК НАУЧНО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1.1. Проблема развития познавательной активности в научно-педагогической литературе
Проблема развития познавательной активности школьников — одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.
Реалии сегодняшнего дня требуют ориентации образования младших школьников на развитие познавательной активности личности как основы личностного развития, так как в процессе начального обучения закладывается фундамент умения учиться, который в дальнейшем становится основным условием непрерывного образования. Возрастание вариативности типов учебных заведений не однозначно сказывается на качестве формирования знаний, умений и навыков учащихся, в силу не разработанности организационных, методических и правовых основ их функционирования. На наш взгляд, научно не обоснованные попытки активизировать познавательную деятельность за счет увеличения объема изучаемого материала, интенсивности его подачи приводят не только к снижению качества образовательного процесса, но и к возрастанию его стрессогенности для всех субъектов образования. Несовершенство традиционной системы контроля и оценки знаний учащихся зачастую входит в противоречие с мотивационной сферой учебного процесса.
Изучение педагогической, философской и психологической литературы указывает на наличие многочисленных определений понятий «активность» и «познавательная активность». Имеющиеся различия приводят к неоднозначному их пониманию, определению, описанию:
— современные представления о сущности познавательной активности, причем значительно отличающейся у взрослых, вовсе не однозначно коррелируются с формально похожими акцентами предшествующих школ и направлений в истории педагогической науки. Не имеем достаточных оснований говорить о том, что рекомендации Платона [30], Аристотеля [2], средневековых философов и педагогов в совершенствовании методов научного познания имеют прямое отношение к проблематике развития познавательной активности младших школьников. С другой стороны, без описания таких проблем исторически компаративный анализ был бы заведомо неполным;
-попытка отслеживать в истории педагогической мысли исключительно проблематику собственно познавательной активности младших школьников заведомо невозможна уже в силу общепризнанных неопределенностей самих понятий познания, активности, ребенок, младший школьник.
В силу таких трудностей в данном параграфе работы реальные ориентиры исторического анализа можно описать примерно так:
-вопрос о природе познавательной активности исследовался в истории гуманитарной науки давно и в самых разных аспектах;
-вполне признавая правомерность различных точек зрения на природу человеческой познавательной активности (И. Канта [15], Б.Ф. Ломова [23], и др.) необходимыми характерными свойствами познавательной активности являются специфические компоненты:
а) мотивация;
б) получение удовлетворения от творчества.
Исходя из анализа научной литературы, очевидными являются следующие соображения:
— далеко не всякие действия, формально связанные с обучением, свидетельствуют о высоком уровне познавательной активности. Например, было бы необоснованно измерять уровень познавательной активности через количество посещений библиотеки или время, потраченное на выполнение домашних заданий;
— познавательная активность, видимо, выражается в движении самого мотива человека (и, тем более младшего школьника) осваивать новое, непривычное, очевидно требующее труда и усилий для присоединения к имеющейся базе данных в долговременной памяти. Более того, если задача не вызывает ощущения сложности, является простым комментарием, частным случаем для применения уже имеющихся знаний и навыков, — такая задача не имеет отношения к познавательной активности;
— возникновение чувства именно самостоятельного эвристического поиска, даже в случае решения уже известной задачи.
Основными характеристиками познавательной активности являются:
— яркая, по сравнению со среднестатистическими показателями неудовлетворенность стереотипными ценностями обыденной жизни. Иными словами, если человек, и тем более, младший школьник, искренне и в достаточной степени удовлетворен своей жизнью, достижение высокого уровня познавательной активности не будет подкреплено внутренней мотивацией;
— познавательная активность есть форма существования сомнения, которая постоянно воспроизводит вечный вопрос о возможности конечного перечня причин и следствий в обозримом мире;
— не всякая активность человека характеризует его стремление к познанию. Видимо познавательная активность характеризует еще и специфическое, и присущее далеко не всем, интеллектуальное бесстрашие, желание двигаться дальше в такие рассуждения, предчувствия и ассоциативные ряды, где сам термин «познание» становится далеко не бесспорным, где желание быть уже выше желания понять. Разумеется, перечень таких характеристик познавательной активности можно продолжить.
Анализ литературы показал, что наиболее аргументировано выделение авторами следующих компонентов структуры познавательной активности: эмоциональный, волевой, мотивационный, содержательно — процессуальный и компонент социальной ориентации.
Таким образом, проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип « активности и самостоятельности учащихся в обучении ». Развитие познавательной активности определяется качественными изменениями, отражающимися в энергетическом и содержательном показателях. Энергетический показатель характеризует заинтересованность ребенка в деятельности, настойчивость в познании. Содержательный показатель характеризует результативность деятельности в процессе получения знаний, выделение различных культурных содержаний в ситуации.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.2. Сущность понятия « познавательная активность »
Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности учащихся в обучении». Средства реализации ведущего педагогического принципа определяются в зависимости от содержания понятия «познавательная активность». В содержании понятия «познавательная активность», как показывает проведенное исследование, можно выделить несколько направлений. Ряд ученых рассматривают познавательную активность как естественное стремление школьников к познанию.
Общеизвестно, что человеку свойственно стремление к познанию. Это стремление проявляется в ребенке с первых дней его жизни. Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие учащегося. Д. Локк в работе «Мысли о воспитании» утверждает идею единства физического и духовного развития известным тезисом «Здоровый дух в здоровом теле» [22]. При сильном теле, считает автор, легко продвигаться вперед по выбранному пути. Проводя идею единства физического и духовного развития, авторы находят важные педагогические средства развития познавательной активности. Так, для поддержания интереса к занятиям, следует их прекращать до момента утомления, когда у ребенка сохраняется ожидание от первого занятия. Тем самым, выделяется педагогическое средство — регулирование учебной нагрузки и ее дозирование в зависимости от утомляемости учащихся.
Итак, естественное стремление к познанию развивается в учебном процессе при его регулировании со стороны педагога и организации учебной деятельности школьника так, чтобы в нее вовлекались разные стороны его психической деятельности, подобно другим сферам его жизни, например, в беседах, играх, занятиях в семье или при встречах с товарищами. Достаточно популярна и другая точка зрения: познавательная активность понимается как характеристика деятельности младшего школьника: ее интенсивность и напряженность. Множество работ отечественных педагогов посвящено проблеме активизации учебного процесса. Например, П.Н. Груздев [10] и Ш.Н. Ганелин [10], Р.Г. Ламберг [18], исследовали проблему активизации мышления учащихся в процессе обучения, проанализировали проблему самостоятельной деятельности учащихся и сделали вывод, что самостоятельность является высшим уровнем активности.
Вот что пишет Т.И. Шамова: " Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей" [42].
Познавательная активность отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора. Есть еще одна группа ученых, которая понимает познавательную активность как качество личности. Например, Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по их мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию [44]. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму.
Преимущественно, проблема формирования познавательной активности на личностном уровне, как свидетельствует анализ литературных источников, сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов.
Э.А. Красновский дает познавательной активности совершенно особое определение: «проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения» [17].
Фундаментальные исследования в области обучения младших школьников раскрывают процесс становления познавательной активности учащихся и определяют изменения содержания образования, формирование обобщенных способов учебной деятельности, приемов логического мышления. Исследования, отраженные в педагогической литературе, внесли огромный вклад в развитие теории познавательной активности: в них содержатся оригинальные идеи, теоретические обобщения, практические рекомендации.
Поиск эффективных путей повышения качества усвоения учебного материала характерен и для педагогической практики. Повышение результативности обучения школьников не снимает проблемы такого социально значимого качества, как познавательная активность. Ее становление в младшем школьном возрасте положительно влияет на развитие личности. В силу этого, необходимо, на наш взгляд, целенаправленная педагогическая деятельность по формированию познавательной активности школьников.
Анализ литературы по проблемам развития познавательной активности свидетельствует, что термин этот ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность — более широкое понятие, чем деятельность.
Проблема активности изучается в самых различных аспектах: биологическом, психологическом, педагогическом, социологическом и т. д. Так, биологи рассматривают приспособление организма к окружающей среде, реакцию на внешние раздражения, которая является формой проявления активности. Биологическая активность присуща и человеку как наследственное свойство, которое обеспечивает приспособление к среде. Однако если животное, взаимодействуя со средой, только пользуется внешней природой и производит в ней изменения просто в силу своего присутствия, «то человек, как производитель средства труда, приспосабливает природу к своим потребностям, заставляет ее служить своим целям, господствует над ней». Итак, мы обратили внимание на то, что общим для всех исследований является наличие в процессе формирования познавательной активности нескольких факторов. В их числе — внутренний фактор, т. е. субъективная характеристика познавательного действия. Носителем познавательной активности выступает целостный субъект познания — человек.
Некоторые ученые определяют процесс познавательной активности младших школьников как целенаправленную деятельность, ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе. Понятие " развитие " общепризнанно в педагогике и психологии. Д.Б. Эльконин отмечает: " развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями психических функций, возникновением в ней определенных новообразований. Развитие состоит в качественных преобразованиях различных системных процессов, что приводит к возникновения отдельных структур, когда одни из них отстают, другие забегают вперед" [45]. Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности — учебно -познавательная задача. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательног опыта.
Ученые в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта определяют такие уровни активности:
— репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого;
— поисково-исполнительная активность; это более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо понять задачу и отыскать средства ее выполнения;
— творческая активность являет собой высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться школьником, и пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.
Таким образом, на основании проведенного анализа, познавательная активность определяется, как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.3. Влияние психических процессов на развитие познавательной активности младшего школьника.
Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития. Специальные исследования, однако, показывают, что при преобладающей в настоящее время системе начального обучения процесс этот нередко протекает стихийно. У многих детей младшего школьного возраста отмечается недостаточная сформированность внимания, памяти, способности к регуляции умственных действий. Истинное их развитие подменяется усвоением стереотипных способов действия в стандартных условиях.
В реальной действительности познавательные процессы функционируют неизолированно друг от друга, а представляют собой сложную систему.
Поэтому развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного психического процесса, будет влиять не только на его собственную продуктивность, но и на уровень функционирования познавательных сфер в целом, а значит и на познавательную активность в частности.
Рассмотрим влияние некоторых познавательных процессов, таких как мышление, внимание и память на обучение младших школьников.
Мышление.
С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.
Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально – логические рассуждения детям еще не доступны. Согласно классификации Ж. Пиаже этот этап развития детского мышления определяется как стадия конкретных операций.
В этом отношении наиболее показательно мышление первоклассника. Оно действительно преимущественно конкретно, опирается на наглядные образы и представления. Как правило, понимание общих положений достигается лишь тогда, когда они конкретизируются посредством частных примеров. Содержание понятий и обобщений определяется в основном наглядно воспринимаемыми признаками предметов. В этом возрасте мышление ребенка тесно связанно с его личным опытом и потому чаще всего в предметах и явлениях он выделяет те стороны, которые говорят об их применении, действий с ними.
По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных
знаний школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядной опорой. Дети овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений.
С развитием мышления связано возникновение важных новообразований младшего школьного возраста: анализа, внутреннего плана действий, рефлексии.
Внимание.
Постоянно приходится слышать жалобы учителей и родителей наневнимательность, несобранность, отвлекаемость детей данного возраста.Невнимательность младших школьников — одна из наиболее распространенных причин снижения успеваемости. Ошибки «по невниманию» в письменных работах и во время чтения — самые обидные для детей. К тому же они являются предметом для упреков и проявления недовольства со стороны учителей и родителей. Наиболее часто такую характеристику получают дети 6 — 7 лет, т. е. первоклассники. Их внимание действительно еще слабо организованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво, что во многом объясняется недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания.
На протяжении младшего школьного возраста в развитии вниманияпроисходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются
факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению — с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается естественный вывод: развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.
Память.
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психическиепроцессы, претерпевает существенные изменения. Память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. У первоклассника хорошо развита непроизвольная амять, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Однако далеко не все из того, что приходится запоминать первокласснику в школе, является для него интересным и привлекательным.Поэтому непосредственная память оказывается здесь уже недостаточной. Нет сомнения в том, что заинтересованность ребенка в школьных занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация являются необходимыми условиями развития памяти. Для развития памяти ребенка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, сколько формирование интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развития положительного отношения к ним.
Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными.
Стоит также отметить, что нередко развивающий эффект может оказать сам факт совместных занятий ребенка с терпеливым, заинтересованным, внимательным к его проблемам взрослым. Конкретное содержание занятий нередко отступает при этом на второй план.
Таким образом, формирование познавательной активности младших школьников достигается в процессе их общения как особого видавзаимодействия. Данное общение способствует формированию потребности школьников в самостоятельном приобретении знаний, умений и навыков, творческому их использованию и развитию устойчивого познавательного интереса. Содержание, формы и методы должны нацеливать учащихся на самостоятельную познавательную деятельность, которая создает базу для общения, способствует закреплению новых знаний младших школьников, полученных в процессе общения.
продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
2.1. Принципы организации уроков информатики
Сформулируем несколько основных принципов организации урока информатики для младших школьников, обеспечивающих высокую степень активизации познавательной деятельности учащихся при одновременном достижении основных целей урока.
1. Использование преимущественно игровых форм занятий, особенно на начальном этапе обучения. Для детей 5-10 лет игра преобладает над другими видами деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы для детей естественны.
2. Конкурсно-соревновательный характер выполнения практических заданий, использование рейтинговых оценок учащихся. Свойственную детям данного возраста активную борьбу за лидерство в коллективе, потребность в поощрении необходимо использовать для дополнительной мотивации учебной работы. К решению данной задачи сравнительно легко адаптируется программное и учебно-методическое обеспечение уроков.
3. Высокая степень самостоятельности выполнения детьми заданий за компьютером. Автономная деятельность повышает личную ответственность ребенка, а самостоятельность принятия решений в сочетании с их положительными результатами дает заряд позитивных эмоций, порождает уверенность в себе и устойчивое желание возобновлять работу, постепенно переходя на более сложный уровень заданий. Управление сложным техническим средством уравнивает детей со взрослыми, на которых они стремятся походить. Самостоятельная работа за компьютером — основное средство безболезненного постепенного перехода от привычной игровой к новой более сложной учебно-познавательной деятельности.
4. Максимальное использование мультимедийных возможностей компьютера. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога «ученик — компьютер».
5. Создание обстановки психологического комфорта на уроке. Этому в значительной мере способствуют простые и дружелюбные интерфейсы современных обучающих и развивающих программ. Как следствие, дети не боятся собственных ошибок, нередко многократно повторяют задания сначала до положительного результата, что делает даже самых робких и застенчивых учеников раскрепощенными и активными.
6. Всестороннее использование знаний школьных предметов. Применение на уроках информатики широкого разнообразия обучающих и развивающих программ позволяет эффективно закреплять знания других школьных дисциплин и пробуждать дополнительный интерес к их изучению, укреплять межпредметные связи, формировать у детей системное восприятие получаемых знаний, целостную картину мира.
Перечисленные принципы организации уроков информатики в начальной школе позволяют уже на ранних этапах обучения обеспечить для большинства учеников переход от пассивного восприятия учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Активизация учебно-познавательной деятельности связана скорее не с самим предметом информатики, а с использованием компьютерных технологий. Широкое использование компьютеров при изучении большинства предметов в результате совершенствования образовательных технологий в начальной школе даст возможность в полной мере реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь равные с информатикой шансы стать любимым детьми.
2.2. Условия, способствующие развитию познавательной активности
Развитие личности есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Возрастные изменения в условиях обучения и воспитания детей оказывают решающее влияние не только на психику, но и на познавательную активность. Дети младшего школьного возраста могут не только продуктивно усваивать способы предметных и познавательных действий, эмпирические и теоретические знания, но и быть психологически включенными в саму учебную деятельность, то есть сознательно овладевать теми способами учебных действий, которые изменяют и развивают их познавательные способности. Младшие школьники уже могут развивать свои способности и те личностные качества, которые лягут в основу развития их познавательной активности и как следствие повлияет на успешность в учебной деятельности.
Познавательная активность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.
Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Проблема развития познавательной активности младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.
Основными характеристиками познавательной активности являются:
— естественное стремление школьников к познанию;
— положительное отношение к учебе;
— активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата;
— проявление воли в процессе овладения знаниями.
Познавательная активность человека не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому можно говорить о ее формировании и развитии.
Способы и условия способствующие развитию познавательной активности младшего школьника на уроках информатики:
— обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы, т. е. обеспечение понимания того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться. Если же дети не подготовлены к решению учебной задачи, они не смогут полноценно включиться в учебную деятельность;
— исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы и в момент актуализации знаний;
— комбинирование различных форм организации учебной работы, определение их места на каждом этапе занятия;
— обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими детьми упражнений и заданий;
— обучение младших школьников рациональным способам умственной работы;
— эмоциональная насыщенность занятия, «взволнованность» самого педагога. Создание доброжелательного эмоционального фона в работе педагога и учеников. Положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность;
— стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности учащихся со стороны педагога;
— на каждом занятие ребенку должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии), для осознания значимости достигнутого результата деятельности;
— организация домашнего задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками;
— занятия целесообразно строить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Это поможет правильно определить объем и содержание учебного материала, разработать адекватные методы, средства обучения, наметить пути индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся различных групп в условиях обучения.
Таким образом, развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.3. Способы и приемы развития познавательной активности на уроках информатики
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. В решении данной задачи важная роль отводится новым информационным технологиям, внедряемым в учебный процесс, начиная с его самых ранних этапов. Поэтому уроки информатики в начальной школе вносят наиболее весомый вклад в активизацию учебно-познавательной деятельности детей.
Все программы развивающего обучения нацелены на активизацию субъекта учебной деятельности. Поэтому каждому учителю необходимо ставить перед собой следующие задачи:
– закрепление интереса, с которым дети пришли в школу;
– развитие и направление интереса к учению;
– учет индивидуальных особенностей каждого ребенка и его личного продвижения в процессе обучения и воспитания;
– достижение высокого качества образования.
Известно, что становление познавательных интересов, воспитание активного отношения к труду, к происходящему вокруг происходит прежде всего на уроке. Необходимо понимать, что от того, насколько сознательно, с желанием, творчески будут работать дети на уроках зависит то, как они в дальнейшем будут рассуждать, думать, доказывать, творчески мыслить, применять изученное в различных ситуациях. Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить интерес на каждом этапе урока информатики, необходимо работать, на наш взгляд, в инновационном режиме, используя информационные технологии, что и является основным направлением модернизации образования. В этом огромную роль играет изучение курса информатики в начальных классах. Этот курс и вносит значимый вклад в развитие информационного компонента общеучебных умений и навыков, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. Рассмотрим задачи обучения информатики в начальной школе:
— ознакомление школьников с основными свойствами информации;
— формирование первоначальных представлений о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
— формирование навыков сознательного использования основных мыслительных операций: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, давать определения, использовать алгоритм, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы, грамотно обращаться с информацией.
У детей младшего школьного возраста формируются умения и желание учиться, начинает складываться стиль мышления, закладываются самые прочные знания и навыки, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение. Этим тоже можно объяснить необходимость изучения основных понятий информатики в начальных классах.
Целесообразность изучения информатики в начальных классах подтверждается результатами обучения:
— учащиеся знакомились с видами информационной деятельности;
— получили навыки клавиатурного письма;
— узнали о видах информационных объектов, сами создали проекты презентации, информационные объекты на разных программах;
— у детей повышался уровень логического мышления;
— увеличивалась скорость мыслительных операций.
Изучение информатики гарантирует реализацию межпредметных связей и преемственности со средней школой.
Важным звеном процесса обучения является контроль знаний посредством тестирования учащихся. Компьютер также способен определить уровень знаний за такой короткий срок, что позволяет сэкономить время при проверке домашнего задания, также при организации фронтального опроса, и организации индивидуализации обучения.
Показано, что компьютерные технологии создают большие возможности активизации учебно-познавательной деятельности в начальной школе. Сформулируем основные приемы, способствующие развитию познавательной активности младших школьников на уроках информатики: широкое применение игровых форм занятий, высокая автономность работы ученика за компьютером, активное использование мультимедийных средств, создание дружелюбной и соревновательной психологической атмосферы.
Таким образом, использование информационных технологий и уроки информатики дают возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, расширить уровень индивидуализации обучения, пробудить в учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся и является важнейшим условием повышения качества образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкретизация сущности познавательной активности как прижизненно развивающегося сложного личностного образования, обусловливающего качественные характеристики познавательной деятельности, раскрытие его структуры, выделение системы критериев, фиксирующих состояние компонентов познавательной активности, позволяет эффективно и целесообразно планировать содержание познавательной деятельности в условиях школьного учреждения.
В результате работы нами было рассмотрено понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе, определены особенности развития познавательной активности детей младшего школьного возраста, выявлены средства развития познавательной активности младших школьников, уточнена сущность развития познавательной активности младшего школьника на уроках информатики; обоснованы функциональные возможности учебного процесса, направленные на развитие познавательной активности младшего школьника; выявлен ряд педагогических условий, способствующих активизации познавательной деятельности младшего школьника и обоснованы педагогические условия её реализации.
В результате выполнения работы сделаны следующие выводы:
1. Развитие познавательной активности младшего школьника — это:
а) целенаправленный процесс формирования устойчивых качеств личности младшего школьника, отражающих потребность, желание и внутреннюю убежденность ученика в необходимости творческого познания реальной действительности, способность формулирования познавательных задач и поиска их решения;
б) результат, фиксирующий факт приобретения младшим школьником навыка творческого отношения к процессу учения, устойчивой потребности в познавательной деятельности;
в) фактор изменения личностных качеств младшего школьника, среди которых: социальная ориентация, аксиологическая направленность личности, способность к рефлексии, к сотрудничеству, целеустремлённость, настойчивость, умение выдвигать познавательные задачи и самостоятельно их решать и др.
2. Развитие познавательной активности младшего школьника базируется на разрешении противоречия между потребностью в познавательной активности и факторами, формирующими деструктивную мотивацию. Педагогическое воздействие, направленное на блокировку деструктивной мотивации расширяет диапазон установки и способствует процессу формирования продуктивного мышления. Критерии оценки эффективности развития познавательной активности младшего школьника включают мотивационно-потребностный, личностно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты.
3. Педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности младшего школьника, носят комплексный характер и включают:
а) научное, учебно-методическое обеспечение образовательной среды;
б) оптимальное сочетание форм и методов обучения, ориентированных на развитие познавательной активности младшего школьника, включение эвристических упражнений и задач, направленных на интеграцию знаний;
в) ориентацию учебного процесса младшего школьника на формирование внутренней мотивации к саморазвитию;
г) формирование рефлексивной позиции младшего школьника;
д) подготовку педагогических кадров, ориентированных на развитие познавательной активности младшего школьника.
4. Нужно помнить, чтобы все компоненты познавательной активности ребенка развивались, необходимо тщательно продумывать систему взаимодействия педагога и ребенка и детей в коллективе, т. к. очень важно:
— мнение каждого ребенка;
— чувства, которые он испытывает, выполняя ту или иную деятельность, что дает ему возможность осознавать цели деятельности и не бояться, активно действовать.
продолжение
--PAGE_BREAK--СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ануфриева, А.Ф., Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей / А. Ф. Ануфриева — 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. «Ось-89», 2000.
2. Аристотель. О душе. / Пер. и прим. Г. А. Тароняна. // Вестник древней истории. 1969. № 3.
3. Бабаева, Ю.Д. Тренинговые методы выявления одаренности. / Под ред. В.И. Панова. – М., 1997.
4. Бабанский, Ю.К. Активность и самостоятельность уч-ся в обучении. Избр. педагог. труды. / Сост. М.Ю. Бабанский. — М., Педагогика, 1989.
5. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. институтов. Под ред. проф. А.В. Петровского. – М., Просвещение, 1973.
6. Гальперин, П.Я., Кабыльницкая, С.Л. Экспериментальное формирование внимания – М., 1974.
7. Ганелин, Ш. И.,., История педагогики и современность: Учебник для студентов высш. и сред. учеб. заведений. Под ред. Ш. И. Ганелин / Ш.И. Ганелин, Н. С. Зенченко, Е. Н. Кирпичникова – М.: Издательский центр Академия, 1999.
8. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: Учеб. пособие для вузов / С.И. Гессен – М.: Школа – пресс, 1995.
9. Гольцман, А.М. и др. Роботландия: Экспериментальный учебник для школьников. М., 1989.
10.Груздев, П.Н. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения/ П.Н. Грузднев – Под ред. Издательский дом « Питер », 2000.
11.Давыдов, В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников. – М.: Педагогика, 1982. – С. 10-21.
12.Дуванов, А.А. Азы информатики //Информатика. 2002. № 5-8.
13.Зубрилин, А.А. игровой компонент в обучении информатике / А. А. Зубрилин // Приложение к журналу Инфо – 2001. — № 3.
14.Зинченко, В.П. Принципы психологической педагогики // Педагогика, 2001. – № 6. – С. 9-17.
15.Кант, И. Лекции по этике. – М., 2000.
16.Коменский, Я.А. Великая дидактика: изб. пед. произвдения. В 2-х т. — М., Педагогика, 1982 — Т.1.
17.Красновский, Э.А. Активизация учебного познания. / Сов. педагогика. – 1989. – №5. – С. 10-14.
18.Коляда, А. Г. и др. окно в удивительный мир информатики / А. Г. Коляда – Донецк, изд. Сталкер, 1997.
19.Клевцук, С. В., Мациевский С. В., Ишанов С. А. Информатика: Учебное пособие / Калининград: Изд-во КГУ, 2003. – 140 с.
20.Ламберг, Р.Г. О самостоятельной работе учащихся. / Сов. педагогика – 1962. – №2. – с. 16-27.
21.Лапчик, М. П., Семакин И. Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Под общей ред. М.П. Лапчика / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер – М.: Издательский центр Академия, 2005.
22.Локк, Д. Мысли о воспитании. / Пед. наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М., Педагогика, 1989.
23.Ломов, Б.Ф. Вопросы общей педагогической психологии. – М., 1991.
24.Маркова, А.К. Формирование мотивации учения. / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990.
25.Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. – 1989. – №6. – с. 29-33.
26.Малясова, С. В. Деловая игра «Профессии компьютера ». / С. В. Малясова Инфо. — 2004. — № 6.
27.Панов, В.И. Некоторые подходы к методологии развивающего образования // Психологич. наука и образование, 1998. – №3-4. – с. 38-46.
28.Первин, Ю. А. За мной, компьютер 2—4 классы: Учебное пособие: общеобр. учр. М.: Дрофа, 1997.
29.Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед.вузов /, И.П. Подласый в 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС 1999,-кн. 1: общие основы. Процесс обучения.
30.Платон, Сочинения. Т. 1-3. – М., 1968-1972.
31.Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Владос, 1999 — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
32.Рубинштейн, С.Л Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн – Под ред. Издательский дом «Питер», 2000.
33.Рубцов, В.В. Психологическая поддержка современ. образования // Известия Российской академии образования. – М., 1999.
34.Руссо, Ж. — Ж.Педагогические сочинения: В 2-х т./ Ж. Руссо – М.: Педагогика, 1981.
35.Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики. – М., 1998.
36.Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 288 с.
37.Тельнова, Ж.Н. Развитие познавательной активности детей младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. Дисс. канд. пед. наук. — Омск, 1997.
38.Трифонова, Е. Е. Информатика и образование / Под ред. Иванова Т. В. М.: – 2003.
39.Урнов, В. А., Климов Д. Ю. Преподавание информатики в компьютерном классе: Кн. для учителя: Из опыта / В. А. Урнов, Д. Ю. Климов — М.: Просвящение, 1990.
40.Ушинский, К.Д. Собрание сочинений в 11 т. Т. 10 – М., АМП, 1950.
41.Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: Издательство «Ось-89», 1997.
42.Шамова, Т.И. Активизация учения школьников. – М., Педагогика, 1983.
43.Шкаев, А.В. Руководство по работе на персональном компьютере. Спра-вочник. М.: Радио и связь, 1994 г.
44.Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. – М., Просвещение, 1979.
45.Эльконин, Д. Б., Давыдов В. В. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962.
46.Эльконин, Д.Б. Избранные педагогич. труды. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М., 1989.
47.Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М.,2000.
продолжение
--PAGE_BREAK--ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1
Тема урока: «Информация и ее виды».
Цель урока: знакомство учащихся с понятием «информации» и видами информации.
Задачи урока:
1)знакомство учащихся с понятием информации и видами информации (по способу ее восприятия);
2) развитие логического мышления учащихся, памяти, внимания, а также интереса к предмету «Информатика»;
3) работа над повышением грамотности устной речи учащихся; достижение сознательного усвоения материала учащимися.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Возраст учащихся: II класс.
Оборудование урока:
• карточки с сеткой кроссворда;
• карточки с названиями, видов информации;
• круглые карточки-семафоры красного и зеленого цветов.
Структура урока.
1. Организационный момент (1 мин.).
2. Актуализация опорных знаний (2 мин.).
3. Проверка домашнего задания (3 мин.).
4. Изучение нового материала (12 мин.).
5. Физкультминутка (2 мин.).
6. Закрепление изученного материала (10 мин.).
7. Работа с карточками (5 мин.).
8. Подведение итогов урока (2 мин.).
9. Домашнее задание (3 мин.).
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего урока «Информация. Виды информации». Сегодня на уроке мы с помощью кроссворда проверим, насколько усвоен вами изученный на прошлом уроке материал и познакомимся с понятием «информация».
(Здороваются и слушают учителя)
2. Актуализация опорных знаний.
(Ребятам выдаются карточки с сеткой кроссворда, кроссворд см. в примечании).
Ребята, чтобы проверить, как вы усвоили материал предыдущего урока, разгадаем кроссворд. Я буду читать вам загадки, а вы в своих карточках должны записать отгадки.
1. Словно смелый капитан,
А на нем горит экран.
Яркой радугой он дышит,
И на нем компьютер пишет
И рисует без запинки
Всевозможные картинки.
На верху машины всей
Размещается...
2. Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу тащит,
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка — к строчке
Напечатает картинку
Ловкий мастер —
Струйный...
3. Этот урок все обожают.
На этом уроке часто играют.
Не может уже без него математика,
Он называется...
4. А теперь, друзья, загадка!
Что такое: рукоятка,
Кнопки две, курок и хвостик?
Ну конечно, это...
5. По клавишам прыг да скок —
Бе-ре-га но-го-ток!
Раз-два, и готово —
Отстукали слово!
Вот где пальцам физкультура!
Это вот...
6. Скромный серый колобок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке —
Две или три кнопки.
В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть...
7. В ней записаны программы
И для папы и для мамы!
В упаковке, как конфета,
Быстро вертится...
7. Он живет в системном блоке,
Не работает без тока,
Очень умный — как профессор.
Называется...
9. Окно дисплея — главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут...
10. Как ее мы все не любим,
Ею мы компьютер губим.
Крошки, пыль, вода и мазь,
Одним словом, это...
Какое слово получилось в выделенном столбике?
Правильно! Молодцы!
(Слушают задание учителя и записывают отгаданные слова в кроссворд)
дисплей
Принтер
информатика
джойстик
Клавиатура
Мышка
дискета
процессор
системный
грязь
Информация
3. Проверка домашнего задания.
4. Изучение нового материала.
«Информация» — это тема нашего сегодняшнего урока. Откройте тетради и запишите тему урока. (Учитель записывает тему на доске).
Что означает это слово? (Учитель выслушивает ответы учеников и делает обобщение.)
Молодцы! Правильно говорите.
Информация — это знания, сообщения, сведения, новости, которые мы получаем. Информацию можно получать разными способами. В получении информации нам помогают органы чувств.
Чтобы понять, как человек получает информацию, послушайте:
(Далее следует рассказ учителя. По ходу рассказа учитель задает наводящие вопросы.)
В некотором царстве, тридесятом государстве жила-была царицанаук — Математика. И были у нее две сестры — принцессы Физика и Информатика. Дружными были, друг без друга не могли прожить ни дня. Вместе правили, советовались друг с другом. Самой младшей и самой любимой сестрой Математики была Информатика. А назвали ее так за то, что сама все знала и другим объясняла, из всего извлекала информацию.
Вставала принцесса рано. Выглядывала в окно и получала информацию о том, какая погода на улице, а потом быстро всем рассказывала.
Сразу интересовалась, как она выглядит.
Ребята, а как принцесса получала информацию? С помощью чего?
Правильно!
Выйдет принцесса из дворца прогуляться, а когда вернется — приносит много новой информации — новостей.
Ребята, а как можно узнать новости на улице? С помощью какого органа?
В темноте принцесса могла найти дорогу к дому. Не глядя, отличала розу от тюльпана.
А вы можете, закрыв глаза, отличить эти цветы? Как, чем?
Дворцовые повара охотно брали принцессу с собой на рынок. Она всегда могла выбрать самый свежий хлеб, самые сладкие фрукты.
Ее приглашали торговцы, чтобы она определила самую теплую ткань для накидок своих сестер и самые нежные ткани для их платьев.
Ребята, а вы умеете выбирать свежий хлеб, молоко, нежную ткань? Каким образом? Какие органы вам в этом помогают?
Еще не спустившись к обеду, принцесса знала, что приготовлено. Выходила на улицу прогуляться и, не заходя к соседям, уже знала, что у них на завтрак.
А как она узнавала это? Какой орган в этом помогает?
Свои цветы принцесса поливала только теплой водой.
И, не заходя в речку, определяла, можно ли уже купаться.
Как она это определяла, с помощью чего?
Принцесса узнавала о разных странах, морях, океанах.
Откуда? С помощью чего?
Вот такая умная была принцесса.
(ученики открывают тетради и записывают тему урока)
Информация – это то, что нам дают в школе.
Информация – сведения, которые мы получаем из телевизора, радио.
С помощью органов зрения.
С помощью глаз.
Да, можем – с помощью запаха.
Да, можем, при помощи органов осязания.
Ей помогает в этом орган обоняния – нос.
С помощью зрения.
С помощью органа слуха из книг, рассказов друзей.
5. Физкультминутка
6. Закрепление изученного материала.
Ребята, понравилась вам сказка?
Итак, что вы узнали из этой сказки?
Вы тоже ребята умные и, наверное, тоже умеете получать информацию?
Что такое информация? Как ее получают? С помощью каких органов чувств?
Молодцы!
Информация бывает разная.
Как можно получить информацию о погоде на улице, о том, какое у принцессы платье?
Записываем в тетрадях (учитель записывает на доске): зрительная — глаза.
А как можно узнать последние новости, начался ли урок, красивая ли звучит музыка?
Записываем в тетрадях (учитель записывает на доске): звуковая — уши.
Какой орган дает нам информацию о том, что какое-то кушанье готовится на кухне, что где-то недалеко горит костер, что у мамы хорошие духи?
Чувство, которое позволяет нам распознать запахи — обоняние.
Записываем в тетрадях (учитель записывает на доске): обонятельная — нос.
Что нам помогает узнать, хорош ли пирог, свежий ли хлеб, не скисло ли молоко?
Записываем в тетрадях (учитель записывает на доске): вкусовая — рот, язык.
А как можно узнать, можно ли купаться в речке, согрелся ли чайник, не колючая ли ткань?
Эту информацию дает кожа.
Записываем в тетрадях (учитель записывает на доске): осязательная — кожа.
Скажите, ребята, а могу ли я передать информацию с помощью жестов?
(Учитель прикладывает указательный палец к губам.)Какую информацию я хотела вам передать? Правильно, я передала вам: «Сидите тихо».
Теперь покажите, как вы умеете передавать информацию жестами.
(Учитель называет действие, которое надо выполнить).
Встаньте, ребята.
Покажите мне, как высоко вы хотите вырасти.
Покажите, что идет солдат.
Покажите, какой большой арбуз вы хотите купить. Покажите, как птица летает.
Вы — молодцы! По вашим жестам понятно, что вы хотите мне сказать.
А теперь поиграем в другую игру: я называю слово, а вы определяете, к какому виду информации его можно отнести. Если информация зрительная — закрываем глаза, звуковая — прикрываем ладошками ушки, если информацию получают в виде запаха — закрываем нос, определяют на вкус — рот, распознают кожей — хлопаем в ладоши.
Звонок, горячо, дым, сладко, музыка, колется, жарко, мокрый, горький, зеленый, шершавый, радио, липкий, бензин, лимонад, мороз.Молодцы! Садитесь!
Да, понравилась!
Что жили три сестры-принцессы: Математика, Физика и Информатика. Математика была умная и все знала.
Да!
Информация – это знания, новости, которые мы получаем при помощи зрения, слуха, вкуса и ощущений.
Глазами
Ушами
Нос
Рот, язык
Рукой, ногой, щекой
Да
Тишина должна быть
(Ученики жестами демонстрируют то, что задает учитель.)
(Ребята выполняют задание учителя, показывая жестами)
7.Работа с карточками.
Скажите ребята, а почему, когда я назвала слово «дым», одна часть ребят выбрала глаза, а другая — нос? Кто здесь не прав? Оказывается, правы все: дым можно узнать и с помощью зрения — увидев его, и с помощью обоняния — почувствовав запах.
Теперь мы посмотрим, для какой профессии, какой вид информации нужен.
Я раздала вам карточки. В них указаны виды информации. Я буду называть профессию человека, а вы будете выбирать, информацией каких видов пользуется этот человек, и поднимать соответствующую карточку.
• Водитель:
(Один из учеников поясняет, почему он выбрал именно эти виды. Остальные «семафорят»: показывают зеленый круг, если согласны, и красный, если не согласны.)
• Врач:
• Повар:
• Музыкант:
• Ученик.
Правильно, ребята! Молодцы!
(Ребята выполняют задание при помощи поднятия карточек)
— звуковая— по звуку можно определить, всели в порядке с машиной;
— зрительная— можно видеть дорогу и светофор;
— обонятельная— можно чувствовать запах бензина и гари.
— звуковая— прослушивает легкие и сердце;
— зрительная — проверяет рану,
— осязательная — чувствует шишку на лбу.
— обонятельная— проверяет, не подгорела ли еда;
— вкусовая— солит, перчит, потом пробует;
— зрительная— определяет готовность кекса по его цвету;
— осязательная— щупает, мягкое ли тесто.
— звуковая— слушает музыку,
— осязательная— нащупывает струны или клавиши;
— зрительная— смотрит в ноты.
Ему необходимо пользоваться всеми видами информации: слышать звонок, догадываться о меню, слушать учителя, пробовать вкусности, не сесть на мокрое.
8. Подведение итогов урока.
А теперь я предлагаю вам поиграть в мяч.
(Учитель кидает мяч любому ученику и называет вид информации, например «звуковая», ученик ловит мяч и называет один из источников этой информации, например телефон, радио и т. д.)
Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали?
Помогает нам в жизни информация?
Какие виды информации мы изучили?
Правильно, ребята! Вы хорошо усвоили, изученное на сегодняшнем уроке!
(Учитель кидает мяч любому ученику и называет вид информации, например «звуковая», ученик ловит мяч и называет один из источников этой информации, например телефон, радио и т. д.)
Мы узнали, что такое информация.
Да, она помогает нам узнать много нового и интересного.
Звуковая, зрительная, обонятельная, осязательная, вкусовая.
9. Домашнее задание.
Итак, ребята, наш урок подошол к концу. Откройте дневники и запишем домашнее задание:
1. Повторить виды информации, изученные на уроке.
2. Придумать примеры на каждый вид информации и записать их в тетрадь.
Спасибо за урок! Можете быть свободны! До свидания!
(Открывают дневники и записывают домашнее задание)
До свидания!
1
2
3
4
6
7
8
9
10
продолжение
--PAGE_BREAK--