Реферат по предмету "Педагогика"


Системы образования в странах мира

Сыктывкарскийгосударственный университет
Кафедраменеджмента
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
Системыобразования в странах мира.
Сыктывкар2009

Содержание
Введение
1. Характеристика образовательных систем
1.1 Великобритания
1.1.1 Начальное и среднее образование
1.1.2 Развитие системы высшегообразования
1.2 Германия
1.3 США
2. Общий анализ систем образования
2.1 Среднее образование
2.2 Высшее образование
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Одной из движущих сил прогрессав любой области человеческой деятельности и знаний является синтезированиенакопленного мирового опыта. В условиях реформы системы образования в нашейстране все большую важность приобретает изучение и анализ тенденций развитияобразования за рубежом.
Как известно, в системахобразования в ведущих странах мира в настоящее время происходят процессыдемократизации. Существенным ее признаком – наряду с доступностью,вариативностью и дифференциацией, децентрализацией управления – являетсяоткрытость, преемственность всех ее ступеней.
В наши дни мировоесообщество определяет содержание нового образования, разрабатываются ивнедряются новейшие технологии обучения, постоянно совершенствуетсяобразовательный процесс. Этому способствуют многие важные факторы:всевозрастающий объем знаний, умений и навыков, необходимых школьникам,результаты исследований природы детства, опыт работы учебных заведений разныхстран. Кроме того, мировому образованию необходимо соответствовать новомууровню производства, науки, культуры. А значит, обновление системы образованияявляется актуальной, неизбежной задачей.
Образованность – одна изрешающих жизненных ценностей. Тяга к образованию обусловлена не толькостремлением обрести знания как гарант извлечения материальных благ, но иосознанием необходимости широкой культуры. При ранжировании жизненных ценностейбольшинство населения развитых стран мира отдает предпочтение образованию.
Следовательно, можносказать, что анализ различных систем образования и выявление их достоинств и недостатковдают возможность выделить предпосылки и тенденции формирования единогообразовательного пространства.
Исходя из этого, цельюданной контрольной работы является изучение современных систем образования (напримере США, Великобритании, Германии).
Объектом изученияявляются образовательные системы современных стран, а его предметом выступаетанализ различных сторон систем образования в развитых странах.
Задачи исследования:
— изучить педагогическуюлитературу по проблеме исследования;
— проанализироватьобразовательные системы современных стран (на примере систем США, Великобритании,Германии);
— выявить специфическиеособенности развития образовательных систем данных стран.
Цель и задачиисследования обусловили выбор его методов:
1. Анализ педагогическойлитературы и публикаций периодической печати.
2. Конспектирование,реферирование источников.
В структуру данной работывходит: введение, три главы, заключение и список литературы.

1. Характеристика образовательных систем
1.1 Великобритания
1.1.1 Начальное и среднее образование
Впоследние десятилетия образование в Великобритании стало одним из наиболееприоритетных направлений в государственной политике вне зависимости от того,какие политические силы находятся у власти. Принятие решений, определяющихперспективу развития отрасли, осуществляется на самом высоком уровне виерархической структуре управления парламентом, правительством. Первым актомобщенационального значения считают Закон об образовании 1944г., который, хотя ибыл в основном, посвящен школьному образованию, в значительной мере упорядочилсистему образования в целом и определил органы ее управления. Затем принятыеакты пересматривались и дополнялись. Но к 60-м годам возникла необходимость пересмотраи повышения качества образования, она имеет тенденцию существовать и в современнойАнглии. Так, Национальная комиссия по образованию Великобритании опубликовала в 1993 г. доклад с красноречивым названием «Учимся преуспевать. Радикальныйвзгляд на образование сегодня и стратегия на будущее», в котором представленырекомендации, как добиться положительных перемен в образовании.
Всоответствии с административным делением и сложившимися традициями системаобразования Великобритании подразделяется на три подсистемы: 1) Англия и Уэльс,2) Северная Ирландия и 3) Шотландия. Системы образования Англии, Уэльса иСеверной Ирландии по своей структуре отличаются незначительно, в системеобразования Шотландии имеются свои традиционные особенности. Современнаясистема образования Великобритании включает в себя: дошкольное воспитание,начальное образование, общее среднее образование, систему дальнейшегообразования и высшее образование.
ВВеликобритании около 50% трех-четырехлетних детей воспитываются в детских садахили малышовых центрах. С 5 лет начинается обязательное обучение, и детипоступают в школу для малышей.
Системаобязательного образования охватывает детей и подростков с 5 до 16 лет. В соответствиис Актом о реформе образования (1988) период обязательного образования подразделенна четыре «ключевые стадии»: с 5 до 7 лет, с 7 до 11 лет, с 11 до 14 лет, с 14до 16 лет.
Начальноеобразование охватывает первые две стадии (с 5 до 11 лет). Дети обычногруппируются по возрастным классам. Все предметы преподает один учитель. Урокдлится от 15 до 45 мин. После окончания учебы дети не сдают экзамены и неполучают свидетельств об окончании учебного заведения. В начальной школеосновное время посвящено изучению английского языка (40% учебного времени), 15%занимает физическое воспитание, около 12% ручной труд и искусство, остальныечасы распределены между уроками арифметики, истории, географии, природоведенияи религии.
Всистеме среднего образования Великобритании выделяются два основных вида школ:грамматические и объединенные (кроме них функционируют также технические исовременные средние школы). Наиболее массовым видом школ являются объединенныешколы. В них обучается около 90% учащихся Англии. В объединенную школупринимают выпускников начальных школ с различным уровнем умственныхспособностей и возможностей. Объединенные школы были организованы с цельюсоздания равных возможностей для получения образования. Они должны были обеспечитьсовместное обучение учеников с различными способностями, интересами ивозможностями. В грамматических школах дается общее полное среднее образованиеи осуществляется подготовка учащихся к обучению в высших учебных заведениях.После окончания 5-го класса примерно 60% учащихся, сдавших экзамены иполучивших общее свидетельство об образовании на обычном уровне, уходят изшколы. Остальные 40% продолжают обучение по индивидуальным учебным планам вдвухгодичном 6-ом классе, который является выпускным.
Системадальнейшего образования (в нашем понимании «среднее профессиональноеобразование») представляет собой конгломерат большого количества разнообразныхколледжей, учебных центров, институтов, в которых осуществляется подготовка наразличных уровнях от профессионально-технического до высшего. В общей сложностив системе дальнейшего образования насчитывается около 700 специализированныхучебных заведений от местных колледжей, в которых обучается без отрыва отработы на производстве молодежь в возрасте 16-18 лет, до политехнических,комплексных учебных заведений, в которых осуществляется подготовка на различныхуровнях, включая и высший.
Всезаведения системы дальнейшего образования находятся под контролем местныхорганов. Исключение составляют учебные заведения, имеющие королевские хартии.По сравнению с предыдущими годами, в общем студенческом контингенте растетчисленность учащихся дневного обучения. С 60-х годов в системе дальнейшегообразования произошли значительные изменения. Ее учебным заведениям было даноправо присуждать академические степени, т.е. появилась возможность получитьвысшее образование не только в университетах, но и в политехнических учебныхзаведениях, открытых на базе наиболее крупных технических и коммерческихколледжей. В настоящее время политехнические колледжи являются основнымизаведениями системы дальнейшего образования, в которых сосредоточена подготовкаспециалистов с высшим образованием.
Профессиональноеобучение осуществляется в объединнных школах, технических (профессиональных) колледжах,центрах профессиональной подготовкина производстве ицентрах занятoсти. На особом месте находятся профессиональные колледжи. Здесь существует наиболее широкийспектр подготовки – от квалифицированного рабочего до специалиста промежуточного уровня. Колледжи тесно связаны собучением на производстве. Сроки обучения в профессиональном колледже колеблются от одного до пяти лет.
1.1.2Развитие системы высшего образования
Высшее образование вВеликобритании представлено университетами и политехническими колледжами. До60-х гг. оно осуществлялось исключительно в университетах. Но в 50—60-х гг. вВеликобритании начинают резко обостряться противоречия между возможностямисистемы образования на всех ее уровнях и общественными потребностямисоциально-экономического характера. Реформы образования в Великобритании началисьс высшей школы. В начале 60-х годов в стране стал ощущаться острый дефицит высококвалифицированныхкадров.
60-е годы знаменуютсябурным ростом университетского образования. За этот период в стране былосоздано 23 университета или половина существующих в настоящее время.
В 1964—1977 гг. былсоздан новый тип высшего учебного заведения для Великобритании —технологический университет. Технологическими университетами стали 10 бывших 'колледжей передовой технологии.
В 1969 г. был создан первый в мире университет дистантного обучения — Открытый университет. За период60—70-х годов численность студентов университетов более чем удвоилась (в 1970 г. в университетах Великобритании обучалось 259 тыс. студентов), а общее число университетов возрослодо 45.
Параллельно развитиюуниверситетского образования происходит становление и расширение общественногосектора высшего образования, профессионально-ориентированного и рассчитанногона удовлетворение местных потребностей. Его основу составили 30 политехническихколледжей, созданных в 1969—1970 гг. в результате слияния ряда технических,коммерческих колледжей и колледжей искусств. Значение альтернативного секторавысшего образования непрерывно возрастает.
Таким образом, в 60-е —начале 70-х годов в Великобритании формируется бинарная система высшегообразования, представленная, с одной стороны, университетами, с другой —политехническими колледжами и другими учебными заведениями общественногосектора высшего образования.
Пришедшее к власти в 1979 г. консервативное правительство начало проводить тактику сближения двух секторов высшегообразования, выравнивания правовой основы деятельности всех высших учебныхзаведений вне зависимости от их статуса. Основные мероприятия этого периодабыли направлены на поощрение деятельности высших учебных заведений посовершенствованию механизмов управления и финансирования в целях удовлетворениясоциально-экономических потребностей страны.
Основным рычагомвоздействия на систему высшего образования стало финансирование. В начале1980-х гг. правительство проводит ряд мероприятий по сокращению расходов науниверситетское образование с целью более рационального их использования. Восновном развиваются естественнонаучные и инженерно-технические направленияподготовки, поощряется коммерческая деятельность университетов, расширение ихконтактов с промышленными и коммерческими сферами. Автономия университетоврезко ограничивается, поскольку правительство требует отчетности по расходнойчасти бюджета, что было новым в университетской жизни, а также вводит контрольза регулированием численности и распределением их по направлениям подготовкистудентов, формированием содержания обучения, направлений научных исследований.Осуществляется и прямой контроль за деятельностью университетов со стороныКоролевской инспекции. В первую очередь это относится к постановкепедагогического образования в университетах.
Если для университетовосновной проблемой стала профессионализация образования, то для политехническихколледжей — усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки. Последние ссамого начала имели прочные связи с промышленными и коммерческимипредприятиями, фирмами. Однако они в значительной мере зависели от местныхорганов образования как в финансовом, административном, так и учебном отношении.Поэтому основной задачей этих колледжей стало ограничение «мелочной» опекиместных властей и переход под юрисдикцию центральных органов образования. Вэтом отношении цели университетов и политехнических колледжей имелипротивоположный характер.
Также нужно отметить, чтопо структуре университеты подразделяются на коллегиальные и унитарные. Наиболееяркий пример коллегиальных университетов — Оксфордский и Кембриджский, в составкоторых соответственно входят 39 и 29 колледжей. В состав унитарных университетоввходят факультеты и учебные отделения.
Деятельностьуниверситетов регулируется их королевскими хартиями или уставами.
Формально университет возглавляет канцлер,назначаемый королевой и являющийся, как правило, церемониальной фигурой. Реальноглавой администрации университета является вице-канцлер или ректор. Руководящиеорганы университетов — совет и сенат. Совет — высший административный орган,который формирует преподавательский и вспомогательный состав, решает финансовыевопросы. Сенат — академический орган. Председателем совета и сената являетсявице-канцлер, который выбирается. Состав органов управления также избирается. Ворганы управления в последнее время стали входить на паритетных началахпредставители профессорско-преподавательского состава, студентов и внешнихорганизаций, заинтересованных в подготовке специалистов.
Учебный год в вузахВеликобритании начинается в октябре и делится, как правило, на триместры по8—10 недель каждый. Продолжительность летних каникул четыре месяца — с 1 июняпо 30 сентября.
Система экзаменов вуниверситетах определяется хартиями, однако в большинстве случаев проводитсядва основных экзамена — в конце 1-го и 3-го годов обучения; по результатамэкзаменов обычно устанавливается вид и уровень присваиваемой степени.Выпускникам высших учебных заведений присваиваются академические степени; университетскиеи Совета по национальным академическим квалификациям.
Реформа высшегообразования, проводимая в настоящее время в Великобритании в соответствии сЗаконом о дальнейшем и высшем образовании, предполагает:
· создание единойструктуры финансирования университетов, политехнических институтов и колледжейсистемы высшего образования;
· дальнейшеесовершенствование качества подготовки специалистов и с этой целью организациювнешнего контроля за качеством подготовки с помощью общенациональногоаудиторского органа, созданного вузами;
· установлениеболее тесных связей вузов с промышленными предприятиями и коммерческимиструктурами для дальнейшего экономического развития страны;
· расширениедоступа к высшему образованию взрослого населения страны
Таким образом,совершенствование системы образования Великобритании в последние десятилетияявляется одним из заметных процессов общественной и культурной жизни страны,надежным инструментом решения социально-экономических проблем государства.
1.2 Германия
Системаобразования в Германии представляет собой классическую трехстепенную структуру,состоящую из начальной, средней и высшей школы. На всех уровнях этой структурыпредставлены как государственные, так и частные образовательные учреждения,хотя количество последних незначительно. Германское государство гарантируетвсем гражданам получение обязательного среднего образования, поэтому обучение вгосударственных начальных и средних школах бесплатное. В большинстве случаевбесплатным является и обучение в государственных университетах.
Основныечерты современной системы образования в Германии сформировались в периодВеймарской республики (1920-е годы), когда произошло разделение средней школына полную народную школу, реальную школу и гимназию. До начала 1950-х годовобучение в реальной школе и гимназии было платным [37, 25].
Сеть дошкольных детскихучреждений в Германии развита слабо. Небольшое число детских садов, находящихсяв основном в частном ведении, охватывают детей возраста 3 – 5 лет.
Обучение в школеначинается в возрасте 6 лет и обязательно в течение 9, а в некоторых землях 10лет.
Первой ступенью вшкольной системе является начальная школа: I – IVклассы, в некоторых землях I – VI классы. В начальных классах,особенно в первые 2 года, широко применяется комплексное обучение. Немецкийязык, арифметика, краеведение, музыка, физкультура, религия преподаются в комплексе.Лишь в III и IV классах выделяются отдельные предметы, хотя язык,краеведение и музыка продолжают преподаваться в комплексе.
Обучение в полнойнародной школе продолжается до IX илиX класса. Этот вид учебного заведениянацелен, прежде всего, на получение профессии: уроки профессиональногомастерства в целом посещаются учениками охотнее, чем занятия по другим предметам.
Образовательная системаГермании не создает тупиковых ситуаций в смысле продолжения обучения, иокончившие полную народную школу при выполнении ряда условий (дополнительноепосещение занятий, сдача экзаменов) могут получить свидетельство реальнойшколы. Реальная школа характеризуется западногерманскими педагогами как«теоретико-практическая». В отличие от полной народной школы, в реальной преподаютсякак обязательные предметы физика, химия, биология и английский язык. На болеевысоком уровне ведется преподавание математики. Хорошо успевающие учащиеся реальныхшкол могут переходить в гимназии.
Гимназии – единственныеучебные заведения, дающие доступ к высшему образованию. На младших ее ступеняхучится не более 16% подростков соответствующего возраста. В течение учебыпроисходит отсев школьников, который особенно велик после X класса, а также на переходе из среднейна старшую ступень гимназии (XI – XIII классы). Оканчивают гимназию в XIII классе лишь половина из тех, ктопоступил в нее.
В бывшей ГДР послевоссоединения первым шагом при переходе системы среднего образования на новыеусловия функционирования стало создание трех видов школы: полной народной,реальной и гимназии. Однако пока они существуют как бы друг над другом:окончание X класса приравнивается к окончаниюполной народной школы, причем IXкласс разделяется на выпускной класс полной народной школы и IX класс (начальный) реальной школы.Выпускник X класса получает свидетельство обокончании реальной школы, а XI – XII классы имеют статус гимназическойступени обучения. Первое полугодие X класса считается пробным, и в этот период происходит значительный отсев,так что число выпускников реальной школы, обучающихся в гимназии, составляетоколо 16 %.
Государственная системапрофессионального образования обязательна для выпускников полной народнойшколы. Из всех обучающихся в ней подавляющее большинство посещают занятия впрофессиональной школе низшего типа без отрыва от производства, где онипроходят курс ученичества. Занятия в школе продолжаются в течение 3-х лет по 6– 8 часов в неделю.
Система профессиональныхшкол повышенного типа весьма разнообразна. Она включает множество «школ специальностей»– домоводческие, медицинские, сельскохозяйственные и др. со сроком обучения 1 –4 года. Эти школы готовят квалифицированных работников главным образом длясферы обслуживания.
Система высшегообразования Германии объединяет 326 учебных заведений, подавляющее большинствокоторых являются государственными (негосударственные вузы обязаны иметьгосударственную лицензию на преподавание).
Также необходимоотметить, что политика федерального правительства нацелена на усиление сотрудничествавузов с промышленными фирмами. С 50-х гг. распространена форма «совместныхисследований», когда малые и средние фирмы определенной отрасли создают с вузом(или с научно-исследовательским институтом) союз для работы над проблемами, врешении которых заинтересованы фирмы – члены объединения.
Важно, что практикуютсяне только стажировки работников фирм в вузах, но и работа студентов и молодыхученых в фирмах. В особенности это характерно для специальных(профессиональных) вузов, где даже преподаватели обязаны периодически сами проходитьпрактику на фирме.
Одной из перспективныхособенностей системы образования Германии, в том числе высшего, является Законо стимулировании образования. Для студентов он предусматривает ежемесячныевыплаты примерно 600 марок, причем половина средств передается в качествебезвозмездных дотаций, а другая – как кредит (школьникам же средствавыплачиваются исключительно в виде дотаций, однако для получения права наподобную стипендию они должны представить документы, свидетельствующие о том,что родители не в состоянии их содержать).
Современнаянемецкая школа представляет собой уникальное педагогическое пространство, врамках которого происходит не столько территориальное воссоединение, сколькодуховное, мировоззренческое развитие немецкой нации. При этом одной из приоритетныхзадач в настоящее время является вхождение в «единую европейскую школу» приобязательном сохранении лучших национальных традиций. В связи с этим в Германииосуществляется пересмотр целей и задач среднего образования, модернизация егосодержания в предвосхищении требований будущего мира.
1.3 США
Современнаясистема образования США, сложившаяся под влиянием исторических, экономических исоциальных факторов, характеризуется рядом особенностей, которые во многомотличают ее от западноевропейских стандартов. В США отсутствует единаягосударственная система образования, каждый штат вправе определять ее структурусамостоятельно.
Современнаясистема образования США строится на принципах самоуправления,самофинансирования и самоопределения при эффективном взаимодействии федеральныхи местных властей.
Идеяместного самоуправления школы рассматривается как существенно важная для нации. На практике это означает, что комитеты отдельных штатов разрабатывают региональнуюшкольную политику, устанавливают обязательные стандарты учебныхпрограмм, распределяют ассигнованиямежду округами, определяют квалификационные требования для преподавателей, занимаютсяматериально-техническим оснащением школ. Как видно, основныевопросы – чему учить, кто и за какую плату учит, как оценивать и переводитьшкольника в очередной класс, при каких условиях вручать свидетельства об образовании, какими пользоватьсяучебниками – находятся в компетенции штатов.
Современная системаобразования США включает в себя дошкольные учреждения, общеобразовательную«всеохватывающую» школу (полное среднее образование – 12 лет обучения) и такназываемые послесредние учебные заведения (профессиональные и высшие).
Дошкольные учрежденияпочти до середины XX в.воспринимались большинством населения как организации социальной помощималоимущим. Во 2-й пол. XX в.в условиях широких возможностей выбора занятий c неполным рабочим днем околополовины американских матерей все же предпочитает воспитывать детей в возрасте3–5 лет дома. Среди белых доля таких матерей выше. Программы дошкольноговоспитания и обучения ставят своей целью подготовку детей к начальной школе.Они разнообразны, гибки по сути и демократичны по содержанию, нацелены наобучение самостоятельности, инициативности, навыкам взаимного общения. При этомдошкольные учреждения поддерживают тесный контакт c родителями.
С 6до 12 лет дети учатся в начальной (элементарной) школе. В программе начальногообучения представлены английский язык и литература, математика, естествознание,граждановедение, трудовое обучение, цикл эстетического образования (музыка,рисование, пение, ваяние), спорт и физическое воспитание. Оно дает элементарныенавыки и знания, вырабатывает сознательное отношение к учебе.
Средняяшкола (колледж среднего образования) обычно состоит из двух звеньев: младшая истаршая. В младшей средней школе (юниор хай скул) (VII–IX классы) третьучебного времени отведено на общую для всех программу, а остальное на изучениепредметов по выбору (элективных). Старшая средняя школа (X–XII классы) обычнопредлагает обязательный набор из пяти учебных предметов и множество учебныхпрофилей академической и практической направленности.
B1993 общее образование давали свыше 85 тыс. учебных заведений. На уровненачального и неполного среднего в них насчитывалось свыше 35 млн. учащихся;полное среднее образование (или соответствующую профессиональную подготовку)получали свыше 12 млн. учащихся. Преподавательской работой на уровне начальнойи неполной средней школы было занято 1,4 млн. учителей, на уровне полной средней– около 1,1 млн. учителей.
Профессиональноеобучение осуществляется в средних школах, региональных профессиональных центрах(организуются посредством кооперации нескольких средних учебных заведений) и вцентрах профессиональных навыков. Учащиеся приобретают различные специальностина уровне квалифицированного рабочего. Масштабы профессионально-техническогообучения весьма внушительны. Обычно ученикам предлагают не менее двух-трех курсовпрофессионального обучения. В ряде школ этот набор достигает шести курсов. Неменее двух третей учащихся средней школы обучаются, по крайней мере, по однойпрограмме профессиональной подготовки.
Высшееобразование США характеризуется значительным разнообразием учебных программ,изучаемых курсов и дисциплин, представляя собой единый социальный институт,осуществляющий важные экономические, социальные и идеологические функции.
В90-х гг. система высшего образования – наиболее динамично развивающаяся отрасльобразования США.
Американскиевузы обычно представляют собой учебные городки, так называемые кампусы. В нихимеются учебно-лабораторные здания, библиотеки, общежития, жилые дома дляпрофессорско-преподавательского состава, объекты общественного питания,спортивные и культурные сооружения.
Актуальнойпроблемой высшего образования остается привлечение способной молодежи в техническиевузы, необходимость реорганизации системы обучения для получения степенеймагистра (2-й академической) и ученой – доктора. По прогнозам ученых, в предстоящемстолетии будет ощущаться значительная нехватка специалистовинженерно-технического профиля.
Важный показатель уровнявуза – так называемая степень селективности. Почти 1400 вузов принимают всех,подавших заявлении о приеме; свыше 100 вузов отдельных штатов относятся к высокоселективным, хотя и на них распространяетсяправило преимущественного зачисления «местных» абитуриентов. Частные высокоселективные вузыпринимают около 30% подавших заявления. Выявление лучших и создание им благоприятных условийпродолжается в течение всего срока обучения. Другой важный показателькачества вуза – соотношениестудентов и преподавателей.В лучших вузах США наодного преподавателя приходится 6 студентов; среди вузовских наставников доля докторов наук – около 97%.
Качественнаяреализация принципов совершенствования высшего образования, адаптация их к постоянноизменяющемуся обществу, позволит подняться на уровень осознания новых,необходимых современному человеку знаний и умений, по достоинству оценить новуюинформационно-технологическую эру.

2. Общийанализ систем образования
2.1 Среднееобразование
Вовторой половине ХХ века в ведущих странах мира прошли реформы системы общегообразования. Увеличились сроки обязательного бесплатного образования. Действуетпромежуточная ступень между начальной и полной средней школой.
По завершении начальногои неполного среднего обучения учащиеся распределяются по трем основным учебнымпотокам: полная общеобразовательная школа, которая ориентирует на теоретическуюподготовку и дальнейшее обучение в университете; средняя школа c упором наподготовку к обучению в техническом вузе; профессионализированные учебныезаведения.
Нарядуc государственными существуют частные учебные заведения. Они, как правило,платные. Часть из них являются привилегированными (английские «паблик скулз»,американские независимые школы и т.п.).
Государственнаяполитика в отношении частных школ в различных странах базируется на разныхпринципах. B США власти уделяют им меньше внимания, чем общественным учебнымзаведениям, что выражается, прежде всего, в предпочтениях при финансировании. ВАнглии присубсидировании частные и общественные школы пользуются равными правами.
Почтиво всех ведущих странах мира школа – приоритетный объект финансирования. В начале 90-х годов удельный вес затрат на образование в общейсумме расходов составлял:США, Англия– около 14%,Германия– около 10%. Школьные ассигнования в этих странах в 80-х годах рослибыстрее, чем в целом национальный доход, утвердившись как одна из основныхстатей бюджета.
Поддержаниешкольного образования на достаточно высоком уровне – важная предпосылкадинамичного развития общества. Высокоразвитые индустриальные государствадобились впечатляющих экономических достижений во многом, благодаря притоку изсистемы образования квалифицированных и обученных кадров.
Заметим,что не существует неизменного сочетания критериев и показателей эффективности образования.Речь идет не только о подготовке хорошо обученной молодежи, но и формировании встенах учебных заведений дееспособного, инициативного, следующего идеаламгуманизма поколения.
Восновном в педагогическихкругах всех изученных стран считают, что для повышения уровня образования,прежде всего, необходимо модернизировать содержание, формы и методы школьногообразования.
Введущих странах мира предпринимаются активные попытки для повышениярезультативности образования. На Западе во главе движения за улучшение качестваобразования стоят США. В этой стране наоснове общих стремлений улучшить результативность школы объединяютсяцентральные и местные власти, учителя и общественность. Для стимулированиясоответствующей деятельности отдельных учебных заведений применяетсяопределенная процедура аккредитации.В случае успешной аккредитации, когда подтверждается состоятельностьучебного заведения, обеспечивающего качественное образование, школа получаетдополнительные кредиты.
Неменьше заботятся о повышении качества образования и вдругих странах. Так, Национальная комиссия по образованию Великобританииопубликовала в 1993 г. доклад с красноречивым названием «Учиться преуспевать.Радикальный взгляд на образование сегодня и стратегия на будущее». Рекомендации, как добиться положительных перемен, сформулированы в виденескольких целей: сокращение объема обязательного образования, совершенствование системы повышения квалификации преподавателей,сосредоточение управленияобразованием иподготовки кадров преподавателей в руках одного органа, увеличение инвестиций в образование, расширение участияобщественности в деятельности школы.
Взаключение можно выделить несколько основных закономерностей общего среднегообразования изученных стран:
• длительность обучения в полной средней школе составляет около 12 лет;
•полная средняя школа преимущественно подразделяется на 3 уровня: начальная,средняя и старшая;
•обязательным является обучение только в средней школе, после окончания которойученик выбирает дальнейший путь получения образования: академический – с целью поступления в вуз или профессиональный – для получения среднего специального образования;
• встаршей школе (это, как правило, 10–12 классы) обучение профильное – сколичеством направленийспециализации от двух до четырех;
•количество обязательных учебных дисциплин в старшей школе значительно уменьшается, как правило, до 58, на изучении которых и делается акцент в течение последующего периода обучения;
• внекоторых страна аттестат об окончании старшей средней школы (диплом, сертификат) получают далеко не все его соискатели;
•вбольшинстве стран зачисление в вуз происходит по конкурсу аттестатов (дипломов, сертификатов)либо по результатам тестирования,единого по стране или индивидуального по вузам, основанного, как правило, на измерении уровня способностей абитуриента .
2.2Высшее образование
Визученных странах мира за последнюю четверть столетия резко расширились сетивысшего образования. Этот процесс отразил возрастающуюроль высшей школы в экономическом прогрессе, обогащение представлений о жизненных идеалах. Заметно переменился социальный состав студенчества: он стал более демократическим.Меняется содержание программ университетского и неуниверситетского высшего образования.
Ключевойпроблемой политики ведущих стран мира в отношении высшей школы является поддержание качества образования. Для решения этойпроблемы реформируется механизм государственного контроля за деятельностьювысшей школы. Так, в Англии с 1993 г. действует система оценки качества высшихшкол, осуществляемой Советом по высшему образованию. Размеры государственныхсубсидий на отдельные учебные заведения зависят от результатов такой оценки.Аналогичная система действует в США. В отдельных штатах подобную оценкуосуществляют особые агентствапроверки качества образования.
Усилившеесясоревнование государств в сфере высшего образования – это, по сути, соревнование экономическое, так как образование всовременных условиях стало основным источником экономического роста. По данным американских ученых, исследующих проблемыэкономики образования,на долю последнего приходится 15–20% роста национального дохода. Кроме того, от 20 до 40%роста дает совершенствование научных знаний и их применение – процесс, вкотором ведущая роль принадлежит высшим учебным заведениям, а именно там во всех странах Запада сконцентрированаподавляющая часть фундаментальных исследований.
Значимость вклада высшей школы в реформированиеобщества подтверждается мировым опытом. Он показывает, что все страны, успешнопреодолевшие переход к современным рыночным отношениям, рассматривали сферу высшего образования как приоритетную иисходили из этого в своей инвестиционной политике.
Политическойэлитой в Великобритании, Германии и США был сформирован своеобразный культ образования, поддерживаемый регулярными встречами главгосударств с лучшими студентами, аспирантами,преподавателями и представлением их перед общественностьюкак «интеллектуальной ценности страны».
Такиевстречи подчеркивают, что образование – основной показатель качества жизни, сердцевинаэкономического могущества и творческого потенциала каждого человека.

Заключение
Закономерно, что проблемыобразования всегда занимали важнейшее место в деятельности любого государства:именно образование является одним из основополагающих средств воспроизводства иразвития культуры общества и человека, духовного, интеллектуального ипрофессионального потенциалов социума. Последнее время, обозначенное переходнымпериодом для развития общества, тематика образования, в силу целого рядаобъективных и субъективных условий, выдвинулась в центр общественных идей идискуссий, в которых участвуют практически все слои и группы населения,представители науки различных стран, всех ветвей и уровней законодательной иисполнительной властей.
Необходимостьосмысления реальных проблем образования в современных условиях становится все более актуальным изначимым. Это обусловливаетсяне только причинами социально-экономического порядка, а в значительной мере сменойпарадигм общественного развития. Все это, безусловно,отражается на состоянии и перспективах развития образования как важнейшей частисоциальной сферы, феномена культуры, одного из движителей поступательногообщественного движения.
Проанализировавсовременные тенденции развития систем образования ведущих западных стран, можносделать вывод, что каждая из этих стран обладает определенными сложившимисятрадициями в области образования, которые связаны с особенностями ихсоциально-экономического развития, историческими и национальными условиями. Нов то же время они обладают и определенным сходством проблем реформированияшколы, связанных с модернизацией содержания образования, что приводит кобъединению усилий всего мирового сообщества для разрешения данных проблем.
Следовательно, можносказать, что сравнительный анализ различных систем образования и выявлениеконкретных подходов к содержанию образования дают возможность выделитьпредпосылки и тенденции формирования единого образовательного пространства.

Список использованнойлитературы
1.  Алферов Ю.С. Мониторинг развитияобразования в мире //Педагогика, 2002, №7.
2.  Барбарига А.А. Среднее и среднееспециальное образование в современной Англии. – Киев, 2005.
3.  Вейзеров В.А. Дошкольное образованиеи воспитание в Британии //Образование в современной школе, 2005, №4.
4.  Воробьев Н.Е., Иванова Н.В.Модернизация учебного процесса в средней школе Германии //Педагогика, 2002, №7.
5.  Вульфсон Б.Л. Сравнительнаяпедагогика. – М., 2003.
6.  Высшее образование в США//Педагогика, 2004, №3.
7.   Галаган А.И. Финансированиеобразования в развитых зарубежных странах. – М., 2003.
8.   Джуринский А.Н. Развитие образованияв современном мире. – М., 1999.
9.  Парамонова Л.А. Дошкольное иначальное образование за рубежом. – М., 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.