Реферат по предмету "Педагогика"


Система игр по развитию речи детей младшей группы

ОАОУ « Новгородскийинститут развития образования»
Кафедра общей ипедагогической акмеологии
 
 
 
 
 
 
 
 
Выпускная работа.
Критериальный анализтворческой педагогической деятельности
Тема: «Система игр поразвитию речи детей младшего возраста»

Выполнила:
Задойнова.Т.Б.,
воспитатель МАДОУ №25
Проверила:
Александрова. М. В.

Боровичи 2010

Система игр по развитиюречи детей младшего возраста
Координальные реформы внашем обществе повлияли на систему образования – изменилась её основополагающаяцель, содержание и технологии. Изменения содержательной стороны дошкольногообразования выражены в отказе от учебно – дисциплинарной модели воспитания иобращении к принципам гуманистической педагогики, личностно – ориентированномустилю общения с детьми.
Перечень программ,прошедших экспертизу в учреждениях федерального уровня или рекомендованныхМинистерством образования и науки РФ, год от года дополняется.
Реалии дошкольногообразовательного процесса определяются многообразием вариативных программ(«Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой;«Детство» В.И.Логинова; «Развитие» О.М. Дьяченко; «Истоки» А.Г. Арушанова; идругие) каждая из которых имеет приоритетные аспекты в речевом развитии детей.
Все эти программывоспитания в детском саду предусматривают развитие всех сторон устной речи:словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Словарный запас языка — этовсе слова, имеющиеся в нём. Грамматический строй определяет правило соединенияслов в предложения. Любое слово, фраза находят своё выражение лишь с помощьютех или иных звуков. Словарь и грамматический строй совершенствуются постоянноне только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе. Правильноезвукопроизношение формируется у ребёнка в основном к 3 -5годам. Для нормальногостановления речи необходимо получение ребёнком новых ярких впечатлений,создание обстановки, способствующей развитию движений и речи.
Изучив подходы кразвитию речи дошкольников в данных программах, я пришла к выводу, чтонеобходимо разработать новые подходы с учётом того, что ведущим видомдеятельности ребёнка дошкольника является игра.
Наше ДОУ работает попрограмме Т.Н. Дороновой «Радуга», которая предполагает:
· Интенсивноеобогащение речи ребёнка путём восприятия речи другого ребёнка и рассказамвзрослого.
· Развитиедиалогической речи.
Кроме того, парциальноиспользую программу Е.М. Струниной., О.С.Ушаковой «Тропинки» (развитие речи), котораяпредполагает линейный подход в осуществлении каждой речевой задачи.
По результатамдиагностики у детей моей группы возникли такие проблемы как:
1. Недостаточнаяактивность словаря.
2. Недостаточнаясформированность культуры речи.
3. Трудностис грамматическим оформлением речи.
Было выявлено триподгруппы детей:
· Детис недостаточным развитием активного словаря 14 человек.
· Детис нарушениями грамматического строя речи 12 человек.
· Детис недостаточным развитием звуковой культуры речи 4 человека.
Исходя из полученныхданных, возникла необходимость создания системы игр, направленных на развитиеречи, что помогло бы повысить уровень развития речи детей
Как показалиисследования Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Е.И.Игнатьева, С.Л. Рубинштейна,Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, игра выступает не только предпосылкойэффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческогопреобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности,т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно – воспитательнойдеятельности в ДОУ.
Великий славянскийпедагог Я.А.Коменский указывал, что развитие речи и мышления должносовершенствоваться в процессе получения реальных знаний.
Французскийпросветитель Ж.Ж. Руссо большое внимание уделял вопросам развития речи, считая,что голос ребёнка надо сделать ровным, гибким и звучным, а этому способствуютправильная речь, пение и музыка.
Отечественный педагогВ.Ф.Одоевский советовал внимательно вслушиваться в детскую речь, считал, чтоживое слово может произвести могучее действие на внутреннее развитие ребёнка.
К.Д.Ушинский считал,что развитие речи важно для развития мыслительной способности ребёнка, а долгвоспитателя – научить его логически мыслить и связно выражать свои мысли.
Работая над созданиемсистемы, я обращалась к трудам таких авторов как Е.В.Зворыгина. «Первыесюжетные игры малышей», М.Н.Кольцовой «Ребёнок учится говорить», Н.И. Лисина«Проблема онтогенеза общения», К.Л. Печёра., Г.В. Пантюхина., Л.Г. Голубева.«Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях», Е.Е.Григорьева., Н.П.Кочетова., Г.В.Губа., «Играем с малышами», «Дидактические игры и занятия сдетьми раннего возраста» под редакцией С.Л. Новосёловой.
В результате анализамною была разработана система речевых игр для детей младшего возраста, котораявключала цели, задачи и содержание работы. Особенностью разработанной системыявляется включение речевых игр во все режимные моменты.
Создавая систему игр поразвитию речи, я поставила следующую цель: «Развитие речи детей младшего возрастачерез игру». В ходе работы по системе решаются следующие задачи:
1. Развитиеу детей интереса к речевым играм.
2. Совершенствованиеактивной речи ребёнка.
3. Формированиеграмматического строя речи.
4. Совершенствованиеу детей звуковой культуры речи.
При созданиисобственной системы я руководствовалась такими принципами как: системность,доступность, наглядность, личностно – ориентированный подход.
Принцип системностиреализуется в систематизированном изложении основных проблем речевого развитиядетей. В основу систематизации материала положены идеи общего психического иличностного развития ребёнка. Нашедшие отражения в формулировки соответствующейцели, определений задач, отборе адекватных им содержании и методов воспитания.
Принцип личностно – ориентированногоподхода подразумевает создание условий для развития индивидуальности каждогоребёнка, уделение особого внимания развитию у детей зачатков любознательности,самостоятельности, активности, инициативы, коммуникативности, предпосылок ктворчеству, взаимодействие педагога с детьми по принципу “ Не рядом, не над, авместе “, ”глаза в глаза”.
Принцип доступностизаключается в том, что содержание системы полностью отвечает возможностям детеймоей группы.
Принцип наглядностиреализуется путём использования различных средств наглядного обучения:иллюстрации, игрушки, видеозаписи, слайды, театральные персонажи, плакаты,наборы картинок и т д.
Содержание игрпозволяет использовать их во всех режимных моментах. В часы утреннего приёма –индивидуальные игры.
Во время проведениякультурно – гигиенических процедур, приёма пищи, подготовки ко снуиспользуются потекши, пальчиковые игры.
Игры могут бытьиспользованы как часть занятия по развитию речи, познавательному развитию, ИЗО.
Во второй половине днятак же проводятся игры, как со всей группой детей, так и с подгруппами.
С первой подгруппой — детей с недостаточным развитием активного словаря. Я проводила такие игры как:«Про кого я говорю», «Скажи какой», «Исправить ошибку», «Кто больше увидит иназовёт», «Что напутал Буратино?»,« Какая кукла», «Сравни кукол», « Сравнимедвежат» и. т. д.
Специфика этих игрсостоит в том, что они помогают:
1. Развитьнаблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемогообъекта.
2. Учитвыделять и называть признаки предмета.
3. Учитвидеть несоответствие изображённых на рисунке признаков знакомых объектов иназывать их.
4. Выделятьи обозначать, словом внешние признаки предмета.
5. Находитьошибки в описании и исправлять их.
Сформированность данныхпроцессов значительно помогает улучшить активный словарь детей моей группы.Дети данной подгруппы стали употреблять в речи больше глаголов, прилагательных,заметно расширился запас имён существительных.
С детьми второйподгруппы с нарушением грамматического строя речи. Я проводила такие занятия поразвитию речи: «Чего не стало?», «Прятки», «Поручения», «Разложи картинки» ит.д.
Специфика этих игр состоитв том, что они помогают:
1. Упражнятьв образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
2. Упражнятьв понимании и употреблении пространственных предлогов: в, на, за, под, около.
3. Упражнятьв образовании форм повелительного наклонения глаголов.
4. Выделятьначало и конец действия и правильно называть их.
Систематическоеиспользование этих игр значительно улучшило грамматический строй речи детей второйподгруппы.
Третья группа детей снедостаточным развитием звуковой культуры речи. Работа по обучению правильногозвукопроизношения, всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей.
Для развитияартикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голосаживотных. Например, детям даются музыкальные инструменты — дудочка иколокольчик; дудочка дудит “ду-ду”, колокольчик звенит “динь-динь”, тем самымзакрепляется произношение твердых и мягких звуков.
Дикция (отчетливое иясное произношение слов, слогов и звуков) отрабатывается с помощью специальногоречевого материала; это — шутки — чистоговорки (“Бы-бы-бы — идет дым изтрубы”), а также потешки, поговорки, фразы, содержащие определенную группузвуков (“У Сани едут сани сами”), упражнения на договаривание слогов, называниеслов, сходных по звучанию (мышка — мишка).
Игры и упражнения напроизношение шипящих звуков можно тематически объединить. Так, послерассматривания картинки “Еж и ежата” взрослый предлагает выполнить ряд заданий:четко произнести фразы со звуками “Ш” и “Ж” (“Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу— дам грибочек малышу; ши –ши-ши — где гуляют малыши? или: жа-жа-жа — мыувидели ежа; жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи — где грибы берут ежи?”).Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у нихчувство ритма.
Вычленяя звук причетком произнесении слова, фразы, ребенок подводится к пониманию терминов“звук”, “слово”.
Специфика этих игрзаключается
1. Различиепо звукоподражаниям.
2. Умениенаходить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
3. Соотношениеназваний взрослого животного и его детёныша.
Необходимо болеепристальное внимание уделять воспитанию интонационного чутья, темпа речи,дикции, силы голоса, поскольку в этих умениях заложены наиболее важные условиядальнейшего развития всех сторон речи.
Использование системыэтих игр позволило значительно улучшить уровень звуковой культуры речи детейданной подгруппы.
После проведеннойработы результаты диагностики на конец года показали улучшения речи детей.Ребята моей группы стали более общительными, любознательными, внимательными.
· Детис недостаточным развитием активного словаря 2 человек.
· Детис нарушениями грамматического строя речи 2 человек.
· Детис недостаточным развитием звуковой культуры речи 1 человек.
Динамикаразвития:Показатель Начало года (до реализации системы) Конец года (после реализации системы) Активный словарь  14  2 /> /> /> /> Грамматический строй речи  12  2 Звуковая культура речи  4  1
Кромеэтого проведено логопедическое обследование специалистом. По результатамобследования у одного ребёнка было выявлено недоразвитие речевого аппарата,родителям было рекомендовано посещение логопедической группы.
Мойопыт по составлению игр, был представлен на открытых занятиях для молодыхспециалистов; на педагогическом совете и на сайте комитета образования городаБоровичи. Опыт был одобрен на педагогическом совете детского сада, наметодическом объединении воспитателей ДОУ города. Может быть рекомендован педагогамдошкольного образования, как нашего ДОУ так и детских садов города и района.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.