/> Курсовая работаТема: Логико-математические игры в работе со старшимидошкольниками как средство формирования логического мышления
Оглавление
Введение
Глава 1Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста
1.1 Возрастныеособенности детей старшего дошкольного возраста
1.2 Формирование и развитиелогической сферы детей старшего дошкольного возраста
Глава 2 Развитие логического мышления у дошкольников средствамилогико-математических игр
2.1 Обучение математике встаршей группе детского сада
2.2 Педагогические возможностиигры в развитии логического мышления
2.3 Логико-математическиеигры как средство активизации обучения математике
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Актуальность. Логическое мышление формируется на основе образногои является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии — длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышлениятребует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенныхзнаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности,которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет,и он достигнет стадии формально — логических операций, когда его мышлениеприобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинатьразвитие логического мышления следует в дошкольном детстве.
Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, чтона каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на которомформируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Такимобразом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служитьфундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшемвозрасте — в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логическогомышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемамилогического мышления, труднее будет даваться учеба — решение задач, выполнениеупражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате можетпострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
В целях развития логического мышления нужно предлагать старшемудошкольнику самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение,классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.
Овладев логическими операциями, старший дошкольник станет болеевнимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный моментсконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учитьсястанет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приноситьрадость и удовлетворение.
Цель исследования – рассмотреть логико-математические игры вработе со старшими дошкольниками.
Задачи исследования:
1. Конкретизироватьпредставления о возрастных особенностях детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучитьформирование и развитие логической сферы детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотретьлогико-математические игры как средство активизации обучения математике.
Объект исследования — мышление детей старшего дошкольноговозраста.
Предмет исследования — логико-математические игры как средстворазвития логического мышления дошкольников.
Теоретической основой данной работы послужили работы такихавторов, как: Сычева Г.Е., Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. и других.
Методы исследования: анализ литературы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключенияи списка использованной литературы.
Глава 1 Психолого-педагогические особенности детей старшегодошкольного возраста
1.1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитиеинтеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитиеличности и деятельности характеризуется появлением новых качеств ипотребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок ненаблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметамии явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет егоразвитие. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позициидетей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей вдетском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Онподдерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у нихстремление к решению новых, более сложных задач познания, общения,деятельности.
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность всамоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитательобеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы,творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применятьсвои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает ихволю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело доконца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детямвозможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поискнескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу итворчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радостии гордости от успешных самостоятельных действий.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми уменийпоставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению,осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задачаразвития данных умений ставится воспитателем широко, создает основу дляактивного овладения детьми всеми видами деятельности.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задачавоспитателя – пробудить интерес к творчеству. Этому способствует созданиетворческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительнойдеятельности, в ручном труде, словесное творчество. Все это – обязательныеэлементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно вувлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблемасамостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения.Воспитатель поддерживает творческие инициативы детей, создает в группеатмосферу коллективной творческой деятельности по интересам.
Серьезное внимание уделяет воспитатель развитию познавательнойактивности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать всяатмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольниковявляется участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарныхопытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.),в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейшихмеханизмов и моделей. Воспитатель своим примером побуждает детей ксамостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание нановые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью,нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение .
Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущемушкольному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой вгруппе старших дошкольников. Интерес к школе развивается естественным путем вобщении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела сошкольниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное –связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу статьшкольником») с ощущением роста своих достижений, с потребностью познания иосвоения нового. Воспитатель стремится развить внимание и память детей, формируетэлементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этомупомогают разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов понескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила,выполнения действий с условиями. Такие игры ежедневно проводятся с ребенком илис подгруппой старших дошкольников.
Организованное обучение осуществляется у старших дошкольниковпреимущественно в форме подгрупповых занятий и включает занятия познавательногоцикла по математике, подготовке к освоению грамоты, по ознакомлению сокружающим миром, по развитию художественно-продуктивной деятельности имузыкально-ритмических способностей. В самостоятельной деятельности, в общениивоспитателя с детьми создаются возможности для расширения, углубления иширокого вариативного применения детьми содержания, освоенного на занятиях.
Условием полноценного развития старших дошкольников являетсясодержательное общение со сверстниками и взрослыми.
Воспитатель старается разнообразить практику общения с каждымребенком. Вступая в общение и сотрудничество, он проявляет доверие, любовь иуважение к дошкольнику. При этом он использует несколько моделейвзаимодействия: по типу прямой передачи опыта, когда воспитатель учит ребенкановым умениям, способам действия; по типу равного партнерства, когдавоспитатель – равноправный участник детской деятельности, и по типу «опекаемыйвзрослый», когда педагог специально обращается к детям за помощью в разрешениипроблем, когда дети исправляют ошибки, «допущенные» взрослым, дают советы ит.п.
Важным показателем самосознания детей 5–6 лет является оценочноеотношение к себе и другим. Положительное представление о своем возможномбудущем облике впервые позволяет ребенку критически отнестись к некоторым своимнедостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведениедошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и отом, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенкомсобственного Я непосредственным образом влияет на успешность деятельности,способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества вситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник,выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя.Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе иокружающем его мире. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у дошкольниковспособности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтныхситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманиюценности окружающих людей.
Развитие мышления характеризуется следующими положениями. Старшийдошкольник уже может опираться на прошлый опыт – горы вдалеке не кажутся емуплоскими, чтобы понять, что большой камень — тяжелый, ему необязательно взятьего в руки – его мозг накопил много сведений от различных каналов восприятия. Детипостепенно переходят от действий с самими предметами к действию их образами. Вигре ребенку уже необязательно использовать предмет-заместитель, он можетпредставить себе «игровой материал» — например, «поесть» из воображаемойтарелки воображаемой ложкой. В отличие от предыдущего этапа, когда для того, чтобыподумать, ребенку было необходимо взять предмет в руки и взаимодействовать сним, сейчас достаточно представить его[4, с. 36].
В этот период ребенок активно оперирует образами – не тольковоображаемыми в игре, когда вместо кубика представляется машинка, а в пустойруке «оказывается» ложка, но и в творчестве. Очень важно именно вэтом возрасте не приучать ребенка к использованию готовых схем, не насаждатьсобственные представления. В этом возрасте развитие фантазии и умениягенерировать собственные, новые образы служат залогом развития интеллектуальныхспособностей – ведь мышление образное, чем лучше ребенок придумывает своиобразы, тем лучше развивается мозг. Многие думают, что фантазия – это пустаятрата времени. Однако от того, насколько полно развивается образное мышление,зависит его работа и на следующем, логическом, этапе. Поэтому не стоитволноваться, если ребенок в 5 лет не умеет считать и писать. Гораздо хуже, еслион не умеет играть без игрушек (с песком, палочками, камушками и т.п.) и нелюбит заниматься творчеством! В творческой деятельности ребенок пытаетсяизображать свои придуманные образы, ищет ассоциации с известными предметами.Очень опасно в этот период «обучать» ребенка заданным образам –например, рисование по образцу, раскрашивание, и т.п. Это мешает ему создаватьсобственные образы, то есть, мыслить.1.2 Формирование и развитие логической сферы детейстаршего дошкольного возраста
Формирование логических приемов является важным фактором,непосредственно способствующим развитию процесса мышления старшего дошкольника.Практически все психологические исследования, посвященные анализу способов иусловий развития мышления ребенка, единодушны в том, что методическоеруководство этим процессом не только возможно, но и является высокоэффективным,т. е. при организации специальной работы по формированию и развитию логическихприемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этогопроцесса независимо от исходного уровня развития ребенка [6, с. 13].
Рассмотрим возможности активного включения в процесс математическогоразвития ребенка старшего дошкольного возраста различных приемов умственныхдействий на математическом материале.
Сериация — построение упорядоченных возрастающих или убывающихрядов. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т.д.
Сериации можно организовать по размеру: по длине, по высоте, поширине — если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты, камешки и т. д.) ипросто «по величине» (с указанием того, что считать «величиной») — еслипредметы разного типа (рассадить игрушки по росту). Сериации могут бытьорганизованы по цвету: по степени интенсивности окраски.
Анализ — выделение свойств объекта, выделение объекта из группыили выделение группы объектов по определенному признаку.
Например, задан признак: кислый. Сначала у каждого объектамножества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяютсяи объединяются в группу по признаку «кислые».
Синтез — соединение различных элементов (признаков, свойств) вединое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются каквзаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез- через анализ).
Задания на формирование умения выделить элементы того или иногообъекта (признаки), а также на соединение их в единое целое можно предлагать спервых же шагов математического развития ребенка.
Например:
A. Задание на выбор предмета из группы по любому признаку (2-4года):
Возьми красный мячик. Возьми красный, но не мячик. Возьми мячик,но не красный.
Б. Задание на выбор нескольких предметов по указанному признаку(2-4 года): Выбери все мячики. Выбери круглые, но не мячики.
B. Задание на выбор одного или нескольких предметов по несколькимуказанным признакам (2-4 года):
Выбери маленький синий мячик. Выбери большой красный мячик [4, с.35].
Задание последнего вида предполагает соединение двух признаковпредмета в единое целое.
Для развития продуктивной аналитико-синтетической мыслительнойдеятельности у ребенка старшего дошкольного возраста в методике рекомендуютзадания, в которых ребенку необходимо рассматривать один и тот же объект сразных точек зрения. Способом организации такого всестороннего (или по крайнеймере многоаспектного) рассмотрения является прием постановки различных заданийк одному и тому же математическому объекту.
Сравнение — логический прием, требующий выявления сходства иразличия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).
Сравнение требует умения выделять одни признаки объекта иабстрагироваться от других. Для выделения различных признаков объекта можноиспользовать игру «Найди это»:
· Какиеиз этих предметов большие желтые? (Мяч и медведь.)
· Чтобольшое желтое круглое? {Мяч.) и т. д.
Старший дошкольник должен использовать роль ведущего так же часто,как и отвечающего, это подготовит его к следующему этапу — умению отвечать навопрос:
· Чтоты можешь рассказать об этом предмете? (Арбуз большой, круглый, зеленый. Солнцекруглое, желтое, горячее.)
Вариант. Кто больше расскажет об этом? (Лента длинная, синяя,блестящая, шелковая.)
Вариант. «Что это: белое, холодное, рассыпчатое?» и т. д.
Методически рекомендуется сначала учить старшего дошкольникасравнивать два объекта, затем группы объектов. Дошкольнику легче сначала найтипризнаки различия объектов, затем — признаки их сходства.
Задания на разделение объектов на группы по какому-то признаку(большие и маленькие, красные и синие и т. п.) требуют сравнения.
Все игры вида «Найди такой же» направлены на формирование умениясравнивать. Для детей старшего дошкольного возраста количество и характерпризнаков сходства могут широко варьироваться [5, с. 41].
Классификация — разделение множества на группы по какому-либопризнаку, который называют основанием классификации. Основание дляклассификации может быть задано, но может и не указываться (этот вариант чащеиспользуется со старшими детьми, так как требует умения анализировать,сравнивать и обобщать). Следует учитывать, что при классификационном разделениимножества полученные подмножества не должны попарно пересекаться и объединениевсех подмножеств должно составлять данное множество. Иными словами, каждыйобъект должен входить в одно и только в одно подмножество.
Классификацию с детьми старшего дошкольного возраста можнопроводить:
· понаименованию предметов (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т.д.);
· поразмеру (в одну группу большие мячи, в другую — маленькие мячики; в однукоробку длинные карандаши, в другую — короткие и т. д.);
· поцвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту — зеленые);
· поформе (в эту коробку квадраты, а в эту — кружки; в эту коробку — кубики, в эту — кирпичики и т. д.);
· подругим признакам (съедобное и несъедобное, плавающие и летающие животные,лесные и огородные растения, дикие и домашние звери и т. д.) [4, с.48].
Все перечисленные выше примеры — это классификации по заданномуоснованию: педагог сам сообщает его детям. В другом случае старшие дошкольникиопределяют основание самостоятельно. Педагог задает только количество групп, накоторые следует разделить множество предметов (объектов). При этом основаниеможет быть определено не единственным образом.
При подборе материала для задания педагог должен следить за тем,чтобы не получился набор, ориентирующий детей на несущественные признакиобъектов, что будет подталкивать к неверным обобщениям. Следует помнить, чтопри эмпирических обобщениях дети опираются на внешние, видимые признакиобъектов, что не всегда помогает правильно раскрыть их сущность и определитьпонятие.
Формирование у старших дошкольников способности самостоятельноделать обобщения является крайне важным с общеразвивающей точки зрения. В связис изменениями в содержании и методике обучения математике в начальной школе,которые ставят своей целью развивать у учащихся способности к эмпирическому, ав перспективе и теоретическому обобщению, важно уже в детском саду обучатьдетей различным приемам моделирующей деятельности с помощью вещественной,схематической и символической наглядности (В.В. Давыдов), учить ребенкасравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своейдеятельности.
Глава 2 Развитие логического мышления у дошкольников средствамилогико-математических игр 2.1Обучение математике в старшей группе детского сада
«Программой воспитания в детском саду» в старшей группепредусматривается значительное расширение, углубление и обобщение у детей элементарныхматематических представлений, дальнейшее развитие деятельности счета. Детиучатся считать до 10, не только зрительно воспринимаемые предметы, но и звуки,предметы, воспринимаемые на ощупь, движения. Уточняется представление ребят отом, что число предметов не зависит от их размеров, пространственногорасположения и от направления счета. Кроме того, они убеждаются в том, чтомножества, содержащие одинаковое число элементов, соответствуютодному-единственному натуральному числу (5 белочек, 5 елочек, 5 концов узвездочки и пр.) [2, с. 26].
На примерах составления множеств из разных предметов онизнакомятся с количественным составом из единиц чисел до 5. Сравнивая смежныечисла в пределах 10 с опорой на наглядный материал, дети усваивают, какое издвух смежных чисел больше, какое меньше, получают элементарное представление очисловой последовательности — о натуральном ряде.
В старшей группе начинают формировать понятие о том, что некоторыепредметы можно разделить на несколько равных частей. Дети делят на 2 и 4 частимодели геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник), а такжедругие предметы, сравнивают целое и части.
Большое внимание уделяют формированию пространственных и временныхпредставлений. Так, дети учатся видеть изменение предметов по размерам,оценивать размеры предметов с точки зрения 3 измерений: длины, ширины, высоты;углубляются их представления о свойствах величин.
Детей учат различать близкие по форме геометрические фигуры: круги фигуру овальной формы, последовательно анализировать и описывать формупредметов.
У детей закрепляют умение определять словом положение того илииного предмета по отношению к себе («слева от меня окно, впереди меняшкаф»), по отношению к другому предмету («справа от куклы сидит заяц,слева от куклы стоит лошадка»).
Развивают умение ориентироваться в пространстве: изменятьнаправление движения во время ходьбы, бега, гимнастических упражнений. Учатопределять положение ребенка среди окружающих предметов (например, «я стоюза стулом», «около стула» и т. п.). Дети запоминают названия ипоследовательность дней недели.
Наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения назанятиях по математике в старшей группе в основном используются в комплексе.Пятилетние дети способны понять познавательную задачу, поставленную педагогом,и действовать в соответствии с его указанием. Постановка задачи позволяетвозбудить их познавательную активность. Создаются такие ситуации, когда имеющихсязнаний оказывается недостаточно для того, чтобы найти ответ на поставленныйвопрос, и возникает потребность узнать что-то новое, научиться новому.Например, педагог спрашивает: «Как узнать, на сколько длина стола большеего ширины?» Известный детям прием приложения применить нельзя. Педагогпоказывает им новый способ сравнения длин с помощью мерки [11, с. 127].
Побудительным мотивом к поиску являются предложения решитькакую-либо игровую или практическую задачу (подобрать пару, изготовитьпрямоугольник, равный данному, выяснить, каких предметов больше, и др.).
Организуя самостоятельную работу детей с раздаточным материалом,педагог также ставит перед ними задачи (проверить, научиться, узнать новое и т.п.).
Закрепление и уточнение знаний, способов действий в ряде случаевосуществляется предложением детям задач, в содержании которых отражаютсяблизкие, понятные им ситуации. Так, они выясняют, какой длины шнурки у ботиноки полуботинок, подбирают ремешок к часам и пр. Заинтересованность детей врешении таких задач обеспечивает активную работу мысли, прочное усвоениезнаний. Математические представления «равно», «не равно»,«больше — меньше», «целое и часть» и др. формируются наоснове сравнения. Дети 5 лет уже могут под руководством педагога последовательнорассматривать предметы, выделять и сопоставлять их однородные признаки. Наоснове сравнения они выявляют существенные отношения, например отношенияравенства и неравенства, последовательности, целого и части и др., делаютпростейшие умозаключения.
Развитию операций умственной деятельности (анализ, синтез,сравнение, обобщение) в старшей группе уделяют большое внимание. Все эти операциидети выполняют с опорой на наглядность.
Если в младших группах при первичном выделении того или иногосвойства сравнивались предметы, отличающиеся лишь одним данным свойством(полоски отличались только длиной, при уяснении понятий «длиннее — короче»), то теперь предъявляются предметы, имеющие уже 2-3 признакаразличия (например, берут полоски не только разной длины и ширины, но и разныхцветов и пр.).
Детей сначала учат производить сравнение предметов попарно, азатем сопоставлять сразу несколько предметов. Одни и те же предметы онирасполагают в ряд или группируют то по одному, то по другому признаку. Наконец,они осуществляют сравнение в конфликтной ситуации, когда существенные признакидля решения данной задачи маскируются другими, внешне более ярко выраженными.Например, выясняется, каких предметов больше (меньше) при условии, что меньшееколичество предметов занимает большую площадь. Сравнение производится на основенепосредственных и опосредованных способов сопоставления и противопоставления(наложения, приложения, счета, «моделирования измерения»). Врезультате этих действий дети уравнивают количества объектов или нарушают ихравенство, т. е. выполняют элементарные действия математического характера.
Выделение и усвоение математических свойств, связей, отношенийдостигается выполнением разнообразных действий. Большое значение в обучениидетей 5 лет по-прежнему имеет активное включение в работу разных анализаторов.
Рассматривание, анализ и сравнение объектов при решении задачодного типа производятся в определенной последовательности. Например, детейучат последовательному анализу и описанию узора, составленного из моделейгеометрических фигур, и др. Постепенно они овладевают общим способом решениязадач данной категории и сознательно им пользуются. Так как осознаниесодержания задачи и способов ее решения детьми этого возраста осуществляется входе практических действий, ошибки, допускаемые детьми, всегда исправляютсячерез действия с дидактическим материалом [3, с. 25].
В старшей группе расширяют виды наглядных пособий и несколькоизменяют их характер. В качестве иллюстративного материала продолжаютиспользовать игрушки, вещи. Но теперь большое место занимает работа скартинками, цветными и силуэтными изображениями предметов, причем рисункипредметов могут быть схематичными. С середины учебного года вводятся простейшиесхемы, например «числовые фигуры», «числовая лесенка», «схемапути» (картинки, на которых в определенной последовательности размещеныизображения предметов).
Наглядной опорой начинают служить «заместители» реальныхпредметов. Отсутствующие в данный момент предметы педагог представляет моделямигеометрических фигур. Например, дети угадывают, кого в трамвае было больше:мальчиков или девочек, если мальчики обозначены большими треугольниками, адевочки — маленькими. Опыт показывает, что дети легко принимают такуюабстрактную наглядность. Наглядность активизирует детей и служит опоройпроизвольной памяти, поэтому в отдельных случаях моделируются явления, неимеющие наглядной формы. Например, дни недели условно обозначают разноцветнымифишками. Это помогает детям установить порядковые отношения между днями неделии запомнить их последовательность.
В работе с детьми 5-6 лет повышается роль словесных приемовобучения. Указания и пояснения педагога направляют и планируют деятельностьдетей. Давая инструкцию, он учитывает, что дети знают и умеют делать, ипоказывает только новые приемы работы. Вопросы педагога в ходе объяснениястимулируют проявление детьми самостоятельности и сообразительности, побуждаяих искать разные способы решения одной и той же задачи: «Как еще можносделать? Проверить? Сказать?» [3, с. 37]
Детей учат находить разные формулировки для характеристики одних итех же математических связей и отношений. Существенное значение имеет отработкав речи новых способов действия. Поэтому в ходе работы с раздаточным материаломпедагог спрашивает то одного, то другого ребенка, что, как и почему он делает;один ребенок может выполнять в это время задание у доски и пояснять своидействия. Сопровождение действия речью позволяет детям его осмыслить. Послевыполнения любого задания следует опрос. Дети отчитываются, что и как ониделали и что получилось в результате.
По мере накопления умения выполнять те или иные действия ребенкуможно предложить сначала высказать предположение, что и как надо сделать(построить ряд предметов, сгруппировать их и пр.), а потом выполнить практическоедействие. Так учат детей планировать способы и порядок выполнения задания.Усвоение правильных оборотов речи обеспечивается многократным их повторением всвязи с выполнением разных вариантов заданий одного типа.
В старшей группе начинают использовать словесные игры и игровыеупражнения, в основе которых лежат действия по представлению: «Скажинаоборот!», «Кто быстрее назовет?», «Что длиннее(короче)?» и др.
Усложнение и вариантность приемов работы, смена пособий и ситуацийстимулируют проявление детьми самостоятельности, активизируют их мышление. Дляподдержания интереса к занятиям педагог постоянно вносит в них элементы игры(поиск, угадывание) и соревнования: «Кто быстрее найдет (принесет,назовет)?» и т. д. 2.2Педагогические возможности игры в развитии логического мышления
Теоретические и экспериментальные работы А.С. Выготского, Ф.Н.Леонтьева, С.Л. Рубенштейна свидетельствуют о том, что ни одно из специфическихкачеств — логического мышления, творческое воображение, осмысленная память — неможет развиваться у ребёнка независимо от воспитания, в результате спонтанногосозревания врожденных задатков. Они формируются на протяжении детства, впроцессе воспитания, которое играет, как писал Л.С. Выготский “ведущую роль в психическомразвитии ребенка”.
Необходимо развивать мышление ребенка, нужно научить егосравнивать, обобщать, анализировать, развивать речь, научить ребенка писать.Так как механическое запоминание разнообразной информации, копирование взрослыхрассуждений ничего не дает для развития мышления детей.
В.А. Сухомлинский писал: “…Не обрушивайте на ребёнка лавинузнаний…- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность.Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так,чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайтевсегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё раз возвратитьсяк тому, что он узнал”.
Поэтому обучение и развитие ребёнка должны быть непринужденными,осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности ипедагогические средства. Таким развивающим средством для старших дошкольниковвыступает игра.
Несмотря на то, что игра постепенно перестаёт выступать в качествеведущего вида деятельности в старшем дошкольном возрасте, но она не теряетразвивающих функций.
Я.А. Коменский рассматривает игру как необходимую для ребёнкаформу деятельности.
А.С.Макаренко обращал внимание родителей на то, что “воспитаниебудущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в такой организацииеё, когда игра остаётся игрой, но в игре воспитываются качества будущегоребёнка, гражданина” [2, 17].
В основном виде игры сюжетно-ролевой, творческой отражаютсявпечатления детей об окружающем их знания, понимании происходящих событий иявлений. В огромном количестве игр с правилами запечатлены разнообразныезнания, умственные операции,
Действия, которые дети должны освоить. Освоение это идёт по мереобщего умственного развития, вместе с тем в игре это развитие и осуществляется.
Умственное развитие детей происходит как в процессе творческих игр(развиваются умения обобщать функции мышления), так и дидактической игре. Самоназвание дидактические говорят о том, что эти игры имеют свою цель умственногоразвития детей и, следовательно, могут рассматриваться как прямое средствоумственного воспитания.
Соединение в дидактической игре обучающей задачи с игровой формой,наличие готового содержания и правил даёт возможность педагогу более планомерноиспользовать дидактические игры для умственного воспитания детей.
Очень важно, что игра — это не только способ и средство обучения,это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и отвзрослого зависит, на сколько эти игры будут содержательными и полезными.
Играя, ребёнок может не только закрепить ранее полученные знания,но и приобретать новые навыки, умения, развивать умственные способности. В этихцелях используются специальные на умственное развитие ребёнка игры, насыщенныелогическим содержанием. А.С.Макаренко прекрасно понимал, что одна игра, дажелучшая, не может обеспечить успеха в достижении воспитательных целей. Поэтомуон стремился создать комплекс игр, считая эту задачу важнейшей в делевоспитания.
В современной педагогике дидактическая игра рассматривается, какэффективное средство развития ребёнка, развитие таких интеллектуальныхпсихических процессов как внимание, память, мышление, воображение.
С помощью дидактической игры детей приучают самостоятельномыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии споставленной задачей. Многие игры ставят перед детьми задачу рациональногоиспользования имеющихся знаний в мыслительных операциях:
· находитьхарактерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира;
· сравнивать,группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делатьправильные выводы.
Активность детского мышления является главной предпосылкойсознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установленияразличных отношений в коллективе [9, с. 36].
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессыощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Такжеразвивает речь детей: наполняется и активизируется словарь, формируетсяправильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильновыражать свои мысли.
Некоторые игры требуют от детей активного использования видовых,родовых понятий, упражняют в нахождении синонимов, слов, сходных по значению ит.д.
В процессе игры, развитие мышления и речи решается в непрерывнойсвязи; при общении детей в игре речь активизируется, развивается способностьаргументировать свои утверждения, доводы.
Итак, выяснили, что развивающие способности игры велики.Посредством игры можно развивать и совершенствовать все стороны личностиребёнка. Нас интересуют игры, развивающие интеллектуальную сторону игры,которые способствуют развитию мышления младших школьников.
Математическими играми считаются игры, в которых смоделированыматематические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа(решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил,содержание игры или задачи. По ходу решения требуется применение математическихметодов и умозаключений [5, с. 31].
Разновидностью математических игр и задач являются логическиеигры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнениилогических операций и действий. С целью развития мышления детей используютразличные виды несложных задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущеннойфигуры, продолжение ряда фигур, на поиск чисел, недостающих в ряду фигур(нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры и т. д.)
Следовательно, логико-математические игры это игры, в которыхсмоделированы математические отношения, закономерности, предполагающиевыполнение логических операций и действий.
Л.А.Столяров выделяет следующую структуру обучающей игры, котораявключает основные элементы, характерные для подлинной дидактической игры:дидактическую задачу, игровые действия, правила, результат.
Дидактические задачи:
· всегдаразрабатываются взрослыми;
· онинаправлены на формирование принципиально новых знаний и развитие логическихструктур мышления;
· усложняютсяна каждом новом этапе;
· тесносвязаны с игровыми действиями и правилами;
· представляютсячерез игровую задачу и осознаются детьми.
Правила строго зафиксированы, определяют способ, порядок,последовательность действий по правилу.
Игровые действия позволяют реализовать дидактическую задачу черезигровую.
Результаты игры завершение игрового действия или выигрыш.
В логико-математических играх и упражнениях используютсяспециальный структурированный материал, позволяющий наглядно представитьабстрактные понятия и отношения между ними.
Специально структурированный материал:
· геометрическиеформы (обручи, геометрические блоки);
· схемы;
· схемы-правила(цепочки фигур);
· схемыфункции (вычислительные машины);
· схемыоперации (шахматная доска).
Итак, педагогические возможности дидактической игры очень велики.Игра развивает все стороны личности ребёнка, активизирует скрытыеинтеллектуальные возможности детей.
2.3Логико-математические игры как средство активизации обучения математике
Интерес к математике у старших дошкольников поддерживается занимательностьюсамих задач, вопросов, заданий. Говоря о занимательности, мы имеем в виду неразвлечение детей пустыми забавами, а занимательность содержания математическихзаданий. Педагогически оправданная занимательность имеет целью привлечьвнимание детей, усилить его, активизировать их мыслительную деятельность.Занимательность в этом смысле всегда несет элементы остроумия, игровогонастроя, праздничности. Занимательность служит основой для проникновения всознание ребят чувства прекрасного в самой математике. Занимательностьхарактеризуется наличием легкого и умного юмора в содержании математическихзаданий, в их оформлении, в неожиданной развязке при выполнении этих заданий.Юмор должен быть доступен пониманию детей. Поэтому воспитатели добиваются отсамих детей доходчивого разъяснения сущности легких задач-шуток, веселыхположений, в которых иногда оказываются ученики во время игр, т.е. добиваютсяпонимания сущности самого юмора и его безобидности. Чувство юмора обычнопроявляется тогда, когда находят отдельные веселые черточки в различныхситуациях. Чувство юмора, если им обладает человек, смягчает восприятиеотдельных неудач в сложившейся обстановке. Легкий юмор должен быть добрым,создавать бодрое, приподнятое настроение.
Атмосфера легкого юмора создается путем включения в занятиязадач-рассказов, заданий героев веселых детских сказок, включения задач-шуток,путем создания игровых ситуаций и веселых соревнований.
а) Дидактическая игра как средство обучения математики.
На уроках математики большое место занимают игры. Это главнымобразом дидактические игры, т.е. игры, содержание которых способствует либоразвитию отдельных мыслительных операций, либо освоению вычислительных приемов,навыков в беглости счета. Целенаправленное включение игры повышает интересдетей к занятиям, усиливает эффект самого обучения. Создание игровой ситуацииприводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особоготруда и напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки. В старшемдошкольном возрасте у детей сильна потребность в игре, поэтому воспитателидетского сада включают ее в уроки математики. Игра делает уроки эмоциональнонасыщенными, вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает эстетическивоспринимать ситуацию, связанную с математикой.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственнойактивности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихсяживой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительныетрудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогаетсделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокоеудовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процессусвоения знаний.
В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет,классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные емуанализ и синтез, делает обобщения [8, с. 75].
Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детейпроизвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровыезадания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие изних требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют нетолько умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдатьправила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.
Однако не всякая игра имеет существенное образовательное ивоспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательнойдеятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую,познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переходот игры к серьезной умственной работе.
Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитаниидетей шестилетнего возраста. В них удается сконцентрировать внимание даже самыхинертных детей. Вначале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к томуучебному материалу, без которого игра невозможна. Чтобы сохранить саму природуигры и в то же время успешно осуществлять обучение ребят математике, необходимыигры особого рода. Они должны быть организованы так, чтобы в них: во-первых, вкачестве способа выполнения игровых действий возникала объективнаянеобходимость в практическом применении счета; во-вторых, содержание игры ипрактические действия были бы интересными и предоставляли возможность дляпроявления самостоятельности и инициативы детей.
б) Логические упражнения на занятиях математики.
Логические упражнения представляют собой одно из средств, спомощью которого происходит формирование у детей правильного мышления. Когдаговорят о логическом мышлении, то имеют в виду мышление, по содержаниюнаходящееся в полном соответствии с объективной реальностью.
Логические упражнения позволяют на доступном детям математическомматериале, в опоре на жизненный опыт строить правильные суждения безпредварительного теоретического освоения самих законов и правил логики.
В процессе логических упражнений дети практически учатсясравнивать математические объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза,устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями.
Чаще всего предлагаемые детям логические упражнения не требуютвычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводитьнесложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер,поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительнойдеятельности. А это одна из кардинальных задач учебно-воспитательного процесса старшихдошкольников.
Вследствие того, что логические упражнения представляют собойупражнения в мыслительной деятельности, а мышление старших дошкольников восновном конкретное, образное, то на уроках я применяю наглядность. Взависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяютрисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.
Народные загадки всегда служили и служат увлекательным материаломдля размышления. В загадках обычно указываются определенные признаки предмета,по которым отгадывают и сам предмет. Загадки – это своеобразные логическиезадачи на выявление предмета по некоторым его признакам. Признаки могут бытьразными. Они характеризуют как качественную, так и количественную сторонупредмета. Для уроков математики подбираются такие загадки, в которых главнымобразом по количественным признакам наряду с другими находится сам предмет.Выделение количественной стороны предмета (абстрагирование), а также нахождениепредмета по количественным признакам – полезные и интересныелогико-математические упражнения.
в) Роль сюжетно-ролевой игры в процессе обучения математики.
Среди математических игр для детей имеются и сюжетно-ролевые.Сюжетно-ролевые игры можно обозначить как творческие. Их основное отличие отдругих игр заключается в самостоятельности создания сюжета и правил игры и ихвыполнение. Наиболее притягательную силу для старших дошкольников имеют тероли, которые дают им возможность проявлять высокие моральные качестваличности: честность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалку.Поэтому такие игры содействуют не только выработке отдельных математическихнавыков, но и остроты и логичности мысли. В частности, игра содействуетвоспитанию дисциплинированности, т.к. любая игра проводится по соответствующимправилам. Включаясь в игру, ребенок выполняет определенные правила; при этом онподчиняется самим правилам не по принуждению, а совершенно добровольно, иначене будет игры. А выполнение правил бывает связано с преодолением трудностей, спроявлением настойчивости [8, с. 59].
Однако, несмотря на всю важность и значение игры в процессе урока,она не самоцель, а средство для развития интереса к математике. Математическаясторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на передний план.Только тогда она будет выполнять свою роль в математическом развитии детей ивоспитании интереса их к математике.
В дидактике имеются разнообразные развивающие материалы. Наиболееэффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерскимпсихологом и математиком Дьенешем, для развития раннего логического мышления идля подготовки детей к усвоению математики. Блоки Дьенеша представляют собойнабор геометрических фигур, который состоит из 48 объёмных фигур, различающихсяпо форме (круги, квадраты, прямоугольники, треугольники), по цвету (жёлтые,синие, красные), размеру(большие и маленькие) по толщине(толстые и тонкие).Тоесть, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой,размером, толщиной. В наборе даже нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам.В своей практике воспитатели детских садов используют в основном плоские геометрическиефигуры. Весь комплекс игр и упражнений с блоками Дьенеша – это длиннаяинтеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – её ступеньки. На каждуюиз этих ступенек ребёнок должен встать. Логические блоки помогают ребёнкуовладеть мыслительными операциями и действиями, к ним относятся: выявлениесвойств, их сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, атак же логические операции [4, с. 31].
Кроме того, блоки могут закладывать в сознание детей началоалгоритмической культуры мышления, развивать у детей способность действовать вуме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах,пространственную ориентацию.
В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваиваютумение выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму,размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному изэтих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать,классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме,форме и размеру, размеру и толщине ит.д.), несколько позже по трём (цвету,форме, размеру; форме, размеру, толщине и т.д.)и по четырём свойствам(цвету,форме, размеру, толщине), при этом развивая логическое мышление детей.
В одном и том же упражнении можно варьировать правилами выполнениязадания с учётом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки.Но одному ребёнку предлагается построить дорожку так, чтобы рядом не былоблоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другому — чтобы рядомне было одинаковых по форме и по цвету (оперирование сразу двумя свойствами). Взависимости от уровня развития детей можно использовать не весь комплекс, акакую-то его часть, сначала блоки разные по форме и по цвету, но одинаковые поразмеру и толщине, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые потолщине и в конце полный комплекс фигур.
Это очень важно: чем разнообразней материал, тем сложнееабстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, иклассифицировать, и обобщать.
С логическими блоками ребёнок выполняет различные действия:выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит, а по ходу действиярассуждает.
Итак, играя с блоками, ребёнок приближается к пониманию сложныхлогических отношений между множествами. От игры с абстрактными блоками детилегко переходят к играм с реальными множествами, с конкретным материалом.
Заключение
Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста вконкретном образовательном учреждении (детский сад, группы развития, группы дополнительногообразования, прогимназия и т. д.) проектируется на основе концепции дошкольногоучреждения, целей и задач развития детей, данных диагностики, прогнозируемыхрезультатов. Концепцией определяется соотношение предматематического ипредлогического компонентов в содержании образования. От этого соотношениязависят прогнозируемые результаты: развитие интеллектуальных способностей детейстаршего дошкольного возраста, их логического, творческого или критическогомышления; формирование представлений о числах, вычислительных или комбинаторныхнавыках, способах преобразования объектов и т. д.
Ориентировка в современных программах развития и воспитания детейв детском саду, изучение их дает основание для выбора методики. В современныепрограммы («Развитие», «Радуга», «Детство», «Истоки» и др.), как правило,включается то логико-математическое содержание, освоение которого способствует развитиюпознавательно-творческих и интеллектуальных способностей детей.
Эти программы реализуются через деятельностные личностно-ориентированныеразвивающие технологии и исключают «дискретное» обучение, т. е. раздельноеформирование знаний и умений с последующим закреплением.
Формирование у детей старшего дошкольного возраста общих понятийимеет важное значение для дальнейшего развития мышления в школьном возрасте.
У детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитиемышления. Ребёнок приобретает ряд новых знаний об окружающей действительности ивместе с тем научается анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать своинаблюдения, т. е. производить простейшие умственные операции. Важнейшую роль вумственном развитии ребёнка играет воспитание и обучение.
Воспитатель знакомит ребёнка с окружающей действитель ностью,сообщает ему ряд элементарных знаний об явлениях природы и общественной жизни,без чего развитие мышления было бы невозможно. Однако следует указать, чтопростое запоминание отдельных фактов, пассивное усвоение сообщаемых знаний ещёне могут обеспечить правильное развитие детского мышления.
Для того чтобы ребёнок начал мыслить, перед ним необходимопоставить новую задачу, в процессе решения которой он мог бы использоватьприобретённые ранее знания применительно к новым обстоятельствам.
Большое значение в умственном воспитании ребёнка приобретаетпоэтому организация игр и занятий, которые развивали бы у ребёнка умственныеинтересы, ставили бы перед ним определённые познавательные задачи, заставлялибы самостоятельно производить определённые умственные операции для достижениянужного результата. Этому служат вопросы, задаваемые воспитателем во времязанятий, прогулок и экскурсий, дидактические игры, носящие познавательныйхарактер, всякого рода загадки и головоломки, специально предназначенные длястимуляции умственной активности ребёнка.
Логические приемы как средство формирования логического мышлениядошкольников – это сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство идругие — применяются во всех видах деятельности. Их используют начиная спервого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. Сейчас, вусловиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такогознания возрастает. Свидетельство тому — растущее значение компьютернойграмотности, одной из теоретических основ которой является логика. Знаниелогики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.
Отбирая методы и приёмы, воспитатель должен помнить, что в основеобразовательного процесса лежит проблемно-игровая технология. Поэтомупреимущество отдаётся игре, как основному методу обучения дошкольников,математическим развлечениям, дидактическим, развивающим, логико-математическимиграм; игровым упражнениям; экспериментированию; решению творческих ипроблемных задач, а также практической деятельности.
Список использованной литературы
1. БеженоваМ. Математическая азбука. Формирование элементарных математическихпредставлений. – М.: Эксмо, СКИФ, 2005.
2. БелошистаяА.В. Готовимся к математике. Методические рекомендации для организации занятийс детьми 5-6 лет. – М.: Ювента, 2006.
3. ВолчковаВ.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада.Математика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – М.: ТЦ«Учитель», 2007.
4. ДенисоваД., Дорожин Ю. Математика для дошкольников. Старшая группа 5+. – М.:Мозаика-Синтез, 2007.
5. Занимательнаяматематика. Материалы для занятий и уроков с дошкольниками и младшимишкольниками. – М.: Учитель, 2007.
6. ЗвонкинА.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. – М.: МЦНМО, МИОО,2006.
7. КузнецоваВ.Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков. – СПб.:Оникс, Оникс-СПб, 2006.
8. НосоваЕ.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – М.:Детство-Пресс, 2007.
9. ПетерсонЛ.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников.Методические рекомендации. – М.: Ювента, 2006.
10. Сычева Г.Е. Формированиеэлементарных математических представлений у дошкольников. – М.: Книголюб, 2007.
11. Шалаева Г. Математика длямаленьких гениев дома и в детском саду. – М.: АСТ, Слово, 2009.