Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Историяпоявлениястандартов в области ООС………………………….5
Глава2.Сущность стандартов Экологического Аудита и ЭкологическогоМенеджмента………………………………………………………………………...7
2.1Экологический аудит……………………………………………………..7
2.2Экологический менеджмент……………………………………………...8
2.3 Системыменеджмента качества и сертификацияISO 9001:2000…….10
2.4 Сертификация по требованиямстандарта ISO 14001: ожидания ипроблемы……………………………………………………………………………13
Глава 3. Применение стандартов на предприятиях………………………………29
3.1 Почему выгодно внедрять систему экологического менеджмента? Соотношениезатраты-выгоды внедренияСЭМ………………………………….29
3.2 Выгоды в результате внедрения системы экологическогоменеджмента………………………………………………………………………..30
3.3 Соотношение затраты-выгодывнедрения системы экологическогоменеджмента………………………………………………………………………..31
3.4 Ситуацияв России……………………………………………………….38
3.5 Внедрение системыэкологического менеджмента в Калининграде…43
Выводы……………………………………………………………………………...45
Литература…………………………………………………………………………..47
Введение
Промышленноевоздействие на окружающую среду являетсяодной из основных причин экологического кризиса. Низкаяэффективность производственных процессов приводит к перерасходу ресурсов, потерям и, в конечном счете, к значительному загрязнению окружающей среды. При этом экономическиетрудности делают невозможным радикальное обновление существующих технологий.Значительную роль в загрязненииокружающей среды играют и организационные проблемы предприятий.
Вэтих условиях государственноерегулирование, основанное на контроле соблюденияустановленных нормативов, показало свою недостаточную эффективность.Существующая система отчетности непозволяет адекватно отразитьпромышленное воздействие на окружающую среду и, следовательно, не даетвозможности определить приоритетные направленияусилий по его снижению. Некоторые нормативы являютсянереалистичными.
Воздействиепредприятияна окружающую среду нередко являетсяпричиной конфликтов между предприятиями и местным населением. Различные заинтересованныестороны, включая общественность,испытывают недостаток в экологической информации, в том числе в информации обэкологических аспектах деятельностипредприятия,что еще более обостряет существующиеконфликты.
Вто же время, в последние годы в миреполучили распространение новые подходы к регулированию и снижению воздействия на окружающую среду, одним из которых является экологический менеджмент. Эти подходы,направленные на одновременное повышение экономической и экологическойэффективности производства, основаны на использовании организационных ресурсов,“человеческого фактора”. Прежде всего, их применение позволяет достичь реальных результатов путем применения малозатратных или беззатратных методов. Одновременноподобные подходы подразумевают определенную степень открытости в деятельности предприятия, взаимодействие с заинтересованными сторонами.
Именновнедрение принципов экологического менеджмента на предприятиях, осуществляемоево взаимодействии с заинтересованными сторонами, рассматривается в рамках данного проекта как инструмент, способныйвнести реальный вклад в решение перечисленных проблем.
Однако целенаправленное использование принциповэкологического менеджмента во многих случаяхпредполагает глубокие изменения нетолько в системе природоохранной работы на предприятии,но и в системе управленияорганизацией в целом. В противном случае создание системы экологическогоменеджмента (СЭМ) может оказатьсялишь формальным мероприятием, неприводящим к реальному повышениюэкологической эффективности. Определенные трудности связаныи с адаптацией принципов экологического менеджмента к российским условиям, необходимостью их сочетанияс существующей системой регулирования.Все эти проблемы могут быть преодолены лишь путем созданияпрецедентов, широкого и открытого обсужденияполученного опыта, его анализа. Этот процесс позволит выявитьперспективные подходы и формы работы, применимые в российских условиях.
Цель моейработы выяснить для чего нужно экологические стандарты. В ходе изучения данных экологических стандартов были поставленыследующие задачи:
1. Выяснитьсущность стандартов экологического менеджмента и аудита.
2. Рассмотреть степень влияния стандартов серии ISO14000 и ISO 9000 .
3. Выяснитьосновные преимущества от внедрение системы экологического менеджмента напредприятия.Глава 1. История появления стандартов в области ООС
Противоречиемежду торговой политикой и политикой устойчивого экологически безопасногоразвития экономики, или междуторговлей и производством — одно из самых острых противоречий мирового хозяйства. В торговых отношенияхстраны ориентируются на ценовыепреимущества той или иной продукции и не стремятся брать на себябремя затрат по экологизации имодернизации производства. Пробивает себе дорогу тенденцияк перемещению «грязной» продукции вте страны, где ниже производственные издержки, в частности, ниже заработная плата.
Главное средстворазрешения этого противоречия — внедрение международных экологическихстандартов, в первую очередь, стандартов ИСО 14000, разрабатываемыхМеждународной организацией по стандартизации (ИСО). Стандарты этой серииориентируют предприятия на внедрение экологического менеджмента, а неотдельные нормы объема выбросов. Их использование предусматривает соблюдение определенныхпроцедур, принятие соответствующихдокументов и создание системы ответственности за экологизацию производства.
Решение оразработке стандартов ИСО 14000 явилосьрезультатом Уругвайского раунда переговоров, приведшего к созданию ВТО, иКонференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году.
Данные стандартыбыли разработаны с учетом британских стандартов BS 7750 и международныхстандартов по системам контролякачества продукции (ИСО 9000). Они рассчитаны на существенную корректировкунациональных экологических нормативов, улучшение экологического регулирования деятельностикомпаний (предприятий) исовершенствование условий международной торговли.
Национальныесистемы сертификации продукции на соответствие экологическим требованиям должны базироватьсяна названных стандартах ИСО, а также экологических стандартах Европейскойэкономической комиссии ООН, директивах ЕС и других международных организаций,принимающих решения по вопросамэкологии. Решения должны ложиться не только на плечи государства или только наэкономику, но и на все общество в целом.
Подтверждениесоответствия нормативным требованиям в национальных системах экологическойсертификации (в том числе в российской РОСС RU.001.01. ЭТОО) осуществляется вформе либо добровольной, либо обязательнойсертификации. При добровольной затраты относятна счет дохода, при обязательной — на себестоимость продукции.
Так, в РФ такая система, функционирующаяс учетом требований международных стандартов ИСО 14000, включает 16 органов посертификации, 15 испытательных лабораторий и организацию, занимающуюся подготовкой специалистов.
В то же время существуют ведомственные системы сертификации,которые зачастую не обеспечивают необходимого соответствияпродукции экологическим стандартам. В России это относитсяи к нефтепродуктам, и к самолетам, автомобилями многой другой продукции. Например, по годовому выбросу вредных веществ ватмосферу российские автомобили примерно втрое опаснее американских, а потоксичности — даже в 9 раз. Они могут достигнуть соответствия, скажем, нормам Евро-3 не ранее 2008 года.
К сожалению, вноменклатуре продукции и услуг Госстандарта РФ пока не выделяютсяобъекты, подлежащие обязательнойэкологической сертификации, что открывает дополнительную возможность для предприятийне учитывать требованияэкологической безопасности (реализациякоторых предполагает существенное увеличение производственных затрат).
Для последовательного согласования интересов производства, торговли и требованийэкологической безопасности необходима взвешеннаягосударственная экологическая политика.
Глава 2.Сущность стандартовЭкологического Аудита и Экологического Менеджмента
2.1 Экологический аудит
Экологический аудит проводится с целью получениядостоверной информации дляподготовки и принятия экологически обоснованных решений, оценкисуществующей экологической ситуации и влияния фактических результатов любой реализованной деятельности на природную среду. Экологи-аудиторыразличныхкомпаний проходят специальную подготовку и после чего получилиаккредитацию.
Экологическийаудит может проводиться как потребованию контролирующих органов, органов государственной власти и местногосамоуправления, так и по инициативеадминистрации предприятия.
Всоответствии сдействующимприродоохранным законодательством, в первом случае выявленныенарушения влекут за собой штрафныесанкции. При добровольной декларации руководителем предприятия о выявленных в ходе экологического аудита нарушениях санкции не применяются.
По заявке специалисты в области экологического аудитаокажут специализированные консалтинговые услуги, подготовятсоответствующие документы, проведут независимый экологический аудит с выдачейдокументированного заключения.
Экологическийаудит производственного объекта или территории необходим компании если возниклапотребность:
1. получить независимую документированную оценкусоответствия хозяйственной деятельноститребованиям нормативно-правовыхактов, в том числе международных стандартов в области природопользования и охраны окружающей среды
2. оптимизировать свои отношенияс природоохранными органами, органами власти и населением, снизитьантропогенную нагрузку на природную среду и степень влияния производственной деятельностина здоровье своего персонала и население данной местности
3. выявитьнеобоснованно завышенные экологические платежи, незаконность применения к предприятиюсанкций
4. получить экологический сертификат на выпускаемуюпродукцию и обеспечить ее конкурентоспособность на мировом рынке
5. определить экологические риски для их страхованияи обеспечения промышленнойбезопасности производства
6. определить экологический ущерб природной среде настоящим или прежним собственником хозяйствующего объекта при изменении собственника
7. оценить экологическую безопасность производства для получениякредита в российских и зарубежных банках
Выстраивая деятельностьпредприятияс учетом экологической составляющей,предприятие переходит на новый,качественно более высокий уровень управленияокружающей средой, производством и персоналом, приобретается новой положительный имидж.
2.2Экологический менеджмент
Экологическийменеджмент — управление природоохранной и природопользовательной деятельностью. Экологический менеджмент включает:
· правовой и экономический механизмы охраны природы;
· систему государственных и региональных органовуправления;
· ятельностьруководителей и специалистов предприятийпо охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
Система экологического менеджмента(EMS) — часть общей системы менеджмента, котораявключает организационную структуру, планирование, распределениеответственности, практическую деятельность,процедуры (приемы), процессы и ресурсы, необходимые дляразработки, внедрения, достижения целей экологической политики, ее пересмотра икорректировки.
Аудит системы экологическогоменеджмента — процесс систематической документированной проверки и оценкиобъективным путем установленных показателей, предпринимаемый с цельюустановления соответствия характеристик EMS специально установленныморганизацией критериям такой оценки;результаты аудита EMS должны быть доведены до менеджеров.
Основные принципы и элементы системыэкологического менеджмента (EMS) состоятиз 5 частей:
1. Обязательстваи политика
Организация должна определить свою экологическую политику иобеспечить выполнение обязательств вотношении функционирования EMS.
2. Планирование
Организация должна разработать план (программу) достижения целей и выполнениязадач экологической политики.
3. Реализация
Для эффективной реализации экологической программыорганизация должна определить иизыскать возможности и механизмы, необходимые длядостижения целей и выполнения задач экологической политики.
4. Оценка и измерение
Организация должна обеспечить необходимые оценку, мониторинг иизмерение экологических показателей своей деятельности.В этом смысле систему экологического менеджмента следует рассматривать какорганизующую структуру, котораядолжна находиться под постоянным наблюдением.
5. Проверка и улучшение
Организация должна проверятьи постоянно улучшать свою систему экологическогоменеджмента.2.3 Системы менеджмента качества и сертификацияISO 9001:2000
ISO9001:2000 — это международный стандарт, обобщающий передовой мировой опыт вобласти управления производством,содержит требования к организациипроизводства. Когда говорят о«Стандартах серии ISO 9000:2000», имеют в виду три международныхстандарта: ISO 9000:2000, ISO 9001:2000 и ISO 9004:2000. В России введены вдействие три аналогичных российских (национальных) стандарта: ГОСТ Р ИСО9000-2001, ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Ключевое понятие, используемое в стандартах — «Системаменеджмента (управления)качества" (СМК). Особенностью стандартов является то,что они предъявляют требованияне к качеству продукции напрямую, ак системе организации управленияпроизводством, которое призвано обеспечивать предсказуемый и стабильный уровенькачества продукции. С точки зрениястандартов серии ISO 9000, качественной считаетсята продукция, которая удовлетворяеткак специфицированным (прописанным), так и предполагаемым (не прописанным)ожиданиям клиента.
Зачемпредприятиятратят времяи немалые средства на разработку, внедрение и сертификацию СМК (ISO 9001:2000)?Интеграция России на равноправнойоснове в мировую экономику возможна только при условии использования международных стандартов. Вступление России в ВТОоткроет свободный доступ на российский рынок иностранным компаниям. Продукцияи услуги большинства российских компаний окажутсянеконкурентоспособными из-за несоответствиямеждународным требованиям, что приведетк потере внутреннего рынка. Выход на внешний рынок также будет затруднен попричине того, что одним из основных условий тендеров по поставке продукции иуслуг является наличие сертификата соответствия системы менеджмента качества (СМК) требованиям международного стандарта ISO 9001:2000.
Европейскиепредприятияделят своих поставщиков на 3 группы,причем разница закупочной цены в этих группах достаточно существенная (до 15%):
1. абсолютно надежные (сертифицированная СМК ISO 9001:200);
2. относительно надежные (СМК ISO 9001:2000 в процессевнедрения);
3. не надежные (СМК ISO 9001:2000 отсутствует).
Кроме того,внедрение СМК на основе ISO 9001:2000 приводит к повышениюконкурентоспособности продукции/услуг, снижению рисков и повышению доверия со стороны кредиторов и инвесторов. На конец 2002года в России было всего 314 предприятийсертифицированных по ISO 9001:2000. Это немного меньше чем во Вьетнаме (354) иОАЭ (407), что не делает нам чести. Так, например, в Польше этот показательсоставил 914 предприятий, в Чешскойреспублике — 1125, в Словакии — 768, в Румынии — 767, в Венгрии — 4446. Большоеколичество сертифицированных предприятийв Индии — 2247, США — 4587, Германии — 10811, Италии — 14733, Испании — 8872,Великобритании — 9301, Австралии — 7024. Но самое большое количество в Японии — 16813 и Китае — 40997. Приведеннаявыше статистика наглядно показывает,что в России доля сертифицированныхпредприятий составляет не более 3-х процентов, в то время как во всем мире их большинство.
Выгоды отвнедрения СМК на основе стандартаISO 9001:2000 и сертификации:
1. Получение преимущества перед конкурентами при участиив тендерных торгах.
2. Обязательноеусловие для получения государственного, военного или любого другогозаказа, который финансируется избюджета страны или города.
3. Упрощение и удешевление процесса получения лицензий или разрешений.
4. Повышение имиджа Вашей компании в глазах иностранных ироссийских партнеров, инвесторов.
5. Снижение непроизводительных затрат.
6. Повышение качества продукции/услуг.
7. я и повышение ее эффективности.
8. Повышение ответственности и дисциплинированностиперсонала.
9. Повышение имиджа организации в регионе и отрасли, чтоочень важно для присутствия на рынке в первых рядах.
Очень показательным подтверждениемнеобходимости внедрения СМК являются следующие примеры:
ПостановлениеПравительства Москвы от 5 декабря2000 г. N 953 «О совершенствовании систем управлениякачеством в строительстве г. Москвы"
3.3. Начиная с 2004 года не допускать к участию в подрядных торгах по городскому заказу строительныеорганизации, не внедрившие систему управлениякачеством на основе Государственных стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000.
Федеральныйзакон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ
Статья 20. Формы подтверждениясоответствия
3. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (далее — декларированиесоответствия); обязательной сертификации.
Статья 24. Декларирование соответствия
3. При декларированиисоответствия на основаниисобственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательствзаявитель по своему выбору вдополнение к собственным доказательствам, сформированным в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи:
— включаетв доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений,проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре);
— предоставляет сертификат системыкачества, в отношении которого предусматриваетсяконтроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат, заобъектом сертификации.
4.Сертификат системы качества можетиспользоваться в составедоказательств при принятиидекларации о соответствии любой продукции, за исключением случая, если длятакой продукции техническими регламентами предусмотрена иная форма подтверждениясоответствия.
2.4 Сертификация по требованиямстандарта ISO 14001: ожидания ипроблемы
Система ИСО 14000 предусматривает ориентацию на требования, формируемые в следующих документах: ИСО 14001 — системы экологического менеджмента; ИСО 14004 — руководство по принципамсоздания и методам использования систем экологического менеджмента; ИСО 14010 — руководство по экологическому аудиту; ИСО 14011/1 — руководство по процедурамаудита; ИСО 14012 — руководство по критериямквалификации экологических аудиторов; ИСО 14014 — руководство по определениюпервоначального уровня экологическойэффективности предприятия; ИСО 14020 — принципы экологической маркировкипродукции; ИСО 14031 — руководство по оценке показателей экологической деятельности предприятия (организации); ИСО 14040- оценка экологическойсоставляющей на всех стадиях жизненного цикла продукции; ИСО 14060 — руководство по учету экологических аспектов в стандартах на продукцию.
Вроссийской практике использованиямеждународных стандартов серии ISO 14000, в 2000 году был получен сертификатсоответствия системы управления окружающей средой (системы экологическогоменеджмента) предприятия стандарту ISO 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001-98 вофициальном переводе на русский язык).Таким предприятием стало ЗАО“Вологодский подшипниковый завод”. Несомненно, это окажет серьезное влияние на внедрение рыночных методов экологическогорегулирования в практику деятельности российских производителей и поможет укрепитьпозиции на международных рынках не только отдельных предприятий, но и Российской Федерации в целом.
ПолучениеВологодским подшипниковым заводом сертификата соответствиястандарту ISO 14001 свидетельствует о начале давно ожидаемых качественных измененийв подходах к решению экологических проблем, стоящихперед нашей страной, и уже привлекает повышенное внимание к предприятию не только партнеров и потенциальных инвесторов,но и широких кругов экологической общественности в стране и за рубежом. Конкретныепланы, организация деятельности в системе экологического менеджмента иреально достигнутые заводом результаты, могут и должны рассматриваться другими предприятиями в качестве наглядногопримера и доступного национального опыта использованиястандарта ISO 14001.
Вместес тем, наряду с многообещающимиожиданиями существуют и серьезныеопасения, касающиеся массового внедрениястандарта ISO 14001 в практику деятельностироссийских предприятий. В первуюочередь они связаны с общимвозрастающим в мире недоверием общественности к формальной сертификации. Многиеведущие международные организации выражают обеспокоенность относительно того,что ряд предприятий и компаний рассматривает сертификацию системэкологического менеджмента, например, в соответствии со стандартом ISO 14001как результат, а не как средство достижениярезультата. Подобные компании, формально соответствуяположениям стандарта ISO 14001, недемонстрируют фактического улучшениярезультатов экологической деятельностиили демонстрируют малозначительные улучшения.
Например,Международная организация стандартизации (ISO) высказывает озабоченностьотносительно формального соответствиянекоторых компаний стандарту ISO 14001 и считает такую ситуацию недопустимой. Вданный момент, технический комитет ISO (TC 207), разрабатывающий стандартысерии ISO 14000, пересматривает положенияи некоторые требования стандарта ISO14001, в отношении которых могут быть допущены случаи злоупотребления. Представители комитета отмечают, что в следующейредакции стандарта будет усилено требование открытой демонстрации реальногоулучшения результатов экологическойдеятельности, что позволит избежатьнедостатков формальной сертификации. Регулярноепроведение экологического аудита по более жестким, чем в настоящий момент, критериямдаст возможность контролировать эффективность функционирования системы экологического менеджмента.
МировойБанк разделяет позицию ISO исчитает, что предприятия должны демонстрировать действительно значительныеусилия длядостижения экологических целей всистеме экологического менеджмента, а не только выполнятьминимум формальных требований. М