Реферат по предмету "Педагогика"


Инновационное управление деятельностью образовательного учреждения по формированию профессиональных компетенций обучающихся

РЕФЕРАТ
 
 
На тему:
«Инновационноеуправление деятельностью образовательного учреждения по формированиюпрофессиональных компетенций обучающихся»
 
 
 
Выполнила: Голиченко М.Т
 
 
 
 
 
 
 
 
2010год

Содержание
1. Схемаинновационного процесса
2. Роль, место ифункции специалистов начального профессионального образования
3. Активизацияучебно-познавательного процесса
4. Инновационныеподходы к организации учебного процесса в условиях интеграции образовательныхучреждений
5. Развитиеэффективных партнерских отношений, как фактор повышения качества подготовкирабочих кадров
6. Заключение
7. Списокиспользованной литературы

1. Схемаинновационного процесса
За последние годы термин«инновация» прочно вошел в нашу жизнь. Нововведения или инновации характерныдля любой профессиональной деятельности человека, они возникают в результатенаучных исследований и вносят в образовательную среду стабильные элементыновшества.
В общем виде схемаинновационного процесса может быть представлена следующим образом:
1. инновации, как новые знания;
2. внедрение инноваций впрактическую деятельность;
3.диффузия инноваций,т.е. распространение инновационного опыта, применение инновационных продуктов итехнологий в новых местах и условиях.
Создание инновационногоклимата в сфере образования – цель национальной образовательной политикиРоссии, об этом говорится и в проекте «Наша новая школа», широко обсуждаемого внастоящее время.
Основнаяпедагогическая идея этой огромной работы в том, что мониторинг учебногопроцесса – это важное и неотъемлемое звено управления в сфере образования.
Наиболее эффективно управленческаяфункция срабатывает на этапах:
1. сбор информации;
2. планированиедействий
3. принятие решения;
4. выполнение;
5. контроль;
6. оценка качествавыполненной работы.
Исследование радипозитивного воздействия, оперативное реагирование в различных ситуациях,выработка стратегии развития учебного заведения – составляющие технологииуправления.
Из анализа анкет запоследние 3 года мы выявили, что социальными партнерами затребовано изменениероли, места и функций специалистов начального профессионального образования.Возросли требования к компетентности, технологической культуре и качествутруда. Перспективы развития экономики и социальной сферы требуют от специалистановых профессиональных и личностных качеств. Для наших социальных партнеровнаиболее значимы  культура предпринимательства; способность к самостоятельнымдействиям, приобретению новых знаний, ответственность за выполненную работу идругие.
По согласованию сработодателями администрацией было принято решение подготовить переход нареализацию модели образования в училище, которая ориентируется в подготовкеспециалистов не столько на конкретную профессиональную деятельность, сколько наформирование компетенций.
Изучив большое количестволитературы, мы пришли к выводу, что для училища, наряду с другими моделями,наиболее актуальна, по профессиям модульная система обучения с представлениемключевых компетенций. Содержание формируется на основе образовательных иимеющихся в отрасли профессиональных стандартов, разработанных ФедерациейРестораторов и Отельеров совместно с Центром изучения проблем профессиональногообразования.
Принятая двухуровневаямодель модульного профессионального образования позволяет
· управлятькачеством образовательного процесса,
· улучшатьвзаимосвязи с рынком труда,
· повышатькомпетенции обучающихся,
· обновлятьсодержание образования,
· повысить гибкостьпрограмм обучения за счет модульного подхода.
На основекомпетентностного подхода мы разработали и утвердили на педагогическом советемодель выпускника училища.
Для обеспеченияметодического сопровождения учебного процесса мы приобрели 80 учебных элементов в Международном центре развития модульной системы обучения, что составляет 75%требуемого количества модулей для обучения по профессии повар. В настоящеевремя в библиотеке училища 2,5 тысячи учебных элементов. Проведена корректировкапрограмм производственного обучения в соответствии с модульной программой. Мыучли рекомендации наших социальных партнеров, и включили в программы детальноеизучение особенностей национальной кухни, блюд из морепродуктов, современноеоборудование и работа на нем.
Также приобретеносовременное оборудование для учебных кабинетов, персональные компьютеры.Обновлено оснащение учебно-производственной мастерской, кухни-лаборатории,столовой на 80%. Приобретена и используется в учебном процессе мультимедийнаятехника и интерактивная доска.
Основная проблема,которую нам пришлось решать при переходе на новую модель обучения, –активизация учебно-познавательного процесса за счет максимальнойсамостоятельной образовательной деятельности обучающихся при работе с модулями.
2. Роль, место ифункций специалистов начального профессионального образования
Администрация училищеорганизовала курсовое обучение без отрыва от производства всего педагогическогоколлектива училище по современным педагогическим технологиям (отечественным изарубежным) с акцентом на модульные технологии и методики, ориентированные надействия. Эти педагогические технологии адаптированы в учебный процесс наряду сдругими технологиями .
Но на сегодняшний день мыхорошо понимаем, что для общества и работодателя на рынке труда представляет интерестакой специалист, который подготовлен к решению профессиональных задач вразличных условиях, умеет работать с информацией. Это подтверждается даннымианкет наших работодателей. Исходя из этого, мы рекомендовали методическимобъединениям изучить и адаптировать в учебный процесс технологию развитиякритического мышления учащихся. Эта технология позволила максимально направитьдеятельность на уроке на работу с информацией. В ее структуре много интересных методическихприемов, формирующих опыт самостоятельной деятельности в различных ситуациях.Планируем в дальнейшем расширять спектр используемых инновационных педагогическихтехнологий.
Внедрение вучебно-воспитательный процесс модульно-компетентностного подхода повысилокачество подготовки будущих специалистов сферы обслуживания, что подтверждаетсяследующими результатами:
1. динамикакачественной успеваемости за последние три года по предметам профессиональногои общеобразовательного цикла положительная;
2. качественныепоказатели по производственному обучению и итоговой аттестации выпускникомстабильно высокие и имеют тенденцию к росту;
3. наши учащиеся запоследние три года занимали призовые места в областных олимпиадахпрофессионального мастерства .
4. выпускники училищевостребованы на рынке труда и работодатели выражают нам благодарность завысокое качество их подготовки.
Хочется подчеркнуть, чтоадаптироваться к жестким социально-экономическим требованиям обстановки рынкаобразовательных услуг могут лишь те учебные учреждения, которые работают в инновационномрежиме.  Именно инновации определяют в конечном счете имидж учебногоучреждения, на сегодня это вопрос его жизнеспособности в образовательномпространстве. В соответствии с этим в 2010году перед инженерно-педагогическим коллективомнашего училище была поставлена задача: разработать инновационную программуразвития училище до 2015г. Она обсуждена и принята на педагогическом совете училище.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Сформироватьустойчивую и развивающуюся систему инновационного образования.
В Программе прописан рядконкретных мероприятий, направленных на решение задач, целевые индикаторы,ожидаемые результаты по ее реализации.
Появлению программыпредшествовала серьезная аналитическая работа и осознание, что запоследние годы развития нашего училище конкретные нововведения внесли вобразовательную среду училище стабильные элементы новшества, улучшающие еекачество. Это позволяет нам сказать, что мы работаем в инновационном режиме иопределили свои перспективные шаги в будущее.
3. Инновационныеподходы к организации учебного процесса в условиях интеграции образовательныхучреждений
Модернизацияпрофессионального образования является официально признанной стратегиейгосударственной политики Российской Федерации. Ключевой момент модернизацииобразования – введение в учебный процесс актуальных инноваций, целькоторых – улучшение качества профессионального образования. Одним из общероссийскихинновационных подходов в области профессионального образования в настоящеевремя является интеграция образовательных учреждений НПО и СПО. Этопотребовало от каждого конкретного образовательного учреждения осуществленияинноваций, в частности, пересмотра организационной структуры объединённыхобразовательных учреждений, через создание образовательно-информационногоресурсного центра на основе социального партнерства, позволяющего реализоватьсвязь между различными траекториями профессионального образования: ускореннаяпрофессиональная подготовка, НПО третьей квалификационной ступени, НПОчетвертой квалификационной ступени, СПО, повышение квалификации. Освоениелюбой квалификационной ступени должно гарантировать выпускнику трудоустройство,а высокотехнологичным производствам швейной отрасли и предприятиям сервиса — обеспечение квалифицированными рабочими и специалистами в соответствии сГосударственными стандартами и изменяющимися условиями рынка труда.
Что конкретно далаинтеграция ступеней?
Основные моменты:
- расширениеспектра образовательных услуг, обеспечивающих доступность и вариативностьпрофессионального образования;
- модернизацию, наоснове модульной технологии, учебных программ и образовательного процесса,обеспечивающих гибкость системы подготовки квалифицированных кадров;
- ростзаинтересованности социальных партнёров- работодателей в разработке, оценке иреализации Программ развития;
- увеличениеудельного веса тех образовательных технологий, которые в большей мереспособствуют формированию профессиональных компетенций обучающихся;
- создание системыстимулирования студенческого творчества, высокий уровень развитости которогоявляется одним из гарантов адаптации выпускников на рынке труда;
- возможностьвыбора обучающимся траектории профессионального образования различного уровня встенах одного и того же образовательного учреждения, что, в определённой мереспособствует, комфортности их образовательного процесса;
- созданиеоптимальной системы финансово-экономических механизмов ресурсного обеспеченияобразовательной деятельности;
- социальнуюзащищённость педагогического коллектива при переходе на нормативное подушевоефинансирование.
Чтобы перечисленное вышестало возможным, педагогическому коллективу, в статусе ресурсного центра,пришлось пересмотреть свои функции.
Перечень традиционныхфункций дополнился новыми: исследование, анализ, координация.
Организующим началом вобласти исследования, анализа проблем профессионального образования икоординации их решения стала Студия-лаборатория методики профессиональногообразования, являющаяся структурным подразделением нашего ресурсного центра икоторая работает уже четвёртый год. Именно на её базе возникают идеи инноваций,которые затем реализуются в два этапа:
первый — внутрикорпоративноеповышение квалификации в области возникших проблем профессиональногообразования;
второй — деятельностьвременных творческих коллективов по разработке содержания и технологийинноваций.
Вот некоторые изреализованных инновационных подходов деятельности нашего ресурсного центра:
1. Расширение спектравостребованных профессий и специальностей.
2. Модернизацияпрофессионально-ориентационной работы. 3. Обновление содержания образования и независимая оценкакачества процесса и результатов профессионального образования.
Исходя из результатованализа рынка труда, учитывая факт появления широкого ассортимента новыхматериалов, применяемых в швейном производстве, приобретенное, в рамкахреализации национального проекта «Образование», новое высокотехнологичноеоборудование, с учетом запросов работодателей и их участием, было определеноновое содержание образования для всех профессий и специальностей, участвующих винновационной образовательной программе. Наши социальные партнёры(работодатели) стали постоянными экспертами не только итоговыхаттестаций выпускников, но и открытых уроков наших педагогов, что позволило вкорне исключить «внешнюю красивость» уроков, обратив самое серьёзное вниманиена технологизацию дидактического процесса.
 
4. Участие в инновационныхпроектах
 
С одной стороны этоучастие требует достаточно большого напряжения морального, физического ипсихологического от всей команды, с другой, как сказал Льюис Кэрролл, «чтобытолько стоять на месте, надо очень быстро бежать!».
Таким образом, поискактуальных инноваций, исследование их эффективности и введение в процесспрофессионального образования, позволяют каждому образовательному учреждению нетолько функционировать, но и успешно развиваться.
5. Развитиеэффективных партнерских отношений, как фактор повышения качества подготовкирабочих кадров
Трансформацияэкономического уклада, появление рынков труда, капитала интеллектуальныхресурсов, образовательных услуг, изменили стратегию подготовки кадров. В связис изменением форм собственности и резким падением промышленного производстванарушились традиционные взаимоотношения между профессиональными училищами иработодателями.
Новые экономическиеусловия диктуют новые подходы к взаимодействию с участниками рынка труда,ориентируясь на конкретные запросы работодателей, которые становятсяинструментом решения, в первую очередь, экономических проблем общества.
Будучи одной из наиболееконсервативных, система образования вынуждена адаптироваться, постоянно исвоевременно изменяться, охватыватьвсе большее число заинтересованных участников, стремиться вовлечь практическивсе возможные ресурсы.
В мировом сообществе уженакоплен значительный опыт социального взаимодействия, осуществляемый путемпартнерства его участников. Социальное партнерство признается как важнейшийфактор модернизации профессионального образования. Отсюда возникаетнеобходимость в поиске партнеров с общими производственными задачами иинтересами.
Механизмы взаимодействиястроятся на определенных фундаментальных принципах и нормах:
1. Партнерские отношенияосновываются на добровольности признания партнерами друг друга в качествеучастников отношений.
2. Решающим, в отношенияхпартнерства, выступает фактор взаимной заинтересованности сторон, уважение иучет интересов партнеров.
3. Предполагаетсяобоюдная ответственность за общее дело, обязательность исполнения достигнутыхдоговоренностей в рамках соглашений и договоров.
Растут требованияиндустрии к квалификации и качеству подготовки специалистов.
Проблемами сегодняшнегодня в подготовке квалифицированных специалистов, считаю:
1.Материально–техническое обеспечение учебного процесса; (для качественнойподготовки необходимо сложное технологическое оборудование нового поколения)
2. Кадровый «голод»;(недостаток педагогических кадров с инновационным мышлением)
3. Мотивация учащихся;(низкая социальная планка рабочих специальностей)
Так как подходы к решениюданных проблем разные, условно, партнерские отношения можно разделить на двекатегории:
— Партнеры на рынкетруда;
— Партнеры на рынке образовательныхуслуг;
Общей задачей в этомсотрудничестве является подготовка высококвалифицированных кадров. Проводяполитику глобальной модернизации производства, они вынуждены искатьспециалистов на сложное технологическое оборудование. Сегодня, имея современныйцентр подготовки, нам есть, что предложить нашему партнеру.
Они в свое времяподдерживают нас в инновационных проектах и в решении некоторых проблемсоциального плана. Предоставление рабочих мест с высокотехнологичнымоборудованием, участие в технологическом процессе предприятия во времяпроизводственной практики повышает у учащихся степень ответственности, предполагает болеевысокий качественный уровень подготовки, повышает конкурентоспособность нашеговыпускника.
Второй наш крупныйпартнер, это САПР-центр – представитель немецкого концерна ДМГ. Они занимаютсяпоставкой современного станочного оборудования на регион. Подготовкавысококвалифицированных кадров к этому оборудованию также является нашим общимпроизводственным интересом. За время нашего сотрудничества со стороны САПР-центра осуществляется поддержка в форме станков,многофункционального оборудования, сервисное обслуживание станков, чтозначительно улучшает качество материально-технического обеспечения учебногопроцесса. При их поддержке и участии мы осуществили планы реализациинационального проекта, было поставлено современнейшее оборудование для учебногоцентра, два мастера прошли стажировку в концерне ДМГ в Германии, заключеносоглашение на подготовку и переподготовку преподавателей в учебном центре ДМГ.
По второй проблеме моеговыступления, проблеме педагогических кадров.
Научно-техническийпрогресс приводит к появлению новых средств и предметов труда, новыхпроизводственных и информационных технологий. Использование инновационных методикв педагогической практике позволяет вывести на новый уровень качествоподготовки специалиста.
Участие коллектива училища вприоритетном национальном проекте «Образование» явилось стимулом созданиясистемы работы по повышению профессиональных компетенций и разработки системыоценки качества.
Теперь попоследней проблеме в моем докладе – вопросу мотивации к обучению.
Низкаясоциальная планка делает непривлекательной рабочие специальности, поэтомунеобходимо развивать заинтересованность в получении профессиональногообразования через сильные стимулы. Мы пошли по пути построения профессиональнойкарьерной траектории.
В современныхусловиях, я считаю, это — непрерывное образование. Его задача – созданиеэффективной системы объединения потенциалов учебных заведений профессиональногообразования и предприятий для подготовки технических и инженерных кадров.

6. Заключение
Качество иожидаемая результативность представленной инновационной образовательнойпрограммы; существующее состояние качества подготовки рабочих кадров испециалистов и взаимодействия образовательного учреждения с работодателями;софинансирование подготовки рабочих кадров и специалистов длявысокотехнологичных производств, в том числе для решения актуальных задачприоритетных национальных проектов.
1… Качествои ожидаемая результативность представленной инновационной образовательнойпрограммы оценивается по следующим характеристикам:
1.1.Соответствие содержания инновационной образовательной программы профилямподготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств, втом числе для решения актуальных задач приоритетных национальных проектов«Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Развитие агропромышленногокомплекса», «Здоровье», «Образование»;
1.2. Ожидаемоекачественное изменение содержания образования и методов организацииобразовательного процесса в образовательном учреждении в соответствии ссовременными производственными технологиями, потребностями работодателей;
1.3. Созданиесистемы контроля за реализацией инновационной образовательной программы, в томчисле со стороны работодателей;
1.4.Соответствие закупаемого учебно-лабораторного и учебно-производственногооборудования, программного и методического обеспечения образовательногопроцесса целям представленной инновационной образовательной программы;
1.5.Планируемое участие работодателей в образовательном процессе, итоговойаттестации выпускников образовательного учреждения и аттестации педагогическихработников образовательного учреждения;
1.6. Устойчивостьпредполагаемых результатов внедрения инновационной образовательной программы иих влияние на изменение образовательной среды и взаимодействие сработодателями.
2.Существующее состояние качества подготовки рабочих кадров и специалистов и взаимодействияобразовательного учреждения с работодателями оценивается по следующимхарактеристикам:
2.1.Эффективность системы управления и контроля качества в образовательномучреждении;
  2.2. Составпедагогических кадров;
2.3.Использование информационных технологий в образовательном процессе и управленииобразовательным учреждением;
2.4.Востребованность выпускников на рынке труда;
2.5.Эффективность договорных отношений с работодателями по предоставлениюсовременных баз практик, мест для проведения практических занятий ипроизводственного обучения, а также мест для стажировок педагогическихработников и мастеров производственного обучения; участие работодателей вобразовательном процессе, оценке качества подготовки выпускников (итоговойаттестации);
2.6.Эффективность использования переданного работодателями оборудованияобразовательному учреждению во временное или постоянное пользование.
  3.Софинансирование подготовки рабочих кадров и специалистов длявысокотехнологичных производств, в том числе для решения актуальных задачприоритетных национальных проектов, оценивается по следующим характеристикам:
3.1. Объемсофинансирования из средств работодателей;
3.2. Объемсофинансирования из средств бюджета субъекта Российской Федерации;
3.3 Объемсофинансирования из внебюджетных средств образовательного учреждения,участвующего в конкурсе.
Исполнениеобязательства по софинансированию может осуществляться путем приобретенияоборудования, предоставления услуг и выполнения работ, предусмотренных договороммежду образовательным учреждением и работодателем.
 

7. Список использованнойлитературы:
1.  Голубков Е. П.  Изучение потребителей // Маркетинг вРоссии и за рубежом. – 1998. — № 6 — 174 с.
2. Краевский В.В.Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. – Чебоксары:Изд-во Чуваш. Ун-та, 2001. – 244 с.
3. Хуторской А.В.Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. –М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 222 c.
4. Юсуфбекова Н.Р.Педагогическая инноватика как направление методологических исследований //Педагогическая теория: Идеи и проблемы. — М., 1992.- С.20-26.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ концептуальных подходов к построению современных сетей третьего поколения
Реферат Методическое наследие Ф.В. Филипповича
Реферат Разработка технологического процесса изготовления передней панели измерителя микропробоя ИМП-3Т
Реферат Culture Race And Heroes Essay Research Paper
Реферат Проблемы российской демократии
Реферат Vii. Принципы выявления одаренных детей в гимназии 10 VIII
Реферат Расчет работы крана
Реферат Теория когнитивной метафоры и вербализация эмоций
Реферат Анализ системы управления предприятия "Энергетическое производство ОАО НЛМК"
Реферат Разработка инфракрасного пульта и приемника дистанционного управления
Реферат Мониторинг атмосферного воздуха на территории влияния завода им. Малышева
Реферат Создание службы аварийных комиссаров
Реферат Macbeth Essay Essay Research Paper Matthew PhillipsFebruary
Реферат Формирование концепции правового государства в трудах И.Канта
Реферат Правовое регулирование отношений собственности в сфере экономики Украины