Реферат по предмету "Педагогика"


Инновационное управление деятельностью образовательного учреждения по формированию профессиональных компетенций обучающихся

РЕФЕРАТ
 
 
На тему:
«Инновационноеуправление деятельностью образовательного учреждения по формированиюпрофессиональных компетенций обучающихся»
 
 
 
Выполнила: Голиченко М.Т
 
 
 
 
 
 
 
 
2010год

Содержание
1. Схемаинновационного процесса
2. Роль, место ифункции специалистов начального профессионального образования
3. Активизацияучебно-познавательного процесса
4. Инновационныеподходы к организации учебного процесса в условиях интеграции образовательныхучреждений
5. Развитиеэффективных партнерских отношений, как фактор повышения качества подготовкирабочих кадров
6. Заключение
7. Списокиспользованной литературы

1. Схемаинновационного процесса
За последние годы термин«инновация» прочно вошел в нашу жизнь. Нововведения или инновации характерныдля любой профессиональной деятельности человека, они возникают в результатенаучных исследований и вносят в образовательную среду стабильные элементыновшества.
В общем виде схемаинновационного процесса может быть представлена следующим образом:
1. инновации, как новые знания;
2. внедрение инноваций впрактическую деятельность;
3.диффузия инноваций,т.е. распространение инновационного опыта, применение инновационных продуктов итехнологий в новых местах и условиях.
Создание инновационногоклимата в сфере образования – цель национальной образовательной политикиРоссии, об этом говорится и в проекте «Наша новая школа», широко обсуждаемого внастоящее время.
Основнаяпедагогическая идея этой огромной работы в том, что мониторинг учебногопроцесса – это важное и неотъемлемое звено управления в сфере образования.
Наиболее эффективно управленческаяфункция срабатывает на этапах:
1. сбор информации;
2. планированиедействий
3. принятие решения;
4. выполнение;
5. контроль;
6. оценка качествавыполненной работы.
Исследование радипозитивного воздействия, оперативное реагирование в различных ситуациях,выработка стратегии развития учебного заведения – составляющие технологииуправления.
Из анализа анкет запоследние 3 года мы выявили, что социальными партнерами затребовано изменениероли, места и функций специалистов начального профессионального образования.Возросли требования к компетентности, технологической культуре и качествутруда. Перспективы развития экономики и социальной сферы требуют от специалистановых профессиональных и личностных качеств. Для наших социальных партнеровнаиболее значимы  культура предпринимательства; способность к самостоятельнымдействиям, приобретению новых знаний, ответственность за выполненную работу идругие.
По согласованию сработодателями администрацией было принято решение подготовить переход нареализацию модели образования в училище, которая ориентируется в подготовкеспециалистов не столько на конкретную профессиональную деятельность, сколько наформирование компетенций.
Изучив большое количестволитературы, мы пришли к выводу, что для училища, наряду с другими моделями,наиболее актуальна, по профессиям модульная система обучения с представлениемключевых компетенций. Содержание формируется на основе образовательных иимеющихся в отрасли профессиональных стандартов, разработанных ФедерациейРестораторов и Отельеров совместно с Центром изучения проблем профессиональногообразования.
Принятая двухуровневаямодель модульного профессионального образования позволяет
· управлятькачеством образовательного процесса,
· улучшатьвзаимосвязи с рынком труда,
· повышатькомпетенции обучающихся,
· обновлятьсодержание образования,
· повысить гибкостьпрограмм обучения за счет модульного подхода.
На основекомпетентностного подхода мы разработали и утвердили на педагогическом советемодель выпускника училища.
Для обеспеченияметодического сопровождения учебного процесса мы приобрели 80 учебных элементов в Международном центре развития модульной системы обучения, что составляет 75%требуемого количества модулей для обучения по профессии повар. В настоящеевремя в библиотеке училища 2,5 тысячи учебных элементов. Проведена корректировкапрограмм производственного обучения в соответствии с модульной программой. Мыучли рекомендации наших социальных партнеров, и включили в программы детальноеизучение особенностей национальной кухни, блюд из морепродуктов, современноеоборудование и работа на нем.
Также приобретеносовременное оборудование для учебных кабинетов, персональные компьютеры.Обновлено оснащение учебно-производственной мастерской, кухни-лаборатории,столовой на 80%. Приобретена и используется в учебном процессе мультимедийнаятехника и интерактивная доска.
Основная проблема,которую нам пришлось решать при переходе на новую модель обучения, –активизация учебно-познавательного процесса за счет максимальнойсамостоятельной образовательной деятельности обучающихся при работе с модулями.
2. Роль, место ифункций специалистов начального профессионального образования
Администрация училищеорганизовала курсовое обучение без отрыва от производства всего педагогическогоколлектива училище по современным педагогическим технологиям (отечественным изарубежным) с акцентом на модульные технологии и методики, ориентированные надействия. Эти педагогические технологии адаптированы в учебный процесс наряду сдругими технологиями .
Но на сегодняшний день мыхорошо понимаем, что для общества и работодателя на рынке труда представляет интерестакой специалист, который подготовлен к решению профессиональных задач вразличных условиях, умеет работать с информацией. Это подтверждается даннымианкет наших работодателей. Исходя из этого, мы рекомендовали методическимобъединениям изучить и адаптировать в учебный процесс технологию развитиякритического мышления учащихся. Эта технология позволила максимально направитьдеятельность на уроке на работу с информацией. В ее структуре много интересных методическихприемов, формирующих опыт самостоятельной деятельности в различных ситуациях.Планируем в дальнейшем расширять спектр используемых инновационных педагогическихтехнологий.
Внедрение вучебно-воспитательный процесс модульно-компетентностного подхода повысилокачество подготовки будущих специалистов сферы обслуживания, что подтверждаетсяследующими результатами:
1. динамикакачественной успеваемости за последние три года по предметам профессиональногои общеобразовательного цикла положительная;
2. качественныепоказатели по производственному обучению и итоговой аттестации выпускникомстабильно высокие и имеют тенденцию к росту;
3. наши учащиеся запоследние три года занимали призовые места в областных олимпиадахпрофессионального мастерства .
4. выпускники училищевостребованы на рынке труда и работодатели выражают нам благодарность завысокое качество их подготовки.
Хочется подчеркнуть, чтоадаптироваться к жестким социально-экономическим требованиям обстановки рынкаобразовательных услуг могут лишь те учебные учреждения, которые работают в инновационномрежиме.  Именно инновации определяют в конечном счете имидж учебногоучреждения, на сегодня это вопрос его жизнеспособности в образовательномпространстве. В соответствии с этим в 2010году перед инженерно-педагогическим коллективомнашего училище была поставлена задача: разработать инновационную программуразвития училище до 2015г. Она обсуждена и принята на педагогическом совете училище.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Сформироватьустойчивую и развивающуюся систему инновационного образования.
В Программе прописан рядконкретных мероприятий, направленных на решение задач, целевые индикаторы,ожидаемые результаты по ее реализации.
Появлению программыпредшествовала серьезная аналитическая работа и осознание, что запоследние годы развития нашего училище конкретные нововведения внесли вобразовательную среду училище стабильные элементы новшества, улучшающие еекачество. Это позволяет нам сказать, что мы работаем в инновационном режиме иопределили свои перспективные шаги в будущее.
3. Инновационныеподходы к организации учебного процесса в условиях интеграции образовательныхучреждений
Модернизацияпрофессионального образования является официально признанной стратегиейгосударственной политики Российской Федерации. Ключевой момент модернизацииобразования – введение в учебный процесс актуальных инноваций, целькоторых – улучшение качества профессионального образования. Одним из общероссийскихинновационных подходов в области профессионального образования в настоящеевремя является интеграция образовательных учреждений НПО и СПО. Этопотребовало от каждого конкретного образовательного учреждения осуществленияинноваций, в частности, пересмотра организационной структуры объединённыхобразовательных учреждений, через создание образовательно-информационногоресурсного центра на основе социального партнерства, позволяющего реализоватьсвязь между различными траекториями профессионального образования: ускореннаяпрофессиональная подготовка, НПО третьей квалификационной ступени, НПОчетвертой квалификационной ступени, СПО, повышение квалификации. Освоениелюбой квалификационной ступени должно гарантировать выпускнику трудоустройство,а высокотехнологичным производствам швейной отрасли и предприятиям сервиса — обеспечение квалифицированными рабочими и специалистами в соответствии сГосударственными стандартами и изменяющимися условиями рынка труда.
Что конкретно далаинтеграция ступеней?
Основные моменты:
- расширениеспектра образовательных услуг, обеспечивающих доступность и вариативностьпрофессионального образования;
- модернизацию, наоснове модульной технологии, учебных программ и образовательного процесса,обеспечивающих гибкость системы подготовки квалифицированных кадров;
- ростзаинтересованности социальных партнёров- работодателей в разработке, оценке иреализации Программ развития;
- увеличениеудельного веса тех образовательных технологий, которые в большей мереспособствуют формированию профессиональных компетенций обучающихся;
- создание системыстимулирования студенческого творчества, высокий уровень развитости которогоявляется одним из гарантов адаптации выпускников на рынке труда;
- возможностьвыбора обучающимся траектории профессионального образования различного уровня встенах одного и того же образовательного учреждения, что, в определённой мереспособствует, комфортности их образовательного процесса;
- созданиеоптимальной системы финансово-экономических механизмов ресурсного обеспеченияобразовательной деятельности;
- социальнуюзащищённость педагогического коллектива при переходе на нормативное подушевоефинансирование.
Чтобы перечисленное вышестало возможным, педагогическому коллективу, в статусе ресурсного центра,пришлось пересмотреть свои функции.
Перечень традиционныхфункций дополнился новыми: исследование, анализ, координация.
Организующим началом вобласти исследования, анализа проблем профессионального образования икоординации их решения стала Студия-лаборатория методики профессиональногообразования, являющаяся структурным подразделением нашего ресурсного центра икоторая работает уже четвёртый год. Именно на её базе возникают идеи инноваций,которые затем реализуются в два этапа:
первый — внутрикорпоративноеповышение квалификации в области возникших проблем профессиональногообразования;
второй — деятельностьвременных творческих коллективов по разработке содержания и технологийинноваций.
Вот некоторые изреализованных инновационных подходов деятельности нашего ресурсного центра:
1. Расширение спектравостребованных профессий и специальностей.
2. Модернизацияпрофессионально-ориентационной работы. 3. Обновление содержания образования и независимая оценкакачества процесса и результатов профессионального образования.
Исходя из результатованализа рынка труда, учитывая факт появления широкого ассортимента новыхматериалов, применяемых в швейном производстве, приобретенное, в рамкахреализации национального проекта «Образование», новое высокотехнологичноеоборудование, с учетом запросов работодателей и их участием, было определеноновое содержание образования для всех профессий и специальностей, участвующих винновационной образовательной программе. Наши социальные партнёры(работодатели) стали постоянными экспертами не только итоговыхаттестаций выпускников, но и открытых уроков наших педагогов, что позволило вкорне исключить «внешнюю красивость» уроков, обратив самое серьёзное вниманиена технологизацию дидактического процесса.
 
4. Участие в инновационныхпроектах
 
С одной стороны этоучастие требует достаточно большого напряжения морального, физического ипсихологического от всей команды, с другой, как сказал Льюис Кэрролл, «чтобытолько стоять на месте, надо очень быстро бежать!».
Таким образом, поискактуальных инноваций, исследование их эффективности и введение в процесспрофессионального образования, позволяют каждому образовательному учреждению нетолько функционировать, но и успешно развиваться.
5. Развитиеэффективных партнерских отношений, как фактор повышения качества подготовкирабочих кадров
Трансформацияэкономического уклада, появление рынков труда, капитала интеллектуальныхресурсов, образовательных услуг, изменили стратегию подготовки кадров. В связис изменением форм собственности и резким падением промышленного производстванарушились традиционные взаимоотношения между профессиональными училищами иработодателями.
Новые экономическиеусловия диктуют новые подходы к взаимодействию с участниками рынка труда,ориентируясь на конкретные запросы работодателей, которые становятсяинструментом решения, в первую очередь, экономических проблем общества.
Будучи одной из наиболееконсервативных, система образования вынуждена адаптироваться, постоянно исвоевременно изменяться, охватыватьвсе большее число заинтересованных участников, стремиться вовлечь практическивсе возможные ресурсы.
В мировом сообществе уженакоплен значительный опыт социального взаимодействия, осуществляемый путемпартнерства его участников. Социальное партнерство признается как важнейшийфактор модернизации профессионального образования. Отсюда возникаетнеобходимость в поиске партнеров с общими производственными задачами иинтересами.
Механизмы взаимодействиястроятся на определенных фундаментальных принципах и нормах:
1. Партнерские отношенияосновываются на добровольности признания партнерами друг друга в качествеучастников отношений.
2. Решающим, в отношенияхпартнерства, выступает фактор взаимной заинтересованности сторон, уважение иучет интересов партнеров.
3. Предполагаетсяобоюдная ответственность за общее дело, обязательность исполнения достигнутыхдоговоренностей в рамках соглашений и договоров.
Растут требованияиндустрии к квалификации и качеству подготовки специалистов.
Проблемами сегодняшнегодня в подготовке квалифицированных специалистов, считаю:
1.Материально–техническое обеспечение учебного процесса; (для качественнойподготовки необходимо сложное технологическое оборудование нового поколения)
2. Кадровый «голод»;(недостаток педагогических кадров с инновационным мышлением)
3. Мотивация учащихся;(низкая социальная планка рабочих специальностей)
Так как подходы к решениюданных проблем разные, условно, партнерские отношения можно разделить на двекатегории:
— Партнеры на рынкетруда;
— Партнеры на рынке образовательныхуслуг;
Общей задачей в этомсотрудничестве является подготовка высококвалифицированных кадров. Проводяполитику глобальной модернизации производства, они вынуждены искатьспециалистов на сложное технологическое оборудование. Сегодня, имея современныйцентр подготовки, нам есть, что предложить нашему партнеру.
Они в свое времяподдерживают нас в инновационных проектах и в решении некоторых проблемсоциального плана. Предоставление рабочих мест с высокотехнологичнымоборудованием, участие в технологическом процессе предприятия во времяпроизводственной практики повышает у учащихся степень ответственности, предполагает болеевысокий качественный уровень подготовки, повышает конкурентоспособность нашеговыпускника.
Второй наш крупныйпартнер, это САПР-центр – представитель немецкого концерна ДМГ. Они занимаютсяпоставкой современного станочного оборудования на регион. Подготовкавысококвалифицированных кадров к этому оборудованию также является нашим общимпроизводственным интересом. За время нашего сотрудничества со стороны САПР-центра осуществляется поддержка в форме станков,многофункционального оборудования, сервисное обслуживание станков, чтозначительно улучшает качество материально-технического обеспечения учебногопроцесса. При их поддержке и участии мы осуществили планы реализациинационального проекта, было поставлено современнейшее оборудование для учебногоцентра, два мастера прошли стажировку в концерне ДМГ в Германии, заключеносоглашение на подготовку и переподготовку преподавателей в учебном центре ДМГ.
По второй проблеме моеговыступления, проблеме педагогических кадров.
Научно-техническийпрогресс приводит к появлению новых средств и предметов труда, новыхпроизводственных и информационных технологий. Использование инновационных методикв педагогической практике позволяет вывести на новый уровень качествоподготовки специалиста.
Участие коллектива училища вприоритетном национальном проекте «Образование» явилось стимулом созданиясистемы работы по повышению профессиональных компетенций и разработки системыоценки качества.
Теперь попоследней проблеме в моем докладе – вопросу мотивации к обучению.
Низкаясоциальная планка делает непривлекательной рабочие специальности, поэтомунеобходимо развивать заинтересованность в получении профессиональногообразования через сильные стимулы. Мы пошли по пути построения профессиональнойкарьерной траектории.
В современныхусловиях, я считаю, это — непрерывное образование. Его задача – созданиеэффективной системы объединения потенциалов учебных заведений профессиональногообразования и предприятий для подготовки технических и инженерных кадров.

6. Заключение
Качество иожидаемая результативность представленной инновационной образовательнойпрограммы; существующее состояние качества подготовки рабочих кадров испециалистов и взаимодействия образовательного учреждения с работодателями;софинансирование подготовки рабочих кадров и специалистов длявысокотехнологичных производств, в том числе для решения актуальных задачприоритетных национальных проектов.
1… Качествои ожидаемая результативность представленной инновационной образовательнойпрограммы оценивается по следующим характеристикам:
1.1.Соответствие содержания инновационной образовательной программы профилямподготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств, втом числе для решения актуальных задач приоритетных национальных проектов«Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Развитие агропромышленногокомплекса», «Здоровье», «Образование»;
1.2. Ожидаемоекачественное изменение содержания образования и методов организацииобразовательного процесса в образовательном учреждении в соответствии ссовременными производственными технологиями, потребностями работодателей;
1.3. Созданиесистемы контроля за реализацией инновационной образовательной программы, в томчисле со стороны работодателей;
1.4.Соответствие закупаемого учебно-лабораторного и учебно-производственногооборудования, программного и методического обеспечения образовательногопроцесса целям представленной инновационной образовательной программы;
1.5.Планируемое участие работодателей в образовательном процессе, итоговойаттестации выпускников образовательного учреждения и аттестации педагогическихработников образовательного учреждения;
1.6. Устойчивостьпредполагаемых результатов внедрения инновационной образовательной программы иих влияние на изменение образовательной среды и взаимодействие сработодателями.
2.Существующее состояние качества подготовки рабочих кадров и специалистов и взаимодействияобразовательного учреждения с работодателями оценивается по следующимхарактеристикам:
2.1.Эффективность системы управления и контроля качества в образовательномучреждении;
  2.2. Составпедагогических кадров;
2.3.Использование информационных технологий в образовательном процессе и управленииобразовательным учреждением;
2.4.Востребованность выпускников на рынке труда;
2.5.Эффективность договорных отношений с работодателями по предоставлениюсовременных баз практик, мест для проведения практических занятий ипроизводственного обучения, а также мест для стажировок педагогическихработников и мастеров производственного обучения; участие работодателей вобразовательном процессе, оценке качества подготовки выпускников (итоговойаттестации);
2.6.Эффективность использования переданного работодателями оборудованияобразовательному учреждению во временное или постоянное пользование.
  3.Софинансирование подготовки рабочих кадров и специалистов длявысокотехнологичных производств, в том числе для решения актуальных задачприоритетных национальных проектов, оценивается по следующим характеристикам:
3.1. Объемсофинансирования из средств работодателей;
3.2. Объемсофинансирования из средств бюджета субъекта Российской Федерации;
3.3 Объемсофинансирования из внебюджетных средств образовательного учреждения,участвующего в конкурсе.
Исполнениеобязательства по софинансированию может осуществляться путем приобретенияоборудования, предоставления услуг и выполнения работ, предусмотренных договороммежду образовательным учреждением и работодателем.
 

7. Список использованнойлитературы:
1.  Голубков Е. П.  Изучение потребителей // Маркетинг вРоссии и за рубежом. – 1998. — № 6 — 174 с.
2. Краевский В.В.Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. – Чебоксары:Изд-во Чуваш. Ун-та, 2001. – 244 с.
3. Хуторской А.В.Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. –М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 222 c.
4. Юсуфбекова Н.Р.Педагогическая инноватика как направление методологических исследований //Педагогическая теория: Идеи и проблемы. — М., 1992.- С.20-26.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.