Астраханский колледжкультуры
Курсовая работа
по дисциплине«Культурно-воспитательная деятельность»
на тему:
«Сущность и спецификаработы с мальчиками-подростками»
План
Введение
I.Психолого-физиологические особенности мальчиков-подростков
1. Физиологические изменения
2. Эмоциональноесостояние
II. Цели и задачи воспитаниямальчиков-подростков
III. Роль семьи в воспитаниимальчиков-подростков
1. Поведение матери иотца – образец для подражания
2. Участие родителей вжизни мальчика-подростка
IV. Работапедагога-организатора с семьей мальчика-подростка
V. Формы и методы работыс мальчиками-подростками
Вывод
Литература
Введение
На мойвзгляд, подростковый возраст – самый интересный из всех возрастов жизничеловека. Здесь наблюдается резкий контраст в их поведении. То они полностьюположительные, то сильно отрицательные. Особенно это касается мальчиков. Ониактивны, любознательны, умны, интересны. К тому же, если девочек в этомвозрасте воспитать, привлечь чем-либо, то мальчиков – очень трудно. Это меня ипритягивает. Необходимо глубоко изучить их психолого-физиологическиеособенности, найти такие методы, такой подход, с помощью которого мы смогли быпроложить «мост» к их пониманию, который бы настолько заинтересовал его, что онзабывал на время о чем-то другом, не столь важном.
Кроме того,мне, как будущему педагогу-организатору, думаю, не раз придется столкнуться сданным возрастом. И я бы с большим желанием работала с мальчиками-подростками.
I.Психолого-физиологические особенности мальчиков-подростков
1. Физиологическиеизменения
Одним изкритических, сложных периодов в жизни человека является подростковый возраст.
До настоящеговремени нет единой точки зрения о границах этого возраста.
Общепринятоусловно разграничить ранний подростковый возраст (13-15 лет), поздний юношеский(16-18 лет) возраст.
Факторамиразвития подростка являются как биологические, так и социально-психологические.Наблюдения показывают, что к этому возрасту по своему развитию девочкиопережают мальчиков.
У мальчиков к14 годам начинают отчетливо конструироваться мышцы туловища, уменьшаетсяколичество подкожно-жировой клетчатки.
К 16 годам умальчиков мышечная масса составляет ½ массы тела, отчетливо проявляетсястроение мускулатуры по мужскому типу.
Рост скелета,развитие мышц на первых этапах подросткового периода протекают неравномерно.
Непропорциональноеразвитие скелета и мышечной системы вызывает временную дисгармонию вкоординации движений, что нередко сопровождается определенной подростковойнеуклюжестью, угловатостью движений, которые к концу подросткового периода, какправило, проходят.
Для контролянормального процесса полового созревания определенный интерес представляетвремя появления вторичных половых признаков. Так, у мальчиков рост волос налобке начинается в 11-12 лет, в подмышечных впадинах – в 14-15 лет. Пушковыеволосы на лице появляются в 14-15 лет. Тембр голоса меняется в 16-17 лет.
В среднемпроцесс полового созревания от начала до его завершения у мальчиков и у девочекпродолжается в течение 5 лет. Тем не менее, не считаются отклонением от нормыболее быстрый темп созревания и некоторое его замедление (на 2-3 года).
Большееотклонение требует консультации у врача.
2. Эмоциональноесостояние
Процессперестройки всех органов и систем, связанных с половым созреванием, безусловно,влияет на психофизиологическое состояние подростка.
В началеполового созревания у ребенка происходят окончательное осознание своей половойпринадлежности и выработка, соответствующих психосексуальных ориентаций.
Осознаниесвоей половой принадлежности начинается в раннем детском возрасте. Ребеноксравнивает себя с окружающими сверстниками и нередко задает вопрос: насколько яхороший, «настоящий» мальчик.
Особеннопристальное внимание к своему облику подросток начинает проявлять с началомполового созревания.
Появившиесявторичные половые признаки играют важную роль социального символа взрослости.Этим объясняется повышенный интерес к своему телу, а также к телу своихсверстников.
Нередко ихпредставление о « сексуально соответствующей внешности» завышены и далеки отреальности.
Отклонение всроках полового созревания, несомненно, влияет на психофизиологическоесостояние подростка.
Раннееполовое созревание ставит нередко перед взрослыми определенные проблемы. В тоже время для мальчиков относительно раннее половое созревание является благоприятнымфактором. Эти мальчики превосходят своих сверстников в росте, физической силе,что способствует повышению престижа подростка и лидерству его средисверстников.
Поздносозревающие мальчики, как правило, имеют психоэмоциональную неустойчивость, неуверенностьв себе, испытывают трудности в общении, которые у большинства подростков свозрастом проходят, но иногда остаются на всю жизнь.
Половоесозревание вызывает существенные изменения в поведении подростков.
У юношейполовое созревание на первом этапе приводит к проявлению гиперсексуальности,которая характеризуется повышенной половой возбудимостью.
Процессполового созревания сопровождается появлением и дальнейшим развитием либидо (полового влечения к противоположному полу).
К 12-13 годамподростки влюбляются. Однако в этом возрасте у большинства подростков эточувство неустойчиво и не всегда осознанно. Хотя иногда могут быть источникомсильнейших переживаний и стрессовых состояний.
У подростковв более старшем возрасте чувства становятся глубокими, осознанными. Отношениямежду полами в этом возрасте могут служить предметом специального разговора. Хотелосьбы отметить эгоцентричность юношеского сознания. В этот период подросткиуделяют особое внимание собственной личности, при этом особое значение имеютподражательность и мнение сверстников. Преобладает чувство взрослости.
В возрасте13-14 лет отдельные подростки испытывают чувство напряженности, неуверенности всебе. Эти чувства связаны с необходимостью преодоления разрывачувственно-эротических и романтически-возвышенных переживаний. Настораживаетрост подростковой циничности. Далеко не последнюю роль в ее формировании играюттелесериалы, боевики и другие произведения современного «искусства».
II. Цели и задачи воспитаниямальчиков-подростков
Подростковыйвозраст по своей природе представляет собой группу повышенного риска (трудностипереходного возраста, неопределенность социального положения, перестройкамеханизма социального контроля).
Физическаякультура и спорт, как известно, важнейшие составляющие профилактикипротивоправного поведения несовершеннолетних.
Мальчик-подростокнуждается в физической активности. Резкое усиление активности гормонов делаетбольшинство мальчиков очень беспокойными. Собственное тело вдруг становится длянего чужим, нередко являясь источником неловкости и смущения. Кажется, что онсостоит только из рук и ног. Одним мальчики реализуют свою бесцельную энергию вфизической активности, в занятиях спортом. Удаль и отвага здесь дают мальчикамвозможность выйти в большой мир. Они живут футболом, баскетболом, бредя этим восне и наяву.
Других же этаэнергия заталкивает внутрь самих себя, они погружаются в депрессию,отстраняются от бушующей вокруг жизни.
Здесьнеобходимо найти такой вид активности, который бы подходил ему наилучшимобразом, а не загонял на спортивные тренировки.
Мальчикиобязательно должны нагружать свое тело физически, будь то езда на велосипеде,ходьба или тяжелая атлетика. Только тогда он сможет ясно мыслить, формулироватьи обдумывать вопросы, на которые он будет отвечать всю жизнь.
Необходимосформировать у подростка ответственное отношение к своему здоровью. Для этогоследует обеспечить их грамотной информацией, которая даст возможность понятьизменения, происходящие в их организме в подростковый период; способствоватьпринятию осознанного информированного выбора здорового стиля жизни.
Весьмаволнующей является проблема полового воспитания мальчиков.
Непреложнойзадачей родителей и педагогов является содействие, помощь в воспитании культурывзаимоотношений полов, развитии умений и навыков соответствующего поведения.
Мальчикам необходимоосвоить функции, выполняемые мужчинами на разных этапах жизни.
Семья была иостается ответственной за весь комплекс этих вопросов, т.к. правильноеотношение к противоположному полу должно закладываться с самого детства иподдерживаться всю жизнь.
Примерродителей – основа полового воспитания, а главное – соотношение их слов идействий. Они должны непременно совпадать. Это касается взрослых, которыеокружают подростка, в том числе и педагога.
Следуетуделять внимание трудовому воспитанию мальчика. Все, чего он добивается вжизни, требует огромных усилий, труда и времени. Он должен доводить дело доконца, уметь справляться с трудными задачами, т.к. он – будущий кормилец, главасемьи. Но при этом необходимо, чтобы любое дело было посильным и нравилось емусамому.
Если умальчика нет возможности выяснить, что же ему нравится, и его заставляютвыполнять обязанности или участвовать в делах, которые ему ненавистны, ончувствует себя беспомощным, перестает доверять своим подлинным чувствам ируководствоваться ими в своих действиях.
Что касаетсягражданского воспитания, то каждый подросток должен чувствовать себя гражданином своей страны, человеком, любящим свою Родину, умеющим реагировать наизменения в обществе, защищать свое человеческое право. У мальчика должно бытьсформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом,решительностью, смелостью, благородством. Что настоящий сын бережет покойчленов семьи, готов помочь старшим в работе по дому, умеет держать данноеслово, заботиться о своей семье.
Мальчик всемье – это, прежде всего, защитник. Военно-патриотическое воспитаниеначинается еще с семьи, поскольку в семье закладываются все виды социальноговоспитания. Опыт, традиции, уклад жизни семьи формируют и развиваютнравственные и волевые качества, знания, умения и навыки.
Следует неупустить то, что мальчики-подростки стремятся участвовать в общественной жизни.Поэтому ему немало интересны будут такие военно-патриотические игры, как«Зарница», «Орленок», а также поисковые и музейные работы.
Необходимознакомить мальчиков с трудовой и боевой биографией отцов и дедов, членов семьии родственников. Это способствует формированию гордости за семейные традиции.Он захочет продолжать и развивать их, становясь истинным гражданином своейстраны, будущим защитником Родины.
Такимобразом, перед родителями, школой, педагогами-организаторами стоит актуальнаясегодня проблема – восстановление нравственности, снижение роста безнадзорностии правонарушений среди мальчиков-подростков. Совместными усилиями мы должнысодействовать физическому развитию, воспитать ценности ориентации на здоровыйобраз жизни, воспитать инициативность, самостоятельность, чувствоответственности, формировать морально-волевые качества, эмоциональнуюуравновешенность. Все это необходимо для нормального развития в семье мальчика.Соблюдение этих «правил», возможно, поможет определить отношение его к делу, клюдям, к себе, к природе. На основе всего этого можно построить всювоспитательную работу с мальчиком-подростком.
III. Роль родителей ввоспитании мальчика-подростка
«У ребенкаодна модель мужчины и женщины – его отец и мать. Всегда, в течение всей жизни,сыновьи глаза взирают на наши души».
Э. Базен.
1. Отеци мать – образец поведения
Семейноевоспитание мальчиков обладает специфическими чертами, которые обусловленыфизическими и психическими особенностями представителей мужского пола.
Изменения,происходящие в связи с половым созреванием, преподносят определенные трудностив воспитании подростка.
Известно, чтокаждый родитель хочет видеть в подрастающем сыне настоящего мужчину – опору ирадость стареющим родителям.
Полоролевоевоспитание – необходимая часть процесса воспитания мальчика-подростка.
Когда мыговорим, что воспитываем человека, гражданина, то делаем акцент на личностныхсторонах воспитания. Но ведь каждому ребенку предстоит стать мужчиной илиженщиной, и без соответствующего воздействия окружающего социума он не ожжетправильно формироваться и вести себя как полноценный представитель своего пола.
Мужчину вмальчике следует воспитывать с раннего детства. В противном случае приформировании их личности неизбежны отклонения, что создает для них серьезныепрепятствия в жизни.
Психосексуальноеразвитие – долгий и непростой путь. Ребенок должен осознать себя представителемтого или другого пола, вести себя в соответствии с ним. А это возможно приправильном усвоении половых ролей: мужской или женской. Здесь огромную рольиграют родители. Но для этого они сами должны иметь правильное представление опсихосексуальном развитии, знать, что полезно, что вредно ребенку в данномвозрасте.
Полоролевоевоспитание – это осознанная, грамотная помощь ребенку в его нравственном ипсихосексуальном развитии.
В этомвопросе семья, школа, учреждения дополнительного образования должныпреследовать одинаковые цели: формирование у подростка разумного отношения к вопросампола, подготовка к брачно-семейным отношениям, овладение мальчикаминравственной культурой в межполовых взаимоотношениях.
Дляполноценного воспитания ребенка необходимо наличие взрослых обоего пола. Этоявляется необходимой предпосылкой правильного формирования полоролевогоповедения. В том случае, когда ребенок воспитывается одним родителем, могутбыть искажения в половом воспитании.
Самая простаямодель половых ролей построена по альтернативному принципу. В ней мужская рольассоциируется с силой, ловкостью, энергетичностью, рассудочностью, грубостью ит.п., а женская – с нежностью, слабостью, эмоциональностью и др.
Межличностныеи внутрисемейные отношения родителей служат для мальчика модельювзаимоотношений полов. К тому времени, когда ребенок пошел в школу, а тем болеедорос до книг и лекций, основы полоролевого воспитания уже заложены родителямиживым примером.
Образ будущихотношений с человеком противоположного пола у подростка в общих чертах ужесформирован, в основном под влиянием воспитания в раннем детстве, путемотождествления себя с родителем своего пола и подражания ему.
Сын находит вповедении отца образец своей собственной половой роли, а в образце матери –прообраз своей будущей избранницы.
В неполнойсемье, состоящей, как правило, из матери и детей, отсутствует образец мужскогоповедения, формирующий полоролевое поведение мальчиков. При отсутствии другоговзрослого (дедушки, дяди, старшего брата, знакомого и т.д.), замещающего образотца, формирование мужского типа личности у мальчиков затруднено.
2. Участие родителей вжизни мальчика-подростка
Подросткикритично пересматривают собственную жизненную позицию и чувства, зачастуюотрицая взгляды и требования родителей, но они все же должны получатьдостаточную поддержку с их стороны.
Если родителивообще не интересуются жизнью подростка, его делами, либо этот интересповерхностный, он привыкает полагаться на себя, по своему разумению выбираетдрузей, занятия, увлечения. Правила семьи он обходит или формально следует им,тогда он оказывается совершенно заброшенным. Пытаясь приспособиться к жизни,мальчик часто оказывается среди таких же, прибивается к асоциальным компаниям.
Не менеегубительным для будущего подростка оказывается и прямо противоположный вариантвоспитания – подавляющая сверхзабота. Все поведение подростка находится подбдительным контролем, вся его жизнь строго расписана взрослыми. При такомвоспитании, когда на все жизненные ситуации уже готовы «рецепты», у него неразвивается чувство самостоятельности, ответственности за свои поступки, умениеразумно использовать свободу.
Если такиеподростки вырываются из родительского надзора (отъезд в другой город на учебу,например), то они будут стремиться испытать и испробовать все, что запрещалосьи казалось очень притягательным. Происходит знакомство с алкоголем и с другимидурманящими средствами, вовлечение в сомнительные компании.
Сверхзаботаможет проявляться еще в одной форме – вседозволяющей. Ее особенность в том, чтородители стремятся удовлетворить все его желания, прихоти, освободить отобязанностей. В семье он – объект постоянного восхищения, восторга, слепогообожания (часто это единственный ребенок в семье).
Результатомтакого воспитания является – непомерно высокое мнение о себе, эгоизм, желаниеполучать все и немедленно. Для достижения своих целей и привлечения внимания онможет демонстрировать уход из дома, совершать попытки к самоубийству,употреблять алкоголь, наркотики, курить.
Родителямследует помнить, что оптимальные условия для нормального развития мальчика всемье созданы там, где дети с самого начала своей жизни видят высокиенравственные родительские образцы.
IV. Работа педагога-организаторас семьей подростка
Работапедагога-организатора имеет большое значение для воспитания мальчика-подростка,т.к. он организует их досуг, помогает подросткам выявить свои способности,интересы, склонности и развить их в секциях, кружках, клубах, спортивныхобществах.
Не менееважна работа педагога-организатора с семьей подростка, т.к. семье в воспитанииподростка необходима помощь (недостаток информации об особенностях возраста,совместный досуг, совместное воспитание).
Педагог-организаторв своей работе сталкивается с разными семьями, как благополучными, так инеблагополучными. Ему следует помнить, что он необходим семье, т.к. современнаяшкола занимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности ввоспитании ребенка. На него возлагается большая ответственность, важно суметьнайти подход к любой семье.
Основнымизадачами педагога-организатора в работе с семьей подростка являются –предупреждение конфликтов, разрешение кризисных ситуаций, изучениеиндивидуальных особенностей, интересов и склонностей семьи подростка,организация досуга, привлечение семьи к деятельности, организация совместногоотдыха в форме утренников, праздничных вечеров, походов, экскурсий и т.д.,пропаганда здорового образа жизни.
Емунеобходимо владеть педагогическими, организаторскими способностями,педагогическим тактом, творческими качествами. Он должен уметь воздействоватьна других людей, организовывать их к совместной деятельности, владеть высокойнравственностью, уметь воспитывать нравственные качества у других.
Педагог-организаторосуществляет индивидуальную и массовую работу именно по профилактикеправонарушений, безнадзорности и негативных явлений среди подростков.
Итак, работапедагога-организатора – создать в семье подростка ощущение безопасности, комфорта,взаимопомощи. Педагог-организатор должен быть твердо убежден в правильностисвоих действий, иметь четкие цели и уметь их осуществить в работе.
Он долженпостоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей подростка, пониматьмеханизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.
Рольпедагога-организатора в организации процесса семейного воспитания огромна.Семьи бывают разные, поручиться за то, что семья воспитывает как следует,нельзя.
Организаторуследует тактично, учитывая ситуацию в семье, заранее продумывать содержаниеработы. Здесь нужно выделить задачи:
— формироватьуважение к членам семьи;
— воспитыватьв подростке семьянина, любящего своих родителей;
— формироватьу него понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
В результатеработы у подростка должно быть сформировано представление о том, что настоящиймужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством; что настоящаяженщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умениемпрощать; что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочьстаршим в работе, по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово,заботятся о своей семье.
Мероприятиямипо реализации воспитательной работы могут стать: праздники, беседы, конкурсы,соревнования, концерты, совместные вечера отдыха, родительские собрания, дниоткрытых дверей, вечера вопросов и ответов, литературные беседы, советы дляродителей и многое другое.
V. Формы и методы работыс мальчиками-подростками
Потребностьмальчиков-подростков в благоприятном доверительном общении с взрослыми,сверстниками зачастую не реализуется. Это может привести к формированиюповышенной тревожности, к неуверенности к себе и, как следствие, кконфликтности, агрессивности и сложностям в личностном развитии.
Чтобы этогоне произошло, перечисленные ниже мероприятия могут стать эффективным средствомпрофилактики агрессивного поведения, межличностных конфликтов междуподростками, а также предупредить развитие социальных страхов, повышения уровнямежличностной и самооценочной тревожности.
Примерамимогут служить мероприятия, состоящие из трех этапов: «Рыцарского», «Дамского»турниров и «КВНа».
Благодарятому, что в ходе соревнований мальчики и девочки все время меняются ролями, имудается лучше прочувствовать сложность предлагаемых заданий, активнеесопереживать друг другу и таким способом учиться сглаживать проблемунепонимания полов.
В мальчикеследует закладывать патриотизм, гражданские качества личности. Повоенно-патриотическому воспитанию существует множество программ – г. СергиевПосад Московской области предлагает:
1) Клублюбителей истории;
2)Краеведческий клуб «Юный краевед»;
3)Историко-краеведческий клуб «Дорогами прекрасного»;
4)Патриотические клубы «Родничок», «Патриот»;
5) Кадетскийкласс «Юный спасатель».
Известно, чтопатриотическое воспитание дополняет и развивает экологическое воспитание итуризм:
1)экологическая программа «Путешествие с радугой», которая включает в себяпознавательные игры в три этапа:
1) «МиссЭкология» – для девушек;
2) «МиссГеркулес» — для юношей;
3)«Неожиданная встреча».
Цельпрограммы – профилактика наркомании, табакокурения, пропаганда здорового образажизни, развитие коммуникабельности подростков.
2) программа«Живая вода» (в форме игры «КВН»);
3) фестивальэкологических сказок «Тайны старого дуба».
4) программа«Исторический экспресс» по краеведению.
Важно, чтобыв сознании мальчика укоренились яркие положительные образы – образ рыцаря,воина без страха, благородного, смелого человека, готового в любую минутуприйти на помощь. Здесь может помочь историческое фехтование (подростковый клуб«Цитадель» — Ленинский район).
Цельюпрограммы является – физическое, интеллектуальное и духовное развитие личностичерез реконструкцию положительных аспектов культуры средневековой Европы.
В этомвозрасте мальчики находятся в поисках новых ощущений: начинают курить иупотреблять алкоголь и им необходимо новое, яркое увлечение, которое отвлечетих от этого. Историческая реконструкция для этого как нельзя лучше.
Передпедагогической общественностью стоит актуальная сегодня проблема –восстановление нравственности, снижение роста безнадзорности, беспризорности иправонарушений среди подростков. Одним из путей решения является воспитаниевнутренней потребности в здоровом образе жизни, физически и духовно цельногогражданина.
Программа«Общая физическая подготовка» детского подросткового клуба (Приложение 5)предполагает цель – воспитание потребности в здоровом образе жизни. Параллельноосуществляется патриотическое воспитание средствами отечественного спорта иизучение его истории.
Департаментобразования ставит перед собой задачу в рамках патриотического воспитания –физическое развитие подростков, в первую очередь мальчиков и юношей. Этовоплощается через экстремальные виды спорта – ВМК и картинг, созданаобщественная организация «Поединок», которая осуществляет подготовку мальчиковк службе в вооруженных силах.
При отделе поделам молодежи (Ступинский район) открыт подростково-молодежный клуб «Елена», вкотором функционируют: кружок «Шашки» — способствует развитию мышления ипривычки думать; секция «Футбол» — для развития и совершенствования физическихкачеств, поддержания здорового образа жизни; настольный теннис. Организуютсякультурно-развлекательные мероприятия (фестивали по аэробике, различныеток-шоу, вечера-отдыха и т.д.).
На базеАртемовской станции юных техников работает спортивно-техническийоздоровительный лагерь «Юный техник». Задачи лагеря – организация активногоотдыха, привитие навыков построения отношений на основе взаимопонимания исовместного творчества. Станция включает миссию отвлечение подростков отасоциальных форм поведения, обеспечивает занятость мальчиков-подростков помногим видам технического творчества и помогает в допрофессиональной подготовкеподростков.
Воспитаниегражданина страны – одно из главных условий воспитания мальчиков. Важновоспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.
Программавоспитания школьников «Я гражданин России» предлагает системный подход кформированию гражданской позиции школьника, создание условий для егосамопознания и самовоспитания.
Она включаетв себя 6 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданинаРоссии:
I. «Я иЯ» — формирование гражданского отношения к себе.
II. «Я иСемья» — формирование гражданского отношения к своей семье.
III. «Я икультура» — формирование отношения к искусству.
IV. «Я ишкола» — формирование гражданского отношения к школе.
V. «Я иОтечество» — формирования гражданского отношения к Отечеству.
VI. «Я ипланета» — формирование гражданского отношения к планете Земля.
Подростковыйклуб «Дружба» (г. С.-Петербург) показался мне уникальным. Здесь детей обучаютосновам тележурналистики. Любой подросток может прийти сюда и бесплатно принятьучастие в создании видеоролика, телесюжета на злободневную тему для него и егодрузей. Здесь подростку представляют думать самостоятельно, реагировать наокружающий мир и на происходящие в нем события, а главное общаться.
Подростковыйклуб «Спутник» — заведение универсальное. Спортивные секции (тренажеры,командные игры, соревнования по стрельбе и троеборью), кружки и студии («умелыеруки» для мальчиков), зона свободного общения (бильярд и настольный теннис).
Здесьпедагоги-организаторы осуществляют индивидуальную и массовую работу именно попрофилактике правонарушений, безнадзорности и негативных явлений средиподростков.
В последниегоды в работе с мальчиками-подростками получили распространение отряды, группы,программы МЧС. Здесь разъясняется подросткам Закон о военной службе, формируютвысокие политические и морально-волевые качества, воспитывают интерес к военнойслужбе и военной профессии, военной технике и оружию, к военно-техническимвидам спорта и т.д.
В настоящеевремя возрождаются общественные движения, например, скаутинг. Скаутская системаактивно воспитывает подрастающее поколение в патриотическом духе. Он предлагаетсвоим членам разнообразную и интенсивную деятельность, в которой умело,используется тяга подростков к различным формам самодеятельности, кколлективизму, путешествиям и физической культуре, туризму, подвижным играм навоздухе, моделированию и т.д.
Интересноймне показалась воспитательная работа с подростками в учреждении МОУ ДОД«Подросток», находящийся в с. Красный Яр Астраханской области.
Виды учебныхпрограмм здесь разнообразны: изучение казахского и ногайского языков, игра нанародных инструментах (домбре, баяне, гитаре), народные танцы и многое другое.Разнообразие культурных традиций, образа и уклада жизни народов, проживающих вэтом районе, способствуют обогащению знаний подростков и воспитываютуважительное отношение к культуре, традициям другого народа.
Непосредственнодля мальчиков-подростков клуб предлагает такие виды программ:
1) краеведение;
2) юный турист;
3) общение;
4) здоровье;
5) вольная борьба;
6) самбо;
7) дзюдо;
8) кикбоксинг;
9) атлетика;
10) шашки;
11) шахматыи т.д.
Такимобразом, воспитательная работа МОУ ДОД «Подросток» ориентируется навоспитательный потенциал социальной, предметно-эстетической, нравственной,экологической, гигиенической и природной среды.
В ЦДО № 1«Огонек» (г. Астрахань) каждый педагогический модуль разработан на определенныйвозраст. Для мальчиков-подростков предлагают такие формы работы:
1) ТО «Юныйстрелок» (стрельба, рукопашный бой);
2) картинг;
3)авиамоделирование;
4)судомоделирование;
5) культураобщения;
6) вокал,танцы;
7) шахматы,шашки.
И еще от себяхочу добавить, что сегодня складывается такая ситуация в стране, котораясвязана с ростом неполных семей. Чаще всего это матери-одиночки. То естьмальчики растут в семье без отца, без мужского примера в жизни. Хорошо, еслиесть дедушка или дядя в семье, но не всегда так бывает. Мальчик становитсястарше, а образца мужского поведения нет. Соответственно некому научить егоэлементарным домашним делам, непосильным для женщины. Забить гвоздь, прикрутитьлампочку, повесить полку, картину, переставить мебель – эти и многие другиенесложные задачи должен выполнять мужчина. Но как быть, если никто его этому ненаучил? В этом случае я предлагаю такой дом технического творчества, в которомпреподаватели-мужчины научили бы всем этим несложным задачам. Ведь необходимо,чтобы в будущем в своей собственной семье этот мальчик смог не только самвыполнять свои мужские дела по дому, но и передать эти навыки своим детям.
Вывод
В ходеподбора материала для написания курсовой работы, мне пришлось изучить многонеобходимой литературы – журналы, книги, документы, которые несли информацию омальчиках-подростках. А так же были беседы с преподавателями в учреждениях дополнительногообразования. Все это дало мне возможность понять, что характерно длямальчиков-подростков, а главное, чем можно заинтересовать их, привлечь. Яполучила немаловажную информацию для себя. Это обязательно позволит мне вбудущем грамотно подойти к вопросу воспитания мальчиков-подростков.
Литература
1. Беспятова Н.К., ЯковлевД.Е. Военно-патриотическое воспитание подростков. Айресс-пресс. 2006.
2. Гаршев М. Мальчики идевочки учатся по-разному. АСТ 2004.
3. Журнал. Воспитаниешкольников. Шк. пресса. 2003. № 1.
4. Зотов Т.В. Воспитаниечеловечности у подростков и их родителей. Том IV. Ликбес. 2006.
5. Казанская В.Т. Подросток.Питер. 2007.
6. Коваленко Л.А. Диалоги ссыном. Педагогики. 2001.
7. Кондратьев В. Боевоефехтование. Москва. 2004.
8. Майрес Д. Социальнаяпсихология. Питер. 2006.
9. Штейнберг Е.Б. Педагог иподростки. МЗ-ПРЕСС. 2002.