СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. История представлений об индивидуальном подходе к ученикам
2. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка
3. Сущность понятия «Индивидуализация обучения»
Заключение
Список использованных источников
Введение
В человеческом обществеразвитие проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людямопределенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное вчеловеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным –индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностьюинтеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности,которого заметно отличают данного человека от других людей. Каждый человекединственный и неповторимый в своей индивидуальности.
Индивидуальностьвыражается в индивидуальных особенностях. Возникновение индивидуальныхособенностей связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путьразвития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервнойдеятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств. Киндивидуальным особенностям относится своеобразие восприятия, мышления, памяти,воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента,характера личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всехкачеств.
Должны ли в воспитании иобучении учитываются индивидуальные особенности? Я считаю, что процесс обучениядолжен максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подходзаключается в управлении человеком, основанном на глубоком знании черт его личностии его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду неприспособление целей и основного содержания обучения к отдельному школьнику, априспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальнымособенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развитияличности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности дляразвития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждогоученика.
1. История представлений об индивидуальном подходе к ученикам
Проблема индивидуальногоподхода к детям волновала передовых учителей и прогрессивных мыслителей еще дореволюции. Революционные демократы с большой страстностью критиковалипедантичное, холодное отношение к детям, требовали внимания к ребенку, к еговозрастным и индивидуальным особенностям.
Настойчивымипропагандистами вдумчивого изучения индивидуальности детей были Л. Н. Толстой иК. Д. Ушинский.
В последние годыпроведены исследования индивидуальной подготовленности детей к школе. Дело втом, что все больше детей приходит в первый класс, не только зная буквы, но иуже умея читать и даже писать: одни читают по буквам, другие по слогам, атретьи – целыми словами. Это ставит учителя перед необходимостью по-иномуорганизовать учебный процесс с первоклассниками разной подготовленности,приспосабливать к этому и методику обучения, более полно учитывать развитиедетей.
А. К. Назарова показала,что на основе знания подготовленности детей к школе учитель может лучшеорганизовать коллективную деятельность учащихся на материале разной трудности:хорошо читающие получают дополнительно к букварю тексты для чтения, болеесложные слова для составления предложений, логические упражнений, логическиеупражнения с большим количеством слов и т.д. [9, с.261].
«Подобно тому, как детиразличаются по своим физическим качествам, — говорил Василий АлександровичСухомлинский, — так неодинаковы силы, необходимые для умственного труда.Память, наблюдательность, воображение, мышление не только по их глубине,устойчивости, быстроте протекания, но и в качественном отношении имеютиндивидуальную характеристику у каждого школьника» [7, с.153].
Особое внимание у В.А.Сухомлинского привлекли слабоуспевающие дети. Он четко указывает на их главныйнедостаток – неразвитость умственных способностей: неустойчивость внимания ипамяти, инертность мышления, бедность речи, отсутствует любознательность,неразвитость эмоциональной сферы.
Но откуда берутся такиедети? Стремясь вскрыть действующие здесь причинно-следственные связи, В. А.Сухомлинский установил, в частности зависимость успеваемости от здоровья илинездоровья детей.
Этот фактор по сути делавыпадал из поля зрения исследователей. Обычно учитывались лишь проблемы,вызванные длительным отсутствием ученика в школе по болезни. ВасилийАлександрович перевел вопрос в иную плоскость: а всегда ли учителя учитываютхроническое недомогание детей, посещающих уроки, но фактически на них неработающих?
Для того чтобы полностьюосознать необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся в процессеобучения, необходимо, прежде всего, понять причины индивидуальных различийчеловека в процессе его жизнедеятельности. Ведь от особенностей мышления,памяти, внимания и других познавательных процессов личности (и не только отних) зависит в целом успешность и продуктивность обучения ребенка в школе. Сданной целью и будет рассмотрен следующий пункт моей контрольной работы.
2. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка
Личностное развитиечеловека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей,которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. С возрастомсвязан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг егозапросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждомувозрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например,развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит вдетские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышленияи памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно,а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффектаи попытки слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное инравственное развитие ребенка, без учета его возрастных возможностей.
Многие педагоги обращаливнимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных ииндивидуальных особенностей детей в процессе обучения и воспитания. Этивопросы, в частности, ставили Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, а позжеК.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и другие. Более того, некоторые из нихразрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразностивоспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя этаидея и интерпретировалась ими по-разному. Коменский, например, в понятиеприродосообразности вкладывал мысль об учете в процессе воспитания техзакономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека, а именно:врожденного человеку стремления к знанию, к труду, способности кмногостороннему развитию и т.д. [5, с.168].
Ж.Ж. Руссо, а затем Л.Н.Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок отприроды является существом совершенным и что обучение и воспитание не должнонарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшиекачества детей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучатьребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе обучения ивоспитания [5, с.214].
Индивидуальный подход приобучении ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических ипсихических, возрастных и индивидуальных особенностей.
Научными исследованиямидоказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным инравственным развитием человека.
Осуществлениеиндивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходиморассматривать как определенную взаимосвязанную систему.
Первым звеном этойсистемы является изучение особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход.
Знание физическогосостояния и развития детей имеет очень большое значение.
Дошкольный возраст – этоначало всестороннего развития и формирования личности. В этот периоддеятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти,мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познаниямира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементыабстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким онего видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность [2, с.314].
Процесс обучения формируетсистему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки,развивает интерес и способности.
Детей обучают доступнымтрудовым умениям и навыкам, воспитывают в них любовь и интерес к труду.Трудовая деятельность дошкольника формирует у него упорство, настойчивость,сообразительность.
Свойственный дошкольникуэтап чувственного познания окружающего мира способствует формированиюэстетических представлений о мире, природе и людях.
Игра является важнейшейдеятельностью дошкольника, т.к. игра – лучшее средство удовлетворения егоинтересов и потребностей, реализация его замыслов и желаний. В своей игре ребеноккак бы отражает то, что будет в его жизни, когда он станет взрослым. Содержаниеигр формирует добрые чувства, смелость, решительность, уверенность в себе [4,с.215].
К концу дошкольногопериода ребенок владеет необходимыми качествами и свойствами личности для того,чтобы приступить к систематическому овладению общественно-историческим опытомчеловека. Для этого необходима специальная учебная деятельность.
Возрастные особенностиразвития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Этосвязано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий вжизни (связь биологического и социального) существенно отличается друг отдруга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуетсязначительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимоучитывать в процессе воспитания и обучения.
В шестилетнем возрастеребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возрастсвязан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношении сдругими людьми. Ведущей деятельностью становиться учение, изменяется укладжизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка сокружающими [8, с.236].
В младшем школьномвозрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функциибольших полушарий голоного мозга, усиливается аналитическая и синтетическаяфункции коры. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношениепроцессов возбуждения и торможения. Повышается точность работы органов чувств.
Познавательнаядеятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения.Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения.
Восприятие младшихшкольников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же времяостротой и свежестью. Восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью,усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим,принимает организованный характер.
Внимание младшихшкольников не произвольно, не достаточно устойчиво, ограничено по объему.Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всегомотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.
Мышление у детейначальной школы от эмоционально-образного к абстрактно-логическому и вовзаимосвязи с их речью. Словарный запас насчитывает примерно 3500-4000 слов.Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительнообогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретение уменияустно и письменно излагать свои мысли [1, с.324].
Большое значение впознавательной деятельности школьника имеет память, которое по преимуществуимеет наглядно-образный характер.
Средний школьный возраст(от 11-12 до 15 лет) – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучениемв школе второй ступени (V-IX) классы и характеризуется общимподъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма.Неравномерность физического развития детей среднего школьного возрастаоказывает влияние на их поведение. Характерная особенность подростковоговозраста – половое созревание организма.
Половое созревание вноситсерьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннееравновесие, вносит новые переживания.
Восприятие подросткаболее целенаправленно, планомерно и организовано, чем восприятие младшегошкольника.
Характерная чертавнимания учеников среднего школьного возраста – это специфическая избирательность.
В подростковом возрастепроисходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становитсяболее систематизированным, последовательным, зрелым. Развитие мышленияпроисходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденцияк правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждением[1, 353]. В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формированиеличности. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток,будет складываться его личность. Педагогам нужно нравственно осмыслитьособенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себяна его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни.
В старшем школьномвозрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека:заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, ребятавыдерживают большие двигательные нагрузки. Продолжается функциональное развитиеголовного мозга и его высшего отдела – коры больших полушарий. Идет общеесозревание организма.
Юношеский возраст – этопериод выработки мировоззрения. Убеждений, жизненного самоопределения исамоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего.
У старшеклассников ярковыражено избирательное отношение к предметам. Это определяет развитие ифункционирование психических процессов. Восприятие характеризуетсяцеленаправленностью, внимание – произвольностью и устойчивостью, память –логическим характером. Мышление старшеклассников отмечается более высокийуровень обобщения и абстрагирования.
Жизненные планы,ценностные ориентации старших школьников, стоящих на пороге выбора профессии,отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают вглавном – каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интереснуюработу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью.
Таким образом, развитие иформирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуетсясвоими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачивоспитания, образования, обучения, если его деятельность основана на глубокомпонимании возрастных этапов развития человека; на видении его внутреннего мира.
Критериями возрастногоразвития являются анатомические, физиологические, психологические,педагогические и физические показатели состояния организма.
Педагогический критерийвозрастного развития характеризуют возможности воспитания и образования,обучения в разные периоды жизни ребенка.
Изучение индивидуальныхособенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений.С этой целью педагогу необходимо вести дневник, записывая в нем особенностиповедения учащихся, делая периодически краткие обобщения результатов наблюдения.
Индивидуальныеособенности ребенка также связаны с типом его нервной деятельности, являющимсянаследственным.
И.П. Павлов в своемучении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов[9, с.237]:
— Силу возбуждения инеуравновешенность;
— Уравновешенность инеуравновешенность этих процессов;
— Их подвижность.
На основе изученияпротекания этих процессов он определил 4 типа высшей нервной деятельности :
Сильный, неуравновешенный, характеризующийся сильным возбуждениеми менее сильным торможением, соответствует холерическому темпераменту. Дляребенка холерического темперамента характерным является повышеннаявозбудимость, активность, отвлекаемость. За все дела он принимается сувлечением. Не соизмеряя свои силы, он часто теряет интерес к начатому делу, недоводит его до конца. Это может привести к легкомыслию, неуживчивости. Поэтомуу такого ребенка необходимо укреплять процессы торможения, а выходящую изпределов активность переключать на полезную и посильную деятельность.
Нужно контролироватьвыполнение заданий, требовать доводить начатое дело до конца. На занятиях нужнонаправлять таких детей на осмысление материала, ставить перед ними болеесложные задания, умело опираться на их интересы.
Сильный уравновешенный (процесс возбуждения уравновешиваетсяпроцессом торможения), подвижный, соответствует сангвиническому темпераменту.Дети сангвинического темперамента деятельны, общительны, легкоприспосабливаются к изменениям условий. Особенности детей этого типа высшейнервной деятельности отчетливо проявляются при поступлении в детский сад: онижизнерадостны, сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизнигруппы, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в играх.
Сильный, уравновешенный,инертный, (соответствуетфлегматическому темпераменту). Дети – флегматики — спокойны, терпеливы, прочноедело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматикаявляется его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться,направить внимание. В целом такие дети не причиняют хлопот.
Конечно, такие черты, каксдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно спутать сравнодушием, апатией, безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательноизучать эти особенности ребенка в различных ситуациях, в различных видахдеятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять исопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами семьиребенка.
Слабый, характеризующийся слабостью каквозбуждения, так и торможения при повышенной тормозимости или малой подвижности,(соответствует меланхолическому темпераменту). Дети меланхолического темпераментанеобщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы. При поступлении вдетский сад, школу долго не могут привыкнуть к новой обстановке, коллективу, тоскуют,грустят. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическомсостоянии ребенка: он теряет вес, у него нарушается аппетит и сон. Не толькопедагоги, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особоевнимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно большеположительных эмоций.
При учете возрастныхособенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данныепедагогики и возрастной психологии. Что же касается индивидуальных различий иособенностей обучения отдельных детей, то здесь ему приходиться полагаться лишьна тот материал, который он получает в процессе личного изучения учащихся.
В результате рассмотренияизучаемого аспекта с психологической точки зрения стало возможным подтвердитьнаше предположение о том, что учет индивидуальных особенностей учащихся впроцессе обучения не только необходим, но и обязателен. И именно поэтому впоследние годы все чаще в педагогике встает вопрос об индивидуализации обученияв современной школе. Данный аспект будет рассмотрен в следующем пункте даннойконтрольной работы.3.Сущность понятия «Индивидуализация обучения»
Индивидуализацияобучения — этоорганизация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся;что позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальныхвозможностей каждого ученика.
Проблема учётаиндивидуальных особенностей учащихся относится к традиционным дляпсихолого-педагогической науки. В практике процесс обучения в основномориентируется на средний уровень обученности и развития способностей к учению,поэтому не каждый школьник может реализовать свои потенциальные возможности.
Индивидуализация обучениянаправлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности,который задают программы, и реальными возможностями каждого ученика. Учётособенностей учащихся носит комплексный характер и осуществляется на каждомэтапе обучения: при восприятии цели, мотивации учения, решении учебных задач,определении способов действий и т. д. Происходит интеграция отдельных приёмов,способов индивидуализации обучения в единую систему, что повышает эффективностьи обеспечивает единство обучения, воспитания и развития [8, с.294].
Готовя учащихся кусвоению нового учебного материала, учитель определяет, какие знания, сведенияиз их личного опыта должны быть привлечены.
Индивидуализация обученияпредполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданийразличной трудности и объёма. Целесообразно выделять основной (для всехучащихся) и варьируемый (для работы с различными группами и отдельнымиучениками) учебный материал. По мере продвижения ученика на более высокиеуровни учебной деятельности варьируемый материал и его функции меняются: онможет быть дополнительным, вспомогательным, промежуточным.
Средствами индивидуализацииобучения могут выступать индивидуальные и групповые задания. Каждое заданиепредполагает соответствующие способы действий, которые не всегда адекватнырешаемой задаче. На этапе усвоения индивидуализация заключается в показеобразца действия, развёрнутом пояснении, после чего учащиеся выполняют заданиячастично или полностью самостоятельно. Учителю необходимо заранее предвидеть затруднения,которые могут возникнуть у школьника, и рекомендовать пути их преодоления;прочитать ранее изученный материал, обратиться к справочной или дополнительнойлитературе и т. д.
Часто учитель разделяетзадание на отдельные небольшие задачи, этапы. При этом каждая последующаязадача становится посильной для учащихся, если выполнена предыдущая. Такиезадания помогают слабым ученикам включиться в коллективную работу класса. В техслучаях, когда реальные учебные возможности отдельных учеников выше объективныхтребований, предъявляемых всему классу, учитель может повысить сложностьиндивидуального задания [9, с.315].
Содержание, степеньсложности учебных задач и способов действий определяют и формы организацииклассной учебной работы: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Общеклассная(фронтальная) форма работы создаёт возможность взаимообмена, взаимообогащения,эмоционального «заражения» и тем самым поднимает активность каждогоученика.
При групповой работемежду учителем и учеником возникают более близкие контакты и создаются условиядля проявления эмоций, выражения потребностей, развития интересов, большиевозможности в вариации содержания и способов передачи информации, оказанияпомощи каждому ученику. Учащиеся класса (группы) делятся на несколько подгруппс учётом уровня обучения, склонностей и т. д. Учебные задания выполняются всемиучащимися в рамках изучаемой темы, но этапы работы, способы действий, мерапомощи различны.
Индивидуальная работапозволяет дифференцировать содержание, степень трудности учебных заданий,способы действий и пр., создаёт благоприятные условия для формированияиндивидуального стиля деятельности.
Для организациииндивидуальной работы учащихся применяются карточки-задания, тетради напечатной основе, которые позволяют при меньшей затрате времени увеличить объёмсамостоятельной работы, доклады, рефераты и т. д. Сочетание этих форм,взаимопереходы из одной в другую способствуют продвижению всех учащихся наболее высокие уровни учебной деятельности [10, с.217].
На этапе закреплениязнаний классу предлагается общее задание, доступное всем учащимся, затем даютсязадания, дифференцированные по трудности.
Подбор индивидуальныхзаданий сложен. Если слабому ученику давать лишь облегчённые задания, то этоусугубит недостатки в его развитии. Таких учеников нужно сначала включить впосильную для них работу, затем постепенно усложнять задание. При подборезаданий на применение и закрепление знаний необходимо учитывать имеющиеся уучащихся пробелы и предлагать задания на ранее изученный материал.
При изложении новогоучебного материала возможности индивидуального обучения на уроке ограничены.Учитель может чаще обращаться с вопросами к тому или иному ученику, просить егоповторить правило, закон, теорему, привести пример. Для учеников, у которыхразвита зрительная память, учитель готовит дополнительный наглядный материал,школьников с развитой моторной памятью чаще вызывает к доске для записи новыхтерминов, выводов и т. д. Для успевающих необходимо организовать самостоятельнуюработу вместо подробного инструктажа (который проводится для отстающих).
Интересу к учениюспособствует самостоятельная поисковая, творческая работа, применение знаний вновой ситуации, использование средств наглядности, эмоционального воздействия.Целесообразно также опираться на сложившиеся у учащихся интересы к различнымобластям знания, технике, искусству и т. д.
В качестве компонентовиндивидуализированного обучения на всех этапах учебной деятельности выступаютконтроль и самоконтроль. При самоконтроле предстоит осмыслить цель деятельностии тот образец, с которым он может сличить ход и результаты учебного труда.Учитель комментирует образец действия, пробное его выполнение. Элементысамоконтроля закладываются уже при первоначальном планировании учеником своейработы.
Индивидуализация обученияпредполагает перспективное тематическое планирование. В процессе урока учитель,допуская различный темп проработки материала, к моменту завершения работы надтемой должен обеспечить усвоение знаний, формирование умений и навыков всемишкольниками. Для этого ему необходимо заранее наметить пути, которыми онповедёт учеников к конечному результату.
Одной из форминдивидуального обучения является программированное обучение, позволяющееактивизировать работу каждого ученика, усилить самоконтроль [2, с.238].
Новые возможности дляиндивидуализированного обучения открываются в связи с внедрением в учебный процессэлектронно-вычислительной техники. Использование ЭВМ в обучении изменяет ранеесложившееся соотношение между организационными формами обучения в пользуиндивидуализированного обучения.
Заключение
В результате написания данной контрольной работы можно сделать следующиевыводы.
Важное значение при построении процесса обучения имеет учет индивидуальныхособенностей учащихся.
При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать вниманиена изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависитих внимание на уроке, занятии и общая работоспособность. Нужно знать раннееперенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье,хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будетпомогать правильно дозировать физические нагрузки, а также сказывается научастие в различных спортивно-массовых мероприятиях.
Весьма важно знатьособенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность иинтересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иныхпредметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детямв обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнееразвивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказыватьиндивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность,познавательную активность и т.д.
Большое вниманиенеобходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременновыявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагируетна замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Неменее существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитыватьего при организации коллективной деятельности, распределение общественныхпоручений и преодолении отрицательных черт и качеств.
Наконец, значительноеместо занимает знание педагогами, таких важных вопросов, которые связаны собучаемостью и воспитуемостью детей и включают в себя степень восприимчивости,педагогических воздействий, а также динамику формирования тех или иных личностныхкачеств.
Таким образом, толькоглубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребенка создаетусловие для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.
Список использованных источников
1. Ермолаева М.В.,Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. «Психологическая практика в системеобразования». М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО«МОДЭК», 1998г.
2. Зак А.Г. Различияв мышлении детей. М., 1992.
3. Макаров С. П.Технология индивидуального обучения // Педагогический вестник. № 4, с.18-19,1994.
4. Одарённые дети,под ред. Г. В. Бурменской. М., 1991.
5. Педагогика.Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей,под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998.
6. Степаненков Н. К.Педагогика. М., 2001.
7. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М., 1990.
8. Тихомирова Л.Ф.Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль. «Академияразвития»,1996.
9. Чиркова Т. Учетиндивидуально – психологических особенностей детей. М., 1986.
10. Юркевич В.С. Обиндивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. М.: Знание, 1986.