1. Государственный стандартобразования
Нормы и требования,определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программобразования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровеньподготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требованияк обеспечению образовательного процесса (в том числе к егоматериально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому,кадровому обеспечению).
Назначением государственногостандарта образования является обеспечение:
· равных возможностейдля всех граждан в получении качественного образования;
· единстваобразовательного пространства в РФ;
· защиты обучающихся отперегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
· преемственностиобразовательных программ на разных ступенях образования, возможности полученияпрофессионального образования;
· социальнойзащищенности обучающихся;
· социальной ипрофессиональной защищенности педагогических работников;
· прав граждан наполучение полной и достоверной информации о государственных нормах итребованиях к содержанию образования и уровню подготовки выпускниковобразовательных учреждений;
· основы для расчетафедеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в областиобразования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общегообразования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средствпотребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям,реализующим государственный стандарт образования.
Государство гарантируетобщедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учрежденияхв пределах, определяемых государственным стандартом образования.
Государственный стандартобразования является основой:
· разработкифедерального базисного учебного плана, образовательных программ начальногообщего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисныхучебных планов субъектов РФ, учебных планов образовательных учреждений,примерных программ по учебным дисциплинам;
· объективной оценкиуровня подготовки выпускников образовательных учреждений;
· объективной оценкидеятельности образовательных учреждений;
· определения объемабюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам набезвозмездной основе гарантируется государством на всей территории РФ;
· установленияэквивалентности документов об общем образовании на территории РФ;
· установленияфедеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенностиучебного процесса, оборудования учебных помещений.
Государственный стандартобразования включает три компонента:
· федеральный компонент– устанавливается РФ (отводится не менее 75 процентов от общего нормативного времени,отводимого на освоение образовательных программ);
· региональный(национально-региональный) компонент – устанавливается субъектом РФ (отводитсяне менее 10 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоениеобразовательных программ общего образования);
компонент образовательногоучреждения – самостоятельно устанавливается образовательным учреждением(отводится не менее 10 процентов от общего нормативного времени, отводимого наосвоение образовательных программ).
2. Двусторонний характерпроцесса воспитания. Школьник как субъект и объект воспитания. Критериивоспитанности личности ученика (Б.Т. Лихачев). Воспитание, перевоспитание,самовоспитание
Воспитание – процессцеленаправленного формирования личности. Это организованное, управляемое иконтролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечная цель –формирование личности, нужной и полезном себе и обществу. В современномпонимании процесс воспитания – эффективное сотрудничество воспитателей ивоспитанников, на достижение заданных целей. Процесс воспитания динамичен,подвижен, изменчив и длителен. Он длится всю жизнь. Школьное воспитание –непрерывное взаимодействие учителя и ученика. Это комплексный процесс, т.е.единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, сцелью целостного формирования личности.
Процесс воспитания имеетдвусторонний характер: от воспитателя к ученику прямая связь, от ученика кучителю – обратная связь. Управление процессом строится главным образом наобратных связях. Чем больше информации от учеников, тем целесообразнеевоспитательное воздействие.
С одной стороны, воспитатель –это субъект; оказывающий воздействие на воспитанника как на объект еговоздействия.
Отмечая ведущую рольвоспитателя в процессе воспитания, Н.Е. Щуркова подчеркивает; что именноон ставит цели воспитания, определяет задачи, условия, содержание, средства,методы, формы и диагностики, выстраивает педагогическую тактику. Именновоспитатель должен предвидеть определенные результаты своей деятельности и процессавоспитания в целом. И в таком случае «школьник для него есть объектвоспитательного влияния и продукт воспитания… Объявив школьника «субъектом»…,педагог предназначает школьнику судьбу дикого растения».
Анализ существующих планов ипрограмм воспитания федерального и ведомственного уровней подтверждает; чтопланирование и реализация воспитательной деятельности осуществляется именно вэтой логике: тот; кто планирует мероприятия и реализует их, является субъектом,а тот; на кого эти мероприятия направлены, – объектом.
С другой стороны, в старшемвозрасте воспитанник уже сам является воспитателем (самовоспитание).Следовательно, в этом случае речь идет о воспитании как взаимодействиивоспитателей и воспитанников, которые в той или иной воспитательной ситуациименяются ролями и местами (воспитание как высокодинамичная системавзаимопереходов).
Среди критериев воспитанностиличности выделяются:
а) направленность личности;
б) отношения к обществу,людям, труду;
в) развитие нравственныхчувств, отношений, устойчивых мотивов личности, мировоззрения;
г) способность ксамоорганизации деятельности поведения: деловитость, творческаясамостоятельность, самодисциплинированность;
д) любовь и преданность своемуОтечеству, понимание общественного долга;
е) культура поведения, этикет,манера общения и др.
Перевоспитание – этовоспитание, нацеленное на перестройку неправильно сложившихся взглядов, наизменение способов поведения, осложняющих процесс формирования личности.
Под самовоспитанием понимаетсясознательная, целенаправленная и самостоятельная работа с собой, направленнаяна развитие и совершенствование своей личности.
3. Документы, отражающиесодержание образования, и их характеристика: базисный учебный план, учебныепланы, программы, учебники, учебные пособия, учебно-методические комплексы
Базисный учебный планобразовательных учреждений РФ является важнейшим нормативным документом повведению федеральных государственных образовательных стандартов образования вдействие, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, составучебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебноевремя, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебнымпредметам; состоит из двух частей: инвариантной части, вариативной части,включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечиваетприобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям,формирует систему предметных навыков и личностных качеств.
Учебный план – документ,определяющий состав учебных дисциплин, изучаемых в данном учебном заведении, ихраспределение по годам в течение всего срока обучения; как правило, включает 3части: график учебного процесса (периоды занятий, сессий, защиты работ);сводные данные по бюджету времени (продолжительность этих периодов); планучебного процесса (перечень дисциплин по часам, неделям, семестрам).
Учебная программа –нормативный документ, в котором определяются основные знания и умения по какому-л.учебному предмету, которые необходимо усвоить (в течение установленногопромежутка времени). У. п. бывают: типовые, вариативные, рабочие, авторские,индивидуальные. По способу построения различают концентрические У. п. (частиучебного материала повторяются, но становятся все шире и сложнее) и линейные У.п. (части учебного материала изложены в логической последовательности).
Учебник – книга, содержащаясистематическое изложение знаний в определённой области и используемая как всистеме образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельногообучения.
Учебное пособие – учебноеиздание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официальноутвержденное в качестве данного вида издания. Учебное пособие рассматриваетсякак дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину,а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника,пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания иположения, но и разные мнения по той или иной проблеме.
Учебно-методический комплекс –система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения иконтроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных идополнительных образовательных программ, согласно учебного плана.
4. Закономерности и принципыпедагогического процесса
Среди общих закономерностейпедагогического процесса (объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые,существенные связи между явлениями, отдельными сторонами пед. процесса)выделяют такие:
Закономерность динамикипедагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит отвеличины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесскак развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный,«ступенчатый» характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечныйрезультат. Следствие действия закона видим на каждом шагу – тот ученик будетиметь более высокие общие достижения, у которого были более высокиепромежуточные результаты.
Закономерность развитияличности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развитияличности зависят от: 1) наследственности; 2) воспитательной и учебной среды; 3)включения в учебно-воспитательную деятельность; 4) применяемых средств и способовпедагогического воздействия.
Закономерность управленияучебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействиязависит от: 1) интенсивности обратных связей между воспитателями ивоспитуемыми; 2) величины, характера и обоснованности корректирующихвоздействий на воспитуемых.
Закономерность стимулирования.Продуктивность педагогического процесса зависит от: 1) действия внутреннихстимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; 2) интенсивности,характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных,материальных и др.) стимулов.
Закономерность единствачувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективностьучебно-воспитательного процесса зависит от: 1) интенсивности и качествачувственного восприятия; 2) логического осмысления воспринятого; 3)практического применения осмысленного.
Закономерность единствавнешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.Эффективность педагогического процесса зависит от: 1) качества педагогическойдеятельности; 2) качества собственной учебно-воспитательной деятельностивоспитуемых.
Закономерность обусловленностипедагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процессазависит от: 1) потребностей общества и личности; 2) возможностей(материально-технические, экономические и др.) общества; 3) условий протеканияпроцесса (морально-психологические, санитарно-гигиенические, эстетические идр.).
Основные принципы организациии функционирования педагогического процесса (исходные положения, определяющиесодержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в целостном пед.процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации ипроведению):
· принцип целостногоподхода к воспитанию;
· принцип непрерывностивоспитания;
· принципцеленаправленности в воспитании;
· принцип интеграции идифференциации совместной деятельности педагогов и воспитанников;
· принципприродосообразности;
· принципкультуросообразности;
· принцип воспитания вдеятельности и в коллективе;
· принциппоследовательности и систематичности в обучении и воспитании;
· принцип единства иадекватности управления и самоуправления в педагогическом процессе;
принцип оптимизации (Ю.КБабанский) – постоянного приведения методов и приемов деятельности всоответствии с целями и содержанием педагогического процесса, реальнойпсихологической ситуацией.
5. Законы обучения, которыевыделяют Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов,М.Н. Скаткин и др.
1. Закон социальнойобусловленности целей, содержания и методов обучения. Он раскрывает объективныйпроцесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя наформирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы,используя данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ науровень педагогических средств и методов.
2. Закон взаимосвязи теории ипрактики в обучении.
3. Закон взаимообусловленностииндивидуальной и групповой организации учебной деятельности.
4. Закон воспитывающего иразвивающего обучения раскрывает соотношения владения знаниями, способамидеятельности и всестороннего развития личности.
Закономерности обучения,рассматриваются как выражение действия законов в конкретных условиях, – этообъективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составнымичастями, компонентами процесса обучения. Выделяются внешние закономерностипроцесса обучения и внутренние. Первые характеризуют зависимость обучения отобщественных процессов и условий: социально-экономической, политическойситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности иуровня образования.
К внутренним закономерностямпроцесса обучения относятся связи между его компонентами: между целями,содержанием, методами, средствами, формами. Дидактическая закономерность: результатыобучения (в известных пределах) прямо пропорциональны продолжительностиобучения. Гносеологическая закономерность: результаты обучения (в известныхпределах) прямо пропорциональны умению учащихся учиться. Психологическаязакономерность: продуктивность обучения (в известных пределах) прямопропорциональна интересу обучаемых к учебной деятельности. Кибернетическаязакономерность: эффективность обучения (в известных пределах) прямопропорциональна частоте и объему обратной связи. Социологическая закономерность:развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми оннаходится в прямом или непрямом общении. Организационная закономерность:результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны отношениюучащихся к учебному труду, своим учебным обязанностям.
6. Индивидуальный стильдеятельности педагога. Психология стилей. Педагогический такт и культураличности педагога. Педагогический конфликт. Разрешение педагогическогоконфликта
Индивидуальный стильдеятельности педагога – это интегральная динамичная характеристикаиндивидуальности, представляющая собой относительно устойчивую, открытуюсаморегулируемую систему взаимосвязей индивидуально-своеобразных действий, иотражающая специфику взаимодействия преподавателя с учащимися в процессепрофессиональной деятельности. Это система приемов, манера общения, способыразрешения конфликтов. В трудах разных ученых предлагаются различныеклассификации стилей педагогической деятельности. По А.К. Марковой,стили дифференцируются на три общих вида: авторитарный (учитель единоличнопринимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемыхим требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, необосновывает свои действия перед учащимися Главными методами воздействия такогоучителя являются приказ, поучение.), демократический (учитель учитывает мнениеучащихся, поощряет самостоятельность суждений, помимо успеваемости, учитывает иличностные качества учеников. Методами воздействия являются побуждение кдействию, совет, просьба) и либерально-попустительский (Учитель уходит отпринятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам.). Классификациястилей педагогической деятельности, предложенная И.Ф. Демидовой является:эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный,рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методичный.
Педагогический такт – этособлюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учетом ихвозрастных и индивидуальных психологических особенностей. Основными элементамипедагогического такта являются: требовательность и уважительность квоспитаннику; умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему; деловой тонобщения; внимательность, чуткость педагога. Профессиональный такт проявляется:во внешнем облике педагога; в умении быстро и правильно оценить сложившуюсяобстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностяхвоспитанников; в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания всложной ситуации; в сочетании разумной требовательности с чутким отношением кучащимся; в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; всамокритичной оценке своего труда. Педагогическая культура – это универсальнаяхарактеристика педагогической реальности, представляющая собой специфическоепроектирование общей культуры в сферу педагогической деятельности. Конфликт –форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъектымогут быть представлены индивидом / группой / самим собой – в случаевнутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов,ценностей или восприятия. Объективные причины появления пед. конфликтов:утомление учащихся, конфликты на предыдущем уроке, ответственная контрольнаяработа, ссоры на перемене, умение или не умение преподавателя организоватьработу на уроке. Разрешение конфликта:
1. Анализ данных о ситуации,выявление главных сопутствующих противоречий;
2. Определение средств и путейразрешений ситуаций;
3. планирование ходапедагогического воздействия с учетом возможных ответных действий участниковконфликта;
4. Анализ результатов;
5. Корректировка результатовпедагогического воздействия;
6. Самооценка классногоруководителя, мобилизация им своих духовных и умственных сил.
7. Концепция непрерывногообразования (ЮНЕСКО, 1995). Создание целостной системы непрерывногопрофессионального образования. Программно-методическоеобеспечение непрерывного профессионального образования
Непрерывное образование – это целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Впервые концепция «непрерывного образования» была представлена на форум ЮНЕСКО (1965 г.) крупнейшим теоретиком П. Ленграндом.
В предложенной П. Ленграндом трактовке непрерывного образования воплощена гуманистическая идея: она ставит в центр всех образовательных начал человека, которому следует создать условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни. По-новому рассматриваются этапы жизни человека, устраняется традиционное деление жизни на период учебы, труда и профессиональной дезактуализации. Понимаемое таким образом непрерывное образование означает продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой личности и ее деятельности.
Основной для теоретического, а затем и практического развития концепции непрерывного образования явилось исследование Р. Даве, определившего принципы непрерывного образования. Их перечень включает следующие принципы: охват образованием всей жизни человека; понимание образовательной системы как целостной, включающей дошкольное воспитание, основное, последовательное, повторное, параллельное образование, объединяющее и интегрирующее все его уровни и формы; включение в систему просвещения, помимо учебных заведений и центров до подготовки, формальных, неформальных и внеинституциональных форм образования; универсальность и демократичность образования; увязка общего и профессионального образования; акцент на самообразование, самовоспитание, самооценку; акцент на самоуправление; индивидуализация учения; стимулирование мотивации к учебе; создание соответствующих условий для учебы; системность принципов образовательного процесса.
Непрерывное профессиональное образованиев контексте международных документов представляется как всесторонненаправленная обучающая деятельность, осуществляемая на постоянной основе сцелью повышения уровня знаний, навыков и профессиональной компетенции.
Стратегия непрерывногопрофессионального развития включает этапы обязательного профессиональногообразования для получения соответствующих навыков; обновление знаний, умений,обучение не только профессиональным навыкам, но и другим жизненно важным,нужным и просто интересным для человека компетенциям.
Методы непрерывногопрофессионального развития:
формальные (первичное получение профессиональногообразования, дополнительное профессиональное образование, обновление знаний,умений и навыков, присущих уже имеющемуся у человека уровню образования, черезинституционно оформленные структуры);
неформальные– обучение вне пределов институциональнооформленного сектора образования (на рабочих местах, в музеях, общественныхцентрах, клубах, профсоюзах и др.).
В основе программ непрерывногообразования должны лежать такие принципы как: системность, модульная структурапрограмм, компетентностный подход, оптимизация аудиторных занятий, применениесовременных образовательных и информационных технологий, накопительная системаобучения.
Среди задач, решение которыхнеобходимо для развития системы непрерывного образования, следует выделитьследующие: переход к модульному принципу построения образовательных программ;широкое использование новых образовательных технологий, в том числе технологий«открытого образования», интерактивных форм обучения, проектных и другихметодов, стимулирующих активность обучающихся; обновлениематериально-технической базы и инфраструктуры образования, более интенсивнаяего информатизация; обеспечение инновационного характера профессиональногообразования за счет интеграции сферы образования, науки и производства.
Необходимость созданияцелостной системы непрерывного образования диктует необходимость переосмысленияцелевых функций образования как системы и ее отдельных звеньев, пересмотратрадиционных представлений о социальной, исторической, культурной, ценностнойсущности образования, его отношений с другими видами и формами общественнойпрактики, места и роли образования как социального института в жизни человека иобщества.
8. Критерии отбора ипостроения содержания образования. Гуманизация и гуманитаризация содержанияобразования
Модель специалиста,построенная на основе общегражданских, общепрофесиональных и должностныхкачеств, как первый критерий позволит относительно квалифицированно отбиратьсодержание знаний в систему профессионального образования. Вторым критериеммогут стать базовые знания, навыки и умения. В сочетании с первым критериемзадача их определения становится разрешимой, хотя и достаточно трудной. Базовыезнания предполагают минимум объема информации, позволяющий обеспечить, с однойстороны, современный уровень квалификации специалиста, а с другой стороны,такую организацию учебного процесса, которая гарантирует надежное усвоениеобучаемыми транслируемых знаний, навыков и умений. Третьим критерием отборасодержания предлагается внутренняя структуризация знаний. Если первые двакритерия социально обусловлены, т.е. они ориентированы на удовлетворениепреимущественно общегосударственных потребностей и только через них отвечаютсоциально-групповым и индивидуальным интересам, то третий критерийнепосредственно направлен на разрешение противоречий интересов в учебномпроцессе.
Гуманизация –объективная потребность общественного развития, основной вектор которого – направленностьна человека. Гуманизация высшего образования в общем виде означает признаниеочень простой истины: именно человек есть главным в системе образования, именноона находится в ее центре. Единой целью такого образования есть развитие истановления человеческой личности, развитие ее творческого потенциала, еесамореализации, а единым критерием успеха – степень реализации этой цели. Подгуманитаризацией образования следует понимать, в первую очередь, восстановлениев содержании образования более или менее полноценного образа человека, причемтакого образа, который может считать основой для развития личности подростка.Иначе говоря, ядро гуманитарного образования, жизненно необходимого каждому,должны составлять знания о человеке и человечности. Гуманитаризация образованияподразумевает и гуманизацию методов обучения и демократизацию взаимоотношенийпедагога с учащимися. Речь идет об особом стиле общения учителя с обучаемыми,который был очень точно назван «педагогикой сотрудничества».
Можно выделитьдва приоритетных направления гуманитаризации. Цель первого состоит в том, чтобыочеловечить традиционные предметы, цель второго – ввести в круг равноправныхучебных предметов «Человекознание».
Суть гуманитаризации в том,что человек должен быть образованным, а образование – человечным.
Методология – системапринципов и способов организации и построения теоретической и практическойдеятельности:
Содержание первого, высшего философского уровня методологиисоставляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом.Методологические функции выполняет вся система философского знания. Второйуровень – общенаучная методология –представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или кбольшинству научных дисциплин. Третий уровень – конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов,принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальнойнаучной дисциплине. Методология конкретной науки включает в себя как проблемы,специфические для научного познания в данной области, так и вопросы,выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, такие, как, например,проблемы системного подхода или моделирование в педагогических исследованиях.Четвертый уровень – технологическаяметодология – составляют методика и техника исследования, т.е.набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала иего первичную обработку, после которой он может включаться в массив научногознания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженныйнормативный характер. Методы педагогического исследования в отличие отметодологии – это сами способы изучения педагогических явлений, получениянаучной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений ипостроения научных теорий. Все их многообразие можно разделить на три группы:методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования иматематические методы. При изучении педагогического опыта применяются такиеметоды, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графическихи творческих работ учащихся, педагогической документации.
Наблюдение– целенаправленноевосприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которогоисследователь получает конкретный фактический материал. Методы опроса – беседа, интервью, анкетирование.Ценный материал может дать изучениепродуктов деятельности учащихся: письменных, графических,творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей поотдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут дать необходимые сведения обиндивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков в той илииной области.
Особую роль в педагогическихисследованиях играет эксперимент –специально организованная проверка того или иного метода, приема работы длявыявления его педагогической эффективности. Перечисленные методы еще называютметодами эмпирического познания педагогических явлений. Они служат средствомсбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическомуанализу. Поэтому и выделяется специальная группаметодов теоретического исследования.
Теоретическийанализ – это выделение ирассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогическихявлений.
Индуктивный метод предполагаетдвижение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный – от общегосуждения к частному выводу.
Математическиеи статистические методыв педагогике применяются для обработки полученных данных методами опроса иэксперимента, а также для установления количественных зависимостей междуизучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышаютнадежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболеераспространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являютсярегистрация, ранжирование, шкалирование. С помощью статистических методовопределяются средние величины полученных показателей: среднее арифметическое(например, определение количества ошибок в проверочных работах контрольной иэкспериментальной групп); медиана – показатель середины ряда (например, приналичии двенадцати учащихся в группе медианой будет оценка шестого ученика всписке, в котором все учащиеся распределены по рангу их оценок); степеньрассеивания – дисперсия, или среднее квадратическое отклонение, коэффициентвариации и др.
Для проведения этих подсчетовимеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты,обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественнуюзависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.
Педагогическое наблюдениехарактеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения, поведенияличности в целостности и динамике их изменения. Различают разнообразные видынаблюдения – непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, непрерывноеи дискретное, монографическое и узкое и пр.
Беседа – вопросно-ответный способ привлечения воспитанников кобсуждению и анализу поступков и выработки собственных оценок. Проводимые сцелью формирования нравственных понятий, суждений и оценок: о долге,нравственности, добре и зле, патриотизме, честности, справедливости и т.п. –беседы носят название этических.
Педконсилиум – это один из методовработы психологической службы, совещание лиц, участвующих вучебно-воспитательной работе, для постановки педагогического диагноза ивыработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия научащегося.
Опрос. Устный контрольосуществляется путем индивидуального и фронтального опроса на занятиях, что можно сказатьдостаточно сложно в условиях дистанционного обучения. При индивидуальном опросе преподаватель ставит перед обучаемымнесколько вопросов, отвечаяна которые он показывает уровень освоения учебного материала. При фронтальном опросе преподаватель подбирает серию логическисвязанных между собой и ставит их перед всей аудиторией, вызывая для краткогоответа тех или иных обучаемых.
Создание контрольных ситуаций – это метод создания воспитывающих ситуаций, описанный выше. Он всегда дает реальноепредставление о формирующейся мотивации и уровне сформированности тех или иныхнравственных норм в сознании воспитанников.
Анализ воспитывающих ситуаций– способ показа и анализапутей преодоления моральных противоречий, возникающих в тех или иныхконфликтах, проблемных нравственных ситуациях. У каждого ребенка долженнакапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях,формирующих элементы нравственной ориентации, высоконравственные установки,которые в дальнейшем не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно.
Изучение продуктовученического творчества –домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов,отчетов, результатов эстетического и технического творчества о многом скажетопытному исследователю. Ведь еще древние говорили, что творение указывает натворца. Большой интерес представляют и так называемые «продукты свободноговремени», «хобби-занятий». Индивидуальные особенности учеников, наклонности иинтересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развитиястарательности, прилежания и других качеств, мотивы деятельности – это лишьнебольшой перечень воспитательных аспектов, где можно с успехом применять этотметод. Он, как и все другие, требует тщательного планирования, корректногоиспользования, умелого сочетания: наблюдениями и беседами.
Методыконтроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
9. Методыконтроля и самоконтроля
Устного контроля,и самоконтроля (индивидуальный опрос, устная проверка знаний, некоторыхмыслительных умений); письменного контроля и самоконтроля (контрольные работы,письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль); методылабораторно-практического контроля и самоконтроля (контрольно-лабораторныеработы, контроль выполнения практических работ, программированный контрольлабораторной работы, лабораторно-практический самоконтроль).
Каждаяиз основных групп методов в свою очередь может быть подразделена на подгруппы ивходящие в них отдельные методы. Поскольку организация и сам процессосуществления учебно-познавательной деятельности предполагают передачу,восприятие, осмысливание, запоминание учебной информации и практическоеприменение получаемых при этом знаний и умений, то в первую группу методовобучения необходимо включить методы словесной передачи и слухового восприятияинформации (словесные методы: рассказ, лекция, беседа и другие); методынаглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядныеметоды: иллюстрации, демонстрация и другие); Методы передачи учебной информациипосредством практических, трудовых действий и тактильного, кинестетического еевосприятия (практические методы: упражнения, лабораторные опыты, трудовыедействия и другие).
10. Коллективное творческое дело
КТД является важнейшимструктурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Даннаяметодика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведениии анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить длясебя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать вшколе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждыйучастник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, тоесть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения,учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге многонового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование исплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие техили иных качеств личности.
Основноеназначение упражнения как метода воспитания – обеспечить приобретение детьмипрактического опыта коллективных отношений, необходимого для формирования у нихкоммунистических качеств личности. Опираясь на приучение, упражнение предусматриваетмногократное повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценныхспособов действий как устойчивой основы общественного поведения.Упражнение вшироком смысле – это такая организация жизни и деятельности учащихся, котораясоздает им условия поступать в соответствии с принятыми в обществе нормами иправилами поведения.
По своемусуществу это ситуации свободного выбора. Ученик в них ставится переднеобходимостью выбрать определенное решение из нескольких возможных вариантов:воспользоваться привилегиями самому, уступить место другому, промолчать,сказать правду, сказать «не знаю». В поисках выхода из созданной учителемситуации школьник пересматривает, переосмысливает и перестраивает своеповедение, приводит его в соответствие с новыми требованиями, изменяющимисяусловиями деятельности и общения.
Поручение – передача воспитаннику определенных функций ввыполнении общественно полезного дела и ответственности за него. Это оченьраспространенный и при правильном использовании продуктивный метод выработкиопределенных деятельностных умений, формирования мотивации долга и ответственности.В деятельности детского коллектива могут быть самые разнообразные поручения: повремени – кратковременные, длительные, эпизодические; по сменяемости –сменяемые и постоянные, по содержанию – организационные, учебные, трудовые,спортивные, культурно-массовые, шефские и т.д.
Воспитывающие ситуации– этообстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут бытьспециально организованы педагогом. Их функция– создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяютсясложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности. Это могут бытьситуации конфликта в группе, выбора правильного решения и пр.
11. Методы организации иосуществления учебно-познавательной деятельности
Группа методов обучения,направленных на организацию учебно-познавательной деятельности учащихся,выделенная
Словесные методы обучения.
К словесным методам обученияотносятся:
Рассказ. Этот методпредполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала,не прерываемое вопросами к учащимся.
Возможно несколько видоврассказа – рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Условиямиэффективного применения рассказа является тщательное продумывание плана, выборнаиболее рациональной последовательности раскрытия темы, удачный подборпримеров и иллюстраций, поддержание должного эмоционального тонуса изложения.
Как один из словесных методовобучения учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала,отличающееся большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логическихпостроений, образов, доказательств и обобщений. Лекция, как правило, занимаетвесь урок или занятие, в то время как рассказ занимает лишь его часть.
В ходе лекции используютсяприемы устного изложения информации, поддержания внимания в течение длительноговремени, активизации мышления слушателей, приемы обеспечения логическогозапоминания, убеждения, аргументации, доказательства, классификации,систематизации, обобщения и др.
Беседа. Метод беседыпредполагает разговор учителя с учениками, организуемый с помощью тщательнопродуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системыфактов, нового понятия или закономерности. В ходе применения метода беседыиспользуются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих идр.), приемы обсуждения ответов и мнений учеников, приемы коррегированияответов, приемы формулирования выводов из беседы.
Наглядные методы обученияусловно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций идемонстраций.
Метод иллюстраций предполагаетпоказ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске,картин, портретов ученых и пр.
Метод демонстраций обычносвязан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного родапрепаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов идиафильмов.
В ходе применения наглядныхметодов используются приемы: показа, обеспечения лучшей видимости (экран,подкрашивание, подсвет, подъемные приспособления и др.), обсуждения результатовпроведенных наблюдений, демонстраций и пр.
Индуктивные и дедуктивныеметоды обучения
Индуктивные и дедуктивныеметоды обучения характеризуют исключительно важную особенность методов –способность раскрывать логику движения содержания учебного материала.
Индуктивное изучение темыособенно полезно в тех случаях, когда материал носит преимущественнофактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых можетстать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений (от частного к общему).
Дедуктивный метод способствуетболее быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактноемышление.
Применение его особеннополезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующихвыявления следствий из некоторых более общих положений.
Репродуктивные ипроблемно-поисковые методы обучения
Репродуктивный характермышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем илидругим источником учебной информации. Репродуктивно организованная беседапроводится таким образом, что учитель в ходе нее опирается уже на известныеученикам факты, на ранее полученные знания. Практические работы репродуктивногохарактера отличаются тем, что в ходе их ученики применяют по образцу ранее илитолько что усвоенные знания. Репродуктивные упражнения особенно эффективносодействуют отработке практических умений и навыков, так как превращение уменияв навык требует неоднократных действий по образцу.
Проблемно-поисковые методыприменяются в ходе проблемного обучения. При использовании проблемно-поисковыхметодов обучения учитель использует такие приемы: создает проблемную ситуацию(ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организуетколлективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации,подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание.
Проблемно-поисковые методыприменяются преимущественно с целью развития навыков творческойучебно-познавательной деятельности, они способствуют более осмысленному и самостоятельномуовладению знаниями.
Методы самостоятельной работыи работы под руководством учителя выделяются на основе оценки мерысамостоятельности учеников в выполнении учебной деятельности, а также степениуправления этой деятельностью со стороны преподавателя.
Методы организации иосуществления учебно-познавательной деятельности – группа методов обучения,направленных на организацию учебно-познавательной деятельности учащихся,выделенная
12. Методы самовоспитания:самонаблюдение, самоанализ, самоодобрение. Основные средства воспитания
Самовоспитание – процессусвоения человеком опыта, предшествующих поколений посредством внутреннихдушевных факторов, обеспечивающих развитие, а также деятельность человека, направленнаяна изменение своей личности в соответствии сознательно поставленным целям,сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание выступает как важноесредство развития и личностного формирования учащихся только при условии, еслиучителя обращают должное внимание на его организацию и в состоянии умело играмотно его направлять. В процессе самонаблюдения человек замечает, как быстроон овладевает профессиональными навыками и умениями, насколько успешносправляется с осваиваемой специальностью, оценивает свои возможности,сравнивает себя со своими товарищами, анализирует причины удач и неудач.Человек может наблюдать за собой непосредственно в данной ситуации или,призывая на помощь память (как он вел себя вчера, месяц тому назад, год).Бывает, что к одному и тому же факту своей жизни человек возвращается многораз, и таким образом происходит формирование верного представления о себе. Каквидно из вышесказанного, процессу самонаблюдения всегда сопутствует самоанализ.Самоанализ представляет собой анализ собственного поведения, отдельныхпоступков, целей, чувств, переживаний, то есть в конечном итоге анализ качествсвоей личности, мотивов своего поведения. Самоодобрение.
1.Метод самоубеждения. Сущность его состоит в том, что ученик, выявив своинедостатки, убеждает себя в необходимости изжить этот недостаток, при этомнельзя ограничиваться только мысленным самоубеждением.
2.Метод самовнушения.
3.Самообязательство. Суть его состоит в том, что учащийся, задавшись цельюпреодолеть у себя тот или иной недостаток или выработать какое-то положительноекачество, берет на себя определенное обязательство.
4.Метод самокритики. Сущность его состоит в том, что ученик, который выявил усебя тот или иной недостаток и поставил перед собой цель изжить его, подвергаетсебя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к егобыстрейшему преодолению.
6.Самопринуждение или самоприказ.
Изложенноепоказывает, что если представить процесс самовоспитания в целом, то в егоструктуре выделяются ряд компонентов.
Средства воспитания– это относительно независимые источникиформирования личности. К ним относят виды деятельности (труд, игра), предметы,вещи (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры(искусство, общественная жизнь), природа. К средствам относят также конкретные мероприятия и формывоспитательной работы (вечера, собрания).
Средствавоспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, которыйиспользуется для решения воспитательных задач. К средствам относятся: знаковыесимволы; материальные средства; способы коммуникации; мир жизнедеятельностивоспитанника; коллектив и социальная группа как организующие условиявоспитания; технические средства; культурные ценности (игрушки, книги,произведения искусства…); природа (живая и неживая).
Косвенные средства воспитания содержат воздействия, которые реализуютсяс помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя ивоспитанника (например, чтение книг, просмотр кинофильмов, телевизионных ивидеофильмов, ссылка на мнение авторитетного человека).
По включенности сознаниявоспитателя и воспитуемого в процесс воспитания его средства делятся наосознанные и неосознанные.
Осознанные средства воспитания: воспитатель сознательно ставит передсобой определенную цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее. Неосознанныесредства воспитания: воспитуемый принимает воспитательное воздействие безсознательного контроля со своей стороны, а воспитатель также не производитпреднамеренного воздействия на воспитуемого.
13. Методы стимулированиядеятельности и поведения: требование, соревнование, поощрение, наказание,«взрыв», «метод естественных последствий»
Методы стимулированиядеятельности и поведения – пути побуждения воспитанников к улучшению своегоповедения, развития у них положительной мотивации поведения. «Взрыв» –метод воспитания, сущность к-рого заключается в том, что конфликт своспитанником доводится до последнего предела, когда единственной возможностьюразрядить ситуацию является к.-л. резкая и неожиданная мера, способная«взорвать», преодолеть ложную позицию воспитанника. Успешное применение этогоспособа, введенного А.С. Макаренко, возможно при безоговорочной поддержкеколлектива, высоком мастерстве педагога и крайней осторожности, чтобы непричинить вреда воспитаннику.
Метод естественных последствий– метод воспитания, заключающийся в том, что воспитаннику предлагаетсяликвидировать последствия проступка, причем предъявляемые требования для обеихсторон являются вполне очевидными и справедливыми (насорил – убери, сломал –почини и т.п.).
Наказание – торможениенегативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков,порождение чувства вины и раскаяния.
Поощрение – стимулированиеположительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков,порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания усилий истараний личности.
Принуждение – пед.воздействие, основанное на активном проявлении воли воспитателя в отношениивоспитанников, не обладающих достаточной сознательностью и игнорирующих нормыобщественного поведения. К видам П. относятся: составление характеристикишкольника, в к-рой преувеличиваются негативные черты учащегося и последствияего деятельности; запреты на желательные для воспитанника действия и поступки;побуждение к нежелаемому школьником поведению.
Требование – пед. воздействиена сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозитьотдельные виды его деятельности. Т. реализуются в личных отношениях педагогов идетей. Т. бывает непосредственным – прямым (приказ, запрет, указание) икосвенным (совет, просьба, намек, условие) – и опосредованным, выраженным черезактив (инициативную группу) и общественное мнение.
Соревнование.Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с учетом тогонесомненного социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам ввысшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету,первенству, самоутверждению. Вовлечение учащихся в борьбу за достижениенаилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности поднимаетотстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности,инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма.
14. Методы стимулирования и коррегирования учебно-познавательнойдеятельности учащихся
Любаядеятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, еслипри этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желаниедействовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения,неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь кнамеченной цели. Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности,которая идет более успешно, если у обучаемых сформировано положительноеотношение к учебной деятельности, если у них есть познавательный интерес,потребность в получении знаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувствадолга, ответственности и другие мотивы учения.
Стимулирующаяроль всех методов обучения.
Длятого чтобы сформулировать такие мотивы учебной деятельности, используется весьарсенал методов организации и осуществления учебной деятельности – словесные,наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, дедуктивныеи индуктивные методы.
Такимобразом, каждый из методов организации учебной деятельности в то же времяобладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием. Вэтом смысле можно говорить о стимулирующе-мотивационной функции любого методаобучения. Однако опытом работы преподавателей и наукой накоплен большой арсеналметодов, которые специально направлены на формирование положительных мотивовучения, стимулируют познавательную активность, одновременно содействуяобогащению обучающих учебной информацией. Функция стимулирования в этом случаекак бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функциивсех других методов.
Какотмечалось выше и в работах, группу методов стимулирования и мотивации можноусловно подразделить на две большие подгруппы. В первой из них представитьметоды формирования познавательных интересов у обучаемых. Во второй – методы,преимущественно направленные на формирование чувства долга и ответственности вучении. Охарактеризуем подробнее каждую из этих подгрупп методов стимулированияи мотивации учения.Методы формирования познавательного интереса.
Специальныеисследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса,показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развитияхарактеризуются тремя обязательными моментами: 1) положительной эмоцией поотношению к деятельности; 2) наличием познавательной стороны этой эмоции; 3)Наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.
Отсюдаследует, что в процессе обучения важно обеспечить возникновение положительныхэмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методамосуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевноговолнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому кпроцессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаютсяглубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессыинтенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.
Однимиз приемов, входящих в метод эмоционального стимулирования учения, можноназвать прием создания на занятии ситуаций занимательности – введения в учебныйпроцесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Многиепреподаватели используют для повышения интереса к учению анализ отрывков изхудожественной литературы, посвященных жизни и деятельности выдающихся ученых иобщественных деятелей. Успешно применяются и такие приемы повышениязанимательности обучения, как рассказы о применении в современных условиях техили иных предсказаний научных фантастов, показ занимательных опытов.
Вроли приема, входящего в методы формирования интереса к учению, выступают изанимательные аналогии. Например, весьма положительный отклик вызывают уобучаемых аналогии в курсе физики, опирающиеся на принципы бионики. Приизучении явлений локации проводятся аналогии со способами ориентировки летучихмышей. При рассмотрении подъемной силы крыла самолета проводятся аналогии сформой крыльев птицы, стрекозы.
Эмоциональностьпереживания вызывают путем применения приема удивления, например, парадоксПаскаля, при убедительности этих примеров неизменно вызывает глубокиеэмоциональные переживания у обучаемых.
Однимиз приемов стимулирования является сопоставление научных и житейских толкованийотдельных природных явлений. Например, обучаемым предлагается сравнитьжитейское и научное объяснение явления невесомости, законов падения, законовплавания.
Вовсех приведенных выше примерах показано, как входящие в методы формированияинтереса приемы художественности, образности, яркости, занимательности,удивления вызывают эмоциональную приподнятость, которая в свою очередь возбуждаетположительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути кформированию познавательного интереса. Вместе с тем среди основных моментов,характеризующих интерес, было подчеркнуто не просто возбуждениеэмоциональности, но наличие у этих эмоций собственно показательной стороны,которая проявляется в радости познания.
Основнымисточником интересов к самой учебной деятельности является, прежде всего, еесодержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующеевлияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных впринципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность ипоследовательность, комплексное образовательное, воспитывающее и развивающеевлияние). Однако имеются и некоторые специальные приемы, направленные наповышение стимулирующего влияния содержания учения. К ним в первую очередьможно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания ксамым важным открытиям в науке и технике, к явлениям общественно-политическойвнутренней и международной жизни.Познавательные игры.
Ценнымметодом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательныхигр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Иградавно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. В практикеработы преподавателей используются настольные и тренажерные игры, с помощьюкоторых изучается история, животный мир, типы самолетов и кораблей. Ценнымметодом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательныхигр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Иградавно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. В практикеработы преподавателей используются настольные и тренажерные игры, с помощьюкоторых изучается история, животный мир, типы самолетов и кораблей.Учебные дискуссии.
Кметодам стимулирования и мотивации учения относится также метод созданияситуации познавательного спора. Известно, что в споре рождается истина. Но спорвызывает и повышенный интерес к теме. Некоторые преподаватели умело используютэтот метод активизации учения. Они, во-первых, умело используют историческиефакты борьбы научных точек зрения по той или иной проблеме. Однако ситуациюспора преподаватель может создать в любой момент, задавая самый тривиальныйвопрос «А кто думает иначе?». И если такой прием вызывает спор, то обучаемыесами собой делятся на сторонников и противников того или иного объяснения и синтересом ждут аргументированного заключения преподавателя. Так учебный спор выступаетв роли метода стимулирования интереса к учению. Больших результатов в этойобласти добиваются с помощью электронных дискуссий.
Вкачестве приема стимулирования часто применяется анализ жизненных ситуаций.Этот метод обучения непосредственно стимулирует учение за счет максимальнойконкретизации знаний.
Однимиз действенных приемов стимулирования интереса к учению является созданиеситуации успеха у обучаемых, которые испытывают определенные трудности в учебе.Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящемурассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных трудностей. Поэтомупреподавателям следует так подбирать некоторым обучаемым, которые нуждаются встимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступное для них задание,что придало бы им уверенности в себе, и они могли продолжить свою учебнуюдеятельность в более благоприятном темпе. Ситуации успеха создаются и путемдифференциации помощи обучаемым в выполнении учебных заданий одной и той жесложности. Ситуации успеха создаются преподавателем и путем поощренияпромежуточных действий обучаемого, то есть путем специального подбадривания егона новые усилия. Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечениеблагоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иныхучебных заданий. Благоприятный микроклимат во время обучения снижает чувствонеуверенности и боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состояниемуверенности.
15.Мониторинг в образовании
Этопостоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявленияего соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.Мониторинг является одним из важнейших средств, благодаря которому изменяетсясамо информационное пространство, так как повышается оперативность,объективность и доступность информации. Поэтому цель мониторинга – оперативновыявлять все изменения, происходящие в сфере образования. Полученныеобъективные данные являются основанием для принятия управленческих решений.
Педагогическиймониторинг –это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации одеятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за еесостоянием и прогнозирование ее развития. Педагогический мониторинг позволяетосуществлять научное управление образовательным процессом на основефактического состояния воспитательно-образовательного процесса. Основнымипринципами педагогического мониторинга являются: принцип научности; принциппрофессиональной целесообразности; принцип непрерывности, целостности ипреемственности. Мониторинг как педагогическая технология не только позволяетсистематизировать информацию, но и может стать действенным механизмомматериального поощрения эффективно работающих педагогов и служить основаниемдля повышения их квалификации.
Социологическиймониторинг – форма организации проведения социологических исследований,обеспечивающая постоянное получение социологической информации о состоянииопределенного социального процесса или социальной ситуации.
Психологическиймониторинг выявляет тенденции и закономерности психологического развитияопределенных групп людей. Предметом психологического мониторинга, например,могут быть психологическая готовность детей к школьному обучению, динамикапрофессионального и личностного самоопределения, динамика измененийопределенной возрастной или профессиональной группы, функционирование иразвитие психических процессов и др.
Медицинский – отслеживание динамикиздоровья обучающихся (совместно с медицинским работником школы). Важнорассматривать предметом мониторинга не само психологическое развитие ребёнка, аобразовательные условия, которые определяют развивающий характер образования,или социально-психологические риски, существующие в образовательной среде.
Типымониторинга. Диагностический – в целом, диагностический мониторингосуществляется путем установления и поддержания контактов с надежнымиисточниками получения информации и пострадавшими. Далее следует подтверждение ианализ полученной информации, которая затем отправляется для составленияотчетов. Этот процесс может включать несколько различных способов сбораинформации, и различные типы анализа – все вместе которые могут представитьобщую картину.