Реферат по предмету "Экономика"


Оптовая торговля на примере ОАО ГомельтекстильтогР

--PAGE_BREAK--
 
 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ОПТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ГОМЕЛЬТЕКСТИЛЬТОРГ»

 2.1 Социально-экономическая характеристика района и объемов деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»
ОРП «Текстильторг» создано как правопреемник Гомельской областной базы по оптовой торговле текстильными товарами «Текстильторг», которая была организованна на основании распоряжения СМ БССР от 17.08.1988 года. В связи с переименованием предприятия в РДРОУП «Гомельтекстильторг» 16.06.2000 г. Гомельским областным исполнительным комитетом было выдано свидетельство о государственной регистрации коммерческой организации за № 356 от 12.06.2000 года. Учредителем предприятия являлись УП «Белст», входящее в состав Концерна «Беллегпром».

    На основании приказа Гомельского областного территориального фонда государственного имущества от  05.12.2008 г № 325,  путем преобразования республиканского дочернего оптово-розничного унитарного предприятия «Гомельтекстильторг» было преобразовано в открытое акционерное общество «Гомельтекстильторг»   и было зарегистрировано 20 декабря 2008 года  № 379 р Гомельским городским исполнительным комитетом за № 400093175, в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества.

    Общество является преемником прав и обязанностей названной организации в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать Обществу, до момента выкупа акций подчиняется Концерну «Беллегпром».

Общество является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать.

         Фирменное наименование Общества:        

         Открытое акционерное общество “Гомельтекстильторг  “;

 Место нахождения Общества: г. Гомель, ул. Шилова, 12, первый этаж.

         Почтовый адрес: 246007 г.Гомель, ул. Шилова,12; факс/тел. 57-02-53.

        Основной целью деятельности Общества является получение  прибыли.

Общество осуществляет следующие виды деятельности:                                                                                                                 

-   51410 Оптовая торговля текстильными товарами;

—   52410 Розничная торговля в магазинах текстильными изделиями, трикотажными и  чулочно — носочными изделиями, одеждой;

— 70200 Сдача в наем собственного недвижимого имущества;

  Общество зарегистрировано в государственной налоговой инспекции под № УНП 400093175, ОКПО 03462712, в фонде социальной защиты населения под №  185.

     Уставный фонд до преобразования в ОАО на 1 января  2008 года составлял 1 950 тыс. р., в процессе преобразования в ОАО уставный фонд на 1 января был сформирован в сумме 133 032,9 тыс. р.

      Имущество общества на 01.01. 2009г. составляют основные фонды по первоначальной стоимости в сумме 703,1 млн р. и оборотные средства в сумме 31,0 млн р., а также иные ценности, стоимость которых отражается в балансе общества.

Производственные мощности Общества составляют складские помещения общей площадью 1804,3 кв.м. Непосредственно обществом используется 388 кв.м. или 21 % этих площадей, что позволяет обеспечивать объем валового  товарооборота в размере 3275 млн р. – в 2006 году, в т. ч. оптовый товарооборот – 2498 млн  р.; 4530 млн руб. – в 2007 году, в т. ч. оптовый товарооборот – 3563 млн р.; 6299 млн.руб. – в 2008 году, в т. ч в оптовой торговле 5137 млн р.

Доля оптового товарооборота ежегодно растет и на сегодняшний день составляет 81 %.

Остальные временно свободные площади сданы в аренду и приносят Обществу  чистый доход.

Розничная торговля осуществляется обществом на арендованных торговых площадях в размере 154,9 кв.м.

-   магазин № 2 ул. Интернациональная,49;

-   секция № 3 ул. Шилова, 12а;

—   секция № 5 пр. Октября, 67

 Объем розничного товарооборота составил в 2006 году — 777 млн р., в 2007 году —  850 млн р., в 2008 году — 1037 млрд р., что составляет около 19 % общего объема продаж общества.

Предметом деятельности ОАО «Гомельтекстильторг» является   оптово-розничная торговля товарами народного потребления.

Основными задачами ОАО «Гомельтекстильторг» являются:

        1)  хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для  удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов  общества;

       2)  увеличение объемов оптово-розничного товарооборота;

       3)  повышение производительности труда  на основе максимального использования внутренних резервов, снижения себестоимости продукции, полного использования производственных мощностей;

      4) реализация продукции  в точном соответствии с планом;

Структура управления ОАО «Гомельтекстильторг» представлена на рисунке  1.                                    

                                           Директор





Кадровая   Бухгалтерия   Торг. сектор  Экономическая  Техническая   Склады служба                                                             служба            служба 





     Склады                                                Розничная торговля
Рисунок  1- Структура управления  ОАО «Гомельтекстильторг»
        Рассмотрим  финансово – экономические показатели деятельности ОАО «Гомельтекстильторг»  за 2006-2008 годы, данные представим в таблице  2.1.1, исходные данные представлены в приложении 9,10,11,12,13
Таблица 2.1.1
Финансово – экономические показатели деятельности    ОАО «Гомельтекстильторг» за 2006 – 2008 гг.

млн р.

№ п/п

Показатели

Еди

ницы

 изме

рения

Годы

Темп роста, % отклонения (+;-)

2006

2007

2008

2007к

2006

2008 к 2007

1

Валовой объем товарооборота  в фактических ценах

В т. ч. оптовый товарооборот

В т. ч.  розничный товарооборот

Выручка от сдачи имущества в аренду

млн

 р.

3275,0
2498,0

777,0

-

4530,0
3563,0

850,0

117,0

6299,0
5137,0

1037,0

125,0

138,3
142,6

109,4

-

139,1
144,1

122,0

107,7

2

Среднесписочная численность работающих

человек

27

29

29

107,4

100

3

Расходы на реализацию продукции, всего

В том числе:

Материальные затраты

Расходы на оплату труда

Отчисления от средств на оплату труда

Амортизация основных средств и нематериальных активов

Прочие затраты

млн

 р.

343
17

178

64

8
76

430
25

240

87

8
70

568
37

338

123

8
62

125,3
147,1

134,8

135,9

100
92,1

132,1
148,0

140,8

141,4

100
88,6

4

Себестоимость реализации продукции

млнр.

2402

3285

4574

136,8

139,2

5

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) в отпускных ценах (без НДС и налогов и сборов из выручки)

млнр.

2730

3780

5258

138,5

139,1

6

Удельный вес реализованной продукции (в стоимостном выражении) по рынкам сбыта:

— внутренний рынок

— в страны СНГ

— в страны вне СНГ

%


100

-

-


100

-

-


100

-

-




100


100

7

Налоги, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг

млн р.

621

750

1041

120,8

138,8

8

Прибыль от реализации (+),  убыток (-)

млн р.

-15

65

116

433,3

178,5

9

Чистая прибыль (+), убыток (-)

млн р.

15

10

20

66,6

200,0

10

Рентабельность реализованной продукции (работ, услуг), (прибыль от реализации / затраты на реализации)

%

-4,37

15,1

20,4

19,47

5,3

11

Рентабельность продаж (прибыль от реализации / выручка от реализации)

%

-0,45

1,43

1,84

1,88

0,41

12

Коэффициент текущей ликвидности

Коэф.

1,077

1,024

1,024

-0,053

-

13

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

Коэф.

0,075

0,083

0,024

0,008

-0,059

14

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами

Коэф.

0,872

0,856

0,900

-0,016

0,044



      

Анализ основных показателей финансово-экономической деятельности свидетельствует о том, что  валовой объем товарооборота, оптовый товарооборот и розничный товарооборот в 2008г. по сравнению с 2006г. вырос в 1,9 раза, или на 3024 млн р., по сравнению с 2007г.в 1,4 раза или на 1769 млн р.,  темпы роста составили 138.3% и 139.1% соответственно, по оптовому товарообороту 142,6 и 144,1%,  по розничному товарообороту  темп роста составил 109,4 и 122 %.

     Рост расходов на реализацию был обусловлен, в первую очередь за  счет увеличение  заработной платы на 6 % в 2008 г по сравнению  с 2007 годом, соответственно выросли отчисления в Фонд социальной защиты населения  и  Белгосстрах.

      Прибыль от реализации в 2008 г. по сравнению с 2006 годом выросла в  7,7 раза, по сравнению с 2007 г в 1,78 раза, темп роста 433,3 % и 178,5 % соответственно, этот рост обусловлен включением выручки от сдачи имущества в аренду в 90/1 счет «Реализация», а этот показатель в 2006 году включался в 91 счет «Операционные доходы» и не участвовал в расчете прибыли от реализации, этот показатель виден  в приложении № 2 к балансу Отчет о прибылях и убытках» за 2006-2008 год.  (приложение  14,15,16,17).

      Показатель  рентабельности за  последние 2007 — 2008 годы имеет тенденцию роста, т.к. в 2006 г показатель чистой прибыли имел отрицательное значение.

Коэффициент текущей ликвидности  за три года в ОАО показывает способность общества погасить свои текущие обязательства за счет текущих активов, а так же какая часть краткосрочных обязательств может быть немедленно погашена за счет денежных средств на различных счетах, а так же краткосрочных ценных бумаг и средств  в расчетах дебиторской задолженности. Значение в данном исследовании удовлетворяет требованию, так как норматив должен быть больше, или равен 1, хотя произошло снижения коэффициента в 2007 г по сравнению с 2006 г на 0,053.

Коэффициент обеспеченности собственных оборотных средств  за три года  соответствует нормативу (норматив  больше, или равен 1), хотя он имеет тенденцию снижении  в 2008 году  на 0,059 по сравнению с 2007 годом.

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами  за три года соответствовал нормативу в 2007 году (норматив  меньше, или равен 0,85), он снизился в 2007 году на 0,016 по сравнению с 2006 годом, а в 2008 году он увеличился на  0,044 по сравнению с 2007 годом.

Анализ основных финансово – экономических показателей ОАО «Гомельтекстильторг» за 2006 – 2008 гг. показывает, что  коэффициенты соответствовали нормативу за 2006, 2007 годы, а за истекший 2008 год изменение  коэффициентов  обусловлено тем, что организация преобразовалась на 20.12.08 г. в ОАО и весь капитал и резервы были сформированы в уставный фонд ОАО. Из-за этого произошло снижение коэффициента обеспеченности  СОС  и финансовых обязательств активами.

Коммерческая деятельность ОАО «Гомельтекстильторг» направлена на обеспечение прибыльной работы организации с прогнозируемым уровнем рентабельности 1,34%. Что в сумме составляет около 13,0 млн. руб. чистой прибыли.Благодаря договорным отношениям с такими организациями-изготовителями, как РУП БПХО г. Барановичи, РУП ТП «Оршанский льнокомбинат», ГРУПП «Гронитекс» г. Гродно, ОАО Речицкий текстиль и т. д. на  дальнейшее расширение сотрудничества с предоставлением оптовых скидок на поставляемый товар. Рост заинтересованности торгующих организаций в приобретении товаров в нашей организации на взаимовыгодных условиях: без взимания оптовой надбавки и с возможностью подсортировки товаров различных производителей продолжается и в 2009 году.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
     Границами рынка, на котором ОАО «Гомельтекстильторг» осуществляет оптовую и розничную торговлю является г. Гомель и Гомельская область, общая численность  населения которых около 2 млн. чел.

     Более 80% в общем объеме реализации товаров занимает оптовая торговля. Основными рыночными потребителями текстиля являются розничные торгующие организации г. Гомеля и Гомельской области, с которым в 2009 году было заключено 131 договор на поставку товаров. Наиболее крупными и постоянными покупателями являются крупные торговые центры г. Гомеля и г. Речицы, Рогачева, Светлогорска, Мозыря. «Сильная сторона» в работе с этими клиентами – многолетняя совместная деятельность, взаимовыгодные условия реализации по «скидочным» договорам, возможность подсортировки широкого ассортимента различных производителей республики.

     Кроме рыночных покупателей ОАО «Гомельтекстильторг» обслуживает тканями и нитками 47  внерыночных потребителей Гомельской области. Сюда входят некоторые швейные организации, фирмы, заводы, а также учреждения социальной защиты населения (дома-интернаты, школы, больницы и т.д.) Доля поставок внерыночным потребителям составляет 30% в общем объеме реализации.     

Рост заинтересованности торгующих организаций в приобретении товаров в ОАО «Гомельтекстильторг» на взаимовыгодных условиях: без взимания оптовой надбавки и с возможностью подсортировки товаров различных производителей.

Закупка товара осуществляется по мере необходимости – определенной периодичности не существует в связи с неравномерностью спроса. На складе ОАО «Гомельтекстильторг» ведется компьютерный учет ТМЦ с помощью специальной программы. Узкая товарная номенклатура позволяет достаточно оперативно и точно отражать приход/отгрузку товара в программе, что позволяет  получать достоверную информацию об остатках товаров на складе и принимать решения о закупках. Товар приобретается сравнительно небольшими партиями с учетом предполагаемых объема и структуры заявок от покупателей.

Следует отметить, что организация занимается оптово – розничной продажей текстильных товаров для рыночных и внерыночных потребителей Гомельской области.

Товаропроводящую сеть ОАО «Гомельтекстильторг» на рынке Республики Беларусь представим с помощью таблицы 2.1.2
Таблица 2.1.2

Товаропроводящая сеть ОАО «Гомельтекстильторг»

Город

Вид торговопроводящей сети

Правовая форма организации

Наименование видов продукции

Площадь, м2

Объем реализации продукции  через ТПС, млн р.

Отклонения

(+,-)

общая

В т.ч. торговля

2007

2008

Республика Беларусь

Розничные магазины

Государственная

Текстильные товары, швейные изделия.

154,9

124,2

850

1037

+187



Оптовый склад

Государственная

Текстильные товары, швейные изделия.

1804

388

3563

5137

+1574

Итого







1958,9

512,2

4413

6174

+1761



Как видно из данных таблицы в 2008 году наблюдается значительный темп роста через торговопроводящую сеть – оптовый склад, на  1574 млн р. или 44,2%. Более 81% в общем объеме реализации товаров занимает оптовая торговля.

Основную часть в товарообороте рассматриваемой организации занимает текстильная продукция:

РУП БПХО г. Барановичи  -  3 млрд. 481 млн р.  – 56 % от объёма;

РУП ТП «Оршанский льнокомбинат»  -  837 млн  р. – 14 %;

ГРУПП «Гронитекс» — 189 млн р. – 3%;

ОАО «Речицкий текстиль» -  359 млн  р. – 6%.

Это ситцы, бязи, ткани технические, льняные изделия, нитки, махровые изделия.

Специалисты общества принимают участие в коньюктурных совещаниях своих поставщиков, дают предложения по выпуску ассортимента продукции, пользующейся спросом у населения нашего региона.

Проведенный анализ говорит о достаточно эффективной деятельности ОАО «Гомельтекстильторг» по формированию ассортимента. Как показала практика, расширение ассортимента благоприятно сказалось на финансовых результатах деятельности ОАО «Гомельтекстильторг», что говорит о целесообразности расширения ассортимента в будущем.

ОАО «Гомельтекстильторг» осуществляет закупку товара для последующей оптовой продажи только у белорусских поставщиков. Закупка товаров у поставщиков осуществляется на основе договоров купли-продажи, которые заключаются в простой письменной форме и заверяются подписями и печатями сторон. Предметом данных договоров является купля-продажа товара, стороны – Продавец и Покупатель. Типовой договор купли-продажи с поставщиками ОАО «Гомельтекстильторг» содержит следующие основные условия – момент перехода права собственности на товар к Покупателю, цель приобретения товара, ассортимент, количество, цена товара и порядок расчетов, качество товара и условия доставки, срок действия договора, а также реквизиты сторон. При определении ассортимента, количества и цены приобретаемого товара стороны в договорах ссылаются на протоколы согласования цен. Способ и сроки оплаты: в течение 30 дней с момента получения товара, однако возможна и предварительная оплата. Согласно договорам ОАО «Гомельтекстильторг»с поставщиками доставка товара осуществляется за счет Покупателя. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора стороны руководствуются законодательством Республики Беларусь.

При каждой отдельной поставке по договору ассортимент, количество и цена товара согласовывается в Протоколе согласования договорной цены на товарно-материальные ценности. Данный Протокол содержит наименование товара, единицу измерения, количество, цену единицы продукции изготовителя, оптовую надбавку поставщика, цену реализации и стоимость без НДС. Отпуск товара производится по товаротранспортным или товарным накладным – ТТН-1/ТН-2, где указывается дополнительно сумма НДС и стоимость с НДС. Оплата осуществляется согласно ТТН/ТН.

Поставку товаров осуществляют организации легкой промышленности Республики Беларусь, такие как ОАО «Могилевхимволокно», РУП БПХО г. Барановичи, ОАО «Моготекс» г. Могилев, РУП ТП «Оршанский льнокомбинат», ОАО «Сукно» г. Минск, ГРУПП «Гронитекс» г. Гродно, ОАО «Речицкий текстиль»,  ф-л № 3 ОАО «Свитанак» г. Гомель, ОАО «8 Марта» г. Гомель. В работе с поставщиками общество имеет преимущества по причинам наличия тесных деловых контактов с промышленными организациями на протяжении многолетнего сотрудничества, что является «сильной стороной» деятельности.

Основными критериями при выборе поставщиков являются качество товара, цена, способ оплаты и надежность партнера (соблюдение сроков поставки и ответственность при исполнении других договорных обязательств).

Таким образом, отсутствие нарушения договорных обязательств, как со стороны поставщиков, так и со стороны ОАО «Гомельтекстильторг», говорит о достаточно эффективном ведении организацией договорной работы.
2.2 Анализ оптового товарооборота по общему объему и основным товарным группам ОАО «Гомельтекстильторг»
Основным источником информации для проведения анализа оптового товарооборота по общему объему и основным товарным группам служит статистическая форма №1-опт «Отчет о деятельности организации оптовой торговле» по ОАО «Гомельтекстильторг» (приложения 5,6).

Проведем анализ оптового  товарооборота ОАО «Гомельтекстильторг» за 2007-2008 годы, данные представим  в таблице  2.2.1.,  выполнение оптового и розничного товарооборота представлено в приложении  1,2,3,4

Таблица 2.2.1

Выполнение плана и динамика оптового  товарооборота  по общему объему ОАО «Гомельтекстильторг» за 2007-2008 гг.

млн р.

Показатели

Годы

Темп роста,

%



2007



 2008

план

факт

% выполнения плана

Общий товарооборот оптовой организации:  без аренды

В действующих ценах

В сопоставимых ценах


4530,0

4530,0


5469,0

5092,0


6174,0

5748,6


112,9

112,9


136,3

126,9

В том числе оптовый товарооборот:

В действующих ценах

В сопоставимых ценах



3563,0

3563,0



4423,0

4118,2



5137,0

4783,0



116,1

116,1



144,2

134,2

Розничный товарооборот общества

В действующих ценах

В сопоставимых ценах



850,0

850,0





1046,0

973,9



1037,0

966,0



99,1

99,2



122

113,6

Розничный товарооборот зоны деятельности

В действующих ценах

В сопоставимых ценах


3398,0

3398,0


-

-


4507,0

4196,0


-

-


132,6

123,5

Оборот от сдачи имущества в аренду



117,0



-



125,5



-



107,3

Отношение оптового товарооборота к розничному товарообороту зоны деятельности, %



104,9



-



114,0



-



108,7

Индекс цен

-

-

107,4

-

-

        

Как свидетельствуют данные таблицы № 2.2.1,в отчетном году наблюдается перевыполнение плана общего товарооборота ОАО «Гомельтекстильторг», как в действующих, так и сопоставимых ценах на 12,9%, или 705,0 млн р. (6174-5469 — в действующих ценах), и 656,6 млн  р.(5748,6-5092,0 — в сопоставимых ценах);   в том числе наблюдается перевыполнение оптового товарооборота как в действующих ценах на 16 ,1%, что в сумме составляет 714,0 млн  р. так и сопоставимых ценах на 16,1%, или на  664,8 млн р.Рассматривая розничный товарооборот наблюдается недовыполнения плана как в действующих на 0,9% (9,0 млн р.), так и в сопоставимых на 0,8 %  (7,9 млн р.).  

 В отчетном  2008 году по сравнению с 2007 годом   наблюдается рост общего товарооборота ОАО «Гомельтекстильторг», как в действующих на 36,3% (6174,0-4530,0) – 1644,0 млн р., так и в сопоставимых на 26,9% (5748,6-4530) – 1218,6 млн р., в т. ч. наблюдается рост оптового товарооборота на 44,2% или в сумме 1574,0 млн р. (в действующих ценах) и на 34,2% или в сумме 1220,0 млн р. (в сопоставимых ценах), наблюдается рост оптового товарооборота к розничному товарообороту зоны деятельности обслуживаемой сети в действующих ценах на 32,6% (4507-3398) – 1109,0 млн р., так и в сопоставимых ценах на 23,5% (4196-3398) – 798,0 млн р., темп рост оптового товарооборота к розничному товарообороту зоны деятельности обслуживаемой сети составил 8,7%.   Розничный товарооборот в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличился на 22% или в сумме на 187,0 млн р. (в действующих ценах)  и на 13,6% или в сумме 116,0 млн р. (в сопоставимых ценах).

    Оборот от сдачи имущества в аренду увеличился на 7,3 %, или на 8,5 млн р. Увеличение оборота обусловлена изменением курса валют.

 Изучим развитие оптово-розничного товарооборота по  ОАО «Гомельтекстильторг» в сравнении с тенденциями развития валового товарооборота.

Проанализируем динамику товарооборота ОАО «Гомельтекстильторг» в таблице  2.2. 2  
                     Таблица 2.2.2                           


Динамика товарооборота ОАО «Гомельтекстильторг» за 2006 — 2008 гг.

млн р.

Показатели

Годы



Темп роста, %

Отклонение по удельному весу (+;-), %

2006

2007

2008

Сумма, млн р.

Удельный вес, % к итогу

Сумма, млн  р.

Удельный вес, % к итогу

Сумма, млн  р.

Удельный вес, % к итогу

2007 к 2006

2008  к 2007

2007

От 2006
 

2008

От 2007

Валовой товарооборот, всего

В том числе:


3275




100



4413




100




6174





134,7




139,9




-




-





Розничный

товарооборот





777




23,7




850




18,8




1037




16,5




109,4




122,0




-4,9




-2,3




Оптовый товарооборот


2498


76,3


3563


80,7


5137


83,2


142,6


143,0


4,4


2,5


  Как видно из таблицы динамика удельного веса оптового товарооборота по годам в валовом товарообороте имеет тенденцию роста. В 2007г. по сравнению с 2006 г. товарооборот увеличился  на 4,4%, а в 2008г. по сравнению с 2007 г.  на 2,5%.

     Анализ  розничного товарооборота по годам в валовом товарообороте общества  имеет тенденцию снижения, так в  2007г.  по сравнению  с 2006 г. ниже на 4,9%, а в 2008г. по сравнению с 2007 г. ниже на 2,3%.

Анализ выполнения плана и динамики оптового товарооборота  проводят  не только за год, но  и по кварталам.  Это  помогает  установить,  как  ритмично развивается  оптовая  реализация,  как   равномерно    удовлетворяется   спрос покупателей  на  товары.  Для  оценки    ритмичности   развития товарооборота следует  изучить выполнение плана и его динамику.

Для определения  ритмичности развития  товарооборота  ОАО «Гомельтекстильторг» следует изучить  выполнение  плана   по   кварталам за 2007 – 2008 годы,  данные об удельном весе кварталов в годовом объеме оптового товарооборота представлены в аналитической таблице  2.2.3
Таблица 2.2.3
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Данные об удельном весе кварталов в годовом объеме оптового товарооборота по ОАО «Гомельтекстильторг» за 2007- 2008 гг.

млн р.


Кварталы

Годы

% выполнения плана по сумме



2007



2008



Отклонение (+;-)



план

факт

 плана

2007

сумма,

млн р.

Удел. вес, %

сумма,

млн р.

Удел. вес,%

сумма

млн р

Удел. вес,%

сумма,

млн р

Удел. вес,%

сумма,

млн р

Удел. вес,%

I

758

21,27

938

21,20

1133

22,06

+195

0,86

+375

0,79

120,7

II

747

20,97

985

22,27

1185

23,07

+200

0,80

+438

2,10

120,3

III

971

27,25

1170

26,46

1396

27,18

+226

0,72

+425

-0,07

119,3

IV

1087

30,51

1330

30,07

1423

27,69

+93

-2,38

+336

-2,82

106,9

Итого за год

3563

100,0

4423

100,0

5137

100,0



+714



-



+1574



-



116,1

               

Из данных таблицы  2.3. видно, что план оптового товарооборота  за отчетный период выполнен в целом на 116,1%, при этом плановое задание перевыполнено за каждый квартал. Как по плану, так и  фактически товарооборот распределен по кварталам практически равномерно, отклонение наблюдается в 4-м квартале. 

Изучив данные об удельном весе кварталов в годовом объеме товарооборота за 2007 – 2008гг. установлено, что наибольшую долю занимает 4-й квартал и составляет 27,69 % в 2008г., что на 2,38 % ниже  от плановых показателей и на 2,82% ниже  от  данных 2007 года. Наименьшую долю занимает 1-й квартал и составляет 22,06 %, однако  на 0,86 % выше  плановых показателей, и  на 0,79% выше данных 2007г. Доля 2-го и 3-го квартала в годовом объеме оптового товарооборота составила 23,07% и 27,18% соответственно.По 2-му кварталу видно перевыполнения плана, как по плану, так и в  сравнении с 2007 годом.По 3-му кварталу в отчетном году видно перевыполнения плана  на 0,72%, хотя  в  сравнении с 2007 годом ниже на 0,07%.Неравномерность удельного веса кварталов в годовом объеме оптового товарооборота связано с тем, что на 4-й квартал приходится приготовления населения  к новогодним праздникам.

Используя  статистическую форму отчетности 1 – опт «Отчет о деятельности организации оптовой торговли» за 2007-2008 гг. (приложение №  5,6 ) дадим оценку степени выполнения плана оптово товарооборота по ассортименту и структуре, данные отразим в таблице 2. 2.4                                        

   Таблица 2.2.4

Динамика оптового товарооборота по ассортименту и структуре по                                                                           ОАО «Гомельтекстильторг» за 2007- 2008 гг.                           млн р



Товарные группы и товары

Годы

Темп роста,  %



Отклонение по структуре, (+,-)



2007



 2008



План

Фактический товарооборот в действующих ценах


Процент выполнения плана

Фактический товарооборот в сопоставимых ценах



Индекс цен на товары

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

По сравнению с планом

По сравнению с прошлым годом

Сумма,  млнр.

Удельный вес, %

Сумма,  млнр.

Удельный вес, %

Сумма,  млнр.

Удельный вес, %

Сумма,  млнр.

Удельный вес, %



Ткани х/б



1653





46,4





2026





45,8





2292





44,62





113,1





2134





44,62





107,4





138,7





129,1





+266



 +639



Ткани шерстяные



35




0,98




35




0,8




27




0,52




77,1




25




0,52




107,4




77,1




71,4




-8



-8



Ткани шелковые





79





2,22





102





2,3





124





2,42





121,6





116





2,42





107,4





157





146,8





+22



+45



Ткани льняные





222





6,2





252





5,7





257





5,0





102,0





239





5,0





107,4





115,8





107,7





+5



+35



Прочие





1574



44,2





2008




45,4



2437





47,44



121,4





2269





47,44



107,4




154,8




144,2




+429



+863



Итого



3563



100





4423





100





5137



100



116,1



4783



100



107,4



144,2



113,6



+714



+1574



     Анализируя данные таблицы 2. 2.2, можно отметить, что практически по всем товарным группам, как в действующих, так и сопоставимых ценах  обеспечены  высокие  темпы  роста  реализации товаров. Динамика оптового товарооборота в ассортименте показала, что на ОАО «Гомельтекстильторг»  товарооборот увеличился в действующих ценах  на 44,2%,  или на 1574,0 млн р., в сопоставимых ценах на 13,6% или на 1220,0 млн р. Проанализируем товарооборот в разрезе товарных групп.  В отчетном году по сравнению с прошлым  годом  выросла  реализация по тканям х/б в действующих ценах  на 38,7%,  или на 639,0 млн р., в сопоставимых ценах на 29,1% или на 481,0 млн р.; по тканям шелковым в действующих ценах  на 57%, или на 45,0 млн р., в сопоставимых ценах на 46,8 %, или на 37,0 млн р.;  по тканям  льняным в  действующих ценах  на 15,8 %, или на 35,0 млн р., в сопоставимых ценах на 7,0%, или на 17,0 млн р.; по прочим товарам в действующих  ценах  на 54,8 %, или на  863,0 млн р., в сопоставимых ценах на 44,2%, или на 695,0 млн р.

     Однако по тканям шерстяным  реализация уменьшилась как в действующих ценах,  так и  в сопоставимых ценах, а также и с плановым заданием, план выполнен в действующих ценах только на 77,1%, чем недополучено товарооборота 8,0 млн.р., в сопоставимых ценах, план выполнен только на 71,4 %  и недополучено товарооборота 10,0 млн р.

    Неравномерность развития оптового товарооборота по отдельным  группам  привела  к  изменению его структуры. В частности, снизилась доля  в  товарообороте  по  тканям х/б на 1,78%,  по  тканям шерстяным на 0,46%, по тканям льняным на 1,2%. ,  при  увеличении  удельного  веса  реализации  товаров  по другим товарным группам.

      Выполнение плана и динамика оптового товарооборота  зависят  от  трех  групп факторов:

1) от обеспеченности и использования товарных ресурсов;                                

2) от  обеспеченности  трудовыми  ресурсами,  режима и  эффективности труда;

3) от  состояния,  развития  и  использования   материально — технической  базы   оптовой торговли.

       Главный  фактор   успешного   развития   товарооборота -  обеспеченность   и рациональность использования товарных  ресурсов.  Проводя  анализ,  прежде всего,  проверим,  как  товарные  ресурсы  обеспечивали  успешное  выполнение плана  и  динамику  развития  оптового  товарооборота,  удовлетворение  спроса покупателей  на   отдельные   товары.  Оптовый   товарооборот   зависит   от поступления  товаров  и  состояния  товарных  запасов.  На  его  объем  оказывает влияние  прочее  выбытие  товаров.  Эта  зависимость  может  быть   выражена формулой товарного баланса:   

 Зн + П = О + В + Зк,

где Зн  — запасы товаров на начало отчетного периода;

      П — поступление товаров;     

      О — оптовый товарооборот;

      В — прочее выбытие товаров;

      Зк  — запасы товаров на конец отчетного периода.

         Влияние   показателей   товарного   баланса   на   объем   оптового товарооборота можно определить, применив следующую формулу:

   О = Зн + П – В – Зк.

    Данное  влияние   показателей   товарного   баланса   на   объем   оптового товарооборота рассмотрим в таблице 2. 2.5                  

  Таблица 2.2.5

Влияние факторов, связанных с обеспеченностью товарными ресурсами и их использованием, на изменение оптового товарооборота по ОАО «Гомельтекстильторг» за 2007 — 2008 гг.

млн р.


Показатели

Годы

Отклонение (+;-)

                 Влияние показателей



2007

2008



план



факт



от плана



от  2007 г .

На выполнение плана товарооборота

На динамику товарооборота

1. Запас товаров на начало года (Зн)

2. Поступление товаров (П)




233
3691


235
4558


240
5362


+5
+804


+7
+1671


+5
+804


+7
+1671

Баланс

3924

4793

5602

+809

+1678





3. Оптовый товарооборот (Р)
4. прочее выбытие (Пв)

5. Запасы товаров на конец года (Зк)



3563
121
240



4423
120
250



5137
131
334



+714
+11
+84



      +1574
         +10
+94



+714
-11
-84



+1574
            -10
-94

Баланс

3924

4793                          

5602

+809

+1678







Как видно из таблицы, оптовый товарооборот в отчетном году по сравнению с планом возрос на 714,0  млн р.  за счет  сверхнормативных  запасов  на  начало   года   (+  5,0  млн р.)   и перевыполнения  плана  поступления  товаров  (+804,0  млн р.).

 Возможности увеличения товарооборота  уменьшились  в  связи  с  ростом  прочего  выбытия товаров (-11,0 млн р.) и завышенными товарными запасами на конец  года  (-84,0 млн р.).  ОАО  «Гомельтекстильторг»  в  прочее  выбытие  товаров   включает возврат поставщику товаров  и  уценку  товаров.  В  связи  с  этим увеличение по сравнению с  планом   прочего  выбытия  товаров должно с отрицательной стороны характеризовать его торговую деятельность.

По сравнению с прошлым годом объем товарооборота  увеличился  за  счет завышенных товарных запасов на начало года (+7,0 млн р.), роста  поступления товаров  (+1671,0  млн р.).    Возможности  роста  товарооборота  в  динамике   уменьшились   в результате увеличения товарных запасов на конец года (-94,0 млн р., и в  связи  с  ростом  прочего  выбытия товаров ( -10,0 млн р.)

Следовательно, на выполнение плана и  динамику  товарооборота  положительное влияние оказывает завышенные (сверхнормативные) товарные  запасы  на  начало изучаемого периода (если  товары  пользуются  спросом)  и  рост  поступления товаров и отрицательное – увеличение прочего выбытия товаров,  и  завышенные товарные запасы на конец анализируемого периода.

Определения потребности в закупаемых товарах при грамотной реализации создает предпосылки к эффективному управлению товарными запасами. Эффективность управления товарными запасами определяется, прежде всего, показателями оборачиваемости запасов представленными в  таблице  2.2.6., средние товарные запасы по  представлены в приложении 7,8                                                                                                Таблица 2.2.6
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Анализ оборачиваемости товарных запасов  

                    ОАО «Гомельтекстильторг» 2007 – 2008гг.         млн р.



Анализ показывает незначительное  увеличение скорости оборачиваемости товарных запасов в отчетном году по сравнению с 2007 годом, что, безусловно, повлияло на рост товарооборота в 2008 году. Однако нельзя судить об эффективности управления запасами только лишь по скорости оборачиваемости. Необходимо также проанализировать расходы, связанные с закупочной деятельностью, определить насколько они обоснованны и рентабельны.

В таблице 2.2.7 изучим  расчет влияние на оптовый товарооборот факторов, связанных с эффективностью использования трудовых ресурсов.

Таблица 2.2.7
 Влияние на оптовый товарооборот факторов, связанных с эффективностью использования трудовых ресурсов, по  ОАО «Гомельтекстильторг» за 2007- 2008гг.

млн р.


Показатели


Прошлый год


Отчетный год

Отклонение (+;-)



всего

В том числе за счет изменения

Численности торговых работников

Товарооборота на одного торгового работника

1. Оптовый товарооборот в сопоставимых ценах, млн.р.

3369

4783

+1504

-

+235,7

2. Среднесписочная численность Работников склада, чел.

6

6

-

-

-

3. Товарооборот на одного  работника, млн.р.

561,50

797,2

+235,7

-

-

4. Оптовый товарооборот на 1м2 сладской площади

(S-388,0кв.м.)

8,7

12,3

+3,6

-

-

 

Влияние факторов на изменение  товарооборота определено по формуле:

                                        Р  =  Ч  ×  ПТ

Где Ч– среднесписочная численность  работников;

ПТ – товарооборот на 1-го т работника (производительность труда)

В результате анализа видно, что в целом оптовый товарооборот в отчетном году в сопоставимых ценах вырос на 1504 млн  р., в том числе за счет увеличения товарооборота на одного  работника склада на 235,7 (млн р.), влияние численности нельзя проанализировать, т.к. количество работников в 2007г. по сравнению с 2008г. не изменилось.

Оптовый товарооборот в отчетном году на 1 кв. м. площади вырос на 3,6 млн р. по сравнении с 2007 годом.

Рассмотрим влияние изменения цен на товары в таблице   2.2.8

Таблица 2. 2. 8
Влияние факторов, связанных с изменением цен на товары и физического объема продукции, на изменение объема оптового товарооборота ОАО «Гомельтекстильторг» за 2007-2008гг.

млн р.


Показатели

Годы

Отклонение (+;-)



2007



2008



всего

В том числе за счет изменения





Цен на товары

Физического объема

1. Оптовый товарооборот в действующих ценах, млн р.

3563

5137

+1574

354

1220

2. Индекс цен на товары

1,0

107,4

-

-

-

3. Оптовый товарооборот в сопоставимых ценах, млн р.

3563

4783

+1220

-

-



     Анализируя данные таблицы, видно, что за счет увеличения цен на товары оптовый товарооборот в действующих ценах  в 2008 г. по сравнению с 2007г. увеличился на 354,0 млн  р. (1574-1220),  а за счет роста физического объема товарооборота — увеличился на 1220,0 млн  р.

Таким образам по результатам факторного анализа оптового товарооборота можно выявить следующие резервы и пути его увеличения в современных условиях:

1.     Повышение эффективности использования  площади за счет более рационального размещения торгового оборудования и товаров

2.     Повышение производительности труда за счет ввода в работу автоматизированных и компьютеризированных систем

3.     Увеличения товарооборота за счет конкретного изучения спроса покупателей и изучение на его основе ассортиментных перечней.
 2.3 Оценка конечных финансовых результатов деятельности

ОАО «Гомельтекстильторг»
Деятельность организаций торговли, отвечающая потребностям рыночной экономики, должна приносить им прибыль.

Прибыль в условиях рынка — конечная цель и движущий мотив развития организации. Управление прибылью находится в центре экономической деятельности организаций, работающих на рынок. Являясь конечным результатом деятельности организация, прибыль создает условия для его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности. В ней отражаются результаты всей деятельности организации — объем реализованной продукции, его состав и ассортиментная структура, производительность труда, уровень расходов на реализацию, наличие непроизводительных расходов и потерь и т.д. Прибыль объективно необходима всем организациям для развития их хозяйства: расширения материально-технической базы, увеличения собственных оборотных средств, создания фондов, необходимых для социального развития коллектива, стимулирования работников.

Прибыль позволяет удовлетворять экономические интересы государства, организации, работников, собственников. Объектом экономических интересов государства служит та часть прибыли, которую организация уплачивает в виде налога на прибыль и которую общество использует для развития экономики страны. Экономические интересы организации удовлетворяются за счет чистой прибыли (прибыль после уплаты налогов). Торговые организации, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять эту прибыль. Она также является источником образования имущества, капитала.         

Основным источником прибыли отчетного периода торговой организации является  доход от реализации товаров  – это разница между денежной выручкой от реализации товаров и их покупной стоимостью. Основным же источником формирования  дохода является торговая надбавка. Объем  дохода от реализации зависит от объема, состава и структуры товарооборота, применяемых уровней торговых надбавок, качества торгового обслуживания, объема дополнительных услуг.

Рассмотрим структуру  дохода ОАО «Гомельтекстильторг» за 2006-2008 годы в таблице 2.3.3, исходные данные отражены  (приложение № 9,10,11) из справки о финансовых показателях.

Таблица 2.3.1

Формирование  доходов  по ОАО «Гомельтекстильторг» за 2006-2008

гг.


млн р.

Наименование показателей

Годы

 

2006

Уде-

2007

Уде-

2008

Уде-

Темп роста,%

ный

ный

ный

2007 к

2008 к

вес,%

вес,%

вес,%

2006

2007

1. Доходы от сдачи имущества в аренду

-



99,1

2,2

106,4

1,7

0,0

107,4

2.  Доходы в опте

36,0

1,1

42,3

0,9

40,9

0,6

117,5

96,7

3.  Доходы в рознице

117,2

3,6

143,8

3,2

187,4

3,0

122,7

130,3

4.  Вознаграждение  по договорам комиссии

42,8

1,3

15,8

0,3

13,3

0,2

36,9

84,2

5.  Скидка предоставленная поставщиками

142,5

4,4

209

4,6

350,2

5,6

146,7

167,6

Всего Доходы

338,5

10,3

510,0

11,3

698,2

11,1

150,7

136,9

Товарооборот валовой

3275,2

-

4529,6

-

6299,4

-

138,3

139,0
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Анализируя данные таблицы видно, что в 2007 году по сравнению с 2006 годом, доходы имеют тенденцию роста на 1,0% к товарообороту, что в сумме составляет 171,5 млн  р., темп роста доходов в 2007 году по сравнению с 2006 годом составил 50,7%. Анализируя доходы по видам, следует отметить увеличение доходов в опте с применением оптовой надбавки на 17,5%, рост доходов в розничной торговле на 22,7%, наблюдается значительный  рост доходов с предоставлением скидки покупателям на 46,7%, и только произошло снижение доходов по договорам комиссии, так все договора перезаключены с предоставление оптовых скидок.

Доходы в 2008 году по сравнению с 2007 годом к товарообороту незначительно снизились на 0,2%, хотя в сумме возросли на  188,2 млн р.,  анализируя доходы по видам, видно что самый высокий темп роста по доходам с предоставлением скидок 67,6%, также наблюдается темп рост в розничной торговле на 30,3%, доходы в опте снизились на 20,8%.

Формирования  доходов в ОАО «Гомельтекстильторг» зависит напрямую от заключения договоров в оптовой торговле:

 Доходы в опте по договорам купли продажи с применением оптовой надбавки в ОАО  составляет 8-10%., как видно из таблицы чистой оптовой надбавки ОАО имеет в 2006г- 1,44% (35983,6/2497699,6)*100, в 2007г.- 1,18% и в 2008г.- 0,80%  это обусловлено тем, что покупатели отказываются покупать товары с оптовой надбавкой, при возможности получения товаров по цене производителя. Эти скидки,  вознаграждения колеблются от 5- 15% и составляют в  2006г.- 7,4%, в 2007г.- 6,3%, и 2008 г.- 7,1%, колебание %  дохода по годам обусловлена % предоставления скидок от поставщика в 2006г.- 8-15%, в 2007г.- 5-10% и в 2008г. 7-10%. Основными поставщиками предоставляющими скидки являются: РУП БПХО г. Барановичи скидка от 5-9%, размер скидки зависит от трудоемки реализации товара, если скидка 5-7% это на штучные и швейные изделия, а скидка в размере 8-9% на ткани, которые нужно мереть, аналогично размер предоставления скидок от других поставщиков. 

  Другим важным слагаемым прибыли отчетного периода торгового предприятия являются расходы на реализацию, погашаемые из  дохода от реализации товаров.

Расходы на реализацию  – это затраты по доведению товаров от производства до потребителей, выраженные в денежной форме.

Расходы на реализацию  характеризуются суммой и уровнем. Их уровень в  торговле определяется в процентах к  товарообороту. Уровень расходов на реализацию  – важный качественный показатель торговой деятельности. По этому показателю судят, с одной стороны, о величине затрат в расчете на 100 р. товарооборота, с другой – о доле торговых расходов в розничной цене, с третьей – об эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Проведем анализ издержек обращения исследуемого объекта.    

Данные представлены в таблице № 2.3.2 ,  а исходные данные взяты  для расчетов  из приложения № 18,19 «Анализ расходов на реализацию по статьям» ОАО «Гомельтекстильторг» за 2006,2007,2008 годы.                                                                                         


--PAGE_BREAK--


Анализ структуры прибыли (убытка) позволяет оценить влияние отдельных ее слагаемых на конечный финансовый результат — при­быль (убыток) от деятельности организации за отчетный год. Наи­больший удельный вес в структуре  прибыли  отчетного периода ОАО «Гомельтекстильторг» составляет прибыль от реализации, поэтому ее снижение бу­дет свидетельствовать о снижении эффективности основной дея­тельности организации. В связи с этим одной из важнейших задач анализа прибыли от реализации является оценка влияния отдельных факторов на ее изменение по сравнению с предыдущим годом.

Прибыль от реализаци продукции имеет прямопропорциональную зависимость от объема реализации: больше продали продукции — больше получили прибыли; меньше продали — соответственно меньше получили прибыли.

Как видно из таблицыпо некоторым показателям ОАО «Гомельтекстильторг» достигло значительного повышения, это рост товарооборота, снижение налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет  дохода,расходов на реализацию  к товарообороту на 1,5 процентных пункта к 2006 году и на 0,5 процентных пункта к 2007 году. Снижение уровня  доходов в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 0,2 процентных пункта, обусловлено чисто колебанием % торговых скидок от поставщиков. Следует отметить, что  показатели как прибыли от реализации, так и прибыли отчетного периода имеют тенденцию роста. Прибыль за отчетный период составила 117 млн. р., что на 49 млн. р. больше предшествующего периода, или на 72,1%. Рентабельность  за отчетный период составила 1,9% и увеличилась за отчетный период на 0,4 процентных пункта.

На изменение прибыли отчетного периода влияет ряд различных факторов – изменение объема товарооборота, изменение уровня  дохода от реализации, изменения уровня налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода, изменения уровня расходов на реализацию, изменения уровня внереализационных доходов, расходов.

Проанализируем влияние этих факторов на изменение прибыли отчетного периода в ОАО «Гомельтекстильторг»,  расчеты отразим в таблице  2.3.5


--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.