СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы обогащения словарного запасамладших школьников
1.1 Значение урока русского языка. Понятие словарного запаса
1.2 Психологические и индивидуальные особенности младшегошкольного возраста
ГЛАВА 2. Разработка проблемы обогащения словарного запаса вначальных классах
2.1 Основные методы и приемы обогащения словарного запаса науроке русского языка в начальной школе
2.2 Усвоение детьми различных групп слов
ЗАКЛЮЧЕНИЕЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Русский языкявляется одним из богатейших языков мира. Особенно это следует учитывать приобучении русскому языку тех, для кого он является родным. Задача учителярусского языка в школе – сформировать развитую речевую культуру у школьника,сообразную с потребностями современного. Лексический запас русского языканеисчерпаемо богат: он постоянно пополняется все новыми и новыми лексическимиединицами, которые делают русскую речь более красивой, многообразной иуниверсальной. Язык, выполняя свою главную функцию – передачу и выражениемыслей в устной и письменной форме, – при пополнении и взаимообмене словарногозапаса позволяет участникам общения выразить более полно и доступнообмениваться мыслями.
Пополнениесловарного запаса учащихся (как активного, так и пассивного) является одной изглавных проблем обучения русскому в начальной школе и играет важную роль врешении общей задачи широкой языковой подготовки учащихся. Теоретическойосновой данной проблемы является предусмотренные школьными программами раздел«Лексика».
Данный разделпредполагает знакомство младших школьников не только с конкретной лексикой, нои с отвлеченными понятиями, которые вызывают определенные трудности в ихусвоении. Это связано с тем, что у детей младшего школьного возраста большеразвито наглядно — образное мышление.
Основнаязадача обучения родному языку — развитие школьника как личности, полноценновладеющей устной и письменной речью.[1]Перед учителем ставится задача: заложить основы культурного общения,сформировать коммуникативные умения, а главное — доброжелательное отношение клюдям. Основой содержания обогащения словарного запаса учащихся являетсясловарь – минимум.
Передучителем школы стоит задача научить детей задумываться над значением слова,употреблять его в точном соответствии с его семантическим наполнением, грамотнотолковать значение слов в различных жизненных ситуациях: при определениипонятий, явлений, фактов в процессе изучения дисциплин школьной программы, привосприятии новых слов, актуализирующихся в тех или иных сферах общения, приразъяснении незнакомых слов, при взаимодействии со старшими, друзьями,сверстниками. Все вышесказанное и обусловило актуальность темы исследования.
/>Методикапреподавания русского языка начала складываться с того времени, как русскийязык был введен в число учебных дисциплин в школах России, — с конца XVIII в. />5 августа 1786 г. императрица Екатерина II утвердила «Уставнародным училищам в Российской империи». Новый «Устав» вводил в училищахрусский язык как учебный предмет, изучаемый во всех классах. Общекультурноезначение этого факта огромно. Была открыта дорога массе людей к знаниям, ктворчеству на родном языке.
В XIX в. методика преподаваниярусского языка формировалась в борьбе за демократизацию школы, за доступшироких масс к образованию. Школе и преподаванию языка в ней уделяли вниманиеВ.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев. Неизмеримо великвклад в методику русского языка Ушинского. Яркий след оставил Л.Н. Толстой.
Конец XIX — начало XXвека — период рассвета методики; к этому времени относится творчество В.Я.Стоюнина и Л.И. Поливанова, Н.Ф. Бунакова и В.Ф. Флерова, В. И. Водовозова и В.И. Гаврилова, Н.К. Кульмана и Н. С. Державина, А.Д. Алферова.
В конце ХХ века в областиметодики преподавания русского языка работают такие ученые как А.В. Текучев,М.Т. Баранов, М.Р. Львов и др.[2]
Методика преподаваниярусского языка представляет собой одну из педагогических наук. Она изучаетпроцессы обучения школьников родному языку (усвоение ими знаний о языке,формирование у них языковых и речевых умений и навыков). Методика обеспечиваеттакую систему обучения языку, которая строго соответствует современной теориилингвистики о сущности языка и его социальной функции — быть важнейшимсредством человеческого общения, средством формирования мысли и ее выражения вязыковом коде.
Методической проблемойпреподавания русского языка именно в начальной школе занимались такие ученыекак Федоренко Л. П., Баранов М. Т., Канакина В.П., Львов М. Р., ЕфросининаЛ.А., Иванов С.В.
Проблемамиразвития речи школьников, родным языком который является русский, в течениемногих десятилетий занимались многие ученые. В связи с этим особо следуетотметить заслуги Л. А. Гдалевича, Н. И. Жинкина, О. И. Зимней,Т. А. Ладыженской, Л. Н. Федоренко, Т. К. Донской, И. Б.Игнатовой, Т. В. Самосенковой, А. Д. Дейкиной и др. В разное времяими создавались целые направления и научные школы в области формирования иразвития речевых навыков устной и письменной речи у школьников. Но все онисклоняются к тому, что развитие речи должно носить систематический имногоплановый характер.
Целью нашей работыявляется изучение способов и путей обогащения индивидуального словаря младшегошкольника. Отсюда вытекают основные задачи:
— выявление содержанияпонятия «словарный запас» и его связи с уроком русского языка в начальнойшколе;
— рассмотрениепсихологических и индивидуальных особенностей младшего школьного возраста;
— определение основныхметодов и приемов, направленных на обогащение словарного запаса учащихся;
— проведение обучающегоэксперимента с целью выяснить, как детьми усваиваются разные типы слов.
Объектом являетсяусвоение младшими школьниками лексики на уроках русского языка.
Предмет исследования — содержание, методические средства, формы организации учебного процесса, системаупражнений особенности и этапы работы над лексическим значением слов на урокахрусского языка в младших классах.
Решение поставленныхзадач осуществлялось применением следующих основных методов исследования:
— психолого — педагогического (анализ письменных работ и устной речи младших школьников,наблюдение за их учебной деятельностью);
— лингвистического(работа с толковыми, орфографическими, словообразовательными словарями,синонимов, антонимов и др.);
— экспериментального(проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов).
Работа имеет следующуюструктуру: введение, в котором обоснованы актуальность, цель, задачи работы, атакже объект и предмет исследования; 2 главы – теоретическая и практическая;заключение, в котором делаются обобщающие выводы по всей работе; списокиспользованной литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические основыобогащения словарного запаса младших школьников
1.1 Значение урока русского языка.Понятие словарного запаса
В системе начальногообразования предмет «Русский язык» занимает центральное место. Как средствопознания действительности русский язык обеспечивает интеллектуальное развитиеребёнка, формирует его понятийно- категориальный аппарат, развивает абстрактноемышление, память и воображение. Он позволяет школьнику познать самого себя,овладеть средствами самоанализа и самовыражения.
За последние годы, ксожалению, у учащихся наблюдается резкое снижение интереса к урокам русскогоязыка, нежелание детей расширять свой кругозор, повышать грамотность и культуруречи.
«Родной язык – это языкслов: больших и маленьких, простых и сложных, понятных и непонятных. Самаприрода слова, его связь с окружающим миром требует вдумчивого и осмысленногоподхода к работе над лексикой русского языка. Через родное слово, как отмечалК.Д. Ушинский, отражается вся история духовной жизни народа.[3]Поэтому, на наш взгляд, так важно с самого начала обучения ребенка в школераскрыть «загадки» и возможности родного языка, привить интерес к нему, формироватьи развивать чувство слова».
На уроках русского языкаучитель уделяет достаточное внимание грамматическому, орфографическому иструктурному анализу слов, значительно меньше работая при этом над их семантикой.
Часто в текстахупражнений по русскому языку и в текстах литературных произведений встречаютсяслова, вышедшие из повседневного употребления – это устаревшие слова. Онивходят в состав устаревшей лексики. И очень важно познакомить детей с такойлексикой: разъяснить значение устаревших слов, научить пользоваться словарями стем, чтобы узнать толкование слова, как употреблять эти слова в речи.
Овладение языком — процесс творческий. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладеваябогатствами родного языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в своёречевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся надетский возраст-дошкольный и школьный периоды.
В дошкольном, а порой и вшкольном возрасте язык усваивается стихийно, в речевой деятельности. Стихийноусвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Следовательно, перед школойстоит ряд задач. Задачи по развитию речи детей сформулированы М.Р. Львовым[4].Во-первых, в школе происходит усвоение литературной языковой нормы. Во-вторых,в школе учащиеся овладевают навыками чтения и письма и вместе с ними — особенностями устной и письменной речи. И, наконец, третье направление работышколы по развитию речи — это совершенствование культуры речи.
Современная программаначальной школы предъявляет высокие требования к развитию речи младшихшкольников. Наряду с такими качествами как правильность, логичность, точность,развитая речь характеризуется образностью, выразительностью, эмоциональностью.Однако развитие речи нельзя сводить к обучению умелому использованию средствязыка. В чём же тогда состоит работа учителя по совершенствованию детской речи?Чтобы совершенствование собственно речевой деятельности младших школьниковпроходило успешно, нужна параллельно проводимая целенаправленная работа по рядунаправлений: а) над расширением кругозора учащихся, над их способностьюнаблюдать, эмоционально воспринимать, сравнивать, оценивать, обобщать: мысли,чувства, возникающие у детей,- это потенциальные предметы их речевойдеятельности; б) над осознанием школьника системы языка, назначением различныхязыковых единиц, правил их функционирования, обогащением арсенала средств, используемыхдетьми; в) над умением выбирать средства языка с учётом ситуации общения играмотно формулировать мысли; г) над умением отбирать содержание высказывания иорганизовывать его в соответствии с замыслом.
Обогащение лексическогозапаса детей идет в неразрывном взаимодействии с развитием речи. Речеваядеятельность — это активный, целенаправленный процесс восприятия высказываний,осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей вразличных ситуациях общения. Характеризуя речевую деятельность, нельзя несказать о её видах.
В 70-80 годы под влияниемлингвистики и психолингвистики в методике стали определяться новые подходы кработе по развитию речи школьников. Появилось глубокое убеждение, что дляуспешного речевого развития детей недостаточно простого выполнения упражнений вподборе синонимов, в составлении предложений, в рассказывании и пересказе — такая система не вооружает учеников пониманием существующих речевыхзакономерностей, знанием набора действий и способов их выполнения при обдумываниивысказываний. Интересными, отражающими современный подход к работе над речьюмладших школьников являются книги «Речь. Речь. Речь»[5]и «Речевые секреты».[6]В них в яркой увлекательной форме представлен богаты теоретико-практическийматериал, который учитель с успехом может использовать.
Конкретное содержаниеработы в том или ином классе определенно новой программой курса «Речь и культураобщения».[7]Разработка проблемы продолжается. На повестку дня в исследовательском планепоставлен вопрос о пересмотре всего курса русского, о придании ему болеевыраженной речевой или коммуникативной направленности. Признание психологамитого факта, что речь теперь является своеобразной деятельностью человека,речевой деятельности положило начало новому подходу к работе по развитию речи — с позиции теории речевой деятельности. Сначала этот подход определилиприменительно к русскому языку как иностранному (А.А.Леонтьев, И.А.Зимняя идр.), а сравнительно недавно, стали разрабатываться в методике обучениярусскому языку как родному (В.И.Капинос, Т.А. Ладыженская, М.Р.Львов, А.ЮКупалов). Реализация данного подхода и должна обеспечить более успешную работупо развитию речи.
Современнаяначальная школа видит одной из главных задач обучения – развитие речи имышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевогоразвития школьников служит богатство их словарного запаса. Словарный запаснеобходим языку как строительный материал. С помощью слова человеческоемышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначаетпредмет действительности и выражает понятие о нем. Слово, по определениюМихаила Ростиславовича Львова «представляет собой частицу знания, частицуобобщения опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессемышления и речи»[8].Обогащению словарного запаса, а, следовательно, и речевому развитиюспособствует организация учебной деятельности, направленная на:
— восприятие и осознаниесмыслового содержания изучаемых слов и однокоренных слов, оттенков значенийэтих слов, антонимических и синонимических отношений, сочетаемости слов иустойчивых оборотов;
— развитие уменияобъяснить значение слов и особенности их употребления в речи;
— формирование уменияиспользовать слова в речи при построении собственного речевого высказывания.
Бедностьсловаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии. Вопросы формирования навыковграмотного письма в начальной школе решаются в плане обучения школьниковорфографии на основе употребления определенных правил и запоминания ряда такназываемых «словарных» слов, т.е. слов с непроверяемыми написаниями. Младшимшкольникам очень трудно дается освоение этих слов. Наблюдения показывают, чтоучащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большогоколичества слов с непроверяемыми написаниями.
В среднем взрослыйчеловек использует для ежедневного общения около 3 тыс. слов. Однако егословарный запас состоит примерно из 20 тыс. слов. Чем больше словарный запасчеловека, тем выше вероятность того, что он преуспевает в жизни.
Американский педиатр СюзенКанизарес, опубликовавшая ряд книг о том, как научить ребенка читать, считает,что чем больше ребенок знает слов, тем выше вероятность того, что он быстрееначнет читать и писать, ему будет легче учиться в школе и, в результате, изнего вырастет человек с высоким интеллектом.
По подсчетам Канизарес, ввозрасте 2-3 лет ребенок знает 50-300 слов. В возрасте 3-4 лет словарный запасувеличивается до 500 — 1,2 тыс. слов. С 4 до 5 лет он возрастает до 1,5 -2 тыс.слов. После достижения шестилетнего возраста среднестатистический ребенок знаетболее 6 тыс. слов.
К моменту поступления вшколу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободнообъясняться с другим человеком по поводу, обыденной жизни и вещей, входящих всферу его интересов (от 3000 до 7000 слов). Потребность в общении определяетразвитие речи.
1.2 Психологические и индивидуальныеособенности младшего школьного возраста
словарный запас младшийшкольник
Младший школьный возрастрассматривается нами как период становления субъекта учебной деятельности, какпереход от детской готовности стать школьником к детской учебнойсамостоятельности, которая позволяет решать доступные этому возрастуинтеллектуальные задачи. При этом самостоятельность младшего школьника ни вкоем случае не отождествляется с подростковой самостоятельностью. Учебнаясамостоятельность развитого младшего школьника состоит в умении инициироватьсовместное со взрослыми или сверстниками действие по поиску недостающихспособов решения новых задач. Она обнаруживает себя лишь на уровне совместногодействия класса под руководством взрослого. Основная задача учителя на этомэтапе – вырастить класс, решающий учебные задачи как слаженная команда, втягиваядетей в решение учебных задач, в поиск новых способов их решения.
В современнойпедагогической системе воспитания младший школьный возраст охватывает периоджизни ребенка семи до десяти-одиннадцати лет (I-III классы школы). С научнойточки зрения речь пока может идти об относительно устоявшихся, наиболеехарактерных чертах этого возраста. Его роль в психологическом развитии ребенкаможет меняться в зависимости от изменения целей и значения начального обученияв общей исторически складывающейся системе общественного воспитания детей отдетского сада до завершения среднего образования.
Наиболее характернаячерта периода с семи до десяти лет состоит в том, что в этом возрастедошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребеноксоединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Этикачества уживаются в его поведении и сознании в виде сложных и поройпротиворечивых сочетаний. Как и любое переходное состояние, данный возрастбогат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать иподдерживать. Основы многих психических качеств личности закладываются икультивируются в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученыхнаправлено на, выявление резервов развития младших школьников.
Каждый периодпсихического развития ребенка характеризуется основным, ведущим видом деятельности.Так, для дошкольного детства ведущей является игровая деятельность. Хотя детиэтого возраста, например в детских садах, уже учатся и даже трудятся посильно,все же подлинной стихией, определяющей весь их облик, служит ролевая игра вовсем ее разнообразии. В игре появляется стремление к общественной оценке,развивается воображение и умение использовать символику. Все это служитосновными моментами, характеризующими готовность ребенка к школе.
Как только семилетнийребенок вошел в класс, он уже школьник. С этого времени игра постепенно теряетглавенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное местоведущей деятельностью младшего школьника становится учение, существенноизменяющее мотивы его поведения, открывающее новые источники развития егопознавательных и нравственных сил. Процесс такой перестройки имеет несколькоэтапов.
Особенно отчетливовыделяется этап первоначального вхождения ребенка в новые условия школьнойжизни.[9]Большинство детей психологически подготовлены к этому. Они с радостью идут вшколу, ожидая встретить здесь что-то необычное по сравнению с домом и детскимсадом. Эта внутренняя позиция ребенка важна в двух отношениях. Прежде всего,предчувствие и желанность новизны школьной жизни помогают ребенку быстропринять требования учителя, касающиеся правил поведения в классе, нормотношений с товарищами, распорядка дня. Эти требования воспринимаются ребенкомкак общественно значимые и неизбежные. Психологически оправдано положение,известное опытным педагогам; с первых дней пребывания ребенка в классенеобходимо четко и однозначно раскрыть ему правила поведения школьника назанятиях, дома и в общественных местах. Важно сразу же показать ребенку отличиеего новой позиции, обязанностей и прав от того, что было привычно ему раньше.Требование неукоснительного соблюдения новых правил и норм — это не излишняястрогость к первоклассникам, а необходимое условие организации их жизни,соответствующее собственным установкам детей, подготовленных к школе. Пришаткости и неопределенности этих требований дети не смогут ощутить своеобразиянового этапа своей жизни, что, в свою очередь, может разрушить их интерес кшколе.
Другая сторона внутреннейпозиции ребенка связана с его общим положительным отношением к процессуусвоения знаний и умений. Еще до школы он свыкается с мыслью о необходимостиучения для того, чтобы когда-то по-настоящему стать тем, кем он хотел быть виграх (летчиком, поваром, шофером). При этом ребенок не представляет, естественно,конкретного состава знаний, требующихся в будущем. У него еще отсутствуетутилитарно-прагматическое отношение к ним. Он тянется к знаниям вообще, кзнаниям как таковым, имеющим общественную значимость и ценность. В этом-то ипроявляется у ребенка любознательность, теоретический интерес к окружающему.Этот интерес, как основная предпосылка учения, формируется у ребенка всемстроем его дошкольной жизни, включающей развернутую игровую деятельность.
В первое время школьникеще не знаком по-настоящему с содержанием конкретных учебных предметов. У негоеще нет познавательных интересов к самому учебному материалу. Они формируютсялишь по мере углубления в математику, грамматику и другие дисциплины. Ивсе-таки ребенок с первых занятий усваивает соответствующие сведения. Егоучебная работа опирается при этом на интерес к знанию вообще, частнымпроявлением которого в данном случае выступает математика или грамматика. Этотинтерес активно используют учителя на первых занятиях. Благодаря ему дляребенка становятся нужными и важными сведения о таких, в сущности, отвлеченныхи абстрактных объектах, как последовательность чисел, порядок букв и т.д.
Интуитивное принятиеребенком ценности самого знания необходимо поддерживать и развивать с первыхшагов школьного обучения, но уже путем демонстрации неожиданных, заманчивых иинтересных проявлений самого предмета математики, грамматики и другихдисциплин. Это позволяет формировать у детей подлинные познавательные интересыкак основу учебной деятельности.
Таким образом, дляпервого этапа школьной жизни характерно то, что ребенок подчиняется новымтребованиям учителя, регулирующим его поведение в классе и дома, а такженачинает интересоваться содержанием самих учебных предметов.[10]Безболезненное прохождение ребенком этого этапа свидетельствует о хорошейготовности к школьным занятиям. Но далеко не все дети семилетнего возрастаобладают ею. Многие из них первоначально испытывают те или иные трудности и несразу включаются в школьную жизнь.
Усвоениезнаний, умений и навыков происходит от общения с родителями и сверстниками, виграх и при чтении книг. Большой опыт приобретает человек в процессе труда. Вчем же своеобразие усвоения, протекающего в собственно учебной деятельности?Прежде всего, следует помнить, что условия для ее развернутого осуществлениясоздаются только в школе, где детям преподают основы наук и где у них формируютнаучное мировоззрение. Содержание учебной деятельности имеет отличительнуюособенность: его основную часть составляют научные понятия, законы науки иопирающиеся на них общие способы решения практических задач. В других видахдеятельности усвоение выступает как их побочный продукт. Учебная деятельностьимеет определенную структуру. Ее компонентами являются: 1) учебные ситуации(или задачи), 2) учебные действия, 3) контроль, 4) оценка.
Особенностиучебных ситуаций.Учебные ситуации характеризуются некоторыми особенностями. Во-первых, здесьшкольники усваивают общие способы выделения свойств понятий или решениянекоторого класса конкретно-практических задач. I (Выделение свойств понятиявыступает как особый тип решения конкретных задач, поэтому в последующем речьбудет идти только о решении задач.) Во-вторых, воспроизведение образцов этихспособов выступает как основная цель учебной работы? Конкретно-практическиезадачи имеют непосредственное жизненное содержаниеи их решение приводит к стольже жизненно значимым результатам. К таким задачам можно отнести письмо поддиктовку (требуется орфографическая правильность письма), поиск ответов варифметической текстовой задаче (необходимы расчеты, соответствующие какой-либоситуации производства), выполнение поделки из бумаги (нужна коробочка дляелочных украшений и т.д. Подобные многообразные задачи можно научиться решатьпутем длительного опыта работы над каждой отдельной задачей той или инойобласти (грамматической, математической). При этом будут постепеннонакапливаться сведения о приемах ориентировки в условиях таких задач. Однаковнутри учебных ситуаций умение решать конкретно-практические задачи усваиваетсяиначе. Прежде всего, преподаватель ставит младшего школьника перед лицом такихобстоятельств, когда необходимо искать общий способ решения всехконкретно-практических задач данного класса. Затем под руководством учителядети находят и формируют этот способ. Воспроизведение его отдельных операций иусвоение системы условий по применению этого способа — следующий этап работышкольников. Впоследствии, встречаясь с соответствующими конкретно-практическимизадачами, дети сразу применяют усвоенный общий способ их решения, обнаруживаяумение, предварительно сформированное в условиях учебной ситуации.
Действительно,письму под диктовку предшествует работа, в ходе которой дети изучают составслов и закономерности сочетания в. них букв, формулируют общие требования кправописанию. Решению текстовых задач по арифметике предшествует изучение общихсвойств и зависимостей величин, приемов их выявления в тексте и способов ихизображения с помощью арифметических действий.
Во всех этихслучаях дети работают в системе учебных ситуаций, внутри которых они получают,с одной стороны, мотив усвоения данного материала (зачем нужно изучать составслов или зависимости величин), с другой — образец общих способов решенияконкретных задач данного класса. Воспроизведение образцов этих специальновыделенных общих способов характеризует учебную работу в отличие от другихвидов усвоения. Такая работа предшествует решению конкретно-практических задачи практическому применению понятий. Если же дети овладевают этими способами всамом процессе решения задач, то подобное усвоение не приобретает формысобственно учебной деятельности и протекает по другим закономерностям.
Особенностиучебных действий.Работа детей в учебных ситуациях складывается из действий разного типа особоеместо среди них занимают учебные действия. Посредством их школьникивоспроизводят и усваивают образцы общих способов решения задач и общие приемыопределения условий их применения. Эти действия могут выполняться как впредметном, так и в умственном плане. Их состав неоднороден. Одни учебныедействия характерны для усвоения любого учебного материала, другие — для работывнутри данного учебного предмета, третьи — для воспроизведения лишь отдельныхчастных образцов. Так, действия, позволяющие ученикам изображать заданныеобразцы, применяются при изучении любого материала каждого предметам. Взависимости от изучаемого объекта такое изображение может быть графическим(схемы, формулы), предметно-пространственным (объемные модели), словесно-описательными т.д. Смысловая перегруппировка материала, смысловое выделение его опорныхпунктов, составление его логической схемы и плана — это учебные действия,наиболее адекватные для усвоения материалов описательного характера.
Особыеучебные действия соответствуют усвоению каждого фундаментального понятия тогоили иного учебного предмета.
Особенностидействия контроля.Полноценная работа в учебных ситуациях требует выполнения еще одного типадействия — действия контроля. Ребенок должен соотнести свои учебные действия иих результаты с заданными образцами, связать качество этих результатов суровнем и полнотой выполненных учебных действий. Благодаря контролю школьникможет сознательно установить зависимость между слабым или совсем плохимвоспроизведением образца и недостатками собственных учебных действий.Устранение этих недостатков (введение новых действий или их операций, болеетщательное их выполнение и т.д.) позволяет улучшить результаты усвоения идовести их до требуемых норм. Первоначально основная роль в организацииконтроля принадлежит учителю. Постепенно дети начинают самостоятельносоотносить результаты своих действий с образцом, находить причины возможныхрасхождений и устранять их, изменяя учебные действия. В этих случаях у,школьников формируется самоконтроль за процессом усвоения.
Особенностидействия оценки.Контроль тесно связан еще с одним компонентом учебной деятельности — с оценкой.Она фиксирует соответствие или несоответствие результатов усвоения требованиямучебной ситуации. На первых порах оценку дает в основном учитель, поскольку онорганизует и контроль, но, по мере формирования у детей самоконтроля, функцияоценки также переходит к ним. Школьники приобретают умение более или менееточно определять наличие или отсутствие у себя общего способа решения тех илииных задач. От характера оценки зависит организация учебной работы. Если оценкаположительная, то данная учебная ситуация исчерпала себя и можно переходить кдругому материалу, и наоборот. В последнем случае преподаватель создает болеедробные и частные варианты прежней учебной ситуации, которые требуют овладетьотдельными гранями действий или способов решения задач.
Процессучебной деятельности подчинен ряду общих закономерностей. Прежде всегонеобходимо, чтобы преподаватель систематически вовлекал детей в учебныеситуации, вместе с ними находил и демонстрировал соответствующие учебныедействия, а также действия контроля и оценки. Дети же, в свою очередь, должнысознавать смысл учебных ситуаций и последовательно воспроизводить все действия.Иными словами, одна из закономерностей состоит в том, что весь процесспреподавания в младших классах первоначально строится на основе развернутогопредставления детям главных компонентов учебной деятельности и дети втягиваютсяв их активное осуществление.
Детально и неспеша нужно демонстрировать детям определенную последовательность учебныхдействий, выделяя среди них те, которые должны выполняться в предметном,внешнеречевом или умственном плане. При этом важно создавать условия для того,чтобы предметные действия приобретали умственную форму при должнойобобщенности, сокращенное и освоенности. Если при выполнении заданий школьникивсе-таки допускают ошибки, то это свидетельствует либо о неполноте указанных имучебных действий, контроля и оценки, либо о слабой отработке этих действий.
В I-IIклассах дети действуют в учебных ситуациях на основе прямых внешних указанийпреподавателя. Но с конца II класса и в III классе постепенно обнаруживается,что отдельные компоненты учебной деятельности выполняются детьми путемсаморегуляции. Прежде всего школьники усваивают смысл и содержание действияоценки, они начинают улавливать момент усвоения общего способа решения задач.Еще интуитивно, но достаточно точно дети определяют свои возможности в решениитех или иных конкретно-практических задач.
Такимобразом, на протяжении младшего школьного возраста наблюдается определеннаядинамика отношения детей к учению. Первоначально они стремятся к нему как кобщественно полезной деятельности вообще. Затем их привлекают отдельные приемыучебной работы. Наконец, они начинают самостоятельно преобразовыватьконкретно-практические задачи в учебно-теоретические, интересуясь внутреннимсодержанием учебной деятельности. Исследование закономерностей ее формированиясоставляет одну из первоочередных и вместе с тем трудных проблем современнойдетской и педагогической психологии.
Произвольность,внутренний план действия и рефлексия — основные новообразования ребенкамладшего школьного возраста. Благодаря им психика младшего школьника достигаетуровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе, длянормального перехода в подростковый возраст с его особыми возможностями итребованиями. Неподготовленность некоторых младших школьников к средней школечаще всего связана с несформированностью этих общих качеств и способностейличности, определяющих уровень психических процессов и самой учебнойдеятельности.
Развитиеотдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшегошкольного возраста.
Развитиевнимания. Дети,приходящие в школу, еще не имеют целенаправленного внимания. Они обращают своевнимание в основном на то, что им непосредственно интересно, что выделяетсяяркостью и необычностью (непроизвольное внимание). Условия школьной работы спервых дней требуют от ребенка следить за такими предметами и усваивать такиесведения, которые в данный момент его вовсе не интересуют. Постепенно ребенокучится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешнепривлекательных предметах. Во II-III классах многие учащиеся уже обладаютпроизвольным вниманием, концентрируя его на любом материале, объясняемомучителем или имеющемся в книге. Произвольность внимания, умение преднамереннонаправлять его на ту или иную задачу — важное приобретение младшего школьноговозраста.
Какпоказывает опыт, большое значение в формировании произвольного внимания имеетчеткая внешняя организация действий ребенка, сообщение ему таких образцов,указание таких внешних средств, пользуясь которыми он может руководитьсобственным сознанием.
Развитиепамяти. Семилетнийребенок, пришедший в школу, стремится по преимуществу буквально запомнитьвнешне яркие и эмоционально впечатляющие события, описания, рассказы. Ношкольная жизнь такова, что с самого начала требует от детей произвольногозапоминания материала. Ученики должны специально запомнить режим дня, правилаповедения, домашние задания, а затем уметь руководствоваться ими в своемповедении или уметь воспроизвести на уроке. У детей вырабатывается различениесамих мнемических задач. Одна из них предполагает буквальное запоминаниематериала, другая — лишь пересказ его своими словами и т.д. Продуктивностьпамяти младших школьников зависит от понимания ими характера самой мнемическойзадачи и от овладения соответствующими приемами и способами запоминания ивоспроизведения.
Развитиевоображения.Систематическая учебная деятельность помогает развить у детей такую важнуюпсихическую способность, как воображение. Большинство сведений, сообщаемыхмладшим школьникам учителем и учебником, имеет форму словесных описаний, картини схем. Школьники каждый раз должны воссоздать себе образ действительности(поведение героев рассказа, события прошлого, невиданные ландшафты, наложениегеометрических фигур в пространстве и т.д.).
Развитиемышления. В развитии мышления младших школьников также наблюдаются двеосновные стадии. На первой стадии (она приблизительно совпадает с обучением в Iи II классах) их мыслительная деятельность еще во многом напоминает мышлениедошкольникам. Анализ учебного материала производится здесь по преимуществу внаглядно-действенном плане. Дети опираются при этом на реальные предметы или ихпрямые заместители, изображения (такой анализ иногда называютпрактически-действенным или чувственным).
Учащиеся I-IIклассов зачастую судят о предметах и ситуациях весьма односторонне, схватываякакой-либо единичный внешний признак. Умозаключения опираются на наглядныепредпосылки, данные в восприятии. Обоснование вывода осуществляется не наоснове логических аргументов, а путем прямого соотнесения суждения своспринимаемыми сведениями.
На основесистематической учебной деятельности к III классу изменяется характер мышлениямладших школьников. С этими изменениями связана вторая стадия в его развитии.Уже В I-II классах особая забота учителя состоит в том, чтобы показать детямсвязи, существующие между отдельными элементами усваиваемых сведений. С каждымгодом увеличивается объем заданий, требующих указания таких связей илисоотношений между понятиями. К III классу учащиеся овладевают родовидовымисоотношениями между отдельными признаками понятий, т.е. классификацией.К концу второй стадии большинство учащихся производятобобщения в плане ранее накопившихся представлений, посредством их умственногоанализа и синтеза. Развернутые объяснения учителя и рассказы-статьи учебниковво многих случаях достаточны для того, чтобы овладевать понятиями безнепосредственного оперирования предметным материалом. Растет количествосуждений, в которых наглядные моменты сведены до минимума и объектыхарактеризуются по более или менее существенным связям.Рассмотренные нами психологические особенности детеймладшего школьного возраста необходимо учитывать в своей работе любомупедагогу, мы же сделаем это применительно к уроку русского языка и нашей конкретнойтеме.
ГЛАВА 2. Разработка проблемыобогащения словарного запаса в начальных классах
2.1 Основные методы и приемыобогащения словарного запаса на уроке русского языка в начальной школеПоскольку дети младшего школьного возраста имеют свои психологическиеособенности, о которых говорилось выше, то методы и приемы на уроках в младшейшколе должны носить специфический характер, в частности на уроках должнысочетаться различные виды деятельности учащихся, вводиться элементы игры, чтоспособствует повышению интереса к уроку, занимательности самих уроков.
Одним изнаиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскомуязыку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию,науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учениемзанимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуациюдидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемыйматериал становится для них более доступным, работоспособность значительноповышается.
Ведь то, чтоигра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогаетформированию фонематического восприятия слов, обогащает ребенка новымисведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное –обогащает словарный запас детей и стимулирует их речь. В результате чего удетей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, чтодидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографическойзоркости младшего школьника.[11]
Приведемнекоторые дидактические игры и игровые приемы, которые можно применять дляразвития лексического запаса детей.Игры:1.Игра « Шифровальщики»
Цель:автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессованализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы,обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют впарах: один в роли шифровальщика, другой — отгадчика.
Шифровальщикзадумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы врасшифровке словосочетаний и предложений.
Жыил (Лыжи),ански (санки), кьоинк (коньки)
Отгадчикупредстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:
1. Аалтрек, лажок,раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)
2. Оарз, страа,енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)
3. Плнаеат, здзеав,отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)Игровые приемы.1.Найди «лишнее слово»
Цель:обогатить словарный состав, развивать умение выделять в словах общий признак,развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.МАК РОМАШКА РОЗА ЛУК КОШКА СОБАКА ВОРОБЕЙ КОРОВА БЕРЕЗА ДУБ МАЛИНА ОСИНА КОРОВА ЛИСА ВОЛК МЕДВЕДЬ
Задания. Подчеркни « лишнее» слово. Какиеорфограммы встретились в этих словах?2.Детям очень нравятся такие задания, как:
· Заменитьсловосочетания одним словом:
o - промежутоквремени в 60 минут,
o - военнослужащий,стоящий на посту,
o - ребенок,любящий сладкое,
o - очень смешнойфильм.
· Распредели слована две группы.
o Найди родственныеслова. Выдели корень.
· Закончипредложения:
У Ромы и Жорыесть ………….
Однажды онипошли …………. Вдруг из кустов………………
Потом ребятадолго вспоминали как……..
· Составь рассказпо опорным словам:
o зима, снежок,морозец, деревья, холод, снегири.
Ценность такихигр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скоростьчтения, обогащать лексический запас учащихся, изучать слоговой состав слова,развивать орфографическую зоркость и многое другое.
Важная рользанимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуютснятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственнуюнесостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.
Ребенок судовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, такимобразом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
В младшемшкольном возрасте у детей возможны проблемы, связанные с речевой деятельностью.Есть дети, которые могут болтать без остановки обо всем, но зачастую их бываеттрудно понять, они и сами теряют свою мысль, им трудно выстроить логику своеговысказывания. Другие знают, что нужно сказать, но у них нет «активногословарного запаса». Такие дети знают слова, умеют их произносить, умеютправильно строить фразу на уроке, но это «знание» — пассивно: в разговоре ониотмалчиваются, на прямой вопрос затрудняются ответить.
Помогаютразвивать активный словарный запас, навыки разговора речевые игры: игры-заданиясо словами и игры со словами. Существует очень много игр на буквенномматериале, со словами, которые требуют от игроков умения читать, составлятьслова из букв и слогов.
Игры-заданиясо словами для младших школьников:
· любое словопишется на доске. Ребятам дается задание: к каждой букве слова придумать слована заданную тему (животные, транспорт, растения и др.). Например, на доскеслово «зебра». Слова к нему — зубр, енот, барсук, рысь, антилопа.
· Из словавыбрасывают один звук, чтобы получилось слово, имеющее новое значение.Например: «Выброси из слова «коса» первый звук» (оса), из слова «столб» ипоследний звук (стол)».
· Добавляют к словуодин звук, чтобы получилось новое слово (игра, обратная предыдущей): мех(смех); лень (олень); клад (склад).
· Заменяя в словеодин звук, можно получить новое слово: свет — цвет, норка — корка, песок —лесок.
· Ребусы — оченьчасто встречающееся задание со словами, в них слова или фраза зашифрованы врисунке. В ребусах могут использоваться не только картинки, но и изображениебукв, причем пространственные отношения частей рисунка также обозначаютсязвуками, составляющими «спрятанное» слово.
Анаграммы — это увлекательная, развивающаякомбинаторное мышление игра. Новое слово, составленное из всех букв данногослова, называется его анаграммой. Анаграмма слова — это результат перестановкив другом порядке всех его букв. Два или более слов, образованных из одних и техже букв, составляют блок анаграмм. Вот несколько интересных примеров:колба-бокал — блок из двух пятибуквенных анаграмм; приказ-каприз — блок из двухшестибуквенных анаграмм; карта-карат-катар — блок из трех пятибуквенныханаграмм.
Такие игрыдают игрокам возможность потренировать память и проявить эрудицию, а такжеглубже проникнуть в тонкости языка, разобраться в структуре словообразования.Приведем еще примеры игр со словами:
«Наборщик». Это одна из самых известных игр сословами. Задается слово (обычно длинное), например «остановка». За определенноевремя играющим нужно сложить из букв этого слова другие слова («станок»,«скат», «танк» и т.д.). Затем игроки по очереди называют их. В зачет идуттолько те варианты, которые еще не были названы. Побеждает тот игрок, которыйпоследним назвал слово. Чемпионом игры считается тот, кто придумал самоедлинное слово.
«Каркас». Сначала выбирают три (две и дажеодну) согласные буквы (например, к, н, т). Затем все играющие «натягивают накаркас» гласные буквы (а также мягкий, твердый знак и букву й), то естьпридумывают слова, состоящие из этих согласных (в любом порядке) и любыхгласных («ткань», «кант», «канат»). Побеждает тот, кто придумал последнееслово.
«Угадайфразу». Ведущий береткакую-нибудь книгу и читает начало любой фразы. Остальные пытаются угадать еепродолжение. Через некоторое время загаданная фраза читается до конца, и всеиграющие могут сравнить то, что было сказано ими, с настоящим окончанием фразы.Тот, кто угадывает конец фразы (или почти угадывает), получает очко. Можночитать не начало, а конец фразы. Сначала ведущий должен выбирать нетрудныезадания, чтобы ребятам было интересно играть.
Можнопостроить урок знакомства с новыми словами в форме путешествия.[12]Например, вот так:
Новая тема«Город»
Совершимэкскурсию по городу вместе с Машей.
Она приехалаиз другого города и оказалась на вокзале.
Вокзал –слово по происхождению английское. Когда-то госпожа Вокс устроила в усадьбезал, где проводили танцы. Сначала этот зал и назвали вокзалом, в слове мыслышим «вок» + «зал». А теперь – это помещение на станции для пассажиров.
Маша вышла наплощадь. Ей интересно будет узнать, что слово это по происхождению русское,обозначало «плоский».
На площади –рынок. Сейчас это крытое помещение, но когда слово родилось, в немецком языкеоно означало «круг, площадь», потому что рынок чаще всего устраивали наторговой площади.
Рядом срынком – аптека – учреждение, где изготавливают и продают лекарства. Когда-тодавно это было греческое слово и означало «склад».
Маша подходитк огромному торговому комплексу. Это Гипермаркет. Сложное слово. «Гипер» впереводе с латинского означает «сверх», «маркет» – покупка-продажа. Таккомплекс назвали за огромное количество отделов, где продают вещи совершенноразного назначения.
Рядом станцияметро. Метро – сокращённое слово «метрополитен» – городской подземныйтранспорт. Посмотрим, как слово образовалось.
В греческомязыке было 2 слова: «метер» (мать) и «полис» (город), а если сложить вместе,получится «мать городов», т. е. столица. А от них образовалось – метрополитен –столичный транспорт. Потому что метро сначала строили только в самых крупныхгородах.
На метро Машадоехала до окраины. На берегу залива – порт. Это слово из латинского языка:место стоянки, погрузки судов.
На другойплощади – собор. Слово из старославянского языка, означало «собрание».По-другому это здание называется – церковь. Слово во время крещения пришло изГреции. Означает – «господний (дом)».
Этосооружение нам уже знакомо – стадион. Напомним Маше: слово греческое. В древнихолимпийских играх бегун пробегал дистанцию примерно в 192 метра – это «стадий».
Маша пришла впарк и пошла по аллее. Аллея – это дорога в саду или в парке, по обеим сторонамкоторой посажены деревья или кусты. Слово пришло из французского языка, гдеозначало «проход, дорога».
Вдалекежурчит фонтан. Это сооружение, в котором вода под напором бьёт струёй. Фонтан –слово по происхождению латинское, значение его было – «источник».
А вот дорога,похожая на аллею, также растут по бокам деревья. Но эта аллея в городе, идётвдоль улицы. Здесь её правильное название – бульвар. Это слово заимствовано изголландского языка. Означало раньше совсем другое: крепостной вал.
Урок в такой нетрадиционнойформе вызывает очень большой интерес у учащихся и способствует более легкому ипрочному запоминанию слов, а также применению их в собственной речи.
Также можно использоватьметод составления словариков на основе лексики прочитанных художественных произведений,который очень хорошо зарекомендовал себя и уже довольно долгое времяприменяется многими учителями в своей работе.
После чтения некоторыхпроизведений (в основном небольших по объёму) детям предлагается составитьсписки наиболее интересных, на их взгляд, слов и словосочетаний, встретившихсяв данном произведении. Интересными слова могут быть и с точки зрения ихлексического значения, и с точки зрения их грамматической формы, и с точкизрения их написания. Работа ограничивается одним непременным условием: словадолжны быть написаны грамотно и красиво. (Словарь не допускает ошибок иисправлений; не можешь написать слово правильно сразу в словарик – потренируйсяв черновике). Даже если школьники не ставят перед собой задачу выписыватьтрудные по своей орфографии слова, тренировка в правописании всё равноосуществляется, но непроизвольно для детей. Эти словарики дети могутиспользовать как списки опорных слов при пересказе, рабочие материалы принаписании изложений по данным художественным произведениям, сочинений.Упражнения по составлению словариков развивают у учащихся память наорфографическую норму, расширяют лексический запас.
Вариантами такой работымогут быть составление словариков слов иноязычного происхождения, словарикиисконно русских слов, устаревших слов (материалом для таких словариков служаттексты русских народных сказок, с помощью собранных материалов дети выполняюттворческие работы по составлению своих сказок, работы оформляют в видекнижек-малышек).[13]
При работе по запоминаниюновых слов следует учитывать ряд условий:
· установка назапоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;
· заинтересованность:легче запоминается то, что интересно;
· яркостьвосприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызываетопределенные эмоции;
· образностьзапечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механическогозапоминания.
Длязапоминания слов используются различные мнемонические приемы: стихи, рассказы,рисунки, ребусы, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации,помогают детям запомнить трудное слово. Облегчают запоминание небольшиепроизведения детских писателей, например, рассказ Н. Сладкова «Сорока и медведь»,рассказ – быль Л.Н.Толстого «Пожарные собаки». В работе над словарными словамичасто используются стихи, например:
Трудные учитьслова
Помогает намигра.
Петуханазвали «Петя»–
Петь он любитна рассвете.
А медведь,наоборот,
Петь нелюбит, любит мед.
Лиса –лисица, посмотри,
Очень любитбукву И.
С большим интересом детиотносятся к рисункам, схемам.[14]Мышление учащихся начальных классов носит наглядно- образный характер, т. е. оноопирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства изних преобладает и образный тип памяти. Поэтому применяется метод, когда длязапоминания слова предлагается выполнить рисунок на буквах, которые вызываюттрудность при написании. Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом,а результаты, в итоге, соответствуют ожиданиям. На букве О очень легконарисовать помидор, а буква И - это ножи, которыми можно его разрезать.Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения принаписании. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова.
Также вработе над закреплением значения слов можно использовать различныелексические упражнения:[15]
1. Запишитетолько те однокоренные слова (осина, осинник, осиновый, осинка, подосиновик),которые соответствуют следующим значениям: 1) молодая осина; 2) осиновый лес;3) гриб с красной или коричнево-красной шляпкой, который чаще всего можно встретитьв осиновом лесу.
2. Объясните,кого так называют: библиотекарь, тракторист, комбайнер, телефонист, шофер.
3. Объяснитезначение выделенных слов.
Весело сияетмесяц за окном. Белый снег сверкает синим огоньком. Третий месяц у ворот — эток солнцу поворот.
4. Найдите впредложениях слова, близкие по значению слову солдат, выпишите эти слова.
Советскийвоин бережет родной страны покой и славу. С далекого фронта в родимую хатудомой возвращались два брата солдата. Только взял боец трехрядку, сразу видно — гармонист. Но служивый знает дело, и за Родину свою он пойдет в атаку смело,победит врага в бою.
5. Найдите впредложениях слова, противоположные по значению.
У лукоморьядуб зеленый;
Златая цепьна дубе том:
И днем иночью кот ученый
Все ходит поцепи кругом;
Идет направо- песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
6. Подберитек каждому из слов противоположное по значению слово.
Справа,сверху, завтра, здравствуй, пожалуйста…
7. Впишите впредложения подходящие по смыслу словарные слова.
Сапоги,ботинки — это обувь, а … — это одежда. Заяц, … — это звери, а …, … — этоптицы. Пенал, … — это учебные принадлежности, а …, … — это инструменты.Морковь, …, … — это овощи.
В начальном курсеграмматики, правописании и развитии речи большое значение придается словарно-орфографическойработе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями,данными в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о нихдети получают уже в первом классе. Первоклассники знакомятся с правописанием такихслов, как воробей, ворона, сорока и др.
Навыки написаниясловарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностейдетей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов ипроведение словарно-орфографических упражнений должно способствоватьактивизации словаря младших школьников. Здесь может использоваться такой приемкак орфографическое чтение.[16]
Орфографическое чтениеможно использовать на любом уроке. При работе над словарем удобнее брать словатематическими блоками (5-10 слов) и изучать один блок в течение недели.
Первый день
1. Самостоятельное чтениеслов учащимися.
2. Прочтение слов учителем«орфографически».
3. Повторение детьми 2-3раза.
4. Запись слов (с книги,с карточек, с доски).
5. Проверка слов.
Второй день
1. Карточка на мгновениепоказывается классу.
2. Произнесение учителемслов, в соответствии с нормами орфоэпии.
3. Дети три разапроизносят «орфографически».
4. Запись слов (с книги,с карточек, с доски).
5. Проверка слов.
Третий день
1. Устный диктант всехслов. Дети три раза проговаривают слово «орфографически».
Четвертый день
1. Карточка передклассом. Ученики читают один раз, называя буквы для запоминания.
2. Запись слова (карточкаубрана, дети записывают самостоятельно или кто-то из учащихся комментируетслово), графическое оформление.
3. Проверка всего блокаслов.
Пятый день
1. Диктант.
«Орфографическое» чтениеиспользуется при подготовке и проведении зрительных диктантов, при выполнениисамых разнообразных заданий, устных диктантов. Для достижения максимальногоэффекта необходимо использовать «орфографическое» чтение на всех уроках.
Проходит неделя работынад блоками словарных слов. Но работа с этими (знакомыми детям) словами непрекращается. Всегда можно найти возможность предложить детям написать нужноеслово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить этословосочетание в предложении, связном тексте. Языковым материалом дляпроведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки,кроссворды, стихотворения, отрывки из художественных произведений.
2.2Усвоение детьми различных групп слов
В рамках нашей темысуществует еще одна проблема, которая связана с трудностями усвоения учащимисяотдельных групп слов. Наблюдения за работой учителей начальных классовпоказывают, что на уроках русского языка, классного и внеклассного чтенияуделяется недостаточное внимание работе с отвлеченными понятиями. А ведь этоочень важно, так такие слова наиболее трудно усваиваются детьми. Это нам помогвыяснить обучающий эксперимент.
Для начала мы определилидля себя проблему: исследовать особенности усвоения детьми различных групп словс конкретным и отвлеченно-абстрактным значением. Для этого на уроках русскогоязыка в 1, 2 и 3 классах начальной школы мы проводили работу над словами:запомнить слово и его значение, выделить данное слово из текста, составитьсловосочетание с данным словом, распределить заученные слова по различнымпризнакам. Затем, для изучения результатом эксперимента, проводился словарныйдиктант с различными заданиями для учащихся разных классов. По результатамисследования удалось установить, что слова, соотносимые с конкретными предметамии людьми, окружающими ребенка (парта, тетрадь, скамейка, двор, трактор, машинаи т.д.) усваиваются детьми без особого труда, правда такие же слова сконкретным значением, но труднопроизносимые усваиваются сложнее. Слова же сотвлеченным и абстрактным значением усваиваются очень тяжело. Такие слова какдружба, доброта, вежливость запоминаются детьми легче, потому что почтиежедневно звучат в их речи и соотнесены с культивируемыми в них самихморально-этическими качествами, т.е. дети знают, что они должны быть дружными,добрыми, вежливыми, им напоминают об этом каждый день. Но такие слова как,например, трудность, сказочность, везение усваиваются детьми далеко не сразу иочень быстро забываются.
Следовательно, в ходеэксперимента мы выявили необходимость исследования значений абстрактных словкак компонента возрастного языкового сознания важно и в плане выявленияпроцессов становления как речи, так и мышления. На формирование значенийабстрактной лексики оказывают влияние различные, часто противоречивые тенденциив общественной жизни современной России; неверно или недостаточно правильнопонятые младшими школьниками факты, книги, кинокартины; самостоятельный анализповедения взрослых; те изменения, которые происходят с самими испытуемыми.Значения многих из исследуемых слов сформировались в сознании детей подвлиянием речевой практики.
Отвлеченная лексиканедостаточно привлекается учителями начальных классов в качестве изучаемогоматериала, усваивается школьниками
стихийно, эмпирически,без специального руководства со стороны педагога, она фактически пересталаиспользоваться в средствах массовой информации, практически не используется всемье, в результате чего у младшего школьника формируется не только искаженнаяязыковая картина, но и ложно ориентированная картина мира в целом. Младшийшкольный возраст особенно сензитивен к той стороне деятельности, котораякасается отношений между людьми, моделей этих отношений, усвоения нормповедения. Усвоение слов нравственных отношений будет влиять и на воспитаниеправильных норм поведения. Применительно к начальной школе работа подобногорода не проводилась, хотя, на наш взгляд, необходимо (и возможно) знакомитьдетей с данной лексикой в доступном возрасту объеме. Выделение этой лексики вособую группу в процессе обучения обусловлено рядом причин лингвистического,методического, дидактического и психологического характера. Изучение, котороепозволит в рамках лексически ограниченной группы слов познакомить учащихся сязыковыми средствами, существенно обогатит речь школьников.
Кроме того, экспериментпоказал и другие интересные результаты.
Например, дляпервоклассников оказалось наиболее трудно выделить отдельные предложения изтекста и записать прослушанный текст по памяти. Это говорит о недостаточномразвитии памяти детей.
Учащиеся 2 класса,выполняя задание на распределение в два столбика названий животных и растений,в большинстве своем правильно выполнили задание. Затруднения вызвали слова«ива» и «зубр», многие ученики просто не знали, что это такое. Также им былопредложено задание из набора слов составить предложения. Из данных словправильно записали все 4 предложения меньше половины учеников. Трудностьвызвали наборы слов:
— Девочка, альбом,рисунок;
— Ребенок, чашка, молоко.
Следовательно, наименьшуютрудность для второклассников вызвало упражнение классификационного характера.Наиболее трудным оказалось задание по составлению предложений из набора слов.
Для учащихся 3 классатрудным оказалось задание по записи к каждому слову общего слова-понятия.Правильно выполнили задание только 10 % учащихся. Наибольшее затруднениевызвали слова «стол» и «карандаш». В следующем задании нужно было из словкаждой строчки выбрать два слова, близких по смыслу (синонимы). Правильновыполнили задание больше половины учащихся. Подбор слова, противоположного посмыслу, также вызвал затруднение у многих учащихся. Правильно выполнили заданиечетверть учащихся. Из данных слов составили все 3 предложения больше половиныучащихся. Типичные ошибки: нарушение последовательности слов в предложении.
На основании этихнаблюдений можно сделать некоторые выводы.
Школа управляет процессомразвития речи младших школьников. Однако у школьников возникают трудности приовладении речью на всех уровнях.
Развитие словаря учащихсяпроисходит вместе с обогащением и уточнением представлений о предметах иявлениях. Уже с 1 класса учащиеся выполняют логические упражнения погруппировке и классификации предметов по их существенным признакам. Упражненияклассификационного характера вызывают трудность в том случае, если ребенок непонимает значение слова.
Школьники в основномпонимают различие между синонимами, могут подобрать антонимы. Усваивают они исочетаемость слов с другими словами. При выполнении практических упражненийзатруднения возникают, если теоретические сведения сообщались давно илиучащиеся не понимают оттенков значений слов.
Учащиеся, как правило,верно определяют границы предложений. Работа над предложением, как и словарная,составляет непрерывный поток, проводится ежеурочно. Такая работа начинается ужев период обучения грамоте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За последние годы, ксожалению, у учащихся наблюдается резкое снижение интереса к урокам русскогоязыка, нежелание детей расширять свой кругозор, повышать грамотность и культуруречи. И это очень печально, потому что учащиеся таким образом обедняют своюречь, а вместе с тем и свой язык и свою общую культура. Школьные уроки русскогоязыка призваны пробудить интерес, тягу к постоянному получению знаний.
На уроках русского языкаучитель уделяет достаточное внимание грамматическому, орфографическому иструктурному анализу слов, значительно меньше работая при этом над их семантикой.А это в свою очередь ведет к ухудшению запоминания новых слов, к обеднениюсловарного запаса детей и с эти учитель должен бороться всеми способами.
Поскольку традиционныеспособы обучения не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всемиучащимися, встаёт необходимость умелой организации учебной деятельности науроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимосформировать познавательную мотивацию. Сегодня, к сожалению, господствуютметоды внешних побуждений — отметка, похвала, наказание. Но действительнаямотивация будет иметь место только тогда, когда дети будут стремиться в школу,где им хорошо, содержательно, интересно.
Положительно изменитьмногое в отношении детей к учению может творческий подход учителей к подготовкеи проведению уроков. В целях активизации учащихся, развития интереса,побуждения их к приобретению знаний учителю необходимо вводить в практикуработы школ занимательные разновидности уроков, создавая в итоге авторские –нетрадиционные уроки.
Часто в текстахупражнений по русскому языку и в текстах литературных произведений встречаютсяслова, вышедшие из повседневного употребления – это устаревшие слова. Онивходят в состав устаревшей лексики. И очень важно познакомить детей с такойлексикой: разъяснить значение устаревших слов, научить пользоваться словарями стем, чтобы узнать толкование слова, как употреблять эти слова в речи.
Такая работа будетпрививать детям любовь к родному языку, вызывать интерес к русскому языку как кучебному предмету.
В 6 – 10 лет ученикинаиболее восприимчивы к изучению основ родного языка, так как человекусвойственно овладеть языком в детстве. Именно в это время следует предотвращатьханжеское и невежественное отношение к языку, как можно шире знакомить с еговыразительными возможностями.
Усвоение огромноголексического запаса, который содержится в учебниках, не может происходитьстихийно, т.к. лексика в любом языке всегда является не простой суммой слов, аопределенной системой относительных и взаимосвязанных факторов. Система, какизвестно, это единство частей во взаимной сфере, характеризующихся общимфункционированием. Следовательно, и «лексикология перед нами предстает не какнаука об отдельных словах, а как наука о лексической системе языка в целом».[17](Шанский)
Начиная с первого класса,необходимо развивать внимание учащихся к значению слова, давать упражнения,позволяющие в дальнейшем формировать умение самостоятельно толковать значениеслов, побуждающие определять и сравнивать языковые единицы: звук, слово;наблюдать за тем, как изменение одного звука в слове ведёт к изменению еголексического значения.
Только тогда дети будутстремиться запомнить слово, употребить его в речи, будут активно использоватьего в своем индивидуальном словаре, что в конечном итоге поможет им овладетькрасивым, правильным и выразительным русским литературным языком.
ЛИТЕРАТУРА
1. Активизациясловаря младших школьников //Начальная школа. — 2003. -№4.
2. Баранов М.Т. Научно-методические основы обогащения словарногозапаса школьника в процессе изучения русского языка. — Док. дисс. М., 1985.
3. Борисенко И. В. Развитие чувства орфографической формы умладших школьников на основе чтения./Начальная школа.- № 11/12 – 1987.
4. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка //Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. — М., 1992 г.
5. Выготский Л. С. Основы педологии. Л., 1975.
6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.IV. — М.: Русский язык, 1980
7. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка.М, 1984
8. Иванов С. В. Русский язык в начальной школе: новый взглядна его изучение. /Начальное образование.- Спецвыпуск -2005.
9. Канакина В.П. Особенности лексики младшихшкольников./Начальная школа.- № 6 — 1997.
10. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок:Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних ивысших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. — Ростов-на-Дону:Изд-во «Учитель», 2001.
11. Ладыженская Т.А. Развитие речи учащихся как теоретическаяи грамматическая проблема межпредметного характера //Сов. педагогика. — 1978. — №9.
12. Лыжова Л.К. Логический анализ содержания учебников какоснова для выбора оптимальных форм и методов обучения // Рус. яз. в школе. — 1987. — № 5.
13. Львов М. Р. Опыт изучения грамматического строя речиучащихся/ В кн: Актуальные проблемы методики обучения русскому языку вначальных классах// под ред. Н. С. Рождественского, Г. А. Фомичёвой. – М.,1977.
14. Львов М. Р.Методика развития речи младших школьников. –М., 1985.
15. Львов М.Р., Горецкий В.П., Сосновская О.В. Методикапреподавания русского языка в младших классах: Уч. пос. для студентов высшихпед. учебных заведений и колледжей. М.: Академия, 2000.
16. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методикаобучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1987.
17. Матвеева А.П. О преемственности в изучении лексики //Рус. яз. в школе.- 1978. -№ 5.
18. Методика развития речи / Под ред. Ладыженской Т. А. — М.,1991.
19. Методика преподавания русского языка в школе. / Под ред.М.Т. Баранова. — М.: Академия 2000 г.
20. Обогащение словаря младших школьников // Начальная школа-2002. — № 6.
21. Программа общеобразовательных учреждений. Начальныеклассы. Часть 1. М., 2000.
22. Речь. Речь. Речь. /Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1990.
23. Речевые секреты /Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1992.
24. Речь и культура общения // Начальная школа. – 1990. — №8.
25. Работа над лексическим значением слова в начальныхклассах // Вуз школе. — Борисоглебск: БГПИ, 2003.
26. Ушинский К.Д… Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз,1945 г.
27. Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. М.,1973.
28. Хрестоматия по методике русского языка: Рус. яз. какпредмет преподавания. Пособие для учителей / Сост. А.В. Текучев. — М.: Просвещение.1982 г