Реферат по предмету "Охрана природы, Экология, Природопользование"


Окружающая среда обитания человека и глобальные экологические проблемы человечества

Министерство Высшего Образования
Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственныйуниверситет
Физической Культуры имени П.Ф. Лесгафта.
Факультет: Педагогический.
Кафедра: ННВС.
Реферат на тему:
«Окружающаясреда обитания человека и глобальные экологические проблемы человечества».
Разработал:                                                                      Студент: 1 курса, 4 группы (ННВС).
                                                                                             Осипов АлександрВладимирович.
Проверил:                                                                             Преподавателькурса Биологии
                                                                                                          с основами экологии                                                                     
                                                                                                     Надежда Владимировна.    
                                       
Санкт-Петербург.
2006 г.
Содержание.
 

Содержание.                                                                                                    2                                                                                                                       
Введение                                                                                                          3                                                                                                                       
Часть 1.                                                                                                     4
1.1.Структура окружающей среды человека.                                             4                                                                                                             
1.2.Наука — «Экология».                                                                                5                                                                                 
1.3.Воздействие человека на окружающуюсреду.                                              6
1.3.1.Воздействие на атмосферу.                                                                                                          6
1.3.2.Шумовое загрязнение атмосферы.                                                                                 7
1.3.3.Загрязнение гидросферы.                                                                                                  7
1.3.4.Загрязнение поверхности Земли.                                                                                     7
1.3.5. Радиоактивное заражение.                                                                                              8

1.4.Воздействие окружающей среды на человека.                                             8

Заключение по части №1.                                                                                    9

Часть 2                                                                                                      10
2.1.«Экологические проблемы человечества»                                               10

2.2.Современныеглобальные экологические проблемы человечества и связи между ними.                                                                                             12
Заключениепо части № 2.                                                                                  13

Список используемой литературы.                                                                  14



 
 
Введение.
 

Берегите эти земли, этиводы,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутриприроды,
Убивайте лишь зверей внутрисебя!
                                                                                                                          Е. Евтушенко.
Глобальнаяизменчивость или глобальные изменения в последние годы превратились в основнуюпроблему исследований в области окружающей среды главным образом благодаря томуогромному влиянию, которое она по всей вероятности будет оказывать на мировоесообщество.
Многие ученые — естественники рассматривают термин «окружающая среда» как синонимслову «природа». Однако природа становится окру-жающей средой толькотогда когда рассматривается в социальном кон-тексте: человеческое обществозависит от природы и взаимодействует с ней изменяет её в различныхпространственно-временных масштабах.
         Предупреждаяо возможных последствиях расширяющегося вторжения человека в природу, ещёполвека назад академик В.И. Вернадский писал: «Человек становитсягеологической силой способной изменить лик Земли». И это предупреждениепророчески оправдалось.
Современнаямолодёжь вступает в жизнь в эпоху не только бурного развития науки и техники, аи негативных последствий научно-техничной революции и демографического взрыва.Неконтролируемый рост населения Земли, количество которого уже превосходиткритическую точку, всё большее загрязнение атмосферы, гидросферы и литосферы,накопление огромных объёмов отходов человеческой деятельности, приодновременном истощении всех полезных природных ископаемых и ресурсов привели кразвитию глобальной экологической катастрофы.
Биосферасегодня уже не в состоянии саморегулироваться, и самовосстанавливаться — онавсё дальше активно деградируется. Человечеству угрожает гибель ближайшимидесятилетиями, если оно немедленно не изменит своего отношения к природе, неизменит своей деятельности и существования, не переоценит жизненных ценностей.
 Человечеству необходима новая философия жизни,высокая экологическая культура и сознательность.
 
 
 
 
 
 
 
Часть1.
 
1.              Структураокружающей среды человека.
 
Всё то, чтоокружает человека в его жизни природного характера (земля с её недрами,биосфера, гидросфера, лесные массивы и т.д.), а также всё то, что создано егоруками, называют окружающей средой. Поэтому окружающая среда состоит из природныхфакторов и искусственных.
Человек для того, чтобы создать себенеобходимую для себя искусственную среду брал от природы всё, не отдавая ейничего. Завоёвывая природу, человечество в большей мере подорвало природныеусловия собственной жизни. За последние годы, человечество больше чем в 1000раз увеличило потребление энергоресурсов. Количество товаров, в развитыхстранах каждые 15 лет увеличивается в 2 раза. Из всех взятых у природы ресурсовчеловечество использует 3-4%, а остальное идёт в отходы. Но природа не толькодавала человеку всё необходимое, но и отрицательно действовала на человека. Каки сейчас, так и много лет назад на Солнце были электромагнитные бури,действовали отрицательно на человека, были и пожары природного характера влесных массивах, выделявшие дым и CO2; была и эрозия почвы, вызванная ливнями,и суховеями. Однако это не принесло столько вреда человечеству, сколько началоприносить себе само.
До середины XIX ст. природа моглакомпенсировать сама тот урон, который наносило человечество, отравляя природнуюокружающую среду. С увеличением объёма роста промышленности началосьзагрязнение гидросферы, атмосферы, почвы отходами производства: вредными газамии металлами. Природная среда уже сама не может с этим справиться, и человекпоневоле начал дышать загрязненным воздухом и пить относительно отравленнуюводу. Сама промышленность своими отходами начала действовать отрицательно начеловека. Таким образом, с середины XIX ст. на человека помимо отрицательноговоздействия природной окружающей среды начала воздействовать и природнаяокружающая сфера, отравленная человеком. Воздействие отравленной окружающейсреды на человека называется техническим воздействием.
Наличие в России сверх развитойпромышленности, высокая её концентрация в отдельных районах, большиепромышленные комплексы, большинство которых потенциально угрожающие, большоеколичество объёмов используемых ядовитые вещества — всё это увеличиваетвероятность возникновения чрезвычайных технических ситуаций, вызванныхдеятельностью человека, которые представляют собой угрозу для людей иокружающей среды. Чрезвычайные технические ситуации возникают из-за:
·       Изношенностиоборудования;
·       Нарушений правилэксплуатации и техники безопасности;
·       Нарушениетехнических процессов производства;
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций,вызванных техническим воздействием, тратятся большие средства. Колоссальныесредства тратились в конце 90-ых годов для поддержания оборона промышленногокомплекса в стабильно благополучном состоянии из-за угрозы  глобально экологической катастрофы, израспада СССР.

1.2.Наука — «Экология».
Начавшиесянарушения равновесия в природе заставили человека осознать, что всё живое иорганизмы в целом, населяющие нашу Землю существуют не сами по себе, а зависятот окружающей среды и испытывают на себе её воздействия. Силы природы,действующие вокруг нас, это не просто декорация, на фоне которой развиваетсясам жизненный процесс, а это точно согласованный ансамбль факторов окружающейсреды и приспособление к ним всего живого.
В1866 г.Эрнст Геккель ввел научный термин «Экология» — наука об образе жизниживотных и многосторонних их связей с органической и неорганической средой,включая их поведение и распространение.
Позжеамериканский учёный-эколог Юджин дал наиболее короткое и ёмкое специальноеопределение экологии — это биология окружающей среды.
Организм,как элементарная частица, находится под постоянным воздействием климатических ибиологических факторов, которые вместе называются экологическими.
Экологическийфактор — это будь какой элемент окружающей среды, который может оказыватьпрямое или косвенное влияние на живой организм на протяжении хотя бы одной фазыих развития.
Учитываято, что человек является общественным элементом природы, в начале 70-х годовначала создаваться социальная экология, которая изучает взаимодействиеобщества с окружающей средой и её охраной.
Задачи, решаемые экологией:
Ø Исследованиеособенностей организации жизни в окружающей среде при воздействии на неёдеятельности человека;
Ø Разработканаучной основы эксплуатации биологических резервов;
Ø Прогнозированиеизменения природы под воздействием человека;
Ø Сохранениеокружающей среды.
Признание того, что человек — неотъемлемая часть природы, породило новую науку «Экология человека».Для биологов, эколог и других естествоиспытателей подход к природе, которыйисходит лишь из утилитарных интересов человека, разумеется, представляетсяслишком узким и односторонним. Экология человека следует рассматривать, какпервый и очень существенный шаг на пути к утверждению нового более широкоговзгляда. Для большинства политических и хозяйственных деятелей такой поворот-это настоящая революция в их мышлении и в практических действиях.
Наши современные знания о природныхпроцессах требуют от нас в будущем и уже сейчас при проведении касающихсячеловека и общества рассматривать всю многообразную совокупность окружающей нассреды, как единое целое. Было бы нереалистично ожидать, что такой поворот всоздании произойдет не сегодня — завтра у всех.
Пройдет ещё немало времени, покатакое понимание природы станет общепризнанным.

1.3.     Воздействиечеловека на окружающую среду.
 
1.3.1.Воздействие на атмосферу.
Атмосфера- это воздушная оболочка Земли.Масса атмосферы составляет 5.15*10 тонн. Атмосфера является защитой от воздействиявредного влияния лучистой энергии Солнца. Если бы не было атмосферы, токолебания температуры на Земле были бы плюс, минус 200C.
Озоновая сфера, которая являетсяучастком стратосферы (18-15 кмнад поверхностью Земли), занимает всё живое от ультрафиолетового излученияСолнца. Благодаря необдуманной деятельности человека, атмосфера оченьзагрязняется различными отходами производства.
Так в мире в атмосферу выбрасывается 22млрд. тонн СО2; 150 млн. тонн SO2, 700 млн. тонн дыма и пыли. За последние 30 летколичество СО2 выбрасываемого в атмосферу увеличилось на 25%. Сегодня ватмосферу Украины выбрасывается 17 млн. тонн вредных веществ. На территорииРоссии находится 4769 предприятий, которые выбрасывают в атмосферу ядовитыевещества из которых:
§ Заводы чернойметаллургии- 42%
§ Угольнаяпромышленность- 16%
§ Химическая инефтяная промышленность- 17%
В результате деятельностиметаллургических заводов, сжигания отходов, роботы тепловых электростанцийтемпература атмосферы повышается, а увеличение CO2, доля которого за 120 летувеличилось на 17%, приводит к так называемому «парниковому эффекту».При этом явлении тепло, полученное Землей не распространяется в атмосферу, аблагодаря СО2 остается у поверхности Земли. В дальнейшем это может привести кусиленному таянию льдов и к непредсказуемому поднятию уровня мирового океана, кзатоплению части побережья материков.
Большой вред атмосфере наносятпредприятия, которые производят или потребляют фреон и выпускают его ватмосферу; космические аппараты, которые на своей траектории оставляют ватмосфере «дыры». В результате деятельности и наличия фреона ватмосфере образуются «озоновые дыры», в которых озона на 40-50%меньше допустимого. Так сейчас наблюдается «озоновая дыра» надАнтарктидой и по своей величине превосходит размер материка. Возникла«озоновая дыра » и над Шпицбергом.
В больших городах, в которых восенне-зимний период наблюдается влажная холодная погода при загрязнениивоздуха, выхлопными газами и сжиганием топлива (более 10 млн. тонн в год),более 10 мг/м окиси азота и других газов в воздухе наблюдается так называемый«смог», который очень вреден для человека, и нередко приводит клетальным исходам.
Курящий человек табачным дымом получаетв сотни раз больше отравляющего воздуха, чем от металлургических заводов.


1.3.2.Шумовое загрязнение атмосферы.
В наш век — век заводов, мощной техники,век самолётов и ракет, происходит очень большое загрязнение атмосферы всякимизвуками, вызывая тем самым шумовое загрязнение атмосферы. Это загрязнениевлияет отрицательно на человека.
Природный звуковой ландшафт на земле былвсего 30-60 ДБА. Жизнь человека в абсолютной тишине практически невозможна.Однако и в природе существуют генераторы звука, которые превышают санитарныенормы (например, гром — 150 ДБА).
Учёныеопределили санитарные нормы для человека, его нормальной жизни:
§ Санитарнаянорма ночи — 30 ДБА
§ Санитарнаянорма для больниц и санаториев — 35 ДБА
§ Дляквартир и учебных заведений — 40 ДБА днём.
Однако в нашейповседневной жизни шум часто превышает допустимые нормы, вызывая у человекадискомфорт.
Так при шуме 80 ДБА ослабляетсяслух, возникают нервно-психические заболевания, гипертония, повышаетсяагрессивность у человека.
Очень сильный шум (более 110 ДБА)приводит к так называемому «шумовому опьянению», а после и разрушениюслухового аппарата.
100 лет тому назад уровень шумовв городах не превышал 60 ДБА, а сейчас 70 ДБА и более.
1.3.3.Загрязнениегидросферы.
Одним из самых ценных богатств Землиявляется гидросфера (океаны, моря, реки, озера, ледники Арктики и Антарктиды ипр.). На Земле имеется 1385 млн. км водных запасов и очень мало, всего лишь 25%пресной воды пригодной для жизни человека. И не смотря на это люд, оченьбезумно относятся к этому богатству и бесследно, беспорядочно его уничтожают,загрязняя воду различными отходами. В наше время в реки сбрасывается 160 млн. мвредных веществ.
ВРоссии существующие очистные сооружения очищают воду на 10-40% и не очищают еёот солей тяжелых металлов. Ежегодно в Волгу сбрасывается 470 млн. м загрязненныхотходов. В 1999 г.в реки России было сброшено 6.7 млрд. м загрязненных стоков. Дефицит в России чистой,хорошей воды составляет 1.4 млрд. м, а центральным водоснабжением населенныепункты России обеспечены на 70%. Отсюда и большое количество желудочно-кишечныхзаболеваний.
1.3.4.Загрязнениеповерхности Земли.
Всяповерхность, Земли за исключением спальных пород, покрыта грунтом.
Грунт-это, видоизмененный под влияниемживых организмов поверхностный слой земной коры, который отличается от горныхпород минеральной массы, большим количеством специфических органических веществ(гумус) и несет важную особенность — родить, т.к. имеет возможность поставлятьрастениям необходимые для их роста жизненные вещества, воду и воздух. Грунтявляется одновременно и результатом жизнедеятельности растений, одновременноявляясь и основой биосферы. Наиболее ценным для Земли грунтом являетсячернозем.
Земельный фонд России являет 160 млн. гаиз которых 47% черноземы, которые составляют 50% всего мирового запаса.
Однако за последние годы уничтожено ужеболее 60% чернозема и ежегодно теряется 10 тыс. га. Большой вред принеслонеобдуманная мелиорация, в результате которой было затоплено 50 тыс. га иплощадь эрозии земли увеличилась на 35%. В зоне радиоактивного чернобыльскогозаражения находится 3.7 млн. га. Засорение поверхности Земли различнымиотходами производства, которых насчитывается более 70 млн. м. Ежегодно в Землювносится 500 млн. т минеральных удобрений и 4 млн. т пестицидов. В 2001 г. в Днепропетровске обнаруженопредприятие, которое похоронило в землю 900 т ртути. Пока ещё не установленопопала ртуть в водоём или нет.
В России гумус в чернозёме в XIX векесоставлял 8-12%, а в наше время только 4-6%. Для выращиванья 1 см гумуса, необходимо250-300 лет напряжённой работы природы.
1.3.5.Радиоактивное заражение.
Самым тяжёлым отрицательным влиянием наорганизм человека является радиоактивное заражение окружающей среды. Порезультатам экспериментов на животных и изучение последствий облучения людейпосле взрыва атомных бомб у Хиросимы и Нагасаки, а позже в Чернобыле былоустановлено, что острое действие радиации проявляется в виде лучевой болезни иможет привести к смерти.
Сейчас защита населения и биосферы отрадиоактивного загрязнения в связи с возрастающим радиоактивным заражениемпланеты стал одной из актуальных проблем экологии. Сегодня главным источникомрадиоактивного заражения биосферы являются радиоактивные аэрозоли, которые,попадая в атмосферу во время испытаний ядерного оружия, аварий на АЭС и радиоактивныхпроизводствах, а также радионуклиды, которые выделяются из радиоактивныхотходов, захороненных на суше и море.
Сегодня необходимо на всех уровнях вовсех государствах проводить активную работу против хранения, производства ииспытания ядерного оружия, бороться за его полное уничтожение.
1.4.Воздействие окружающей среды на человека.
Человек — это наиболее одарённый имогущественный представитель всего живого на Земле. Он приступил в XIX веке кширокому преобразования облика нашей планеты. Он решил не ждать милостей отприроды, а просто взять у неё всё, что ему необходимо, не давая ей взаменничего.
Применяя всё более новую технику итехнологию люди старались создать себе среду обитания по возможности независящих от законов природы. Но человек — неотъемлемая часть природы и поэтомуне может оторваться от неё, не может полностью уйти в созданный им механическиймир. Уничтожая природу он шёл «назад», тем самым уничтожая всё своёсуществование. Современный период развития общества характеризуется большимнарастанием конфликта между человеком и окружающей средой. Природа началамстить человеку за его необдуманные потребительские отношения к ней. Загрязнилиприроду ядовитыми веществами, пользуясь своими техническими достижениями,человек заражает и себя этим.

 
 
Заключение по части №1.


На сегодняшний день человек и результаты егодеятельности перевернули все остальные биотические и абиотические действия.Вместе с тем перед человечеством встаёт задание выработать пути преодолениядиспропорций между размахом и последствиями хозяйственной деятельности всоциальной сфере, и возможностями управления социосферами, и их прогрессом.Проявлением этих диспропорций есть многочисленные социально-экологические,экономические, демографические, политические и другие кризисы, а их дальнейшеепродолжение может завершиться разрушительными катастрофами, которые губительныкак для человечества, так и для биосферы, и всего живого в целом.
Перед человечеством встаёт грандиозное заданиепреодолеть упомянутые диспропорции и обеспечить нормальные условиясуществования, и прогрессивное развитие в ближайшем, и далёком будущем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Часть2.
2.1. «Экологические проблемы человечества»

Введение в это проблему.

Запоследние годы мы пришли к новому, живому и ясному пониманию нашей планеты. Это– сложная система в состоянии постоянного движения. Деятельность человека можетсейчас влиять на крупные планетные системы, и последствия этого – неизвестны.Перед нами стоит масса проблем, которые требуют философски целостных решений.ЯДЕРНЫЙ ВЕК

«Век Экологии начался в пустыне за Аламагордо,Нью-Мексико  16-го июля 1945г.ослепляющим огненным шаром света и поднимающейся грибообразной тучей радиоактивныхгазов… Впервые за 2 миллиона лет истории человечества появилась сила, способнаяуничтожить всю структуру жизни на планете».
                                                                                                  Доналд Вустер.
Более чем через 40 лет, 26-гоапреля 1986 г.на Чернобыльской электростанции взорвался реактор №4; взрывом снеслоконтейнер-протектор из стали и бетона, графит в центре реактора загорелся, несярадиоактивное заражение на миллионы квадратных миль.
Между этими двумя событиями мрачными вехамина нашем пути через ядерный век стали Хиросима и Нагасаки, Бикини и Кыштым,реки Чок и Паломарес – зловещее наследие аварий и инцидентов, напоминающих оскрытом значении и последствиях использования ядерной энергии.
С самого начала бомбы и реакторы разрабатывалисьвместе, пока мир не стал закован в ядерные цепи, простирающихся от холодныхпросторов космоса до океанских глубин. Мы захламили землю отходами, которыеостанутся радиоактивны веками. Мы создали орудия, которые могут нарушить ДНК внаших клетках, и которые могут превратить эту полную жизни зелёную планету вбесплодный пустырь, а нас отбросить назад в каменный век.ЛЕСА – В ПУСТЫНИ
Когда-то тропические влажные лесапокрывали 10% поверхности земли (15млн. кв. км), но их площадь уменьшилась ужена одну треть. Скорость разрушения около 100000 кв. км в год.
Темп потери лесов увеличивается.Снятые спутниками фотографии показывают, что в 1987г. только в Бразилии леса,площадью около 200000 кв. км были сожжены мелкими фермерами.
Движущие силы за всем этим –бедность и жадность. Леса вырубаются из-за их древесных ресурсов, их границыподвергаются эрозии подсечно-огневой системой землевладения, огромные площади или заливаются ради проектовгидроэлектростанций или вырубаются ради недолговечного пастбища для мясногоскота.
Когда исчезают деревья,разрушается стабильность экосистемы. Неизбежный результат – наводнения, засухи,широко распространённая эрозия.
Большинство пустынь мира быликогда-то лесами и лесистыми местностями. Опустынивание угрожает одной третиземной поверхности (48 млн. кв. км) и повлияет на жизнь, по крайней мере, 850млн. людей.
 
АТМОСФЕРНЫЕЭКСПЕРИМЕНТЫ

«Десятьлет тому назад, загрязнение воздуха казалось простым вопросом, имеющимограниченные и местные последствия. Сейчас мы пришли к пониманию, чточеловеческая деятельность начинает влиять на глобальный баланс всей атмосфернойсистемы. Мы вовлечены в гигантский эксперимент, о результатах которого можемтолько делать предположения…»

  Кислотный дождь разрушает здания, окисляет озёра иреки, загрязняет грунтовые воды, высушивает деревья и наносит ущерб живойприроде. Эта проблема не уйдёт сама по себе, она не поддаётся лёгким решениями, несомненно, является следствием деятельности человека. Загрязнение воздухаработающими на твёрдом топливе электростанциями – главная причина кислотногодождя.
В последние два десятилетия выявились две других важных глобальныхатмосферных проблемы – парниковый эффект и истощение озонового слоя.
Сейчас полагают, что подъём на 25% уровня углекислого газа с середины19 века из-за сжигания топлива, уничтожения лесов, подъёма уровня другихрассеянных газов уже ведёт к глобальному потеплению. Это может вызвать таяниеледяных шапок, последующий подъём морских уровней и изменение погоды в мире.
Истощение озонового слоя, защищающего жизнь на земле от вредногоультрафиолетового излучения солнца, было впервые замечено над Антарктикой, а стех пор также было зарегистрировано в других частях земного шара.

 
ОТРАВЛЕННАЯ ВОДА

Мы производим огромные количества токсичных химикатов, которые неподдаются естественному распаду и отравляют окружающую среду и нас самих.Аварии, такие как Минимата, Севесо и Бопал – наиболее трагические примеры этойхимической угрозы. Более коварно – постоянное загрязнение грунтовых вод,ручьёв, рек, озёр, морей и океанов не только пестицидами, но также сточнымиводами и в результате промышленной и сельскохозяйственной деятельности.
Наши индустриальные общества производят опасные для жизни отходы,которые нелегально зарываются в землю, сбрасываются в прибрежные воды и отправляютсяморским путём в развивающиеся страны.
Тюлени умирают от таинственного вируса в Северном море, где процветаютзагрязнённые водоросли, которые губят рыб и обедняют пляжи.
Мы подвергаем воды во всём мире действию внешних сил совершенно новым иопасным путём. Прибрежные воды, устья рек и заболоченные земли проявляютпризнаки всё увеличивающегося воздействия вторжения человека и промышленногоразвития.









2.2.Современные глобальные экологические проблемы человечества и связи между ними.

В данный момент экологическая обстановка вмире очень сложна и если человечество не одумается в конце концов можетпроизойти так что природа не выдержит постоянного вмешательства человека вестественные процессы и тогда экологическая катастрофа не минуема. Именнопоэтому решение имеющихся экологических проблем является первым и наиважнейшимделом всего человечества.
По моему мнению, все эти проблемы исходят отодной; эта проблема — высокая численность проживающего на планете населения,неравномерное его распределение и постоянный рост.
Если брать за основу это утверждение, тосвязь между всеми экологическими проблемами будет легко проследить. Вот этацепочка: Постоянно растущее население требует все больше и больше пищи, жилья итоваров народного потребления, что в свою очередь вызы вает рост городов истроительство все новых и новых промышленных предприятий. Под новые города ипроизводства человек вырубает леса, а для обеспечения населения пищейраспахивает под культуру ранее не использовавшиеся в сельском хозяйстве земли.Эти дейс твия приводят к уменьшению площадей мест обитания диких животных, акультурные растения вытесняют дикорастущие. Из-за растущих потребностей вдревесине увеличивается вырубка лесов, что в свою очередь сказывается насодержании кислорода в атмосфере Земли.
Промышленные предприятия загрязняюттоксичными соединениями атмосферу, а затем он


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.