Реферат по предмету "Педагогика"


Инновационные модели обучения на уроках географии

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ МГГУ ИМ. М.А. ШОЛОХОВА
Курсовая работа.
на тему:
«Инновационные моделиобучения на уроках географии».
студентки 4 курса заочного отделения
биолого-географического факультета
Ленковой М.В.
Научный руководитель
кандидат педагогических наук
Аксакалова Г.П.
Москва 2010г.

Оглавление
Введение
ГлаваI.
§1.Понятие модели обучения
§2.Сравнение инновационного и традиционного подходов к построению процессаобучения
§3.Типы инновационных подходов
§4.Личностно-ориентированные модели обучения
ГлаваII.
§1.Проектная деятельность
§2.Адаптивная модель обучения
§3.Эвристическая модель обучения
§4.Модель разноуровневого обучения
Заключение
Списоклитературы
Приложения

Введение
Настоятельной потребностью современного образованияявляется поиск новых, более действенных педагогических технологий обучения. Всовременной практике обучения инновации рассматриваются как необходимое условиеинтеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.
Меняется общество, в котором мы живем, меняютсяприоритеты. А вместе с ними и цели географического образования. Наступивший XXIвек требует от преподавателя географии не столько “наполнения” головы школьникаразнообразной информацией, сколько обучения умениям самостоятельно получатьнужные географические материалы, анализировать их. На первое место выступаютзадачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию.
Развитие индивидуальных качеств личности становитсяважнейшей задачей современного образования. Выпускник современной школы,которому предстоит жить и трудиться в постиндустриальном обществе, должен обладатьопределенными качествами личности:
— гибко адаптироваться к изменяющимся жизненнымситуациям, самостоятельно приобретать необходимые знания, умение применять ихна практике для решения поставленных задач;
— самостоятельно критически мыслить, уметь увидетьвозникающую проблему, грамотно и рационально подобрать необходимое решение;
— уметь творчески мыслить и генерировать принципиальноновые идеи;
— грамотно работать с информацией;
— быть коммуникабельным, уметь работать в команде;
Таким образом, главное стратегическое направлениеразвития системы школьного образования лежит на пути решения проблемыличностно-ориентированного образования – такого образования, в котором личностьученика была бы в центре внимания педагога, в котором ведущей была бы познавательнаядеятельность, а не преподавание. Именно так построена система образования влидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии,психологии и педагогике.
В условиях личностно-ориентированного обучения учительприобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менеезначимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. Теперь учительвыступает не только в роли носителя знания и контролирующей инстанции, но и вроли организатора самостоятельной познавательной деятельности ученика.
В таких условиях педагогу необходимо владеть методами иформами построения образовательного процесса, которые бы стимулировалисамостоятельную познавательную деятельность ученика. Этим и объясняетсяактуальность данного исследования. Необходимостью систематизироватьинновационные педагогические модели и технологии, определить их роль в процессеразвития личности ребенка, показать варианты и способы применения инновационныхтехнологий и образовательных моделей в процессе обучения географии.
Таким образом, объектом данного исследования являютсяинновационные модели обучения, предметом – способы их применения на урокахгеографии.
Целью данной работы является изучение современных моделейобучения и возможности применения их в процессе изучения географии.
Для достижения поставленной цели необходимо решитьследующие задачи:
Определить понятия «модели», понятие «инновации»;
Определить основные черты и типы инновационного подхода кобучению;
Сравнить и определить основные черты различия традиционногои инновационного подхода;
Изучить варианты применения различных моделей обучения науроках географии;
Изучить продуктивность применения различных инновационныхмоделей.
В первой главе работы рассматриваются основные понятия итипы инновационных подходов в обучении. Сравнивается традиционная модельобразования и инновационная.
Во второй главе исследования рассматриваются несколькоинновационных моделей образования и варианты их применения.

Глава I
§1. Понятие модели обучения
Одно из ключевых употребляемых далее понятий модельобучения. Понятие — модель обучения мы предлагаем в инструментальном значениикак обозначение схемы или плана действий педагога при осуществлении учебногопроцесса, ее основу составляет преобладающая деятельность учащихся, которуюорганизует, выстраивает учитель. Модель обучения состоит из верхнего яруса –это методы и формы обучения, отраженные в тематическом плане и нижнего яруса –педагогической техники, т.е. средств и приемов, с помощью которых будутреализованы дидактические методы и формы.
Базовым основанием для разграничения моделей являетсязаложенный в них в качестве основного ориентира характер учебной деятельности.Мы выделили два типа таких ориентиров:
а) следование заданным эталонам (т.е. репродуктивнаядеятельность, усвоение и воспроизведение учащимися фиксированных знаний испособов деятельности), что соответствует традиционным дидактическим целямобучения как усвоения предъявленных образцов. Классическим примером такоймодели обучения является традиционный урок;
б) продуктивная, поисковая деятельность, направленная насоздание учащимися нового продукта (прежде всего, интеллектуального,познавательного). В качестве дополнительных характеристик модели обучениявыступают следующие: характер и последовательность этапов обучения во времени,характер взаимодействия учителя и учащихся (соотношение и характер ролейучителя и учащихся, типичные способы реагирования учителя на действияучащихся), характеристика ожидаемых результатов обучения (педагогическаянаправленность модели). Такими моделями образования являются: проектнаядеятельность, адаптивная модель обучения, эвристическая модель обучения идругие, в основании которых лежит принцип активного познания.
Как уже говорилось выше, современной школе необходимовнедрение инновационных моделей образования. Преподавание географии особенноостро нуждается в инновационных моделях обучения. Современным школьникамнеобходима мотивация к изучению «второстепенных» на их взгляд предметов, кчислу таких предметов относят и географию. Инновационные модели образованияпризваны стимулировать познавательную деятельность учеников, в том числе и науроках географии.
§2. Сравнение инновационного и традиционного подходов кпостроению процесса обучения
Понятие «инновация» относится не просто к созданию ираспространению новшеств, но к таким изменениям, которые носят существенныйхарактер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Вэтой работе в качестве инновационных рассматриваются модели, которыепреобразуют характер обучения в отношении таких его сущностных иинструментально значимых свойств, как целевая ориентация, характервзаимодействия педагога и учащихся, их позиции в ходе обучения.
Данные сравнительно-педагогических исследованийпоказывают, что, несмотря на различия школьных систем, содержания учебныхпрограмм, общие представления о традиционном учебном процессе в разных странахмира имеют сходные черты. Традиционным является урок — одновременное занятие сцелым классом, в ходе которого учитель сообщает, передает знания, формируетумения и навыки, опираясь на предъявление нового материала (сообщение,изложение), его воспроизведение учениками, оценивает результаты этоговоспроизведения. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивныйхарактер. Работа учителя ориентирована, прежде всего, на сообщение знаний испособов действий, которые передаются учащимся в готовом виде, предназначеныдля воспроизводящего усвоения; учитель является единственным инициативнодействующим лицом учебного процесса. В качестве итога такой деятельности могутслужить пересказы учащимися материала, ответы на стандартные вопросы поучебнику, нанесение на контурные карты географических объектов по заданнымспискам.
Нетрадиционным подходом к преподаванию для педагоговразных стран мира является построение обучения в контексте непрерывногообразования, курс на создание для учащегося возможностей занимать не простоактивную, но и инициативную позицию в учебном процессе, не просто «усваивать»предлагаемый учителем (программой, учебником) материал, но познавать мир,вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться нанайденном как на окончательной истине. В этом ключе ведутся поиски,направленные на превращение традиционного обучения в живое, заинтересованное решениепроблем.
§3. Типы инновационных подходов
В нашей систематике педагогические нововведенияподразделяются на следующие типы и подтипы:
— По отношению к структурным элементам образовательныхсистем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования ивоспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средствахобучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатови т.д.
— По отношению к личностному становлению субъектовобразования: в области развития определённых способностей учеников и педагогов,в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности,компетентностей и др.
— По области педагогического применения: в учебномпроцессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системыобучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.
— По типам взаимодействия участников педагогическогопроцесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, врепетиторстве, в семейном обучении и т.д.
— По функциональным возможностям: нововведения-условия(обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий ит.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии ит.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательныхсистем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).
— По способам осуществления: плановые, систематические,периодические, стихийные, спонтанные, случайные.
— По масштабности распространения: в деятельности одногопедагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, врегионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т.п.
— По социально-педагогической значимости: вобразовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологическихгрупп педагогов.
— По объёму новаторских мероприятий: локальные, массовые,глобальные и т.п.
— По степени предполагаемых преобразований:корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.
В предложенной типологии одна и та же инновация можетодновременно обладать несколькими характеристиками и занимать своё место вразличных блоках.

§4 Личностно-ориентированные модели обучения
Как уже было сказано выше, инновационные модели обученияпреимущественно направлены на развитие индивидуальных особенностей личности.Все их можно объединить в понятие личностно-ориентированное обучение.
В основе личностно – ориентированного обучения лежитпризнание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как“коллективного субъекта”, а, прежде всего, как индивида, наделенного своимнеповторимым субъективным опытом.
В это понятие вкладывается следующий смысл:
не следует ругать за ошибки, нужно хвалить за правильныерешения;
максимально, как только возможно, способствоватьсамостоятельному получению знаний учащимися;
создавать на уроке ситуацию успеха, так строить задания,чтобы каждый ученик мог добиться успеха и даже у совсем слабых учеников пропал“комплекс двоечника”;
организовать работу таким образом, чтобы дети получалинавыки не только индивидуальной работы, но и работы в коллективе, учить ихтерпимости, взаимопониманию и взаимовыручке;
заниматься отдельно с учениками, которые хотят знатьбольше.
В следующей главе будет рассказано о нескольких моделяхличностно-ориентированного обучения, которые активно используются на урокахгеографии.

Глава II
Ниже представлен опыт использования инновационныхличностно-ориентированных моделей обучения на уроках географии.
§1. Проектная деятельность
Важнейшая из таких моделей – проектная деятельность. Науроках географии существуют широкие возможности применения проектнойдеятельности.
1.Мини проекты на уроках. Такой вид работы используетсяочень часто. В девятом классе, при изучении различных отраслей промышленности,ребята создают проекты различных предприятий, проекты освоения месторожденийполезных ископаемых. Такие задания даются детям на весь период изученияотраслей экономики. К концу изучения темы, ребята должны представить проектлюбого промышленного предприятия, и обосновать свои разработки на основезнаний, которые они получили в процессе изучения данной темы.
2.Проекты могут быть долгосрочными. Например, в 6 классев течение всего года дети выстраивают модель гипотетического материка. Рисуютдля него всевозможные тематические карты, придумывают для него новые страны игорода, сочиняют историю открытия и исследования.
Работа над таким проектом проходит в течение всегоучебного года. На первом этапе дети определяются с местом положения будущегоматерика на карте. Определяется его географическое положение, при изучении темы«Географические координаты» определяются координаты крайних точек материка,между какими параллелями и меридианами материк располагается. Определяется,какими океанами омывается данный материк, с какими другими материками онсоседствует. Таким образом, новый континент получает «прописку» на карте мира.
Далее в процессе изучения каждой новой темы на континентепоявляются различные географические объекты.
В процессе изучения темы «Литосфера» дети рисуютфизическую карту материка. Обозначают основные формы рельефа, основываясь накартах строения земной коры и картах зон землетрясений и вулканизма.
При изучении темы атмосфера, мы рисуем климатическуюкарту. К сожалению, в 6 классе дети еще не знают такого понятия какклиматический пояс, и не знакомы со схемой постоянных ветров Земли, но онивполне способны обозначить на карте наиболее освещенные, наиболее теплыеучастки материка, обозначить некоторые виды местных ветров.
При изучении темы гидросфера, дети обозначают речныесистемы, продумывают то, какой режим и тип питания будет в этих реках,обозначают крупные озера, продумывают, какое происхождения они будут иметь.
Аналогично с природными зонами других материков, ученикиразмещают природные зоны на своем континенте. При этом они придумывают, какиеживотные и растения могут существовать в данных природных условиях, учитываютто, какие способы приспособления у живых организмов имеются.
При изучении темы «Население Земли» дети заселяют «свой»материк. Появляются города, страны и народы. Эта тема обычно дается на откупдетской фантазии. Дети придумывают особенности национальных костюмов, предметовбыта и традиций.
Над проектами дети работают как индивидуально, так и вгруппах. Группы подбираются с учетом способностей и мотивированности учеников.В каждой группе обязательно есть и сильные и слабые ученики. Работараспределяется таким образом, чтобы каждый ребенок принял участие в проекте.Задания подбираются с учетом уровней способностей и развития каждого ребенка.

§2. Адаптивная модель обучения
Такая модель дает возможность учителю перевести своюдеятельность
из режима информирования в режим консультирования иуправления, а ученикам обеспечить возможность выбора пути движения с учетомсвоих возможностей и способностей.
Продуктивность опыта заключается в том, что такая системаработы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничестваи взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательскойдеятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействоватьна эмоциональную сферу личности.
Трудоемкость опыта определяется следующими составляющими:
диагностика первоначальных знаний и умений по предмету;
составление технологических карт;
подбор разноуровневых заданий;
обучение навыкам самоконтроля и взаимоконтроля;
мониторинг деятельности учащихся;
определение уровня обучаемости школьников;
итоговая диагностика знаний и умений;
организация групповой и парной работы.
В чем же заключается система работы при переходе на АСО?
В этой модели учитель, часть времени работает со всемиучениками вместе, обучая их. Остальное время используется для самостоятельнойработы учащихся. Казалось бы, что тут нового? Суть в том, что учитель не простонаблюдает за самостоятельной работой школьников, а работает в это время сотдельными учениками индивидуально.
Вариант урока можно представить следующим образом:
входной контроль (взаимопроверка, проведение блиц —опроса, фронтальной беседы, теста, географического диктанта);
объяснение нового материала с использованием схем,видеофрагментов, наглядности, опорных систем, проблемных ситуаций;
самостоятельная работа учащихся в группах, в парах потехнологическим картам с адаптивными заданиями;
отключенный контроль, индивидуальная работа с учащимися,на фоне самостоятельно работающего класса.
После объяснения материала учащиеся получаюттехнологическую карту, где дается алгоритм действий, блок заданий для болееуглубленного изучения темы, а также ее закрепления (см. приложение№1). Учащиесявидят весь объем самостоятельной работы, выполняют его с разной скоростью, чтопозволяет видеть, кто и на каком этапе затрудняется и какая нужна помощь.
Каждый ученик знает, что он должен сделать, каквыполнить, что для этого прочесть, изучить, и как осуществить проверку.
Каждый идет по своей индивидуальной дорожке, со своейскоростью, выполняя необходимый объем заданий.
Главным при выполнении заданий с адаптацией являетсявключение механизмов саморегуляции и полная занятость всех учащихся.
Если учащимся предложены многоуровневые задания, тоученик выбирает уровень. Выполненный первый уровень гарантирует оценку “3” идает возможность перейти к выполнению следующего. При качественном выполнениизаданий оценка может повыситься на балл.
У учеников возникает устойчивая мотивация к болеебыстрому и качественному выполнению заданий. Домашнее задание носитвспомогательный характер.
Не справившись на уроке с обязательными заданиями,ученик, получив консультацию товарища или учителя, обратившись к учебнику,заканчивает выполнение дома. Он затратит больше времени, но добьетсяпродвижения.
Ребята, справившиеся с вариантом 3-го уровня, получаютзадание на дом творческого характера.
С целью создания атмосферы сотрудничества, развитиямышления и познавательного интереса при введении в тему используются различныеприемы:
эвристическая беседа;
проблемное изложение;
мозговой штурм и др.
Данная система соединяет в себе элементы технологийдругих авторов:
составление опорных конспектов по методике В.Ф. Шаталова,что позволяет сократить время на изучение нового материала, планироватьиндивидуальную работу с учащимися, на фоне самостоятельно работающего класса;
использование методов С.Н. Лысенковой по опережению,обучению приемам самоконтроля и взаимоконтроля;
коллективный способ обучения, предложенный В.К. Дьяченко,обеспечивающий устную, самостоятельную работу в режиме “взаимоконтроль” и“взаимообучение”.
Результативность опыта можно проследить по следующимфактам:
повысился уровень обученности учащихся, о чемсвидетельствуют итоги учебных периодов;
возрос познавательный интерес к предмету, чтоподтверждает анкетирование и увеличение числа учащихся, выбирающих географиюдля сдачи выпускного экзамена.
§3. Эвристическая модель обучения
Каждому педагогу знаком такой метод преподавания, какэвристическая беседа. «Эврика» в переводе с греческого – нашел. Такой методобучения часто применяется при объяснении нового материала. Учитель, беседуя сдетьми, задавая вопросы, подводит учеников к правильному пониманию материала исамостоятельной формулировки определений, понятий, законов и т.д. Однако, такойметод – лишь элемент, попытка внесения в традиционное изложение материалатворческой составляющей. Многие педагоги идут дальше и предлагают проводить непросто эвристические беседы, в качестве элемента урока, а выстраивать целиком«эвристические уроки».
Такая модель работы была опробована в 10 классе, приизучении курса «Экономическая и социальная география мира». В такой моделиприменялись вполне традиционные формы организации деятельности: урок-объяснениенового материала, урок-практикум, урок-семинар. Однако, каждый такой урокстроился на основе эвристических методов работы.
Уроки – объяснения материала проводились, как ужезнакомая эвристическая беседа. Отвечая на вопросы учителя, дети использовалиинформацию из учебника, сверялись с картами атласа, и таким образом получалинеобходимую информацию по изучаемой теме. В процессе таких бесед учительникогда не дает готовые ответы на вопросы, детям приходится формулировать ихсамим, а учитель только подтверждает правильно сделанные выводы и корректируетнеправильные. По итогам таких уроков у каждого в тетради формировался конспектнового материала. Так как дети сами формулировали его, он получался доступным,понятным и легко запоминающимся.
Урок – практикум. Практические работы – это тожедостаточно знакомая форма построения урока. В традиционной модели обучениялюбая такая работа представляет собой ряд заданий, которые детям необходимовыполнить, для того чтобы сделать определенный вывод. Однако в эвристическоймодели обучения все выглядит несколько иначе. Чаще всего такие занятияпроводятся в группах. Задание у каждой группы свое. Как правило, такие заданиястроятся в виде проблемного вопроса и являются частью изучаемой темы. Разберемтакую работу на примере изучения темы «Население мира».
На изучение этой темы в 10 классе отводится 3 часа. Напервом уроке класс разбивается на группы, и каждая группа получает свой вопрос,над которым предстоит работать.
«Численность и плотность населения мира. Причины различиячисленности населения различных регионов».
«Национальный и религиозный состав населения мира.География и причины межнациональных конфликтов».
«Трудовые ресурсы. Проблемы безработицы в различныхрегионах мира».
«Миграции населения. Причины и основные направлениямиграций».
На этом же уроке дети сами составляют план работы надсвоим заданием;
разрабатывают перечень необходимых для работы материалов;составляют список необходимых вопросов, которые надо решить, при работе надглавной проблемой. Учитель на таком уроке выступает в роли консультанта.
Дома дети подбирают необходимые для работы материалы. Навтором уроке ученики выполняют практические задания, согласно, составленномуими плану: строят графики, диаграммы, оформляют карты и т.д. На третьем урокекаждая группа отчитывается о проделанной работе, при этом остальные ученикиконспектируют ответы. Таким образом, по итогам этих уроков у каждого ребенкапоявляется необходимый материал по изучаемой теме.
При изучении некоторых тем проводятся уроки-семинары.Такие уроки проводятся как в форме традиционных семинаров, так и в формепресс-конференций. Инициативные ребята готовят сообщения по отдельнымпроблемам, а остальные заранее готовят для них вопросы. Такие уроки позволяютактивно работать всем ученикам, позволяют каждому ребенку включиться в учебныйпроцесс и работать в силу своих возможностей. Педагог имеет возможность оценитькаждого ребенка. Такая деятельность позволяет положительно влиять на повышениемотивации каждого ребенка к изучению географии.
§4. Модель разноуровневого обучения
Под разноуровневым обучением понимают такую организациюучебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможностьовладеть учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программына разном уровне (“А”, “В”, “С”) но не ниже базового, в зависимости от егоспособностей и индивидуальных особенностей. При этом за критерий оценкидеятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом,творческому его применению.
Разноуровневое обучение даёт шанс каждому ученикуорганизовать обучение так, чтобы максимально использовать возможности, которыенесет в себе дифференциация обучения, не только внутренняя, но и внешняя. Напрактике разноуровневое обучение целесообразно начинать с учащимися 7-9классов, т. к. в этот период у ребят начинают проявляться выраженныеспособности к отдельным предметам и их интересы при этом совпадают с желаниемразвивать далее именно эти способности.
Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичьследующих целей:
Для первой группы (группа “А”)
1. Пробудить интерес к предмету путем использованиязаданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с егоиндивидуальными способностями
2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
3. Сформировать умения осуществлять самостоятельнуюдеятельность по образцу.
Для второй группы (группа “В”)
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способыдействия.
3. Актуализировать имеющиеся знания для успешногоизучения нового материала.
4. Сформулировать умение самостоятельно работать надзаданием, проектом.
Для третьей группы (группа “ С”)
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Сформировать новые способы действия, умения выполнятьзадания повышенной сложности.
3. Развивать воображение, ассоциативное мышление,раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.
Разделение на уровни происходит к концу 6 класса. Таккак, это первый год изучения географии и происходит знакомство с детьми. Втечение первого года обучения учитель определяет уровень интереса и мотивации кизучению предмета, уровень развития общеучебных умений и навыков. На основаниинаблюдения и срезовых работ составляются диагностические карты, в которых детиделятся на три группы: высоко мотивированные ученики, среднемотивированныеученики и слабые учащиеся. Такие группы вполне подвижны и динамичны. У каждогоребенка есть возможность повысить свой уровень притязаний и перейти из однойподгруппы в другую.
В этих картах обозначены основные темы курса и основныеумения и навыки, которые должны быть сформированы у детей в процессе обучения.Таким образом, можно отслеживать усвоенность различных тем курса каждымребенком.
Наиболее ярко выражен разноуровневый подход при выполнениидомашней работы, на этапе закрепления изученного материала, и во время контроляза усвоенностью учебной программы.
Как же наиболее рационально организовыватьдифференцируемую работу учащихся на уроке и при выполнении домашних заданий?Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применениюдифференциального подхода.
Трёхвариантные задания по степени трудности –облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся);
Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительныхзаданий все возрастающей степени трудности;
Индивидуальные дифференцированные задания;
Групповые дифференцированные задания с учётом различнойподготовки учащихся (вариант определяет учитель).
Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложениемк каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности;
Общие практические задания с указанием минимальногоколичества задач и примеров для обязательного задач и примеров дляобязательного выполнения;
Индивидуальные групповые задания различной степенитрудности по уже решенным задачам и примерам;
Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в видезапрограммированных карточек.
Однако, разноуровневый подход можно реализовывать и приобъяснении нового материала. Наиболее сильным ученикам даются задания поподготовке материала к следующему уроку, и тогда урок строится на основесообщений детей. Учитель в данном случае выполняет функцию консультанта. Онпоправляет, корректирует и уточняет рассказ детей. Разъясняет наиболее сложныеаспекты изучаемой темы.

Заключение
В данной работе мы рассмотрели некоторые модели такогообучения, возможности их применения на уроках географии, познакомились спонятием и типологией инновационных моделей обучения географии, что вполнесоответствует заявленным изначально целям исследования.
Необходимо отметить, что существуют и другие направленияразвития учебно-воспитательного процесса: информатизация образования,дистанционное обучение, интерактивное обучение и т.д.
Однако приоритетной целью современного образованияявляется воспитание творческой, умеющей широко мыслить, мобильной личности.Можно выделить следующие основные тенденции современного образования:
смена парадигмы «образование=обучение» парадигмой«образование=становление»,
Превращение знаний в основной общественный капитал,
Развитие концепции непрерывного образования,
постепенное смещение приоритетов от прямого обучения киндивидуальному контакту со студентами – индивидуализация обучения,
диалогичность, которая проявляется в сосуществовании какразличных подходов к преподаванию, так и самих методов преподавания.
активизации процесса использования Интернет -технологий идругих новых технологий в современном школьном образовании,
интернационализация образования в соответствии свсемирными процессами глобализации
развитие дистанционного обучения,
В этой работе нашли свое отражение все вышеизложенныетенденции современного образования. Проведен анализ типов инновационнойдеятельности, разобраны возможности и варианты применения современных образовательныхмоделей.
Как мы видим, основной приоритет при выборе моделиобучения, принадлежит тем моделям, которые направлены на воспитание личностиребенка, развитие его индивидуальных способностей и особенностей.

Список литературы
1.Горбенюк О. С., Горбенюк Т. Б. Теория обучения; Учеб. для студ. высш. учеб.заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384с.
2.Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.,1996г.
3.Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2000.– 304с. – (Серия «Учебник нового века»).
4.Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность// Кларин М. В.— Рига,«Эксперимент», 1999 г.
5.Психология и педагогика. Под редак. А. А. Радугина. Учебное пособие – Москва, — Издательство ЦЕНТР, 1999г.
6.Онищук В. А. «Урок в современной школе», Москва, «Просвещение», 1991г.
7.Рудакова Д.Т., н.с.ЦНИТ ИОСО РАО. Интернет-технологии в деятельности учителя.Материалы НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ ВСОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»// www.ioso.iip.net
8.Соуза Э.Г. Университет ООН: глобальная миссия // Перспективы: вопросыобразования. Париж: ЮНЕСКО, 1990" N3, С10.
9.Эйхельбаум де Бабини А.М. Сходства и различия в развитии современных моделейобразования // Перспективы: вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО, 1992. N4. С.51,53.

Приложение №1
Примеры технологических карт по курсу «География России»8 класс.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №1
«Географическое положение России»Вид самостоятельной работы Что делать Контроль Ответь на вопросы Обсуди Взаимоконтроль
Перечислите главные черты ГП России
Перечислите и покажите страны, граничащие с Россией по карте
Объясните значение цифр:
900 км
17,1 млн. км
60 тыс. км
13
16
Проверь домашнее задание, в. 6, 7 с.15
Заполни таблицу (см. ниже)
Закончите предложения:
Наиболее мелководны моря …
Наибольшее промысловое значение имеют моря …
Наиболее загрязнены …
Подготовь рассказ о море (по выбору).
Обратись к учебнику
Стр. 10-13
См. учебник, с. 16
Оцени работу товарища
Работай по тексту учебника с. 17-23
Запиши в тетрадь
(Вариационная пара)
Взаимоконтроль
(статичная пара)
Учитель
Самоконтроль
Учитель
Таблица:Моря, омывающие Россию Глубина Ресурсы Значение, использование моря
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №2.
«Геологическое строение. Рельеф “№ Задание Что делать Контроль 1
Ответь на вопросы (устно)
Какие процессы формируют рельеф?
Какие и где происходят стихийные природные явления из-за внутренних сил?
Какие меры применяются для сбережения полезных ископаемых?
Какие сведения дает геохронологическая таблица?
Обратись к учебнику
с. 59-60, 71-72
с. 67-68
с. 64-65
с. 53-54 Самоконтроль 2
Дать определение:
Бассейн
Сель
Оползень
Морена
Эрозия Проверь и оцени, обратись к учебнику с. 50-55
Взаимоконтроль
(статичная пара) 3 Перечислите основные черты рельефа
Оформите письменно в тетрадь
Работай с картой Учитель 4
Опишите рельеф (вопрос 4 с. 76)
— Русской равнины
— Средне-Сибирского плоскогорья Оформите в тетради
Взаимопроверка
(статичная пара) 5
2 уровень
Обоснуй свою точку зрения.
Какие силы—внутренние или внешние—можно считать ведущими в формировании рельефа
Проанализируй карту
Используй дополнительную литературу Учитель 6
3 уровень
Составь вопросы для географического диктанта о равнинах России
Работай с картой
Используй дополнительную литературу Учитель
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №3.
«Климат России»Вид самостоятельной работы Что делать Контроль Ответь на вопросы (устно) Обратись к учебнику Учитель
Какие типы климата сформировались в России?
Типы климата
t янв.
t и.
ВМ.
Осадки
Приведите примеры влияния климатообразующих факторов
Дать определение:
— трансформация воздушных масс
— солнечная радиация
— циклон
— антициклон
— воздушная масса
— летнее солнцестояние
— коэффициент увлажнения
— испарение
Установи закономерность в распределении тепла и влаги
Составь план по вопросу «Зависимость хозяйственной деятельности от климатических условий»
Географический диктант по теме «Климат» авт. Г. Элькин.
2уровень
Обоснуй свою точку зрения
Почему на “полюсе холода” –Оймяконе зимой значительно холоднее, чем в лежащей практически на той же широте Карелии.
3 уровень
7 “Взаимодействие воздушных масс определяет климат района”
Раскройте это утверждение на примере любых двух типов климата
Работая с картой, заполните таблицу.
Ответь устно с. 78-83
Работа со словарем учебника с. 298; выпиши в тетрадь, запомни
Проанализируй климатическую карту (устно), учебник с. 88-94
Обратись к учебнику с. 101-107, оформи письменно в тетрадь
Выполни письменно в тетради
Проанализируй карту
Используй дополнительную литературу
Проанализируйте карту
Используй дополнительную литературу
Самоконтроль
Учитель
Взаимоконтроль
(статичная пара)
Самоконтроль
Самоконтроль
Взаимоконтроль
(статичная пара)
Учитель
Учитель
Географический диктант по теме «Климат». Выбериправильный ответ:
Климат большей части России формируют воздушные массы,приходящие с: а) Атлантического океана; б) Тихого океана; в) СеверногоЛедовитого океана; г) Индийского океана.
Зимой климат России больше всего формируется: а)Арктическим максимумом; б) Азиатским максимумом; в) Исландским минимумом; г)Алеутским минимумом.
Циклоны летом активно разливаются: а) в Восточной Сибири;б) на юге Русской равнины; в) на Дальнем Востоке; г) над Карским морем.
Разница между общим количеством солнечной энергии,достигающее поверхности Земли, и ее потерями на излучение и отражениеназывается
а) солнечной радиацией; б) суммарной радиацией; в)поглощенной радиацией;
г) радиационным балансом.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.