Реферат по предмету "Педагогика"


Имя прилагательное и …. Иван Бунин

Тема: «Имяприлагательное и …. Иван Бунин»
Цели урока:
1. Формироватьпредставление о поэзии как об особом взгляде на мир, учить восприниматьокружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту
2. Развиватьпознавательный опыт, художественный вкус.
3. Моделироватьсреду для раскрытия творческого потенциала личности, индивидуальныхособенностей каждого ученика.
Задачиурока:
Образовательные:
1. Сформироватьпонятие об эпитете, научить отличать его от прилагательного, находить в тексте
Развивающие:
1. Развиватьнавыки анализа лирического произведения
2. Способствоватьтворческому росту учащихся, стремлению к созиданию.
3. Формироватьречевую, лингвистическую, исследовательскую компетенции.
Воспитательные:
1. Приобщатьк красоте русского пейзажа.
2. Воспитыватьэстетические чувства через различные виды искусства.
3. Воспитыватьлюбовь и бережное отношение к поэтическому слову.
Знания,умения, навыки и качества:
1.Формируются базовые знания о языке художественной литературы, в частности обэпитете как средстве художественной выразительности,
2.Закрепляются практические навыки частичного анализа поэтического текста,
3. Актуализируютсязнания об особенностях формы и содержания лирического произведения.
4.Развивается личность школьника, его эстетический опыт, познавательная культура,логическая память.
Необходимоеоборудование и материалы: раздаточный материал (деформированный текст стихотворения Е. Баратынского),стихи И. Бунина, мультимедиапроектор, компьютер
Ход урока
Iэтап работы
Зачитываюстроки:
 
1) Иснилось мне, что мы, как в сказке,
Шли вдольпустынных берегов
Над дикимсиним лукоморьем,
В глухомбору, среди песков.
2) Чемжарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухимсмолистым ароматом,
И весело мнебыло поутру
Бродить поэтим солнечным палатам.
3) Помню– долгий зимний вечер,
Полумрак итишина;
Тускло льетсясвет лампады,
Буря плачет уокна.
Учитель. Не случайно мы началиурок с этих строк. Вы догадались, кому они принадлежат?
Что вамизвестно о Бунине?
– Бунин– поэт и прозаик. Одинаково талантлив.
– Родилсяв семье знатной, но обедневшей, вскоре и совсем разорившейся.
– РодинаБунина – Орловская земля. В Озерках находится дом Буниных.
– Бунин– потомственный дворянин – из старинного дворянского рода, имевший корнизадолго до рождения Ивана Бунина. И какие корни! Из рода Буниных происходилаАнна Бунина, талантливый поэт 18 века; поэт-романтик, автор «Спящей красавицы» В.А. Жуковского.
– Раннеедетство прошло в одиночестве, без сверстников, непосредственно в общений сприродой.
– Задолгую жизнь (83 года) ему было суждено узнать славу знаменитого писателя,лауреата Нобелевской премии… И он же в горестные минуты эмиграции был вынужденпросить помощи у состоятельных знакомых. Но всё-таки Бунин писал: «Ах, люблю япростор жизни, жизнь люблю…».
Учитель. Каждый рассказ Бунина, каждаяповесть, каждое стихотворение – это раздумье о жизни, о мире, о России. Онлюбит страну с тёмными аллеями, поля с жаворонками, зимние вьюги и апрельские светлыевечера. Бунин – необыкновенный мастер пейзажа России.
Сегодня мыбудем рассматривать Бунина как поэта, который писал удивительные стихи. Астихи, мы с вами знаем, никак не могут обходиться без каких частей речи? (Безимен прилагательных)
Правильно,чаще всего, в стихотворениях употребляются имена прилагательные
Давайтепочувствуем эту любовь к родине; увидим «необыкновенное в обыкновенном»насладимся тем, как «работает» слово, как «работает» прилагательное.
Приглашаю васв мир бунинской поэзии.
Попытайтесь,ребята, сформулировать тему урока.
(Обсуждение изапись темы урока: «Имя прилагательное и … Иван Бунин»).
 
IIэтап работы – работа стекстом.
1. Чтениестихотворения И. Бунина «На окне, серебряном от инея…»
На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
В верхних стеклах – небо светло-синее
И застреха в снеговой пыли.
 
Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится отблеском окно,
Утро тихо, радостно и молодо.
Белым снегом все запушено.
 
И все утро яркие и чистые
Буду видеть краски в вышине,
И до полдня будут серебристые
Хризантемы на моем окне.
Лексическаяработа: застреха, хризантема
1) из словаряОжегова.
Застреха. Вкрестьянских избах: нижний, свисающий край от крыши.
2) изэтимологического словаря русского языка.
Хризантема.Заимствовано в конце 19 века из греческого языка. Хризантема буквально «золотойцветок».
3. Бунин так умеет пользоватьсясловом, что его стихотворения словно картины. Почитайте (про себя) текст.
– Какиекартины вы представили?
Давайте представим себе, что мы сидим дома, смотрим в окно илюбуемся красотой природы. Земля укрыта белой шубой. Тихо, задумчиво падают снеба снежинки. Природа так и манит.
Снег белый и пушистый, как одеяло. Лежит на земле,словно мягкое покрывало, под которым она дремлет до весны. Он скрипит подногами, и этот скрип, словно музыка, раздаётся вокруг.
Сказочнаякрасота инея на ветвях деревьев напоминает русское кружево. Как будто мастерицыпотрудились над узором белой шали и, выполнив работы, набросили эту шаль наветви деревьев.
В лесу деревья стоят, покрытые тяжелыми шапками.Заденешь ветку рукой, и с неё свалится ком снега на голову или попадёт заворотник. А ветка слегка качнётся и снова замрёт, словно во сне.
– Какимнастроением проникнуто стихотворение? (радостным, торжественным, бодрящим)
Почемурадостно лирическому герою?
Какие образыпомогают понять настроение лирического героя?
Найдитеключевые слова. Попробуйте озаглавить.
4. Что делаеттекст особенно зримым, выразительным? (Прилагательное)
2. Запишите 1 строфу втетрадь. Объясните орфограммы. Найдите прилагательные, дайте определение.
5. Выпишитесловосочетания «прилаг. + сущ», выделите окончания.
На серебряномокне
В верхнихстеклах
Небосветло-синее
В снеговойпыли
Бодрое солнце
Белым снегом
Яркие ичистые краски
Серебристыехризантемы
6. На чтоуказывают прилагательные? (На цвет, настроение, место). Какие ещё слова, кромеприлагательных, передают цвет, свет словом? (Ночь, солнце, пыль, золотится,блеск).
7. Найдите эпитетыв стихотворении. Помните, эпитет – троп, образное определение, выраженноепреимущественно прилагательным, но также наречием, существительным,числительным, глаголом, дающее дополнительную художественную характеристикупредмета (явления) в виде скрытого сравнения («чистое поле»», «парус одинокий»»).
А всякое лиопределение является эпитетом?
Хрустальныетуфельки
Сиреневыйаромат
Золотоекольцо
Острые шипы
– Этиприлагательные не являются эпитетами. Ведь они имеют конкретное, предметноезначение. Раскройте его.
– Хрустальныетуфельки – из хрусталя, сиреневый аромат – аромат сирени и т.д.
– Можнопревратить эти прилагательные в эпитеты, придав им новый, неожиданный смысл.Подумайте, что для этого нужно сделать? (заменить существительное).

8. Вы заметили,что в стихотворении и золото, и серебро, и иней – все блестит. Подберитеоднокоренные слова к слову блеск. (Отблеск, Блеск, блестящий, блестеть,Блистать, блистательный). Отмечаем чередование согласных и гласных.
 
Физкультминутка
Во времяфизкультминутки учащиеся встают и под руководством учителя громко произносятслова стихотворения, сопровождая их движениями.
Вышли мышкикак-то раз (дети идут на месте)
Поглядеть,который час (смотрят по сторонам, как в бинокль).
Раз, два,три, четыре (хлопают в ладоши)
Мышки дернулиза гири (поднимают руки вверх и опускают вниз).
Вдруграздался страшный звон – (хлопают громче и быстрее)
Убежали мышкивон! (бегут вокруг себя и смотрят по сторонам, прикладывая ладошку ко лбу,как бы разыскивая мышей)
9. Работа вгруппах.
Есть у Бунинаслово, которое является ключом к его поэзии. Любимое, лейтмотивное – блеск.Запишите предложение.
Поэзия безБунина потускнеет, лишится живого радужного блеска и звёздного сияния.
1 группа.Сделайте синтаксический разбор предложения.
2 группа.Сделайте морфологический разбор слова живого.
3 группа.Расставьте знаки препинания, составьте схему предложения. Сделайте фонетическийразбор слова живого
 
IIIэтап работы – «Творческаямастерская».
– Известныйлитературовед Лев Озеров писал: «Скажи мне, какой у тебя эпитет, и я скажу,какой ты поэт». Какая мысль заключена в этих словах?
– Работанад эпитетом – дело чрезвычайно сложное. Неслучайно молодые поэты чащеиспользуют метафору. Эпитет должен быть не только выразительным, но ипередавать чувства автора, подчеркивать главную мысль.
· Игра«Соревнование с поэтом»
– Ребята,мы с вами знакомы со многими именами блестящих поэтов. Один из них – ЕвгенийАбрамович Баратынский.
Он, как имногие его сверстники, начал писать стихи ещё юношей. Был знаком с Пушкиным идругими молодыми поэтами, общество которых имело влияние на развитие инаправление его таланта. Своими лирическими произведениями он скоро занялвидное место в числе поэтов пушкинского круга.
– Прочитайтестихотворение Баратынского, в котором пропущены некоторые слова.
· Учащиесясамостоятельно читают стихотворение.
- Задание: введите в текстстихотворения эпитеты, которые помогут увидеть картину и передать чувстваавтора.
Где … шепот
Моих лесов?
Потоковропот,
Цветы лугов?
Деревья…;
Ковер зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под …
Своей корой
Ручей немеет;
Все цепенеет,
Лишь ветер…,
Бушуя, воет
И небо кроет
… мглой.
· Самостоятельнаяработа учащихся. В слабом классе возможен анализ рифмы стиха, который поможетнайти нужное слово.
· Чтениеи обсуждение вариантов. Одобрение, поддержка интересных находок. Созданиеситуации успеха.
- Чтовы почувствовали, когда творили?
· Чтениеварианта Баратынского.
Где сладкийшепот
Моих лесов?
Потоковропот,
Цветы лугов?
Деревья голы;
Ковер зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Все цепенеет,
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой.
 
· Обсуждениеэпитетов Баратынского, созданной с их помощью картины, настроения автора. Выводо сложности труда поэта, о долгом, подчас напряженном поиске единственнонужного слова.
· Закрепление.Выписать эпитеты
«Вся комнатаянтарным блеском озарена» (А.С. Пушкин)
«Веселымтреском трещит затопленная печь» (А.С. Пушкин)
«Весь окутан,весь окован легкой цепью пуховой» (Ф.И. Тютчев)
«Поет зима,аукает, мохнатый лес баюкает» (С.А. Есенин)
«Сквозьволнистые туманы пробирается луна,
Сквозьпечальные поляны льет печальный свет она» (А.С. Пушкин)
Вспомним словаБунина:
Нет, непейзаж влечёт меня.
Не краскижадный взор подметил,
А то, что вэтих красках светит:
Любовь ирадость бытия.
Любовь ирадость… Радоваться каждому дню… Может быть, это и есть счастье?
Счастье врадости бытия, просто жить и видеть огромное небо, траву; ощущать свежестьосенних и зимних дней…
Составить 3–5предложений по заданному началу. Счастье – это….
· Рефлексия
Метод незаконченного предложения:
– Мне понравилось…
– Я понял, что…
– Я научился…
– Ясегодня работал…
«Повсюдублеск повсюду яркий свет» – писал Бунин.
ДЕТСТВО
Чемжарче день, тем сладостней в бору
Дышатьсухим смолистым ароматом,
Ивесело мне было поутру
Бродитьпо этим солнечным палатам!
Повсюдублеск, повсюду яркий свет,
Песок– как шёлк… Прильну к сосне корявой
Ичувствую: мне только десять лет,
Аствол – гигант, тяжёлый, величавый.
Корагруба, морщиниста, красна,
Нотак тепла, так солнцем вся прогрета!
Икажется, что пахнет не сосна,
Азной и сухость солнечного света.
Какую картину из детских лет вспоминает поэт?
Картину жаркого летнего дня в «сладостном» бору, гдевеет «сухим смолистым ароматом», где «песок – как шёлк», где весело, где «повсюдублеск, повсюду яркий свет».
Ощущения детства – это ощущения света, тепла,веселья, счастья. Даже грубая кора «так тепла, так солнцем вся прогрета…»
От стихотворения веет теплом, добротой, сказкой. Вдетстве мы все любим сказки, может быть, потому что в них доброта и чудеса.
А что чудесного, сказочного в этом стихотворении?
Солнечные палаты, шёлковый песок, гармония радости исчастья, тепла и света, красоты и любви.
О чём этостихотворение? Только ли о природе? (О состоянии человека.)
Выразительноечтение стихотворения И. Бунина «Вечер».Вечер
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно –
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
 
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье, только знающим дано.
 
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
 
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.