Реферат по предмету "Педагогика"


Методика работы над понятиями "звук", "слог", "слово", "предложение" в добукварный период

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМКРЫМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТФакультет Психолого-Педагогический
Кафедра Методик преподавания

КУРСОВОЙ ПРОЕКТМетодика работынад понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период
Студентки
Курса 03 Группа ЗНК 6-03
Микульските Снежаны Игоревны
Преподаватель
Анафиева Эльзара Ризаевна

Симферополь 2005-2006 гг.

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
1.1 Основные задачи добукварногопериода
1.2 Приемы раскрытия научных понятий«звук», «слог»
1.2.1 Работа со звуками
1.2.2 Звуковые схемы
1.2.3 Работа со слогом, слогоделение
1.2.4 Звуковой и слоговой анализ слов
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
2.1 Уровень сформированности понятий«звук», «слог», «слово», «предложение» у первоклассников
2.2 Упражнения по усвоению понятий«слово», «предложение»
2.4 Планы-конспекты уроковдобукварного периода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ
 Актуальность темы – формирование таких грамматическихпонятий как «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период – одна изважнейших общеметодических задач. Одним из самых главных условий успешногообучения русскому языку является правильно организованная работа на начальном(добукварном) этапе обучения грамоте.
Объект исследования – процесс работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»в добукварный период.
Предмет исследования – методы, приемы, упражнения поработе над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период.
Цель – раскрыть методику работы надпонятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период. Организовать всю работу с учащимисятаким образом, чтобы в процессе усвоения конкретных предметных знаний развивалосьмышление и речь учащихся. Научить осознанию элементов грамматического строярусского языка, воспитанию любви к родному языку и привитие интереса к егопознанию.
Задачи:
1. Выявитьпсихолого-педагогические основы формирования научных понятий «звук», «слог», «слово», «предложение»в добукварный период.
2. Рассмотретьвариантность дидактического материала.
3. Изучить ипроанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу пометодике работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварныйпериод.
4. Показать системуработы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение».
Гипотеза – изучение вариантов работы надпонятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» поможет выяснить сутьзатруднений учащихся в освоении этих понятий. В таком случае затрудненияучащихся получат точную и конкретную характеристику. Упражнения, составленные сучетом трудностей, которые возникают у учащихся при изучении программногоматериала, будут способствовать основательному закреплению знаний учащихся потеоретическому и практическому курсу грамматики и овладению речевыми навыками.Использование разработанных методов и приемов работы повысит эффективностьусвоения учащимися грамматического материала.
Методы исследования:
1. Теоретический – анализлингвистической, психологической, педагогической и методической литературы потеме курсовой работы с целью выяснения объективной картины в исследуемойобласти.
2.Социолого-педагогический – анализ письменных работ учащихся;
3. Статистический – обработкаполученных в ходе эксперимента данных.
4. Метод моделирования –составление планов-конспектов уроков по вышеуказанной теме.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
 
1.1 Основныезадачи добукварного периода
 
В добукварный периодобучения грамоте, кроме развития речи учащихся, ставятся задачи, связанные сформированием у них знаний и умений по языку. Учащиеся должны знать, что:
- речь состоит изпредложений;
- предложениясостоят из слов;
- в предложенииможет быть одно и больше слов;
- слово можноразделить на слоги;
- один из слогов вслове является ударным;
- слово можноразделить на звуки;
- звуки бываютгласные и согласные, согласные делятся на твердые и мягкие.
Учащиеся должны уметь:
- выделять предложенияиз речевого потока, анализировать их по количеству слов и строить графическиемодели предложений;
- членитьпредложения на слова, слова на слоги, находить ударный слог;
- различать на слухи в произношении звуки гласные и согласные, твердые и мягкие согласные;
- анализироватьслова по их слоговому и звуковому составу, определять ударный слог в двусложныхсловах, строить графические звуко-слоговые модели одно-двусложных слов;
- подбирать(составлять) предложения и слова, которые бы соответствовали заданным моделям.
На завершающем этапедобукварного периода учителю необходимо обратить особое внимание на формированиеу первоклассников следующих аналитико-синтетических умений:
- правильнопроизносить все звуки русского литературного языка;
- распознавать наслух и по артикуляционным особенностям гласные и согласные звуки;
- называть шестьгласных: [а],[о], [у],[э], [ы], [и];
- различать на слухи по артикуляции парные твердые и мягкие согласные, правильно, без призвукагласного, их произносить, выделяя из слов;
- образовыватьслияния любого твердого и мягкого согласного с гласными звуками;
- делить на слогидвух-трехсложные слова и определять ударный слог;
- называтьпоследовательно звуки в словах, состоящих из двух, трех, четырех, пяти звуков,произношение которых совпадает с написанием;
- подбирать слова,соответствующие предложенной модели.
Перечисленные умения,полученные учащимися в добукварный период, совершенствуются на протяжениибукварного периода. Они служат надежной опорой для формирования у шестилетнихпервоклассников правильных и осознанных навыков чтения и грамотного письма.
1.2 Приемы раскрытиянаучных понятий «звук», «слог»
 
1.2.1. Работа созвуками
Все богатство звуковыхразличий в слове дети усваивают еще до школы и чисто практически. Но они немогут сознательно выделить в каждом слове отдельные звуки.
В школьном обученииприходится выделять, по выражению А.М. Пешковского «выхватывать отдельныезвуки, различать их на слух и произносить».
Абстрагирование иразличение звуков в речи важно не только при обучении грамоте, но и приизучении грамматики, правописания и для развития устной и письменной речи.
На уроках обученияграмоте следует особое внимание обращать на умение детей слышать и правильнопроизносить отдельные звуки и их сочетания. Различение детьми звуковой стороныязыка в ее отношении к письму устраняет возможность смешения ими отдельныхзвуков и букв между собой: с и ш, ч и ц, с иц, р и л.
Хотя раздел «Звуки ибуквы» имеется в программе всех 4-х лет начального обучения русскому языку, онявляется основным в 1 классе, а особенно в добукварном периоде. Именно в этотпериод формируются основные знания и умения по разделу, которые в последующихклассах лишь закрепляются и углубляются.
Основная задача этогораздела на уроках грамоты продолжает оставаться практической – развивать удетей правильное и четкое произношение слов, умение членить слова на слоги, выделятьв них звуки и обозначать их графически.
Все это не так просто дляребенка, начинающего изучать язык, потому что слово ему представляется единымцелым, не разложимым; к тому же не все слова и отдельные звуки в них онпроизносит правильно. Следует, прежде всего, научить детей умению правильновоспринимать основные звуки речи и правильно произносить их и «переводить» вварианты букв.
Чтобы дети научилисьэтому, необходимы такие упражнения, как выделение в слове слогов, звуков,произношение слов, слогов и отдельных звуков, соединение звуков и слогов вслове.
Необходимы упражнения всопоставлении звуков, в различении звуков и букв, их сочетаний в словах.
Такие общиепознавательные операции, как анализ и синтез, абстрагирование, сравнение,противопоставление в различных их видах, вполне применимы и на занятиях порассматриваемому разделу программы.
Идет ли речь о гласных исогласных, о различении ударных и безударных гласных, о звонких и глухих,твердых и мягких согласных – всегда необходимо применять указанные приемыработы. Здесь полезны такие упражнения:
1. Сколько звуков всловах мама, мать, кот.
2. Произнесите звуки,которые есть в словах мама, Мила, Миша, мать и кот.
3. Произнесите всловах сначала гласные звуки, а затем согласные: Лида, Маша, кот, рот, лиса,коса.
4. Произнеситемягкие согласные, которые есть в словах лиса, лапа, лампа, люди, няня.
Выполняя ряд подобныхупражнений, учащиеся смогут под руководством учителя сделать обоснованный выводо том, что слова состоят из звуков, которые мы произносим и слышим, на письмезвуки обозначаются буквами, звуки и буквы помогают отличить в нашей речи однослово от другого.
 
1.2.2 Звуковые схемы
Необходимо особоподчеркнуть, что усвоение детьми новых для них терминов и стоящих за нимиявлений (звук, слог, слово, текст и т.д.) осуществляется на уровне первичных иобщих представлений.
В этом ученикам можетоказать заметную помощь наглядность, особенного графическая, в виде схем,которые известны издавна, но довольно широкое распространение получили всовременном школьном обучении. Например,
/> - согласный твердый;
/> - гласный звук;
/> - слияние гласного ствердым согласным;
/> - согласный мягкий;
/> - слияние гласного с мягкимсогласным.
/> - норы.
/> - гласный;
/> - согласный твердый;
/> - согласный звонкиймягкий;
/> - согласный твердыйглухой;
/> - согласный звонкий твердый;
/> - согласный мягкийзвонкий;
/> - согласный мягкийзвонкий.
Очень важно не допускатьсмешения схем буквенных со схемами звуковыми, ибо это может усугубить крайненежелательное в обучении грамоте явление, когда дети смешивают звуки с буквами.Ученики должны усвоить, что между звуками и буквами существуют определенныесвязи и зависимости, но одновременно хорошо знать, что отличает одно отдругого.
Ученики должны твердоусвоить, что в немалом числе случаев звуки не совпадают с их буквеннымиобозначениями и могут передаваться разными буквами. С другой стороны, одна и таже буква может служить способом графического обозначения разных звуков. Болеетого, многие существенные свойства отдельных звуков графически передаются неодним, а несколькими буквами. Так, гласных звуков у нас 6 ( [а], [о], [у], [ы],[и], [э]), а букв – 10. Буквы а, о, у, ы, э, и обозначают основной вариантуказанных гласных фонем, а буквы я, ю, е, ё обозначают соответствующую гласнуюфонему одновременно с предшествующим согласным звуком – йотом.
В школьной практикенередко наблюдаются случаи, когда внимание детей в основном приковывается ктому, как на письме графически обозначается мягкость согласных звуков. Между,тем не менее, важно показывать ученикам, какими графическими способамиобозначается твердость согласного, в частности посредством так называемой«буквы пробела», то есть конца слова, когда после конечной согласной не следуетникакой другой буквы. Детям даже можно сказать и показать, что долгое время врусской графике буквой ъ обозначался конечный твердый согласный: если словооканчивалось на него, то в конце слова ставился твердый знак: столъ, стулъ,снегъ, морозъ и т.д. В наше время твердость согласного звука опознается,во-первых, по самой согласной букве и, что чрезвычайно существенно, по последующейгласной букве, обозначающей тот гласный звук, в укладе которого произносятсявсе согласные звуки, обозначенные соответствующими согласными буквами.Последние, таким образом, нужно читать в составе слов с обязательным учетомнепосредственно следующих за ними гласных букв, то есть ориентировкой навпереди стоящие гласные буквы.
1.2.3 Работа сослогом, слогоделение
При выделении слогов всловах дети должны опираться на свой речевой опыт, на практику повседневногоречевого общения.
«Устная речь, — указывалвыдающийся русский психолог профессор Н.И. Жинкин, реализуется в слогах, таккак это специальное двигательное устройство человека, мозговое управлениекоторым начинает налаживаться раньше, чем звук на губах.
Системное и осмысленное употреблениеслогов доступно только человеку»
На уроках обучения грамотеученикам бывают посильны как определенные практические наблюдения, так ивытекающие из них выводы теоретического порядка. Во-первых, дети усвоят, чтослог может состоять из одного гласного звука: и-ва, о-сы, он-о, по-э-зи-я,на-о-бо-рот, и одновременно убедятся в том, что из одних согласных звуковслогов не бывает; во-вторых, что в слоге бывает только один гласный, асогласных может быть несколько, поэтому в слове столько слогов, сколько в немгласных: и-рис, стра-на, встре-ча, ас-тры; в-третьих, в каждом слогеобязательно наличествует гласный, а согласного может и не быть: а-ист, о-со-ка,и-рис; в-четвертых, если в слове несколько слогов, то на один из них падаетударение и он становится ударным, все другие слоги – безударные.
Наиболее трудным моментомпри формировании представления о слоге является слогоделение внутри слова. Делов том, что до последнего времени в лингвистической науке не получилаоднозначного решения теория слога.
 
1.2.4 Звуковой ислоговой анализ слов
К звуковому анализуследует приступать после того, как у детей будут сформированы представления огласных и согласных звуках, твердых и мягких согласных. Звуковой анализ требуетот учащихся умения абстрагировать звуки, что основывается, прежде всего, наосознанной их классификации.
Формируя у шестилетнихучащихся навыки звукового анализа слов, сначала обучаем их делить слова наслоги и строить их слоговые модели: дуб /> , липа />/>, береза />/>/>.Одновременно с делением слов на слоги ознакомляем детей с ударением. Ударныйслог среди безударных в русском языке выделяется силой голоса и длительностьюзвучания. Чтобы ударный слог был лучше слышен на фоне безударных, следуетпроизносить слово слитно, подчеркивая его голосом, и ни в коем случае не«растягивать» слова.
Школьников можно обучатьопределению ударения в словах, подчеркивая ударный звук (слог) не только силойголоса, но и высотой тона. Ударный слог слышится особенно выразительно, еслислово произнести с вопросительной интонацией. При этом силовое ударениесливается с высотным, что ведет к значительному повышению тона на ударномслоге. Следует для этого предложить ученику: «Произнеси слово так, как будто тыего не расслышал и переспрашиваешь: солнце? земля? ромашка?» Дети быстроусваивают этот приеми активно пользуются им во время самостоятельного выполненияупражнений на определение ударений в словах.
Для выполненияупражненийна построение слоговых моделей слов с определением ударного слога целесообразноизготовить для каждого учащегося три сигнальные карточки, каждую на бумагедругого цвета:
/>
Наличие у всех учащихсятаких карточек позволит учителю проводить устные словарные диктанты-задания:разделить слова лес, орех, липа, дуб, трава, лето, сосна, клен на слоги,определить в них ударение и показать соответствующую карточку.
Параллельно следуетпредлагать детям и задания обратного характера: подобрать и назвать слова,которые бы соответствовали данной модели. Получив, например, модель />, детисамостоятельно подбирают двусложные слова с ударением на втором слоге. Заданиятакого вида можно предлагать как в индивидуальной, так и коллективной форме, повариантам, с элементами соревнования по рядам, например: придумайте побольшеслов, которые бы соответствовали данной модели:
І ряд ІІ ряд ІІІ ряд
/>
Учитель может и неназывать слов, а только демонстрировать предметные рисунки. Такое заданиетребует от учащихся назвать изображение предмета про себя, определить ударение,разделить на слоги и назвать ударный.
От слогового анализапереходят к звуковому. Звуковой анализ слов начинается с частичного: выделяютсягласные и согласные звуки, стоящие в начале и в конце слов. Например, дети безособых трудностей могут назвать начальные и конечные звуки в таких словах:стол, лес, карась, сосна, ивы, клен.
Для полного звуковогоанализа сначала подбираются слова, состоящие из двух звуков, произносимых приневысокой степени слияния: ау, уа, ах, ух, эх, он, от, ось. Более трудными длязвукового анализа являются слоги-слияния типа «сг», «с/г”.Трудности анализа таких слияний объясняются плотностью артикуляции входящих вних звуков: в произнесении согласного уже заложена артикуляция последующегогласного. Это можно понаблюдать при произнесении разных слогов с одним и тем жесогласным: ма, мо, му, мы. Положение губ, которые приготовились дляпроизнесения звука [м], в каждом из этих слияний разное, оно предопределяетсяартикуляционными особенностями последующего гласного.
Несмотря на сложностьаналитических действий со слияниями «сг», «с/г», которыеявляются одной из наиболее распространенных единиц звуковой структуры слога ислова в целом, этим анализом учащиеся должны овладеть до ознакомления сбуквами. Прежде чем научиться читать слоги типа ма, но, си, ребенок должен наслух проанализировать их – назвать звуки, которые произносятся в них.
Начинать эту работуцелесообразно на основе сопоставления слияния «сг» с соответствующим обратнымзвукосочетанием: он и но, ах и ха, от и то. Дети на слух сравнивают такие парызвукосочетаний, устанавливают место гласного и согласного в каждом из них,строят звуковые модели:
/>
Выделению и членениюслияний на отдельные звуки способствуют следующие упражнения:
1. Сравнение гласногозвука и слияний, в состав которых входит этот гласный: [а] и [на], [ра], [ла],[л/а], [с/а]; [о] и [но], [ро], [ло], [л/о],[с/о].
2. Комбинирование одногосогласного с разными гласными: [ба], [бо], [бу], [бэ], [бы]; [н/а],[н/о], [н/у], [н/э], [н/и].
3. Подчеркнутоепроизнесение одного из звуков в слиянии: [с-с-а]; [с-а-а].
4. Синтетическиеупражнения на образование слогов типа «сг», «с/г», например:образовать слоги из звуков [н], [а] – на, [л/], [о] – ле; [т/],[и] – ти.
5. Аналитическиеупражнения на определение составных частей (звуков) в слияниях: какие звукислышны в слияниях ла ([л], [а]), лю ([л/], [у]).
От полного анализадвуфонемных слогов переходим к трехфонемным словам типа ура, это, осы, вкоторых согласный звук стоит в позиции между гласными. После этогоанализируются слова типа мак, сон, лось, кот, которые структурно можнорассматривать как «слияние + согласный».
От слов этой структурыпереходим к анализу двусложных слов, состоящих из двух слияний: дубы, липа,лоси.
Для построения звуковыхмоделей на начальном этапе овладения этим навыком применяем графические схемыдля трех-четырехфонемных слов. Такие схемы должен иметь каждый ученик. Этопрямоугольные карточки, разграфленные с одной стороны на три, а с другой – начетыре клеточки. Каждая клеточка предназначена для одной фишки, символизирующейзвук. Карточки-схемы помогают ребенку найти в слове и обозначить соответствующееколичество звуков. Практика свидетельствует, что обозначать гласные, твердые имягкие согласные цветными символами нецелесообразно. Дети нередко ошибаются впостроении звуковой модели слова, не различая цвета, обозначающего тот или инойзвук, поскольку цвет не ассоциируется в их сознании с существенными признакамизвуков – гласного, твердого и мягкого согласных. Поэтому в букваре гласныезвуки обозначены кружочком, твердые согласные – черточкой, мягкие согласные –двумя черточками. Кружочек в сознании ребенка ассоциируется со свободнымпрохождением струи выдыхаемого воздуха через ротовую полость, черточка символизируетпреграду на пути струи воздуха, а две черточки – сильную, как бы удвоеннуюпреграду, которая возникает при произнесении мягкого согласного по сравнению спарным твердым.
Для упражнений напостроение звуковых моделей слов каждый ученик должен иметь, кроме картонных схем,небольшое наборное полотно размером 16 см х 6 см, на котором можно показыватьнабор звукового состава слов при помощи фишек такой формы:
/>
Для работы около доскинеобходимо иметь демонстрационное наборное полотно или прямоугольник размером25 см х 5 см на магнитной доске.
В конце добукварногопериода первоклассники должны овладеть звуковым анализом четырех-пяти фонемныхслов типа лиса, пума, удод, олень, слон, аист, волк, ослик, волки. Некоторымучащимся можно предлагать для анализа трехсложные слова типа малина, лимоны.
Звуковые модели слов нанаборных полотнах, фланелеграфах, на картонных фишках имеют такой вид: осы />, лоси />, слон />, малина />.
Самостоятельноепостроение учащимися звуковых и звукослагательных схем слов следует, крометого, осуществлять в специальных тетрадях в клеточку, которые позже будутиспользоваться для «печатания» букв, слогов и слов, для выполнения упражненийна звуко-буквенный анализ, графических диктантов. Моделируя звуковую структуруслова в тетради ручкой, на доске мелом, учащиеся могут не рисоватьпрямоугольник, а заключать схему в квадратные скобки: олень[ />].

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕОСНОВЫИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
 
2.1 Уровеньсформированности понятий «звук», «слог», «слово», «предложение» упервоклассников
В ходе исследовательскойработы, в конце добукварного периода было проведено контрольное тестированиедвух первых классов школы № 4. 1-А и 1-Б. В каждом классе обучается 30 учеников.
Детям было предложеновыполнить такие задания:
1. Проанализироватьзвуковой состав слов: мак, лес, лето, урок, кран, серп, груши, вишни.
2. Проанализироватьслоговой состав слов: хор, танец, дети, поют, клоун.
3. Выделить из слов звуки(в начале и в конце слова): осы, ужи, акация, торт, лен, стол, конь.
4. Из предложенныхкарточек с иллюстрациями различных предметов, необходимо найти те, которыесоответствуют следующим признакам:
Голубой, круглый,большой, резиновый, легкий (МЯЧ)
Темная, большая, низкая,дождевая (ТУЧА)
Теплая, чистая,прозрачная, быстрая (РЕКА)
Синее, чистое,безоблачное, прозрачное (НЕБО)
Белый, пушистый,холодный, скрипучий (СНЕГ)
5. Составить графическиесхемы к следующим предложениям:
Дятел лечит дерево.
Белка прыгает по стволу.
Медведь ищет малину,
Лисята играют у норы.
Грач садится на березу.
Самым простым для детейоказалось задание № 4 (Из предложенных карточек с иллюстрациями различныхпредметов, необходимо найти те, которые соответствуют следующим признакам:…..).С этим заданием справились все ученики, что составило 100% выполняемости этогозадания.
Меньше всего детейсправилось с заданием № 5 (Составить графические схемы к следующимпредложениям:…….) Это задание оказалось под силу 16 ребятам, что составило 53%выполняемости этого задания.
В итоге, результатытестирования оказались следующими:
1-А класс1-Б класс
15% детей – высокийуровень  17% детей – высокий уровень
20% детей – среднийуровень 18% детей – средний уровень
35% детей – достаточныйуровень 33% детей – достаточный уровень
30% детей – начальныйуровень 32% детей – начальный уровень
Можно сделать вывод, чтонаиболее сформированы у детей понятия «звук», «слог», «слово». О предложении знания недостаточны. Вдальнейшем необходима работа по повышению знаний учащихся о предложении, необходимонаучить детей составлять графические схемы к преложениям.
Гипотеза.
Изучение вариантов работынад понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» поможет выяснить сутьзатруднений учащихся в освоении этих понятий. В таком случае затрудненияучащихся получат точную и конкретную характеристику. Упражнения, составленные сучетом трудностей, которые возникают у учащихся при изучении программногоматериала, будут способствовать основательному закреплению знаний учащихся потеоретическому и практическому курсу грамматики и овладению речевыми навыками.Использование разработанных методов и приемов работы повысит эффективностьусвоения учащимися грамматического материала.

2.2 Упражнения поусвоению понятий «слово», «предложение»
Целью упражнений поусвоению понятий «слово», «предложение» является практическое представление ономинативной роли слова и о предложении как средстве выражения мысли,сопоставление слов и предложений, развитие речи детей, обогащение ее новымисловами.
1. Упражнения поформированию общего представления о слове:
— Сейчас, дети, я вампредлагаю послушать загадки, в которых недостает одного слова. Кто догадается,какое именно слово следует прибавить к загадке, тот и найдет на нее отгадку.
Праздник, праздник уворот!
Кто встречать его пойдет?
Я и верный мой дружок –
красный маленький…(флажок)
Сегодня все ликует!
В руках у детворы
от радости танцуют
воздушные… (шары)
Вот так чудо! Он совкусом
может кушать пыль имусор!
А жужжит, как сотня ос,
работяга … (пылесос)
— Молодцы, ребята! Высумели подобрать нужные слова-отгадки. Сейчас и в школе, и дома вы каждый деньбудете узнавать все новые и новые для вас слова. Все слова следует произноситьчетко, выразительно, правильно, чтобы они были понятны тем, кто вас слушает.
2. Упражнения поформированию общего представления о предложении:
— Когда людиразговаривают друг с другом, рассказывают о чем-либо, они произносят несколькослов, которые связывают между собой так, чтобы было понятно, о чем или о комговорят. Например, если я произнесу слово, прыгает, то вы все понимаете, чтообозначает это слово. Но поймете ли вы из сказанного мною, кто именно прыгает?
— Таким образом, следуетназвать того, кто прыгает: Мальчик прыгает. Девочка прыгает. Козленок прыгает.Это уже не отдельные слова, а предложения. Предложения состоят из слов. Онимогут состоять из двух, трех, четырех и более слов. В предложении может бытьтолько одно слово, например: Вечер.
Затем учитель произноситнесколько предложений, а дети определяют на слух количество слов в каждом изних. На конкретных примерах учитель разъясняет детям, что для составленияпредложения следует назвать какой-либо предмет и сказать, что он делает иликакой он, кто он. Например: Дети пришли в школу. Все они нарядные. Теперь они –ученики.
— Сейчас я произнесупредложения не полностью, а частично, а вы добавьте нужные слова, чтобызакончить их.
Светит ярко…(солнышко).На траве блестит… (роса). Птицы звонко…(поют).
3. Упражнения насоставление графических схем к предложениям.
— Пока, дети, вы ненаучились читать и писать, не знаете всех букв, будем записывать предложениятак: начало предложения обозначим вертикальной палочкой высотой в однуклеточку, а слова — горизонтальными черточками. В конце предложения будемставить точку. Только после точки можно в строке начинать писать новое предложение.Например:
/>. Дети играют. /> Им очень весело.
Обратите внимание:сколько в предложении слов, столько в нем черточек.

2.4 Планы-конспекты уроковдобукварного периода
Тема: Предложение.
Цель: Дать практическое представление опредложении как способе выражения мысли; учить выделять предложения из текста ислово из предложения; познакомить с разделительным знаком — точкой в концепредложения и условным обозначением первого слова в предложении.
Оборудование: Карточки-схемы, предметные картинки.
ХОД УРОКА
1. АКТУАЛИЗАЦИЯОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Беседа.
Чича и Пушок приготовилидля вас сюрприз. Послушайте: дом, небо, стоит, на, в, круглый, яркое, лужайка,озеро, светит, плавать, книга.
— Вы поняли, что хотелирассказать Чича и Пушок? Почему? А сейч мой сюрприз:
В чистом поле теремок,
Он не низок, не высок.
Шла Лягушка из болота,
Видит: заперты ворота.
Эй, замочек, отвались,отвались!
Теремочек, отворись,отворись!
— О чем я вам рассказала?
— Почему вы меня поняли?Верно. Мы все умеем говорить по-русски, владеем русской речью, умеем слушать ипонимать нашу речь.
— А из чего состоит нашаречь?
Вы думаете при помощислов. Но вот Чича и Пушок говорили слова, а вы не поняли их.
ІІ СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ИЗАДАЧ УРОКА
На уроке мы узнаем, какстроится наша речь. Познакомимся с новыми условными обозначениями.
III ПЕРВИЧНОЕВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Сообщение учителя сэлементами беседы.
Нам пришло два письма отСороки и дятла. Послушайте первое:
* Здравствуйте дорогие!первоклассники из лесу! шлем вам привет! мы живем хорошо! сушит грибы белочка! наедается меда медведь! летает по ночам сова! до свидания*
Странное письмо. Выпоняли, о чем оно?
Я прочту письмо дятла:Здравствуйте, дорогие первоклассники. Из лесу шлем вам привет. Мы живем хорошо.Сушит грибы белочка. Наедается меда медведь. Летает по ночам сова. До свидания.
Теперь вы поняли, о чемписьмо? Почему письмо Сороки было таким запутанным? А каким было письмо дятла?Почему вы его поняли?
Какую мысль мы будемназывать предложением?
2. Работа с наглядностью.
(На доске рисунок зайца.)
— Кто это? Что называетслово заяц? Как мы схематически обозначим это слово?
— Что делает заяц? Заяцпрыгает. Вам понятна эта мысль? Мы составили предложение о зайце.
— Как вы думаете, из чегосостоит предложение? Назовите первое слово. Что оно обозначает? Какую схему мыиспользуем для обозначения слов-предметов? Положите карточку-схему перед собой.Какое второе слово в этом предложении? Что оно обозначает? Как мы обозначим егона схеме? Сколько слов в этом предложении? Чтобы показать, что предложение закончено,на письме принято ставить разделительный знак — точку. Вот что у васполучилось:
/>.
А у меня по-другому. Чтоне так?
/> .
Первое слово впредложении всегда будет писаться с большой буквы. А схематически мы будемпоказывать первое слово с дополнительной чертой вверх.
3. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре,пять,
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
0н подпрыгнул десять раз.
IУ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИМИСЯ
1. Игра Не ошибись
Я буду рассказывать вамисторию, а вы делите мою речь на предложения. После каждого предложенияхлопайте.
(Учитель читает первыйраз — дети слушают, второй раз — делят текст на предложения.)
Сорока и дятел живут влесу. Сорока целый день стрекочет. Она первой узнает лесные новости. Дятланазывают санитаром леса. Однажды встретились Сорока и Дятел...
— Почему Дятла называютсанитаром леса?
— Как вы думаете, ярассказала до конца историю о Дятле и Сороке? Почему?
2. Заслушивание детскихвариантов окончания истории.
З. Работа с учебником
4. Физкультминутка.
V. ОБОБЩЕНИЕ ИСИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1. Беседа.
— Из чего состоит нашаречь? А предложение?
— Как мы обозначаемпервое слово в предложении?
— Как на письме показатьконец предложения?
2. Работа со схемами.
Что вы видите на рисунке?Составьте предложение о дождике. (Дождь полил цветы.) Рассмотрите схемы надоске:
/>
Какая из них подойдет длянашего предложения? Помните, для этого нужно проанализировать каждое слово впредложении.
Повторите предложение.Назовите первое слово. Что оно называет? Как мы его обозначаем? (И так далее состальными словами)
Почему первая схема неподходит? (Первое слово не обозначает действие, в нашем предложении нетслов-признаков.)
Попробуйте составитьпредложение о дождике по первой схеме.
3. Игра „Еще однословечко”
Чича предлагает вам игру.
Ч и ч а. Я называюпредложение. Ваша задача — добавить одно слово.
Ира читает. (Ира читаеткнигу.)
Белка грызет.
Маша идет.
VI. ИТОГИ УРОКА
— Что нового выучили науроке?
— Чему научились?
Тема: Слог. Деление слов на слоги.
Цель: Дать понятие о слоге, учить делитьслова на слоги, различать одно-, двух- и трехсложные слова; совершенствоватьартикуляционный аппарат учащихся; развивать мышление, речь.
Оборудование: Предметные картинки, карточки-схемы, адпликацияпаровоза с тремя вагончиками: в первом — одно окошко, во втором — два, втретьем — три; бумажные медальки, карточки для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
1. АКТУАЛИЗАЦИЯОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1. Беседа.
Чича и Пушок решили провестисоревнование по бегу. Они при глашают вас поболеть за них. А что значит„болеть” за спортсменов?
— Кто из вас был насоревнованиях?
— Где они проходят?
— Как называют тех, кто„болеет” за спортсменов? Что они делают?
Вы будете болельщиками. Девочкибудут „болеть” за Чичу, а мальчики — за Пушка. Помните, что болельщики громкоскандируют имя бегуна.
Итак, на старт вышлаЧича. (Чи-ча! Чи-ча!)
Пушок, на старт!Внимание! Марш! (Пу-шок! Пу-шок!)
— Когда вы кричали именаспортсменов, как звучало слово? (По частям.)
Мы поздравляем Чичу иПушка. У них одинаковый результат. Мы награждаем их медалями.
2. Практическая работа.
А теперь представьте, чтовы „болеете” за друга. Шепотом поста райтесь проскандировать его имя. А теперьпо очереди вслух. Что вы заметили?
II СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ИЗАДАЧ УРОКА
На уроке мы узнаем, какназываются эти части слова и для чего нужно уметь делить слова на части.
III. ПЕРВИЧНОЕВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Практическая работа.
Медленно проговоритеслово рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово.Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?
2. Сообщение учителя сэлементами беседы.
Значит, в слове рыба двечасти.
Назовите первую часть.Назовите вторую.
Эти части называютсяслогами. Сколько же слогов в слове рыба?
А слогов в словах Чича?Пушок? А в ваших именах:
Аня, Гоша, Алина, Оля,Ярослав, Витя и др.?
Схематически будемизображать их прямоугольниками, а отделять чертой:
ры-ба/>
На-та-ша />
Давайте составим звуковуюмодель слова Наташа. Трудно. Слово большое. А если будем работать счастями-слогами, будет легче. Попробуем. Какой первый слог? Какой звук начинаетэтот слог? Как его обозначим? Тянем первый слог. Какой звук слился с первым? Какузнать, гласный он или согласный? Как обозначим? (Аналогично проводится работанад вторым и третьим слогами.)
По слогам легче научитьсячитать и писать слова.
IУ. ЗАКРЕПЛЕНИЕИОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИМИСЯ
1. Работа с учебником
2. Составление звуковыхмоделей слов.
Составим звуковые моделик первым словам каждого ряда (мак, рак, бак):
/>
Что вы заметили? Звуковыемодели одинаковые. Но чем же отличаются эти слова? Меняется только первый звук,а слово получает совсем другое значение. Попробуйте и вы подставить другой звукна место первого. (Лак, как.)
3. Игра «Помогайка»
Рыдают слоги непонарошку:
«От наших слов — однилишь крошки.
Но если вы хотите, тогданам помогите
Называют первый слог.Ваша задача — дополнить его недоста ющим слогом или слогами и показатьсоответствующую карточку- схему.
Например:
пи-ла />
пи-а-ни-но />
пи-он />
4. Физкультминутка «Слоговички-попрыгунчики»
Я называю слова, а выдолжны, проговаривая слова по слогам, столько же раз прыгнуть.
С л о в а: рябина, стол,балкон, малина, земля, барабан, блины, ученики, самолет.
У. ОБОБЩЕНИЕ ИСИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1. Игра «Рассадипассажиров»
(На доске паровоз с вагончикамии картинки зверей.)
Животные торопятся разъехатьсяпо своим сказкам. Но строгий контролер велел им занять места в вагонах поколичеству слогов в названии животного. Животным это сделать сложно. Помогитеим.
2. Игра «Лото»
У каждого на столекарточка, Я называю слог, вы отыскиваете картинку, в названии которой есть этотслог, и закрываете фишкой.
Слог ва-
/>
3. Беседа.
— Каким способом выделили слова на слоги?
— Сколько слогов можетбыть в слове?
— Может ли быть двагласных звука в слоге?
У. ИТОГИ УРОКА
— Что нового учили науроке?
— Чему научились?
— Для чего нужно уметьделить слова на слоги?
Попробуйте дома разделитьна слоги имена родителей, клички животных.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
В данной работе быливыявленные психолого-педагогические основы формирования научных понятий «звук», «слог», «слово», «предложение»в добукварный период. Рассмотрены варианты дидактического материала. Изучена ипроанализирована научно-методическая и психолого-педагогическая литература пометодике работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварныйпериод.
Также была показанасистема работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение».
В своей работе я сделалавывод, что изучение вариантов работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»поможет выяснить суть затруднений учащихся в освоении этих понятий. В такомслучае затруднения учащихся получат точную и конкретную характеристику.Упражнения, составленные с учетом трудностей, которые возникают у учащихся приизучении программного материала, будут способствовать основательному закреплениюзнаний учащихся по теоретическому и практическому курсу грамматики и овладениюречевыми навыками. Использование разработанных методов и приемов работы повыситэффективность усвоения учащимися грамматического материала.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯЛИТЕРАТУРА
 
1. Вашуленко Н.С.Обучение в 1 классе 4-х летней начальной школы: Пособие для учителя: Обучениеграмоте. К.: Рад.школа, 1991 г. – 375 с.
2. Горецкий В.Г.,Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Уроки обучения грамоте. М. – 1993 г.
3. Грецких В.Н.Русский язык. 1 класс: Планы-конспекты уроков. — Харьков: Веста: Издательство«Ранок», 2004. – 96 с.
4. Грушников П.А., Горецкий В.Г.Работанад предложением и связной речью в начальных классах. – Издательство«Просвещение» М., 1967. – 128 с.
5. Гудзик И.Ф., Величковская В.Ф.Изучение русского языка в 1 классе 4-х летней начальной школы: Методическоепособие. – К: Рад.школа, 1986 г. – 111 с.
6. Жедек П.С. Звуковой извукобуквенный анализ на разных этапах обучения грамоте// Начальная школа,1991. — № 8.
7. Журжина Ш. В., Костромина Н. В.Дидактический материал по русскому языку. — М., «Просвещение», 1990.
8. Львов М.Р. Методика преподаваниярусского языка в начальных классах. М. – 2000 г. – 460 с.
9. Методика грамматики и орфографии внач.классах. под ред. Н.С. Рождественского. М. – Просвещение, 1975 г. – 239 с.
10. Методика преподавания русскогоязыка в начальных классах. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. М.-Изд.центр «Академия», 2000 г. – 464 с.
11. Назаренко А.А. Обучение грамоте.Издательство «РАНОК», 2005 г.
12. Рамзаева Т.Г. Уроки русскогоязыка в 1 классе. Пособие для учителей нач.классов – 3-е издание, перераб идоп. – М. – Просвещение, 1986 – 127 с.
13. Русский язык в начальных классах:Теория и практика обучения/ Под ред. М.С. Соловейчик, М- 2000 г.
14. Тумим Г.Г. Обучение грамоте:Исторический обзор// На уроках родного языка. Пг., 1917.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.