СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯОБРАЗОВАНИЯ. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
2. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИРАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЧАСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА ВСФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Сегоднясвязь между современным, качественным образованием и перспективой построениягражданского общества, эффективной экономики и безопасного государстваочевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития,жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и естьпервоочередная задача всех целевых комплексных программ в сфере образования, ав частности приоритетного национального проекта «Образование».
Дляреализации данной задачи в проекте предусмотрено несколько взаимодополняющихподходов. Во-первых, выявление и поддержка «точек роста». Государствостимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы ипроекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи – тоесть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта.Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, – это касается и учащихсяшкол, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболееэффективные и востребованные образовательные практики – образцы качественногообразования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.
Сдругой стороны, ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности,выравнивание условий получения образования: обеспечение для всех школвысокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным всети Интернет, поставки учебного оборудования и школьных автобусов и т.д.
Приэтом проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание вшколах попечительских и управляющих советов, привлечение общественныхорганизаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием – вотспособы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой кзапросам общества. Реализацию этого подхода обеспечивают конкурсные процедурыподдержки, предусмотренные в большинстве мероприятий проекта.
Крометого, проект привносит значительные изменения в механизмы финансированияобразовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития,как правило, направляются непосредственно в образовательные учреждения, чтоспособствует развитию их финансовой самостоятельности. Распределение средств вобщем образовании осуществляется на основе подушевого принципа финансирования сучетом объективных особенностей организации образования для городских исельских учащихся. Принципы установления поощрений лучшим учителям и доплат заклассное руководство задают основы для введения новой системы оплаты трудаучителей, ориентированной на стимулирование качества и результативностипедагогической работы.
1.КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Основнаяцель комплексной модернизации — предоставить всем школьникам возможностьполучить качественное общее образование. В первую очередь это означаетобеспечение современных условий:
а)оснащенность комплексом учебного и компьютерного оборудования, функциональныевозможности которого полностью обеспечивают реализацию основных программ общегообразования;
б)укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию,по каждому из предметов базисного учебного плана;
в)соответствие требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, чтогарантирует безопасность и комфорт для всех участников образовательногопроцесса;
г)насыщенную коммуникативную образовательную среду, обеспечивающую полноценноеразвивающее общение со сверстниками;
д)наличие высокоскоростного симметричного доступа в сеть Интернет (подтверждаетсятерриториальным отделением Россвязьнадзора).
Основнымипричинами несоответствия систем образования современным условиям являютсяэкономические и финансовые механизмы, нечувствительные к результативности и качествупредоставляемых услуг. Раньше образовательные учреждения финансировались посмете расходов, а не по нормативу стоимости стандартной образовательной услуги.Размер оплаты труда учителя определялся лишь количеством проведенных уроков ине учитывал качества всей педагогической работы.
Теперьв рамках комплексных проектов модернизации образования (КПМО) в регионахвводится новая система оплаты труда работников (НСОТ) и осуществляется переходна нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений (НПФ).
Переходна нормативное подушевое финансирование
НПФобразовательных учреждений строится на двух принципах. Первое: на региональномуровне устанавливаются нормативы бюджетного финансирования на заработную платуработников и текущие учебные расходы в расчете на одного обучающегося. Второе иглавное: средства по нормативу из регионального бюджета доводятся до каждогообщеобразовательного учреждения.
Основныепреимущества такого механизма:
— школы рассчитывают собственные доходы и, исходя из них, формируют расходы. Этоозначает переход в образовании от непрозрачной затратности (когда школывынуждены выпрашивать средства у учредителя, и бюджет делится между школамисубъективно) к четкому финансовому планированию и эффективному самостоятельномухозяйствованию;
— ресурсное обеспечение учреждения зависит от количества обучающихся, выбравшихданное учреждение, а значит — от качества и результативности предоставляемыхобразовательных услуг. И не зависит от численности работников, количествасформированных классов-комплектов и учебных групп, объемов учебной нагрузки,устанавливаемой детям. Средства, высвобожденные благодаря рациональномукомплектованию штатного расписания, учебных групп, учебного расписания,останутся в общеобразовательном учреждении и могут быть по решению руководстваи коллектива школы направлены на поощрение хорошо работающих учителей, наулучшение оснащенности образовательного процесса;
— происходит неадминистративное регулирование сети школ, разнообразия и качестваобразовательных услуг в соответствии с реальными запросами. Ресурсы начинаютконцентрироваться в эффективно работающих школах, наилучшим образомобеспечивающих потребности жителей всех близлежащих территорий.
Внастоящее время более чем в половине регионов средства, поступившие в бюджетымуниципальных образований из регионального бюджета по нормативу, пока непередаются школам напрямую, а перераспределяются учредителем междуподведомственными общеобразовательными учреждениями. Такое перераспределение посути ухудшает финансирование более эффективных школ в пользу менее эффективныхи, очевидно, не приводит к улучшению качества образовательных услуг ни в тех,ни в других общеобразовательных учреждениях.
Исходяиз новой модельной методики перехода на НПФ, разработанной в процессе подготовкик запуску комплексных проектов и рекомендуемой Минобрнауки России,первоначальный размер норматива целесообразно устанавливать отдельно для городаи села в соответствии со сложившейся на практике оптимальной суммой,обеспечивающей реализацию образовательного стандарта.
Напереходный период (порядка трех лет) предлагается вводить временныеадаптационные надбавки, задача которых — не заморозить прежние условия, а недопустить их ухудшения, но при этом стимулировать к поиску путей и возможностейих улучшения. При новом подходе улучшение условий гарантирует повышение доходовучреждения. Этот подход обеспечивает постепенное снижение неэффективныхрасходов и рост норматива по мере развития сети образовательных учреждений. Помере роста норматива у школ появляется возможность увеличивать и фонд оплатытруда, и долю средств, направляемых на оснащение учебного процесса.
Такимобразом, применение регионами модельной методики перехода на НПФ позволяетмотивировать образовательные учреждения на повышение качества работы безрезкого изменения объема их финансирования. Благодаря применению модельнойметодики величина норматива в среднем по регионам, поддерживаемым в рамкахнационального проекта, к 2010 году увеличится в полтора раза, а также в среднемв два раза возрастет доля учебных расходов в нормативе, достигнув 10%.
Общейзадачей для всех регионов независимо от выбранной методики введения НПФявляется минимизация количества региональных коэффициентов; выравниваниевеличины норматива для принципиально одинаковых условий.
Нарядус введением нормативного подушевого финансирования регионам следует развиватьгрантовые, конкурсные механизмы финансирования программ развития, проектнойдеятельности и стимулирования социальной активности общеобразовательныхучреждений и образовательных сетей.
Новыесистемы оплаты труда
Традиционноприменяемая в общеобразовательных учреждениях тарифная почасовая система оплатытруда учителей не позволяет в полной мере учесть усилия, затраченные педагогомна подготовку и проведение учебных занятий, а также воспитательную,методическую, внеурочную работу. Прежняя система заставляет учителей брать какможно больше учебных часов, даже искусственно наращивать количество уроков вущерб качеству образования.
Сдругой стороны, очевидно, что чем больше класс, тем больше усилий требуетсяучителю для проведения урока. Чем меньше класс — тем учителю проще. Так как притрадиционной системе труд педагога оплачивается вне зависимости от количестваучеников в классе, то у учителей нет экономических стимулов для выполненияболее сложной работы.
Такимобразом, для изменения сложившейся ситуации, неизбежно ведущей к падениюкачества образования, требуется создать и закрепить нормативными актамимеханизмы учета в зарплате (причем, в ее базовой части) всех видов деятельностиучителя, а не только аудиторной нагрузки — уроков; повышения сложности трудапедагога при увеличении количества учеников в классе. Конечно, при этом ни вкоем случае не может идти речь о нарушении санитарных норм: количество учениковв стандартном учебном кабинете не может превышать 25 человек.
Вусловиях НПФ фонд оплаты труда общеобразовательного учреждения формируется не взависимости от количества учителей и единой тарифной сетки, а в зависимости отколичества обучающихся. Это позволяет эффективно работающим учреждениям ужесейчас в рамках имеющегося фонда оплаты труда учитывать при начислении зарплатыинтенсивность, уровень сложности и специфику как урочной, так и внеурочнойдеятельности каждого учителя, а также вводить стимулирующие выплаты за высокоекачество и результативность.
Врамках КПМО предлагается отличная от традиционной почасовой норма учетааудиторной нагрузки учителя — педагогическая услуга в расчете на одногоучащегося. Ее стоимость рассчитывается внутри школы на основании имеющегося унее фонда оплаты труда, количества учащихся и школьного учебного плана. В этомслучае искусственное увеличение количества классов в школе и уроков в учебномплане не приводит к росту оплаты труда учителя, как это было раньше.Педагогический коллектив теперь не заинтересован в раздувании расписания засчет излишнего увеличения учебного времени на предметы и является сторонникомрационального укомплектования классов и учебных групп.
Вмоделях НСОТ также предусмотрена возможность введения на уровне школкоэффициентов, позволяющих учесть особенности реализуемых педагогамиобразовательных программ.
Помимоосновной — «базовой» — части зарплаты в новых региональных системах оплатытруда дополнительно предусмотрена стимулирующая часть. Ее доля в общем фондеоплаты труда общеобразовательных учреждений по окончании комплексных проектовсоставит 20-40%.
Вовсех регионах стимулирующие выплаты учителям выплачиваются за достигнутыерезультаты и высокое качество. Разработка критериев качества и оценка по этимкритериям достигнутых результатов осуществляются в школе с участием школьногосовета.
Постояннаяобщественная оценка качества и результативности труда учителя при выплатестимулирующих надбавок будет способствовать становлению более открытых,уважительных и партнерских отношений между учителями и учащимися, учителями иродителями, учителями и местным сообществом.
Вразвитие общественной оценки качества труда учителей для полноценного введенияНСОТ от регионов в перспективе потребуется также обновление в рамках своейкомпетенции порядка аттестации руководителей школ и педагогических кадров сучетом механизмов оценки качества образования.
Ростдоходов учителей
Важноотметить, что все регионы, внедряющие комплексные проекты, обеспечиваютнеухудшение условий труда и неснижение зарплат при переходе на НСОТ. Однаконовые механизмы ведут к тому, что зарплата у учителей вырастет не одинаково, атем больше, чем качественнее работает учитель.
Такимобразом, использование модельной методики перехода на НПФ ведет к постепенномуповышению норматива финансирования. Это дает возможность учреждениямувеличивать фонд оплаты труда и его стимулирующую часть.
Дополнительныевозможности повышения доходов учителей заложены в оптимизации доли фонда оплатыих труда в общем фонде оплаты труда образовательного учреждения. Во всехрегионах, внедряющих КПМО, по окончании проекта ФОТ учителей достигнетоптимального значения (порядка 70%). Наибольшая положительная динамика доли ФОТучителей в общем фонде оплаты труда (свыше 11%) планируется за время проекта вРеспублике Бурятия, Астраханской, Воронежской и Псковской областях.
Врезультате введения НСОТ в регионах, реализующих комплексные проекты, к концу2007 года зарплата педагогов вырастет в среднем на 25% в натуральном выражении,а к окончанию проектов — более чем на 60%.
К 2009году в 18 субъектах Российской Федерации новая система оплаты труда будетдействовать во всех школах. Поэтапное введение НСОТ начиная с наиболееэффективных и крупных учреждений (имеющих большой ФОТ благодаря нормативномуподушевому финансированию) возможно даже без роста бюджетных расходов.Первоначально это приведет к смене механизмов начисления заработной платы.Постепенное увеличение доли стимулирующей части и стоимости педагогическойуслуги будет происходить за счет повышения эффективности бюджетногопланирования и роста доходов учреждения. При повышении норматива в связи свыравниванием стоимости образовательной услуги область внедрения НСОТ будетрасширяться.
Экономическаямотивация и саморегуляция
Ключевойособенностью моделей перехода на НПФ и введения НСОТ, рекомендуемых МинобрнаукиРоссии, является встроенный в них механизм саморегуляции системы. Данныймеханизм в течение трех лет приведет к снижению неэффективных расходов, кувеличению ресурсной обеспеченности качественных образовательных услуг, кдифференциации оплаты труда учителя в соответствии с его результативностью, коптимизации кадровой структуры не с помощью административных мер, а черезэкономическую мотивацию.
Образцомоплаты педагогической услуги в расчете на одного учащегося, который былотработан во всех субъектах Российской Федерации в ходе приоритетногонационального проекта (ПНПО), является ежемесячное денежное вознаграждениеучителей за классное руководство. Под влиянием этого механизма, согласноотчетным данным, существенно сократилось количество классов наполняемостью 5 именее человек.
Системымониторинга и оценки качества
Объективная,внешняя, независимая система оценки качества, восприимчивая к актуальным иперспективным запросам личности, общества и государства — необходимый системныйинструмент. От него во многом зависит эффективность использования основныхэкономических механизмов: НСОТ и НПФ (на уровне принятия гражданами решения овыборе места получения образования), а также принятие управленческих решений обизменении сети общеобразовательных учреждений.
Подавляющеебольшинство регионов имеют опыт проведения единого государственного экзамена(ЕГЭ), на базе которого уже сейчас можно систематически осуществлять оценкукачества образования. В соответствии с законодательством в 2009 году на ЕГЭдолжны перейти все регионы.
Следующимшагом в создании независимой внешней оценки качества образования являетсяитоговая аттестация выпускников основной школы (девятиклассников) по новойформе.
Итоговаяаттестация за курс основной и средней общеобразовательной школы проводится поизмерительным материалам и критериям, разработанным на федеральном уровне. Поее результатам выпускники получают соответствующие аттестаты и могут продолжитьобразование на последующих ступенях, в учреждениях профессиональногообразования. Современные механизмы внешней оценки позволят гражданам объективносудить о качестве школьного обучения.
Созданныедля проведения итоговой аттестации организационные структуры и центры обработкиинформации позволяют по аналогичным технологиям организовать текущий мониторинги объективную внешнюю оценку качества образования на промежуточных этапахобучения. В первую очередь — по завершении начальной школы. Критерии иизмерительные материалы могут быть разработаны на региональном уровне сиспользованием не только действующего федерального компонента стандарта общегообразования, а в ближайшей перспективе — федеральных требований кобразовательным программам и образовательным результатам, но и материаловмеждународных исследований, а также — обязательно — с использованием опыта ипри участии лучших учителей и педагогических коллективов инновационных школ — победителей национального проекта «Образование». В этом случае система внешнейоценки качества образования становится систематической и ориентирующей школы насовременные подходы. Предполагается обеспечить формализацию результатов оценкикачества, автоматизированный доступ к ним на разных уровнях заинтересованныхлиц (руководителей системы образования, родителей) и использование полученныхданных при принятии решений. Такая система мониторинга позволит учестьрезультаты внешней систематизированной оценки при аттестации образовательныхучреждений и педагогических кадров, а также поможет родителям выбиратьобразовательное учреждение осознанно.
Немаловажно,что оценка качества может осуществляться не только как аттестация учащихся, нои как иные замеры _ педагогическая, психологическая диагностика,социологические, эргономические и другие исследования. Отрадно, что приорганизации региональных систем оценки качества активно используются наработкиконкурсов приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО).
Дляоптимальной организации системы мониторинга субъектам Российской Федерацииследует разработать и закрепить нормативными актами региональные регламенты:
■учета на уровне региона, муниципального образования, образовательногоучреждения результатов регионального мониторинга и оценки качества образования;
■разработки критериев и осуществления оценки качества образования на уровнеобразовательного учреждения при участии школьных советов.
Развитиесети общеобразовательных учреждений
Внеполнокомплектной, изолированной от образовательных и социальных сетей школеобеспечить современное качество образования невозможно. В то же времяадминистративные методы реорганизации таких школ без согласования с гражданаминеприемлемы. Однако переговорные процессы с местным сообществом по вопросампереустройства сети образовательных учреждений наталкиваются в регионах насущественные трудности, вызывают социальную напряженность, если гражданам непредоставлено альтернативное решение — реальная возможность без опасности дляжизни и без вреда для здоровья обучаться в существенно лучших условиях.
Всвязи с этим в регионах необходимо обеспечить транспортную доступность базовыхшкол и ресурсных центров; усиленное материально-техническое обеспечение такихучреждений: оснащение учебным, лабораторным и компьютерным оборудованием,ремонт, приобретение оборудования для спортзалов и столовых.
Регионамнеобходимо организовать работу по принятию муниципальными образованиямипрограмм развития сети, в рамках которых определяются базовые школы и ресурсныецентры. Одним из ключевых оснований для их определения должны стать результатыПНПО. Инновационные школы должны получить дополнительную поддержку намуниципальном и региональном уровне. Следует наращивать их мощности и потенциалдля дальнейшего роста качества предоставляемых услуг и расширения числаграждан, которые могут ими воспользоваться.
Однимиз видимых индикаторов процессов развития общеобразовательной сети, ихнаправленности на укрепление базовых школ является изменение наполняемостиклассов. Регионы, реализующие меры по развитию сети в рамках комплексныхпроектов модернизации образования (КПМО), прогнозируют повышение наполняемостиклассов, в особенности в сельских школах. В целом к концу проекта средняянаполняемость классов в сельских школах вырастет на 4 человека и достигнет 14,3человек. При этом в регионах основной рост наполняемости в целом по селу игороду придется на старшую ступень общего образования. В среднем количествоучащихся на старшей ступени возрастет на 12 человек
Ноглавный показатель развития сети общеобразовательных учреждений — доляшкольников, которые учатся в условиях, полностью отвечающих современнымтребованиям. В таких условиях сегодня обучаются менее 30% детей, хотя за 2последних года это число существенно возросло, главным образом — благодарямероприятиям ПНПО по поддержке инновационных школ, оснащению учебнымоборудованием и автобусами, подключению к Интернету. Регионы, внедряющие КПМО,взяли обязательство увеличить этот показатель до 70%.
Расширениеобщественного участия в управлении образованием
Ключевымусловием и фактором успешности комплексной модернизации образования являетсяполноценное общественное участие в управлении образовательными учреждениями, вформировании образовательной политики на местном, региональном уровнях.Привлечение общественных институтов к участию в управлении образованиемзаключается в передаче им ряда управленческих полномочий.
Основнойформой общественного участия будут общественные советы на всех уровняхуправления образованием, в том числе:
— управляющиесоветы образовательных учреждений. Они будут участвовать в формированииобразовательной программы и программы развития учреждения, в разработкелокальных нормативных актов, охватывающих различные вопросы функционированияучреждения, в распределении стимулирующих выплат учителям и решении иныхфинансовых вопросов и др.;
— общественные советы и комиссии на муниципальном уровне. Предполагается ихучастие в формировании и реализации программы развития муниципальнойобразовательной сети, стимулировании руководителей образовательных учреждений,обсуждении муниципальных расходов на содержание и коммунальное обслуживаниешкольных зданий и др.;
— региональные экспертные советы будут принимать участие в формировании инаполнении образовательного стандарта в части компетенции субъектов РоссийскойФедерации, установлении подушевого норматива финансирования образовательныхучреждений, обсуждении и совершенствовании механизмов реализации государственнойобразовательной политики, отборе инновационных учреждений, получающихрегиональную поддержку, и др.
Открытостьобразовательных систем для общественного участия достигается через системуформирования и предъявления публичных докладов об их образовательной ифинансово-хозяйственной деятельности.
Дляразвития общественного участия необходима нормативная и методическая поддержкана региональном уровне. Необходимо принятие нормативных актов субъектаРоссийской Федерации, модельных актов для муниципальных образований иобразовательных учреждений, устанавливающих процедуры и порядок общественногоучастия в принятии решений. При совершенствовании нормативной базы регионамрекомендуется применять опыт организации конкурсных отборов и работыколлегиальных общественных органов, наработанный в рамках ПНПО.
Методическоеобеспечение должно предусматривать:
■инструктивно-методические материалы для общественных управляющих ируководителей образовательных учреждений по основным вопросам управленияобразованием (включая систему публичной отчетности);
■региональную систему подготовки общественных управляющих к работе вгосударственно-общественных органах управления образованием, а такжепедагогических и управленческих кадров по взаимодействию с общественнымиуправляющими и гражданскими институтами.
Немаловажнымфактором успешности комплексной модернизации образования является еекомпетентное и квалифицированное освещение в средствах массовой информации. Этопредполагает наличие региональной системы взаимодействия со средствами массовойинформации.
Необходимоотметить, что все применяемые экономические механизмы не являются самоцелью.Все они только средство для реализации абсолютно педагогической цели — улучшения для как можно большего количества детей всех условий, необходимых дляобеспечения получения ими качественного образования.
2.ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЧАСТЬ РЕАЛИЗАЦИИНАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Впоследнее время значительно расширился спектр образовательных программ,предлагаемых руководящим работникам системы образования; обновилось ихсодержание; начат переход к разноуровневым и модульным образовательнымпрограммам. Приоритетный национальный проект «Образование» разработан такимобразом, чтобы обеспечить системные изменения по основным направлениям развитияобразования России и эффективно содействовать повышению профессиональногомастерства учителей.
Анализрезультатов исследований показал, что система повышения квалификации,сложившаяся в России, помогает существенно в реализации национального проекта всфере образования (60%).
Однимиз результатов реализации ПНПО в этом году стало увеличение заказов наповышение квалификации по вопросам, связанным с содержанием приоритетногонационального проекта: по современным образовательным технологиям; поразработке программы развития учреждений образования; по вопросам инновационнойдеятельности учителей и руководителей школ; по мониторингу качества общегообразования, по участию в грантовой деятельности.
Работас руководящими кадрами проводится по направлениям:
— актуализация и обновление уже имеющихся знаний, необходимых дляпрофессиональной управленческой деятельности;
— профессиональная переподготовка вновь назначенных и начинающих работать вдолжности в соответствии с Государственными требованиями к уровню знаний,умений и навыков руководителей;
— оказание методической поддержки с использованием различных формконсультирования, стажировки; разработка программ развития образовательныхучреждений, их структур, учебных планов, создание общественных органовуправления, организация и содержание инновационной экспериментальной работы;
Вцелях эффективной реализации комплексного проекта модернизации на период с 2008по 2010 годы будет осуществляться специальная подготовки управленческих кадров(работников региональных и муниципальных органов управления образованием,директоров общеобразовательных учреждений и др.). Российские институтыобразования в связи с этим предлагают модель многоуровневой подготовкиуправленческих кадров по 4 блокам:
· нормативно-правовое обеспечение инновационного развитияобразования;
· методологические основы инновационного развития образования;
· технологические основы инновационного развития региональногообразования;
· оценка эффективности реализации направления.
Повышениеквалификации будет самым тесным образом связано с прохождением процедурыаттестации педагогических работников и результаты должны учитываться приприсвоении квалификационной категории. Вводятся новый вид повышенияквалификации – аттестационные курсы. Перечень модулей программ зависит откатегории, на которую претендует соискатель.
Создаетсябанк данных педагогических работников, что позволит еще эффективнееосуществлять повышение квалификации специалистов в отрасли. Предполагаетсяобеспечить механизм обратной связи между запросами педагога и возможностямиучреждения повышения квалификации. Эти преобразования позволят повыситьинвестиционную привлекательность образовательных услуг.
Вподготовке квалифицированных кадров системы образования с учетом перехода нанормативное финансирование будет уделяться больше внимание экономическимдисциплинам, организации маркетинговых исследований, опытно-экспериментальнойработы, внедрению в образовательный процесс современных технологий.
Всложившейся ситуации особую актуальность приобретают процессы взаимодействияинститута с муниципальными методическими службами, которые должны развиватьсяпо разным основаниям: по приоритетным направлениям развития системыобразования, по основным управленческим задачам и функциям, по видамдеятельности, по категориям объектов воздействия (обучающихся, образовательныхучреждений, педагогических кадров) и т.д.
Взаимодействиев системе повышения квалификации предполагает: создание условий для развитияпедагогического мастерства всех категорий работников образования; диагностикууровня профессиональной компетентности и информационных потребностей педагогическихработников; прогнозирование, планирование и организацию повышения квалификациии профессиональной переподготовки педагогов, руководителей образовательныхучреждений; систему работы с кадрами в межкурсовой период. Поскольку системаповышения квалификации включает не только курсовое обучение, но и проведениеконференций, семинаров, конкурсов, организацию обмена передовым опытом,сотрудничества с учеными, дистанционное обучение, стажировку, то необходимопредоставить педагогам условия, способствующие совершенствованию ихпрофессионализма. Механизм обновленной системы повышения квалификации обеспечитвыполнение поставленных задач с помощью проведения маркетинговых исследований,направленных на выявление перспективных потребностей системы общего образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Такимобразом, можно выделить основные направления комплексной модернизацииобразования:
· введение новой системы оплаты труда работников общегообразования, направленной на повышение доходов учителей (НСОТ);
· переход на нормативное подушевое финансированиеобщеобразовательных учреждений;
· развитие региональной системы мониторинга и оценки качестваобразования;
· развитие региональной сети общеобразовательных учреждений:обеспечение условий для получения качественного общего образования независимоот места жительства;
· расширение общественного участия в управлении образованием.
Большиепреобразования в системе повышения квалификации и переподготовки кадров должныпроизойти с учетом: введения новой системы оплаты труда; дальнейшего развитияинститута в условиях конкурентной среды; выполнения новых функций деятельностив связи с реализацией целевой программы «Развитие системы образования на 2008 –2010 годы».
Развитиесистемы непрерывного образования позволит создать условия для формированиягибких образовательных траекторий, обеспечит реакцию системы образования надинамично изменяющиеся потребности личности, общества, экономики. Одновременнопоявятся возможности для выравнивания доступа к качественному образованию навсех уровнях, образовательной системы.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Национальный проект «Образование»: Чего мы ждем отреформы // Нац. проекты. — 2007. — № 5. — С. 51-52.
2. Никитин Э. Создание организационных условий для реализацииприоритетного национального проекта «Образование» / Э. Никитин, И.Чечель // Нар. образование. — 2006. — № 4. — С. 21-50.
3. О направлениях, основных мероприятиях и параметрахприоритетного национального проекта «Образование» // Государство иправо. — 2006. — № 1. — С. 2-3.
4. Фурсенко А. О реализации приоритетных национальных проектов всфере образования / А. Фурсенко// Альма матер: Вестн. высш. шк. — 2006. — № 1.- С. 21-14.