Сколько стоит ядерное электричество и стоит лиинвестировать в строительство новых реакторов
Существуетраспространенное мнение, что стоимость электроэнергии АЭС значительно нижестоимости энергии угольных, а в перспективе – и газовых станций. Например, вжурнале «Энергия» № 6/2003 со ссылкой на источники в концерне «Росэнергоатом»[1] иданные РАО ЕЭС приведены следующие сравнительные характеристики тарифов(существующих и планируемых) на электроэнергию АЭС и ТЭС (в числителе цент/кВт·ч, взнаменателе коп./кВт·ч).[1]
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010 ТЭС
1,57 (49,5)
2,08 (65,5)
2,72 (85,7)
3,181 (100,2)
3,235 (101,9)
3,301 (104)
3,367 (106)
3,433 (108,1)
3,499 (110,2) АЭС
1,43
(45)
1,71 (53,9)
1,84
(58)
1,93
(60,8)
2,02 (63,6)
2,09 (65,8)
2,19
(69)
2,25 (70,9)
2,4 (75,6)
В чем секретякобы дешевизны ядерной энергии?
Чтобы понять,как и из чего складывается стоимость ядерной энергии, необходимо разобрать всюсхему финансирования атомной энергетики. В соответствии с этой схемой «ядерный»тариф не отражает полную себестоимость электроэнергии АЭС, а являетсярезультатом ежегодных договоренностей между Минатомом, Федеральнойэнергетической комиссией (ФЭК) и Минэкономразвития. Договоренности выглядятследующим образом: Существует более-менее постоянная составляющая в стоимостиатомной энергии, включающая оперативные/эксплуатационные расходы (зарплата,свежее топливо, хранение отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и т. д.). В общейсложности это около 30 млрд руб. ежегодно (данные на 2002 г.).Существует более-менее с (учетом инфляции) постоянная составляющая в стоимости энергии российских АЭС, включающая оперативные/эксплуатационные расходы (зарплата, свежее топливо, хранение отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и т. д.). В общей сложности это около 30 млрд руб. ежегодно (данные на 2002 г.). Сверх этого руководство Минатома заявляет на каждый год отдельную программу развития, которая предполагает 4 направления (так называемые резервы развития) [2]:
-
-
-
-
Например, в 2002 г. Минатом заявил объемфинансирования программ развития в размере 24 млрд руб. [3]. Половина этихсредств (11,9 млрд руб.) предназначалась для финансирования строительства новыхреакторов [4]. С учетом эксплуатационных расходов планируемые в 2002 г. руководствомМинатома поступления от продажи электроэнергии АЭС должны были составить 54млрд руб.
Обычнозаинтересованные ведомства (ФЭК и Минэкономразвития) не согласовываютзаявляемый объем финансирования и снижают «планку» резервов развития. Так, в 2002 г. объем резервовразвития был снижен с 24 до 19,8 млрд руб., значит, выручка (годовыепоступления) составила не 54, а около 50 млрд руб. (без учета НДС).
Вся энергия АЭСпоставляется и продается на регулируемом оптовом рынке электроэнергии (ФОРЭМ).Исходя из планируемых объемов продаж (130 млрд кВт•ч в 2002 г.) и согласованнойсуммы годовых поступлений (50 млрд руб.) постфактум формирует-
сясреднеотпускной тариф. Произведя несложные вычисле-
ния, можновыяснить, что средняя тарифная стоимость атомного электричества в 2002 г. была на уровне 0,4руб. за 1 кВт•ч или
45 коп. с учетомНДС.
Ниже приведенасхема финансирования атомной энергетики (схема 1) с показателями на 2002 г. Первое, на чтонеобходимо обратить внимание, — в доходной части, помимо средств от продажиэнергии АЭС (около 50 млрд руб.), присутствует субсидирование атомнойэнергетики со стороны бюджетов различных уровней и зарубежных организаций.Кроме того, существует система недовыплат населению, проживающему вблизи АЭС,предприятиям-поставщикам услуг по обращению с ядерным топливом и радиоактивнымиотходами (РАО), а также масса статей отложенных расходов, под которые пока неопределены источники финансирования, но которых не избежать в будущем(например, программа по усилению физической защиты ядерных объектов).Предполагается, что большая часть этих расходов будет покрываться не за счетвыручки от продажи атомной энергии.
Для простотыбудем называть субсидии, недовыплаты и отложенные расходы, под которые пока неопределены источники финансирования, внетарифными доходами.
В схеме 1указаны ежегодные размеры внетарифных доходов (приведены в скобках). Внекоторых случаях вместо суммы стоит знак вопроса (нет точной информации), чтоне отменяет саму статью. Необходимо также учесть, что в схеме отражены расходыи потоки, которые автору удалось обнаружить, и, скорее всего, целый рядвнетарифных доходов и потоков просто остался вне рамок рассматриваемой схемы,так как действующая система финан-сирования атомной энергетики непрозрачна икрайне запутана.
Ниже приведенарасшифровка схемы финансирования атомной энергетики в части внетарифныхдоходов.
Схема 1. Существующая схема финансирования атомнойэнергетики (млрд. руб., 2002 г.)4
Доходная часть атомной энергетики включая прямые субсидии Текущие расходы Текущие недовыплаты
М/н. помощь, 2003 г. (-0,3)
Радиационная безопасность
— Оплата за хранение ОЯТ наКрасноярском ГХК ( — 1,3)
Строительство новых блоков
Продажа урана (-2,3)
Федеральный
Бюджет
Прямые субсидии (-0,39) 11,9 — Стоимость демонтажа выводимых блоков ( -1-4)
— Переработка ОЯТ на ПО «Маяк» ( -1)
Физическая защита — Строительство соц. объектов вокруг АЭС ( — 0,2)
Демонтаж выводимых блоков Всего: (-3,5-6,5)
Предстоящиерасходы
- Разработка новых месторожденийурана ( — 1)
Резервы развития концерна «Росэнергоатом» 19,8
2002 г. (19,8) - Стоимость свежего топлива (-10)
— Строительство новых реакторов за счет
федерального бюджета ( -3,3)
Эксплутационные расходы:
-
-
-
- 30 - Повышение уровня физическойзащиты ( -1)
Доходная часть от продажи энергии
АЭС, 2002 г. (прибл.) 50 - Компенсации населению ( -4,3)
- Строительство ирасширение хранилищ ОЯТ ( -3)
- Строительство могильникаРАО ( -0,42)
- Компенсация бюджету потерь,связанных
с освобождением хранилищ ОЯТ от налогов ( -2)
- Оперативные расходы нахранение плутония ( -1)
- Модернизация ПО «Маяк» (?)
50%-ная льгота по оплате за энергию населению, проживающему вблизи АЭС - Строительство жилья работникамАЭС ( -1)
Бюджеты субъектов (?) - Страхование ( -0,18) Всего: (-27,2)
Передача ЗАТО «Озерск» на баланс Челябинской области
Челябинской области
ИТОГО(субсидии+м/н помощь+текущие недовыплаты+предстоящие расходы): (- 33,69 – 36,69)
1. Государственноесубсидирование.
Помимопоступлений от продажи ядерной электроэнергии существуют, как минимум, еще дваисточника финансирования, за счет которых атомная энергетика покрывает текущиерасходы при производстве электроэнергии и которые не учитываются приформировании тарифа:
•безвозмездные дотации из федерального бюджета;
•безвозмездная зарубежная помощь в области ядерной и радиационнойбезопасности АЭС.
Государственноесубсидирование идет на финансирование расходов, связанных с ядерной ирадиационной безопасностью и обращением с РАО и ОЯТ, а также на компенсациижителям, проживающим вблизи АЭС. Например, на 2002 г. в федеральномбюджете были заложены следующие средства на общую сумму около
2,6 млрд руб. (втыс. рублей) [5]:
Подпрограмма «Безопасность атомной
промышленности России» 2000
Подпрограмма «Безопасность атомных
электростанций и исследовательских ядерныхустановок» 2400
Подпрограмма «Атомные электростанции и ядерные
энергетические установки нового поколенияс повышенной
безопасностью» 4600
Подпрограмма «Безопасность и развитиеатомной энергетики» 389 600
Расходы на мероприятия по повышениюядерной,
радиационной и экологической безопасностии
поддержке фундаментальной науки 2 300 680
Ситуация сфедеральным бюджетом на 2004 г. не отличается от ситуации двухлетней давности. Общаясумма субсидий осталась приблизительно на том же уровне — 2,5 млрд руб. [6].Кроме того, на 2004 г.в федеральный бюджет были дополнительно заложены расходы на компенсационныевыплаты населению, проживающему вблизи АЭС, в размере 3,3 млрд руб. [6]. Раньшеэти расходы оплачивали сами АЭС, теперь — налогоплательщики.
2. Международная финансоваяпомощь.
Согласноинформации на rosatom.ru/?razdel=11&id=309, концерн «Росэнергоатом»в качестве получателя средств безвозмездной технической помощи принимаетучастие в следующих (далеко не всех) международных программах:
-
-
-
-
По словамруководителя Департамента международной деятельности «Росэнергоатома» А.Кириченко, в 2003 г.произошли качественные положительные изменения в эффективности международныхпрограмм по ядерной безопасности; в частности, началась работа в рамкахкрупномасштабных (до 10 млн евро) проектов
по Балаковской иНововоронежской АЭС. По итогам
2003 г., велась работа по152 международным проектам общей стоимостью 164 млн долл. (4,9 млрд руб.). Изних 25 проектов (на сумму 17 млн долл.) завершены.
В августе 2003 г. одна толькоФинляндия выделила «Рос-
энергоатому»около 300 млн руб. для повышения уровня безопасности Ленинградской АЭС [7]. Вянваре 2004 г.,по информации на rosatom.ru/?razdel=11&id=249, начались переговорыпо контракту на изготовление и поставку оборудования, предназначенного длямодернизации системы управления и защиты реактора 5-го энергоблокаНововоронежской АЭС. Работа выполняется в рамках программы по международномусотрудничеству ТАSIS Европейской комиссии. Предварительная стоимость первойочереди проекта — 7,5 млн евро (260 млн руб. по текущему курсу).
По сообщениюИТАР-ТАСС от 22 октября 2003 г., правительство ФРГ намерено направить безвозмездныеассигнования в размере до 7,02 млн евро на реализацию проектов по физическойзащите ядерных материалов на территории Российской Федерации. Большей частьюфинансовая помощь предназначается ПО «Маяк» и Сибирскому химическому комбинату.
Другой пример.По данным Счетной платы, в 1998-2000 гг. в качестве международной помощи нафинансирование работ по обращению с РАО от иностранных государств и организацийпоступило более 270 млн долл. (8,1 млрд руб.). К сожалению, сказать, сколько изэтих средств ушло на обращение с РАО АЭС, невозможно, так как по данным Счетнойпалаты, «учет внебюджетных средств (в рублях и валюте), привлеченных черезразличные организации для реализации программы обращения с РАО, в МинатомеРоссии не ведется и в отчетности не отражается» [8].
Необходимо сразуоговориться: автор не выступает за прекращение финансирования радиационнойбезопасности на объектах атомной энергетики за счет налогоплательщиков изарубежных грантов. Но в этом случае руководство «Росэнергоатома» должнопризнать факт нехватки собственных средств на обеспечение радиационнойбезопасности действующих объектов и отказаться от строительства новых ядерныхреакторов в пользу финансирования радиационной безопасности на действующихреакторах.
3. Текущие недовыплаты.
3.1. Оплатауслуг по хранению ОЯТ.
Услугипо хранению ОЯТ предоставляет Горно-химический комбинат (ГХК) в Красноярскомкрае. Хранилище ГХК принимает ОЯТ как российских, так и зарубежных АЭС. Но, поданным специалистов ГХК, если ОЯТ, например, украинских АЭС комбинат принимаетпо 360 долл. за килограмм (что близко к реальной стоимости хранения), тороссийских — всего по 60. Здесь необходимо добавить, что хранение подразумеваетограниченный по времени срок (до 40 лет), после чего ОЯТ либо надоперерабатывать, либо отправлять в могильник. В обоих случаях это ведет кдополнительным расходам, размер которых оценить очень сложно.
Учитывая,что ежегодно российского ОЯТ поступает до 150 т, недовыплаты комбинату захранение ОЯТ российских АЭС достигают не менее 1,3 млрд руб. в год. Кстати, этоодна из причин, почему ГХК не имеет должной физической защиты. Так, в 2001 г.
группаактивистов Гринпис вместе с депутатом Госдумы
С.Митрохиным смогла беспрепятственно пройти на террито-
риюрежимного объекта. Факт отсутствия физической защиты через несколько месяцевбыл подтвержден специальной проверкой ФСБ [9].
Часть недостающих средств для работы ГХК компенсируется изфедерального бюджета в рамках субсидий закрытому территориальному образованию«Железногорск». В 2002 г.дотации «Железногорску» составили 0,671 млрд руб. [5]. В федеральном бюджете на2004 г.они запланированы в размере 0,79 млрд руб. [6].
3.2. Стоимость демонтажа выводимых блоков.
В соответствии с«Энергетической стратегией России на период до 2020 г.» (Мин-
энерго России, 2001 г.) к 2020 г. должны быть выведеныиз эксплуатации ядерные реакторы, выработавшие свой проектный ресурс, общеймощностью 6,76 ГВт [10]. Учитывая, что стоимость демонтажа составляет 10-30% отстоимости строительства, а стоимость строительства реактора мощностью 1 ГВт —это около 30 млрд руб., то в течение ближайших 14 лет на демонтаж выводимыхблоков должно быть израсходовано 20-60 млрд руб. (1,5-4 млрд руб. ежегодно). Всоответствии с постановлением правительства РФ от 30.01.2002 № 68 «Обутверждении правил отчисления эксплуатирующими организациями средств для формированиярезервов, предназначенных для обеспечения безопасности атомных станций на всехстадиях их жизненного цикла и развития» сумма на демонтаж не должна превышать1,3% от выручки «Росэнергоатома» [2] или не более 0,65 млрд руб. ежегодно(данные на 2002 г.),что в несколько раз меньше необходимого. Ввиду того, что, по данным Счетнойпалаты, в нарушение российского законодательства не создан соответствующий фонд[11] и не ясно, выплачиваются ли вообще деньги на демонтаж выводимых блоков,недофинансирование составляет, соответственно,
1-4 млрд руб. вгод.
3.3.Недовыплаты за переработку ОЯТ отечественных АЭС.
Общеизвестно,что переработка ОЯТ в гражданских целях на единственном в стране заводе ПО«Маяк» (Челябинская область) производится по двум расценкам: коммерческим (дляОЯТ зарубежных АЭС) и заниженным (для отечественного ОЯТ). Стоимостьпереработки, например, венгерского ОЯТ — примерно 600 долл. за килограмм. До 1999 г. на заводе ежегодноперерабатывалось от 40 до 100 т ОЯТ из Венгрии, Финляндии, Болгарии и Украины.Финансовые поступления от переработки зарубежного ОЯТ, включая ОЯТ украинскихАЭС, были около 30 млн долл. (около 1 млрд руб.) в год. Информации по расценкамна переработку ОЯТ отечественных АЭС нет. Согласно «Анализу организации иэффективности работ по выполнению действующих международных соглашений РФ,связанных с ввозом, хранением и переработкой ОЯТ зарубежных ядерных реакторов»,подготовленному правительством РФ в 2002 г., «из-за приостановки поступлениязарубежного ОЯТ проектная мощность завода снижена до 35-40% (с 400 т в год попроекту до 140 т по факту) и объем оставшихся средств недостаточен дляинвестиций, необходимых для дальнейшего развития инфраструктуры» [12]. Инымисловами, 1 млрд руб. — это та сумма, которая недоплачивается отечественнымиклиентами и восполняется за счет зарубежных. По крайней мере часть этихнедовыплат (порядка 0,5 млрд руб.) формируется за счет заниженных цен напереработку ОЯТ АЭС (помимо ОЯТ АЭС, на «Маяке» перерабатывается ОЯТ атомныхподводных лодок и исследовательских реакторов, не входящих в структуруконцерна).
3.4.Недовыплаты на строительство объектов социальной сферы вблизи строящихся АЭС.
В соответствии спостановлением правительства РФ № 763 от 15.10.1992 в качестве экономическихстимулов для регионов, где намечено строительство новых АЭС, предполагается«включать в сметы на строительство новых и расширение действующих атомныхстанций, затраты на сооружение в определяемых в проекте зонах вокруг этихстанций объектов социальной сферы для населения, проживающего в данных зонах, вразмере до 10% капитальных вложений, выделяемых на строительство объектовпроизводственного назначения» [13]. Это постановление не выполняется. Например,только в Ростовской области в районе действия Волгодонской АЭС в результатесворачивания региональных программ социального строительства вокруг АЭС в 2001 г. область потеряла 233млн руб. [14].
4. Предстоящие расходы.
Атомнаяэнергетика — это множество предстоящих расходов. Во всех описываемых случаяхпредполагается использовать (и уже начинают использоваться) средствафедерального бюджета и другие источники, которые никак не связаны с бюджетом«Рос-
энергоатома».Хотя, с точки зрения логики, все эти расходы должны в итоге закладываться всебестоимость атомной энергии.
4.1. Стоимостьсвежего топлива.
Стоимостьсвежего топлива, производимого отечественными предприятиями ядерно-топливногоцикла (ЯТЦ) для российских АЭС, в три раза ниже мировых [1], что в абсолютномисчислении дает более 10 млрд руб. в год [15]. В связи с приведением всоответствие внутренних и мировых цен рост стоимости свежего топлива вближайшие годы должен составить несколько миллиардов рублей. Более того, ростстоимости свежего топлива, скорее всего, будет еще больше, посколькунемаловажный вклад в увеличение стоимости дает исчерпание дешевых запасовприродного урана, себестоимость добычи которого менее 40 долл. за килограмм.Ежегодное внутреннее потребление природного урана находится на уровне около7000 т, экспорт — 6000 т. Запасы низкого по себестоимости добычи природногоурана оцениваются в
70 000 т [16,17]. Таким образом, в ближайшее десятилетие остро встанет вопрос о разработкеновых, более дорогих месторождений. Проблема уранового дефицита былаподтверждена министром по атомной энергии на заседании Госдумы 5 марта 2003 г. [18].
Увеличениестоимости природного урана в 2 раза (с 40 до