Введение:
1. Формированиеориентировки в пространстве в дошкольном возрасте.
2. Виды игр, формирующихориентировку в пространстве.
3. Игры по формированиюориентировки в пространстве.
Вывод:
Использованнаялитература:
Введение
Ребеноквоспринимает пространство как нерасчлененную непрерывность. Слежение задвижением предмета в пространстве у малыша развивается постепенно. Вначале онследит за горизонтально движущимся предметом, затем вертикально и, наконец, запредметом, движущимся по кругу и в вертикальной плоскости. Затем начинаетосваивать глубину пространства. Вертикальное положение при ходьбе позволяетбыстрее всего освоить направления вверх – вниз. При этом ребенок осваиваетсистему координат по сторонам собственного тела. Он сам является как бы центромсистемы координат. Различая горизонтальные оси вперед – назад, налево –направо, ребенок постепенно разбивает пространство на координатные углы:переднюю левостороннюю и другие зоны. Разница между ними исчезает, когдаребенок осваивает глубину пространства. Ориентировка на собственном телеявляется исходной в освоении ребенком пространственных направлений. Ребенокиспользует систему с фиксированной точкой отсчета (на себе) и переходит киспользованию системы со свободно перемещаемой точкой отсчета (на другиеобъекты). Этапы пространственной ориентации – на себе, от себя, от объекта – несменяют друг друга, а сосуществуют, вступая в сложные диалектическиевзаимоотношения. Позднее ребенок ориентируется на листе бумаги, тетради, книги,на листе бумаги в клеточку.
1.Сущность ориентировки в пространстве в дошкольном возрасте
Источникомпознания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того,насколько тонко ребенок владеет суммой специальных действий (рассматривание,ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного ит.д.), влияющих на восприятие и мышление.
Неменее существенна и пространственная ориентировка детей, так как в это понятиевходит оценка величины предметов, их форма, взаимоположения и положенияотносительно субъекта. Поэтому ориентировка в пространстве непосредственносвязана с разделами «Величина», «Геометрические фигуры» и тоже имеетчувственную основу. Она предполагает умение пользоваться какой-либо системойотсчета. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную системуотсчета, т.е. по сторонам собственного тела. Он практически соотносит объекты счастями тела: вверху – где голова, внизу – где ноги. Другими словами,дошкольник (особенно младший) осваивает «схему» собственного тела, которая посути и является для него системой отсчета.
Следовательно,главное здесь непосредственный жизненный опыт, приобретаемый ребенком. Позднее,в старшем дошкольном возрасте, к нему прибавляется словесная система отсчета,ориентация на основе пространственных направлений: вперед-назад, вверху-внизу,слева-справа.
Объемпрограммного содержания раздела «Ориентировка в пространстве» от однойвозрастной группы расширяется и углубляется. Это обеспечивает доступность ипостепенность в рассмотрении различных вопросов на разных возрастных ступенях.
IIмладшая группа. Ориентировка в пространстве помогает ориентироваться врасположении частей своего тела (голова, ноги, глаза, уши, спина и др.) и всоответствии с ними различать пространственные направления от себя: впереди –сзади (позади), вверху – внизу, справа (направо) – слева (налево). Различатьправую и левую руки.
Средняягруппа. Ориентировка в пространстве развивает умение определятьпространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед– назад, направо – налево, вверх – вниз); обозначать словами положениепредметов по отношению к себе (предо мной стол, справа от меня дверь, слева –окно, сзади на полках – игрушки).
Начинаетсязнакомство с пространственными отношениями: далеко – близко (дом стоит близко,а березка растет далеко).
Старшаягруппа. Совершенствуется умение ориентироваться в окружающем пространстве:слева – справа, вверху – внизу, впереди (спереди) – сзади (за), между, рядом с,двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствиисо знаками – указателями направления движения (вперед, назад, направо, налево ит.д.).
Ориентировкав пространстве помогает определять свое местонахождение среди окружающих людейи предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Машей, позади Кати, перед Наташей,около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклысидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади – мишка, а впереди – машина».Ориентировка на листе бумаги (справа – слева, вверху – внизу, в середине, вуглу).
Подготовительнаягруппа. Ориентировка в пространстве позволяет ориентироваться на ограниченнойповерхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.);располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речиих пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее,выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом идр.).
Знакомствос планом, схемой, маршрутной картой. Развитие способности к моделированиюпространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
Детиучатся читать простейшую информацию, обозначающую пространственные отношения инаправление движения объектов (слева направо, справа налево, снизу вверх,сверху вниз); самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь наусловные обозначения направления движения (знаки и символы).
2.Виды игр, формирующих ориентировку в пространстве
Вцелях результативности обучения детей по программе формирования элементарныхматематических представлений особое внимание следует уделять организации вдошкольном образовательном учреждении интерактивной предметно – развивающейсреды. Она позволяет воспитателю вовлечь детей в близкие им виды деятельности иманипулятивные игры с предметами ближайшего окружения, создать благоприятнуюобстановку для рассмотрения различных математических фактов и зависимостей наспециальных занятиях, организовать активную самостоятельную поисковуюдеятельность каждого ребенка в повседневной жизни.
Особаяроль в создании образовательно – развивающей среды отводится дидактическимиграм и пособиям, которые помогают учить детей мыслить.
Особоезначение имеют выбор дидактического материала в соответствии с задачамиобучения, наличие в нем познавательного содержания. Обучающее воздействиеобеспечивает лишь такой материал, в котором четко выделен рассматриваемыйпризнак (величина, форма, пространственное расположение). Кроме тогодидактический материал должен соответствовать возрасту детей, быть красочным.
Целесообразностьдидактического материала на занятии определяется тем, как восприятие и действияс ним способствуют овладению детьми знаниями, ради которых и используютсясредства наглядности.
IIмладшая группа. Математические представления лучше усваиваются маленькимидетьми, если преподносятся им в игровой форме.
Младшийдошкольник ориентируется на основе так называемой чувственной системы отсчета,т.е. по сторонам собственного тела. Этому учат детей в повседневной жизни.
Назанятиях эти знания уточняются в дидактических играх: «Купание куклы",«Укладывание куклы спать», «Одевание куклы». Так воспитатель предлагает ребенкупомыть кукле голову, лицо, а затем показать и назвать, где у него самого лицо,голова и т.д.
Усвоитьнаправления вперед, назад, налево, направо помогают игры с использованиемстрелок-указателей.
Игрыс подвесным шариком способствуют усвоению понятий вверх, вниз.
Длязакрепления пространственных направлений можно использовать игру «Где звенитколокольчик?»
Чтобыне дезориентировать детей, педагог должен помнить, что на занятиях, гдерешается специальная задача по формированию пространственных представлений,нельзя ставить или сажать ребят друг против друга, кругом, так как при этомнарушается однородность восприятия пространства.
Средняягруппа. Задачи ориентировки в пространстве усложняются: дети не только учатсяопределять направление от себя, но и двигаться в этом направлении. Здесь можноиспользовать различные игровые приемы и игры типа «Найди спрятанную игрушку»,«Куда пойдешь и что найдешь». Выполняя игровые задания, дети упражняются вразличении и обозначении основных пространственных направлений.
Длязакрепления навыков можно использовать дидактические игры типа «Куда бросиммяч?», «Что изменилось?», «Угадай, что где находится» и т.д. Вначале даютзадание определить расположение одной-двух игрушек, находящихся впротивоположных от ребенка направлениях: впереди-сзади, справа-слева.Постепенно количество игрушек увеличивается до четырех.
Игровыеупражнения на развитие ориентировки в пространстве – отыскивание различныхпредметов и игрушек – целесообразно проводить не только в группе, но и научастке днтского сада, сочетая их с формированием у детей таких понятий, какдалеко – близко.
Старшаягруппа. Пространственные представления расширяются и закрепляются в процессевсех видов деятельности.
Впроцессе обучения рекомендуется широко использовать различные дидактическиеигры.
Игра«Отгадай, кто где стоит», «Что изменилось?», «Найди похожую», «Расскажи просвой узор». Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали назанятиях по рисованию.
Игра«Художники». Игра предназначена для развития ориентировки в пространстве,закрепления терминов, определяющих пространственное расположение предметов,дает представление об их относительности. Проводится с группой или подгруппойдетей. Роль ведущего выполняет воспитатель.
Вэтой же группе развивается у детей умение изменять направление во времядвижения. Этому также помогают дидактические игры.
Игра«Найди игрушку», «Путешествие по комнате». В дальнейшем количество заданий поизменению направления можно увеличить. Например: «Пройди вперед пять шагов,поверни налево, сделай еще два шага, поверни направо, иди до конца, отступивлево на один шаг».
Полезнопроводить игры и лабиринты, предлагать детям определять направление движения спомощью стрелок или перемещаться в соответствии с планом маршрута. Такие игрыконцентрируют внимание, помогают преодолевать путь по схеме, которая указываетначало и конец движения. С помощью простейших схем движения дети отыскиваютлубяную избушку зайчика в лесу, помогают Незнайке добраться до волшебной страныМатематики и т.п. Дети не только двигаются по стрелкам-указателям, описываютпуть, но и с помощью воспитателя моделируют собственные планы маршрутов.
Подготовительнаягруппа. Закрепляют умение ребенка ориентироваться в пространстве с помощьюусловных обозначений, планов, маршрутов и схем; учат определять направлениядвижения объектов, отражать в речи их взаимное расположение.
Особоевнимание воспитатель должен уделить формированию у детей навыков безопасногоповедения на проезжей части улицы, связанного с ориентировкой в пространстве. Сэтой целью проводятся различные игры например: «Я – пешеход», «Как нужнообходить транспорт», «Выбери правильный ответ».
Особоеместо занимает работа по развитию ориентировки на плоскости (листе бумаги,странице книги, тетради и т.п.). Наряду с этим у детей шести лет формируютболее тонкие пространственные дифференцировки: умение находить верхнюю и нижнююстрочки, правый и левый, верхний и нижний края листа, левый верхний (левыйнижний), правый верхний (правый нижний) угол; учат аккуратно, соблюдаяодинаковые интервалы, располагать предметы в одинаковом направлении. Полезнопроводить зрительные диктанты на расположение предметов (фигур) на листе,упражнять в составлении композиций (орнаментов) с последующим вербальнымобозначением пространственных отношений. Рекомендуется также проводить игры: «Ктозапомнит и расскажет?», «Что изменилось?», «Чем отличаются?», «Парныекарточки», «Путешествие по лабиринту», «Опиши путь сказочного героя» и др.
3.Игры по формированию ориентировки в пространстве
«Угадай,кого загадали».
Цель:
1.Развивать ориентировку в пространстве.
2.Закреплять термины, определяющие пространственное расположение предметов.
Ходигры:
Дляигры необходимы 3 игрушки крупного размера. Например: кукла, медведь и заяц.
Ребеноксадится в центре, игрушки размещаются вокруг. Педагог загадывает одну игрушку,ребенку предлагает угадать какую. Адрес загаданной игрушки, например, такой:она сидит сбоку от тебя (или перед тобой, или за тобой). Он должен назватьигрушку, находящуюся в указанном месте. Затем педагог предлагает поменятьсяместами. Теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок. В дальнейшем можноввести дополнительные различения: справа и слева.
Дидактическаяигра: «Найди игрушку».
Цель:Развивать ориентировку в пространстве.
Формироватьпредставление о причинной зависимости фигур.
Ходигры: Воспитатель прячет определенную игрушку в группе. У ребенка план группы.Педагог ставит на плане фишку в том месте, где спрятана игрушка. Задачаребенка, взглянув на план, определить, где ее искать. Ребенок должен научитьсяпользоваться планом, находясь в любой точке комнаты. Для этого ему сначаланужно будет сориентировать план. После этого уже легко найти в групповойкомнате, отмеченный на плане предмет.
Вывод:
Безпространственной практической ориентировки ребенка в пространстве невозможноформирование пространственных представлений и понятий. Однако на определенномэтапе обучения, когда необходимо понимание детьми пространственных отношений,более существенным является не практическая ориентировка в пространстве, аименно восприятие и понимание пространственных отношений с помощью графическихсхем, моделей.
Однойиз наиболее распространенных форм наглядностей являются учебные таблицы.Использование таблиц имеет педагогический эффект лишь в том случае, еслидемонстрация их связана не только с пояснением воспитателя во время изложениянового материала, но и с организацией самостоятельной работы детей.
Использованнаялитература:
1. Арапова– Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений вдетском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез,2006.
2. ЕрофееваТ.И. Математика для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Т.И.Ерофеева,Л.Н.Павлова, В.П.Новикова. – М.: Просвещение, 1992.
3. КозловаВ.А. Обучение дошкольников и младших школьников математике. Методическоепособие для родителей и воспитателей. – М.: Школьная Пресса, 2002.
4. НовиковаВ.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст. – М.:Мозаика-Синтез, 2006.