Содержание:
1.Введение∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙3
2.Теоретическаячасть
2.1.Характеристика педагогических функций
иметодических умений∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙4
2.2.Характеристика педагогических функций
иметодических умений∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙8
2.3. Вывод∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙10
3. Заключение∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙12
4.Приложение∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙13
· схема1
· схема2
· схема3
5. Списокиспользованных источников∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙16
1.Введение
Педагог – мастер, зная особенности своей личности иповедения, направляет их на целесообразность решения педагогических задач.
А.С.Макаренко утверждал: «Нет фокусов в педагогике». Нокак тогда объяснить, что в ситуациях учебно-воспитательного процесса одинучитель достигает нужного результата, а другой – нет?
Искусство воспитательной деятельности зависит от мерывладения педагогической техникой: так в ситуации назревающего конфликта учительс помощью интонации в голосе, мимической маски, позы может устранить пиквраждебных отношений.
Проблема совершенствования образования, повышение егокачества существует уже давно. Важным условием для её решения является созданиепрофессиограммы учителя общеобразовательной, и профессиональной школы,документа, устанавливающего основные функции его педагогической деятельности, атакже требования к знаниям, навыкам, умениям и личностным качествам учителя,необходимым для осуществления этих функций с учётом специфики учебногопредмета.
Профессиограмма – это идеальная модель учителя,преподавателя, классного руководителя, педагога. Это образец, эталон, в которомпредставлены основные качества личности, которыми должен обладать учитель;знания, умения, навыки для выполнения функции учителя. Профессиограмма учителя– документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позициитребований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, его личности,способностям, психофизиологических возможностям и уровню подготовки.
Профессиограмма учителя иностранного языка содержит нетолько общее, что типично для педагогической профессии вообще, но и тоособенное, что характерно только для деятельности учителя иностранного языка.Она содержит характеристику основных педагогических функций учителяиностранного языка, его личностных качеств, общепедагогических ипрофессионально- методических умений, обеспечивающих реализацию этих функций.
У студентов педагогических вузов, в период обучения вуниверситете формируются лишь основы профессионально значимых умений.Дальнейшее развитие должно происходить в их самостоятельной работе в школе.
2.1.Характеристикапедагогических функций и методических умений.
Профессиональной деятельности учителя любого предметасвойственны следующие функции:
· развивающая;
· воспитывающая;
· коммуникативная;
· гностическая;
· конструктивно-планирующая;
· организаторская.
Так как основной целью обучения иностранному языку всредней общеобразовательной и профессиональной школе является овладениеучащимися иностранным языком, то коммуникативно-обучающая функцияпедагогической деятельности учителя иностранного языка является ведущей,основополагающей, она определяет содержание в значительной мере всех другихфункций.
Соотношение функций представлено в схеме (см. схема 1).
Успешное выполнение педагогических функций предполагаетвладение соответствующей им системой общепедагогических и методических умений инеобходимым объемом знаний.
Следует помнить, что в профессиограмме обозначены лишьсамые важные умения, составляющие основу педагогического мастерства,приобретаемого в процессе самообразования и совершенствования личного педагогическогоопыта. Важно уметь повышать своё педагогическое мастерство путёмсистематического пополнения своих знаний и применения их в своей работе.
Перечисленные функции в профессиональной деятельностиучителя можно разделить на две группы: на группу целеполагающих иоперационно-структурных функций.
Целеполагающие функции.
Исследователи, занимающиеся функциональной структурыпедагогической деятельности учителя, отмечают ведущую роль коммуникативно-обучающей функции и выделяют в ней информационно-ориентирующий,мотивационно-стимулирующий и контрольно-коррегирующий компоненты (1).
Информационно ориентирующий компоненткоммуникативно-обучающей функцииобеспечивается следующими умениями:
а) ориентировать учениковотносительно связи между языком и культурой страны изучаемого языка,особенностями проявления национальной специфики в социокультурном поведении еёпредставителей;
б) ориентировать учащихсяотносительно черт сходства и различия в культурах родной и чужой страны.
Мотивационно-стимулирующий компоненткоммуникативной функции включаетумения создать у учащихся внутреннюю потребность пользоваться иностраннымязыком как средством общения в ситуациях опосредственной и непосредственноймежкультурной коммуникации:
а) путём включения аутентичныхматериалов (текстов, стихов, песен, видеоматериалов и др.) в процесс изученияязыка;
б) путём использования активных формобучения (проблемных заданий, ролевых игр социокультурной направленности),способствующих более эффективному усвоению особенностей иноязычной культуры;
в) путём привлечения учащихся кразличным видам внеклассной работы по иностранному языку(культурно-страноведческие викторины и конкурсы, переписка с зарубежным другоми др.) для развития интереса, повышения мотивации к изучению иностранного языкаи реализации его коммуникативных, образовательных и воспитательных задач.
Контрольно-коррегирующий компонентбазируется на следующихметодических умениях:
а) выделять цели, формы и видыконтроля при овладении иностранным языком как средством межкультурного общения;
б) планировать и осуществлятьтекущий, обучающий и итоговый контроль речевых навыков и умений учащихся сцелью выявления уровня владения иностранным языком как средством межкультурногообщения.
в) объективно и мотивированнооценивать учебно-коммуникативную деятельность учащихся.
Развивающая функция предполагает умение учителя намечать пути формирования и развитияинтеллектуальной, сенсорной, эмоциональной сфер личности учащихся, ихпознавательных способностей с учетом выявленных возможностей, спецификисодержания и процесса обучения иностранному языку и во внеклассной работе,формировать умение учащихся работать самостоятельно. Эта функция реализуетсяучителем в единстве с коммуникативно-обучающей, коммуникативно-воспитывающейфункциями.
Воспитывающая функция формируется с нравственным, этическим и патриотическимвоспитанием учащихся в учебном процессе и во внеклассной работе средствамииностранного языка с учетом экстралингвистической, страноведческой информации.
Развивающая и воспитывающаяфункции реализуются с помощью следующих умений:
а) путём использования аутентичныхматериалов в учебном процессе для расширения кругозора, развития памяти,воображения, интеллектуальных способностей учащихся, формирования у них уменияанализировать и выделять черты сходства и различия в родной и изучаемойкультурах;
б) формировать у учащихся умениясамостоятельно познавать незнакомую культуру, используя лингвострановедческиесловари, разнообразную справочную литературу, средства массовой информации;
в) воспитывать учащихся в духеуважения, симпатии к народу – носителю изучаемого языка, а также егосоциокультурным ценностям;
г) воспитывать в учащихся глубокоеуважение к национальным традициям, обычаям, культурному достоянию роднойстраны.
Операционно-структурные функции
В соответствии с логикой и этапами решения педагогическихзадач в деятельности учителя иностранного языка выделяют следующиеоперационно-структурные функции: гностическая, конструктивно-планирующая иорганизаторская.
Успешное осуществление гностической функции опирается наглубокое осознание конечных целей обучения иностранному языку в школе, назнание особенностей овладения разными видами речевой деятельности, а также назнание познавательных возможностей учащихся и источников трудностей усвоенияими учебного материала. Именно гностические умения позволяют творческиосуществлять все другие структурно-операционные функции.
Гностическая функция реализуется через умения:
а) анализировать учебный материал, средства обучения с точки зренияпредставленности в них сведений о культуре страны изучаемого языка и ихиспользования в учебном процессе;
б) предвидеть возможные случаи проявления лингвострановедческой исоциокультурной интерференции в речевой деятельности учащихся;
в) на основе сопоставления национально-культурных особенностей двухлингвокультурных общностей определять наиболее трудные для усвоения факты иявления действительности.
Конструктивно-планирующая функцияпредполагает планирование и конструирование учебногоматериала в системе уроков, и отдельных уроков разного типа, конструированиекоммуникативно-обучающей деятельности учителя и учебно-коммуникативнойдеятельности учащихся с учетом условий обучения в каждом классе.
Методические указания,обеспечивающие конструктивно-планирующую функцию, выглядят следующим образом:
а) производить отбор, методическую обработку аутентичных материалов сучетом возрастных особенностей и интересов учащихся и распределять данные материалыпо этапам обучения;
б) выбирать наиболее эффективные приемы и способы ознакомления учащихся скультурой страны изучаемого языка;
в) готовить, подбирать, использовать различные средства наглядности с цельюсемантизации тех или иных реалий.
Организационная функцияреализуется на базе умений выбирать оптимальные способыорганизации своей деятельности и деятельности учащихся, с целью наиболееэффективного усвоения фактов иноязычной культуры.
Сформулированные выше профессиональные уменияпредставляют собой дидактический компонент лингвострановедческой компетенцииучителя иностранного языка и являются содержательными ориентирами дляорганизации подготовки высококвалифицированных учителей на языковых факультетахпедагогических вузов.
2.2.Характеристикапрофессиональных и личностных качеств учителя
Профессионально важные качества личности учителяиностранного языка проявляются в профессионально-педагогической ипознавательной направленности его личности, в его нравственной, эстетическойвоспитанности.
Психолог В.А.Крутецкий предлагает следующую структурупрофессионально-значимых качеств личности:
1. Мировоззрение личности;
2. Положительное отношение к педагогической деятельности;
3. Педагогические способности;
4. Профессионально-педагогические знания, умения, навыки.
Т.И.Руднев предлагает профессиограмму учителя, содержащуюкогнитивный компонент (знания, эмоциональность (направленность), практическиеспособности и профессионально-значимые качества)(2) (см. схема2).
1. Педагогическая направленностьможет сформироваться ещё в школепод влиянием мучителей и активной школьной жизни. В основе направленностинаходятся мотивы выбора педагогической профессии: стремление работать с детьми,
учить ивоспитывать, интерес к предмету. Очень важно и осознание наличия у себявозможностей успешного овладения профессией.(2)
2. Научные знания, содержащие системузакономерностей в области специального предмета, блок психолого-педагогическихи методических знаний, знаний смежных предметов, продолжают на протяжении всеговремени обучения в вузе влиять на мотивы, углубляя их, либо вызывая переоценкуправильности выбора профессии.
3.Уровень развития педагогических способностей проявляетсяв период педагогической практики, сигнализируя об их сформированности и приналичии педагогической направленности обращая студента к работе над собой.
4.Педагогические способности тесносвязаны с особенностями характераучителя и спецификой педагогической системы.
Уместно обратиться к самодиагностике личностных качеств вструктуре профессиограммы. Предлагаемый оценочный лист построен по принципуфункциональной группировки личностных качеств. (см. Схема 3)
Первая группа качеств характеризует отношение к работе;
Вторая – активность в деятельности;
Третья – коммуникативность учителя.
2.3.Вывод
Приведенныеклассификации показывают, что педагогическая деятельность всегда соотносится сумениями. К основным умениям педагогической деятельности, обеспечивающимучителю квалифицированное осуществление учебного процесса, можно отнести:
ü ориентационные;
ü академические;
ü перцептивные;
ü мобилизационные;
ü организационные;
ü коммуникативные;
ü гностические;
ü дидактические;
ü конструктивные;
ü прикладные;
ü умения педагогического мышления;
ü умения педагогической техники;
ü речевые;
ü исследовательские умения.
Ориентируясьна перечисленные профессиональные компетенции учителя можно составитьпрофессиограмму. I. Психолого-педагогическиеумения1. читатьи анализировать специальную психолого-педагогическую литературу.2. самостоятельноанализировать педагогические явления3. анализироватьпередовой педагогический опыт.4. проводитьсамоанализ5. проявлятьэмпатию к учащимся6. организоватьсебя, управлять своим состоянием
II. Профессионально-личностныекачества
1. потребность в самопознании
2. самостоятельность
3. трудолюбие и прилежание
4. самокритичность
5. дисциплинированность
6. культура поведения и общения
III. Частно-методические умения
1. планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материалпо специальности
2. стимулировать и организовывать разные формы внеклассной воспитательнойработы
3. анализировать уроки и внеклассные мероприятия
4. оценивать действия школьников и свою работу
5. разрабатывать дидактический материал к урокам и занятиям
6. мобилизовывать учащихся на познавательную деятельность
IV. Коммуникативно-организаторские умения
1. устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельнымиучениками, группами, ученическими коллективами;
2. создавать благоприятный микроклимат, располагать к себе учеников;
3. регулировать внутриколлективные отношения школьников;
4. ориентироваться в изменившихся условиях, перестраивать своё поведение;
5. уметь декламировать, петь, танцевать, поддерживать беседу.
V. Исследовательские умения
1. выявлять проблему, определять объект, предмет, цель, задачи, методыисследования;
2. подбирать и применять методы и методики изучения личности коллектива;
3. иметь представление об инновационных технологиях по своей специальности;
4. организовать эксперимент;
5. обобщать, описывать, литературно оформлять результаты исследований.
3.Заключение
Часто профессиограмма используется как формаанкетирования при организации констатирующего эксперимента. Целью экспериментаявляется диагностика готовности к профессиональной деятельности.
Исходя из этого понимания смысла понятия«профессиограмма», можно говорить о профессиографическом методе изученияличности, при котором осуществляется сравнение имеющихся у студента знаний,умений и навыков с теми, которые могли бы у него быть в соответствии сидеальной моделью. Здесь профессиограмма выступает как форма мониторингакачества профессиональной подготовки студента к педагогической деятельности.Профессиографический метод позволяет проектировать личностный ипрофессиональный рост студента – будущего педагога и может стать одной изметодик самовоспитания.
Не стали бы люди такими колоссами,
Нет, не обрели бы такого величия,
Когда бы над каждым из них – непоседою,
Румяным невеждой, беспамятным олухом
Не бдил с ежедневной неспешной беседою
Всемудрый учитель, всебудящий колокол.
Достойно восторга его всетерпение!
За все, что прекрасно, за все, что значительно,
Пора человечеству в Храм Поклонения
Внести на руках Рядового Учителя. (2)
4.Приложение
Схема1
Педагогическиефункции учителя иностранного языка
Профессиональная деятельность учителя иностранного языка
Целеполагающие функции
Операционно-структурные функции
Информационно-ориентировочныйкомпонент
Мотивационно-стимулирующий компонент
Контрольно-коррегирующий компонент
2
Раз-
ви-
ваю-
щая
3
Вос-питываю-щая
4
Гно-
сти-
ческая
5
Кон-струк-
тивно-
плани-рующая
6
Орга-низа-тор-ская
1
Комму-ника-
тивно- обучающая
Учебная деятельность учащихся
Схема 2
структурные компоненты профессиограммы
учителя
знания
педагогическая направленность
качества
личности
способности
Схема 3
№
качества личности
оценка
качества личности
1
1. Целеустремленность
2. Ответственность
3. Собранность
4. Организованность
5. Требовательность
54321
54321
54321
54321
54321
1. Непосредственность
2. Безответственность
3. Разбросанность
4. Неорганизованность
5. Безвольность
2
1. Инициативность
2. Решительность
3. Импульсивность
54321
54321
54321
1. Пассивность
2. Сомнительность
3. Заторможенность
3
1. Общительность
2. Эмоциональность
3. Заразительность
4. Принципиальность
5. Выдержанность
6. Тактичность
7. Обаятельность
54321
54321
54321
54321
54321
54321
54321
1. Замкнутость
2. Рациональность
3. Скованность
4. Беспринципность
5. Несдержанность
6. Бестактность
7. Непривлекательность
5.Списокиспользованных источников:
1) Профессиограммаучителя иностранного языка (рекомендации) / отв.ред.С.Ф.Шатилов, К.И.Соломатов,Е.С.Рабуновский.-Л.: ЛГПИ,1985
2) РудневаТ.И. Основы педагогического профессионализма, Самара: СИУ,1996
3)Словарьлингвистических терминов./Сост. О.С.Ахманова.
-М.:Советская энциклопедия, 1969
4) Теоретическиеосновы подготовки учителей иностранного языка средней школы/ отв.редакторПицкова Л.П., М.: МОПИ, 1989
5) ВоробьёваИ.Е. Содержание и структура понятия «лингвострановедческая компетенция учителяиностранного языка» www.pomorsu.ru
6)Непокрытых Н.И. Профессиографический метод как способ вхождения впедагогическую деятельность www.pomorsu.ru