Реферат по предмету "Педагогика"


Методы обучения на уроках "Технологии" 8 классов

Содержание
 
Введение
1.Определение методов обучения и ихреализация в учебном процессе
2. Разработка уроков с применениемметодов обучения и их реализация в процессе преподавания
«Технологии» 8 класса»
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение
 
Важным условием полученияинформации по изучению динамики формирования компонентов учебной деятельностиявляется способность учителя целенаправленно наблюдать за деятельностью каждогоученика, делать пометки, записывать, соотносить реальную деятельность учениковс описанием уровней. Изучить динамику можно с помощью специальных методик,заданий. Именно разнообразие методов в обучении позволяет добиться педагогуопределенных результатов.
Цель работы: выявитьметоды обучения в процессе преподавания «Технологии» 8 класса».
Задачи:
·          Определить методыобучения и их реализацию в учебном процессе.
·          Разработатьнесколько уроков с применением методов обучения и их реализация в процессепреподавания «Технологии» 8 класса».

/>1.Определениеметодов обучения и их реализация в учебном процессе
Существенной составляющейпедагогических технологий являются методы обучения — способы упорядоченнойвзаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся.
В педагогическойлитературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия«метод обучения». Так, Ю.К. Бабанский считает, что «методомобучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельностипреподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования»[1].Т.А. Ильина понимает под методом обучения «способ организациипознавательной деятельности учащихся».[7]
В истории дидактикисложились различные классификации методов обучения, наиболее распространеннымииз которых являются: по внешним признакам деятельности преподавателя иучащихся: лекция; беседа; рассказ; инструктаж; демонстрация; упражнения;решение задач; работа с книгой;
по источнику получениязнаний: словесные; наглядные:
демонстрация плакатов,схем, таблиц, диаграмм, моделей;
использование техническихсредств; просмотр кино- и телепрограмм; [4.5.6]
Практические:практические задания; тренинги; деловые игры; анализ и решение конфликтныхситуаций и т.д.; [7.6]
по степени активностипознавательной деятельности учащихся: объяснительный; иллюстративный;проблемный;
частичнопоисковый;исследовательский. [7.2]
по логичности подхода:индуктивный; дедуктивный; аналитический; синтетический.[7.1.2]
Близко к этойклассификации примыкает классификация методов обучения, составленная покритерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых.Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности ивнутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именнохарактер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служитьважным критерием выбора метода. В этой классификации предложено выделить пятьметодов обучения: объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод;метод проблемного изложения; частичнопоисковый, или эвристический, метод;исследовательский метод. [7.5]
В каждом из последующихметодов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемыхнарастает.
Объяснительно-иллюстративныйметод обучения — метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, изучебной или методической литературы, через экранное пособие в«готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы,студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузеданный метод находит самое широкое применение для передачи большого массиваинформации. [1.2]
Репродуктивный методобучения — метод, где применение изученного осуществляется на основе образцаили правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е.выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных споказанным образцом ситуациях. [1.2]
Метод проблемногоизложения в обучении — метод, при котором, используя самые различные источникии средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулируетпознавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравниваяточки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи.Школьники как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.
Частичнопоисковый, илиэвристический, метод обучения заключается в организации активного поискарешения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных)познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основеэвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивныйхарактер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом илисамими учащимися на основе работы над программами и учебными пособиями.
Исследовательский методобучения — метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задачи краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучаютлитературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действияпоискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поискпроявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебнойработы непосредственно перерастают в методы научного исследования.
Современныетехнологические модели обучения выражают основные методологические принципыпостроения обучения — методологию гуманистического, развивающего,личностно-ориентированного проекта организации обучения. До недавнего временипедагогика располагала только технологическими указаниями. Введениегуманистических технологий относится к 60-м годам XX века в связи среформированием американского и западноевропейского образования.
Многие технологииобучения продолжают оставаться слабо технологичными, т. е. не до концарасписанными.
 В них в основномпреобладают теоретические основы технологий, деятельностная сторона продолжаетбыть либо недостаточно конкретной, либо излишне привязанной к конкретному учебномупредмету. Ряд технологий касается отдельных сторон обучения, скажем, задачногоподхода в обучении, либо программированного компьютерного обучения, либоорганизации проблемной структуры обучения. Известны также общие технологииразвивающего обучения.
Итак, проблема типологиипедагогических технологий связана с вопросом о статусе понятия«педагогическая технология» в категориальном аппарате педагогики,таксономии, иерархии технологий по степени их обобщенности — отметодологического до конкретно-методического уровня. Исследование этой проблемысвязано, прежде всего, с определением понятия и методологической сущноститехнологии обучения.
2. Разработка уроков сприменением методов обучения и их реализация в процессе преподавания «Технологии»8 класса»
 
Урок 1. Вводное занятие.  (1 час)
Задача: С помощьюобъяснительно-иллюстративного метода рассказать ученикам о классификация брюк:прямые, расклешенные, зауженные к низу и т.д. Очень важно иметь наглядныепособия, либо находить их в одежде учеников.
Орг. Момент: Эпиграф к уроку: « В человеке
все должно бытьпрекрасно…»
— Добрый день, я рада васвидеть, садитесь.
-Сегодня у нас первоезанятие по теме:
«Классификация брюк».
Учитель: «В человеке все должно быть
прекрасно и лицо, иодежда,
и душа, и мысли».
— А как вы понимаете этислова?
 ( ответ учащихся)
— Сегодня вы не простоученицы, а художники-модельеры. Каждый художник-модельер ищет точных разумныхрешений, выражая в конкретных моделях, эскизах свою интуицию, свой духовныймир, свое духовное и эстетическое представление о том, как должен выглядетьчеловек в быту, на работе, на празднике и т д. Расскажите, во что вы одеты и ккакому типу относится ваша одежда? (Каждая ученица выходит к доске демонстрируясвою одежду и рассказывает о ней).
 Одежда — показательвнутренней культуры. Внешний вид многое может рассказать о людях — аккуратныони или неряшливы,  хороший у них вкус или нет. Послушаем краткое сообщение изистории развития брюк, как части гардероба в разное время в разных странах(Рассказ ученицы). Классификация брюк: прямые, расклешенные, зауженные к низу.Показ на примерах. (объяснительно-иллюстративный метод).
После основной части,учителем дается задание: на доске расположить слова в двух колонках друг противдруга в разброс, попросить одну из учениц распределить слова: по силуэту, покрою, по разновидности моделирования.: Силуэт, Прямой, Зауженный книзу, покрою, прямые, клиньевые, Конические, графический, прикладной, муляжный. Приреализации данной части урока используется частично-поисковый метод.
В заключении, напомнитьтему урока и основные положения, поблагодарить учащихся, выделить особоотличившихся.
Вывод: Дан теоретическийблок знаний об истории создания брюк посредством применения двух методов -.объяснительно-иллюстративного и частично-поискового. Применение данных методоввполне уместно, т.к дети получили полное представление о том, с чем им придетсяработать на последующих занятиях.
Урок 2. Снятие мерок для построения чертежа выкройкибрюк. (1час)
Задача: Определитьпонятие мерки, правила снятия мерок с фигуры.
Вступительное словоучителя о способах и видах снятия мерок. Теоретический блок о понятии мерки,правилах снятия мерок с фигуры.
Основная часть: задание:выдать раздаточный материал. Снять мерки с бумажного шаблона. (фигуры маникена).В данном случае используется репродуктивный метод, потому как дети, получивопределенный объем информации, пытаются воспроизвести действия на практике.
— При выполнении заданиявы должны учесть
следующие критерии ( надоске):
a) назначение изделия
б) выбор фасона с учетомфигуры, возраста и назначения
в) актуальность
г) подбор тканей
д) оформление задания
е) защита
— А теперь попробуйтесами снять и зафиксировать мерки со своего соседа. Дети разбиваются по парам ивыполняют задание по очереди. На задание отводиться по 10 минут на пару. Здесьсочетаются два метода – репродуктивный и исследовательский. Последний применимв следствии самостоятельного познания в процессе снятия мерок с товарища.
В заключении учительподводит итог темы урока. Задает несколько вопросов по изученной теме. Оглашаеттему следующего занятия.
Вывод: произошёл первыйпереход к практике. При помощи репродуктивного и исследовательского методов, наоснове полученных знаний каждый ученик имел возможность самостоятельно снятьмерки.
Урок 3. Построение передней половинкибрюк. (1час)
Задача: Выбор прибавок всоответствии с силуэтом.
Вступительное словоучителя: кратко напомнить о содержании предыдущих занятий, основные правила ипонятия. Учитель объявляет о конкурсе на лучшую модель брюк. Будутразыгрываться три призовых места.
Теоретическая часть освещенас помощью объяснительно-иллюстративного метода и содержит сведения о правилахпостроения передней половинки брюк, расчет прибавок в соответствии с силуэтом.
Практическая частьработы:
Задание: Построениеосновы брюк в масштабе 1:4. В данном случае используется частично-поисковый(эвристический метод). Ученики на основе теоретических знаний пытаютсясамостоятельно восполнить опытную базу путем приобретения практики.
В завершении урокаучитель говорит о том, что на следующем занятии дети доделают свои работы,построение задней половинки брюк, и по окончанию будет создана мини выставкаработ и определены призовые места.
Вывод: Положено началопробной практической работе, по средством применения частично-поисковогометода, который выразился в способности учеников применять полученные знания впрактике.
Урок 4. Построение задней половинкибрюк. (1час)
Задача: Конструированиебрюк в масштабе 1:4
Вступительное словоучителя: кратко напомнить о содержании предыдущих занятий, основные правила ипонятия. Учитель напоминает о конкурсе на лучшую модель брюк.
Теоретическая частьсодержит сведения о правилах построения задней половинки брюк, расчет прибавокв соответствии с силуэтом. Применим репродуктивный метод обучения.
Практическая частьработы:
Задание: Построениеосновы брюк в масштабе 1:4. Для данной части занятия следует употребить сразунесколько методов (репродуктивный, исследовательский, частичо-поисковый), таккак данное задание творческое
Задание выполняется попредложенному алгоритму, по индивидуальным карточкам. [Прил. 2]
В завершении урокавыставляются готовые работы на всеобщее обозрение, посредством голосованиявыделяются победители конкурса. Каждый победитель должен рассказать о своеймодели (прорекламировать).
Учитель, похваливабсолютно всех учеников, говорит о том, что это была лишь подготовка и что наследующем задании дети смогут еще больше проявить себя, потому как будутсоздавать уже настоящие модели брюк.
Вывод: сделан пробнаяпрактическая работа, при которой ученики пользовались несколькими методами,которые в своей совокупности помогли ребятам справится с заданием.
Урок 5. Практическая работа поконструированию брюк. (1час)
Задача: Снятие мерок другс друга. Построение брюк по своим меркам.
Учитель говорит, что цельзанятия состоит в том, чтобы на основе полученных знаний, каждая ученицасамостоятельно построила модель брюк. В этом случае применим в большей степениисследовательский метод, в дополнении с репродуктивным.
Для этого необходимоснять мерки со своего соседа и на их основе, выбрав фасон и тип ткани, иприступить к построению брюк. Ребенок самостоятельно изучает процесс снятиямерок с человека (процесс непосредственной практики).
Учитель напоминает отехнике безопасности, прежде чем приступить к работе.[Прил. 1]
На столах должны бытьприготовлены все необходимое для работы.
На самостоятельную работуотводится 30 минут.
Во время работы учительоказывает помощь в работе.
Вывод: произошёл полный переходот теории к практике. С помощью исследовательского метода в сочетании срепродуктивным были достигнуты результаты, которые выразились в усвоенныхзнаниях, закрепленных в серьезной самостоятельной работе.
Благодаря применениюисследовательского метода обучения открывается возможность для личноготворчества учеников.
Урок 6. Моделирование (1час)
Задача: Дать понятие«моделирование». На основе брюк показать моделирование различных моделей брюк(прямые, узкие, расклешенные).
Учитель во введенииговорит кратко о понятии «Моделирование». Затем просит одну из учениц,прочитать свой заранее подготовленное сообщение-реферат по данной теме. Здесьприменяется объяснительно-иллюстративный метод с целью полного и наглядногоизложения информации.
Ученица: «- Примоделировании используют различные виды тесьмы, ленты, кружево, аппликации изкожи, ткани, буфы и т.д. …». (сообщение – реферат)
Учитель дает задание надоске:
— При выполнении заданиявы должны учесть следующие критерии (на доске). [Прил. 3]
— А теперь попробуйтесами сформулировать цель нашего занятия. (Ответ учащихся.). В данной частизанятия применим частично-поисковый метод, так как детям дается возможностьсвоими словами сформулировать те положения, которые давались выше.
Проверка ответа учащейся 1у доски
Учитель:  — повторениетехники безопасности
— озвучивания алгоритмавыполнения задания
— учащиеся выбираютзадания
Вывод: С помощьюобъяснительно-иллюстративного метода дети узнали о понятии «Моделирование», оего возможностях и свойствах. Произошла теоретическая подготовка с применениемчастично-поискового метода, к итоговой самостоятельной работе.
Урок 7. Практическая работа по моделированиюбрюк.(1час)
Задача: Закрепить умениемоделировать разные брюки самостоятельно. Задача достигается путем применениярепродуктивного метода с элементами исследования.
Учитель участвует втворческом процессе
Работа закончена. Бригадызащищают свою работу с учетом критериев у доски.
Работы защищаются,анализируются, оцениваются самими учащимися цветными жетонами. Уместнозадействовать объяснительно-иллюстративный метод. Чтобы каждый ребенок смогпродемонстрировать и рассказать о своей работе.
В заключении учительпросит одну из девочек озвучить определение термина Моделирование.  (ученица 1у доски).
 Учитель: Спасибо вам засоздание замечательных шедевров. Они принесут радость любой девочке, девушке,женщине.
Вывод: на заключительномзанятии были подведены итоги предыдущий, сделано практическое задание, котороеи определило уровень полученных знаний. На данном занятии сами детииспользовали объяснительно-иллюстративный метод для защиты и оценивания своихработ.

Заключение
 
Сегодня каждый педагогищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышениязаинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. В связи с этимстремлением педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призывк переходу с отдельных методик на педагогические технологии.
Поскольку же успехобучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активностиобучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности,степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбораметода. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способвзаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенныхучебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательнойдеятельности учащихся.

Список литературы
 
1.  Бордовская Н.В., Реан А.А.Педагогика: Учеб. для вузов. — Сб.Питер, 2000.
2.  Педагогика/Под ред.П.И. Пидкасистого.- М.,1996.
3.  Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Мн.:Университетское, 2000.
4.  Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100экзаменационных ответов по педагогике: Экспресс-справка для студентов вузов.Ростов н/Д: МарТ, 2000.
5.  Маркова А.К. Психология трудаучителя: Книга для учителя. — М.: Просвещение,1993.
6.  Захарова Л.Н. и др. Профессиональнаякомпетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование: Учеб.пособие. Н.Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 1993.

Приложения
№ 1.
Техника безопасностипри выполнении ручных работ:
 
На рабочем месте долженсохраняться порядок:
1.        иглы, булавки – вигольнице,
2.        ножницы подаватькольцами вперед,
3.        работы с клеемпроизводить на клеенке,
4.        клей после работызакрывать,
5.        обрезки бумаги,ткани после выполненных операций убрать в
6.        специальноотведенное место.
7.        Рабочее местодолжно остаться ЧИСТЫМ!!!
 
№ 2.
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯЗАДАНИЯ
 
1.Прочитать внимательнозадание, обсудить в бригаде.
2. Выполнить эскизизделия
3.Выполнить моделированиеюбки одним из выбранных способов (по заданию).
4. Подобрать ткань сучетом назначения изделия ( по заданию).
5. сделать описаниеизделия (письменно).
6.Уборка рабочего места.

№ 3.
 
КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ
ВАРИАНТ-1
ТЕМА: НА БАЛУ У ЗОЛУШКИ
 
Способмоделирования— муляжный
НАСТРОЕНИЕ- ЗИМА
ВАРИАНТ-2
 
ТЕМА: ДЕЛОВАЯ ЖЕНЩИНА
Способмоделирования— практический
НАСТРОЕНИЕ — ОСЕНЬ


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.