Реферат по предмету "Педагогика"


Изучение психологической готовности к материнству

Изучение психологической готовности к материнству

Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений матери и ребенка

Изучение готовности к материнству в последние годы ведется в разных аспектах: в плане социологических исследований позднего материнствования и материнствования несовершеннолетних ([11] и др.); при исследовании факторов риска психической патологии ребенка в связи с социальными и психическими аномалиями матерей ([2, с.29,30; 3; 4, с.35-42] и др.); в филогенетическом аспекте [6]. Исследуются значимые личностные характеристики будущей матери [1O, с.469-489; 12, с.81,82], разрабатываются опросники, выявляющие отношения родителей к неродившемуся ребенку [8, с.167-183], изучаются факторы, влияющие на материнское поведение [9, с.460-463]. Несмотря на слабую изученность проблемы пренатального развития, предпринимаются попытки организации пренатального воспитания в русле идеологии психоанализа и трансперсональной психологии [7, с.21-37].

При всем разнообразии подходов к изучению «материнствования» (mothering) систематического исследования связи готовности к материнству, реального материнского поведения и развития ребенка не проводилось. Поэтому вопрос о ведущих факторах, обеспечивающих эту связь, остается открытым. Он и стал предметом настоящего исследования.

Предлагаемый подход основывается на концепции генезиса общения ребенка со взрослым, разработанной М.И. Лисиной (1986), и исходит из представления о ведущей роли субъектно-ориентированного общения в психическом развитии младенца. Такого рода общение возможно лишь при отношении взрослого к ребенку как к субъекту, личности, в противоположность «объектному» отношению, когда младенец выступает для него преимущественно как объект ухода (педагогических, медицинских и других воздействий) [5; 1, с.167-217].

На этом основании мы предположили, что субъектное отношение к ребенку может оказаться стержневым фактором в структуре психологической готовности к материнству, проецироваться в стиль материнского поведения и тем самым обеспечивать наиболее благоприятные условия для психического развития младенца, важнейшими показателями которого являются уровень общения ребенка с матерью, особенности становления у него образа себя и потребности в сопереживании.

В исследовании решались следующие задачи: 1) разработать методы исследования и определения уровня психологической готовности к материнству; 2) разработать методы определения типа материнского поведения; 3) сопоставить экспериментальным путем уровни психологической готовности к материнству, материнского поведения и психического развития младенцев.

Для определения уровня психологической готовности к материнству использовались рисуночные тесты, специально разработанная анкета для беременных, индивидуальные беседы. Обследовались 3O женщин на восьмом-девятом месяце беременности, посещавших женские консультации.

Определение типа материнского поведения проводилось путем анкетирования тех же матерей в послеродовом периоде, в первые дни выписки из родильного дома, при достижении ребенком возраста одного и трех месяцев. Для каждого этапа разрабатаны специальные анкеты с целью выявления превалирующего (субъектного или объектного) отношения матери к ребенку в разных сферах взаимодействия. Группа из 11 матерей той же выборки участвовала в серии экспериментов, направленных на выявление особенностей их взаимоотношений со своими детьми в возрасте одного и трех месяцев. При этом использовался метод стандартизированного наблюдения за поведением матери и ребенка в следующих ситуациях: кормление, пеленание, укладывание спать, при плаче ребенка, во время свободного бодрствования в ситуации эмоционального общения и игры с использованием игрушки. Фиксировались характеристики взгляда, действий, эмоциональных, речевых проявлений и других показателей поведения матери и ребенка.

Для определения показателей психического развития детей проводились эксперименты по ранее разработанным и описанным методикам [1, с167-217], предназначенным для выявления уровня общения младенца с матерью, выраженности его стремления к сопереживанию и характеристик становления образа себя.

Обработка анкетных данных производилась путем начисления баллов по заранее разработанным шкалам с целью оценки уровня психологической готовности к материнству и реализации материнского поведения в количественном выражении. Показатели изучаемых в экспериментах проявлений матери и ребенка также баллировались по специальным шкалам. Это позволило использовать метод ранговых корреляций Г.Спирмена для установления наличия (или отсутствия) связи между уровнем готов ности к материнству, особенностями материнского поведения на разных этапах после рождения ребенка по анкетным данным и реальному поведению в ситуациях наблюдения и эксперимента, а также исследуемых показателей развития ребенка.

На данной стадии исследования получены следующие результаты.

Выделены основные составляющие структуры психологической готовности к материнству: особенности переживания женщиной беременности; ориентация на стратегию воспитания и ухода за младенцем; ранний детский опыт будущей матери (наличие или отсутствие привязанности к матери, стиль родительского воспитания, игровые предпочтения и пр.). Все три составляющие оказались связанными между собой (Rs1 = O,379 при p

По этому признаку обследованнаяи выборка разделилась на три группы: в первую группу — с самым низким уровнем готовности к материнству — вошли женщины, получившие от 17 до 28 баллов (они составили 23% от всей выборки); во вторую — женщины, набравшие от 3O до 38 баллов (5O%); в третью — женщины, набравшие от 4O до 48 баллов (27%).

Качественный анализ анкетных данных выявил следующие характерные признаки разных групп будущих матерей:

— женщины первой группы чаще отмечали наличие колебаний в принятии решения иметь ребенка, негативных ощущений и переживаний в период беременности, скупо и формально отвечали на вопросы, касавшиеся их отношения к неродившемуся ребенку, преимущественно ориентировались на соблюдение жесткого режима. Они также чаще указывали на отсутствие в детстве привязанности к матери и строгое отношение родителей, редко отдавали предпочтение играм с куклами;

— женщины третьей группы чаще не испытывали колебаний в принятии решения иметь ребенка, отмечали преобладание положительных ощущений и переживаний в период беременности, охотно и развернуто отвечали на вопросы, касавшиеся их отношения к неродившемуся ребенку, преимущественно ориентировались на соблюдение мягкого режима. Все они имели в детстве привязанность к матери, отмечали ласковое отношение родителей, чаще отдавали предпочтение играм с куклами;

— ответы во второй группе были частично сходны с ответами в первой группе и частично с ответами в третьей группе.

Далее показатели психологической готовности к материнству сопоставлялись с данными анкетирования матерей в послеродовом периоде, в первые дни после выписки из родильного дома, при достижении ребенком возраста в один месяц. Оказалось, что уровень психологической готовности к материнству коррелирует с оценками материнского поведения на всех обследованных этапах (Rs1 = O,855 при p

Это означает, что, во-первых, анкета, разработанная для определения уровня готовности женщины к материнству, позволяет прогнозировать ее последующее материнское поведение; во-вторых, выделенные три уровня готовности к материнству соответствуют разным типам материнского поведения, устойчиво сохраняющимся на исследованных этапах.

Данные экспериментального исследования свидетельсвуют о том, что уровень готовности к материнству коррелирует с наблюдаемым взаимодействием матери с ребенком трехмесячного возраста (Rs = O,71O при p

Видно, что показатели материнского поведения в третьей группе почти во всех ситуациях выше, чем в первой и второй группах, показатели во второй группе выше показателей в первой группе. Особенно яркие различия в показателях материнского поведения. Показатели материнского поведения в трех группах (в условных баллах, в среднем по группе). Матери третьей группы на высоком уровне общаются и играют, гораздо хуже это удается матерям второй группы, а матери первой группы в ситуации общения оказываются наименее компетентными и почти совсем не умеют играть с младенцем. Количественные различия в показателях материнского поведения отражаются в следующих качественных особенностях.

Матери первой группы в режимные моменты разговаривают с ребенком мало, не комментируют его и собственные действия, не используют «бэби-ток» (особо интонированную «детскую речь») и редко употребляют ласковые слова. Часто затрудняются в определении причины плача ребенка, не выражают ему сочувствия, иногда даже поддразнивают; при пеленании редко учитывают движения ребенка; практикуют кормление из бутылочки не на руках, а в кроватке; при укладывании спать редко напевают или укачивают. В ситуации специально организованного общения с ребенком используют ласковую интонацию, но не употребляют ласковых обращений, содержание обращений формальное, касается преимущественно режимных моментов: «наелся?», «не выспался?» и т.п. Они обычно не замечают инициативных проявлений ребенка или игнорируют их, не приурочивают свое поведение к поведению ребенка, не повторяют за ним звуков, не побуждают к улыбкам. Во время игры с младенцем не стремятся заинтересовать его игрушкой и сами не проявляют интереса, часто просто молча показывают ее и отстраненно наблюдают за ребенком.

Совершенно иное поведение в третьей группе: при выполнении режимных моментов матери много разговаривают с ребенком, комментируют все действия, активно используя «бэби-ток», употребляют ласковые обращения, стремятся поймать его взгляд. Чутко реагируют на плач ребенка, точно определяют его причину, стараются успокоить малыша, выражая сочувствие. При пеленании приноравливаются к движениям младенца; при кормлении поощряют ласковыми словами, из бутылочки кормят всегда на руках; при укладывании нередко напевают колыбельную, укачивают. В специально организованном общении адресуются к ребенку с оживленной мимикой, улыбками, ласковыми словами, используют «бэби-ток», содержание обращений обычно имеет личностную направленность: «ты мой дорогой!», как ты хорошо разговариваешь!" и т.п. Они высоко чувствительны к инициативным проявлениям ребенка, поощряют их, повторяют за ним все звуки, побуждают к улыбкам и вокализациям, приурочивают свои воздействия к поведению ребенка. Во время игры стараются использовать самую занимательную игрушку, привлекают внимание к ней словами, выразительной мимикой, демонстрируя все ее качества, побуждают ребенка к рассматриванию, при этом стремятся поймать взгляд малыша и разделить с ним впечатления, сами увлечены игрой.

Матери второй группы ведут себя по-разному: в режимные моменты они иногда вступают в общение с ребенком, изредка комментируя действия, разговаривают с ласковой интонацией, но сдержанно, «бэби-ток»используют редко. Чутко реагируют на плач, но не выражают сочувствия младенцу и, как матери первой группы, иногда поддразнивают его. При пеленании не всегда учитывают движения младенца; при кормлении из бутылочки иногда ребенка берут на руки, но иногда бутылочку подкладывают в кроватку; при укладывании изредка укачивают малыша. В ситуации общения используют «бэби-ток», называют ребенка ласковыми словами, но не всегда откликаются на его инициативу, почти никогда не стараются приурочить свои воздействия к поведению малыша, редко поощряют его действия, не повторяют за ним звуков, нечасто побуждают к улыбкам и вокализациям. В игре пытаются вызвать интерес к игрушке словами, но демонстрируют ее однообразно, редко стремятся поймать взгляд ребенка и разделить с ним впечатление, склонны наблюдать за малышом со стороны, не включаясь в игру.

В целом можно заключить, что по показателям готовности к материнству, по данным анкетирования и реально наблюдаемому поведению у матерей третьей группы превалирует субъектное отношение к ребенку, у матерей первой группы — объектное отношение, а у матерей второй группы отмечается смешанное, или промежуточное, отношение.

Данные об особенностях психического развития детей в три месяца показали корреляционную зависимость как от типа материнского поведения, так и от уровня психологической готовности к материнству. Соответствующие коэффициенты корреляции представлены в таблице.

Количественный и качественный анализ исследуемых особенностей психического развития детей показал, что младенцы третьей группы обнаружили самый высокий уровень общения с матерью. Они более инициативны, лучше владеют экспрессивно-мимическими средствами общения, чем младенцы первой и второй группы; все умеют развивать коммуникативную ситуацию; проявляют выраженный интерес к общению, быстро и с удовольствием включаются в него, не прекращают контакта по своей инициативе и активно протестуют, когда его прекращает мать. Вторая группа младенцев имеет более низкий уровень общения с матерью, чем третья. Они менее инициативны, но имеют высокие показатели компонентов комплекса оживления, демонстрируя преимущественно ответное поведение; слабее умеют развивать коммуникативную ситуацию; нередко сами прекращают общение. Младенцы первой группы достаточно инициативны, но имеют самые низкие показатели компонентов комплекса оживления; не у всех отмечается умение развивать коммуникативную ситуацию; часто наблюдаются отвлечения.

У детей третьей группы ярче, чем у второй, выражено стремление к сопереживанию с матерью в радующей ситуации, тогда как у младенцев первой группы оно не отмечалось вовсе. Показатели становления образа себя также обнаружились раньше и ярче у детей третьей группы, чем первой и второй; младенцы первой группы проявили наименее выраженные характеристики образа себя.

Итак, проведенное исследование выявило связь между уровнем психологической готовности женщины к материнству, ее реальным материнским поведением и особенностями психического развития ребенка в три месяца. При этом подтвердилась исходная гипотеза о субъект-объектном отношении матери к ребенку как основном факторе в структуре психологической готовности к материнству, определяющем дальнейшее материнское поведение и тем самым влияющем на особенности психического развития ребенка.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о структуре психологической готовности к материнству. Ее основными составляющими являются переживания женщиной беременности, ориентации на стратегию воспитания и ее ранний детский опыт. Стержневым фактором, спроецированным на все три составляющие готовности к материнству, является двухполюсное континуальное субъект-объектное отношение к ребенку, которое определяет тип материнского поведения в первые три месяца после рождения младенца и особенности его психического развития.

Список литературы

1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Особенности психической активности ребенка первого года жизни // Мозг и поведение младенца / Под ред. О.С. Адрианова. М.: Институт психологии РАН, 1993.

2. Брутман В.И., Северный А.А.Нежеланная беременность как фактор риска психической патологии будущего ребенка // Актуальные вопросы детской психоневрологии: Материалы республиканской конференции. Томск, 1992.

3. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Панкратова М.С.Некоторые результаты социологического и психологического обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей// Вопросы психологии. 1994. N 5.

4. Копыл О.А., Бас Л.Л., Баженова О.В. Готовность к материнству: выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка. 1993. N 4.

5. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.

6. Филиппова Г.Е.Образ мира и мотивационные основы материнства // Проблемы изучения и развития личности дошкольника. Пермь. 1995.

7. Шмурак Ю.И. Пренатальная общность // Человек. 1993.

8. Condon J. The Assessment of Antenatal Emotional Attachment: Development of the Questionaire Instrument // Brit. J. Med. Psychol. 1993. Vol. 66. No. 2.

9. Klous M., Jerauld R., et al. Maternal Attach ment: Importance of the First Post-partum Days // New Engl. J. Medicine. 1972. Vol. 286. No. 9.

10. Slade P., MacPherson S., et al. Expectation, Experiences, and Satisfaction with Labour // Brit. J. Clin. Psychol. 1993. Vol. 32. No. 4.

11. The Different Faces of Motherhood. N.Y., L.,1988.

12. Wijma K., Wijma B. Changes in Anxiety during Pregnancy and after Delivery // Reprod. Life: Proceedings of the 1Oth International Congress… Carnforth, 1992.

13. Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н., Ганошенко Н.И. Изучение психологической готовности к материнству.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтаwww.fpo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Астафьев в. п. - Любовь в грохоте войны
Реферат Особливості розумового виховання учнів в педагогічній спадщині В. О. Сухомлинського
Реферат Экзаменационные вопросы по курсу "Международная торговля" укр
Реферат Теория кадрового планирования. Подбор персонала
Реферат Chicano Literature Essay Research Paper Contemporary Chicano
Реферат Методы стерилизации
Реферат Стратегическая основа управления туроператорской компанией
Реферат Управление процессом текущего ремонта в условиях автотранспортного предприятия
Реферат Внешнеэкономическая деятельность авиакомпании "Эйр Казахстан"
Реферат Получение аллилового спирта гидролизом хлористого аллила
Реферат Vi актуальные проблемы музыкального образования
Реферат Ахмадулина Белла (Изабелла) Ахатовна
Реферат Информационное обеспечение логистического управления
Реферат Белые пароходы
Реферат Достоверность библейских данных в контексте светской истории и археологии