Реферат по предмету "Педагогика"


Проект образовательного модуля "Топ-менеджеры будущего: региональная аналитика"

/>Оглавление
Оглавление
Введение
Глава1. Анализ ситуации в сфере образования в России
1.1Современная ситуация в России: новые задачи образования
1.2Дополнительное образование – место создания новых педагогических технологий
1.3Принципы инновационных педагогических технологий
1.4Психологические особенности юношеского возраста
1.5Выводы
Глава2. Современные представления о методах и объектах аналитической деятельности
2.1Аналитическое и исследовательское мышление
2.2Особенности аналитики сложных социокультурных объектов
2.2.1Современное понятие региона
2.3Методы современной аналитики
2.3.1Стратегический анализ
2.3.2Типологический анализ
2.3.3Картографический анализ
2.3.4 SWOT анализ
2.4Выводы
Глава3. Проект образовательного модуля «Топ менеджеры будущего: Региональнаяаналитика»
3.1Концепция и логика образовательного модуля
3.2Организационный проект образовательного модуля «Топ менеджеры будущего:региональная аналитика»
3.3Технологические фрагменты образовательного модуля
3.3.1Исследовательские экспедиции
3.3.2Институт стратегического планирования
3.4Апробация отдельных технологических фрагментов
Заключение
Списоклитературы
/>/>/>/>Введение
Во второй половине XX века явственно обозначились пределыроста традиционных индустриальных моделей развития, опирающихся на экстенсивныеметоды использования природных ресурсов, территории и человеческого потенциала.На фоне снижения рентабельности и роста издержек в традиционных индустриальныхотраслях возник и стал быстро расширяться сектор инновационной экономики,ориентированный на производство новых технологий — от научного открытия иизобретения до создания моды, стилей жизни и систем управления процессамирасширенного использования нововведений. Поменялись не просто технологии иматериально-предметная среда жизни, поменялись культурные парадигмы, которымследовали люди в своей деятельности [14].
Процессы глобализациирынков товаров и услуг привели не только к снижению издержек на производствапродукции в базовых отраслях мировой экономики, глобальной стандартизациипроизводства и потребления, но и породили ситуацию «цивилизационного отчуждениячеловека», когда даже в развитых странах значительная доля людей, будучивытеснена из сферы труда, становится социальными иждивенцами. В развивающихсястранах и странах с переходной экономикой процесс «отчуждения» приводит кмаргинализации и социальной депрессии на уровне целых городов и большихсоциально-экономических районов.
В противовес процессам«отчуждения» и для решения все усиливающихся культурных исоциально-экономических проблем городов в странах Европы, США и Канаде в 70-ыхгодах в сфере социального управления, социальной политики и социальнойантропологии начали разрабатываться новые концепты и подходы, задающиеперспективы социального, экономического и культурного развития: «локальноеэкономическое развитие», «Good Governance»,«территориальное стратегическое планирование», «управление социальнымиизменениями» [26,27]. Одним из смысловых ядер данных концептов являетсянеобходимость обеспечения устойчивого социально-экономического развитиятерритории.
В парадигме «территориального развития» человек мыслится какактивный участник культурных, социальных, экономических процессов страны,региона и территории, как носитель сложившихся традиций и источник развития.Самореализация человека мыслится по сопричастности к процессам восстановления иразвития культурного, социального и экономического потенциала территории.
Такое пониманиесоциального развития и социальной активности, которое представлено в парадигметерриториального развития ставит перед системой образования новые задачи.Решение этих задач связано с разработкой и проведением образовательных курсов,где формировался бы такой интеллектуальный потенциал, который необходим длятого, чтобы население могло, активно включатся в культурные, социальные,экономические процессы страны, региона и территории. А также требует болеечеткого и конкретного прописывания таких компетенций как аналитическое мышлениеи аналитическая деятельность.
Необходимость в аналитическом мышлении становится актуальнойдаже для «обыденной жизни», поскольку окружение современного человекаинтенсивно усложняется, тем более оно востребовано в практиках управления ипроектирования. Спектр использования аналитического мышления широк: отизбежания экологических и социальных катастроф до достижения экономическойуспешности и «устойчивого развития» в условиях современного мира.
Вместе с тем образование (даже в практиках, претендующих насовременность) не готово выращивать аналитическое мышление и, как правило, ориентированона предметные формы мышления, представляя мир в отдельных фрагментах: каждомупредмету – своя наука.
Отдельные прецедентыобразовательных практик, претендующие на возможность трансляции аналитическогомышления, появляются в сфере дополнительного образования.
Актуальность выпускнойработы определяется необходимостью создания и оформления новых педагогическихтехнологий, обеспечивающих формирование (выращивание) элементов аналитическогомышления, позволяющего молодым людям ориентироваться и продуктивно действоватьв условиях современного динамичного мира.
Целью выпускной работыявляется разработка фрагментов образовательного модуля «Топ-менеджеры будущего:региональная аналитика» и его технологическое оформление.
Для достижения цели был поставленряд конкретных задач:
· сделать обзор современнойситуации в образовании и выделить новые задачи инновационного ДО;
· выделить и оформитьбазовые понятия региональной аналитики;
· описатьсовременные методы аналитики сложных социокультурных объектов (город, регион);
· разработатьпроект образовательного модуля «Топ-менеджеры будущего: региональнаяаналитика»;
· провестипрактическую апробацию отдельных технологических единиц образовательногомодуля.
Объектомвыпускной работы является действительность практик инновационногодополнительного образования.
Предметом выпускной работыявляется разработка и практическая апробация базовых фрагментовобразовательного модуля «Топ-менеджеры будущего: региональная аналитика».
При выполнении выпускной работыиспользовались следующие методы:
· методкритического анализа;
· методологическийанализ образовательных ситуаций;
· методпроектирования.
Гипотеза: основныепонятия и методы региональной аналитики могут стать образовательным материалом,на основе которого можно формировать элементы аналитического мышления состаршеклассниками в рамках специально организованного образовательного проекта.
Основные результаты выпускнойработы:
· описанасовременная ситуация в образовании и выделены новые задачи инновационного ДО;
· оформлены базовыепонятия региональной аналитики (понятие региона, понятие исследовательскогопроекта);
· описанысовременные методы аналитики;
—  Стратегическийанализ
—  Типологическийанализ (типология городов)
—  Картографическийанализ
—  SWOT анализ
· разработан проектобразовательного модуля «Топ-менеджеры будущего: региональная аналитика»;
· проведенапрактическая апробация отдельных технологических единиц модуля.
Структура выпускной работы.Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главеописывается социально-культурная ситуация, ставится проблема и обосновываетсянеобходимость разработки и оформления педагогических средств и методов,направленных на становление у школьников базовых компетентностей;
Во второй главеоформляются базовые понятия исследования и региональной аналитики.
Третья глава посвящена изложениюмодели педагогического действия в рамках образовательного модуля «Топ менеджерыбудущего: региональная аналитика»: приведены модели образовательных ситуаций итехнологические ходы.
В заключении сделаныосновные выводы, сформулированы результаты работы и представлена перспективаразвития этой темы. В конце выпускной работы приводится список используемойлитературы.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>Глава 1. Анализ ситуации в сфере образования в России/>/>/>/>/>/>/>/>/>/> 1.1 Современная ситуация в России: новые задачи образования
Нарубеже нового столетия одним из наиболее серьезных вопросов, определяющихполитику целых государств и их сообществ, стал вопрос о том, куда идет в своемразвитии мир.
Помнению П.Г.Щедровицкого [14] во второй половине XX века явственно обозначилисьпределы роста традиционных индустриальных моделей развития, опирающихся наэкстенсивные методы использования природных ресурсов, территории ичеловеческого потенциала. На фоне снижения рентабельности и роста издержек втрадиционных индустриальных отраслях возник и стал быстро расширяться секторинновационной экономики, ориентированный на производство новых технологий — отнаучного открытия и изобретения до создания моды, стилей жизни и системуправления процессами расширенного использования нововведений. Поменялись непросто технологии и материально-предметная среда жизни, поменялись культурныепарадигмы, которым следовали люди в своей деятельности.
Вмире произошло осознание, что экономические успехи государств определяются ихсистемами образования, образованностью граждан, подготовленной на всех уровняхрабочей силой, что привело к переоценке и пересмотру роли и места образования вобществе, к пересмотру миссии образования. Это осознание обусловлено тем, чтонаиболее эффективным фактором производства становится человеческий капитал.Традиционные факторы производства (земля, сырье, финансово-промышленныйкапитал), бесспорно, играют огромную роль в развитии страны, но они имеют своипределы, безграничен только человеческий капитал, выражаемый в знаниях идуховности людей.
Глобальностьпроблем XXI века ставит государство перед задачей приоритетного развитияобразования, поскольку именно образование способно улучшать качествочеловеческого капитала (знания, профессионализм, нравственность, культурачеловека), который является неисчерпаемым интеллектуальным и духовным ресурсомгосударства.
Ведущиеисследователи и аналитики утверждают, что вторая половина уходящего столетияуже стала периодом беспрецедентного по своим масштабам развития образования вмире и растущего осознания его жизненно важной роли в обеспечении безопасностии устойчивого экономического и социального развития государств, укрепления ихпозиций в мировом сообществе и на мировых рынках, повышения уровня и качестважизни населения. Те государства мира, которые стратегию своего развития связалис образованием, достигли поставленных целей, их стратегия оказалась верной, иони стали новыми индустриально развитыми странами.
ВСССР к 80-м годам система образования была одной из наиболееконкурентоспособных систем деятельности. За последние 10-15 лет эта системапроизводила конкурентоспособный (по мировым стандартам) продукт и тем самымкредитовала все остальные системы деятельности за счет дешевизны специалистов.Заниженная цена человеческого капитала на нашем рынке труда позволялапредпринимателям продавать конечный продукт их деятельности по мировым ценам иполучать прибыль.
Сегодняэти стартовые условия конкурентоспособности россиийского образованиязакончились. Это уже начинает приводить к глубокому кризису системыобразования.
В.Е.Шукшунов в своей работе “Новые роль, место и миссия образования в развитииобщества в XXI веке” [31] выделяет в сфере образования три группы системныхпроблем:
1)Зауженная образовательная мобильность: нет никакого образовательногопространства, по которому можно перемещаться; ни школьники, ни студенты неимеют возможности передвигаться по стране и погружаться в разные ситуации.Образовательная мобильность стоит столько же, сколько и основной учебныйпроцесс.
2)Устаревшая технологическая инфраструктура. Соотношение между лекциями исамоподготовкой должно быть совершенно иным, нежели то, которое нам досталосьот советской системы образования. Студенты должны уметь самостоятельно работатьс текстами. Но этот процесс, дополненный современными техническими средствами,создает необходимость еще одного бюджета. Финансирование системы образования вцелом увеличивается, но оно носит количественный, а должно носить порядковыйхарактер. Через пару лет выяснится, что технологическое отставание системыобразования почти необратимо.
3)Кадры, которые принимают участие в учебном процессе, — это героические люди,пережившие очень сложный период. В подавляющем большинстве случаев эти кадры негодятся для реформы системы образования. Только 10% педагогов в принципеспособны осваивать новые технологии обучения. Это огромная инерционная система,в которой разработка и внедрение новых методик занимает годы и десятилетия.
П.Г.Щедровицкий в статье «Ситуация в области образования» [32] обращает наше внимание на то, что цикл смены профессии стал меньше (2-3 раза в течение жизни),поэтому система образования с ее ритмом жизни вывалилась на обочину идущих вобществе процессов и никак не может найти новый формат своего функционирования.
Образование– это не автономная сфера. Его особенности определяются задачами, которые стоятперед обществом. Так было всегда. К примеру, развитие высшего образования исоздание современного среднего образования в Советском Союзе было стимулировановначале индустриализацией, потом потребностями оборонной промышленности,освоением космоса.
Помнению В.Е. Шукшунова [31] всякий раз, когда в обществе происходят какие-торадикальные перемены – будь то технические, экономические или социальные, – ониприводят к изменению характера образования.
Сегодняв России происходит изменение всей общественной системы враз, настоящийцивилизационный сдвиг. Он сопровождается колоссальным кризисом всех сторонжизни, прежде всего экономики, и образование оказалось одной из наиболееуязвимых сфер. Поэтому на взгляд автора объективно перед образованием возникаютдве разномасштабные задачи. Одна – просто-напросто выжить, сохранитьдостигнутый уровень образовательной культуры. А другая – соответствовать вызовувремени.
Говоряо вызове автор, прежде всего, имеет ввиду формирование через образование новойсистемы ценностей, нового мировоззрения людей, которые будут жить в обществедругого типа. Потому на его взгляд одна из характерных особенностей нынешнегосостояния – это неготовность российского массового сознания к новым условиямжизни, за которыми будущее.
Ноперспективные задачи, которые стоят перед образованием, определяются не толькотем, что происходит в стране, но и тем, что происходит во всем мире. Когда-тонужны были профессии, отвечавшие структуре крупной индустрии. Сегодня еезначение для прогресса и соответственно удельный вес в развитых странах резкопадает. Начинают доминировать новые области деятельности, прежде всегосвязанные с информационной революцией. [11]
П.Г.Щедровицкийотмечает, что на рубеже ХХI столетия формируются новая антропологическаяформация и новый тип человека – человека, способного к самостоятельнойдеятельности, скорее изобретательного, нежели беспрекословно выполняющегоуказания.
Отсюда,необходимыми становятся такие качества, которые позволят людям «принимать насебя ответственность, понимать, как их работа связана с работой других,справляться с более крупными заданиями, быстро адаптироваться к изменившимсяобстоятельствам и чувствовать настроение людей вокруг них» [28].Профессиональная и социальная успешность определяется способностями к принятиюответственности, пониманию деятельностей отдельных людей и своего места вконкретной системе мыследеятельности, быстрой адаптации к изменяющимсяобстоятельствам, способностью осваивать новые формы мышления и деятельности подрешение конкретных задач.
Новыйнеявный заказ, предъявляемый образованию, звучит как обеспечение подготовкичеловека к штатным и нештатным ситуациям в современных развивающихся иуправляющих миром сферах мыследеятельности.
Вкачестве универсальных человеческих способностей современного человека сегоднярассматриваются [23]:
· рефлексия ипонимание;
· техники действийи коммуникаций;
· возможностиинтерпретации и аналитического мышления;
· способностисамоопределения по отношению к культуре и социуму;
· целеполагание исоциально-культурная персонификация;
· способностиорганизации, самоорганизации, организации знаниевых систем.
Закономернымрезультатом системного кризиса образования является возникновение практикисоздания общественных образовательных институтов вне системы массовогообразования. Эта практика характеризуется инициацией инновационныхобразовательных проектов и программ, способных решать задачи формирования новыхкомпетентностей в «свободном социальном пространстве» как способов решенияключевых социально-экономических проблем./>/>/>/>/>/>/>/>/>/>1.2 Дополнительное образование – место созданияновых педагогических технологий
Системаобразования состоит из двух больших подсистем: системы основного образования исистемы дополнительного образования.
Особенностьюосновного образования в России является акцент на теоретичность, тяготеющую какадемическому изложению научных фактов, моделей и законов. При этом полученноезнание оказывается трудноприменимым в профессионально-практической деятельностимолодых людей, способы работы не могут быть перенесены на другой учебный илинаучно-практический материал.
Дополнительноеобразование рассчитано не на академическое изучение дополнительных разделовшкольных предметов, а на формирование у учащихся углубленного и практичногопонимания социально-экономических процессов, определяющих настоящее и будущеестраны, своей территории, школы и класса, на оформление активной гражданскойпозиции и готовности включаться в процессы социально-экономического развития.
Здесьважно не столько сообщить факты, сколько научить методам работы с ними, освоитьэлементы анализа, проектирования и исследования в рамке возможных перспективразвития страны, территории, школы и класса. Важно не просто решение учебныхзадач, а понимание своей причастности к культурным, социальным, экономическимпроцессам в стране, городе, районе, готовность понимать и участвовать в решениисуществующих социальных проблем.
Значительныйпедагогический потенциал дополнительного образования заключается в возможностив его рамках создавать учащимся «социальную ситуацию развития» (Л. С.Выготский), среду общения и поле деятельности, которые невозможно подменитьдаже самыми интересными уроками. Другая характерная черта системыдополнительного образования – полная добровольность для школьников.
Длярешения новых педагогических задач необходимо использовать новый формыорганизации образовательного процесса: проблемные лекции; проблемно-креативныезадания; имитационно-деятельностные игры; коллективные исследовательскиеэкспедиции; изучение и анализ практических ситуаций (case study); подготовка аналитических и программных материалов идокументов; создание электронных презентаций и др.
Всравнении с основным образованием видно, что дополнительное образование даетгораздо больше свободы для разработки новых образовательных технологий и ихпрактической апробации.
ВКрасноярском крае разработана и успешно существует программа развития системыдополнительного образования «ПОКОЛЕНИЕ-XXI: РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА»,которая продолжает и поддерживает процесс проектно-программного управлениярегиональной системой образования, развернутый Главным управлением образованияадминистрации Красноярского края на территории Красноярского края. Она являетсясистемой управленческого инструментального знания, связывающего концептуальныеидеи социокультурного развития со способами их реализации посредством дополнительногообразования.
Навзгляд экспертов и разработчиков этой программы она является тем самым местом,в котором возможны разработка и практическая апробация новых педагогическихтехнологий соответствующих современным культурным и социальным вызовам эпохи./>/>/>/>/>/>/>/>/>/>1.3 Принципы инновационных педагогических технологий
А.Зинченко[12], в своей работе говорит о том, что сфера образования по своему назначениюи функциям должна выступать имитационной системой по отношению к тем сфераммыследеятельности, куда она готовит специалистов. Сегодня такое устройствосферы образования мы можем наблюдать только в очень ограниченном количествеслучаев и для весьма узкого круга специализаций (например, в подготовкелетчиков, космонавтов).
Какустроить имитационные системы и тренажеры для комплексной подготовкиоргуправленцев, финансистов, юристов, инженеров и многих других специалистов –проблема для организаторов учебного процесса и разработчиков соответствующихучебных планов.
Ориентируясьна имитационную функцию по отношению к сферам мыследеятельности, необходимовыделять три группы имитационных работ в сфере образования:
–введение в некоторую структуру работ (рабочих мест) за счет ее создания,выращивания и опытной эксплуатации;
–введение в определенный образ жизни, обеспечивающий и поддерживающийфункционирование данной структуры работ;
–введение в культурные нормы исполнения соответствующего вида работ (правила илипредписания определенного способа действий в структуре рабочих мест).
Помнению А.В. Зинченко в учебном процессе такого типа главное место занимают нетеоретические лекции, семинары и лабораторные практикумы по закреплениютеоретических знаний, а целевые работы, которые можно выполнять в имитационномрежиме, не рискуя зарплатой, местом, авторитетом. Здесь можно пробовать,ошибаться, анализировать ошибки и накапливать опыт делания, приобретаяпостепенно вкус к мастерскому исполнению работ.
Наиболееадекватной организационной формой педагогической работы является интенсивныймодуль: интеллектуальная работа с детьми в режиме полного погружения (с выездомв дом отдыха) на срок от одной до трех недель.
Большойопыт в проектировании, построении и технологическом описании подобныхинновационных педагогических практик наработан в Красноярском крае – это работы:Аронова А.М, Ануфриевой С. Г., Ермакова С. В. [6], Болотова В. А., Попова С.В., Фрумина И. Д. [21], Ефимова В.С., Лаптевой А.В. [9], Попова А.А.,Проскуровской И.Д. [2], Шалимова Д.К. и многих других. [1, 3]
Образовательныемодули включают в себя различные образовательные формы:организационно-деятельностные семинары, имитационно-ролевые игры, проектныесеминары, образовательные путешествия и др. Длительность модуля составляет 5-10дней. Образовательный модуль не должен являться совокупностью случайнособранных образовательных форм. Модуль организован и объединен образовательнойзадачей, которая определяет структуру-сценарий модуля, а также его тему.
Образовательнаязадача оформляется не как учебная задача, то есть в логике предметногоматериала, а в логике актуальных проблем профессиональной, социальной,экзистенциальной жизни образующегося. Причем образовательная задача должназадавать проблемно-поисковый характер модуля. [23]/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>1.4 Психологические особенности юношеского возраста
Образовательныйвозраст определяется типом ведущей деятельности, типичными ситуациями, в которыевключается ученик, задачами, которые он решает, а также отношениями, в которыеон включается в образовательном сообществе.
Вконцепции Д.Б.Эльконина в юношеском возрасте формируется нравственное мировоззрение,которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественнымсдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка.
Ведущейдля юношеского возраста является деятельность проб. Содержанием пробы можетстать любое культурное содержание. Образовательное пространство юношескоговозраста адекватно возрастным образовательным задачам, если оно предоставляетвозможность таких проб и рефлексии результатов в специально выстроенномпространстве (в виде мастерской, лаборатории, учебного исследования). Испытываялюбое культурное содержание, подросток тем самым испытывает себя: может ли онсам нести испытываемую форму действия.
Переходиз юношеского возраста в старший школьный возраст связан с появлением ушкольника образа себя как результата множества пробных действий. На следующемшаге появляется необходимость самоопределения, т. е. определения себя вотношении к многообразию форм взрослой жизни. Оно основывается на сложившихсяинтересах и стремлениях субъекта. Предполагает учет своих возможностей ивнешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение. В концепереходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самогосебя – своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места вчеловеческом обществе и своего назначения в жизни. Для подростков важен процессавторского (самостоятельного и ответственного) отношения к собственномуобразованию, именно поэтому они обсуждают проблему выбора. Формально этопроявляется, например, в необходимости выбора профессии, содержательно – виспытании на себе различных способов поведения, ценностей, определяющих жизньвзрослого человека.
Адекватнойформой реализации образовательных задач этого возраста являются детско-взрослыесовместные проекты, организованные «как бы» по профессиональному принципу, соформленным и востребованным вне школы результатом. Адекватным носителем такогопроекта является уже не учитель в обычном смысле, а «мастер» — профессионал,умеющий действовать сам и организовывать рефлексию способа своего действия, егосоциальной и культурной значимости, базовых ценностей.
Возрастюности один из сложных, наиболее важных и ответственных в плане формированияличности периодов. Это период между подростковым возрастом и взрослостью,развитие в ходе которого должно обеспечивать возможность вхождения во взрослуюжизнь.
Вкачестве центральных моментов развития отмечается становление феноменовсамосознания в период отрочества и юности, что кардинально изменяет поведениеюноши по отношению к себе и миру, поскольку он становится способнымсамостоятельно осуществлять выбор, опираясь на личностные принципы и ценности инести за него ответственность.
Однимииз важных задач развития в юности являются:
· формированиеценностно-смысловой сферы и определение своей позиции относительно ценностейданного общества;
· формированиесамостоятельности и независимости в определении жизненных целей и принятиярешений в связи с выбором будущей профессии;
· развитиеготовности к жизненному самоопределению (что предполагает достаточный уровеньразвития самосознания, ценностных представлений, волевой сферы,самостоятельности, ответственности и др.). Оно связано с потребностьюформирования смысловой системы, в которой центральное место занимаетпроблематизация смысла жизни с ориентацией на будущее.
Возвращаяськ задачам развития в юношеском возрасте можно сказать, что это не тольковозраст самоопределения в существующем мире ценностей и образов жизни, но ивозраст оформления «личностного самообраза». При этом одной из основных задачявляется обеспечение нахождения юношей себя в пространстве возможностей. Этопредполагает выращивание механизмов самосознания, самоопределения,идентификации, субъектности в пространстве возможностей./>/>/>/>/>/>/>1.5 Выводы
1. Анализработ представляющих современную ситуацию образования в России позволилсформулировать следующие задачи образования:
—   Формирование через образование новойсистемы ценностей, нового мировоззрения людей, которые будут жить в обществедругого типа.
—   Обеспечение подготовки человека кштатным и нештатным ситуациям в современных развивающихся и управляющих миромсферах мыследеятельности.
—   Разворачивание образовательноймобильности.
—   Выращивание универсальныхчеловеческих способностей современного человека таких как:
a) рефлексия ипонимание;
b) техники действийи коммуникаций;
c) возможностиинтерпретации и аналитического мышления;
d) способностисамоопределения по отношению к культуре и социуму;
e) целеполагание исоциально-культурная персонификация;
f) способностиорганизации, самоорганизации, организации знаниевых систем.
2. Обсуждениевозможных площадок для разворачивания новых педагогических проектов и апробацииновых педагогических технологий показывает, что в системе общего образования,таким местом является сфера дополнительного образования. В Красноярском краетакое место очерчено программой развития системы дополнительного образования«ПОКОЛЕНИЕ-XXI: РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА».
3. Анализпсихологических особенностей юношеского возраста показал, что обсуждаемые видыдеятельности являются актуальными для такого возраста. И таким образомспециально организованный интенсивный модуль является адекватным данномувозрасту.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>Глава 2. Современные представления о методах и объектаханалитической деятельности
/>/>/> 
Философы и методологи,обсуждая проблемы развития в современном мире, указывают на то, что, несмотряна формирование идеологии, теории и практики глобального мирового порядка,крепнет и ширится альтернативная идеология национальной и культурной автономии.Возникает тотальное противоречие между глобальным идеальным порядкоммеждународных отношений и стремлением отдельных стран и наций к обособлению.Одной из форм разрешения этого противоречия во второй половине ХХ столетия становитсятенденция регионализации и регионального объединения стран, формированиерегиональных стратегий развития.
В развивающихся странах истранах с переходной экономикой процесс «отчуждения» приводит к маргинализациии социальной депрессии на уровне целых городов и большихсоциально-экономических районов.
В противовес процессам«отчуждения» и для решения все усиливающихся культурных исоциально-экономических проблем городов в странах Европы, США и Канаде в 70-ыхгодах в сфере социального управления, социальной политики и социальнойантропологии начали разрабатываться новые концепты и подходы, задающиеперспективы социального, экономического и культурного развития: «локальноеэкономическое развитие», «Good Governance»,«территориальное стратегическое планирование», «управление социальнымиизменениями» [26,27]. Одним из смысловых ядер данных концептов являетсянеобходимость обеспечения устойчивого социально-экономического развитиятерритории.
В рамках парадигмы«территориального развития» существенно углубляются и конкретизируются идеидемократической организации общества, разрабатываются новые формы управлениясоциальными процессами, повышения социальной и экономической активностинаселения. Идеи территориального развития конкретизируются через концепты «конкурентностии партнерства территории»; «социального партнерства власти и бизнеса»;«предпринимательской инициативы»; «локального экономического развития» и др.
В парадигме«территориального развития» человек мыслится как активный участник культурных,социальных, экономических процессов страны, региона и территории, как носительсложившихся традиций и источник развития. Самореализация человека мыслится посопричастности к процессам восстановления и развития культурного, социального иэкономического потенциала территории.
Такое пониманиесоциального развития и социальной активности, которое представлено в парадигметерриториального развития ставит перед системой образования новые задачи.Решение этих задач связано с разработкой и проведением образовательных курсов,где формировался бы такой интеллектуальный потенциал, который необходим длятого, чтобы население могло, активно включатся в культурные, социальные,экономические процессы страны, региона и территории. А также требует болеечеткого и конкретного прописывания таких компетенций как аналитическое мышлениеи аналитическая деятельность./>/>/>/>/>/>/>2.1 Аналитическое и исследовательское мышление
В 17 веке произошлокультурное оформление особого вида человеческой деятельности –исследовательская деятельность. Был сформирован новый социальный институт –исследовательская организация (лаборатория), сформировано сообществоученых-исследователей. Сформулированы основные принципы организацииисследовательской деятельности.
А.Я.Найн [18] такописывает исследовательский процесс, в основе которого лежит экспериментальнаяработа. «Исследовательский процесс, составной частью которого являетсяэкспериментальная работа, можно организовать в несколько этапов.
На первом из нихформулируются задачи, с указанием конечной цели, условий, допустимыхограничений, материально-технического обеспечения эксперимента, устанавливаетсяуровень разработанности проблемы, определяется перспективность в целом или дляразработки фундаментальных проблем.
Второй этап предполагает выдвижение, уточнение икорректировку гипотетических положений экспериментального исследования.Поскольку речь идет о построении гипотезы как теоретической конструкции,эффективность которой должна быть доказана экспериментально, она,следовательно, уже в качестве проекта должна выполнять соответствующие функциив границах предмета исследования: описательную, объяснительную,прогностическую…
Сущность третьего этапа втом, чтобы теоретически обосновать задачи исследования, разработать методику итехнологию эксперимента. В процессе формулирования исследовательских задач, разработкиметодики и технологии эксперимента, как правило, возникает потребность вконстатирующем эксперименте с целью установления фактического состояния объектаисследования перед экспериментом основным, преобразующим…
Четвертый этап – собственно эксперимент,сопоставление результатов с положениями гипотезы, оценка их соответствия цели изадачам этого ведущего метода исследовательской деятельности.
Пятый этап – это обобщение материаловисследования и внедрение разработок в практику. Собранные факты подвергаютсяклассификации по разным основаниям, устанавливаются статистическиезакономерности, обнаруживаются тенденции развития, зоны стабильности, моментыскачков в формировании определенных качеств у объекта экспериментальногоисследования..., происходит обобщение фактического материала, устанавливаетсяего научная ценность..., проводится ретроспективная оценка гипотезы.
Исследование являетсяпроцессом познания фундаментальных законов природы, общества, человека.
Появление в ХХ веке новыхсущественно более сложных социально-экономических и социально-культурных задач,таких как управление общественным развитием выявило значительные ограниченияисследований, выполняемых в рамках классической исследовательской парадигмы.
Для обеспечения решениятаких организационно-управленческих задач начала оформляться новая областьинтеллектуально-прикладной деятельности – аналитика. Аналитическаядеятельность, включающая в себя определенный набор методов, не сводится к формулированиюи проверке гипотез, что характерно для классического исследования. Задачейаналитики является прорисовывание ситуации, определение базовых трендов,задающих определенную перспективу, сценарное моделирование возможных ситуацийбудущего, определение стратегических перспектив, оценка возможных рисков,рекомендации для организационно-управленческих действий [8].
Таким образом, задачейаналитики является не поиск новых научных фактов или открытие научных законов,а обеспечение принятия управленческих решений в условиях ограниченного знания ижесткого дефицита времени.
Аналитическаядеятельность включает в себя методы качественного, полуколичественного(оценочного) и количественного анализа.
педагогическийинновационный образовательный модуль/>/>/>/>/>/>/>2.2 Особенности аналитики сложных социокультурных объектов
В ряде социально-гуманитарныхнаук, в экономической географии и экологии ставится вопрос о разработке новогопонятия о “регионе” и “региональном развитии”, отличном от привычных понятий обэкономическом районе, территории, зоне влияния, экономической интеграции иполитической общности стран. Складывается представление о новой теоретической иорганизационно-практической единице анализа, описания и программированияпроцессов исторического развития и процессов воспроизводства системжизнедеятельности.
Однако всовременной философской и логико-методологической литературе далеко недостаточно проанализирована структура и принципы строительства понятия такоготипа. На уровне практических разработок, в контексте ситуационного анализа иреконструкции ситуаций международных отношений это приводит к появлению целогоряда псевдопроблем, когда одни аспекты регионального строительства ирегионального развития противопоставляются другим, упускаются важнейшиерегионообразующие факторы, а важнейшие региональные процессы “схватываются”лишь после того, как они оформились и приобрели ярко выраженный статус ихарактер.
П.Г.Щедровицкийв своей работе «Понятие региона и процессы регионализации: смысл и содержание»[34] утверждает, что процессы регионализации и формирования “регионов”различного уровня сложности являются одними из ведущих процессов на рубежетретьего тысячелетия. Идеология регионального развития “снимает” в себе целыйкомплекс исторических тенденций и процессов мирового развития. Следуетпредположить, что задачи анализа региональных систем и формирования регионов впервой половине следующего столетия станут ключевыми задачами международнойполитики и базовыми разделами теории международных отношений.
Аналитика и исследование сложных территориальных социально-экономическихкомплексов, какими являются административные образования, представляет сложнуюпроблему. Вряд ли можно сказать, что территориальные комплексы сложнее техобъектов, которыми занимаются, например, естественные науки. Однако остротапроблем в социально-экономической области состоит часто в необходимостипринимать либо быстрые оперативные, либо долговременные стратегические решения,при этом обоснованность этих решений, затрагивающих судьбы большинства людей,может быть неизвестной.[8]
Особенностьюсовременного «регионоведения» является неразработанность теоретико-понятийногоаппарата, с помощью которого можно было бы описывать, анализировать,моделировать, прогнозировать и проектировать настоящее и будущее регионов. Этообусловлено несколькими причинами: во-первых, сложностью региона как системного«социального, культурного, производственного, инфраструктурного объекта»,во-вторых, распространенной в России традицией изучения и проектированиярегионов, в которой преобладал «описательный историзм» и проектированиерегионов как элементов «единого народнохозяйственного комплекса». При этомрегион рассматривался, в первую очередь, как инфраструктура, обеспечивающаяпроизводство рабочей силой.
Необходимостьперехода к системному рассмотрению региона связана, прежде всего, с появлениемновых задач и стратегий проектирования: от проектирования отдельных, попреимуществу, «материальных фрагментов» региона, к проектированию и развитиюсложных форм деятельности, кооперации и коммуникации и условий их разворачиванияв рамках конкретного региона.
С точки зрения В.С. Ефимова [7] регион может быть рассмотрен(в отношении к управлению, проектированию, анализу, исследованию) как сложный,многоуровневый системный объект, включающий в себя множество разнородных элементови связей. В современных разработках по этой теме обсуждение «системности исложности» региона давно стала общим местом. Но, по словам автора до настоящеговремени не удалось построить какую-либо удовлетворительную, то есть достаточнополную системную модель региона. Существует ряд конкурирующих типов моделей,каждая из которых, схватывая определенный уровень («слой») системы, не всостоянии определить специфику целого.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>2.2.1 Современное понятие региона
Понятие»регион" не имеет сегодня однозначного толкования и поэтому разныминауками и разными исследователями трактуется по-разному.
Вэкономической теории существуют два подхода к понятию «регион»:регион как сугубо экономическая система и регион как социально-экономическаясистема.
Сугубоэкономический подход был сформирован в 20-30-х годах XX века и предполагалразвитие в регионе отраслей производства с целью получения экономическогоэффекта в масштабах всего народного хозяйства страны, причем без учета уровняразвития в самом регионе социальной сферы.
В 60-70-хгодах формируется социально-экономический подход к региону, при таком подходепод регионом понимается система, для которой характерно взаимодействиепроизводственной, экологической и социальной подсистем.
Однако,социально-экономический подход к региону, появившийся в 70-х годах, не былреализован. Об этом красноречиво свидетельствуют современные черты многихрегионов, а именно: высокий промышленный потенциал сочетается с низкими показателямиуровня жизни населения и неразвитостью социальной сферы. И, как результат, вряде регионов — имеют место неблагоприятные демографические показатели, высокийуровень загрязнения окружающей среды, слабое обеспечение социальнойинфраструктуры, рост миграции квалифицированных кадров в другие регионы(страны) и т.д. [5]
Существует достаточномного определений региона в разных областях человеческого знания, каждое изкоторых характеризует какую-либо сторону этого понятия. Рассмотрим егосоставляющие.
Административно–правовоепредставление региона.
Регион – часть РоссийскойФедерации, обладающая общностью природных, социально-экономических,национально-культурных и иных условий [29].
Другое административноеопределение: регион – это территория, по совокупности насыщающих ее элементовотличающаяся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностьюсоставляющих элементов, целостностью, причем эта целостность — объективноеусловие и закономерный результат развития данной территории.[17]
Социологическое представлениерегиона. (Словарь-справочник “Социальная структура и социальные процессы”)
Регион –социально-территориальная система, обладающая социально-пространственнойобщностью организации проживающего в его рамках населения. Отличаясь своеобразиемприродных условий, сложившейся специализацией производства, определеннымуровнем развития производительных сил, производственной инфраструктуры, регионв то же время характеризуется спецификой социальной культуры и инфраструктуры,а также образа жизни населения…[25]
Экономическое представлениерегиона.
В экономике под региономпонимается “крупная территория страны с более или менее однородными природнымиусловиями и характерной направленностью развития производительных сил на основесочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся иперспективной материально-технической, производственной и социальнойинфраструктурой”. [19]
Социокультурноепредставление региона.
Регион – это люди,проживающие на его территории и образующие определенную историко-культурнуюобщность с присущим только им складом характера, укладом жизни. Они имеют своисобственные представления о том, как должны решаться те или иные проблемы, оникаждодневно решают их, с той или иной степенью консерватизма.
Политическое представлениерегиона.
Регион – совокупностьучреждений и способов, посредством которых осуществляется воздействие населенияна местную власть в плане ее формирования (активное избирательное право),обозначения и корректировки социальной политики, и система политическогоконтроля власти над населением. Регион, выступающий как субъект Федерации,имеет конституционно закрепленные предметы ведения и полномочия [30].
Методологическое понятиерегиона.
Регион – этоинтеллектуальная концепция, созданная мышлением, использующая определенныепризнаки, характерные для данной территории, и отбрасывающая все те признаки,которые рассматриваются как не имеющие отношения к анализируемому вопросу. [17]
Резюмируя всевышеперечисленные определения региона необходимо заметить, что у разных групписследователей, в разное время понятие региона и понимание процессовпроисходящих в нем было разным, поэтому более адекватным является рассмотрениерегиона как совокупность всех этих сложных процессов. И тогда более эффективнымявляется рассмотрение региона в рамках модусной схемы.
В качествебазовой схемы, позволяющей «удерживать» полноту таких сложных, многоуровневыхсистемных объектов как регион и город Ефимов В.С. в своей работе «Ксовременному понятию города» предложил использовать схему модусногосуществования таких объектов. [7]
В рамкахмодусной схемы выделяется пять основных модусов: природно-климатический, коммуникационно-транспортной,производственно-экономический, социально-этнический, управленческо-политический(см. схему 1.).

/>
Схема 1.
Выделенныемодусы имеют следующий характер:
· природно-климатический– определяется природными ресурсами, климатическими условиями, характеристикамиландшафта, словом, всеми естественными условиями и основаниями существованиярегиона, которые влияют на возможности его пространственного размещения,характер производств, структуры технических коммуникаций, величину расходов насодержание региональных инфраструктур и др.;
· коммуникационно-транспортный– включает в себя сложившиеся системы технических коммуникаций (транспортных,инженерных), их эффективность, надежность и «долгосрочность», их эстетичность,удобство и экономичность – все это составляет «искусственную материальнуюоболочку» региона;
· производственно-экономический– определяется особенностями экономического, культурного, торговоговзаимодействия региона с другими регионами, вписанностью города в региональную,федеральную и мировую систему распределенного производства и потребления (промышленноепроизводство, наука, культура, образование и др.), потоками всех видовресурсов, которые производятся, потребляются и проходят через регион;
· социально-этнический– включает различные формы социальной организации жителей региона:производственные, управленческие, инфраструктурные, общественные и др.Социальная организация основных единиц региона обусловлена культурными,историческими, этнонациональными нормами, традициями и является «отпечатком»преобладающих (и преобладавших) форм мышления, идеологических имировоззренческих установок;
· управленческо-политический– данный модус определяется отношением, видением региона местными элитами.
В каждом из модусов «отпечатаны» исторические исоциокультурные особенности становления региона, которые взаимообуславливаютвозможности и определяют границы изменений в любом из модусов. Модусная схемапозволяет сформулировать как содержательный вопрос о перспективе региона илиуникальном шансе региона в различных формах внешней конкуренции.
Модусная схема дает наиболее полное представление осуществовании региона, главной особенностью схемы является возможностьпреодоления частичных описаний и «удержание» региона как целостного системногообъекта, не «нарезая» его даже в мышлении на слои, фрагменты, структуры и др. />/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>2.3 Методы современной аналитики
Большинствоисследователей, методологов и аналитиков, работающих в схеме социальныхизменений, и социального управления выделяют следующие основные методы анализа,которые они относят к современным аналитическим методам./>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>2.3. 1Стратегический анализ
Стратегическоепланирование становится необходимым элементом управления как реакция на всевозрастающую скорость происходящих в экономике и обществе перемен и ужесточениеконкуренции во всех сферах. Традиционное планирование неспособно справиться сэтими вызовами современности.
Для того чтобы понять,какой смысл вкладывается в термин «стратегический анализ», необходимо выделитьсмысловое ядро – «стратегичности». В условиях тоталитарного государствавозможен лишь один «стратегический субъект» – государство. При этом особенность«стратегического» состоит в том, чтобы строить долговременные планы ивыигрывать в международной политической, военной и экономической конкуренции.
Смысловым ядром«стратегичности» является наличие долгосрочных планов (установок) иответственности за свое будущее (возможность реализации намеченных планов).Другой аспект «стратегичности» связан с необходимостью выделения стратегическихприоритетов, концентрации усилий «стратегического субъекта» и минимизациивнутренних непродуктивных издержек. Для таких сложных социальных систем,каковыми являются города и территории, долгосрочное планирование и концентрацияусилий означают согласовывание целей (образов будущего) ключевых субъектовтерритории и стейкхолдеров – ключевых фигур влияния. В отношении современныхгородов (районов) субъектами и внутренними стейкхолдерами являются городские(районные) власти, бизнес, местные сообщества и население, а внешнимистейкхолдерами – региональные и федеральные власти, межрегиональные и международныекорпорации, международные общественные фонды и организации.
Стратегический анализявляется основой для последующего выбора небольшого числа приоритетныхнаправлений и проектов, поэтому он очень важен. Базой для стратегическогоанализа являются:
· традиционныйстатистический анализ;
· проведениеэкспертных опросов местных политиков, ключевых представителей местной администрации,бизнеса, экспертов;
· проведениеопросов населения, в том числе молодежи.
Эти методы используютсяна предварительной стадии для накопления и систематизации первичной информации.
Суть стратегическогоанализа – анализ конкурентоспособности региона по отдельным факторам всравнении с аналогами, соседями. Главные выводы должны быть интегрированы всоответствии с принципами SWOT-анализа. Используя этот метод, можно выявить, содной стороны, собственные сильные и слабые стороны (внутренняя среда), а, сдругой стороны, определить возможности и угрозы, содержащиеся во внешней среде.На следующем шаге проводится классификация сильных и слабых сторон на те,которые могут быть наилучшим образом реализованы с учетом имеющихся внешнихвозможностей и те, которые нуждаются в укреплении или перестают быть сильными сучетом внешних угроз. Главная задача стратегического анализа – найти те сильныестороны, которые обеспечивают уникальность конкурентных преимуществ с учетомблагоприятных возможностей внешней среды./>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>2.3. 2Типологический анализ
Одним из методовсовременной аналитики является типологический анализ. Ядром данной технологииявляется разработка определенной типологии позволяющей увидеть место данногообъекта. Данный метод удобно иллюстрировать на примере реально проведенногоисследования: «Социально-экономическая привлекательностьроссийских городов: сравнительный анализ» ЕфимовВ.С., Честнов Ю.В. [10]
Целью исследованияявляется построение типологии городов, которая бы характеризовала современнуюситуацию российских городов и позволяла позиционировать реальные городаотносительно выделенных модельных типов. Типологический метод фактическипозволяет оформить/объективировать новые ситуации или, другими словами,позволяет определить сам предмет исследования. Позиционирование городаотносительно возможных типов, модельных состояний/ситуаций, является первымшагом для определения возможных векторов развития города и перехода кстратегическому планированию.
Авторы полагают, чтоважнейшими показателями, определяющими перспективы города, являются егосоциальная и экономическая привлекательность. Понятие привлекательности городаявляется достаточно емким и включает в себя оценку ситуации города по большомукомплексу параметров: качество жизни, развитость городской инфраструктуры,качество трудовых ресурсов, возможность размещения производства или открытиябизнеса, предпринимательский климат в городе и т.д.
В качестве индикаторов,позволяющих оценивать уровень социальной и экономической привлекательностигорода, были взяты следующие характеристики: уровень миграции и уровеньинвестиций в основной капитал.
Уровень миграции позволяетв «чистом виде» оценить социальную привлекательность города, как возможностьоткрыть в нем свой бизнес или устроиться на работу, получить жилье и обустроитьсвою жизнь, дать хорошее образование своим детям и т.д.
Инвестиции в основнойкапитал показывают, в какой степени внешние инвесторы и экономические субъектыгорода – городские власти и горожане – готовы вкладывать средства в развитиеразмещенных в городе производств и городских инфраструктур. Инвестиции, такимобразом, являются показателем «перспективности города». Если в город –городские производства и инфраструктуры – не инвестируются средства, то этоозначает, что город не рассматривается в качестве перспективы для будущейдеятельности и жизни. Отсутствие инвестиций в течение продолжительного времениведет к оттоку жителей из города, стагнации и даже деградации.
Для построения типологиигородов использовались данные о социально-экономических ситуациях 177 городовРоссии – это региональные столицы и города с населением свыше 100 тыс. жителей.
В результате исследованиябыли выделены следующие типы городов:
· «Оптимизирующиесягорода»
· «Развивающиесягорода»
· «Кризисныегорода»
· «Проблемныегорода»
· «Стабильныегорода»/>/>/>2.3. 3  />/>/>/>/>/>/>Картографический анализ
Высокий уровень развитиясовременной картографии ведет к постоянному расширению возможностей ееприменения. Продолжая совершенствовать методику и технику картографирования,разрабатывая новые типы карт, картографы ставят новые вопросы и решают новые задачи.
Итак, подкартографическим методом понимаются раздел картографии, изучающий вопросыиспользования карт для познания изображенных на них явлений.
Приложениякартографического метода исследования весьма разнообразны. Он сделалсянеотъемлемой частью большинства теоретических и практических изысканий,превратился в один из стержневых методов познания в науках о Земле. Долголетнийопыт накоплен геологией и морфологией – науками, традиционно связанными стопографическими картами. Издавна сопряжены с картой экономико-географическиеисследования. Немыслимы без постоянного анализа и обработки карт геофизическиенауки.
Описание по картам
Описание — этотрадиционный и общеизвестный прием анализа карт; его цель состоит в том, чтобывыявить наличие на карте изучаемых явлений, особенности их размещения ивзаимосвязи. Описание – качественный способ анализа картографическогоизображения, но в него могут вводиться количественные характеристики,прочитанные по карте.
Описывая какое-либоявление или территорию, очень важно соблюдать порядок от общего к частному,т.е. дать сперва характеристику основных, определяющих черт, затем детальнопроанализировать отдельные особенности и частности. В заключение четкоформулируется выводы. Всякое научное описание должно быть логично, строгоупорядочено, построено по определенному плану, причем хорошо, если этот планясен читателю.
Основные принципы,которым должно удовлетворять научное описание, составляемое по картам:
— логичность,упорядоченность и последовательность описания;
— отбор и систематизацияфактов;
— введение в описаниеэлементов сравнения, аналогии, сопоставления с использованием количественныхпоказателей;
— оценка описываемыхявлений или процессов с точки зрения конкретных задач исследования;
— четкая формулировкавыводов и рекомендаций.
Описания по картам широкоиспользуются на предварительной стадии исследования для общего ознакомления сизучаемым объектом, планирования исследования, определения рациональнойметодики, выбора исходных картографических материалов. Описание совершеннонеобходимо и на заключительном этапе, когда требуется дать содержательнуюинтерпретацию полученных результатов. При хорошо спланированном исследованииматематические приемы сочетаются с описаниями, не подменяя и не вытесняя их. Этообеспечивает необходимое равновесие между качественными и количественнымиметодами картографического анализа.
Графические приемыанализа карт состоят в построении по ним различного рода профилей, разрезов,графиков, эпюр, диаграмм и блок-диаграмм. Основное назначение этой группыприемов – дать наглядное двух- или трехмерное изображение изучаемых явлений.
Многие графическиепостроения благодаря своей простоте стали привычными доступными инструментамиисследования. />/>2.3. 4 />/>/>/>/>/>/>/>SWOT анализ
Задачей SWOT-анализа,основывающегося на результатах анализа статистических данных, проведенныхинтервью, опросов, фокус-групп, является формулирование главных выводов,определяющих конкурентные преимущества региона. Главные выводы могут бытьинтегрированы в соответствии с принципами SWOT-анализа (от англ.: Strength – сила, Weakness – слабость, Opportunities – возможности и Threats – угрозы). Используя этот метод,можно выявить, с одной стороны, собственные сильные и слабые стороны(внутренняя среда), а, с другой стороны, определить возможности и угрозы,содержащиеся во внешней среде. Анализ внутренней и внешней среды выполняется поопределенным факторам. Существуют различные подходы к классификации таких факторов,в большинстве случаев выделяются:
· экономическиеи финансовые факторы;
· демографическиефакторы;
· технологическиефакторы;
· социальныеи культурные факторы;
· пространственныеи экологические факторы;
· законодательныеи регулятивные факторы;
· управленческиефакторы.
Этот список не является исчерпывающими может быть модифицирован в соответствии со спецификой региона.
SWOT-анализ должен обобщать важнейшиерезультаты статистического анализа, консультаций с ключевыми фигурами региона,опросов населения и сравнения с конкурентами. Следовательно, его надоиспользовать для выявления наиболее значимых и вероятных факторов из возможногоширокого перечня.
Матрица SWOT-анализа
Вкачестве примера SWOT-анализаприведены результаты анализа проведенного при разработке стратегического планаг. Волхова[1]
Внутреннийанализ преимуществ и недостатков города Волхова:Фактор Преимущества Недостатки Геополитическое положение
·  мощный транспортный узел, пересечение железнодорожных и автомобильных дорог,
·  наличие водного пути + город стоит на месте древнейших поселений,
·  близость к Санкт-Петербургу
·  северное, периферийное положение относительно важных центров России,
·   неблагоприятный климат, плохие гидрогеологические условия Инженерная инфраструктура, транспорт и связь ·  уровень общегородского благоустройства выше, чем в среднем по России
·  недостаточное возмещение расходов пассажирского автотранспорта, связанное с
обслуживанием льготной категории жителей
·  устаревшая материально-техническая база
·  высокая степень износа городских инженерных коммуникаций Социальная сфера
·  наличие уникальной для малого города системы образования: от дошкольного до высшего, профессионального
·   развитая социальная сфера
·  сложившаяся система работы по подготовке и проведению праздников, фестивалей, конкурсов, соревнований областного и регионального уровня
·  сложившаяся система спортивно-оздоровительной работы с населением всех возрастов
·  сложившаяся система организации свободного времени горожан
·  высокая заболеваемость населения онкологическими заболеваниями и туберкулёзом
·  слабое здоровье матери и ребёнка
·  устаревшая материально-техническая база Экономический потенциал
·  высокий промышленный потенциал
·  многопрофильность производства
·  наличие региональной оптово-розничной 6азы и потенциальные возможности привлечения арендаторов северо-запада
·  наличие инфраструктуры для развития туризма: гостиниц, учреждений обслуживания и досуга, памятников архитектуры
·  политика предоставления льгот хозяйствующим субъектам
·  наличие нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность в городе (утвержден областной закон об инвестиционной деятельности)
·  развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства
·  большой физический износ оборудования промышленных предприятий
·  низкая загрузка основных производственных фондов промышленных предприятий и
организаций, площадей оптово-розничного рынка
·  плохое финансовое состояние основных предприятий города, в том числе острая нехватка денежных ресурсов на пополнение оборотных средств
·  несоответствие гостиничного хозяйства города уровню запросов туристов
Внешниепроцессы (тенденции), создающие благоприятные возможности или потенциальныеопасности для развития города Сфера Благоприятные возможности Потенциальные опасности Демографические и социальные процессы
·  рост образовательного уровня населения
·  увеличение мобильности населения
·  рост имущественной дифференциации
·  Увеличение социальной конфликтности Экономика
·  экономический рост в России
·  развитие и улучшение нормативно-правовой базы
·  дальнейший рост производства ОАО «Волховский алюминий»
·   развитие Волховстроевского железнодорожного узла
·  решение вопросов электрификации
·  привлечение кредитов всемирного 6анка, фонда Сороса и др. Фондов под городские проекты
·  увеличение спроса на туристские услуги
·  празднование в 2005 г. 500-летия города Санкт-Петербурга и 1 250-летия старой Ладоги
·  Конкуренция со стороны Санкт-Петербурга, городов ленинградской области
·  ужесточение конкуренции, в том числе недобросовестной, на мировом туристском и транспортном рынках
·  Падение спроса на продукцию основных предприятий вследствие изменений спроса или технико-технологической отсталости предприятий
·  Ужесточение таможенной политики
·  Рост теневой экономики
·  Усиление экономической преступности Региональные и интернациональные контакты
·   экономическое сотрудничество с предприятиями Санкт-Петербурга и Ленинградской области
·  развитие сотрудничества со странами региона балтийского моря и областями северо-запада и севера России
·  сотрудничество с городами-побратимами Скандинавии (Финляндия, Швеция) в части проведения промышленных выставок и обмена опытом ·  конкуренция со стороны других городов
Полученная таблица SWOT анализа используется для выделениястратегических приоритетов.  Возможности Опасности Преимущества
ПОЛЕ 1
Преимущества и возможности
ПОЛЕ 2
Преимущества и опасности Недостатки
ПОЛЕ 3
Недостатки и возможности
ПОЛЕ 4
Недостатки и угрозы
На пересечении блоков образуетсячетыре поля. На каждом из полей необходимо рассмотреть все возможные парныекомбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегииразвития региона.
В отношении тех пар, которые быливыбраны с поля 1, следует разрабатывать стратегию по использованию преимуществдля того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешнейсреде. Для тех пар, которые оказались на поле 3, стратегия должна бытьпостроена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытатьсяпреодолеть имеющиеся у территории недостатки. Если пара находится на поле 2, тостратегия должна предполагать использование преимуществ для устраненияопасности. Для пар, находящихся на поле 4, должна быть выработана такая стратегия,которая позволила бы как избавиться от недостатков, так и попытатьсяпредотвратить нависшую опасность.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>2.4 Выводы
1. Задачей аналитикиявляется обеспечение принятия управленческих решений в условиях ограниченногознания и жесткого дефицита времени.
2. Регион – особая форма,существенной для которой является представление о его природно-ландшафтной,коммуникационно-транспортной, социально-этнической,производственно-экономической, управленческо-политической составляющей.
3. Методы современнойаналитики включают в себя: стратегический анализ, типологический анализ,картографический анализ и SWOT-анализ.
/>/>/>/>/>/>/>/>Глава 3. Проект образовательногомодуля «Топ менеджеры будущего:Региональная аналитика»
В настоящей главеобсуждается технологическое устройство образовательного модуля «Топ менеджерыбудущего: региональная аналитика», приводится описание концепции, логики,организационного проекта и базовых технологических единиц./>/>/>/>/>/>/>/>3.1 Концепция и логика образовательногомодуля
Концепцияобразовательного модуля «Топ менеджеры будущего: региональная аналитика»опирается на идеи «культурного и социально-экономического развития территорий»,которые начали активно разрабатываться в противовес мировым процессамэкономической и культурной глобализации. Основным в рамках такого подходаявляется фокусирование на возможностях территориального развития,восстановления и развития существующего культурного, социального иэкономического потенциала территории.
Новизнапредлагаемого образовательного модуля состоит в его «территориальной» и«практической» ориентации. Это означает, что предметом изучения (анализа иисследования) становится социальная система или, буквально, «территория проживаниячеловека» – страна, регион, город (село).
Целиобразовательного модуля:
· формирование ушкольников представлений об основных социально-экономических процессах науровне страны, региона, территории;
· освоение понятиярегиона как сложного социокультурного объекта;
· освоениеэлементов (методов) аналитической деятельности;
· формированиебазовых интеллектуальных компетентностей (понимание, ориентация,самоопределение, коммуникация, организация) овладение основами проектной иисследовательской деятельности и элементами стратегического мышления;
· самоопределение –соотнесение собственные жизненные цели и перспективы старшеклассников с различнымитенденциями развития страны и ее отдельных регионов.
Модульвключает в себя следующие этапы:
1.  Знакомство с культурно-историческимиоснованиями представлений о социальных системах.
2.  Конструирование базовых понятиймодуля.
3.  Выделение объектов анализа,постановка исследовательских задач, освоение методов анализа, проведениеисследования.
4.  Разработка/обсуждение миссии истратегии развития социальной системы (Россия, регион, город) в соответствующемвременном масштабе.
5.  Разработка исследовательских проектовсоциально-экономической ситуации территорий (города, района)./>/>/>/>/>/>/>/>3.2 Организационный проект образовательногомодуля «Топ менеджеры будущего: региональная аналитика»
День I. Тема дня: «Введение висследовательскую деятельность»
Цели дня:
—   Установка на школу (введение в новыеформаты работы и жизни организационные, содержательные)
—   Проблематизация существующихпредставление о мире, оформление базовых понятий (мир, чудеса, закономерность ит.п.)
—   Введение в исследовательскуюдеятельность (освоение методов и технологий исследования)
—   Время Содержание деятельности 09:00-10:00 Установочный доклад: Концепция Школы «Топ-менеджеры будущего», технологический и организационный форматы. 10:00-11:00 Доклад: “Устройство мира: реальность и иллюзия” 11:00-13:00 НГ-задача “Мир в котором чудеса закономерны” 13:00-14:00 Обед 14:00-16:00 Доклады групп (презентация, обсуждение) 16:00-16:15 Постановка исследовательской задачи на экспедицию 16:15-18:00 Исследовательские миниэкспедиции в город (территорию) 18:00-19:00 Представление результатов экспедиционных групп
День II. Тема дня:«Неизвестный Регион»
Цели дня:
—  Оформление новогопредставления о регионе как сложного объекта
—  Запуск ИСП(выделение базовых процессов в регионе, оформление основных понятий)Время Содержание деятельности 09:00-09:30 Рефлексия вчерашнего дня. Организационное планирование 09:30-10:00 Лекция «Понятие региона: культурно-исторические форматы; базовые процессы; субъекты развития». 10:00-10:15 Установочный доклад: «Неизвестный Регион: технологические уклады Красноярского края» 10:15-11:30 Работа в группах по проекту «Неизвестный Регион» 11:30-13:00 Презентация и общее обсуждение аналитических карт. 13:00-14:00 Обед 14:00-14:30 Установочный доклад “ИСП: цели, задачи, оргформат” 14:30-15:00 Формирование стратегических комиссий (самоопределение) 15:00-16:00 Запуск работы комиссий: работа с основными понятиями 16:00-16:30 Полдник 16:30-17:30 Продолжение работы в комиссиях 17:30-19:00 Большой стратегический совет (доклады комиссий)           
День III. Тема дня:«Институт стратегического планирования: стратегический анализ»
Цели дня:
—  Введение вкультурную практику территориально-стратегического планирования
—  Освоение новыхметодов анализа (стратегический, типологический, SWOT-анализ)Время Содержание деятельности 09:00-09:30 Рефлексия вчерашнего дня. Организационное планирование 09:30-10:15 Лекция «Территориальное стратегическое планирование. Стратегический анализ возможностей и ограничений развития территорий» 10:15-10:30 Обсуждение лекции 10:30-10:45 Установочный доклад: «Стратегический анализ возможностей и ограничений развития региона» 10:45-13:00 Работа стратегических комиссий по теме дня (работа с текстами и базами данных) 13:00-14:00 Обед 14:00-17:00 Работа стратегических комиссий по теме дня (подготовка аналитических докладов) 17:00-17:30 Полдник 17:30-19:00 Большой стратегический совет (доклады комиссий)
День IV. Тема дня:«Проектирование»
Цели дня:
—  Оформлениерезультатов работы ИСП
—  Разработкапроектов исследованияВремя Содержание деятельности 09:00-09:30 Рефлексия вчерашнего дня. Организационное планирование 09:30-11:00 Работа стратегических комиссий (подготовка аналитической записки) 11:00-12:30 Презентация работы Института Стратегического Планирования 12:30-13:00 Доклад «Технологии проектирования: разработка проектов исследования». Установка на работу в группах 13:00-14:00 Обед 14:00-15:30 Работа в группах: разработка проектов исследования «Новая территория» 15:30-16:30 Экспертиза проектов 16:30-18:00 Рефлексия школы. Разметка БУДУЩЕГО />/>/>/>/>/>/>/> 3.3 Технологические фрагменты образовательногомодуля
В рамкахобразовательного процесса используются следующие педагогические форматы итехнологии:
· дискурс-лекции поосновным понятиям модуля, методам анализа и исследований, технологиямстратегического планирования и проекта исследования;
· коллективно-групповаяработа над проблемно-креативными заданиями, направленными на оформлениеосновных проблемно-смысловых ядер образовательного модуля в областиисследования и аналитики («Придумайте и опишите мир, в котором чудесазакономерны»);
· исследовательскаяэкспедиция – поиск и аналитическая обработка полученного информационногоматериала;
· ИнститутСтратегического Планирования – моделирование коллективной аналитической иисследовательской деятельности (работа с текстами по обсуждаемым проблемам;подготовка аналитических записок, оформление результатов SWOT анализа, подготовка электронныхпрезентаций);
Аналитическаяработа в этом модуле является главной образовательной формой, при этом участникначинает занимать «взрослую позицию» аналитика, исследователя, проектировщика.В этой позиции ученик оказывается равным взрослым – родителям, представителямвласти, учителю. Все это является особенно важным для формирования у молодежигражданской ответственной позиции./>/>/>/>/>/>/>/> 3.3.1Исследовательские экспедиции
Цель экспедиций: поискинформационного материала, позволяющего перейти к этапу аналитики, включающей всебя стратегический анализ.
Формы экспедиций:
1.  Виртуальная экспедиция – обращение кИнтернет ресурсам. Особый вид деятельности, включающий в себя поиск,группировку материалов, первичное оценивание.
2.  Практическая, выездная экспедиция –практическое исследование, включающее в себя: выезд, сбор материала,наблюдение, опросы.
3.  «Экспедиция» — обращение кинформационным материалам, культурным источникам (справочники,информационно-аналитические материалы и базы статистических данных). Включает всебя самостоятельное формулирование задач для анализа, анализ существующихматериалов.
Организационный формат:
—   Установочный доклад «Неизвестныйгород».
—   Формирование экспедиционных групп.
—   Постановка исследовательской задачина экспедицию.
—   Полевой этап исследовательскойэкспедиции (сбор информации).
—   Анализ собранной информации иоформление экспедиционных отчетов.
—   Аналитические доклады групп по итогамреализации экспедиционных проектов «Неизвестный город»./>/>/>/>/>/>/>/> 3.3.2Институт стратегического планирования
Важным технологическимядром модуля является «Институт стратегического планирования» именно поэтому ябы хотел остановиться на нем более подробно.
Основным стержнемтехнологии является «анализ настоящего и планирование будущего региона», приэтом молодежь мыслится как активный и равноправный партнер региональных итерриториальных политических, управленческих и экономических элит, несущих (какэто должно быть) ответственность за настоящее и будущее территории. Задачапланирования будущего, собственно и задает возможности продуктивногосамоопределения, активного включения молодых людей в процессы социальных,культурных и экономических преобразований. Основные методы аналитической работыИнститута — стратегический анализ возможностей и ограничений развития территорий,SWOT анализ.
Задачи Института:
· анализ проблемКрасноярского края, выделение базовых тенденций;
· разработкавозможных стратегий развития Красноярского края;
· самоопределениемолодежи в отношении настоящего и будущего Красноярского края.
Работа института организована как деятельность стратегическихкомиссий и координационной структуры Большого стратегического совета.Стратегические комиссии образуются по принципу выделения базовых процессовпроисходящих в регионе (демографические, политические, культурные,экономические и т.п.).
Деятельность институтаорганизованна следующим образом:
1.  Заседание Стратегического совета –появление общего коммуникативного поля, где согласуются цели и задачи работы,направление движения комиссий, перспективы развития в той или иной областиработ.
2.  Работа стратегических комиссий –групповая работа, детальная проработка базовых понятий и аналитика.
-  работа с текстами (работа саналитическими материалами, статистическими данными для оформления базовыхпонятий и аналитических суждений);
-  групповое обсуждение (коллективноеобсуждение базовых понятий, компелляция разных мнений и представлений);
-  доклады комиссий (каждая комиссия вконце дня предоставляет устный отчет о проделанной работе, делает основныевыводы по работе комиссии);
-  общее обсуждение (обсуждениерезультатов работы комиссий, проблемных зон, вопросы от комиссии к комиссии,обсуждение — согласование планов на дальнейшую работу).
-  общение с экспертами (в режимеконсультаций обсуждений проблемных точек, вопросов участников комиссии).
3.  Подготовка итоговых документов –отчетов по работе комиссий (подготовка итогового документа по каждой комиссии,затем сборка общего документа – аналитической записки).
Деятельность каждойкомиссии организованна следующим образом:
1.  Сбор аналитической информации истатистических данных.
2.  Интерпретация данных, построениеаналитических моделей.
3.  Написание аналитической записки, (свозможными стратегическими перспективами)/>/>/>/>/>/>/>3.4 Апробация отдельных технологических фрагментов
Такие технологическиеформы как исследовательская экспедиция и институт стратегического планированиябыли апробированы в рамках интенсивного модуля «Топ менеджеры будущего».
/>Исследовательская экспедиция
В рамках зимней школы«Топ менеджеры будущего» 11-15 марта 2004 года проходящей на базе отдыха«Сибиряк» г. Красноярск было организовано 4 исследовательских экспедицииучастников школы.
Вначале, в режимемозгового штурма были выделены возможные варианты исследовательских задач,после чего в результате самоопределения организовалось четыре исследовательскиегруппы. У каждой группы был свой объекты для исследования: университеты, местадосуга, стиль города, рынок труда.
По результатам экспедицииучастники школы провели аналитическую обработку полученных материалов и подготовилианалитические доклады.
Выводы:
Исследовательскиеэкспедиции состоялись, участники смогли организовать свою работу.
Участникам экспедицийудалось удержать поставленные исследовательские задачи.
Были получены результаты,которые оказались значимыми для самих участников.
/>Институт стратегического планирования
В рамках проведениялетней школы «Топ менеджеры будущего» 21-30 июля 2004 года на базе Школыкосмонавтики г. Железногорск была организована работа «Институтастратегического планирования», задачей которого были: анализ ситуацииКрасноярского края, выделение базовых тенденций и разработка возможныхстратегий развития.
Было образовано 12стратегических комиссий по принципу выделения базовых процессов происходящих врегионе:
1. Антропологическиепроцессы и политики
2. Демография исоциальная политика
3. Имиджеваяполитика и региональные бренды
4. Инновационныепроцессы
5. Информатизация иинформационные политики
6. Образование иобразовательные политики
7. Политическиепроцессы и становление гражданского общества
8. Природопользованиеи экологическая политика
9. Территориальноеразвитие
10. Культура икультурные политики — 1
11. Культура икультурные политики — 2
12. Экономика иэкономическая политика
Деятельность каждойкомиссии была организованна следующим образом:
1. Сбораналитической информации и статистических данных.
2. Интерпретацияданных, построение аналитических моделей.
3. Написаниеаналитической записки, (с возможными стратегическими перспективами)
Работа институтапроходила следующим образом:
—  Установочныйдоклад «Стратегический анализ возможностей и ограничений развития региона»
—  Работа стратегическихкомиссий по теме дня (работа с текстами и базами данных)
—  Работастратегических комиссий по теме дня (подготовка аналитических докладов)
—  Большойстратегический совет (доклады комиссий, общее обсуждение)
В результате работыинститута удалось получить аналитический продукт «Стратегии развитияКрасноярского края: Молодежный вариант»[2], что показывает, что технологияработает.
В качестве примера работыинститута приводится результат работы стратегической комиссии по экономике иэкономической политике:/> Анализ ситуации
1. Красноярский крайявляется одной из самых богатых ресурсных зон России.
2. Экономика нашегокрая имеет моноотраслевую — промышленную ориентацию. Такой подход чреватбыстрым истощением ресурсов и ведет в экономический тупик.
3. В то время как вычитаете эти строки, идет активный вывоз капитала из края.
4. Красноярский крайотносится к зоне с неустойчивыми климатическими условиями (резкие перепадытемпературы) и в связи с этим добыча большой части сырьевых и минеральныхресурсов затруднена и затратна, причем степень «труднодобываемости» неуклоннобудет расти, по мере истощения ресурсов.
5. Край значительноудален от основных рынков сбыта, которые находятся в западной части России, ипоэтому транспортные расходы уменьшают прибыль от продажи товаров.Стратегииэкономического развития края
1. Новая экономикадвижений капитала.
Жизненнонеобходимо прекратить отток капитала из края путем переорганизациипромышленного производства, (например, за счет перенесения сборочного циклапроизводства на территорию края; в данный момент в нашем регионе осуществляетсятолько сырьевой цикл).
2. Переориентацияэкономики
Необходимапереориентация экономики края в сторону многоотраслевой направленности, причемпродвигать необходимо три отрасли, которые обладают наибольшими темпамиразвития:
- лесная идеревообрабатывающая (эффективное использование лесных массивов)
- пищевая(повышение конкурентоспособности товаров, за счет внедрения новых технологийобработки и производства; расширения рынков сбыта)
- электроэнергетическая(внедрение технологий ресурсосбережения)
3. Новая волнаосвоения Сибири
Созданиеинвестиционно привлекательного образа края с целью привлечения дополнительныхсредств на разработку и внедрение инновационных технологий в производстве.
Все вышеперечисленныестратегии осуществимы только при условии эффективно организованного процессаруководства и контроля со стороны властных структур и согласованной политикиосновных субъектов региона.
Выводы
По итогам апробации отдельныхтехнологических фрагментов можно сделать следующие выводы:
—   Организационная форма Институтастратегического планирования оказалась эффективной, поскольку взяла на себячасть организационных функций, которые ранее дополнительно приходилось осуществлятьпедагогическому составу.
—   В рамках работы института появиласьбольшая свобода и самостоятельность для работы комиссий (участники самирегулировали собственную деятельность).
—   Работа института позволила выявитьтрудности старшеклассников в работе со статистическими данными, что даетоснование для формулирования новых требований к современному образованию.
/>/>/>/>/>Заключение
В ходе выполнениявыпускной работы был разработан проект образовательного модуля «Топ менеджерыбудущего: региональная аналитика».
Работа включает в себяанализ социально-культурной ситуации в России и в образовании. В работеразличены понятия «исследование» и «аналитика». Выделено базовое понятиеаналитики – «регион». Особо рассматриваются современные методы аналитики.
Разработана концепцияобразовательного модуля «Топ менеджеры будущего: региональная аналитика»,разработано содержание и базовые технологические единицы, составляющие основуобразовательного модуля.
Полученные результатыпозволяют сделать следующие основные выводы и рекомендации:
1.  Анализ современной ситуации в областиобразования позволил выделить новые задачи образования, обосновыватьнеобходимость разработки и оформления педагогических средств и методов,направленных на становление у школьников базовых компетентностей.
2.  Разработано и описано предметноесодержание образовательного модуля «Топ менеджеры будущего: региональнаяаналитика», включающее в себя базовые технологические единицы –исследовательские экспедиции и «Институт стратегического планирования».
3.  Перспективами развития проектаявляется его методическое оформление и включение в учебно-методическийкомплект.
/>Список литературы
1. «Возможные миры.Инициация творческого мышления» / КрасГУ. Красноярск, 1993
2. «Открытая модельдополнительного образования региона» / Науч. Ред. А.А. Попов, И.Д. Проскуровская.– Красноярск, 2004.
3.  «Рождениеразума: знаки пути (к десятилетнему юбилею творческой педагогической группыНооген)»: Сб. статей под ред. В.С.Ефимова, И.Е.Кима, С.В.Ермакова; Краснояр.гос. ун-т. Красноярск, 1998;
4. Брагина Н.В.«Проект образовательного модуля для старшеклассников «Поколение-XXI:Топ-менеджеры будущего», дипломная работа, Красноярск, 2003
5. Гаврилов А.И.“Региональная экономика и управление”. 2002 г.
6. Ермаков С. В.,Ануфриева С. Г. «Интенсивные формы в образовании» Сибирь. Философия.Образование. Новокузнецк, №6 2002.
7. Ефимов В.С. “Ксовременному понятию города” (в печати)
8. Ефимов В.С.Гавриков В.Л. Аналитический доклад “Динамика социально-экономического положениятерриторий Красноярского края в 1999-2002 годах и прогноз изменений на периоддо 2010 года”
9. Ефимов В.С.,Лаптева А.В. «Педагогика развития: история и теория одногопсихолого-педагогического эксперимента»;
10. Ефимов В.С.,Честнов Ю.В. “Социально-экономическая привлекательность российских городов: сравнительныйанализ”.
11. Закс Л.А.«Пробирка со множеством дырок. Кто нужнее: химики или менеджеры?»
12. Зинченко А.«Учебный план и траектории становления человека»
13. Каганский В.«Основания регионального анализа в гуманитарной географии» // Изв. РАН, сер. географ., 1999, N2, с. 42 — 50.
14. Княгинин В., ЩедровицкийП.Г. «Формула развития», www.csi.com.ua
15. Левинтов А. «К понятию«регион»», www.shkp.ru
16. Марача В.Г.«Образование на рубеже веков: методологические соображения» www.ckp.ru
17. Миллер Н.Н.«Понятие «регион» в международно-политических исследованиях»
18. Найн А.Я.Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика,1996. N5. С. 14-15
19. Основныеположения региональной политики в Российской Федерации // “Регионология”. 1996.№ 2.
20. Попов А.А. «Школарегиональной аналитики», www.depo.org
21. Попов С.В.,Болотов В. А., Фрумин И. Д. «Летняя школа в системе дополнительногообразования», Летние школы, межвузовский сборник, Красноярск
22. Попыткасконструировать понятие «исследование», основываясь на работах Г.П.Щедровицкого
23. Программаразвития системы дополнительного образования Красноярского края «Поколение-XXI:Развитие человеческого потенциала».
24. Программаразвития системы дополнительного образования Красноярского края «Поколение ХХI:развитие человеческого потенциала»
25. Словарь-справочник“Социальная структура и социальные процессы”
26. Территориальноестратегическое планирование при переходе к рыночной экономике: опыт городовРоссии. – СПб.: ГП МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2003. 384 с.
27. Территориальноестратегическое планирование: новые возможности социально-экономическогоразвития. Сб. статей. – Красноярск: НП КИЦ, 2004. 180 с.
28. Тоффлер Э. Третьяволна. М.: ACT, 1999.
29. Указ президентаРоссийской Федерации “Об основных положениях региональной политики в РоссийскойФедерации” от 3 июня 1996 г. за № 803
30. Чернышев А.,Барзилов С. “Регион как политическое пространство” // Свободная мысль .1997. №2.
31. Шукшунов В.Е.«Новые роль, место и миссия образования в развитии общества в XXI веке»,Москва, 1998
32. ЩедровицкийП.Г. «Ситуация в области образования», «Русский журнал», ноябрь 2000г.
33. Щедровицкий П.Г.Педагогика свободы / «Кентавр», 1993, N 1
34. Щедровицкий П.Г.«Понятие региона и процессы регионализации: смысл и содержание»,www.shkp.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.