Содержание
Введение
1. Современное состояние структурыобразования
2. Факторы развития системы образования
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Системы образования влюбой стране призваны способствовать реализации основных задачсоциально-экономического и культурного развития общества, ибо именно школа, вузготовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры,политической жизни общества. Поэтому роль школы как базового звена образованиячрезвычайно важна, способность школы достаточно гибко реагировать на запросыобщества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет чрезвычайноважное значение.
Определениестратегических направлений развития систем образования волнует практически всёмировое сообщество. В книге “Школа для XXI века. Приоритеты реформированияобразования” американский педагог Филлип С. Шлехти, ссылаясь на опрос многихбизнесменов, работодателей, школьных функционеров, подчёркивает, что на вопрос“Что вы хотите от школы?” получал, как правило, один и тот же ответ: “Нам нужнылюди, которые умеют учиться самостоятельно”. Это и понятно, рассуждает автор,если ученик знает, как учиться, как достигать цели, если он знает, как учитьсяв школе, как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать инаходить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, какиспользовать самые разнообразные источники информации для решения этих проблем,то ему легче будет повысить квалификацию, переквалифицироваться, получать любыенеобходимые дополнительные знания, что и нужно в жизни. Конечно, этогозначительно труднее добиться, чем научить учащихся читать, писать, считать иусваивать сумму разнообразных знаний по различным предметам. Даже если школасумеет это делать очень хорошо, для информационного общества, каким становятсяСША и многие, многие страны современного мира, этого явно недостаточно.
1. Современное состояние структуры образования
Один из способовдостижения эффективности образования — оптимизация его структуры. В ближайшеевремя на уровень регионов будут переданы 50% всех ПТУ (2,5 тысячи), столько жеостанется на федеральном уровне. Чтобы ПТУ и техникумы не остались в 2005 годубез денег, их руководители уже сейчас должны заниматься этим вопросом каждый всвоем регионе. Может статься, что кое-кто пожелает распустить этиобразовательные учреждения, а их площадями воспользоваться в иных целях. Этотвопрос также следует проконтролировать. Ни в коем случае нельзя проводитьперепрофилирование этих учебных заведений. Если они нужны субъекту РФ, ихнеобходимо сохранить. Списки-перечни передаваемых ПТУ и техникумов ужесоставлены, теперь их должно утвердить правительство страны. После этогопримерно в течение трех недель эти образовательные учреждения перейдут набаланс регионов. Но на этом процесс оптимизации сети не прекратиться, посколькув ближайшие два года под юрисдикцию агентства должны будут, в несколько этапов,перейти все те техникумы и вузы, которые сегодня принадлежат другимминистерствам и службам. После передачи будет рассматриваться вопрос о том,какие из этих техникумов останутся на федеральном уровне, а какие перейдут на уровеньсубъектов РФ. Речь идет о примерно 250 вузах и 800 техникумах. Впрочем, вузыостанутся на федеральном уровне. Хотя и им предстоит пройти через жесткуюоптимизацию. Вузы должны будут интегрироваться с техникумами и ПТУ. Агентствоне будет командовать в этом вопросе, оно ждет инициатив снизу.
Сегодня существуетпроблема неэффективно работающих филиалов вузов: в стране 560 государственных и700 негосударственных высших учебных заведений. Это много. Но решать судьбувуза должен совет ректоров, в который входят и представители коммерческихвузов. Необходимо определиться с перечнем нужных специальностей. Если какие-тоспециальности нужны, никто не закроет вуз, который их выпускает. В общейсложности, в следующем году Федеральное агентство по образованию получит 83миллиарда рублей из государственного бюджета, за минусом тех 24 миллиардоврублей, которые будут потрачены на финансирование передаваемых в регионытехникумов и ПТУ. Но уже в целом наблюдается рост государственногосубсидирования отрасли, примерно на 20% по сравнению в 2004 годом. Это гораздобольше, чем прирост бюджета Министерства культуры и Министерстваздравоохранения РФ — 9% и 15% соответственно. Один из приоритетов следующегогода — капитальное строительство и укрепление материально-технической базыучебных заведений, покупка нового оборудования. На эти цели необходимопотратить 80 миллиардов рублей. Такие средства в полном объеме государством невыделяются. Но Министерство финансов РФ пошло навстречу просьбам агентства ивыделило дополнительно 3,6 миллиарда рублей. 65% из них будут направлены накапитальный ремонт, остальные — на закупку учебного оборудования. В 2004 годувнебюджетные доходы вузов превысили их бюджетное финансирование. Поэтому, когдаговорят, что „денег не хватает“, лучше посмотреть, на что они вузами тратятся.
Если речь идет обэкономии средств и оптимальном использовании выделенных ресурсов, то этопроблема была всегда, ее несомненно надо решать. Прежде всего, за счет жесткогоконтроля за тем, сколько денег выделяется на образование и как онииспользуются. Оптимизация финансовых расходов нужна. Но если под „оптимизациейструктуры образования“ подразумевается изменение системы исходя из субъективныхпредставлений того или иного пришедшего к власти чиновника, это другой разговор,требующий более детального рассмотрения и обсуждения. Талант любогоруководителя или чиновника заключается в том, чтобы желание жестких реформзадавить в зародыше и четко сочетать свои желания с реальными потребностями.
Мы считаем, что системаначального и среднего профобразования, которая готовит кадры для регионов,должна быть в зоне ответственности и регулирования региональной власти. Асегодня получается парадоксально: региональные власти отвечают за все, что уних происходит, в том числе и за формирование рынка труда, и не могут при этомвлиять на основополагающие системы, определяющие рынок труда, то есть системуначального и среднего профобразования. Кому, как не региональной власти, лучшезнать, сколько специалистов и каких профессий необходимо, кто может точнееспрогнозировать развитие промышленного сектора, вообще экономики? На мойвзгляд, передача половины ПТУ и техникумов на баланс регионов рассчитана на то,что на местах есть власть, умеющая грамотно распорядиться своими полномочиями.Что касается финансовых ресурсов, учебные заведения передаются не как бедныесироты, а с тем финансированием, которое велось из федерального бюджета. Вседеньги, около 24 миллиардов рублей, уйдут в регионы. Другой вопрос, каксделать, чтобы эти средства были четко и ясно видны в бюджетах при передачезаведений начального и среднего профобразования.
Процесс интеграциивузов с техникумами и ПТУ идет в России не первый год. Это естественнаянеобходимость, при этом в интеграции должны быть заинтересованы все стороны.
Если у нас естьнеэффективно работающие вузы, неважно государственные они или нет, государстводолжно заставить эти вузы выполнить все условия, которые прописаны в лицензияхи аккредитациях. Надо спросить, кто выдавал лицензию? Спросить поименно, ктоэто сделал? Если условия не выполняются, то есть судебная процедура, котораяпозволяет закрыть учебное заведение. Это не такая простая схема: захочу, закроювуз.
Если нужно 80миллиардов рублей, а государство выделяет только треть, то я вам скажу, чтосегодня вузам выделяется около пятидесяти миллиардов рублей и зарабатывают онистолько же. Итак, сто миллиардов они уже имеют (убрать) Вузы научилисьзарабатывать деньги. Практически любое государственное высшее учебное заведениеимеет сегодня возможность вести внебюджетную деятельность. Здесь есть многопроблем. Бюджетное финансирование и внебюджетная деятельность — это допустимо?(поправить) Надо ответить на вопрос: государственный вуз — это где есть игосударственная, и коммерческая составляющая, или это чисто бюджетноефинансирование? Многие вузы адаптировались в нынешних условиях. Принимаютстудентов на платной основе. Нельзя запрещать заниматься коммерческойдеятельностью вузам, хотя прием студентов на коммерческой основе — не панацея.Если идти на какие-то изменения, то делать это нужно очень продуманно,взвешенно и обоснованно».
образованиесистема структура развитие
2. Факторы развитиясистемы образования
Наше министерство снекоторым опозданием обратило внимание на те факторы, под влиянием которых вближайшее время будет развиваться вся система образования нашей страны, в томчисле и высшая школа. Мы бы из всей совокупности факторов выделил три.
Экономические условия,характерные для развития нашей страны, не позволяют вести сильную социальнуюполитику. Это означает, что система образования, в лучшем случае, лишь на 60%будет финансироваться за счет федерального бюджета. Все остальное каждое высшееучебное заведение вынуждено будет зарабатывать само. Этофинансово-экономический фактор, который будет действовать независимо от того,кто будет находиться во главе органа, отвечающего за развитие отечественногообразования.
Демографическаяситуация и ее неблагоприятное воздействие на развитие отечественногообразования. К 2014 году сложится такая ситуация, когда молодых людей, повозрасту способных учиться в вузах, будет в 2 с лишним раза меньше, чем в этомгоду выделено бюджетных мест. Повлияет она и на количество вузов.
Современные интенсивныеобучающие технологии позволяют дать качественное второе и третье образование, атакже повысить квалификацию. Через три-четыре года только 5-6 современныхотечественных вузов (в масштабе всей страны) смогут давать подобноеобразование, опираясь на свои возможности.
Среди неблагоприятныхпоследствий последних двенадцати лет — отрыв системы образования от рынкатруда. Государство затратило колоссальное количество средств на подготовкуспециалистов, которые не работают по своей специальности.
Под влияниемперечисленных факторов начнется стремительный процесс сокращения вузов. Этопроизойдет независимо от политики Правительства. Если мы, как и раньше, пустимвсе на самотек, мы будем безответственны; если отстраним от этого процесса самивузы, то такой подход не будет отвечать национальным интересам страны. Еслиподходить к вопросу сокращения вузов так, как сейчас проводитсяадминистративная реформа, то это означает, что страна утрачивает интерес кдемократическому способу решения самых серьезных проблем.
Мы давние сторонникисоздания такого типа образовательного учреждения, где непрерывность образованияявляется выраженной чертой. Вуз завтрашнего дня — это непрерывная системаобразования. В 2000 году на базе РГСУ был создан Федеральный университетскийкомплекс, в рамках которого есть община „Кижи“, выпускники которой становятсянашими студентами. Есть в Курской области социальный приют, составная частьнашего комплекса, где учатся дети от шести до одиннадцати лет. Есть первыймосковский кадетский корпус, составная часть университета. Ни одно из этихучреждений не утратило статус юридического лица. Взаимодействуя, мы создаемсистему непрерывного образования. Если у вуза есть сильная концепция развития,значит, у него сохраняются значительные шансы оказаться в числе примерно ставузов, которые останутся в нашей стране к 2014 году. Все, что я читал и изучалпо интервью Фурсенко, Балыхина, впервые за последние годы вызвало оптимизм.Наконец-то появились такие суждения, оценки, призывы, которые мне нравятся посодержанию и постановке. Если от этого будет отход, то эта реформа образованиябудет последней.
Можно по-разномутрактовать этот термин. Если делать это с точки зрения повышения качествавысшего образования и его авторитета в России, то такая постановка вполнеоправданна. Она касается, прежде всего, негосударственного сектора высшейшколы, в котором есть много достойных вузов, но в то же время много и неаккредитованных вузов, которые созданы в квартирах и котельных. Если выпосмотрите объявления о приеме в негосударственные вузы, то найдете информациюо приеме без экзаменов. Это нарушение Закона об образовании, всех положений овысшей школе. Вот такая профанация, безусловно, требует жесткой постановкивопроса. В этом отношении я полностью поддерживаю позицию нового министраобразования: речь идет о сокращении тех вузов, которые в глазах общественностии родителей ребят, которые там учатся, дискредитируют саму систему высшегообразования.
Если говорить об этойполитике относительно государственного высшего образования, то большойстратегической ошибкой является позиция, согласно которой у нас слишком многостудентов и вузов и только 170 человек на 10 тысяч населения имеют правоучиться на бюджетной основе. Государство должно взять на себя большуюответственность за высшее образование, потому что это единственный на сегодняканал пополнения интеллектуальной элиты России.
Была такая идея ещестарого министерства о выделении ряда ведущих, основных вузов, на которые можнобыло бы ориентироваться. Такая позиция оправдана и целесообразна. Государстводолжно финансировать те направления подготовки специалистов, в которых ононуждается. В этой связи идут разговоры, что слишком много подготовили учителей,врачей, агрономов. Я сторонник той точки зрения, что насыщение учительскойпсихологией и грамотными людьми в области воспитания — это огромная ниша длядуховного обогащения общества. И я бы подумал, прежде чем сокращать подготовкуучительских кадров, хотя процент работающих специалистов после окончанияпедагогических вузов не поднимается выше 30%.
Самые тяжелые годы ужепозади, когда направлялись деньги только на стипендии и зарплату педагогов, нио каком развитии речи не шло. Как зарабатывать? Сейчас государственным вузамдано право сдавать в аренду помещения, получать доход и часть средствнаправлять на образовательную деятельность. Это один источник дохода, другой — платные образовательные услуги, которые сегодня составляю в государственныхвузах 53%.
В системепрофобразования были две формы собственности: ведомственные и те, что состоялина балансе государственных органов образования. Первые, по большей части,исчезли вместе с предприятиями. Что касается вторых, то здесь ситуация сновазависит от людей. Каждый регион заинтересован в подготовке кадров. Что касаетсяМосквы, частичная передача ПТУ и техникумов на баланс города только улучшитситуацию, потому что здесь очень серьезно занимаются укреплениемучебно-материальной базы и финансового положения среднего специальногообразования. Четыре года назад мы создали в столице университетский учебныйокруг, два года назад он был преобразован в научно-образовательныйуниверситетский комплекс, куда входят около 60 учебных учреждений: от детскогосада до педагогического колледжа. В рамках этого комплекса отрабатываетсямодель непрерывного образовательного процесса. Согласно реформе образования рядсредних специальных учебных заведений включены в состав вуза как структурныеединицы. Кстати, раньше Москвы вузы стали объединяться с ПТУ и техникумами вВолгограде, Владивостоке. Все зависит не от географии, а от инициативы людей.
Заключение
Образование оказываетвлияние на все виды деятельности человека. Окончив школу, одни поступают винститут, другие в техникум, третьи не поступают никуда. Это являет собойопределённый фильтр в выборе дальнейшей профессии человека, хотя не редкислучаи, когда окончив институт человека идёт работать продавцом мороженого,особенно в нашей стране. Но, тем не менее, функция фильтрующего устройстваобразованием не утрачивается. Хэрн писал, что образование — разумный способраспределения людей в соответствии с их достоинствами. Согласно теории«человеческого капитала» образование не является чем-то немедленнопотребляемым, скорее это капиталовложение в будущее человека. Как и всекапиталовложения, в будущем оно приносит прибыль. В этой теории утверждается,что все усилия, затраченные в прошлом, будут вознаграждены в будущем. Вполнеестественно, что вознаграждение соответствуют капиталовложениям. Этооправдывает неравенство между людьми, так как они затратили неравные средствана подготовку к разным видам деятельности.
Список используемойлитературы
1. Онищук В.А. “Урок всовременной школе”. Москва, “Просвещение”, 1991 г.
2. Кларин М.В.“Инновации в обучении. Метафоры и модели” Москва, “Наука”, 1997 г.
3. Журналы “Дошкольноевоспитание” №№ 5, 12 1997г., № 2 1998г., № 7 2000 г.
4. Журналы “Вестникобразования” № 9 1998 г., № 14 2000 г.