Содержание
Введение
1.Основные требования, предъявляемые к преподаванию психологии
2.Характеристикапроцесса обучения и его связь с учением
3.Активныеметоды в преподавании
4.Формы активного обучения, используемые в методике преподавания психологии
5.Психологическийанализ урока в деятельности педагога
Заключение
Введение
Практикапроходила в ВУЗЕ им. Н.И. Лобачевского. Тема педагогической практики: «Преподаваниепсихологических дисциплин в учебных заведениях»
Объектомтруда преподавателя психологии являются учащиеся — студенты-психологи. Предметего труда — когнитивная и эмоционально-личностная сфера учащихся, а точнее —уровень их знаний, умений, уровень мышления, научная культура, профессиональноесознание и самосознание. Продукт труда — новое, измененное состояниеперечисленных психических образований. Среди средств труда преобладаютфункциональные. Из внешних функциональных средств это выразительные средстваповедения и речи — интонация, поза, жесты, мимика, а также сам внешний видпреподавателя. Внутренние функциональные средства — это имеющиеся упреподавателя знания, схемы и способы мышления, определенные представления отом, как следует строить подачу материала, каким языком его излагать, чтобысделать его наиболее понятным и т. п. К внешним средствам можно отнестиматериалы уже разработанного курса, представленные в материализованной форме —записи, конспекты, иногда иллюстративный материал. Однако внешние средстваносят не основной, а вспомогательный характер.
Профессионально-ценныекачества преподавателя лучше всего рассмотреть параллельно с процессом егоработы, т. к. эти качества необходимы и проявляются в определенных ситуациях,таких как лекция, семинар, ситуация сверхурочного общения с учащимися, ситуацияэкзамена, зачета, занятия с непрофессиональной аудиторией.
Профессияпреподавателя психологии предъявляет требования не только к исполнительной, нои к познавательной и личностной сферам профессионала, к возможностям егосаморегуляции. Для специалистов-психологов, педагоговцель изучения психологии:
1)научиться психологически мыслить: анализировать, оценивать и объяснятьпсихические явления,
2)освоить психотехнические приемы и способы применения научных положений кпозитивному изменению психики человека. Следует подчеркнуть, что действенностьметодики преподавания зависит от ясной осознанности цели преподавания иподчинения ей всей совокупности методических приемов.
Задачи:
1.Познакомить обучаемых с двумя различными типами организации управленияучебно-воспитательным процессом:
–традиционным,
–инновационным.
2.Помочь осознать, что методика преподавания психологии не является суммой(сводом) жестких и неизменно-обязательных правил и технологий.
1.Основные требования, предъявляемые к преподаванию психологии
Излагаемыена уроках психологии научные положения не должны декларироваться и приниматьсяна веру, без рассуждений (пассивно).
Преподавательпсихологии, владея достаточным фактическим материалом, должен отобрать такиефакты экспериментальных психологических исследований, которые бы убедительнодоказывали правильность излагаемых теоретических положений, способствовалиуглубленному пониманию учащимися закономерностей психики человека.
Преподавательпсихологии должен стремиться к тому, чтобы психологические знания, получаемыеучащимися, не оставались абстрактными и формальными, а превращались бы вубеждения. Одним из условий такого превращения является преломление получаемыхзнаний через собственный опыт, самостоятельное продумывание, переживаниепознаваемого и определение своего отношения к нему. Именно поэтому так важнасамостоятельная работа учащихся, направленная на накопление фактов опсихической деятельности человека, объяснение и анализ ее.
Оченьважным в процессе преподавания психологии является ярко выраженноеэмоциональное отношение самого преподавателя к психологическим знаниям, егоубежденность в истинности излагаемых теоретических положений. Такое отношениепреподавателя вызывает у учащихся интерес к предмету, стремление овладетьтеоретическими знаниями, углублять и расширять их самостоятельно.
Оченьважно, чтобы преподаватель хорошо знал современное состояние науки, был в курсепроводимых в настоящее время психологических исследований. Чтобы он могответить на возникающие у учащихся вопросы.
Важноетребование – это нацеленность курса психологии на изучение личности. Всепсихические явления рассматриваются как проявления целостной личности впроцессе ее формирования. Психология раскрывает сложность внутреннего мирачеловека, раскрывает условия формирования характера, способностей,эмоционально-волевой сферы. Из курса психологии учащиеся узнают о многообразиичеловеческих характеров, о том, как важно преподавателю знать особенностиличности каждого ученика, его интересы, склонности, чтобы правильновоздействовать на него.
Следующеетребование – это развитие самосознания обучаемых в процессе изучения психологии.Опираясь на интерес учащихся к внутреннему миру человека, преподавательпсихологии помогает им осознать ответственность перед обществом за формированиев себе качеств и способностей, представляющих социальную ценность, ставит передними задачи самовоспитания.
Вопросысамовоспитания тесно связаны с формированием профессиональной направленностиобучаемых (что означает интерес к своей будущей профессии – учителя,воспитателя, тренера, менеджера и т.д.). Преподаватель психологии учитнаблюдать за людьми, учит анализировать наблюдения, помогает ответить навозникшие у них вопросы. Анализируя результаты наблюдений, преподавательпомогает обучаемым лучше понять причины некоторых явлений. Например, понятьпричины невнимательности детей на некоторых уроках, изменения в поведении ит.д.
Чтобынаучить обучаемых наблюдать и осмысливать свои наблюдения, преподаватель самдолжен уметь наблюдать, анализировать, обобщать психологические факты.
2.Характеристикапроцесса обучения и его связь с учением
Обучение- этоцеленаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которогоосуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваютсяотдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания.
Двустороннийхарактер обучения — содержит всегда взаимосвязанные и взаимообусловленныепроцессы — преподавание и учение.
Учение-это деятельность ученика по:
— освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;
— стимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;
— осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей ичеловеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.
Цельюучения является познание, сбор и переработка информации обокружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках,системе отношений и общем развитии учащегося.
3.Активныеметоды в преподавании
Говоряоб активных методах в преподавании, прежде всего, имеют в виду новые формы,методы и средства обучения, получившие название активных: проблемные лекции,семинары-дискуссии, разбор конкретных педагогических ситуаций, деловые игры,методы математического моделирования. Сюда же включают комплексное курсовое идипломное проектирование, производственную практику и т.д.
Типылекций: информационная, проблемная, лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекцияс заранее запланированными ошибками, лекция-пресс конференция.
Информационнаялекция. Признаки ее хорошо известны. Исторически сложившиськак способ передачи готовых знаний учащимся через монолог, лекция под влияниемизменяющегося, развивающегося содержания обучения и образования не можетостаться прежней, информационной.
Проблемнаялекция. В ней процесс познания студентовприближается к поисковой, исследовательской деятельности.
Лекция-визуализация.Это результат поиска новых возможностей реализации известного в дидактикепринципа наглядности, содержание которого меняется под влиянием данныхпсихолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения.
Лекциявдвоем. Динамичность проблемного содержания учебногоматериала осуществляется в живом диалогическом общении двух преподавателеймежду собой.
Лекцияс заранее запланированными ошибками. Она во многомудовлетворяет необходимость развития у студентов умений оперативно анализироватьпрофессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов,вычленять неверную или неточную информацию.
Лекция-прессконференция. Она близка ксоответствующей форме профессиональной деятельности со следующими изменениями.Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов письменно задать ему вопросыпо данной теме.
4.Формы активного обучения, используемые в методике преподавания психологии
Средиактивных методов обучения три группы методов наиболее интересны дляиспользования в целях управления ситуацией формирования всех видов мышления.
Этометод 1) программированного обучения, 2) проблемного обучения, 3)интерактивного (коммуникативного) обучения.
Всеэти методы были предложены как попытка преодоления ограниченности традиционныхметодов обучения.
Методыпрограммированного обучения предполагали перестройкутрадиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач,способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметномусодержанию знаний.
Методыпроблемного обучения — акцентировали не аспектыструктурирования объективного знания, а ситуации, в которых оказываетсяличность обучаемого.
Методыинтерактивного обучения обратились к способом управленияпроцессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий иотношений.
Использованиев обучении психологии приемов этих трех групп активных методов обученияпредполагает создание системы учебных задач в курсе психологии.
5.Психологическийанализ урока в деятельности педагога
Педагогическаядеятельность, как известно, может осуществляться в разных формах, среди которыхособое место занимает урок (занятие) — основная организационная единицапроцесса обучения, где проходит совместная деятельность учителя и учащихся.Анализ урока является одним из важных способов осознания, объективации этойдеятельности ее участниками, и прежде всего учителем. Анализу урока посвященодостаточно много собственно психологических, педагогических и методическихработ (Т.Ю. Андрющенко, Н.Ф. Добрынин, СВ. Иванов, Е.С. Иль-инская, И.В.Карпов, Ю.Л. Львова, Л.Т. Охитина, Е.И. Пассов и др.). Исследователиподчеркивают многообъектность анализа урока, важность учета учителем (преподавателем)всех сторон педагогического взаимодействия, особенностей его субъектов и их деятельности.
Рассмотримурок с позиции учителя (преподавателя), с позиции того, что даетпсихологический анализ урока ему самому, как влияет проведение такого анализана повышение эффективности преподавательской деятельности, как при этом проявляютсяпроективные и рефлексивные умения учителя, преподавателя. Исходным являетсяположение, что анализ любого урока представляет собой комплексное рассмотрение,в котором психологический, педагогический, методический и предметный аспектытесно связаны друг с другом. Выделение одного из этих аспектов, напримерпсихологического, носит условный характер и необходимо только в аналитическом(теоретическом) плане.
Анализурока, способствуя улучшению преподавания в целом, имеет большое значение,прежде всего для самопознания, саморазвития учителя, проводившего занятие,урок. В процессе и результате такого анализа учитель получает возможность посмотретьна свой урок как бы со стороны и переосмыслить, оценить его в целом и каждыйего компонент в отдельности. Психологический анализ урока позволяет учителюприменить свои теоретические знания для осмысления способов, приемов работы, используемыхим в обучении, во взаимодействии с классом. Осмысление себя как субъектапедагогической деятельности, своего поведения, своих сильных и слабых сторонесть проявление и результат предметно-личностной рефлексии ипроективно-рефлексивных способностей учителя.
Предметпсихологического анализа урока многогранен: это психологические особенностиучителя (его личности, его деятельности на данном конкретном уроке),закономерности процесса обучения; психологические особенности и закономерностиличности учащегося, всего класса (деятельности по усвоению определенных знаний,формированию умений и навыков). Это и психологические особенности,закономерности общения учителя и учащихся, обусловленного спецификой учебногопредмета, т.е. того материала, который передается учителем и усваиваетсяучащимся.
Заключение
Взаключении можно сделать выводы:
Психологическийанализ урока формирует у учителя аналитические способности, проективные умения,развивает познавательный интерес, определяет необходимость самостоятельногоизучения психологических проблем обучения и воспитания. Умение проводитьпсихологическое наблюдение за сложными педагогическими явлениями, анализироватьих, делать правильные, психологически обоснованные выводы служит для учителянадежным средством совершенствования его профессионально-педагогическогомастерства.
Хотелосьбы порекомендовать практические, семинарские и лабораторные занятия в учебныхгруппах, которые могут быть объединены под общим названием «групповые занятия»,потому что на них моделируются и обсуждаются практические ситуации,встречающиеся в деятельности любого профессионала. Все формы практическихзанятий служат тому, чтобы студенты отрабатывали на них практические действияпо психологическому анализу и оценке действий и поступков (поведения) людей вразнообразных ситуациях, складывающихся в реальной действительности.