Реферат по предмету "Педагогика"


Воспитание этики межнационального общения

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава1. Теоретические основы воспитания этики межнационального общения детейдошкольного возраста
1.1     Понятие«межнациональное общение» в психолого-педагогической литературе
1.2     Особенностиобщения детей дошкольного возраста
1.3     Средствавоспитания этики межнационального общения детей старшего дошкольного возраста
Глава2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию этики межнационального общениядетей старшего дошкольного возраста
2.1Диагностика уровней сформированности межнационального общения детей старшегодошкольного возраста
2.2Реализация средств воспитания этики межнационального общения детей старшегодошкольного возраста
Заключение
Библиография
Приложения

Введение
Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной, еювсегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общенияявляется сложным и многогранным. В обществоведческой науке рассматриваютсяразличные аспекты этой проблемы: социально-психологический,социально-политический, социологический, лингвистический и другие.
Образование, начиная сдошкольного, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенокосознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает вмире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам.
Межнациональное общение– это вид социального общения, обусловленный основными сферами взаимодействиянародов – экономикой, политикой, наукой, культурой, языком.
Этика межнациональныхотношений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этихотношений, которые проявляются в межнациональных и духовных связях разныхнародов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимнойуважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении инедопустимости кого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям итрадициям других народов. Воспитание этике межнационального общения необходимоначинать у детей уже в дошкольном возрасте.
Ребенок долженпостепенно в практике реального общения открывать для себя сходства и различияс другими людьми. Поэтому цель всех образовательных учреждений – не только ознакомитьдетей с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе, где образуютсяновые сложные культурные конгломераты.
Все это и обусловилоактуальность темы исследования.
При изучениипсихолого-педагогической литературы нами было выявлены противоречия междуобщими моральными взглядами дошкольников и их единичными воплощениями, междунеобходимостью воспитания этики межнационального общения и малым количествомразработок по воспитанию этики межнационального общения у детей старшегодошкольного возраста.
Выявленное противоречиепозволило обозначить проблему исследования: выявление средств воспитания этикимежнационального общения у детей старшего дошкольного возраста.
Данная проблемапозволила сформулировать тему исследования: «Воспитание этики межнациональногообщения».
Объект исследования: процессобщения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: средствавоспитания этики межнационального общения.
Цель исследования: теоретическивыявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность средстввоспитания этики межнационального общения.
Изучениепсихолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинутьследующую гипотезу: предполагается, что воспитание этики межнациональногообщения у детей старшего дошкольного возраста будет успешно в игровойдеятельности старших дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования былиопределены следующие задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Рассмотреть понятие «межнациональное общение» и определитьособенности общения у детей старшего дошкольного возраста.
3.Выявить средства воспитания этики межнационального общения.
4.Экспериментальным путем проверить эффективность средств воспитания этикимежнационального общения у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическаяоснова исследования: общетеоретические основы межнациональных отношенийизложены в трудах Р.Г.Абдулатинова, Э.Н.Аллахвердянц, Э.А.Баграмова,Н.И.Белова, Ю.В.Бромлея, Т.Ю.Бурмистровой, Ж.Г.Головина, М.С.Джунусова,О.А.Дмитриева, Л.М.Дробижевой, А.Н.Некрасовой, Р.А.Саликова, Э.А.Тадевосяна,Е.А.Троицкого, Н.И.Хмары и др.; психологические аспекты развитиямежнационального восприятия Л.И.Алексеевой, Л.А.Альшевской, А.П.Оконешниковой,В.Ю.Хотинец; цели, содержание, задачи, средства и составные элементыинтернационального воспитания молодежи в комплексе с другими направлениямиразвития личности в работах Т.К.Ахаян, Н.И.Болдырева, А.А.Кирсанова,Б.Т.Лихачева, И.С.Марьенко, В.А.Сластенина; пути и средства формированияинтернационалистических взглядов и убеждений П.М.Викторовой, К.Е.Лускаловой,Э.М.Махмечевой, А.Микаберидзе, И.Э.Моносзоном, Г.М.Рогачевым, М.А.Свердлиным,Л.М.Симакиной, А.И.Холмогоровым.
Длярешения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующиеметоды исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической иучебной литературы по проблематике исследования; педагогические наблюдения,беседы, анкетирование учителей и учащихся; проведение педагогическогоэксперимента, количественная обработка и качественная интерпретацияэкспериментальных данных, статистическая обработка полученных данных.
Опытно-экспериментальнаябаза исследования: ДОУ №21 города Ишима. В эксперименте участвовали воспитанникистаршей группы в количестве 20 человек.
Исследованиепроводилось в три этапа.
Первый этап –постановочный (01.02.10 – 01.03.10) – выбор и осмысление темы. Изучениепсихолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели,предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.
Второй этап –собственно-исследовательский (02.03.10 – 02.04.10) – разработка комплексамероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов,проверка гипотезы.
Третий этап – интерпретационно-оформительский(03.04.10 – 03.05.10) – обработка и систематизация материала.
Научная новизнаисследования: исследования состоит в том, что этика межнационального общениядошкольников впервые рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема;экспериментально проверена эффективность средств воспитания этикимежнационального общения у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимостьзаключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут бытьиспользованы в воспитательном процессе дошкольных учреждений.
Структура и объемработы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографическогосписка, включающего 35 наименований, приложения (6). Работа включает таблицы (4),иллюстрирована рисункам (1). Общий объем работы 53 страницы компьютерноготекста.

Глава1. Теоретические основы воспитания этики межнационального общения детейдошкольного возраста
1.1     Понятие«межнациональное общение» в психолого-педагогической литературе
Впсихолого-педагогической литературе существует много определений деятельностиобщения.
Общение — этовзаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование иобъединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общегорезультата. Общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты.
Для общения необходимы,по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект.Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие — оно осуществляетсямежду участниками, каждый из которых равно является носителем активности ипредполагает ее в своих партнерах [2, с.136].
Общение — взаимодействия между людьми, главным образом непосредственные. В трактовкеобщественных отношений общение — форма их реализации, обеспечивающая — наряду спредметными опосредованиями — воспроизводство и накопление человеческого опыта,кооперацию и разделение человеческой деятельности. Понятие «общение»используется и для характеристики взаимодействий между различными социальными икультурными системами («межнациональное общение», «общениекультур»), т. е. в плане более широком, нежели межличностная связь междулюдьми. В любом случае общение не может осуществиться, минуя межиндивидуальныеконтакты [2, с.38].
Этика межнациональногообщения – это органическая составная часть духовной жизни общества, егокультуры, в частности, культуры человеческих отношений. Понятие «этикимежнационального общения» вошло в научный оборот в начале 80-х гг. Итеоретическая, и практическая функции этики межнационального общения —способствовать интеграции наций, народностей страны, укреплению их дружбы исотрудничества, воспитывая такт и взаимоуважение людей разных национальностей.
Основными чертами икритериями этики межнационального общения являются: осознание и признаниеприоритета общечеловеческих ценностей над классовыми и групповыми, пониманиенеобходимости достижения баланса межнациональных интересов, гармонизацииобщечеловеческих и национальных интересов; нераздельное чувство национальной иобщенародной (народов страны проживания) гордости, принадлежности к родучеловеческому; чувство дружбы между народами страны проживания, единства семьичеловеческой; забота о судьбах «малой родины», большой родины, всейпланеты Земля; понимание необходимости трудиться на благо своей нации, народовстраны проживания, во имя сохранения человечества; стремление и содействиерасширению взаимосвязей своей нации с народами страны проживания и всего мира;неразрывный и постоянный интерес к культуре своего народа, народов страныпроживания, мировой демократической культуре; знание родного языка, языкастраны проживания, языков других народов; национальная скромность и забота одостоинстве своей нации, народов стран проживания, всего человечества; глубокоеуважение к национальному достоинству граждан своей национальности и любойдругой, доброжелательность и такт во взаимоотношениях, а в перспективе отказ отпривычки различать людей по их национальному и расовому происхождению;правильное понимание национализма как исключительно сложного, неоднозначного ипротиворечивого феномена; нетерпимость к проявлениям шовинизма и расизма,стремление к овладению и повышению этики межнационального общения [28, с.219].
Человеку с развитойэтикой межнационального общения присущи следующие наиболее типичные чертыличности: навыки общения в многонациональном трудовом коллективе, умениепользоваться ими в своей практической деятельности; уважительное отношение кнациональному достоинству других людей, к национальным культурам, кпрогрессивным национальным традициям, национальным обычаям; непримиримоеотношение к проявлениям национального эгоизма и национального тщеславия,национального нигилизма; умение освобождаться от предрассудков прошлого нетолько в мировоззрении, но и в чувствах; уважительное к языку народа, натерритории которого он проживает.
Способность кмежнациональному общению можно считать врожденной, но и как другие способностиее надо развивать в процессе воспитания [24, с.70]. Сегодня можно говорить одвух источниках, питающих национализм: национальная ограниченность, эгоцентризм.Первый связан с культурным консерватизмом, недостатком знаний о других народах,отсутствием опыта межнационального общения. Второй исходит из конкретныхсоциальных ситуаций, вызывающих психологическую неудовлетворенность людей,которая переносится на национальную почву. Зачастую второй источникопределяется первым, который можно нейтрализовать путем эффективноговоспитания, профилактики и перевоспитания. Задача состоит в том, чтобы смалолетства открыть нравственно-эстетические, национальные черты представленийразных народов, преодолеть их взаимное отчуждение. Повсеместное стремление кнациональному возрождению создает благоприятную почву для диалога культур, длявоспитания молодых в духе национально-религиозных ценностей. Формированию этикимежнационального общения препятствует старая антитеза «Восток — Запад»,отождествляемая с противопоставлением ислама христианству. Путь квзаимопониманию проходит не только через знания, представления, но и черезчувства, стремление видеть прекрасное в инонациональном, инорелигиозном [2, с.312].В обществоведческой литературе понятия «этика межнационального общения»,«межкультурная коммуникация» в основном стали употребляться, каксказано выше, с начала 80-х годов ХХ века. Так, например, проблема общения вэтнической сфере и попытка определения критериев этики межнациональногообщения, а также типология межнационального общения в условиях различныхсоциально-политических систем находит отражение в работах Авксентьева А.В.Авксентьева В.А., Дробижевой Л.М. Так, Дробижева Л.М. анализирует рольсоциально-психологических аспектов межнационального общения, рассматривая приэтом структуру общения в целом. А в работах Бурмистровой Т.Ю. и Дмитриева О.А.выявляется сущность и сам процесс воспитание и функционирования этики межнациональногообщения в различных сферах общественной жизни [9, с.116]. Исходной методологиейдля анализа статей по воспитанию этики межнациональных отношений и этническойтолерантности личности является культурно-историческая концепция изученияпсихических явлений Л. Выготского, А.Леонтьева и А. Лурия иисторико-эволюционный подход к изучению личности, разрабатываемый А. Асмоловым[4, с.53].
Таким образом,содержание понятия «этика межнационального общения» включает:симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различныхнациональностей, понимание и принятие этнической самобытности, обычаев итрадиций разных народов, их функциональной значимости; проявлениезаинтересованного отношения к жизни, культуре представителей иных этническихколлективов; отражение эмоционально-положительного отношения к ним всобственном поведении при непосредственном и опосредованном общении.
В следующем параграфемы рассмотрим особенности общения детей старшего дошкольного возраста.
1.2     Особенностиобщения детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте вжизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети — сверстники. Междудошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений.Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, аиногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаютсяи несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтностьв сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым.Родители иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которуюпереживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детской дружбе,ссорам, обидам.
Между тем опыт первыхотношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшееразвитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характеротношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда онскладывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется изакрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьмапечальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы отношенияребенка к сверстникам и помочь преодолеть их — важнейшая задача родителей. Дляэтого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ходразвития общения со сверстниками.
Общение младшихдошкольников совершенно не похоже на их общение со взрослыми. Они по-другомуразговаривают, смотрят друг на друга, иначе ведут себя [11, с.205].
Первое, что бросается вглаза, — это чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения детей. Онибуквально не могут разговаривать спокойно — кричат, визжат, хохочут, носятся,пугают друг друга и при этом захлебываются от восторга. Повышеннаяэмоциональность и раскованность существенно отличает контакты малышей от ихвзаимодействия со взрослыми. В общении сверстников наблюдается примерно в 10раз больше ярких экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разныеэмоциональные состояния: от яростного негодования до бурной радости, от нежностии сочувствия до драки.
Еще одна важнаяособенность контактов детей заключается в нестандартности их поведения и вотсутствии всяких правил и приличий. Если в общении со взрослым даже самыемаленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то привзаимодействии со сверстниками малыши используют самые неожиданные инепредсказуемые звуки и движения. Они прыгают, принимают причудливые позы,кривляются, передразнивают друг друга, трещат, квакают и гавкают, придумываютневообразимые звуки, слова, небылицы и т. п. Такие чудачества приносят имнеобузданную веселость — и чем чуднее, тем веселее [26, с.144].
В 3-4 года общение сосверстниками приносит в основном радостные эмоции. А вот позже возникают болеесложные и не всегда радужные отношения.
В середине дошкольноговозраста происходит решительный перелом в отношении к сверстнику. Картинавзаимодействия детей существенно меняется. После четырех лет общение (вособенности у детей, посещающих детский сад) со сверстником становитсяпривлекательнее общения со взрослым и занимает все большее место в жизниребенка. Дошкольники уже совершенно сознательно выбирают общество сверстников.Они явно предпочитают играть вместе (а не в одиночку), и другие дети становятсяболее привлекательными партнерами, нежели взрослые[26, с.105].
Наряду с потребностью всовместной игре у ребенка 4-5 лет обычно появляется потребность в признании иуважении сверстника. Эта естественная потребность создает массу проблем вотношениях детей и становится причиной многих конфликтов. Ребенок всеми силамистремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признакиотношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упрекипартнеров. Для ребенка значительно важнее его собственное действие иливысказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им неподдерживается. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить иразвить диалог, который распадается из-за неспособности услышать партнера.
В 4-5-летнем возрастедети часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют своипреимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детскомобщении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало.«Невидимость» сверстника превращается в пристальный интерес ко всему,что тот делает. Успехи и промахи других приобретают для ребенка особоезначение. В любой деятельности дети пристально и ревниво наблюдают задействиями сверстников, оценивают их и сравнивают со своими. Реакции детей наоценку взрослого — кого он похвалит, а кого, может быть, и поругает — такжестановятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстника у многих детеймогут вызывать огорчения, а вот его неудачи — нескрываемую радость. В этомвозрасте возникают такие тяжелые переживания, как зависть, ревность, обида насверстника. Они, конечно же, осложняют отношения детей и становятся поводом длямногочисленных детских конфликтов[26, с.115].
Мы видим, что всередине дошкольного возраста происходит глубокая качественная перестройкаотношения ребенка к сверстнику. Другой ребенок становится предметом постоянногосравнения с собой. Это сравнение направлено не на обнаружение общности (как утрехлеток), а на противопоставление себя и другого. Каждому важно показать, чтоон хоть в чем-то лучше других — лучше прыгает, рисует, решает задачи, обладаетлучшими вещами и т. п. Такое сравнение отражает прежде всего изменения всамосознании ребенка. Через сравнение со сверстником он оценивает и утверждаетсебя как обладателя определенных достоинств, которые важны не сами по себе, а«в глазах другого». Этим другим для 4-5-летнего ребенка становитсясверстник. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления,как хвастовство, демонстративность, конкурентность. Некоторые дети буквально «вязнут»в негативных переживаниях и не на шутку страдают, если кто-то в чем-то ихпревосходит. Подобные переживания могут в дальнейшем стать источником многихсерьезных проблем, вот почему очень важно вовремя «притормозить»надвигающийся вал зависти, ревности и хвастовства. В дошкольном возрасте этовозможно сделать через совместную деятельность детей, и прежде всего черезигру.
Данный возраст являетсяпериодом расцвета ролевой игры. В это время игра становится коллективной — детипредпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главное содержание общения детей всередине дошкольного возраста заключается теперь в общем деле или деловомсотрудничестве. Сотрудничество следует отличать от соучастия. Младшие дети, какмы уже отмечали, действовали одновременно и одинаково, рядом, но не вместе.Малышам важно было разделить свои эмоции и повторить движения сверстника. Приделовом же общении, когда дошкольники заняты общим делом, они должнысогласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера длядостижения общего результата. Здесь уже совершенно недопустимо повторениедействий или слов другого, потому что у каждого своя роль. Большинство ролевыхигр устроены так, что каждая роль предполагает партнера: если я врач, мне нуженбольной; если я продавец, то мне необходим покупатель, и т.д. Следовательно,сотрудничество, согласованность действий с партнером — необходимое условиенормальной игры [26, с.146].
В ролевой игресовершенно нет повода соревноваться и конкурировать — ведь у всех участниковобщее дело, которое они вместе должны выполнить. Детям уже не так важноутвердить себя в глазах сверстника; гораздо важнее играть вместе, чтобыполучилась хорошая игра, или красивая комната для кукол, или большой дом изкубиков. При этом не имеет значения, кто построил этот дом. Главное — результат, которого мы достигаем вместе. Необходимо, таким образом, сдвинутьинтересы ребенка с самоутверждения как основного смысла его жизни к совместнойс другими детьми деятельности, где главное — общий результат, а не его личныедостижения. Создавая условия для общей игры и объединяя усилия детей длядостижения общей цели, вы поможете ребенку избавиться от многих личностныхпроблем.
Однако для многихдетей-пятилеток обостренная потребность в признании и уважении сверстникаявляется лишь возрастной особенностью. К старшему дошкольному возрастуотношение к сверстнику снова существенно меняется.
К 6-7 годам у детейдошкольного возраста значительно возрастает доброжелательность к сверстникам испособность к взаимопомощи. Конечно, конкурентное, соревновательное началосохраняется уже на всю жизнь. Однако наряду с этим в общении старшихдошкольников постепенно обнаруживается и умение видеть в партнере не только егоситуативные проявления: что у него есть и что он делает, но и некоторыепсихологические аспекты существования партнера: его желания, предпочтения,настроения. Дошкольники теперь не только рассказывают о себе, но и обращаются свопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, чтовидел и т. п. Пробуждается интерес к личности сверстника, не связанный с егоконкретными действиями [26, с.151].
К 6 годам у многихдетей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику,подарить ему что-нибудь или уступить в чем-то. Злорадство, зависть,конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте.Значительно также возрастает в этот период эмоциональная вовлеченность вдеятельность и переживания сверстника. Детям важно, что и как делает другойребенок (во что играет, что рисует, какие книжки смотрит), не для того, чтобыпоказать, что я лучше, а просто так, потому что этот другой становитсяинтересен сам по себе. Иногда даже вопреки принятым правилам они стремятсяпомочь другому, подсказать ему правильный ход или ответ. Если 4-5-летние детиохотно, вслед за взрослым, осуждают действия сверстника, то 6-летние мальчики,напротив, могут объединяться с товарищем в своем «противостоянии»взрослому, защищать или оправдывать его.
Многие дети ужеспособны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника. Так, они,например, радуются, когда воспитатель в детском саду хвалит их товарища, ирасстраиваются или пытаются помочь, когда у него что-то не получается.Сверстник, таким образом, становится для ребенка не только средствомсамоутверждения и предметом сравнения с собой, не только предпочитаемымпартнером, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от своихдостижений и своих игрушек.
Дети начинаютинтересоваться тем, что переживает и предпочитает другой ребенок.
В старшем дошкольномвозрасте дети все чаще специально что-то делают для другого, чтобы помочь емуили как-то сделать ему лучше. Они и сами понимают это и могут объяснить своипоступки.
В старшем дошкольномвозрасте отношение к сверстникам становится более устойчивым, не зависящим отконкретных обстоятельств взаимодействия. К концу дошкольного возраста возникаютпрочные избирательные привязанности между детьми, появляются первые росткинастоящей дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) иоказывают явное предпочтение своим друзьям. Они больше всего заботятся о своихдрузьях, предпочитают играть с ними, сидеть рядом за столом, гулять на прогулкеи т. п. Друзья рассказывают друг другу о том, где они были и что видели,делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкамдругих.
Таким образом,особенности общения старших дошкольников состоят в том, что представленная вышепоследовательность развития общения и отношения к сверстнику в дошкольномвозрасте далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широкоизвестно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношенииребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положениесреди других и, в конечном счете, особенности становления личности. Дети частонегативно могут относиться к сверстникам другой национальности. Воспитывать удетей этику межнационального общения необходимо уже в дошкольном возрасте.
О средствах воспитанияэтики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста пойдет речьв следующем параграфе.
1.3     Средствавоспитания этики межнационального общения детей старшего дошкольного возраста
Средство – это то, чтослужит для осуществления какой-либо цели. Воспитание растущего человека какформирование развитой личности составляет одну из главных задач современногообщества. Проблема воспитания у детей старшегодошкольного возраста этики межнационального общения привлекала внимание многихученых, исследователей.
Рассмотримпонятие «воспитание». Воспитание – это процесс систематического ицеленаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическоеразвитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурнойдеятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан собучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человекакак целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие,оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации иинтеллект [10, с.4].
Понятие «воспитание»имеет целый ряд педагогических терминов. В первую очередь, это «становление»- термин, отражающий некоторое условное достижение ребенком такого уровняразвития, когда он становится способным самостоятельно выстраивать своеповедение, а также обладает способностью осознавать свои отношения с миром ипроизводить относительно устойчивый ценностный выбор[23,с.67].
Следующее определениепонятию «воспитание» — это формирование – процесс изменения личностив ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических исоциально-психологических новообразований в структуре личности[34, с.265].
Воспитание какпедагогическое понятие включает в свое содержание три существенных признака:первый – целенаправленность, наличие какого-то образца, каксоциально-культурного ориентира; второй – соответствие хода процессасоциально-культурным ценностям как достижениям исторического развитиячеловечества; третий – присутствие определенной системы организуемых влияний.Для успешного и эффективного процесса воспитания дошкольников необходимоприменение различных средств.
Прежде всего, дляосуществления воспитательной работы по формированию у детей дошкольноговозраста этики межнационального общения необходимо хорошо осмыслить сущностьэтого сложнейшего процесса. Будучи органической частью нравственногоформирования личности, его гражданского становления, воспитание этикимежнационального общения, представляет собой целенаправленный процесс,включения детей в различные виды учебной и внеучебной работы, связанной посвоему содержанию с развитием патриотизма и культуры межнациональных отношений,и стимулирования их активности по выработке у них моральных качеств.
Доказано, чтоособенности межэтнического восприятия обусловлены возрастом и социальнымиусловиями развития. С одной стороны, дети до 6 лет имеют достаточно размытоепредставление о своей национальности, в то же время уже в 4 года у ребенканачинает формироваться отношение к человеку другой национальности. В этомвозрасте ребенка еще характеризуют эмоциональная отзывчивость, открытость,доверчивость и отсутствие этических стереотипов, что позволяет ему вступать всвободное общение с людьми разных национальностей. Поэтому одной из главныхзадач воспитателей является сформированность у детей дошкольного возрастадоброжелательного, уважительного отношения к представителям других этническихколлективов, приобщение к культурным ценностям разных народов [25, с.70].
Образовательныеучреждения, имеющие в своем плане один – два межкультурных праздника с песнями,танцами и традиционными блюдами стран, откуда эмигрировали родители ихобучающихся, не могут претендовать на то, что в их стенах обосновалосьмежкультурное образование. Культура – не только еда, одежда и песни. Это иобраз мыслей, и быт, и способы общения.
Концепциямежкультурного образования – не очередной предмет «региональногокомпонента» в содержании образования, не дополнительный урок или праздник.Осознанная необходимость воспитания детей в уважении культурных различийтребует от общества и государства специальных усилий по проникновению такойпедагогики в жизнь каждой группы детского сада, каждого класса школы, каждойсемьи.
Каждый человек, каквзрослый, так и ребенок, должен соблюдать основные принципы этикимежнационального общения [2, с.65].
1. Принцип «этническойиндифферентности», то есть абстрагирование от национального фактора вмежличностном общении.
2. Такт в общении слюдьми другой национальности.
3. Для человека любойнациональности свойственно уважительно относиться к ритуалам, обрядам, обычаям,традициям своего этноса, и такое отношение должно быть призвано естественным иединственно нормальным.
У каждого этническогоколлектива есть свои специфические традиции, которые для представителей другойнациональности могут быть непонятны и даже казаться абсурдными. Однако, сколькобы ни возникало видимых оснований для обсуждения целесообразности соблюдениятой или иной национальной традиции или обычая, никогда не следует навязыватьчеловеку отрицательных оценок норм и установок его этнического коллектива.
4. Вступая в обсуждениенационально-этнических проблем, необходимо четко осознавать тот объем знаний,которым располагаешь по данному вопросу. Чаще всего основные знания обэтнической сфере жизни люди черпают из неадекватных источников: случайныхвстреч, публикаций в «желтой» прессе, рассказов других людей, аполученная таким образом информация распространяется на другую этническуюгруппу в целом.
5. Необходимы знания обобрядах, ритуалах, обычаях той этнической группы, в среде которой проживаетчеловек. Он сам должен освоить минимальные требования этикета, свойственныесвоему этническому окружению. При этом особенно важными являются знание исоблюдение запретительных норм.
Правила вежливостикаждого народа – это очень сложное сочетание национальных традиций и обычаев. Игде бы человек ни был, он должен уважать традиции национального окружения ивести себя в соответствии с их нормами.
Общение представителейразных стран, разных политических взглядов, религиозных воззрений и обрядов,национальных традиций и психологии, укладов жизни и культуры требует умениявести себя естественно, тактично и достойно.
6. Один из важнейшихаспектов этики межнационального общения – языковой. Знание языка основногоэтноса, в окружении которого живет человек, — это важнейший элемент культурымежнационального общения.
В основе приведенныхвыше принципов этики межнационального общения лежит понятие «принятия».Не надо запоминать сотни правил, следует помнить одно – необходимостьуважительного отношения к другим.
Закрепление и уточнениепредставлений детей дошкольного возраста о культурных ценностях полиэтническойсреды должно происходить в их собственной деятельности: игровой,изобразительной, театрально-инсценировочной, а также в процессе общейсоциализации, когда ребенок приобретает все новые знания о межэтническомсходстве и различиях.
Существуютразнообразные средства воспитания у детей этики межнационального общения: оторганизации прямого общения с представителями разных национальностей досоздания этнических мини-музеев в дошкольных организациях [14, с.198].
Но эффективностьиспользования любых средств во многом зависит от самого педагога, егопрофессиональной этики и нравственной культуры.
В условиях дошкольныхорганизаций именно собственная нравственная культура воспитателя определяетуровень нравственного развития детей. Личность формируется только личностью,интеллект развивается только интеллектом.
Это означает, что и этикумежнационального общения детей дошкольного возраста невозможно сформировать безтого, что бы этот процесс не превратился в личную цель самого педагога.
Воспитание этикимежнационального общения у детей старшего дошкольного возраста возможнопосредством различных средств. К средствам воспитания толерантности можноотнести [33,с.64]:
— традиции;
— общение;
— художественная литература;
— сказки;
— пословицы ипоговорки;
— национальные куклы;
— подвижные игры, сиспользование национальных атрибутов;
— произведенияискусства и др.
Рассмотрим каждоесредство воспитания этики межнационального общения более подробно.
Традиции, облаченные вформу привычек массового характера, поддерживаемые силой общественного мнения,по своей природе наделены огромной устойчивостью, объективно сделавшей их «своегорода хранителями достижений прошлого» [24, с.41]. Традиция-передача,предание — элементы культурного и социального наследия, передающиеся отпоколения к поколению и сохраняющиеся в определенных социальных группах втечении длительного времени. Традиции — это своеобразный способ накоплениясоциального опыта людей, а также условие развития человеческой культуры.Традиции не переходят автоматически от одного поколения к другому, ихнеобходимо поддерживать, соотносить с действительностью, только тогда онипревращаются в эффективное средство формирования личности. Они складываются наоснове только тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили своюобщественную и личностную значимость.
Широко и разнообразнопрактическое значение ритуалов и обрядов. Они регулируют эмоциональноесостояние людей, формируют и поддерживают чувство единения на уровне этноса,общины, семьи, позволяют отдельному индивиду осознать свою этническуюпринадлежность, сохраняют вековые ценностные ориентации и т.д.
Для нас в рамкахзатронутой проблематики более приемлемо определение национальных ритуалов какодной из форм поведения, как части культуры этнической общности, тесносвязанной с традициями и обычаями, образующей вместе с ними нормативную системуповедения. Важнейшее качество этноса – сотрудничество, сплоченность,способность образовывать дружеские союзы. Стереотипам поведения, ставшим широкоизвестными, не следуют везде и всегда. У всех этносов существуют собственныепредставления о том, что более или менее важно, значимо. Вот почему нередкинесоответствия между их обрядами, а также между обычаями, под которыми принятопонимать устойчивые системы поведения человека в разных сферах жизни и в разныхситуациях, ставшие нормой и передающиеся из поколения в поколение [21,с.70].
При налаживаниидружеского контакта детского сада с иным национальным составом, наиболее ценнымявляется непосредственное общение детей. Такая возможность есть во всехдошкольных учреждениях, но сначала необходимо продумать план работы. Важнопомимо повседневного общения организовывать встречи, заранее продумывать ихцель и содержание.
Наиболее реальный путьв воспитании этики межнационального общения – практическое участие в жизнидругого человека. Как утверждает Богомолова М.И., наилучшее воздействие наформирование дружеских чувств к детям других национальностей оказывает общениес ними в быту и детском саду [9, с. 290]. В тех случаях, когда нет условий длянепосредственного общения, следует организовать совместные праздники, чтениедетской литературы и беседы по рассматриванию картин серии «Наши маленькиедрузья»; при проявлении симпатии к детям другой национальности.
Э. Суслова считает, чтообщеизвестна огромная роль детской художественной литературы в познанииребенком окружающего мира, обогащении его представлений о добре и зле,пробуждении и развитии социальных чувств, углублении жизненного опыта,формировании начатков мировоззрения и первоначальных основ социальнойактивности [6, с. 11]. Составленные и выдержавшие несколько изданий хрестоматиидля старших дошкольников, куда вошли произведения поэтов и писателей разныхнародов, несомненно, оказали положительное влияние на формирование личностиребенка. Благодаря им, дети приобщаются к многонациональной советскойлитературе.
Художественныепроизведения в образной форме знакомят детей с жизнью общества, помогают емупознать внутренний мир человека, его чувства, поступки, отношения к другимлюдям. Но сегодня нужна специальная хрестоматия, которая более основательно,полней знакомила бы с художественной многонациональной литературой, лучшимипроизведениями, подобранными через призму тех нравственных общечеловеческихценностей, которые с одной стороны, вызывают симпатию, интерес и уважение клюдям различных национальностей, а с другой – закладывают основу человеческойдуховности.
Итак, формированиеуважения к народам нашей и других стран начинается с воспитания интереса исимпатии к сверстникам разных национальностей.
Используяхудожественную литературу, как русскую, так и национальную Н.К. Крупскаясоветовала обращать внимание дошкольников на положительные особенности вхарактере тех или иных национальностей. Она писала: «Прежде всего, детскаякнижка должна освещать вопросы современной общественной жизни в ярких и живыхобразах» [35, с. 16]. Для воспитания дружеских чувств к людям и детямдругой национальности важно отобрать рассказы авторов, обладающих способностьюписать интересно и содержательно. Такие книги вызывают большой интерес устарших дошкольников, способствуют их умственному развитию.
Сила воздействиялитературного произведения на развитие личности ребенка чрезвычайно велика.
Исследования педагоговпоказали, что дети дошкольного возраста могут испытывать чувства, которыепереживают герои книг. Чтение художественных произведений содействует развитиюдетского мышления, служит источником новых представлений и знаний.
Влияние художественнойлитературы на нравственное, толерантное воспитание дошкольников значительноусиливается, если одной и той же темой объединено несколько произведений.Подбирать литературу необходимо по таким направлениям как: познавательныерассказы о республиках; рассказы о труде и быте людей других национальностей;рассказы, знакомящие детей с национальной культурой народов; рассказы о жизнидетей разных национальностей. По данным исследования Н.В. Мельниковой, высокийнравственный эффект достигается в том случае, если в работе с детьми (вбеседах, при рассматривании картинок, решении речевых логических задач)используются ситуации из художественных произведений, где действующими лицамиявляются сами дети[35, с. 16]. Если гуманные нравственные чувства, трудолюбиесвойственны героям разных национальностей, у детей начинает формироватьсяпервоначальное представление об их общечеловеческом характере.
В связи с этим приподборе художественных произведений национальных авторов целесообразноориентироваться на следующее. Симпатичные герои (дети), любящие своих самыхблизких (маму и бабушку, папу и дедушку) и родную природу, умеющие дорожитьдружбой, обладают «набором» тех или иных гуманных качеств. Доброта,заботливость, желание быть полезным или доставить радость проявляются в добрых делахи поступках, требующих трудолюбия. Желательно, чтобы о маленьких неудачахсверстников разных национальностей, по-настоящему любящих своих мам,рассказывалось с улыбкой, по-доброму, а отрицательные проявлениявысмеивались[19, с. 194].
Для ознакомления детейс культурой разных народов, населяющими нашу страну, педагоги детских садов восновном используют иллюстрации, чтение рассказов, просмотр диафильмов, пляскив национальных костюмах, но этого не достаточно, не хватает соответствующейигрушке, в первую очередь национальной куклы. М.И. Богомолова считает, чтовоспитанию этики межнационального общения способствует национальная кукла [9,с. 429]. Ее ценность заключается в том, что с ее помощью можно в доступнойформе ознакомить детей с бытом народов, природными особенностями национальныхреспублик, пробудить в детских сердцах искреннюю дружбу и любовь к людям всехнациональностей. Естественно, что к национальной кукле предъявляются высокиетребования:
1.  Вее облике должны быть представлены черты, свойственные представителямопределенной национальности;
2.  Выражениелица, одежда и другие особенности куклы должны вызывать симпатию.
Национальная кукласлужит средством эмоционального воздействия на детей, развивает ихлюбознательность. Игры с национальной куклой воспитывают у детей чувствозаботы, ласки. Это проявляется в их мимике, речи и поведении во время игр.Нередко кукол вносят в группу лишь для пополнения игрового хозяйства, частонаходится в виде сувенира, служит украшением. И поэтому зачастую дети не знаютимен этих кукол, в какие национальные костюмы они одеты, какую национальностьпредставляют. Нельзя не согласиться с мнением Р.И. Жуковской, которая считает,что национальная кукла становится средством национального, а значит ивоспитания этики межнационального общения лишь в том случае, если онаоказывается наделенной определенными чертами характера[9, с. 209]. Особуюсимпатию дети питают к тем куклам, о которых много знают, которые представляютлитературных героев. Куклы несут радость детям, на наш взгляд нет ребенка,который бы равнодушно отнесся бы к кукле в национальном костюме. При знакомствес куклой у детей возникает много вопросов: почему она так одета? Из какойреспублики она прибыла? Как там живут люди? На каком языке они говорят?
Очень важно, чтобыкаждая национальная кукла, отличалась какими – либо особенными чертами.
В ДОУ должен бытьпродуманный подход к подбору национальных кукол. Удобнее всего сгруппировать ихследующим образом:
1. Куклы, передающиехарактерные черты национальности;
2. Куклы, носящие именаполюбившихся национальных литературных героев;
3. Куклы, которыесвоими костюмами и элементами атрибутов напоминают о труде, характере той илииной национальности.
Воспитание этикимежнационального общения, симпатии, дружеского отношения к другим народампроисходит в процессе подвижных игр, с использование национальных атрибутов.
В педагогическойлитературе подчеркивается возможность воспитания у детей в игре тех или иныхположительных качеств. Выготский Л.С, указывал, что в дошкольном возрастепроисходит «интеллектуализация», т. е. переход от неосознанныхэлементарных эмоций, к осознанным и обобщенным[9, с. 524].
В своих играх детиотражают все, что их волнует в окружающей, общественной жизни. Игра больше, чемкакой-либо другой вид деятельности, дает возможность насыщать ее социальнымсодержанием, поэтому она и является важным средством воспитания.
Воспитательноевоздействие игры зависит от ее содержания, она может стать средством воспитаниядружеских чувств к людям других национальностей лишь в том случае, когда онаявляется средством познания, когда дети овладевают знаниями о национальностях,одновременно проявляя положительное отношение к их представителям.
Игра может выступатькак эмоционально-действенное средство уточнения и обогащения знанийдошкольников, как способ организации взаимоотношений между детьми в игровойдеятельности.
Нельзя не согласиться сутверждениями Д.Б. Эльконина, который считал, что систематическое обогащениедетей знаниями о людях разных национальностей, воспитание к нимсоответствующего отношения делают игру сферой «реальных социальныхотношений» [9, с. 230].
В играх особое вниманиенужно обращать на детские взаимоотношения: проявление дружеского расположения,умение проявить внимание, заботу, умение считаться с интересами товарищей.
В игре дети охотноберут на себя и выполняют роль людей иных национальностей. Игра делает общениеинтереснее, помогает дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческийинтерес.
Большое влияние навоспитание этики межнационального общения детей оказывают произведенияискусства, в частности изобразительного: картины, иллюстрации.
Рассматриваниеиллюстраций, отражающих содержание о людях различных национальностей, развиваютмышление, речь ребенка, обостряется внимание и наблюдательность, расширяетсякруг интересов, пробуждает творческую активность. Выразительная иллюстрацияпомогает понять поступки героев, вызывает интерес у детей, стремление познатьдругие культуры.
Большую роль ввоспитании этики межнационального общения у детей дошкольного возрастаоказывают пословицы и поговорки. Несмотря на их краткость, в них четкопрослеживаются довольно полные рекомендации к поведению в кругу «чужих».Причем эти рекомендации призывают к осторожности, деликатности, такту и вкакой-то степени к подавлению своего «Я»: Не стучи в чужие ворота, ив твои стучаться не будут (татарская). Постоянное обращение к русскомуфольклору делает речь детей богаче, образнее. Через знакомство с фольклоромдети видят разнообразие существующего мира, принимают его многогранность и небоятся быть отличными от других.
Эффективным средствомвоспитания этики межнационального общения у детей дошкольного возраста такжеявляются сказки, которые знакомят детей не только с фольклором, но и даютпредставления о добре и зле, в какой-то степени соотносимые мировоззрениемэтносов.
Можно быть уверенным,что через знакомство с фольклором разных национальностей, через познаниевнутреннего мира различных народов будет происходить постепенное сближение,основанное на терпимости. И очень важно, что бы дети почувствовали, чтодружеский настрой к другому народу, партнерские отношения делают собственныймир богаче, а жизнь полнее и интереснее [15, с.216].
За сказочными образамистоят символы коллективного бессознательного. Эти же символы встречаются вмифах, религиях, иногда во снах. Язык символов не является «мифом»или «маскировкой» — это естественный язык нашего бессознательного,тогда как слова — язык нашего сознания.
Таким образом,рассмотрев теоретические основы воспитания этики межнационального общения удетей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводам:
1. Этикамежнационального общения – чувство симпатии, дружелюбия и уважения к людямдругих национальностей, принятие и понимание их этнической самобытности,обычаев и традиций.
2. В старшем дошкольномвозрасте возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка вдеятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательнонаблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно частодаже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать емуправильный ход. Если четырех-пятилетние дети вслед за взрослым охотно осуждаютдействия сверстников, то шестилетние, напротив, защищают товарища или дажемогут поддержать его «противостояние» взрослому. При этомконкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется. Однаконаряду с этим у старших дошкольников появляется умение видеть в партнере нетолько его игрушки, промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения.
3. Эффективнымисредствами воспитания этики межнационального общения являются: традиции,общение, художественная литература, сказки, пословицы и поговорки, национальныекуклы, подвижные игры, с использование национальных атрибутов, произведенияискусства и др. Главным из перечисленных средств, на наш взгляд, является игра,как ведущая деятельность в старшем дошкольном возрасте.
Следующая главапосвящена экспериментальной работе по воспитанию этики межнационального общениядетей старшего дошкольного возраста.

Глава2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию этики межнационального общениядетей старшего дошкольного возраста
2.1 Диагностика уровнейсформированности межнационального общения детей старшего дошкольного возраста
Наша опытно-экспериментальнаяработа по воспитанию этики межнационального общения проводилась на базедетского сада №21 города Ишима с детьми старшего дошкольного возраста.
В ходе исследованиябыло установлено, что национальный состав детей в старшей группе детского садаразнообразен. Помимо русской, в группе насчитывается 6 национальностей. Из 20дошкольников 8 человек или (40%) являются представителями другихнациональностей. Это азербайджанцы, казахи, немцы, татары, узбеки, украинцы.
Была определена цельконстатирующего эксперимента: Выявить уровень знаний у детей старшегодошкольного возраста о представлениях других народов и национальностей, какважного показателя этики межнационального общения: уважения, принятия ипонимания богатого многообразия культур нашего мира и определение уровнявоспитанности межнационального общения.
В эксперименте принялиучастие дети старшей группы в количестве 20 человек. Они были поделены на двегруппы: экспериментальную и контрольную (по 10 человек в каждой). Список детей,участвующих в исследовании приведен в приложении 1.
Для решенияпоставленных задач опытно – экспериментальная работа включала в себяконстатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Для выявления уровнявоспитанности межнационального общения на констатирующем этапе использовалисьследующие критерии и показатели:
1.Критерийдостаточности знаний о других нациях и народностях;
2.Сформированностьэмоциональных проявлений (способность к сочувствию, сопереживанию, наличие(отсутствие) положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками),независимо от их пола, расы, национальности;
3.Позитивные действия,как в реальной, так и вербальной ситуации (активность в решении проблемныхситуаций), а также позитивная лексика в отношении детей друг к другу.
На основе выделенных критериеви показателей были определены следующие уровни воспитанности межнациональногообщения у детей старшего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: кэтому уровню относятся дети, у которых полные, существенные, конкретные знанияо других нациях и народностях. Ребенок умеет общаться с другими людьми иподдерживать хорошие взаимоотношения. Проявляется способность к сочувствию,положительно окрашенные эмоции при общении со сверстниками другихнациональностей и другого пола.
Средний уровень: кэтому уровню относятся дети, у которых полные, существенные, конкретные знанияо других нациях и народностях. Однако ребенок не всегда может общаться сдругими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения. Редко проявляетсяспособность к сочувствию, положительно окрашенные эмоции при общении сосверстниками других национальностей и другого пола.
Низкий уровень: к этомууровню относятся дети, у которых отсутствуют знания о других нациях инародностях. Способность к сочувствию не проявляется.
Диагностическиепараметры в нашем варианте представляли собой вышеназванные критерии, которыеоценивались по трехбалльной шкале (1-3).
«1» баллвыставлялся тогда, когда критерий проявлялся редко или был недостаточновыражен.
«2» баллавыставлялось тогда, когда критерий проявлялся часто и был достаточно выражен.
«3» баллавыставлялось тогда, когда критерий проявлялся всегда и был ярко выражен.
Каждый из диагностическихкритериев оценивался коэффициентом (К1, К2, К3),который вычисляется по формуле:
/>
После вычислениякоэффициента каждого из трех блоков находился средний коэффициент по формуле
К= К1+3К2+К3
 
По среднемукоэффициенту можно определить три уровня воспитанности межнационального общенияу испытуемых детей. Если К лежит в пределах 0,8-1 баллов, то уровень высокий.Если К лежит в пределах 0,6-0,7 баллов, то уровень средний. Если К менее 0,6баллов, то ребенок находится на низком уровне воспитанности межнациональногообщения.
С целью выявления уровня межнационального общения мыиспользовали следующие диагностические методики: «Сестренки», «Угостиконфетой» разработанные Э. Сусловой, определение уровня знаний посформированности понятий, определяющих термин «межнациональное общение»было проведено в виде контрольного опроса.
Приведем примерыпроведения диагностики с использованием выше перечисленных методик.
Методика «Сестренки».
Детям было предложенотворческое задание: завершить рассказ педагога. Детям экспериментальной группыбыло предложено такое начало рассказа: «Однажды утром, когда детизавтракали, дверь группы открылась и вошла заведующая детским садом с двумясмуглыми девочками, мало похожими на тех, что сидели за столами. Одна из нихтихо произнесла какие то непонятные слова (оказывается она поздороваласьпо-татарски), другая с любопытством рассматривала детей. Татьяна Петровнасказала, что сестренок зовут Зуля и Ася. Недавно они приехали из Татарстана, итеперь будут ходить в наш детский сад. А дальше вот что произошло…» «Такчто же произошло потом?» Дети, придумывая концовку рассказа, прямо иликосвенно проявляли уважение к ребятам другой национальности, проявляли разноеотношение к детям другой национальности. Благодаря данной методике мы выяснилиобщее впечатление об отношении детей старшего дошкольного возраста ксверстникам других национальностей, и об уровне сформированности межнациональногообщения у детей нашей группы.
Протоколы данной диагностики представлены в приложении 2.
Результаты проведенияданной методики:
В экспериментальнойгруппе:
• высокий уровень –отсутствует, что составляет 0%;
• средний уровень – 3ребёнка, что составляет 30%;
• низкий уровень – 7детей, что составляет 70%.
В контрольной группе:
• высокий уровень –отсутствует, что составляет 0%;
• средний уровень – 5детей, что составляет 50%;
• низкий уровень – 5детей, что составляет 50%.

Таблица 1 Результатыдиагностики по методике «Сестренки»Группы Всего чел. Уровни В С Н Экспериментальная 10 0% 30% 70% Контрольная 10 0% 50% 50%
Методика «Угости конфетой».
Для проведениядиагностики по данной методике нами заранее были подготовлены 8 картинок сизображением мальчиков и девочек разных национальностей.
Сначала мы познакомилидетей с ними, называя при этом имена и национальности сверстников, например: «Вотукраинские ребята – Олеся и Грицко, русские – Маша и Ванечка, татарские – Гуляи Рустам, грузины – Сулико и Вахтанг.» Затем экспериментатором былопредложено рассмотреть костюмы детей разных национальностей. После небольшойпаузы экспериментатор обращался к ребенку: «Посмотри, как много вкусныхконфет в вазочке, они все твои, ты можешь съесть их сам, только вот сладостилюбят все дети, в том числе и те, с которыми ты только что познакомился. Может,угостишь кого – ни будь? Кого ты хочешь угостить? А почему именно его (ее, их,всех)?
Результаты введениядетей в проблемную ситуацию „Угости конфетой“ нами фиксировались накарточках, где был отражен характер действий ребенка (угощает; оставляет себе;угощает одной конфетой, а остальные оставляет себе; не угощает никого).
Результаты данной диагностики были занесены в таблицу,которая так же представлена в приложении 3.
В графу „Угощает“мы вписывали имена девочек и мальчиков, изображенных на карточках. Даннаядиагностика позволила нам выявить, что у большинства детей нашей группыотличаются добротой, толерантностью. Однако некоторые дети оказывалипредпочтение к детям тех национальностей, с которыми общаются, к которым онисами относятся.
Количественный анализрезультатов методики позволил сделать вывод:
В экспериментальнойгруппе:
• высокий уровень –отсутствует, что составляет 0%;
• средний уровень – 7детей, что составляет 70%;
• низкий уровень – 3ребёнка, что составляет 30%.
В контрольной группе:
• высокий уровень –отсутствует, что составляет 0%;
• средний уровень – 6детей, что составляет 60%;
• низкий уровень – 4ребёнка, что составляет 40% (таблица 2)
Таблица 2 Результатыдиагностики по методике „Угости конфетой“ Группы Всего чел. Уровни В С Н Экспериментальная 10 0% 70% 30% Контрольная 10 0% 60% 40%
Контрольный опрос для определения уровня знаний о другихнациях и народностях.
Этот метод, который нами был использован, представлял собойиндивидуальные беседы с детьми экспериментальной группы.
Беседа проводилась последующим вопросам:
1.Это красивая кукла –русская, а этот нарядно одетый мальчик – татарин. А ты кто?
2.На каком языке мы стобой разговариваем?
3.Какие народы инациональности живут в нашей стране?
4.Как ты думаешь, чемони отличаются?
5.А что у них общего,чем они похожи друг на друга?
6.Хорошо это или плохо,что в России живут представители разных народов: русские, белорусы, молдаване,украинцы, цыгане, татары, грузины, немцы…? Почему ты так думаешь?
7.Какие страны тыможешь назвать?
Ответы каждого ребенкафиксировались нами на отдельных карточках. У детей нашей экспериментальнойгруппы не вызвали затруднений такие вопросы как: „На каком языке мы стобой разговариваем?“. Так же без затруднения дети ответили на вопрос: „Хорошоэто или плохо, что в России живут представители разных народов: русские,белорусы, молдаване, украинцы, цыгане, татары, грузины, немцы…?“ Однакомотивировать свой ответ они не смогли.
Наибольшие затруднениядети испытывали при ответе на вопросы: „Какие народы и национальностиживут в нашей стране, чем они отличаются, а чем похожи?“. Протоколы беседыпредставлены в приложении 4.
В результатепроведенной работы выяснилось, что о своей этнической принадлежности знают 30%детей, о том, насколько дети осведомлены о представителях разнонациональногоокружения свидетельствуют ответы на вопрос „Какие народностинациональности ты знаешь?“. Полученные в ходе исследования данные такжепоказывают, что дети знают лишь ближайшие национальные группы, но сведения оних весьма ограничены, а в процессе опроса дети, как правило, передаютинформацию, которую они слышат от окружающих. Отрицательное отношение котдельным национальностям обусловлено родительским влиянием.
Результаты проведенияконстатирующего эксперимента.
Контрольная группа:
37% — количество детей,имеющих высокий уровень межнационального общения;
50% — количество детей,имеющих средний уровень межнационального общения;
13% — количество детей,имеющих низкий уровень межнационального общения;
Экспериментальнаягруппа:
32% — количество детей,имеющих высокий уровень межнационального общения;
45% — количество детей,имеющих средний уровень межнационального общения;
23% — количество детей,имеющих низкий уровень межнационального общения;
Графически это выглядиттак:
/>
Рис. 1 Результатыконстатирующего этапа эксперимента
Таким образом, мывидим, что уровень межнационального общения в контрольной группе явно выше, чемв экспериментальной, но следует учитывать тот факт, что опрос проводился вначале эксперимента.
При анализе результатовопроса, выяснилось, что дети не в полной мере знакомы с существованиеммножества наций и народностей, недостаточно владеют информацией в данномнаправление, толерантность не достаточно развита.
Таким образом,определилась главная цель, которой нужно достигнуть при проведении формирующегоэксперимента – это познакомить детей с особенностями, обычаями и традициямиразных национальностей, что поможет воспитанию этики межнационального общения,как одного из необходимых моральных качеств личности.
2.2 Реализация средстввоспитания этики межнационального общения детей старшего дошкольного возраста
С целью воспитанияэтики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста нами былповедён формирующий этап эксперимента. В формирующем эксперименте принялиучастие только дети экспериментальной группы.
Цель формирующего этапаэксперимента: приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурнымценностям разных народов; апробировать занятия с играми как наиболееэффективное средство воспитания этики межнационального общения. Нужно отметить,что такие занятия дают возможность воспитателю проводить работуцеленаправленно, сочетать групповые формы работы с индивидуальной, формироватьпознавательную активность учащихся.
В процессе формирующегоэксперимента были реализованы следующие условия:
·         включениедетей в специальные занятия по овладению знаниями о других нациях инародностях, традициях и обычаях людей разных национальностей;
·         использованиезанятий с играми как средства воспитания этики межнационального общения;
·         широкоеприменение методов эмоционального воздействия.
Учитывая тот факт, чтоосновной путь воспитания этики межнационального общения у детей дошкольноговозраста – это приобщение детей к культуре разных народов на основеприобретения ими знаний, мы, прежде всего, в формирующей части нашегоэксперимента составили план работы по формированию этики межнациональногообщения у детей экспериментальной группы.
Наиболее значимым, нанаш взгляд, была игра „Народы — как одна семья, хотя язык их разный…“(Составитель: Чалдышкина Н.Н.)
Игра предназначена длядетей старше 5 лет.
Цель: воспитание удетей интереса и любви к культуре народов ближнего зарубежья средствамидидактической игры.
Задача: закрепить иобобщить представления детей о культуре народов ближнего зарубежья.
Игра предусматриваетформирование и уточнение знаний детей по следующим разделам: „Названиестраны“, „Столица“, „Музыкальные произведения“, „Национальныйтанец“, „Флаг“, „Народная игра“, „Народныйинструмент“, „Национальное имя“, „Особенности сельскогохозяйства“, „Национальный костюм“, „Живая и неживая природа“,»Литература".
Одновременно в игремогут принимать участие от 3 до 6 человек, большее количество человек можетразбиться на мини-группы, делающие ход и вместе отвечающие на вопрос — картинкусектора игрового поля. Если в секторе нарисован мальчик, читающий книгу, —необходимо рассказать какое-либо произведение народа, название которого уребенка на карточке с красной звездочкой (например, «Украина» —значит, ребенок рассказывает стихотворение или сказку украинского народа).
I этап — перед началомигры дети выбирают карточку с названием страны, а во время движения по секторамориентируются лишь на свою карточку.
II этап — карточки лежатна игровом поле. Двигаясь по секторам, ребенок каждый раз берет новую карточкус названием страны.
На первых порахдопускаются подсказки детей друг другу под руководством педагога. А на основеигры может быть составлена концертная программа о культуре разных народовближнего зарубежья.
Игра «Путешествиепо России и странам ближнего зарубежья» (Составитель: Елисеева И.)
Предназначена для детейстаршего дошкольного и младшего школьного возрастов.
Цели: закреплять ирасширять у детей представление о народах, живущих в России и ближнемзарубежье, их устном творчестве: сказках, загадках, песенках, пословицах ипоговорках. Воспитывать любовь и уважение к другим национальностям.
Игровая задача: достичьфиниша первым.
Игровые действия:
1. Дети выбирают, накаком виде транспорта они будут путешествовать;
2. Бросать кубик и,согласно выпавшему количеству очков, передвигаться фишкой-транспортом по карте.
Правила игры:
Участвуют три игрока иболее. У каждого своя фишка (самолет, кораблик, машинка и т.д.) и кубик один навсех. Выигрывает тот, кто первым приходит на клетку 75, получив точное числоочков. При превышении этого числа игрок отступает на столько клеток, сколько унего лишних очков. Игра начинается с цифры 1 — марийского народа. Салика и Онаррешили объехать всю Россию и познакомиться с другими народами.
Необходимо следоватьуказаниям, которые даны на клетках.
На остановках иизображении народа тот, кто пришел первым, дожидается остальных.
Если выпадет 6 очков,игрок получает право повторного хода, но если это произойдет три раза подряд,придется начинать игру сначала.
Ход игры:
Дети садятся вокругстола, на котором располагается карта путешествия, фишки выстраиваются настарте. Ребенок бросает кубик и продвигается на выпавшее на кубике количествоочков вперед.
Варианты игры:
1. Игру проводитвоспитатель, задает детям вопросы в зависимости от уровня знаний.
Количество играющихдетей — от 3 до 6 (дети могут играть парами).
2. Можно проводить какигру-занятие на протяжении изучения народов, которые населяют Россию и ближнеезарубежье.
На этих играх-занятияхпедагог постепенно знакомит детей с народами, названиями столиц республик илиокругов, на территории которых они проживают, рассказывает про национальныйкостюм, чем они занимаются, знакомит с устным народным творчеством.
Игровые занятия могутварьироваться в зависимости от поставленной педагогом цели игры. Можноиспользовать следующие задания:
1. Пояснить пословицу.
2. Рассказать сказку.
3. Отгадать загадку.
4. Спеть народнуюпесенку.
5. Назвать столицуреспублики, в которой ты остановился.
Для опровержения илиподтверждения гипотезы нашего исследования был проведен контрольный этапэкспериментального исследования, в котором нами были использованы те жедиагностические методики, что и на первом этапе: методика «Угости конфетой»,методика «Сестренки».
Наша работа повоспитанию этики межнационального общения в формирующем эксперименте позволиласделать вывод, что из 12 детей 9 детей одинаково доброжелательны в своихдействиях ко всем этническим группам (см.Приложение 6);
У 2 детей присутствуетэгоистичность, то есть дети никому не отдают свой выбор, сконцентрировавшись насебе;
У 1 ребенка в действияхвыражается предпочтение при выборе национальной группы.
Количественный анализрезультатов методики на контрольном этапе эксперимента позволил сделать вывод:
В экспериментальнойгруппе:
• высокий уровень – 3ребёнка, что составляет 30%;
• средний уровень – 7детей, что составляет 70%;
• низкий уровень –отсутствует, что составляет 0%.
В контрольной группе:
• высокий уровень –отсутствует, что составляет 0%;
• средний уровень – 6детей, что составляет 60%;
• низкий уровень – 4ребёнка, что составляет 40% (таблица 3)
Таблица 3 Результатыконтрольного этапа по методике «Угости конфетой»Группы Всего чел. Уровни В С Н Экспериментальная 10 3% 70% 0% Контрольная 10 0% 60% 40%
Проведенный анализ пометодике «Сестренки» позволяет отметить тот факт, что из 12 детей удесяти детей проявилось доброжелательное отношение к людям другихнациональностей (см.Приложение 7). Недоброжелательного отношения проявили 2ребенка экспериментальной группы.
Результаты проведенияданной методики на контрольном этапе эксперимента:
В экспериментальнойгруппе:
• высокий уровень – 3ребенка, что составляет 30%;
• средний уровень – 7детей, что составляет 70%;
• низкий уровень –отсутствует, что составляет 0%.
В контрольной группе:
• высокий уровень –отсутствует, что составляет 0%;
• средний уровень – 5детей, что составляет 50%;
• низкий уровень – 5детей, что составляет 50%.
Таблица 4 Результатыконтрольного этапа по методике «Сестренки»Группы Всего чел. Уровни В С Н Экспериментальная 10 30% 70% 0% Контрольная 10 0% 50% 50%
Общие результатыпроведения контрольного эксперимента показывают, что:
Контрольная группа:
37% — количество детей,имеющих высокий уровень этики межнационального общения;
50% — количество детей,имеющих средний уровень этики межнационального общения;
13% — количество детей,имеющих низкий уровень этики межнационального общения;
Экспериментальнаягруппа:
57% — количество детей,имеющих высокий уровень этики межнационального общения;
40% — количество детей,имеющих средний уровень этики межнационального общения;
3% — количество детей,имеющих низкий уровень этики межнационального общения;
Нашаопытно-экспериментальная работа позволяет отметить качественные изменения ввоспитании этики межнационального общения на основе приобщения к культуреразных народов.
Таким образом, мыубедились, что большинство детей нашей экспериментальной группы стали одинаководоброжелательны ко всем этническим группам. И только у 3 детей мы наблюдали вдействиях эгоистичность, недоброжелательность, они никому не отдали свой выбор,сконцентрировавшись на себе.
Результаты данных диагностикпозволили нам сделать вывод, что окружающие предметы, воспитывающие в ребенкечувство красоты, любознательности, должны носить черты национальной культуры,чтобы дети с раннего возраста ощущали себя частью своего народа.
Контрольный этап нашегоэксперимента подтвердил выдвинутую нами гипотезу и эффективность реализованныхна формирующем этапе мероприятий по воспитанию этики межнационального общения удошкольников.

Заключение
В последнее времяпроблема воспитания этики межнационального общения стала широко освещаться всредствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Этосвязано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людямсо стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаиоткровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. Помнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровнятерпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотноизлагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей.
Нам кажется, чтонаибольший акцент следует сделать на дошкольном возрасте, так как именно в этотпериод человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире.Мышление ребенка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но ужеспособно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов изнее. В этом возрасте формируется мировоззренческая картина ребенка и все, чтоон впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способыповедения в обществе. Актуальность нашей работы мы видим в необходимостивоспитания у дошкольников этики межнационального общения.
В результате нашейработы мы рассмотрели понятие «этика межнационального общения» впсихолого-педагогической литературе, определили особенности общения детейдошкольного возраста, выявили средства воспитания этики межнациональногообщения. Для проверки эффективности средств мы провели экспериментальноеисследование.
Исходя из того, чтообъектом нашего исследования является процесс воспитания этики межнациональногообщения у детей старшего дошкольного возраста, то основное внимание мы уделяемрассмотрению процессуального компонента, средствам воспитания этикимежнационального общения в период дошкольного детства, к которым мы отнесли:
·         включениедетей в специальные занятия по овладению знаниями о других нациях инародностях, традициях и обычаях людей разных национальностей;
·         использованиезанятий с применением игры как средства воспитания толерантности;
·         широкоеприменение методов эмоционального воздействия.
Исследование проводилосьна базе ДОУ №21 города Ишима. Исследованием было охвачено 20 детей.
Для выявления уровнявоспитанности этики межнационального общения на констатирующем этапеиспользовались следующие критерии и показатели:
1.Критерийдостаточности знаний о других нациях и народностях;
2.Сформированностьэмоциональных проявлений (способность к сочувствию, сопереживанию, наличие(отсутствие) положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками),независимо от их пола, расы, национальности;
3.Позитивные действия, какв реальной, так и вербальной ситуации (активность в решении проблемныхситуаций), а также позитивная лексика в отношении детей друг к другу.
Диагностика исходногоуровня этики межнационального общения дошкольников на констатирующем этапеисследования показала, что дети не в полной мере знакомы с существованиеммножества наций и народностей, недостаточно владеют информацией в данномнаправление, уважение к детям другой национальности не достаточно развита.
Полученные данныепослужили практической основой организации и проведения формирующего этапаэксперимента по воспитанию этики межнационального общения.
Для этого разработанплан занятий, ориентированный на формирование этики межнационального общениядошкольников, расширение их межкультурной компетентности, приобретениеэтнокультурного опыта, навыков позитивного межэтнического взаимодействия. Сцелью повышения уровня этики межнационального общения у детей старшегодошкольного возраста нами был поведён формирующий этап эксперимента. Результатыконтрольного эксперимента показали качественные изменения этикимежнационального общения у детей экспериментальной группы на основе приобщенияк культуре разных народов.
Таким образом, наоснове проведённой опытно – экспериментальной работы по воспитанию этикимежнационального общения можно сделать вывод, что игра является эффективнымсредством воспитания этики межнационального общения у детей старшегодошкольного возраста. Полученные результаты подтвердили гипотезу нашегоисследования.
В результате нашегоэксперимента мы также пришли к следующим выводам, что воспитание этикимежнационального общения у детей дошкольного возраста – актуальная задача нашихдней. В процессе воспитания в ДОУ ребенок приобретает первоначальные навыкисоциального общения, усваивает основы этики межнационального общения. Мыубеждены, что воспитание терпения и согласия начинается с отношения человека ксебе и к своему ближайшему окружению.
Как показываютисследования отечественных ученых и наша опытно-экспериментальная работаребенка дошкольника, характеризует эмоциональная отзывчивость, открытость,доверчивость и отсутствие этических стереотипов, что позволяет ему вступать всвободное общение с людьми разных национальностей.
Итак, воспитание этикимежнационального общения у детей дошкольного возраста, невозможно без созданияатмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты исимпатии, интереса друг к другу. Именно в таких условиях жизнь детей в группестроится на принципах уважения, обогащается опыт общения с людьми разных национальностей.
Углубленная,обогащенная по содержанию работа по воспитанию этики межнационального общениядетей старшего дошкольного возраста на основе приобщения к культуре разныхнародов через игру, проведенная с детьми экспериментальной группы показалаположительную динамику в исследуемой проблеме, что подтверждается на последнемэтапе нашего исследования.

Библиография
1. Абдулкаримов, Г.Г. Об опыте работы по формированию у детейэтнической толерантности [Текст]/ Г.Г.Абдулкаримов // Дополнительное образование.– 2002. – № 2.
2.Абсалямова, А.Г. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе [Текст]/А.Г.Абсалямова, Ю.С.Горбачева.- Уфа: Творчество, 1997.
3. Амонашвили, Ш.А. Созидая человека [Текст]/Ш.А.Амонашвили. – М.:Педагогика,1982.
4. Асмолов, А. Историческая культура и педагогика толерантности[Текст] / А.Асмолов. – М.: Мемориал. 2001.- №24.- С.61-63.
5. Асмолов, А.Г. О смыслах понятия толерантность [Текст]/А.Г.Асмолов, Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова // Век толерантности. – 2001. – № 1.
6. Асмолов, А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа.Толерантность в общественном сознании России [Текст]/. – М.: Педагогика,1998.
7.Бателаан, П. Межкультурное образование — больше, чем долг [Текст]/П.Бателаан. – М.: Просвещение, 2002. – С.243.
8. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]/Л.И.Божович.-М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК, 1999
9. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред.А.В.Петровского.- М.: Просвещение, 1989.
10. Демиденко, Ю. Воспитываем терпимость [Текст]/ Ю.Демиденко,О.Куликова // Школьный психолог. – 2002. – № 15. – С. 4.
11. Дерманова, И.Б. Психологический практикум. Межличностныеотношения: метод. рекомендации [Текст]/ И.Б.Дерманова, Е.В.Сидоренко. – СПб.: Питер,2001.
12.Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование [Текст]/Г.Д.Дмитриев.- М.: Народное образование, 1999.
13. Дробижева, Л.М. Ценности и символы национального самосознанияв условиях изменяющегося общества [Текст]/Л.М.Дробижева. – М.: Педагогика,1994.
14. Дудина, М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике [Текст]/ М.Н.Дудина. – Екатеринбург: Наука, 1998.
15. Зимбули, А.Е. Почему терпимость и какая терпимость [Текст] / А.Е.Зимбули.– М.: Просвещение, 1996. С.233.
16.Камынина, С.Ю. Международное сотрудничество как фактор обновления отечественногодошкольного образования [Текст] / С.Ю.Камынина,Г.Ю.Максимова// Кросс-культурный диалог: Компаратив. исслед. впедагогике и психологии: Сб. ст. / Владимир. гос. пед. ун-т. — Владимир: Нерль,1999. — С. 37 — 44.
17.Кон, И.С. Психология предрассудка (о социально-психологических корняхэтнических предубеждений) [Текст]/И.С.Кон//Психологиянациональной нетерпимости: Хрестоматия/Сост. Ю.В.Чернявская-Мн.: Харвест,1998.-С. 40.
18.Копченова, Е.Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников [Текст] / Е.Е.Копченова// Психолог в детскомсаду. — 1999. — № 1. — С. 64 — 66.
19.Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросс — культурную психологию: Учебноепособие [Текст]/Н.М.Лебедева. — М: Ключ — С, 1999.- С. 194 — 210.
20.Люсиер, Г. К позитивным результатам через культурное разнообразие класса [Текст]/Г.К.Люсиер// Новые ценностиобразования.-2004.- № 4. — С. 20-24.
21.Менская, Т.Б. Поликультурное образование: Программы и методы [Текст] / Т.Б.Менская// Общество иобразование в современном мире. -Вып. 2. — М., 1993.
22. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества [Текст]/В.С.Мухина.– М.: ИПП, 1998.
23. Немов, Р. Психология [Текст]/Р.Немов / учебник для студентоввысш. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн.1 Общая психология. – 3-е изд. – М.:гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.
24.Оконешникова, А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: Дис.… докт. психол. Наук [Текст]/А.П.Оконешникова.- Якутск, 1998.
25.Парамонова, Л. Дошкольник в мире диалога: Воспитание толерантности [Текст] /Л.Парамонова, Т.Алиева, А.Арушанова//Дошкольное воспитание / М-во общего и проф. образования РФ. — 1999. -№ 5. — С.70 — 73.
26.Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ.сред. пед. учеб. Заведений [Текст]/Е.О.Смирнова.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
27.Снежкова, И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества[Текст]/И.А.Снежкова// Советская этнография– 1982. — № 1 — С.80 — 88.
28.Суслова, Э. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людямразных национальностей [Текст]/Э.Суслова // Дошкольное воспитание. — 1999. — № 1. — С. 82 – 91.
29.Суслова, Э. Растим гражданина: Подготовка студентов к воспитанию у детейпатриотических, национальных и интернациональных чувств, правовой культуры [Текст]/Э.Суслова // Дошкольное воспитание. — 1999.- № 1. — C. 86 — 89.
30.Суслова, Э. Рекомендации по темам: «Воспитание у детей этикимежнационального общения» [Текст]/Э.Суслова// Дошкольное воспитание. — 1999. — № 1. — С. 26.
31.Суслова, Э. Формирование любви к Родине, начал гражданственности и этикимежнационального общения взаимосвязаны" [Текст]/Э.Суслова//Дошкольное воспитание. — 1999. — № 1. — С. 25.
32. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: учеб.пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст]/ Г.А.Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Академия, 2000. – 304с.
33. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологическиеигры и упражнения: практическое пособие: Пер. с нем.: в 4-х томах. Т. 1.[Текст]/ К.Фопель.– М.: Генезис, 2003. – 160 с.
34. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]/ И.Ф. Харламов. – М.:Просвещение, 2000. 272 с.
35.Юрина, Н. Уроки нежности и сострадания: (Книга в жизни вашего ребенка) [Текст]/Н.Юрина// Воспитание дошкольников. – 2005.- №2. – С.16.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.