Реферат по предмету "Педагогика"


Профессиональное самоопределение старшеклассников как аспект деятельности социального педагога о

--PAGE_BREAK--
Также было выявлено, что только 10 % определились с выбором высшего учебного заведения, а 90 % не определились (Диаграмма 2).




Диаграмма 2


В процессе диагностики также была использована методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии» (Приложение 3), результаты которой показали, что для 35 % учащихся наиболее подходящим типом профессии является «Человек — знаковая система», для 30 % учащихся «Человек -техника», для 15 % учащихся — «Человек — художественный образ» для 10 % учащихся — «Человек — человек», и для 10 % учащихся — «Человек — природа» (Диаграмма 3).




Диаграмма 3



В рамках разработанной программы по организации профессионального самоопределения старших школьников «Взгляд в будущее» были проведены следующие занятия:

Занятие №1

Ориентировочное

Цель — получение необходимой информации о профессиональных намерениях учащихся; формирование у участников установки на саморазвитие в рамках занятий по профессиональному самоопределению.

Задачи

·                   Знакомство с группой

·                   Проведение игры «секрет на спине», «Сантики-фантики»

·                   информирование учащихся о профессиях, о рейтинге востребованности профессий

·                   Диагностирование

·                   Анкетирование

·                   Рефлексия

Занятие №2

Классификация профессий

Цель — формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий.

Задачи:

·                   активизация умственной активности

·                   развитие умения работать в группе

·                   формирование умения использовать разную профессиональную терминологию.

·                   Информирование учащихся о типах, классах, группах, формулах профессий

·                   Проведение игр «любовное послание», «профессиональные молекулы»

Занятие №3

Работа над ошибками

Цель: Формирование у учащихся информационного поля о возможных ошибках при выборе будущей профессии.

Задачи:

·                   Проведение профигры «один день из жизни»

·                   Проведение методики

·                   Проведение игры «Летает — Не летает»

·                   информирование об ошибках при выборе профессии

·                   рефлексия

Занятие №4

Заключительное

Цель — Определение жизненных планов учащимися.

Задачи:

·                   получение вторичной информации о профессиональных намерениях учащихся

·                   определение своих жизненных планов

·                   анализирование выполненной деятельности

·                   Проведение профигры «Цепочка профессий»

·                   Анкетирование

·                   Составление бизнес плана

·                   Анализ творческих проектов

В заключение исследовательской деятельности было проведено повторное анкетирование, результаты которого показали, что количество учащихся, определившихся с выбором будущей профессии, выросло до 60 %, а количество не определившихся снизилось до 40 % (Диаграмма 4).
Диаграмма 4


Также на основе анкетирования (Приложение 4)было выявлено, что число учащихся, определившихся с выбором высшего учебного заведения выросло до 80%, а не определившихся снизилось до 20 % (Диаграмма 5).




Диаграмма 5


На основе проведенного исследования каждому учащемуся были даны различные рекомендации.
2.3 Рекомендации социальному педагогу по организации профессионального самоопределения старшеклассников общеобразовательной школы
Социальный педагог при работе с учениками должен учитывать их возрастные особенности.

Социальному педагогу необходимо выделять и разграничивать два уровня работы по профессиональному самоопределению учащихся: деятельность в 9 и 11 классе.

Социальный педагог должен как можно больше взаимодействовать с такими специалистами как психолог, классный руководитель, а также с администрацией и родителями.

Социальному педагогу следует учитывать, что старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации, через которую социальный педагог должен воздействовать на профессиональное самоопределение учащегося (работа с семьей, микрогруппами, педагогическим коллективом и личностью старшеклассника).

Необходимо осуществлять деятельность по конкретным разработанным программам профессионального самоопределения для старшеклассников.

Эффективность работы по профессиональному самоопределению учащихся обусловлена обеспечением социально-педагогических условий в школе и использованием различных форм и методов профориентации.

Организация профессионального самоопределения старшеклассников перемещает акцент с общего знакомства с миром труда на конкретные варианты выборов. На этом этапе важно решать как когнитивные задачи (справочно-информационные, помощь в самопознании, планировании и выборе), но и формировать морально-эмоциональную устойчивость подростка, готовя его к возможным конкретным трудностям в ходе подготовки и реализации своих профессиональных намерений. Одновременно необходимо оказывать помощь учащимся в поиске смыслов предстоящих жизненных и профессиональных выборов, а также не отказываться от обсуждения сложных ценностно-нравственных и морально-правовых проблем.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессиональное самоопределение учащихся старших классов общеобразовательного учреждения в настоящее время является социально-педагогической проблемой.

В данной работе была раскрыта сущность понятий «самоопределение» «профессиональное самоопределение», «профориентация». Под профессиональным самоопределением следует понимать сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала; профориентация определяется как система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии.

Также мы рассмотрели виды профессионально ориентированных периодизаций, которые позволяют выделить определенный вид допрофессиональной и профессиональной деятельности на каждом возрастном этапе человека.

В ходе исследования мы выявили, что основными особенностями профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является то, что именно в этот заключительный период обучения в школе перед учеником стоит сложная задача – самоопределения, принятия решения, от которого зависит его будущее. Выпускникам чаще присуще чувство тревоги, нависшей угрозы, в основе которых лежит страх потерять (упустить) шанс самореализации. Поэтому работа по профессиональному самоопределению учащихся в этом возрасте должна включать блок развития уверенности в себе, помощь в напряженный период, связанный со сдачей экзаменов и поступлением либо в высшее, либо в среднее специальное учебное заведение.

Проанализировав содержание деятельности социального педагога по организации профессионального самоопределения старших школьников, были выделены основные виды деятельности социального педагога по данному направлению и формы и направления работы. Также мы выяснили, что в целях профессионального консультирования и профессионального психологического отбора могут использоваться самые разнообразные психодиагностические методики, прогностическая ценность которых подтверждена специальными исследованиями.

В главе 2 была рассмотрена и проанализирована организация деятельности социального педагога со старшими школьниками по профессиональному самоопределению.

Рассмотрев деятельность социального педагога в образовательном учреждении, а в частности в ГОУ СОШ №262, со старшими школьниками по профессиональному самоопределению мы выяснили, что деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению учащихся ведется совместно с психологом школы, в практической части также представлены основные формы работы социального педагога по данной проблеме.

В рамках практического исследования была проведена первичная диагностика, которая включила в себя анкетирование и тестирование учащихся 11 класса. По результатам анкетирования было выявлено, что 80 % учащихся ещё не определились с выбором своей будущей профессии. Также было выявлено, что только 10 % определились с выбором высшего учебного заведения. В процессе диагностики была использована методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии», результаты которой показали, что большинство учащихся выбирают тип профессии «Человек — знаковая система», «Человек — техника».

На основе анализа литературных источников и деятельности социального педагога в средней общеобразовательной школе была составлена программа по организации профессионального самоопределения «Взгляд в будущее». Беседы с социальным педагогом и психологом, а также опрос учащихся показал, что системная работа по профессиональному самоопределению в девятом классе не велась, что вызывает необходимость в работе со старшеклассниками решать задачи, которые ставятся, как правило, на предыдущем этапе.

В процессе изучения курса «Профессиональное самоопределение школьников» учащимся необходимо выполнить и защитить творческий проект «Мой Взгляд в будущее». В задачи курса входило: формирование актуального для подростков «информативного поля»; обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию; формирование мотивов саморазвития, самоопределения и личностного роста.

Повторное анкетирование после организованной работы показало, что количество учащихся, определившихся с выбором будущей профессии, выросло до 60 %, а количество не определившихся снизилось до 40 %. Также было выявлено, что число учащихся, определившихся с выбором высшего учебного заведения, выросло до 80%, а не определившихся снизилось до 20%.

На основе проведенного исследования каждому учащемуся были даны различные рекомендации, а также были разработаны рекомендации социальному педагогу по организации профессионального самоопределения старшеклассников общеобразовательной школы.

Таким образом, поставленная цель была достигнута, гипотеза исследования подтверждена.




Список литературы
1.            Буякас, Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. № 2, 2002.- С. 10.

2.            Большая Советская Энциклопедия. — 2е издание — М., Т.31, 1955. – 705с.

3.            Большая Советская Энциклопедия — 2е издание- М., Т.35, 1955. – 605с.

4.            Забродuн Ю. М. Профессиональное становление: от профобразования — к профессиональной карьере // Профессиональное самоопределение учащихся, их трудоустройство и социальная защита. — Омск, 1993. -140с.
    продолжение
--PAGE_BREAK--5.            Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. — М.: Просвещение, 1988. — 270с .
6.            Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — М., 1996. — 512c.

7.            Климов Е.А. Школа …а дальше? — Лениздат, 1971, -132с.

8.            Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. СПб.: Питер, 2000, — 560с.

9.            Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.-464с.

10.        Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего/Д. Леонтьев, Е. Шалобанова//Вопросы психологии-2001.-№ 1.– 140с.

11.        Маркова А.К. Психология профессионализма.- М., 1996. -210с.

12.        Михайлов И.В. Проблема npофессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера // Вопросы психологии. — 1975. – №5. – С. 130.

13.        Немов Р.С. Психология. — М., 1995. – 492с.

14.        Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ (http://www.childpsy.ru/index.php/item/2375)

15.        Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе // Вопросы психологии. 1996. №1. – С.170.

16.        Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика / И.Ю.Беляева и др. – М., Изд-во МГУ, 1992, 116 с.

17.        Психологические тесты. Т.2. Под ред. А.А. Карелина. — М., ВЛАДОС, 1999, — 99с.

18.        Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. – М.: Вако, 2006. – 240с.

19.        Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2001-125с.

20.        Шавир Л.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. — Тюмень, 1980.-160с.

21.        Яруллина Л.Р. (психолог ФСПО Академии управления) «ТИСБИ» Профессиональное и личное самоопределение как поиск смысла в выбираемой профессии

www.tisbi.ru/science/vestnik/2004/issue2/Kult17.html

22.        ped.vslovar.org.ru/1491.html

23.        www.slovoland.ru/15/Professionalnaja_orientacija/49634/

24.        kemocpom.chat.ru/diction.html

25.        azps.ru/




Приложение 1
Программа по организации профессионального самоопределения старших школьников «Взгляд в будущее»
Цель программы: Оказать учащимся 11-х классов общеобразовательных учреждений помощь в подготовке к адекватному профессиональному самоопределению.

Задачи:

·          формирование актуального для подростков «информативного поля»;

·          Обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию;

·          формирование мотивов саморазвития, самоопределения и личностного роста.

Программа рассчитана на 43 занятия, в объеме 2460 минут и на срок 3 месяца
Структура программы



В процессе изучения курса «Профессиональное самоопределение школьников» учащимся необходимо выполнить и защитить творческий проект «Мой Взгляд в будущее».

Схема проекта:

7.             Титульный лист

8.             Тип, класс, отдел, группа, формула профессии

9.             Мотив выбора профессии(почему выбрана именно эта профессия

10.        Кто оказал наибольшее влияние на этот выбор

11.        Профессиональный идеал

12.        Бизнес план
Конспекты занятий:
Занятие №1
Ориентировочное

Цель — получение необходимой информации о профессиональных намерениях учащихся; формирование у участников установки на саморазвитие в рамках занятий по профессиональному самоопределению.

Задачи

ü                Знакомство с группой

ü                Проведение игры «секрет на спине», «Сантики-фантики»

ü                информирование учащихся о профессиях, о рейтинге востребованности профессий

ü                Диагностирование

ü                Анкетирование

ü                Рефлексия

Оборудование:

ü                листы с названиями разных профессий

ü                скотч

ü                доска

ü                тетради

ü                ручки

ü                часы

ü                конспект занятия

Время занятия:40 минут
1.Организационный этап
Приветствие

Проверка наличия учащихся

Слова ведущего:
Здравствуйте дети!

Меня зовут Юлия Андреевна.

Действия детей

Здравствуйте!

Слова ведущего

Теперь я бы хотела познакомиться с вами!

По очереди скажите свою фамилию и имя, а я вас запишу в своей тетради.

Действия детей

Дети называют свою фамилию и имя

2. Основная часть

Слова ведущего:
Вам интересно -для чего же мы с вами собрались и о чем будут наши занятия?

Действия детей

Да!

Слова ведущего:

Тогда давайте поиграем в игру, которая называется «Секрет на спине».

Сейчас мне нужны два человека.

Кто хочет поиграть?

Действия детей

Выходят 2 человека
Слова ведущего:
Одному из вас я прикреплю на спину листочек, на котором будет написана какая-то профессия. Второй человек должен объяснить с помощью жестов первому что это за профессия.

Готовы?

Начали-закончили.

Я думаю, что вы уже догадались -о чем будут наши занятия.

Цель наших занятий состоит в том, чтобы каждый из вас определился в том, куда он хочет пойти учиться после окончания школы.

Если кто-то уже сделал свой выбор, то эти занятия помогут ему утвердиться в правильности выбора.

Действия детей

Слова ведущего:



А теперь я раздам анкеты и вы их заполните и через 5 минут я их соберу.

Действия детей  заполнение анкет, вопросы по анкете

Слова ведущего:
Время истекло. Сдавайте ваши работы.

Действия детей

Сдают работы, задают вопросы

Слова ведущего
Наверное не все из вас ответили на последний вопрос анкеты, а это еще раз доказывает необходимость наших занятий.

Сейчас мы попробуем определить: какой тип профессий интересует вас больше всего.

Опросник Климова(см.в приложении)

При выполнении этого теста необходимо из пары видов деятельности выбрать один вид «а» или «б».Если не нравится ни то и не другое, то выбирайте по принципу «меньшего зла»

Я начинаю зачитывать варианты:…

Теперь ваша задача- сравнить свои ответы с ключом. Совпадения отмечайте(ведущий зачитывает ответы в таблице).

Подсчитайте суммы совпадений по каждому типу профессий, максимальное количество -8

На следующем занятии я расскажу вам о ваших результатах и о типах профессий, которые вы выбрали.

А теперь мы с вами поиграем в игру «Сантики-фантики»

Сейчас мы выберем водящего и ведущего, но сначала послушайте, каковы условия выполнения упражнения: водящему необходимо угадать, кто показывает движение в круге. Движение же показывает ведущий, выбравший определенную профессию и типичное движение для этой профессии и все должны повторять движения. На время, пока группа выбирает ведущего, водящий выходит за дверь.

Действия детей

Выбирают водящего и ведущего.Водящий угадывает кто же ведет участников, за кем повторяют движения в круге.

Слова ведущего:

У нас сменилось уже несколько водящих и ведущих -пора объяснить вам содержание проекта, который вы должны подготовить к концу курса наших занятий.

Действия детей

Дети садятся на свои места

Слова ведущего

Каждый из вас должен подготовить проект под названием «Профессиональная проба» (структура и содержание проекта в приложении)

3.Заключительный этап

1.                 Рефлексия

·                   Что делали?

·                   Что понравилось?

·                   Что не понравилось?

·                   Какие пожелания?

·                   Какие вопросы?

2.                 Ритуал прощания

(аплодисменты друг другу)
Занятие №2
Классификация профессий

Цели — формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий.

Задачи:

·          активизация умственной активности

·          развитие умения работать в группе

·          формирование умения использовать разную профессиональную терминологию.

·              продолжение
--PAGE_BREAK--Информирование учащихся о типах, классах, группах, формулах профессий

·          Проведение игр «любовное послание», «профессиональные молекулы »

Оборудование

·          карточки с разной профессиональной терминологией

·          Карточки с профессиями

·          доска

·          тетради

·          ручки

·          часы

·          конспект занятия

Время занятия- 40 минут
1. Организационный этап

Приветствие

Проверка наличия учащихся
Слова ведущего:

Здравствуйте ребята!

Действия детей

Здравствуйте!

Слова ведущего:

сейчас я отмечу -кто сегодня присутствует и мы начнем наше занятие.
2. Основная часть

Слова ведущего:
Мы начнем наше сегодняшнее занятие с упражнения, которое называется «любовное послание». Сейчас вы разделитесь на команды и я раздам вам карточки, на которых будет написана разная профессиональная терминология.(карточки см. в приложении)

С помощью этой терминологии вам нужно придумать любовное послание человеку, профессия которого написана наверху карточки.

Начали!

Действия детей

Дети придумывают признания

Слова ведущего:

Закончили.

Теперь команды по очереди зачитают нам свои признания и мы выберем самые интересные.

Действия детей

Дети зачитывают признания и выбирают самое оригинальное

Слова ведущего:

Теперь сдайте мне работы и приготовьтесь послушать и записать очень важную для вас информацию, которая будет посвящена классификации профессий. (классификацию профессий см. в приложении)

Подведем итог

Каждый из вас теперь имеет представление о том, как классифицируются профессии. Это нужно для того, чтобы сделать осознанный выбор профессиональной сферы. Ведь Выбор зависит и от вашего желания, и от ваших возможностей, и от требований, кот. предъявляет профессия личности претендента. А теперь, для того чтобы каждый усвоил суть теоретической информации, я предлагаю провести работу по карточкам в малых группах. Попытайтесь составить формулы профессий.

Игра называется «Профессиональные молекулы.

Сначала вам нужно разделиться на группы. Для того чтобы объединиться в группы, давайте поиграем. По моей команде«начали» все встают и начинают передвигаться по классу» по команде «молекулы 3(2,4)» вы объединяетесь в тройки. Объединяться нужно с теми, кто находится ближе к вам, иначе можно не успеть, а здесь главное – реакция и быстрота.

Начали-закончили

Теперь я дам вам карточки с профессиями: одна карточка на группу, по 3-4 профессии в каждой. Вам будет необходимо составить формулы профессий.

Для примера составим формулу профессии «профессиональный боксер»



Ч, ПР., Ф, МО.



Теперь попробуйте сами. Время работы-10 минут.
Действия детей выполняют задание

Слова ведущего:

Время подошло к концу.

Давайте перейдем к обсуждению ответов.

3.Заключительный этап

3.                 Рефлексия

·                   Что делали?

·                   Что понравилось?

·                   Что не понравилось?

·                   Какие пожелания?

·                   Какие вопросы?

4.                 Ритуал прощания (аплодисменты друг другу)
Занятие №4
Заключительное

Цели — развитие умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности

Задачи:

·          получение вторичной информации о профессиональных намерениях учащихся

·          определение своих жизненных планов

·          анализирование выполненной деятельности

·          Проведение профигры «Цепочка профессий»

·          Анкетирование

·          Составление бизнес плана

·          Анализ творческих проектов

Оборудование

·          доска

·          тетради

·          ручки

·          часы

·          конспект занятия

Время занятия- 60 минут
1. Организационный этап
Приветствие

Проверка наличия учащихся

Слова ведущего:
Здравствуйте ребята!

Действия детей

Здравствуйте!
Слова ведущего: сейчас я отмечу -кто сегодня присутствует и мы начнем наше заключительное занятие.




2.Основная часть
Слова ведущего:
Мы начнем наше сегодняшнее занятие с профигры, которая называется «цепочка профессий». Сейчас мы по кругу выстроим «цепочку профессий». Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, вспомните классификацию профессий, которую мы обсуждали на нашем занятии, например, сходство по условиям труда, по средствам и т.д.
Действия детей

Выстраивание цепочки и обсуждение сходств

Слова ведущего:

Молодцы! Все вспомнили классификацию профессий, а сейчас сядьте на свои места и заполните анкеты, которые я для вас подготовила. Не удивляйтесь, что вопросы будут казаться вам знакомыми. На первом занятии вы уже заполняли подобную анкету, которая позволила выяснить нам первичный(предполагаемый) выбор вашей будущей профессии и начальное «информативное поле», которым вы владеете о своей предполагаемой профессии. Сейчас, заполнив анкеты, мы узнаем, помогли ли наши занятия вашему профессиональному самоопределению.

На заполнение анкеты вам дается 7 минут.

Начали!

Действия детей

Заполняют анкеты

Слова ведущего:
Закончили! Сдайте, пожалуйста, мне свои анкеты.

Действия детей

Сдают анкеты

Слова ведущего:
А сейчас я бы хотела помочь вам определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий. При обсуждении творческого проекта я уже упоминала о бизнес плане. Сейчас я объясню вам как это делать.

(Схема бизнес плана – см. в приложении)

Сейчас каждый из вас составит свой собственный бизнес-план и через 10 минут мы зачитаем ваши планы и вы сдадите их мне.

Начали!

Действия детей

Составление бизнес плана.

Слова ведущего

Закончили!

Давайте посмотрим- что у вас получилось!

Действия детей

Зачитывают свои работы!

Слова ведущего

Молодцы! Все замечательно справились с заданием! А сейчас, пока я буду собирать ваши работы, подготовьте свои творческие проекты.

Действия детей

Подготавливают свои творческие проекты.

Слова ведущего

Прежде чем мы будем смотреть ваши презентации я бы хотела, чтобы вы немного отдохнули.

Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Племена».

Сейчас вы разделетись на 2 команды. Одна команда будет называться племенем «МАМБА-МАМБА», а другая команда будет называться племенем «ТУМБА-ТУМБА».

Сейчас с помощью мимики, жестов и всего лишь одного выражения, которое совпадает с названием вашего племени, вы попробуете выразить другому племени те чуства, которые я вам буду говорить.

Все поняли задание?

Действия детей

ДА!

Слова ведущего
Начали!

Мамба-мамба

Тумба-тумба

Вопрос

Восклицание

Радость

Грусть

Уважение

Злость

Непонимание

Безразличие
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.