Реферат по предмету "Педагогика"


Воспитательные возможности спортивной школы при работе с младшими школьниками

Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
Детско-юношеская спортивная школа «Самбо и Дзюдо»
Педагогический проект
«Воспитательные возможности спортивной школы при работе смладшими школьниками».
Составитель:
Герман Елена Геннадьевна
Должность:
Тренер-преподаватель
Качканар
2009

Содержание
Введение
1. Основная часть
1.1 Особенности психологического развития детей младшегошкольного возраста
1.2 Направления воспитывающей деятельности, способствующиегармоничному развитию личности ребенка 7-10 лет
2. Проектная часть
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Введение
"Движение, как таковое,
может заменить все лекарствамира,
но не одно лекарство
не заменит движения".
Ж. Тиссо.
Сегодня, как никогда раньше,образ жизни человека все больше и больше становится мерилом его здоровья идолголетия. Физическая культура и спорт оказывают значительное влияние как наразвитие человека в частности, так и на общество в целом, являясь неотъемлемойчастью общей культуры. О состоянии физической культуры в обществе (как и осостоянии самого общества) можно уверенно судить по следующим основнымпоказателям:
уровню здоровья и физическогоразвития людей;
степени использования физическойкультуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуресвободного времени;
характеру системы физическоговоспитания;
развитию массового спорта;
высшим спортивным достижениям.
Учитывая привлекательность самбосреди младших школьников и подростков, его доступность и значимость вформировании гармоничной личности гражданина и патриота, профилактикеасоциальных явлений, Коллегией Госкомспорта России было решено считать самбоприоритетным национальным видом спорта. Ведущим направлением деятельности школы«Самбо и Дзюдо» является становление гармонически развитой личностиребенка.
Самбо (САМозащита Без Оружия) зародиласьв нашей стране в 1938 году. Самбо — самая совершенная система самозащиты, т.к включаетв себя сотни приемов защиты и нападения, взятых и синтезированных из многихнациональных видов борьбы.
Борьба — явление комплексное,она развивает человека в нескольких направлениях, органично связанных друг сдругом:
Здоровый образ жизни: физическаяподготовка, качественная индивидуальная подготовка для участия в соревнованиях;
Психологическая устойчивость,социальная адаптация (выработка гражданской позиции, самовоспитание).
Спортивный зал магнитомпритягивает к себе не только познанием нового и полной самоотдачей в каждойсхватке, но и тягой к общению с друзьями, где все общее: знающий тренер,борцовский ковер, атлетические снаряды, раздевалка, душ, жаргонная тематикаборьбы и специфический запах здорового рабочего пота — здесь все имеет значениеи каждый жест имеет определенный смысл.
Воспитательная система нашейшколы только начинает складываться, но в сообществе тренеров и воспитанниковуже обозначились направления воспитывающей деятельности. Спорт развивает уребенка важные для жизни бойцовские качества личности: учит преодолеватьтрудности, особенно психологического порядка, адекватно действовать вэкстремальных ситуациях и делает человека более жизнеспособным в критическихобстоятельствах. Поэтому целью моей работы является попыткаспроектировать систему воспитательной деятельности в детском коллективе, какосновополагающий элемент общей воспитательной системы спортивной школы.
Задачи:
Рассмотреть воспитательныевозможности борьбы самбо.
Определить направлениявоспитательной деятельности в детском коллективе.
Разработать план воспитательнойработы в учебно-тренировочных группах младшего школьного возраста.
1. Основная часть1.1 Особенности психологического развития детеймладшего школьного возраста
 
Воспитательная система школысамбо имеет своей целью создание условий для поддержки и активизацииличностного роста и самоопределения воспитанников, что подразумевает созданиеусловий для решения каждым воспитанником основных задач своего возраста,необходимых для полноценного проживания, настоящего и гармоничного выстраиванияпроцессов самоопределения в будущем. Младший школьник — это началообщественного бытия человека как субъекта деятельности, в данном случае учебной.В этом качестве младший школьник характеризуется, прежде всего, пригодностью,готовностью к включению в нее. Пригодность определяется уровнем физического ипсихического, прежде всего интеллектуального развития, обеспечивающеговозможность учиться. Ожидание нового, интерес к нему лежит в основе учебноймотивации младшего школьника. Именно интерес как эмоциональное переживаниепознавательной потребности служит основой внутренней мотивации учебнойдеятельности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие вдальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретическогомышления. В этот период происходит психологическая перестройка, требующая отребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физическойвыносливости. Ведущей деятельностью для него является учение. В процессе ученияформируется память, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира ичеловеческих отношениях. Психическими новообразованиями в данном возрастеявляются произвольность психических процессов, появление внутреннего планадействий, а также рефлексия.
1.2 Направления воспитывающей деятельности,способствующие гармоничному развитию личности ребенка 7-10 лет
Исходя из реальных функций,возможностей школы самбо, можно обозначить направления воспитывающейдеятельности:
учебно-тренировочные занятия;
психологическое сопровождение;
социально-педагогическая поддержка;
организационно-массовая работа.
В современной жизни, как никогдаранее, физическая культура и спорт становятся одним из действенных средстввоспитания ребенка, формирования у него активной жизненной позиции. Ведущейвоспитательной идеей становится преобразование содержания обучения в средствовоспитания. Специфика воспитательной деятельности не сводится лишь к развитиюприкладных физических качеств. Учебно-тренировочные занятия активноспособствуют:
формированию спортивногоинтереса, т.е. осознания детьми потребности в занятиях, а интерес выступает вкачестве непосредственного мотива спортивной активности;
закреплению спортивногоинтереса, переходу спортивных ориентаций в установки, в привычный образ жизни;
стремлению занимающегося к всеболее и более высоким достижениям.
Именно интерес определяетоткрытость обучающегося к воспитательному воздействию, степень и характервзаимодействия с тренером и сверстниками. Добровольность, психологическикомфортная атмосфера занятий позволяют ребенку вырабатывать в себе необходимыезнания и умения, развивать работоспособность и трудолюбие, формироватьсоциально-значимые качества: самостоятельность, самоконтроль, эмоциональнуюустойчивость.
В школе самбо проведеноанкетирование тренерско-преподавательского состава (см. Приложение 1) по теме:«Формирование личностных качеств посредством учебно-тренировочных занятий».В результате выяснилось:
98% тренеров считают, чторегулярные занятия борьбой развивают дисциплину и целеустремленность;
80% утверждают, что спортивныезанятия в первую очередь формируют коммуникативные качества (общительность,доброжелательность, коллективное взаимодействие);
50% анкетированных отметилиактивное развитие когнитивных качеств — концентрацию внимания. (см. Приложение2)
Учеными давно установленодвоякое воздействие занятий физической культурой и спортом. С одной стороны,эти занятия развивают физические качества: выносливость, силу и т.д., а сдругой — воздействие физической и спортивной подготовленности развивает исовершенствует психологические качества личности. В процессе занятийфизическими упражнениями и спортом, подготовки и участия в спортивныхсоревнованиях создаются предпосылки и условия, с помощью которых наиболееуспешно формируются и воспитываются черты характера и убеждения: воля,патриотизм, коллективизм, требовательность к себе и другим, ответственноеотношение к порученному делу, учебе, работе, коллективу, семье.
О роли физической культуры испорта в формировании личности очень емко высказался академик А.Н. Александров:«Физкультура укрепляет тело. Спорт почти всегда закаляет дух. Спорт естьвещь духовная. Ты уже не можешь, а идешь — вот это дух!»
При образовании новогоколлектива важную роль играет личный пример тренера-преподавателя (вокругкоторого складывается коллектив) и выработка определенных требований кзанимающимся с первых занятий. Порядок, установленный с первых занятий, долженпостоянно поддерживаться и стать традицией коллектива. Это касается всех сторондеятельности членов секции: дисциплины, соблюдение требований режима,гигиенических требований, выполнения правил, отношения к товарищам, культурыповедения на занятиях, вне занятий и т.п.
Большую роль в воспитании играетколлектив секции. Здоровый, сильный коллектив, имеющий богатые традиции идвижимый едиными задачами, имеющий единую цель, является прекрасным средствомвоспитания детей. Они стремятся во всем подражать старшим и, в первую очередь,чемпионам и мастерам спорта. Поэтому культура поведения, пример старших, ихотношение к младшим товарищам по секции играют большую воспитательную роль. Единыетребования и равные права всех членов секции позволяют правильно организоватьвоспитание детей.
Формирование устойчивойпотребности в здоровом образе жизни, улучшении здоровья населения за счетпривлечения к систематическим занятиям спортом ведется за счет активизацииработы по пропаганде и рекламе здорового образа жизни. Причем эта работаведется в двух направлениях — закрепление мотивации к занятиям спортом у детейи популяризация здорового, спортивного стиля жизни у молодежи города.
Активной формой для реализацииэтих направлений являются спортивно-массовые мероприятия, проводимые школойсамбо. Сотрудничество младших и старших, результативных спортсменов, помогаетформированию мотива, связанного с коллективистическими устремлениями, осознаниюсвоей причастности к общему делу, победе, создает условия для ощущения каждымдуха сотрудничества. Спортивные состязания подчеркивают привлекательностьзанятий спортом, возможность самому быть сильным, красивым, здоровым.
2. Проектная часть
Тренер — центральная фигура вучебно-тренировочном процессе. От его умения передавать знания ученикам, умениязаинтересовать и увлечь обучаемых, привить им трудолюбие и настойчивость вдостижении поставленной цели зависят спортивные достижения, да и не толькоспортивные.
Творческое содружество ученика итренера-преподавателя, обычно значительно отличающихся друг от друга повозрасту, жизненному и спортивному опыту, продолжается не один год.
В самом начале, когда ученикделает в спорте свои первые шаги, когда его опыт и знания в этом деленезначительны, многие понятия, суждения, взгляды, прививаемые емутренером-преподавателем, он воспринимает как непреложные истины. В этот периодприобретает большое значение личный пример учителя. Его речь, моральный облик,образованность, отношение к людям и делу становится эталоном для молодого борца.
Именно на первых шагах в спортезакладываются первые качества и навыки, создающие личностный портрет спортсменана годы вперед. Тренер-преподаватель должен по-настоящему заинтересоватьспортсмена данным видом спорта и постепенно, без нажима, воздействовать наборца, воспитывая в нем необходимые физические и психические качества, прививаяфанатическую преданность самбо.
Здоровый коллектив являетсямощным средством воспитания и формирования личности спортсмена, его характера.
Воспитание и обучение тесносвязаны между собой и взаимозависимы. Правильно построенный процесс обучения ивоспитания помогает добиться высоких результатов в спортивной жизни самбиста.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.