Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие идеи соединения обучения с производительным трудом в истории педагогики

Курсовая работа
«Развитие идеи соединения обучения спроизводительным трудом в истории педагогики»
Введение
В системевоспитания посильный труд – составная часть единой системыучебно-воспитательного процесса и важным воспитательным средством. Главнаязадача трудового воспитания – осуществление всестороннего развития и воспитаниядетей, формирование у них правильного отношения к труду.
Формируя удетей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути для еедостижения, получать результат, соответствующий цели. Трудовое воспитаниеформирует у детей такие качества личности как собранность,дисциплинированность, деловитость, ответственность за порученное дело, гордостьза достигнутый результат.
Тема развитияидеи соединения обучения с производительным трудом прослеживается в историипедагогики с древних времен.
Проблеме идеисоединения обучения с трудом большое внимание многие выдающиеся зарубежныепедагоги, философы, мыслители-гуманисты, утописты-социалисты такие, как ТомасМор, Джон Локк, Джон Беллерс и многие другие. А так же русские педагоги К.Д. Ушинский,М.В. Ломоносов, В.И. Татишев, И.А. Акопов, С.Т. Шацкий идругие.
Они придавалибольшое значение физическому труду, подчеркивая его роль в правильном ивсестороннем формировании личности детей.
Объектомисследования данной курсовой работы является анализ и прослеживание развитияидеи соединения обучения с производительным трудом.
Предметомисследования является содержание понятия соединения обучения с производительнымтрудом.
Цельисследования – научно-педагогический анализ развития идеи соединения обучения спроизводительным трудом в истории педагогики на основе изучениянаучно-педагогической литературы.
Задачи:
1. Изучить ипроанализировать историческое развитие идеи соединения с производительнымтрудом в истории зарубежной педагогики.
2.Проанализировать и проследить развитие идеи соединение обучения с трудом вистории русской педагогики.
3. Изучить ипроанализировать развитие идеи в истории педагогики Казахстана.
4. Изучитьпроцесс внедрения идеи соединения обучения с производительным трудом в школахКазахстана в современности.
Курсоваяработа состоит из введения, содержания, двух глав, заключения и спискалитературы.
В первойглаве данной курсовой работы, состоящей из двух параграфов, мы рассматриваемразвитие идеи соединения обучения с трудом, начиная с древних времен иостанавливаясь в конце XIX – начале XX века в истории Русской иЗарубежной педагогики.
Уделяемособое внимание на работах великих педагогов, социалистов-утопистов,заострявших на этой теме большое внимание, пытавших воплотить эту идею в жизнь.
Во второйглаве, также состоящей из двух параграфов, мы прослеживаем развитие идеисоединения обучения с трудом на протяжении всей истории педагогики Казахстана.
Уделяемвнимание, какие последствия имело присоединение Казахстана к России, какиепреобразования в образовании и воспитании происходит в советское время.
Изучив ипроанализировав данную информацию, мы сделали некоторые выводы, которые записалии изложили в заключении.
1. История становления и развития идеи соединения обучения спроизводительным трудом в истории педагогики 1.1 Обоснование идеи соединения обучения спроизводительным трудом в истории педагогики в зарубежных странах
педагогика производительный труд обучение
Обращение кпроблеме происхождения воспитания нужно обратить к древним пластам культуры.Принято считать, что приблизительно три миллиона лет тому назад из животного мираотпочковалась ветвь гоминидов, послужившая исходной формой предковчеловека-австралопитека и самых древних людей – архаитропов и палеоаитропов, изкоторых сформировался в ходе истории современный человек. Жаль, но достоверныхданных о характере воспитания детей в ту доисторическую эпоху нет. [2, 254]
Палеонтологисовершенствовали способы изготовления орудий труда и охоты, вели различные видыгрупповой деятельности, что способствовало улучшению общих условий жизни. Врезультате этого детей стали шире привлекать к трудовой деятельности. Всовместном труде ускорялось развитие детей и подростков. Ранее включение детейв трудовую деятельность, обусловленное жизненными потребностями, имело ивоспитательное значение: в процессе совместного труда с взрослыми дети нетолько овладевали практическими умениями, но и усваивали нормы общения,приобщались к традициям поведения старших [43, 45].
Можнопредположить, что в это время еще отсутствовали специальные формы воспитания, иони не отделялись от совместной жизни детей и взрослых. Таким образом, можноговорить лишь о тенденциях, которые способствовали зарождению самых примитивныхформ воспитания как более или менее организованного процесса. Однако совместныйтруд детей и взрослых постепенно приобретал со старших обучающий – направленныйобраз действий. Вместе с этим подражание детей поведению взрослых в быту,совместном труде, отражавшееся в играх, способствовало усвоению подрастающимипоколениями практических умений и навыков, (что приводило к развитиючеловеческой личности). [44,65].
Включениедетей в совместной с взрослыми труд, подражательные игры в группахсверстников-все это входило в естественный ритм жизни первобытной общины,создавая определенную воспитательную среду. Происходило развитие всех качествличности и овладение новыми знаниями через труд, что приводило к развитиючеловеческой личности. [43,34].
Рассмотримвоспитание и образование в Византии. В Византийской империи высокого уровняразвитие достигло домашние формы обучения и воспитания. О воспитании заботилисьтем меньше, чем ниже социальный статус. Мальчики обычно наследовали профессиюотцов. В семье простолюдина мальчики к 6–7-ми уже привлекали к посильной работев доме и поле, в мастерской или лавке, и труд становился его главнымвоспитателем. В 14–15 лет юноши обычно выполняли уже настоящую мужскую работу истановились главной опорой семьи, если в ней не было зрелого мужчины [37, 36].
Воспитаниедевочек отличалось от воспитания мальчиков. Их с самых ранних лет готовили кединственной роли – роли жены и матери. Весь «курс наук» простолюдинкипроходили на кухне, в саду, в поле, за прялкой [10,39].
Дети богатыхсемей воспитывали иначе. К 5–7 годам мальчик попадал в руки наставника-педагога(дядьки), который наблюдал за играми ребенка, развлекал воспитанника и учил егограмоте. К началу XVIII в. византийцы стали ценить превыше всего силу. Поэтомубольшинство аристократов готовили своих сыновей к военной кафедре. Детей училихорошо владеть оружием и искусству верховой езды, развивать выносливость иизучение наук проходило параллельно с трудовым воспитанием. Девочки из знатныхсемей могли заниматься изучением наук и художественным рукоделием, еслиродители не были против [18,47].
Получить хотябы начальное образование в Византии было не просто во все времена. Большоепредпочтение византийцы отдавали трудовому воспитанию детей с ранних лет,считая труд необходимой основой для правильного развития как физических, так иумственных и нравственных качеств детей [10,65].
Идеясоединения обучения с производительным трудом в истории нашла свое развитие ианализ в педагогических трудах многих зарубежных выдающихся ученых, педагогов,мыслителей, философов.
Одним изпредставителей в эпоху феодализма является великий англичанин Томас Мор (1478–1535).Он был родоначальником утопического социализма, первым критиком общественногостроя, основанного на частной собственности и первым предвестником нового,социального общественного устройства.
В идеальномгосударстве на острове Утопия [5,39] изобретенном Т. Мором в своемпроизведении, реализована идея обобществление средств производства,господствует коммунистический труд, коммунистическое распределение продуктов.На этом острове реализована идея об обязательном участии всех граждан всоздании материальных благ. От участия в производительном труде освобождаютсясамые выдающиеся ученые, но и то, только до тех пор, пока их научнаядеятельность эффективна [5,46].
Томас Морвпервые выдвинул идею гармонического сочетания умственного и физического труда.В своей книге он обрисовывал новую систему воспитания [5,63]: всеобщее иобязательное обучение, равенство мужского и женского воспитания, обучение народном языке и т.д. И уделял много внимания развитию идеи соединения обучения спроизводительным трудом [5,32].
Не менеевыдающимся и ярким представителем является Томазо Кампанелла (1568–1639). Всоциально-политических воззрениях Т. Кампанеллы центральное место занимаетсоздание единого мирового государства, что будет иметь своим следствиемустранение всех конфликтов между людьми, установление мира, счастья на земле[4,56].
В течениидвадцати семи лет Т. Кампанелла был заточен в тюрьму за участие в заговорепротив испанского государства. Находясь в заключении, он написал одно извеликих своих произведений – сочинение «Город Солнца» (1602, опубликовано 1623)[5,65]. В нем он изображал, подобно Т. Мору, идеальное государство, гденет частной собственности, где все одинаково трудятся, имеют все возможностизаниматься науками и искусствами [5,64].
Значительноеместо в книге Т. Кэмпанеллы занимает описание воспитания детей в городеСолнца. Воспитание носит полностью общественный характер и равно для всехграждан государств [5,67].
Воспитание,по мнению Т. Кампанеллы, должно быть организовано так, чтобы детиразвивали все свои силы и способности. Он указывал, что умственное образованиедолжно сочетаться и с физическим и нравственно-эстетическим воспитанием, сучастием детей в труде, с обучением профессиям [34,68].
ТоммазоКампанелла продолжает в своей работе развитие идеи соединения обучения струдом, считая, труд необходимым условием для формирования всестороннегармонически развитой личности. Он подчеркивал необходимость привлечения детейк труду с ранних лет, считая это положительным фактором в воспитании детей[34,98].
Продолжателямиидеи раннего утопического социализма являются выдающийся английскийфилософ-материалист и педагог Джон Локк (1632–1704) и английский экономист исоциальный реформатор Джон Беллерс (1634–1725).
Джон Локкразработал интересную педагогическую систему, оказавшую очень большое влияниена дальнейшее развитие буржуазной педагогики [25,78].
Характернойособенностью педагогической теории Д. Локка является унитаризм:руководствующим принципом воспитания он считал принцип полезности. Обучение, помнению Джона Локка, должно иметь ввиду, нужды будущей практической деятельностивоспитанника: «Тем не менее я не могу не сказать, что я желал бы, чтобы онучился ремеслу, ручному труду; и даже более того – не одному, а двум или трем,причем одному более основательно» [25,92].
Джон Беллерс(1654–1725) также настаивал на изменении общественного устройства и отстаивалмысль о зависимости благосостояния страны от степени вовлечения всех в трудовуюдеятельность. Он разработал проект преобразования общества путем трудовоговоспитания всего народа. Для этого он предлагал организовывать трудовыеколледжи, в которых живут и работают дети богатых и бедных семей. Дети,подростки и юноши должны воспитываться в духе трудолюбия. [5,64].
ДжонаБеллерса высоко ценил К. Маркс, который писал, что истинный феномен вистории политической экономии, уже в конце XVII в. полной ясностьюпонимал необходимость уничтожения нынешней системы воспитания и разделениятруда…» [28,89].
Своимпроектом Джон Беллерс поддерживает и продолжает развитие идеи соединенияобучения детей с производительным трудом в истории педагогики.
В первыедесятилетия XIX века в Западной Европе происходит возрождение идей раннегоутопического социализма, который мы рассматривали выше.
Наиболееярким представителем этого направления общественной мысли были французы КлодАнри Сен-Симон (1760–1825), Франсуа Мари Шарль Фурье (1772–1837), а такжеангличанин Роберт Оуэн (1771–1859) [34,105].
Характеризуявоспитание, присущее новому обществу К.А. Сен-Симон Ф.М.Ш. Фурьеи Р. Оуэн уже подошли к пониманию социально-педагогического значенияиндустриального производства, предупреждая о негативных последствиях, к которымможет привести пренебрежение им. В их сочинениях проявилось осознаниенеобходимости распространения всеобщего образование и его связи с организациейобщественного труда. Связь обучения с трудом, науки воспитания здорового иразвитого поколения [36,165].
Ф.М.Ш. Фурьеговорил о том, что даваемые школой знания, оторванные от практики, отбивалиинтерес и охоту к учебе у детей. Он оценивал связь воспитания с трудом, спрактикой как основу материального поколения «индустриальных влечений». Ф.М.Ш. Фурьесчитал целесообразным организацию для детей с самого раннего возраста участия втрудовых объединениях взрослых, в виде разнообразных, непродолжительных по времении смягчающих друг друга трудовых занятий, своеобразных трудовых игр [7,324].
Всестороннееразвитие умственных и физических мир каждого ребенка и формирование у детейнаибольшей способности к труду социалист утописты XIX века относили к ведущимфакторам, способствующим проявлению всех способностей человека. Аналогичныемысли высказывались и позднее, когда научно-технический прогресс сталрассматриваться в качестве основы перестройки общества [7,42].
Напедагогическую теорию во второй половине XIX столетия сильное влияниеоказала философия позитивизма. По определению основоположника О. Канта(1798–1857), опыт и теоретическое знание есть совокупность субъективныхощущений и переживаний. Авторитет позитивистской методологии в тот период былтак велик, что под ее влияние попал крупнейший американский философ, педагог исоциолог Джон Дьюи (1859–1952) [14,105].
Отправляясьот идей У. Джемса, родоначальника прагматизма, Д. Дьюи рассматривалвоспитание как процесс накопления и реконструкции опыта с целью углубления егосоциального содержания. Он считал, что накопление ребенком индивидуальногоопыта ведет к формированию его личности [14,123]. Исходя из этого, Д. Дьюивыдвинул идею создания «инструментальной» педагогики. Согласно этой концепцииобучение должно сводиться преимущественно к игровой и трудовой деятельности,где каждое действие ребенка становится инструментом его познания, собственногооткрытия, способом постижения истины [14,125]. Реализация идей Д. Дьюи напрактике осуществлялась в 1884–1916 гг. в различных школах. Первыепрактические опыты Д. Дьюи были связаны с работой с маленькими детьми,которые с раннего возраста приучались делать все самостоятельно,преимущественно в игровой форме. Позже в школах опора делалась на трудовуюдеятельность [15,169].
Идеипрагматизации вобрало в себя и трансформировало педагогическое направление,возникшее в Германии в результате редкого недовольства формализмом ипассивностью старой школы и получившее название трудовой школы. Начало этомунаправлению положил швейцарский педагог Роберт Зейдель (1850–1933), который всвоей работе «Трудовая школа как социальная необходимость» наметил основныепринципы ее построения [21,68]. Первая такая школа была организована в 1888году и называлась коллективно-трудовой колонией, в которой использовалось около20 разных видов производительного труда. Каждый ученик должен был основательноизучить одно из ремесел и иметь представления обо всех других. [21,40].
Научноеобоснование движению трудовой школы дал немецкий педагог Георг Кершентейнер(1834–1933).
В 1908 г.Г. Кершентейнер в докладе на тему «Школа будущего – трудовая школа»изложил основные принципы о организации такой школы. Трудовая школа должнастать таким образовательным учреждением, которое готовило бы детей главнымобразом из народа к будущей трудовой деятельности, причем основная ее цель несообщение знаний, а выработка у учащихся элементарных трудовых навыков ивоспитание дисциплины поведения [20,67]. Для детей только то имеет значение,чего они добиваются путем самодеятельности, поэтому в школу и должен бытьвведен ручной труд. Это, по определению Г. Кершентейнера, вполне отвечалобы природе самих детей поскольку 90% из них обладают образным мышлением, а неабстрактным, и они с большим удовольствием предпочтут практические занятияумственным. При организации народной школы лучше всего было бы соединитьпреподавание с ручным трудом и изобразительно-иллюстративной деятельность.Ручной труд вводился в школу, как самостоятельный предмет, а сама организацияобучения на ранних ступенях примыкала к игровой деятельности. [20,67].
В 1903 г.вышла в свет работа Вильгельма Августа Лая (1862–1926) «Экспериментальнаядидактика», в которой он излагал свои требования к трудовой школе. Трудрассматривался им не как учебный предмет, а как принцип преподавания всехучебных дисциплин. Ручной труд, считал В.А. Лай, должен вводится внародную школу прежде всего как средство умственного, физического и духовногоразвития учащихся [23, 55]. Теория В.А. Лая, названная им «школойжизни», была наиболее близкой к концепции Д. Дьюи. Он пытался создатьновую педагогику – педагогику действий, где труд являлся необходимымзаключительным звеном естественного процесса взаимосвязанных реакций ипринципом преподавания, способствующий обучению и воспитанию [231,67].
В 1910 годуна собрании учителей в Страсбурге В.А. Лай выступил с докладом оновых педагогических течениях, в котором он обратил внимание на значительнейшуюпутаницу в понятиях терминов в педагогических концепциях и предложилразграничить понятия «школа труда» и «школа действий», показав, что эти понятияхотя и имеют общие черты, но не совпадают. Под «школой труда» подразумевалсяпроизводительный труд, а под «школой действия» – разносторонняя деятельность,куда входит как составная часть и производительный труд. В.А. Лай указывали на то, что под понятием «трудовая школа» в педагогическом мире частопонималась не одно и тоже. [23,59].
Начало XX века характеризовалосьбыстрым распространением школ с трудовым уклоном не только в европейскихстранах, но и в азиатских, например, в Японии. Вместе с тем у представителейтрудовой школы не было единодушия по многим вопросам, и, прежде всего, повопросу о целях трудового воспитания [21,37].
Можно сделатьобщий вывод, что трудовое обучение наблюдается со времен появления человека.Идея соединения обучения с трудом вызывало к себе пристальное внимание многихвеликих ученых и педагогов, которые разрабатывали, анализировали, развивалиидею внедрения трудового обучения в общеобразовательную школу с начальныхклассов. В реформаторском движении трудовой школы выделились две основныегруппы – сторонники понимания труда в школе, как всякого рода активнойдеятельности и так называемые мануалисты – сторонники понимания труда какдеятельности ручной, направленной на создание материальных ценностей.1.2Развитие идеи соединения обучения с производительным трудом в истории русскойпедагогики
Историювоспитания и обучения в Древней Руси и Русском государстве до XVII в. невозможнорассматривать вне связи с общим историко-культурным развитиемвосточнославянских народов, для которых, безусловно, важнейшим событием сталопринятие в 998 г. христианства. В общем, этот большой временной отрезок можноразделить на два этапа: дохристианский и христианский [4,182].
О воспитаниии обучении того времени сохранилось весьма мало свидетельств. Ограниченностьисточников приводит иногда к диаметрально противоположным оценкам состояниявоспитания и обучения в Древней Руси: от утверждения, что все древние славянебыли невежливы, до чрезмерной идеализации постановки у них воспитания иобучения [4,259].
Письменныесвидетельства южных соседей, а также данные археологии помогают восстановитькартину характерного для VI–IX вв. родоплеменного общества у восточныхславян. Например, византийский стратег Маврикий отмечал такие качества,типичные для «славян и антов», как свободолюбие, мужественность, физическаяразвитость и закаленность [4,189].
Каквоспитывались дети у древних славян, можно представить лишь в самых общихчертах, и только в Конспекте осмысления жизни людей того времени в целом. Впрактике воспитания и обучения можно обнаружить сохранение традициипервобытнообщинной эпохи, где главным «учителем» является труд. Здесьпроисходит то же включение детей в различные виды деятельности в раннемвозрасте, то же различие в воспитании мальчиков и девочек, те же обрядыинициаций. Воспитание детей осуществлялось прежде всего в семье, роль родителейв это время значительно возросла [11,256].
Воспитание иобучение в X–XIII вв. обусловлено принятиемславянами христианства. В 998 г. была открыта первая школа, «учения книжного».Вся литература того времени носила религиозно-духовный характер, и ученостьсочеталась с фанатической религиозностью [11, 176].
Семейноевоспитание детей в этот период по-прежнему строилось на основе народныхтрадиций, правда, стала заметной тенденция взять его под государственныйконтроль. Так, в Киевской Руси родители были обязаны готовить своих детей ктрудовой и семейной жизни, о чем говорилось в своде документов того времени –«русской правде» [4, 178].
В XIV–XVI вв.государственно-экономическое развитие не оказывало существенного влияния насистему образования, не требовало ведения школьного обучения.
Подготовка квзрослой самостоятельной жизни осуществлялась вне школы [8,69].
Основу такойподготовки составляло овладение трудовыми навыками. Поэтому в каждом сословиипродолжали существовать свои традиции обучения: передачи ремесла от отца ксыну. [35,97].
Яркимпредставителем светского направления в русской педагогической мысли XVIII столетия был ВасилийНикитич Татищев (1686–1750). В его педагогических воззрениях более, чем укого-либо другого, оправдалась идея практицизма и профессионализма. По егоинициативе в 1721 году была открыта первая профессиональная горнозаводскаяшкола, а затем возникла целая сеть подобных училищ [35,118].
Общееобразование, по мнению В.Н. Татищев полагал, что в процессе общегообразования следовало бы уделить место домоводству – обучению ведению домашнегохозяйства [35,235].
Развитиепедагогической мысли и школьной практики в России 40–60 гг. XVIII в. Неразрывно связано сименем Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765) – ученого-энциклопедиста,художника и поэта. Михаил Васильевич был сторонником идеи переустройстваобщественной и личной жизни людей средствами правильно поставленного школьногообразования, развивающего разум, мышление и способствующего совершенствованиюнравов [26,69]. М.В. Ломоносов считал необходимым использоватьсистематические упражнения, трудовую деятельность детей для более полногоусвоения учащимися учебного материала [26, 71].
В 40-е годы XIX в. в Германииприступили к разработке своих идей великие историки, ученые Карл Маркс (1818–1883)и Фридрих Энгельс (1820–1895). В своем коммунистическом учении онирассматривали идею о единстве умственного, физического и так называемогополитехнического образования и соединения обучения с трудом, они предлагалистрого соблюдать предельные нормы труда детей и подростков, их распределение повозрастным группам при соответствующем усложнении содержания умственного,физического и политехнического образования [28, 289].
Разносторонняядеятельность основоположника русской школы научной педагогики КонстантинаДмитриевича Ушинского (1824–1870) развернулась в 60-е годы XIX в. К.Д. Ушинскийкак педагог был бескомпромиссным, когда дело касалось борьбы с косностью,невежеством и пошлостью, но он становился предельно деликатным человеком, когдаобщался с детьми [45,20].
Большоезначение в нравственном воспитании К.Д. Ушинский придавал выработке уребенка любви к труду. Одна из лучших работ Константина Дмитриевича – «Труд вего психическом и воспитательном значении» (1860) – подлинный гимн труду какисточнику всех радостей, счастье, ибо в нем сосредоточена животворящая духовнаясила, которая побуждает человеческое достоинство. В этой работе он сделалпопытку дать обоснование значимости труда как фактора правильного психическогоразвития ребенка и его воспитания, о необходимости развивать идею соединенияобучения с производительным трудом [45, 119].
Основнымгимном школы в России в конце XIX – начале XX вв. была начальнаяшкола, различная по ведомственной принадлежности и по срокам и содержаниюобучения. Самыми распространенными ее типами были сельские одно-классовые идвух классовые народные училища и городские училища, подведомственныхМинистерству народного просвещения [22,46].
Деятельностьэтих школ определилась «Инструкцией» допускалась введение в учебный планобучения ремеслам для мальчиков и рукоделиям для девочек, а также садоводству,огородничеству, пчеловодству. [22,49].
Всяпедагогическая общность того времени искала ответ на вопрос о том, какой должнабыть начальная школа. Значительная часть деятелей земского движения, отдельныепредставители Министерства народного просвещения активно выступали за введениев содержание работы начальной школы предметов, позволяющих давать детямпервоначальную профессиональную подготовку [22,51].
Различие вподходах к решению наиболее острых педагогических проблем отражали интересыразных социальных кругов и особенно ярко проявлялись в процессе поиска путейсоздания так называемой трудовой школы. Одним из наиболее разработанных былпроект члена Русского технического общества Ивана Алексеевича Акопова (1844–1907).
По егомнению, такой школой могла бы стать реальная общеобразовательная школа с 8-летнимсроком обучения, с обязательным введением в учебные планы прикладной математикии русского труда, который не только позволяет развивать учащиеся определенныеумения и навыки, но и способствует лучшему усвоению любого учебного материала,применению полученных знаний по практике [36, 67].
Однако идеевведения ручного труда в средние общеобразовательные школы поддержки неполучила. И в разработанной в 1901 году комиссией под руководством ПетраСеменовича Ванновского (1822–1904) назначенного на пост министра 24 марта 1901 г.,проекте «Основные положения устройства общеобразовательной средней школы»ручной труд отмечался как необязательный предмет [36,78].
Перваямировая война побудила общественные силы усилить требования радикальных переменв области народного образования, переоценку в общеобразовательной подготовкимолодежи. В этот период на пост министра просвещения был назначен граф ПавелНиколаевич Игнатьев (1870–1945). Под его руководством в 1913 г. дляобсуждения был предложен проект нового «Положения о гимназиях» [22,87].
Данный проектреформы средней общеобразовательной школы предполагал внесение значительныхизменений в ее задачи и структуру. Выдвинутые перед средней школы задачи моглибыть решены только путем широкого внедрения идей трудового начала во всестороны ее учебно-воспитательной деятельности [35,256].
Можносказать, что авторы проекта реформы сделали некоторую попытку связать обучениес производительным трудом. Так, в объяснительной записке к программе пограмматике подчеркивалось, что для лучшего закрепления теоретического материалапредлагалось использовать различные формы практических работ [35,36].
В начале XX века был проведен опытсоздания школ по образцу зарубежных, так называемых «новых школ», в которыхучебно-воспитательный процесс строился на принципах совместного обучения,трудового воспитания, ученического самоуправления и т.д.: Е.С. Левицкой вЦарском Селе, (1900), гимназия О.И. Яковлевой в Голицыне под Москвой(1910), гимназия Е.Д. Петровой в Новочеркасске (1906) и др. [22,329].
Характернойособенностью периода было появление сельских гимназий, расположенность которыхв сельской местности, близость к природе, посильное включение учащихся в трудпозволял совершенно по новому подойти к решению задач трудового, эстетического,физического воспитания, увязать обучение с трудом. Такие школы открывались вСамарской и Рязанской губерниях и особенно в Подмосковье [22, 219].
Идея развитиятворческих способностей ребенка, его активности и самодеятельности, уважение кдетской личности и развивающей роли труда были положены в основу созданногосторонниками «свободного воспитания», «Дома свободного ребенка». Организаторомэтого воспитательного учреждения был Константин Николаевич Вентцель (1857–1947).Полагавший, что воспитание и образование детей в школах должно осуществляться впроцессе включения их в повседневную жизнь, в тесной связи с производительнымтворческим трудом [35,129].
Одним изярких представителей концепции свободного воспитания был Станислав ТеофиловичШацкий (1878–1934). Идея детского труда проходит через всего теоретическую ипрактическую деятельность С.Т. Шацкого [48,254].
Вместе с А.У. Зеленко С.Т. Шацкийначинает уникальный опыт создания образовательно-воспитательного учреждения длядетей беднейшего населения Марьиной рощи в Москве с использованиемсамодеятельности и самоуправления детей, их заинтересованности и инициативы ворганизации всей внутренней жизни этого учреждения, применением труда какстимула для создания детского сообщества. Еще в 1905 году С.Т. Шацкий и А.У. Зеленкоорганизовали загородную летнюю колонию для приходских детей, в 1906 году вМоскве ими было создано общество «Сетлемент», которому удалось развернутьразнообразную работу: начала создаваться система детских учреждений, включающаядетский сад, начальную школу, детский клуб, различные мастерские, в которыхдети обучались различным ремеслам и одновременно получали общеобразовательнуюподготовку [48,67].
В 1906 годувместо закрытого властями «Сетлемента» было открыто другое общество «Детскийтруд и отдых», а в летнее время работала детская колония «Бодрая жизнь». Вовсех этих учреждениях С.Т. Шацкий и его коллеги проводили интереснейшийэксперимент по созданию детского сообщества в процессе совместногопроизводительного труда [48,59].
Большая рольв разработке проблем трудового воспитания и обучения в средней школепринадлежит известному педагогу Петру Федоровичу Каптереву (1849–1922). Онкатегорически выступал против какой бы то ни было профессионализацииобщеобразовательной школы, указывая, что если «отвлеченная и мертвая житностьвредна», то «грубый утилитаризм и мастеровщина в школе еще вреднее». Трудовоеначало в школе, по мнению П.Ф. Каптерева, должно способствовать развитию,прежде всего, мыслительных способностей учащихся. Физический же труд, взятыйсам по себе, теряет значительную часть своей ценности, фактически являетсяпростой физической нагрузкой, которая у маленьких детей, но совершеннобесполезна в юношеском возрасте [19,75].
Вместе с тем П.Ф. Каптеревполагал, что ручной труд учащихся как один из элементов общего образованиясовершенно необходим в школе потому, что он развивает физические силы ребенка,позволяет выработать точность действий, правильно использовать различныематериалы, учит преодолевать трудности. Однако полную воспитательную силуручной труд сможет приобрести только тогда, когда он будет находиться в теснойсвязи с содержанием теоретических работ», будет способствовать умственнойдеятельности учащихся. Только такая школа будет не просто вооружать учащихсянавыками труда, но, развивая мышление, будет вырабатывать у них и осознанноеотношение к труду [19, 72].
Использование«трудового принципа» и «трудовых активных методов» стало отличительной чертоймногих опытных школ в конце XIX начале XX вв. Вопросы организации, содержания, форм иметодов учебно-воспитательного процесса в «трудовой школе» отражались настраницах печати, рассматривались в работе учительских съездов. Примечателен вэтом отношении съезд, созданный по инициативе Петербургского обществаграмотности и проходивший с 22 декабря 1913 года по 3 января 1914 г.,который внес значительный вклад в поиски рациональных форм использования трудав школе: участники съезда подвергли резкой критике старую школу засхоластичность обучения, отрыв от жизни, за «книжность и словесность» ипротивопоставили ей «трудовую школу», которая по их мнению способна преодолетьмногие отрицательные стороны старой школы способствовать демократизации всейшкольной системы. Значительное место в работе съезда заняло обсуждение вопросово целях и задачах «трудовой школы». Выступавшие доказывали необходимостьвведения в общеобразовательную школу «трудового начала» как важного средстваразвития личности в целом [22, 216].
На съездеразгоралась острая борьба по вопросу о начальной школе. Большинство участниковсъезда высказались против всяких попыток профессионализации народной школы,подчеркивая, что главное в школе – это приучение учащихся к творчеству,активной деятельности, осмыслению окружающей жизни. Наиболее передовые ученые иучителя считали, что научить детей некоторым трудовым приемам еще не означаетсближение школы с жизнью, необходимо изменить сам учебно-воспитательныйпроцесс, используя разнообразные формы и методы обучения с опорой на конкретныйматериал, взятый из окружающей жизни и природы, на непосредственный опыт инаблюдение детей [35,126].
Для этогопредлагалось широко использовать экскурсии, природоведение, обоснованное насамостоятельных наблюдениях и опытных детей, не сокращая при этом и без этогомалый объем знаний, даваемый детям в начальной школе, а широко понимания«трудовой принцип» как способ организовать учебный процесс так, чтобыобеспечить соединение преподавания с самостоятельностью детей, их опытом итрудом, что позволит связать абстрактное с конкретным, работу головы с работойрук [35, 213].
Изучив ипроанализировав историю развития педагогики как и русской, так и зарубежной намстало видно, что процесс внедрения труда в школьное образование находит откликис древних времен, затем этот процесс рассматривали многие зарубежные и русскиепедагогики, исследование которых направлено на соединения обучения спроизводительным трудом в начальной школе. Для этого создавалисьэкспериментальные школы, например «Школа труда».
Всестороннееразвитие умственных и физических мир каждого ребенка и формирование у детейнаибольшей способности к труду относили к ведущим факторам, способствующимпроявлению таких способностей человека, как самостоятельность, проявлениеволевых качеств. 
2Становление и развитие идей соединения обучения с производительным трудом вистории педагогики Казахстана 2.1 Анализ развития идеи в истории Казахстана
Народнаяпедагогика Казахстана представляла собой синтез педагогической мысли, опыта итрадиции разных этнических компонентов, из которых формировались народы этогорегиона [21,56].
Народныепедагоги располагали многочисленными средствами, методами и приемамивоспитания, подготовки подрастающего поколения к самостоятельной трудовойжизни. Им издавна были известны средства и методы как убеждения и приучения,так и стимулирования и оценки поведения, труда и поступков воспитанников[13,122].
Одним изосновных правил народной педагогики было воспитание детей в средстве своихсверстников. А в детской среде широко использовались различные игры. Народнаяпедагогика хорошо понимала, что в процессе игр в детях воспитываетсянастойчивость, упорство, игры развивают силу, выносливость, дружбу итоварищество, и другие положительные качества. Многие игры имеют большоезначение в воспитании чувства коллективизма, навыков согласованных действий,подчинения общеустановленным нормам и правилам. [13, 252].
В детскихиграх много места занимали игрушки в форме миниатюрных копий орудий трудавзрослых, предметов домашнего обихода (фигурки домашних животных, повозка,лопатка, посуда и др.), имитация процесса труда скотоводов, земледельцев,ремесленников, охотников и др., что имело большое значение в психологической ипрактической подготовке детей к труду. [37,98].
Участие детейв пассивном труде народная педагогика рассматривала как одно из эффективныхсредств эстетического, нравственного и умственного воспитания. Детей очень раноначинали привлекать к семейно-бытовому труду, столярно-плотичном, обувном,шапочном и других делах. Особое значение в воспитании подрастающего поколенияимели коллективные виды труда. [37, 158].
Народнаяпедагогика выработала и широко использовала разнообразные средства и методывоспитания, оно носило беспрерывный и систематический характер и было тесносвязано с жизненно бытовыми потребностями и задачами трудящихся. [13,169].
Большоезначение трудовому воспитанию детей придает великий мыслитель того времени ИбнСина (980–1037), известного в Европе род именем Авиценна. Содержание воспитания,образования и обучения, предложенное Ибн Синой включает в себя:
1) умственноевоспитание;
2) физическоеоздоровление;
3)эстетическое воспитание;
4)нравственное воспитание;
5) обучениеремеслу [13, 254].
Трудовоевоспитание он рассматривает как необходимый и обязательный элемент наряду сумственным, физическим и нравственным воспитанием, требует, чтобы всех детейобучали ремеслу [13,255].
Продолжателемэтой идеи был великий поэт Алишер Навои (1441–1501). Он считал одним из самыхценных качеств настоящего человека трудолюбие. Труд, говорил Алишер Навои,украшает человека, благодаря труду человека совершенствуется. Он считалпроводить воспитание и обучение детей с использованием их трудовойдеятельности.
Во второйполовине XIX века на территории Казахстана трудовое обучение учащихсяпроводилось в ремесленных отделениях и классах при школах, на уроках ручного трудаи рукоделия, а также на пришкольных участках [31, 258].
Профессионально-техническоеобразование в Казахстане начало развиваться примерно с 80-х годов прошлоговека. Преподавание различных ремесел сельскохозяйственного производства иручного труда в начальной школе приближало школу к жизни и объективно былопрогрессивным явлением, оно до некоторой степени отодвигало на второй планобщеобразовательные задачи школ [31, 259].
С 1983 года вшколе введено обучение пролетарскому ремеслу, с 1889 года – столярному, а с1894 года – ручному труду по дереву. Ручном трудом занимались по 2 часа внеделю [31,259].
«Учащиеся, – писалв своем отчете инспектор школы М. Галанов, – развивают в себе любовь ктруду, внимательность, аккуратность, настойчивость и другие ценные качества, атакже приобретают полезные навыки и практические знания…» он отмечал, что урокипо ручному труду «не бесполезны», так как они дают учащимся первые навыки вобращении с различными инструментами и приемами работы [31,260].
В этот периодособое внимание уделялось мерам убеждения и укрепления в учащихся любви ктруду.
Во второйполовине XIX в. на территории Казахстана существовало несколькосельскохозяйственных школ, где упор делался на трудовое воспитание. В учебныйплан входили общеобразовательные и специальные сельскохозяйственные предметы, атакже практические занятия: сельскохозяйственные работы, работа в мастерских идежурство в различных отраслях хозяйства [31, 261].
Министерствонародного просвещения в целях распространения ремесленных знаний с 1872 г.начало вводить преподавание ремесел в учительских семинариях и низшихобщеобразовательных школах [13,97].
В инструкцииМинистерства просвещения от 4 июня 1879 года говорилось о введении ремесла имастерства для мальчиков и рукоделия для девочек [13, 118].
Ручной труд вэтот период считался необязательной дисциплиной, учащиеся занимались по своемужеланию [13,120].
Например,учитель ручного труда Г.Б. Балитбаев отмечал, что «занятия ручным трудомоказывают влияние на нравственность и способствуют умственному развитиюучащихся. Занятый трудом ученик меньше всего думает о шалостях; все вниманиеего направленно к тому, чтобы осилить данную работу. Вообще ручной трудприучает детей с любовью и уважением относится к физическому труду, воспитываетих самостоятельность, приучает к аккуратности, развивает внимание,настойчивость и прилежание, а также поддерживает в учащихся здоровье организмаи бодрость духа, что необходимо при воспитании и обучении детей» [13,121].
ЗаведующейИркутского двухклассного русско-казахского училища А. Афанасьев отмечал,что «занятия ручным трудом производят на учеников благодетельное влияние:развивают в них любовь к труду, отвлекают их от праздности и в то же время даютотдых от умственных работ, развивают вкус к изящному, изощряют глазомер,ловкость рук способствуют физическому развитию учащихся.
Кроме того,ручной труд дает учащимся и ту пользу, что изучив те или иные другие приемыработы, они могут продолжать совершенствоваться в этом направлении исамостоятельно по выходе из училища применять свои знания в жизни» [13,124].
Несмотря насущественные недостатки (отсутствие единых программ, недостаток опытныхпреподавателей, неудовлетворительная материальная база) преподавание различныхремесел в школах имел положительное значение. Оно способствовало развитию идеисоединения обучения с производительным трудом, который способствует привитию уучащихся трудовых навыков и воспитывает трудолюбие.
Но вместе сэтим в школах Казахстана того времени имело место увлечениелегкоремесленничеством и многоремесленничеством, что отрицательно отражалось напостановке учебно-познавательной работы: «ремесленный класс должен бытьорганизован не для обучения детей мастером или подмастерьем, а с цельюпедагогических, приучение их к ручному труду» [37,264].
Марксистко-ленинскоеучение о соединении обучения с производительным трудом и политехническимобразованием стало фундаментом строительства советской школы. В решенияхсъездов Коммунистической партии, постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССРнеоднократно и настойчиво подчеркивалась необходимость совершенствованиятрудового воспитания и политехнического образования учащихся, включение их вобщественно полезный труд. [13,84]
На протяжениивсей истории советской общеобразовательной школы Коммунистическая партия иСоветское правительство уделяли большое внимание вопросам трудового обучения ивоспитания школьников.
Принципыполитехнизма и соединения обучения с производительным трудом расцениваются какосновополагающие, несмотря на разногласия и дискуссии, имеющие место средиработников народного образования. [13,86]
Так в 20хгодах значительная часть учителей настаивала на введении проектной системыобучения. Она заключалась в том, что была вытеснена предметной системойобучения и элементы знаний по математике, биологии, физике и другим учебнымдисциплинам группировались вокруг трудовых знаний учащихся. Это мешало какполучению систематизированных знаний но и основам наук, так и формированиютрудовых умений и навыков. Трудовое обучение строилось бессистемно, наслучайных заданиях и мало способствовала трудовому воспитанию. [13,95]
Н.К. Крупскаяв этот период энергично боролась за осуществление задач политехнического итрудового обучения. Об этом свидетельствуют ее работы: В отдел ЦК ВКП (б) и М.П. Малышеву«Проект докладной записки в УК ВКП (б) о политехническом обучении», статья «Ополитехническом образовании» и др. [37,47]
5 сентября1931 года ЦК ВКП (б) опубликовал постановление «О начальной и средней школе»,25 августа 1932 года – постановление «Об учебных планах и режиме в начальной исредней школе», в которых проектная система обучения подверглась резкойкритике. [13,72].
Предметноепреподавание основ наук было восстановлено. Как самостоятельный предмет вучебный план было включено трудовое обучение. Но обеспечить школу учителемтрудового воспитания и создать материальную базу предмета не удалось. Поэтому в1937 году трудовое обучение как отдельный предмет ликвидировали. [13,104]
Проанализировависторию введения ручного производительного труда в школах Казахстана, можносделать вывод, что труд в системе воспитания понимали как овладение какими-либоузкоспециализированными знаниями или сельское хозяйство, или ремесло. И тольконекоторые педагоги понимали полезность развития идеи соединения обучения спроизводительным трудом, считая труд ребенка необходимым условием длявсестороннего развития его личности, в формирование положительных качеств. Но недостаточнаяматериальная база и квалифицированные кадры не позволяли развить идею отрудовом предмете, как самостоятельной дисциплине.
Трудовоеобучение и воспитание осуществлялось в процессе внеклассной, внешкольной иобщественно полезной работы.2.2Внедрение идеи соединения обучения с производительным трудом в современнойшколе Казахстана
В 50-е годыКоммунистическая партия и Советское правительство страны обращаются к проблеметрудового обучения в общеобразовательных школах. XIX съезд КПСС указал нанеобходимость развития работы по политехническому образованию и трудовомувоспитанию учащихся. В учебный план средней школы с 1934 года снова был введенпредмет «Трудовое обучение». Началось изучение путей и возможностей соединенияобщего среднего образования с профессиональной подготовкой в старших классах. [37,118].
В 1958 году Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связишколы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР», вкотором сказано о том, что следует включать всех школьников в общественнополезный труд, о соединении обучения с производительным трудом, о связистроительства жизни с школой; о необходимости соединения общеобразовательной ипрофессиональной подготовки в старших классах. [34,120]
Соединениеобщеобразовательной и профессиональной подготовки оказались возможны лишь в техшколах, где для этого были необходимые условия – соответствующая материальнаябаза и квалифицированные кадры.
К сожалению,не везде удалось осуществить такое соединение из-за отсутствия этих условий.Поэтому Верховный Совет СССР в 1966 году внес частичные изменения в статью 4Закона о школе, указав, что учащиеся получают профессиональную подготовку лишьв тех школах, где есть необходимые для этого материальная база иквалифицированные учителя. [13,48]
Особоевнимание трудовой подготовки молодежи было уделено и в принятой XXII съездом партии (1961 год)Программе КПСС. В ней сказано:
«В центрвоспитательной работы партия ставит развитие коммунистического отношения к трудуу всех членов общества. Труд на благо общества – священная обязанность каждогочеловека». [3,264]
Задачи,стоящие перед школой в области трудового воспитания, политехническогообразования и профессиональной ориентации учащихся, были указаны в решенияхпоследующих – XXIII (1966), XXIV (1971), XXV (1976) и XXVI (1981) – съездов КПСС. [3,287]
В «Основныхнаправлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» намеченадолгосрочная программа совершенствования трудового обучения, воспитания профессиональнойориентации школьников. [39,146]
В нихговорится: «Соединение обучения с производительным трудом предполагаетвключение учащихся, начиная с младших классов, в систематический,организованный, посильный полезный труд – труд настоящий, необходимый обществу…
Учащиесяначальной школы (1 – 4 классы) овладевают необходимыми в жизни элементарнымиприемами ручной работы с различными материалами… В неполной средней школе (5 – 9)учащиеся получают более основательную обще трудовую подготовку…
Начиная с 8 классаучащиеся обучаются и работают в составе ученических производственныхкомбинатах, учебных цехах и участниках на предприятиях и в профтехучилищах. Всредней общеобразовательной школе (10–11 классы) на этой базе, а такженепосредственно на рабочих местах производства организуется трудовое обучениепо наиболее массовым профессиям с учетом потребностей в них данного региона». [39,211]
Решениепроблемы коммунистического воспитания во многом зависит от того, насколькоправильно решаются в каждой школе задачи трудового обучения.
В настоящеевремя трудовое обучение в общеобразовательной школе делится на три этапа.(Приложение 1). [47,9]
В 1 – 3классах учащимся прививаются первоначальные навыки работы с такими материалами,как бумага, картон, глина, ткань. Дети учатся обрабатывать их простейшимиинструментами. В Начальных классах программа по трудовому обучению одинаковадля городских и сельских школ. [32,2]
Трудоваяподготовка учащихся 4 – 8 классов городской и сельской школы ведется по разнымпрограммам. Их четыре: «Технический труд» и «Обслуживающий труд» для городскойшколы; «Сельскохозяйственный и технический труд» и «Сельскохозяйственный иобслуживающий труд» для сельской школы. Кроме того. Учебным планомпредусмотрена летняя учебно-производственная практика. [32,2]
Трудовоеобучение в 9 – 10 классах осуществляется по различным профилям. Их определяютдля каждой школы, учитывая потребности народного хозяйства данного региона врабочих тех или иных профессий. Самыми распространенными профессиями трудовогообучения старшеклассников являются: радиоэлектроника, деревообработка, основытекстильного производства, обработка тканей, машиностроительное черчение,торговое обслуживание, основы строительно-материального производства,кулинарные работы, основы прикладной химии, автодело, машинопись, и основыделопроизводства.
Количествочасов отводимых трудовое обучение, следующее:
В 1 – 8классах – 2 часа в неделю;
В 9 – 10классах – 4 часа в неделю. [32,4]
В связи среформой общеобразовательной и профессиональной школы значительно увеличилоськоличество часов не трудовое обучение. В постановлении «Об улучшении трудовоговоспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации ихобщественно полезного труда» (1984) указывается:
«К окончаниюсредней школы учащиеся должны овладеть определенной профессией и вустановленном порядке сдать квалификационные экзамены… Но эти цели во 2 – 4классах выделяются 3 часа, в 5- 7 классах – 4 часа, в 8 – 9 классах – 6 часов,в 10–11 классах – 8 часов в неделю. [42,264]
Усилилосьвнимание ученых к исследованию проблемы трудовой подготовки и профориентациимолодежи.
В составеАкадемии педагогических наук СССР функционирует научно-исследовательскийинститут трудового воспитания и профессиональной ориентации в научно-исследовательскихинститутах школ (педагогики) союзных республик имеются исследовательскиелаборатории и сектора трудового обучения. Расширяется системаучебно-производственных комбинатов (новая форма трудовой подготовки старшихклассов), действуют центры и комбинаты профессиональной ориентации школьников. [13,158]
В сельскойместности на общественных началах ориентированы школы лесничества,охрановедческие группы для обработки учебно-опытных участков и другое. [32,5]
Трудовоеобучение в школе на современном этапе, как никогда ранее, позволяет решатьмногие вопросы воспитания и развития подрастающего поколения, способствуетфизическому совершенствованию детского организма.
Усвоениеучащимися теоретических знаний, их применение сопровождается мыслительнойдеятельностью.
Так на урокахобслуживающего труда школьники решают конструкторские задачи разработки моделей(моделирование одежды), инженерные и технологические вопросы (определениепоследовательности технологической обработки швейных изделий) и т.д.
Все этоспособствует успешному развитию учащегося, формированию всесторонне игармонически развитой личности. [32,4]
Качество образования неразрывно связано с еговоспитательным потенциалом. Школа призвана не только вооружить учащихсязнаниями по основам наук, отвечающими требованиям времени, но и подготовить ихк трудовому образу жизни, осознанному выбору продолжения образования и будущейпрофессии. Не случайно указывается на необходимость усиления роли дисциплин,обеспечивающих успешную социализацию подрастающего поколения. Приоритетнойсреди них, несомнение, является технология. Она несет в себе созидательноеначало, открывает перед учащимися возможность применения знаний и умений длясоздания, полезных и нужных не только себе, но и другим людям вещей. Тем болеечто в наши дни из документов, регламентирующих деятельность школы, исчезаюттакие важнейшие понятия, как «труд» и «трудовое воспитание». [47,11]
Трудовое становление личности в любых социально-экономическихусловиях остается фундаментальной задачей воспитания. Другое дело, что всовременном обществе достаточно риторичную в прошлом установку на коллективныйтрудвоимя общего блага сменила более жизненная, ориентированнаяна достижение личного успеха. Но при этом не должны ущемляться интересыобщества и попираться нравственные нормы. [47,10]
Недооценка технологии и трудового воспитания в школе приводит ктому, что у современной молодежи не формируется уважения и интереса к труду всфере материального производства, техническому творчеству. А ведь в стране ужесегодня ощущается нехватка технического персонала, прежде всегоквалифицированных рабочих, которая с восстановлением ее экономики будет всеболее обостряться. Несмотря на серьезные потери, которые понесло трудовоевоспитание в переходный период, налицо и определенные достижения. Усилиямиученых-педагогов П.Р. Атутова, В.А. Полякова, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева,В.М. Казакевича, И.А. Сасовой, О.А. Кожиной и других приактивном участии ряда организаторов образования и учителей-практиков былиразработаны Концепция и программно-методическое обеспечение новойобразовательной области «Технология» и начато ее внедрение в школах. [32,4]
Технологии принадлежит ключевая роль в трудовом становленииучащихся. К задачам формирования потребности в труде, трудолюбия, добросовестностив работе ныне добавляются развитие технологической культуры,предпринимательской инициативы, конкурентоспособности и расчета на собственныесилы. [50,358]
Технологическая подготовка основывается на включении учащихся вразнообразные виды деятельности: учебную, самообслуживания, общественнополезную, в том числе и созидательную, производственно-предпринимательскую ипоисково-исследовательскую. Все они являются ее составными частями. Важноподчеркнуть также интегративный характер и практико-прикладную направленностьобразовательной области «Технология». [50,360]
Успех трудового воспитания молодого поколения во многом зависит отобъединения усилия образовательных учреждений, семьи и общественности.Ослабление его, особенно в городских условиях, с неизбежностью ведет к быстромуросту в детской среде тунеядческих настроений, презрительного отношения ктруду, особенно физическому, различных правонарушений. [50,365]
Отказ от социально-экономических фантазий и заблуждений недавнегопрошлого выдвигает на первый план общечеловеческие нравственные нормы иценности, особое место среди которых занимает трудовая мораль. С еетребованиями, изложенными в доступной детскому пониманию форме, надо знакомитьуже дошкольников. В занимательном, часто сказочном изложении малышам объясняют,почему люди должны трудиться, быть трудолюбивыми, умелыми, бережливыми. Детейпривлекают к выполнению посильных трудовых обязанностей, рассказывают одоступных их пониманию массовых профессиях, о том, как создаются окружающие ихвещи. [49,287]
Несоизмеримо большими возможностями для трудового воспитания детейрасполагает школа. Во многих городских и сельских школах нашей областисложилась достаточно эффективная система подготовки учащихся к труду. При этомв начальных классах делается упор на ознакомление их с обработкой простейшихконструкционных материалов, приучение к аккуратности и ответственности вработе, формирование привычки к самообслуживанию. В средних классах к ручнымумениям добавляются машинные, расширяется перечень и усложняется характеробъектов труда, набор изучаемых технологий, происходит знакомство с основнымиотраслями народного хозяйства и ведущими профессиями. В старшей школе с учетомпожеланий учащихся и их родителей углубленно изучаются различные технологии, ав ряде школ, имеющих необходимые условия, дополнительно осуществляется иначальная профессиональная подготовка. [32,2]
На занятиях по технологии особое внимание уделяется развитию ушкольников самостоятельности в работе: умениюее планировать,разрабатывать технологическую документацию, осуществлять самоконтроль качествавыполняемых операций и изделий. Этому во многом способствует использованиеметода проектов, хотя его широкому применению препятствует нехватка учебноговремени, а также слабая разработанность этой проблемы в методической литературе.[32,2]
Значительное место в трудовой деятельности учащихся отводитсяизучению традиционных народных ремесел: резьбы по дереву, бисероплетения,лоскутной пластики и др. О результативности этого' ее направления в технологииубедительно свидетельствуют конкурсы и выставки детских творческих работ. [32,3]
Своеобразными экспериментальными площадками по совершенствованиютрудовой подготовки учащихся стали в области общеобразовательные школытехнологического профиля и межшкольные учебные комбинаты. Здесь на десятипрофилях осуществляется углубленная технологическая и по желанию учащихсяначальная профессиональная подготовка. При этом особый упор сделан нарасширении и углублении взаимосвязей общеобразовательной и технологической составляющейучебно-воспитательного процесса с целью осознанного профессиональногосамоопределения выпускников. Важно и то, что в этой и других технологическихшколах при отборе направлений приоритет принадлежит профилям реальновостребуемым на рынке труда (дерево- и металлообработка, автодело, швейноепроизводство, электрорадио-технология, компьютерное делопроизводство и др.). [32,3]
Практико-ориентированный характер образования традиционно присущсельской школе с ее близостью к природе, труду на земле. Хотя за последние годыослабли связи большинства сельских школ с местными хозяйствами, педагогическиеколлективы прилагают немало усилий для того, чтобы сохранить надо-профессиональном, а в ряде случаев и профессиональном уровне изучениеосновных направлений сельскохозяйственного производства и вовлечение учащихся впроизводительный труд. При этом в новых условиях на первый план выступаетзадача подготовки сельских школьников к грамотному ведению индивидуальногокрестьянского (фермерского) хозяйства на современной агро-, зоотехнической иэкономической основе. [32,4]
Наряду с полноценным общим образованием учащиеся по желаниюполучают ориентированную на труд в селе профессиональную подготовку: мастерсельскохозяйственного производства (фермер), тракторист-машинист широкогопрофиля, водитель грузового автомобиля категории «С», портной легкого платья, атакже знание основ предпринимательской деятельности. При этом теоретическийматериал изучается в неразрывной связи с практикой, поскольку школа обладаетхорошей материально-технической базой и землей. [32,5]
В историипедагогики Казахстана трудовому обучению уделяют большое значение, считая егонеобходимой частью правильного воспитания детей. Труд начинают рассматриватькак эффективный метод обучения, а не в узком специализированном свете. В школахКазахстана трудовое обучение начинается с первого класса и сопровождает ребенкав дальнейшем процессе воспитания. В Казахстане трудовому воспитанию школьниковотводится важное место и в системе дополнительного образования. Это преждевсего вовлечение их в техническое творчество и общественно полезный труд вовнеучебное время.
Идеясоединения обучения с производительным трудом в современных школах продолжаетбыть актуальной, ее продолжают изучать, разрабатывать, анализировать в поискахновых реформ внедрения производительного труда в процесс обучения и воспитаниядетей с ранних лет.

Заключение
Изучив и проанализировав тему и содержание данной курсовой работы,можно сделать некоторые выводы.
Развитие идисоединения обучения с производительным трудом наблюдается с давних времен ипродолжает быть актуальной темой в истории педагогики даже уже на современныхэтапах.
Производительныйтруд издавна считался одним из важных условий и значимым фактором для формированияв истории развитой личности человека. Взять хотя бы во внимание существующеепредположение, что именно труд, производимый обезьяной, привел к выявлениюразвитию «человека разумного».
Труд окружаетребенка с самых ранних лет, участвуя в его воспитании и развитии на продолжениивсей жизни.
На раннихэтапах развития человеческого общества детей с малых лет включали вповседневную трудовую деятельность семьи. Труд являлся главным учителем ивоспитателем детей.
Своеотражение идея соединения обучения с трудом нашло в педагогических трудахмногих великих педагогов, мыслителей, ученых как Зарубежной истории, так ирусской. Они понимали труд, как необходимый фактор, неотъемлемой частью впроцессе обучения и воспитания детей. Они считали, что труд развивает многиеположительные качества, способствует лучшему пониманию всех теоретическихзнаний, получаемых в процессе обучения.
Идеясоединения обучения с трудом на различных этапах истории педагогики занималаразличные места в системе образования.
Например, в Зарубежнойпедагогике ей уделялось много внимания в трудах великих ученых прошлого Т. Морр,Т. Кампанелла, Д. Локка, Ф.М.Ш. Фурье, Д. Дьюи и др.особенно в XVIII–XIX вв. Было много попыток введения трудовой деятельности в системушкольного обучения: уроки ручного труда, ремесла и рукоделие.
В историирусской педагогики идея соединения обучения с производительным трудом появиласьпозже, в работах некоторых великих мыслителей, ученых, педагогов, таких как К.Д. Ушинского,В.Н. Татишев, П.Н. Игнатьев, С.Т. Шацкий, П.Ф. Каптерев и др.А применение в практике получает в конце XIX начало ХХ в, когдапоявляется идея о создании «Трудовой школы», в которой обучение происходит вовзаимосвязи с производительным трудом.
На территорииКазахстана на ранних этапах истории идея соединения обучения с трудом приняланемного другое значение. Труд вводился в школу. Как средство передачиопределенных узкоспециализированных навыков и умений, понижая уровеньполучаемых знаний по другим наукам: грамоте, арифметике, чтению и др.
И толькопосле становления Советской власти в Казахстане, идея развития соединенияобучения с трудом получает другую направленность.
В этот периодтрудовое воспитание осуществлялось в процессе внеклассной, внешкольной иобщественно полезной работы. Трудовое воспитание становится обязательнымпредметом в школьной системе образования.
Все этоприводит к появлению понимания труда как метода и формы организации обучения,что способствует успешному развитию учащихся, формированию всесторонне игармонически развитой личности.
Мы считаем,что необходимо продолжать изучать и развивать идею соединения обучения спроизводительным трудом.
Рекомендуемобсуждать трудовое воспитание ребенка с его родителями, выявлять и находитьнаиболее эффективные методы приучения ребенка к труду, воспитание у негоположительного отношения и уважения трудовой деятельности, формировать уребенка понимания о необходимости и значимости труда в его жизни с малых лет иво взрослой самостоятельной деятельности.
Родителямрекомендуем вовлекать ребенка в повседневный и посильный для него труд,воспитывая тем самым такие качества, как трудолюбие, ответственность,аккуратность и многие другие.
Педагогамрекомендуем продолжать искать и разрабатывать новые методики проведенияобучения во взаимосвязи с производительным трудом, методики дающие наиболееположительный эффект. Не забывая при этом учитывать индивидуальные, возрастные,физические и психологические особенности ребенка.
Труд какметод формы организации обучения должен использоваться системно, от простого ксложному, в определенном порядке. Только при учете этих характеристик будетдостигнуто цель трудового воспитания, которой является подготовка учащихся ксамостоятельной жизни, будут решены задачи таки как, воспитание положительныхкачеств, формирование трудовых умений и навыков, развитие самостоятельной итрудовой деятельности, развитие познавательной деятельности и другие.
Список литературы
1.  Азаров Ю.П. Искусствовоспитывать – М.: 1985. – 448 с.
2.  Алексеев В.П. Становлениечеловека. – М.: 1984. – 369 с.
3.  Анисов М.И. Источникиизучения истории педагогики в России. – М.: МГЗПИ, 1991, – 468 с.
4.  Бабишин С.Д. Изистории зарождения школы высшего типа в Древней Руси // Сов.педагогика. –1972 – №8 – с. 94–100. – 176 с.
5.  Бардак А.И., Войнич И.Е.,Волчек М.И. и др. Всемирная история: Начало Возрождения. – М.: 1992. – 516 с.
6.  Батышев С.Я. Трудоваяподготовка школьников. – М.: 1981. – 358 с.
7.  Василькова Ю.В. Педагогическиевзгляды Фурье. – М.: 1986. – 678 с.
8.  Ганелин Ш.И., Кирпичникова Е.Н.,История педагогики и современность. – Ленинград: 1970. – 654 с.
9.  Глущенко А.Г. Трудовоевоспитание младших школьников. – М.: 1985. – 288 с.
10. Гранстрем Е.Э. Наукаобразование // История Византии. – М.: 1967. – 380 с.
11. Демков М.И. Историярусской педагогики. 3. изд. – М.: 1913. – 460 с.
12. Дик Н.Ф.,Дик Т.И. Активизация учебной и внеклассной деятельности. – Ростов наДону: 1998. – 458 с.
13. Днепров Э.Д. Очеркиистории школы и педагогической мысли народов СССР. – М.: 1989. – 472 с.
14. ДьюДж. Школа и общество /Пер. с англ. – М.: 1925. – 324 с.
15. ДьюДж. Школа и ребенок /Пер. с англ. – М.: 1923. – 318 с.
16. Егоров С.Ф. Хрестоматияпо истории школы и педагогики в России. 2 изд. – М.: 1986. – 628 с.
17. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – М.:Учпедгиз, 1940. – 658 с.
18. Каждан А.П. Византийскаякультура. – М.: 1968. – 516 с.
19. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. // Педагогика –1993 – №1 – с. 72–75 – 98 с.
20. КершентейнерГ. Избранные сочинения / Пер. с нем. – М.: 1915. – 328 с.
21. Константинов Н.А.,Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М.: 1982. –524 с.
22. Латышина Д.И. Историяпедагогики. Воспитание и образование в России XIX – начало XX вв. – М.: 1998. –460 с.
23. ЛайВ. Школа действия. Реформа школы своеобразно требованиям природы и культуры/Пер. с нем. – П.: 1920. – 567 с.
24. Лемберг Р.Г. Дидактическиеочерки. – А-А.: 1960. – 370 с.
25. ЛоккД. Сочинения. В 3х томах. Т.3. – М.: 1988. – 564 с.
26. Ломоносов М.В.О воспитании и обучении. – М.: 1991. – 460 с.
27. Луначарский А.Б. Проблемы народного образования. – М.: 1923. –459 с.
28. Марк К.и Энгельс Ф. О воспитании и образовании. В 2х томах. Т.1. – М.: 1978. –514 с.
29. Маркова Т.А. Приучениемаленьких детей к домашнему труду. – М.: 1961. – 367 с.
30. Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики. –М.: 1987. – 532 с.
31. Нурмашбетов А.М. Рыноктруда. – А.: 1998. – 324 с.
32. Окунев Н.К.,Латюшин В.В., Саламатов А.А. Вернуть трудовому воспитаниюдостойное место в школе. // Школа и производство. – 2003. – №1 – с. 1–5.– 68 с.
33. Пискунов А.И. Теорияи педагогика трудовой школы. – М.: 1963. – 476 с.
34. Пискунов А.И. Хрестоматияпо истории Зарубежной педагогики. 2 изд. – М.: 1981. – 560 с.
35. Пискунов А.И. Историяпедагогики и образования. – М.: 2001. – 512 с.
36. Пишкевич А.П. Краткийочерк истории педагогики. 2 изд. – Харьков: 1930. – 540 с.
37. Попов И.П. Индустрияобразования. – М.: 1986. – 437 с.
38. Салимонова К.Н. Вопросывоспитания и образования в труде. – М.: 1980. – 454 с.
39. Сембаев А.И. Историяразвития советской школы в Казахстане. – А-А.: 1972. – 347 с.
40. Смирнов В.З. Очерки по истории прогрессивной русскойпедагогики XIX века. – М.: 1963. – 486 с.
41. Соловейчик С.Л. Педагогикадля всех. – М.: 1989. – 367 с.
42. Тажибаев Т.Т. Просвещениеи школы Казахстана во второй половине XIX в. – А-А.: 1962. – 507 с.
43. Тайлор Э.Б. Первобытнаякультура. – М.: 1989. – 369 с.
44. Тих И.А. Предисторияобщества. – Л.: 1970. – 636 с.
45. Ушинский К.Д. Педагогическиеидеи. – М.: 1971. – 250 с.
46. Ушинский К.Д. Собраниесочинений. В 11 томах. Т.2. – М.: 1948. – 687 с.
47. Хохленок О.И.,Кусаинова А.К. Проект программы по трудовому обучению. //Начальная школа. – 2003. – №1. – с. 9–12. – 65 с.
48. Шацкий С.Т. Избранныепедагогические сочинения. – М.: 1980. – 458 с.
49. Шибанов А.А.,Дуля И.П. и др. Воспитание в школе в труде. – М.: 1976. – 426 с.
50. Шило Л.П. Соединениетрудового обучения с производительным трудом. – М.: 1983. – 689 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Вплив опромінення електронами з Е 1 2 МеВ на електричні фотоелектричній оптичні властивості мон
Реферат Администраци я постановлени е
Реферат Засоби масової інформації
Реферат Защита прав при помощи забастовки
Реферат Операції з торгівлі іноземною валютою на міжбанківському валютному ринку України
Реферат Защита прав человека в международном праве
Реферат Защита прав налогоплательщиков при принудительном взыскании налогов
Реферат Залог как обеспечительное обязательство
Реферат Защита прав авторов на музыкальные произведения
Реферат Защита прав потребителей. Расчетные правоотношения
Реферат Актуальность тему управление маркетингом на корпоративном уровне
Реферат СУБД dBase
Реферат Заявление о преступлении как повод возбуждения уголовного дела
Реферат Закон України "Про вибори Президента України" та особливості участі військовослужбовців у виборчому процесі
Реферат Законодавчий процес в Україні