Кропоткин Петр Алексеевич(1842-1921) являлся потомком Рюри-
ковичей и гетмана Сулимы.Воспитание и становление П.А.Кропотки-
на как человека и как революционера происходило в предреформен-
ную эпоху,насыщенную важнейшими социальными и политическими пе-
ременами. Имя П.А.Кропоткина ассоциируется в нашем сознании
прежде всего с отечественным анархизмом,возникшим в недрах ре-
волюционного народничества.Действительно,в 1876 году,после
смерти М.А.Бакунина,именно он стал признанным теоретиком и про-
пагандистом анархии.Однако многогранность и незаурядность лич-
ности П.А.Кропоткина не могут быть сведены только к этой сторо-
не его деятельности.Он плодотворно работал во многих направле-
ниях.Политика и история, социология и философия,география и эт-
нография,сельское хозяйство и кооперация,литература и эти-
ка,блестящая публицистика,проблемы образования и воспитания,ис-
тория науки и политэкономия - вот далеко не полный перечень
предметов, в развитие которых он так или иначе внес свой пози-
тивный вклад,ставший достоянием человеческой культуры.
Природа щедро одарила П.А.Кропоткина недюхинным умом и ред-
костным трудолюьием,способными реализоваться в любой области
человеческой деятельности,но одновременно она одарила его и
чрезвычайно чутким и отзывчивым сердцем,которое невыносило раз-
лада между личным благополучием и несправедливостью и злом ок-
ружавшими его.Именно этот нравственный разлад души заставил его
отказаться сначала от удачной военной,а потом и научной карье-
ры и отдать все силы и талант делу борьбы с существующим общес-
твенным злом - делу,которое не сулило лично для него ниче-
го,кроме невзгод и лишений,поскольку этим выбором он ставил
себя в конфронтацию с власть придержащими.
Семейная обстановка как бы специально создала контраст впе-
чатлений и наблюдений для любознательного и пытливого ума
П.А.Кропоткина.С одной стороны - жизнь крепостных и дворовых,с
другой - жизнь родственников и друзей семьи, многочисленными
нитями связанных с высшим обществом и императорским двором. Бо-
гатейший социально эмпирический материал,который накапливаетя
памятью ребенка,отрока,юноши,зрелого человека,плюс огромная тя-
га к знаниям,неудовлетворенность обязательными образовательны-
ми программами Пажеского корпуса,особенно по гуманитарным дис-
циплинам,все это формировало особый склад характера и строй
мышления П.А.Кропоткина.Круг его bинтересов был весьма широк и
разнообразен,хотя первоначально и достаточно хаотичен|филосо-
фия и этика,литература и искусство,социология и политэконо-
мия,естественные науки и энакомство с запрещенной литерату-
рой(статьями журналов "Колокол","Полярная звезда",работами
Н.Г.Чернышевского,Н.В.Шелгунова и др.).
В 1862 году П.А.Кропоткин отъезжает на военную службу в Си-
бирь.Служба там многое дала ему для осознания реакцbионной сущ-
ности самодержавия.После восстания польских каторжан в 1866 го-
ду Петр и его брат Александр расстались с военной службой.Ни
тот ни другой не участвовали и не согласились бы участвовать в
подавлении восстания.
Осенью 1867 года П.А.Кропоткин поступает на физико-математи-
ческий факультет Петербургского унbиверситета и одновременно на
работу в статистический комитет министерства внутренних дел,ко-
торым руководbил крупный ученый-географ и путешественник
П.П.Семенов-Тян-Шанский.Имя П.А.Кропоткина стало известно в
научном мире,он - член Русского географического общества,наг-
ражден золотой медалью за отчет об Олекминско-итемской экспеди-
ции и т.д.Но "разъедающее противоречие" окружающего мира заста-
вило его отказаться от научной деятельности.
В принципе на вопрос "Что делать?" к этому времени у него уже
был ответ. Поэтому поездка в Швейцарию в 1872 году,знакомство с
социалистической прессой,с людьми которые посвятили себя борьбе
за осуществление своего социалистического идеала,с интеллиген-
тами и с рабочими послужили толчком к принятию окончательного
решения."Они борются.Мы им нужны,наши знания, наши силы им
необходимы - я буду с ними".
Каким должно быть общество,в котором нравственные ценности
индивида не вступали бы в противоречие с его организацией,и ка-
кова должна быть эта организация? П.А.Кропоткин отдал предпоч-
тение анархизьму,хотя тогда и теперь с именем анархизьма связа-
но множество предрассудков.Но высший нравственный идеал спра-
ведливого общества требовал соответствующей высоты нравственно-
го уровня его адептов,прежде всего в личных взаимооотнощениях,
в вопросах,связанных с теоретической разработкой идеала,страте-
гии и тактики его осуществления.Анархизм рассматривался им как
логический итог тех либеральных политических и этических уче-
ний,которые исходили из принципа предельной минимизации фун-
кции государства и увеличении (расширении) автономии нравствен-
ной личности.
Обобщение опыта буржуазных революций создало определенное не-
гативное отношение к политическим аспектам революции и породи-
ло естественный крен к анархизму.ричем устами М.Бакунина рус-
ский анархизм дополнил идеи европейского анархизма двумя момен-
тами,которые,собственно,и сблизили анархизм с социалbbbиз-
мом.Это идея коллективной собственности на орудия и средства
производства и положение о том,что осуществить анархbию можно
только с помощью социальной революции, т.е. непосредственного
решения вопроса о собственности в пользу народа.
Перед П.А.Кропоткиным стояла та же задача,что и перед К.Мар-
ксом:дать научное обоснование социалистического идеала.Но шли
они к этому разными путями:К.Маркс строил свою концепцию на ос-
нове анализа тенденций современного ему общественного производ-
ства и форм классовой борьбы;П.А.Кропоткин стремился найти от-
веты на те же вопросы,исходя из изучения главным образом приро-
ды человека и эволюции его общественных форм. И тот и другой
исходили из различных форм материалистического созерцания,оба
высоко оценивали роль науки в в исследовании общества и, по су-
ществу, пришли к сходным выводам. Но при этом К.Маркс считал,
что для коммунистического общества необходим и более высокий
уровень производительных сил,и более высокий уровень этической
и общей культуры человека.Отсюда он выводил необходимость госу-
дарства для проведения соцальных преобразований, их защиты, ус-
тановления диктатуры пролетариата для переходного периода,кото-
рому определялис сугубо гуманистические функции: создание
производства,максимально удовлетворяющего потребности челове-
ка,условий для его духовного и нравственного развития.
П.А.Кропоткин,напротив,полагал,что социальный и нравствен-
ный потенциал человека вполне достаточен для того,чтобы после
революции начать созидание коммунистического безгосударственно-
го общества на основе союза сельскохозяйственных общин,произ-
водственных артелей и ассоциаций людей по интересам,а в силу
сложившихся хозяйственных,торговых и культурных связей такой
союз,по мнению Кропоткина,с неизбежностью должен был бы всту-
пать в сношения с другими союзами,объединяя этими связями все
человечество.
Суть разногласий заключалась в понимании не конечной цели,а
путей ее достижения.
Многие идеи П.А.Кропоткина звучат ныне весьма актуально.Прой-
дя суровый и порой трагический путь,мы сейчас,по существу, воз-
вращаемся к идее о местном самоуправлении,местной иницbиати-
ве,о минимизации централистских функций государства,которые
связаны с хозяйственной,социальной,культурной и национальной
жизнью отдельных людей,территориальных и нацbиональных общнос-
тей, трудовых коллективов предприятий,учреждений,строек и
т.д.Причем он был весьма далек от идеи региональной замкнутос-
ти,экономического и национального эгоизма."Сама история нашего
времени,-писал он,-не доказывает ли,что дух федеративных сою-
зов уже представляет отличительную черту современности? Если
только где-нибудь Государство дезорганизуется по какой-либо
причине, если только его гнет ослабевает где-либо, - и сейчас
же начинают образовываться союзы,вызванные естественными пот-
ребностями отдельных областей..."
Этика Кропоткина не является некоей самостоятельнойдисципли-
ной, трактующей специфический предмет нравственных отношений,о-
на есть одновре менно концепция общества,его становления и
прогресса.Не случайно поэтому такие важнейшие поняятия его со-
циологии,как "взаимопомощь","справедливость","солидарнос-
ть",несут в себе значительную нагрузку.
Основным импульсом к постановке проблем этики,ее научному
обоснованию и пониманию прогресса послужили для П.А.Кропоткина
конечно же задачи обоснования анархистского идеала-прогрессив-
ной общественной системы,одновременно исходящей из нравствен-
ной природы чедовека и создающей условия для его нравственного
развития.Однако П.А.Кропоткина беспокоило то,что глубоко науч-
ное дарвиовское учение об эволюции животного мира,во первых,ин-
терпретировалось лишь как концепция борьбы за существование(и
игнорировалась идея об инстинкте общительности),позволяющяя
"научно" обосновать правоерностьэгоизма и аморализма в жизни
общества:во-вторыхтакая трактовка теории Ч.Давина позволяло
возродить идеисверъустественного внеприродного происхождения
нравственности.Коль скоро природную основу человека составляет
борьба всех против все,то внушить человеу нравственные чувства
может только высшее сущуство - Бог.
Не могли не тревожить ег и аналгичные тенденции и в самом
анархизме,особенно в его индивидуалистическом направлении,в ко-
тором происходил своеобразный симбиоз реанимированных идей
М.Штирнера об абсолютной,ничем не ограниченнойсвобде индивида и
Ф.Ницше о сверхчеловеке,свободном от каких-либо моральных норм.
Марксистская концепция борьбы классов также не вызывавла со-
чувствия у П.А.Кропоткина.Он полагал,что и она является своеоб-
разной интерпретацией аврви:новской концепции борьбы за сущес-
твование.
Словом,существовал целый комплекс причин,побудивших его за-
няться проблемами этики,и главная из них- необходимость отве-
тить на вопрос: куда ведет человечество нравственное чувство -
к вырождению человеческого рода и господству слабых или к пози-
тивным,желательным последствиям?
П.А.Кропоткиныь была написана целая серия работ,которые
впоследствии составили книгу "Взаимопомощ как фактор
эволюции".В ней он развивал и обоснвывал фундаментальную для
своей социологии и этики категорию взаимопомощи.Подтверждение
своим идеям он нашел у Ч.Дарвина в работе "Происхождение чело-
века".
Взаимопомощ как инстинкт общительности возникла,по мнению
П.А.кропоткина, естественным путем из опыта жизни общественных
животных и человека.Этот инстинкт не оьтменяет закона борьбы за
существование,но позволяет понять ее вболее широком и глубоком
смысле; не отрицая межвидвой борьбы,он помогает животным внут-
ри вида,используя взаимную поддержку в борьбе с неблагоприятны-
ми обстоятельствами жизни и внешними врагами,достигать более
ощутимых результатов в развитии вида.Одновременно,считал он,
взаимопомощь содействовала смягчению внутри видово борьбы,выра-
ботке привычек,нравов,обычаев и традиций,которые - особенно че-
ловеку - позволяли создавать различные формы общежития,соответ-
ствующие месту,роду занятий и историческому времени.К таким
прогрессивным формам эволюции человеческого общежития он отно-
сил род, общину, средневекоковые цехи,гильдии и вольные города,
а вболее позднее время - различные страховые, научныу, культур-
ные сообщества, кооперацию и,естественно,будущее общество -
коммуну.
Принцип общительности,или как он его называл, "закон взаи-
мопомощи",выработанный в ходе эволюции природы,стал основой
появления таких зачатков нравственности, как чувства долга,
сострадания, уважения к соплеменнику и даже самопожертвова-
ния.Поэтому природа считал П.А.Кропоткин,может быть названа
первым учителем этики, источником нравственного начала в в че-
ловеке."Общественный инстинкт, прирожденный человеку как и всем
общественным животным,- вот источник всех этических понятий и
всего последующего развития нравственности".Взаимопомощь высту-
пает,таким образом,первым,исходным, и в то же время природным
принципом нравственности.Его развитие и усложнение в процессе
эволюции человеческого общества, по мнению П.А.Кропоткина, свя-
зано с постепенной выработкой второго основного понятия этики -
справедливости,которая одновременно выступает как требование
равноправия и равноценности всех членов общества.
П.А.Кропоткин высоко оценивал разработку этой идеи П.Ж.Прудо-
ном,но Прудон считал справедливость высшей идеей, задающей по-
рядок миру наподобие мира идей Платона.Кропоткин стремился и
понятие справедливости найти в истории эволюции человеческого
общества.Он даже высказывал предположение, что, возможно, спра-
ведливость вытекает из своеобразия физиологических свойств на-
шего мышления.Впрочем, считая этот вопрос спорным, он подчерки-
вал важность того,что справедливость составляет основное поня-
тие этики, поскольку не может быть нравственности "буз равного
отношения ко всеь, т.е. без справедливости".
Требование справедливости - требование одновременно и нрав-
ственное, и социальное, и экономическое, поскольку предпола-
гает равенство людей во всех этих областях.Поэтому он и не мог
согласиться с утверждениями о "справедливости" отношений капи-
талиста и рабочего, помещика и крестьянина, называя их софизма-
ми умозрительной этики.Без признания справедливости "обществен-
ная нравственность останется тем, - писал П.А.Кропоткин,- что
она представляет теперь, т.е. лицемерием.И это лицемерие будет
поддерживать ту двойственность, которой пропитана современная
личная нравственность".На уровне деклараций - "свобода, равен-
ство, братство",а на уровне реальной жизни - угнетение, нера-
венство, эксплуатация.
Справедливость, являясь важнейшей составной частью нрав-
ственности, по мнению П.А.Кропоткина, еще не дает всей нрав-
ственности.Ее третьей составной частью выступает то,что он ус-
ловно называл готовностью к самопожертвованию, великодушием.По
духу этот принцип чрезвычайно близок собственной нравственной
концепции П.А.Кропоткина, его нравственному выбору.
Конечно,последний принцип этики П.А.Кропоткина - это не
только собственный, теоретически обобщеннный нравственный опыт
автора и его товарищей по революционной борьбе.Это скорее прин-
цип этики будущего общества.И не случайно он подчеркивал, что
именно с этого принципа начинается действительная нравствен-
ность человека.
Резюмируя в кратце этические взгляды П.А.Кропоткина, надо
подчеркнуть, что суть инстинкта общительности, принципа взаимо-
помощи, лежащего в основе нравственности, заключается в следую-
щем: человек "считает добром то, что полезно обществу, в кото-
ром он живет, и злом то, что вредно этому обществу".
Дальнейшим развитием этого принципа является понятие спра-
ведливости, смысл которого можно выразить следующим образом:
если я не хочу, чтобы меня грабили, убивали, обманывали, эк-
сплуатировали, то я и сам обязуюсь не делать того же.Равенство,
по мнению П,А,Кропоткина, и есть синоним справедливости,а и
плане социальном - синоним анархизма-коммунизма.Равенство - это
одновременно и уважение к личности, к ее свободе, к полноте ее
сущесвования и развития.
Однако истинная нравственность по мнению П.А.Кропоткина, на-
чинается тогда, когда человек, чувствуя в себе силу, энергию,
избыток ума и воли, начинает действовать на благообщества и лю-
дей, не задумываясь над тем, получит он за это воздаяние или
нет.Он называет этот третий принцип самопожертвованием,считая
его истинным принципом нравственности будущего общества.Именно
он дает жизни наибоьшую сумму счастья, полноту ее проявле-
ния.Этим принципом, ставшим знаменем жизни самого П.А.Кропотки-
на,он и заканчивает свою этическую концепцию.
В ней - колоссальная работа мысли, обобщение многовекового
опыта развития этической теории и нравственной практики, позво-
ляющих автору дать свою оригинальную концепцию этики.Этика
П.А.Кропоткина - это этика консолидации общественного, этика,
позволяющая индивидумаксимально и полно реализовать свой потен-
циал.Она лишена нормативных требований и санкций, а просто го-
ворит человеку, что общество и его нравственность суть продук-
ты эволюции природы и самого человека и что соблюдение этой
нравственности, действия в соответствиии с ней есть не что
иное, как следование своей собственной человеческой природе,
законам ее прогрессивного развития. нравственность возникла из
практики взаимосвязи и солидарной деятельностилюдей, и ее ос-
новное предназначение - развивать и совершенствовать эту чело-
веческую смолидарность.
В этом и заключается непреходящая гуманистическая ценность
этических идей П.А.Кропоткина.И не случайно сегодня, в наше
сложное и подчас трагическое время мы все чаще обращаемся к
сознанию человека, к нравственности, к ее ценностям, справед-
ливо надеясь на нее, как на ту естественную духовную силу, ко-
торая способна помочь удержать общество от разрушения и хаоса.И
этики П.А.Кропоткина - отнюдь не лишний аргумент в сохранении
социального мира.