Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Отечественная литература"


П.А. Кропоткин.

Кропоткин Петр Алексеевич(1842-1921) являлся потомком Рюри-
ковичей и гетмана Сулимы.Воспитание и становление П.А.Кропотки-
на как человека и как революционера происходило в предреформен-
ную эпоху,насыщенную важнейшими социальными и политическими пе-
ременами. Имя П.А.Кропоткина ассоциируется в нашем сознании
прежде всего с отечественным анархизмом,возникшим в недрах ре-
волюционного народничества.Действительно,в 1876 году,после
смерти М.А.Бакунина,именно он стал признанным теоретиком и про-
пагандистом анархии.Однако многогранность и незаурядность лич-
ности П.А.Кропоткина не могут быть сведены только к этой сторо-
не его деятельности.Он плодотворно работал во многих направле-
ниях.Политика и история, социология и философия,география и эт-
нография,сельское хозяйство и кооперация,литература и эти-
ка,блестящая публицистика,проблемы образования и воспитания,ис-
тория науки и политэкономия - вот далеко не полный перечень
предметов, в развитие которых он так или иначе внес свой пози-
тивный вклад,ставший достоянием человеческой культуры.
Природа щедро одарила П.А.Кропоткина недюхинным умом и ред-
костным трудолюьием,способными реализоваться в любой области
человеческой деятельности,но одновременно она одарила его и
чрезвычайно чутким и отзывчивым сердцем,которое невыносило раз-
лада между личным благополучием и несправедливостью и злом ок-
ружавшими его.Именно этот нравственный разлад души заставил его
отказаться сначала от удачной военной,а потом и научной карье-
ры и отдать все силы и талант делу борьбы с существующим общес-
твенным злом - делу,которое не сулило лично для него ниче-
го,кроме невзгод и лишений,поскольку этим выбором он ставил
себя в конфронтацию с власть придержащими.
Семейная обстановка как бы специально создала контраст впе-
чатлений и наблюдений для любознательного и пытливого ума
П.А.Кропоткина.С одной стороны - жизнь крепостных и дворовых,с
другой - жизнь родственников и друзей семьи, многочисленными
нитями связанных с высшим обществом и императорским двором. Бо-
гатейший социально эмпирический материал,который накапливаетя
памятью ребенка,отрока,юноши,зрелого человека,плюс огромная тя-
га к знаниям,неудовлетворенность обязательными образовательны-
ми программами Пажеского корпуса,особенно по гуманитарным дис-
циплинам,все это формировало особый склад характера и строй
мышления П.А.Кропоткина.Круг его bинтересов был весьма широк и
разнообразен,хотя первоначально и достаточно хаотичен|филосо-
фия и этика,литература и искусство,социология и политэконо-
мия,естественные науки и энакомство с запрещенной литерату-
рой(статьями журналов "Колокол","Полярная звезда",работами
Н.Г.Чернышевского,Н.В.Шелгунова и др.).
В 1862 году П.А.Кропоткин отъезжает на военную службу в Си-
бирь.Служба там многое дала ему для осознания реакцbионной сущ-
ности самодержавия.После восстания польских каторжан в 1866 го-
ду Петр и его брат Александр расстались с военной службой.Ни
тот ни другой не участвовали и не согласились бы участвовать в
подавлении восстания.
Осенью 1867 года П.А.Кропоткин поступает на физико-математи-
ческий факультет Петербургского унbиверситета и одновременно на
работу в статистический комитет министерства внутренних дел,ко-
торым руководbил крупный ученый-географ и путешественник
П.П.Семенов-Тян-Шанский.Имя П.А.Кропоткина стало известно в
научном мире,он - член Русского географического общества,наг-
ражден золотой медалью за отчет об Олекминско-итемской экспеди-
ции и т.д.Но "разъедающее противоречие" окружающего мира заста-
вило его отказаться от научной деятельности.
В принципе на вопрос "Что делать?" к этому времени у него уже
был ответ. Поэтому поездка в Швейцарию в 1872 году,знакомство с
социалистической прессой,с людьми которые посвятили себя борьбе
за осуществление своего социалистического идеала,с интеллиген-
тами и с рабочими послужили толчком к принятию окончательного
решения."Они борются.Мы им нужны,наши знания, наши силы им
необходимы - я буду с ними".
Каким должно быть общество,в котором нравственные ценности
индивида не вступали бы в противоречие с его организацией,и ка-
кова должна быть эта организация? П.А.Кропоткин отдал предпоч-
тение анархизьму,хотя тогда и теперь с именем анархизьма связа-
но множество предрассудков.Но высший нравственный идеал спра-
ведливого общества требовал соответствующей высоты нравственно-
го уровня его адептов,прежде всего в личных взаимооотнощениях,
в вопросах,связанных с теоретической разработкой идеала,страте-
гии и тактики его осуществления.Анархизм рассматривался им как
логический итог тех либеральных политических и этических уче-
ний,которые исходили из принципа предельной минимизации фун-
кции государства и увеличении (расширении) автономии нравствен-
ной личности.
Обобщение опыта буржуазных революций создало определенное не-
гативное отношение к политическим аспектам революции и породи-
ло естественный крен к анархизму.ричем устами М.Бакунина рус-
ский анархизм дополнил идеи европейского анархизма двумя момен-
тами,которые,собственно,и сблизили анархизм с социалbbbиз-
мом.Это идея коллективной собственности на орудия и средства
производства и положение о том,что осуществить анархbию можно
только с помощью социальной революции, т.е. непосредственного
решения вопроса о собственности в пользу народа.
Перед П.А.Кропоткиным стояла та же задача,что и перед К.Мар-
ксом:дать научное обоснование социалистического идеала.Но шли
они к этому разными путями:К.Маркс строил свою концепцию на ос-
нове анализа тенденций современного ему общественного производ-
ства и форм классовой борьбы;П.А.Кропоткин стремился найти от-
веты на те же вопросы,исходя из изучения главным образом приро-
ды человека и эволюции его общественных форм. И тот и другой
исходили из различных форм материалистического созерцания,оба
высоко оценивали роль науки в в исследовании общества и, по су-
ществу, пришли к сходным выводам. Но при этом К.Маркс считал,
что для коммунистического общества необходим и более высокий
уровень производительных сил,и более высокий уровень этической
и общей культуры человека.Отсюда он выводил необходимость госу-
дарства для проведения соцальных преобразований, их защиты, ус-
тановления диктатуры пролетариата для переходного периода,кото-
рому определялис сугубо гуманистические функции: создание
производства,максимально удовлетворяющего потребности челове-
ка,условий для его духовного и нравственного развития.
П.А.Кропоткин,напротив,полагал,что социальный и нравствен-
ный потенциал человека вполне достаточен для того,чтобы после
революции начать созидание коммунистического безгосударственно-
го общества на основе союза сельскохозяйственных общин,произ-
водственных артелей и ассоциаций людей по интересам,а в силу
сложившихся хозяйственных,торговых и культурных связей такой
союз,по мнению Кропоткина,с неизбежностью должен был бы всту-
пать в сношения с другими союзами,объединяя этими связями все
человечество.
Суть разногласий заключалась в понимании не конечной цели,а
путей ее достижения.
Многие идеи П.А.Кропоткина звучат ныне весьма актуально.Прой-
дя суровый и порой трагический путь,мы сейчас,по существу, воз-
вращаемся к идее о местном самоуправлении,местной иницbиати-
ве,о минимизации централистских функций государства,которые
связаны с хозяйственной,социальной,культурной и национальной
жизнью отдельных людей,территориальных и нацbиональных общнос-
тей, трудовых коллективов предприятий,учреждений,строек и
т.д.Причем он был весьма далек от идеи региональной замкнутос-
ти,экономического и национального эгоизма."Сама история нашего
времени,-писал он,-не доказывает ли,что дух федеративных сою-
зов уже представляет отличительную черту современности? Если
только где-нибудь Государство дезорганизуется по какой-либо
причине, если только его гнет ослабевает где-либо, - и сейчас
же начинают образовываться союзы,вызванные естественными пот-
ребностями отдельных областей..."
Этика Кропоткина не является некоей самостоятельнойдисципли-
ной, трактующей специфический предмет нравственных отношений,о-
на есть одновре менно концепция общества,его становления и
прогресса.Не случайно поэтому такие важнейшие поняятия его со-
циологии,как "взаимопомощь","справедливость","солидарнос-
ть",несут в себе значительную нагрузку.
Основным импульсом к постановке проблем этики,ее научному
обоснованию и пониманию прогресса послужили для П.А.Кропоткина
конечно же задачи обоснования анархистского идеала-прогрессив-
ной общественной системы,одновременно исходящей из нравствен-
ной природы чедовека и создающей условия для его нравственного
развития.Однако П.А.Кропоткина беспокоило то,что глубоко науч-
ное дарвиовское учение об эволюции животного мира,во первых,ин-
терпретировалось лишь как концепция борьбы за существование(и
игнорировалась идея об инстинкте общительности),позволяющяя
"научно" обосновать правоерностьэгоизма и аморализма в жизни
общества:во-вторыхтакая трактовка теории Ч.Давина позволяло
возродить идеисверъустественного внеприродного происхождения
нравственности.Коль скоро природную основу человека составляет
борьба всех против все,то внушить человеу нравственные чувства
может только высшее сущуство - Бог.
Не могли не тревожить ег и аналгичные тенденции и в самом
анархизме,особенно в его индивидуалистическом направлении,в ко-
тором происходил своеобразный симбиоз реанимированных идей
М.Штирнера об абсолютной,ничем не ограниченнойсвобде индивида и
Ф.Ницше о сверхчеловеке,свободном от каких-либо моральных норм.
Марксистская концепция борьбы классов также не вызывавла со-
чувствия у П.А.Кропоткина.Он полагал,что и она является своеоб-
разной интерпретацией аврви:новской концепции борьбы за сущес-
твование.
Словом,существовал целый комплекс причин,побудивших его за-
няться проблемами этики,и главная из них- необходимость отве-
тить на вопрос: куда ведет человечество нравственное чувство -
к вырождению человеческого рода и господству слабых или к пози-
тивным,желательным последствиям?
П.А.Кропоткиныь была написана целая серия работ,которые
впоследствии составили книгу "Взаимопомощ как фактор
эволюции".В ней он развивал и обоснвывал фундаментальную для
своей социологии и этики категорию взаимопомощи.Подтверждение
своим идеям он нашел у Ч.Дарвина в работе "Происхождение чело-
века".
Взаимопомощ как инстинкт общительности возникла,по мнению
П.А.кропоткина, естественным путем из опыта жизни общественных
животных и человека.Этот инстинкт не оьтменяет закона борьбы за
существование,но позволяет понять ее вболее широком и глубоком
смысле; не отрицая межвидвой борьбы,он помогает животным внут-
ри вида,используя взаимную поддержку в борьбе с неблагоприятны-
ми обстоятельствами жизни и внешними врагами,достигать более
ощутимых результатов в развитии вида.Одновременно,считал он,
взаимопомощь содействовала смягчению внутри видово борьбы,выра-
ботке привычек,нравов,обычаев и традиций,которые - особенно че-
ловеку - позволяли создавать различные формы общежития,соответ-
ствующие месту,роду занятий и историческому времени.К таким
прогрессивным формам эволюции человеческого общежития он отно-
сил род, общину, средневекоковые цехи,гильдии и вольные города,
а вболее позднее время - различные страховые, научныу, культур-
ные сообщества, кооперацию и,естественно,будущее общество -
коммуну.
Принцип общительности,или как он его называл, "закон взаи-
мопомощи",выработанный в ходе эволюции природы,стал основой
появления таких зачатков нравственности, как чувства долга,
сострадания, уважения к соплеменнику и даже самопожертвова-
ния.Поэтому природа считал П.А.Кропоткин,может быть названа
первым учителем этики, источником нравственного начала в в че-
ловеке."Общественный инстинкт, прирожденный человеку как и всем
общественным животным,- вот источник всех этических понятий и
всего последующего развития нравственности".Взаимопомощь высту-
пает,таким образом,первым,исходным, и в то же время природным
принципом нравственности.Его развитие и усложнение в процессе
эволюции человеческого общества, по мнению П.А.Кропоткина, свя-
зано с постепенной выработкой второго основного понятия этики -
справедливости,которая одновременно выступает как требование
равноправия и равноценности всех членов общества.
П.А.Кропоткин высоко оценивал разработку этой идеи П.Ж.Прудо-
ном,но Прудон считал справедливость высшей идеей, задающей по-
рядок миру наподобие мира идей Платона.Кропоткин стремился и
понятие справедливости найти в истории эволюции человеческого
общества.Он даже высказывал предположение, что, возможно, спра-
ведливость вытекает из своеобразия физиологических свойств на-
шего мышления.Впрочем, считая этот вопрос спорным, он подчерки-
вал важность того,что справедливость составляет основное поня-
тие этики, поскольку не может быть нравственности "буз равного
отношения ко всеь, т.е. без справедливости".
Требование справедливости - требование одновременно и нрав-
ственное, и социальное, и экономическое, поскольку предпола-
гает равенство людей во всех этих областях.Поэтому он и не мог
согласиться с утверждениями о "справедливости" отношений капи-
талиста и рабочего, помещика и крестьянина, называя их софизма-
ми умозрительной этики.Без признания справедливости "обществен-
ная нравственность останется тем, - писал П.А.Кропоткин,- что
она представляет теперь, т.е. лицемерием.И это лицемерие будет
поддерживать ту двойственность, которой пропитана современная
личная нравственность".На уровне деклараций - "свобода, равен-
ство, братство",а на уровне реальной жизни - угнетение, нера-
венство, эксплуатация.
Справедливость, являясь важнейшей составной частью нрав-
ственности, по мнению П.А.Кропоткина, еще не дает всей нрав-
ственности.Ее третьей составной частью выступает то,что он ус-
ловно называл готовностью к самопожертвованию, великодушием.По
духу этот принцип чрезвычайно близок собственной нравственной
концепции П.А.Кропоткина, его нравственному выбору.
Конечно,последний принцип этики П.А.Кропоткина - это не
только собственный, теоретически обобщеннный нравственный опыт
автора и его товарищей по революционной борьбе.Это скорее прин-
цип этики будущего общества.И не случайно он подчеркивал, что
именно с этого принципа начинается действительная нравствен-
ность человека.
Резюмируя в кратце этические взгляды П.А.Кропоткина, надо
подчеркнуть, что суть инстинкта общительности, принципа взаимо-
помощи, лежащего в основе нравственности, заключается в следую-
щем: человек "считает добром то, что полезно обществу, в кото-
ром он живет, и злом то, что вредно этому обществу".
Дальнейшим развитием этого принципа является понятие спра-
ведливости, смысл которого можно выразить следующим образом:
если я не хочу, чтобы меня грабили, убивали, обманывали, эк-
сплуатировали, то я и сам обязуюсь не делать того же.Равенство,
по мнению П,А,Кропоткина, и есть синоним справедливости,а и
плане социальном - синоним анархизма-коммунизма.Равенство - это
одновременно и уважение к личности, к ее свободе, к полноте ее
сущесвования и развития.
Однако истинная нравственность по мнению П.А.Кропоткина, на-
чинается тогда, когда человек, чувствуя в себе силу, энергию,
избыток ума и воли, начинает действовать на благообщества и лю-
дей, не задумываясь над тем, получит он за это воздаяние или
нет.Он называет этот третий принцип самопожертвованием,считая
его истинным принципом нравственности будущего общества.Именно
он дает жизни наибоьшую сумму счастья, полноту ее проявле-
ния.Этим принципом, ставшим знаменем жизни самого П.А.Кропотки-
на,он и заканчивает свою этическую концепцию.
В ней - колоссальная работа мысли, обобщение многовекового
опыта развития этической теории и нравственной практики, позво-
ляющих автору дать свою оригинальную концепцию этики.Этика
П.А.Кропоткина - это этика консолидации общественного, этика,
позволяющая индивидумаксимально и полно реализовать свой потен-
циал.Она лишена нормативных требований и санкций, а просто го-
ворит человеку, что общество и его нравственность суть продук-
ты эволюции природы и самого человека и что соблюдение этой
нравственности, действия в соответствиии с ней есть не что
иное, как следование своей собственной человеческой природе,
законам ее прогрессивного развития. нравственность возникла из
практики взаимосвязи и солидарной деятельностилюдей, и ее ос-
новное предназначение - развивать и совершенствовать эту чело-
веческую смолидарность.
В этом и заключается непреходящая гуманистическая ценность
этических идей П.А.Кропоткина.И не случайно сегодня, в наше
сложное и подчас трагическое время мы все чаще обращаемся к
сознанию человека, к нравственности, к ее ценностям, справед-
ливо надеясь на нее, как на ту естественную духовную силу, ко-
торая способна помочь удержать общество от разрушения и хаоса.И
этики П.А.Кропоткина - отнюдь не лишний аргумент в сохранении
социального мира.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Конкуренция как форма рыночного контроля». «Понятие рыночной структуры и ее типы».
Реферат Фінансовий облік розрахунків з бюджетом 2
Реферат Учет и анализ себестоимости промышленного предприятия
Реферат Экзаменационные билеты по этике делового общения за первый семестр 2001 года
Реферат Prevention Childhood Obesity Connection to Breastfeeding and Other Contributing Factors
Реферат Типология политических систем и режимов
Реферат Започаткування системи національної політичної економії в Німеччині
Реферат Обоснование выбора пестицидов для борьбы с вредными объектами и разработка технологии их безопасности
Реферат Choosing A Career In Psychology Essay Research
Реферат Gender And Communication Essay Research Paper In
Реферат Межэтнические конфликты между курдским населением Ирака и иракскими тюрками
Реферат Авторські права на текст програми "Фізика. Астрономія, 7-12 кл." належать Міністерству освіти І науки України та авторам програми
Реферат Управление собственным капиталом организации на примере ООО "АвтоАльянс"
Реферат Государственная регистрация прав на недвижимое имущество 2
Реферат Линии второго порядка