Реферат по предмету "Социология"


Социальные аспекты национальной безопасности современного российского общества

Введение
Проблема национальной безопасности вызывает много споров идискуссий. Есть много определений понятия национальной безопасности.Традиционно под безопасностью понимаются, прежде всего, физическое выживаниегосударства, защита и сохранение его суверенитета и территориальнойцелостности, способность адекватно реагировать на любые реальные ипотенциальные внешние угрозы.
Национальная безопасность тесно связанна с безопасностью самойобщественно-политической системы данной страны, с другой стороны при реализациигосударством своих целей, оно имеет отношения с другими государствами, которыелибо будут способствовать, либо препятствовать их выполнению. Поэтомуестественно концепция национальной безопасности должна строится с учётом каквнешних так внутренних угроз.


Понятие и различные аспекты национальной безопасности всовременных условиях
Исторически известно три основных подхода к обеспечениюбезопасности. Первым возник подход сделавший ставку на социальный эгоизм ивозможность любого произвола при его реализации. В сути своей – это навязываниесилой своей воли другим, для чего необходимо собственное превосходство.(Охранительный подход)
Второй подход тоже опирается на силу, на способность датьэффективный отпор потенциальному агрессору. При этом признаётся нежелательностьили даже недопустимость силового давления, диктата по отношению к тем, кто неявляется в данный момент ни реальным, ни потенциальным агрессором («конкурентный»подход).
Существо третьего подхода связано со стремлением к обретениюбезопасности через отказ от насилия вообще, через процесс всеобъемлющегоразоружения. На современном этапе утопичность этого подхода очевидна, поэтому всознании систем национальной безопасности в политической практике используютсяпервые две концепции.
В условиях, когда национальные интересы формулировались исходя изпредставления о защите государственной территории, населения и природныхресурсов, военная сила выступала в качестве главного атрибута власти и мощигосударства.
Исходя из этого, можно сказать, что концепция национальнойбезопасности долгое время имела внешнюю направленность, и в этом смыслеглавными её несущими конструкциями были внешнеполитическая стратегия,дипломатическая практика, военно-политическая платформа и военно-силовое обеспечение.
На современном этапе значение военной силы изменилось. Споявлением ядерного оружия, современных баллистических ракет, способных всчитанные минуты достигать любую точку мира, и имеющих большую разрушительнуюсилу, концепция превосходство сил для обеспечения безопасности и достиженияцелей потеряла смысл. К тому же с развитием науки и техники иусовершенствованием вооружений, содержание вооружённых сил становилось всёболее дорогим. Последующая гонка за превосходство могло привести государства к экономическомуистощению. Наступление ракетно-ядерной эры составило одну из многих причинтого, что значение и роль военной мощи относительно прошлого сократилось. Нотак как на протяжении всей человеческой цивилизации в сознании людей понятиесилы и превосходства были напрямую связанны с понятием безопасности самогоиндивида, семьи, государства, а также с возможностью достижения своих целей, топеременить этот стереотип на современном этапе будет трудно. Поэтому военнаямощь государства ёще долго останется одним из главных составляющих национальнойбезопасности.
В современных условиях национальная безопасность зависит не толькоот вооружённых сил, но и от ряда таких факторов как экономика страны и еёконкурентоспособность, благосостояния граждан и их умонастроения и т.д. Средиисточников реальной угрозы для многих стран можно назвать: терроризм,распространение оружия массового уничтожения, межэтнические конфликты,загрязнение окружающей среды, замедление или остановку экономического роста. Вдополнение к обеспечению физической безопасности страны и её территориальнойцелостности в настоящее время национальную мощь во всех её аспектах следуетреализовать, принимая во внимание загрязнение окружающей среды, численностьнаселения, энергоресурсы и множество других проблем, усиливающихся растущейвзаимозависимостью. На современном этапе национальную мощь отдельно взятогогосударства можно определить только в контексте его отношений с другимигосударствами и их восприятия друг друга.
Поэтому неслучайно, что во многих странах в компетенцию органов,занимающихся проблемами государственной безопасности, кроме вопросов сугубовоенной политики отнесены и более широкий круг вопросов, касающихся экономики,экологии, образования и т.д.
Важной составной частью национально государственной безопасностиявляется экономическая безопасность. Рыночная экономика со времени своеговозникновения стала одним из главных средств, с помощью которого государствапытаются организовать и контролировать международное разделение труда в свою пользу.В современном мире большое место в политике государств занимают вопросы,касающиеся условий торговли, потока ресурсов – капиталов, технологий, товаров ифункционирования международной валютной системы
Когда одна страна стремится заставить другую страну изменитьэкономическую политику, чтобы обеспечить более широкий доступ к её рынкам,невоенные средства и методы оказываются более эффективными, чем военная сила.
Важное значение имеет тот факт, что научно-техническая революция,всевозрастающий спрос на мировые ресурсы, всё более глубокое интегрированиегосударств во всемирное хозяйство, сократили географические, политические иэкономические расстояния между государствами. В мире появилось много точек, гдепересекаются интересы, потребности, продукты и т.д. государств. Государствабольше стали зависеть друг от друга.
Современные модели государственной политики в сфере безопасности
Активным субъектом обеспечения безопасности, ответственным зафункционирование и развитие общества является государство. Государство какполитико-социальный институт определяет стратегию и тактику развития даннойобласти, отвечает за формирование системы мер экономического, политического,организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важныминтересам личности, общества в целом или его отдельных структурных элементов.
На рубеже веков и тысячелетий государственная политика в сферебезопасности кардинально изменилась. Если раньше «могущество страныопределялось военной мощью, сегодня оно измеряется квалификацией ее рабочих,искусством менеджеров и силой технологий».
В зависимости от характера государственной политики в сферебезопасности сегодня можно выделять 3 основных типа государств:
• вестфальские;
• «недостаточные»;
• поствестфальские.
Современные вестфальские государства отличаются хорошо развитойэкономической и политической базой, высокой способностью к самоуправлению,самостоятельностью в определении форм правления, принципов внутреннейорганизации, отношений с религиозными конфессиями. Подобное государствообладает монополией на использование средств насилия, не признает над собойверховенство какой-либо власти. Вестфальское государство является государствомнацией. Через систему суверенитета оно воздвигает стену между собственным идругими обществами, в сфере безопасности опирается преимущественно на своивоенные возможности. Государственную политику вестфальских государствхарактеризует монополия на использование средств насилия, однако военные силыиспользуется преимущественно в борьбе против внешних врагов.
Яркий пример вестфальских государств – Советский Союз и США.
Уклон США на использование военных средств, лидерскую позицию,неприкасаемость и неоспоримость американских взглядов демонстрируютнормативно-правовые акты страны, высказывания и деятельность первых лицгосударства. Министр обороны Д. Рамсфельд неоднократно подчеркивал, чтоесли для разгрома террористов потребуется войти на территорию 15 государств,Соединенные Штаты сделают это незамедлительно. На праве США в любой моментначать войну, если будет существовать угроза безопасности нации, настаивают всеПрезиденты данного государства.
«Недостаточную» модель государственной политики в сфере безопасностиотличает хорошая подготовленность органов власти для противодействия угрозам,исходящим извне, от других стран. Однако когда государство сталкивается свнутренними проблемами (неконтролируемый поток мигрантов, наркоторговля,бедность и т.д.), вызовами «снизу», исходящими от других несуверенных лиц, емуочень трудно подобрать эффективные инструменты и стратегии противодействия.
К подобному типу государств следует относить Российскую Федерациюв 90-е гг. ХХ века. В данный временной интервал отсутствовало должноерегулирование социально-политических и экономических процессов властнымиструктурами. Бедность, безработица, крайняя дифференциация населения по уровнюдохода, всплеск конфликтов на политической и национальной почве в Чечне,Северной Осетии, Дагестане, Карачаево-Черкесии и т.п. – вот далеко неполныйперечень внутренних проблем того периода, дестабилизировавших российскийсоциум.
Современную российскую государственную политику в сферебезопасности можно охарактеризовать как переходную. Большинство внутреннихпроблем, разрывавших страну в конце прошлого века, ушли на второй план. Однакоговорить о том, что Россия процветает пока еще рано. По такому важномупоказателю, как уровень внешних и внутренних угроз, Россия занимает 81-е месторядом с Кореей и Израилем. Как отмечают специалисты в данной сфере, наша странаобладает способностью справиться со всеми вызовами.
В заключение рассмотрим поствестфальскую или постмодерновую модельобеспечения безопасности. Государства, в которых доминирует подобная система,обычно характеризуются:
• интенсивной вовлеченностью в глобальное экономическоепространство;
• многоуровневым управлением и ослаблением идентичности, связаннойс государством-нацией;
• интенсивным сотрудничеством с другими государствами в решениивопросов внутренней и внешней безопасности;
• стремлением руководствоваться международными соглашениями повопросам безопасности.
Социология безопасности: изучение рисков безопасного развитияРоссии в условиях глобализации
К началу XXI века оформилась научная проблема несоответствияимеющегося социологического теоретического и эмпирического знания о безопасностиновым требованиям к формированию механизмов обеспечения безопасного развитияРоссии в условиях глобализации в XXI веке.
В начале XXI века проблематика рисков разрабатывается во многихобластях знания: в экономике, психологии, медицине, истории, социологии, вюридических науках, политологии, в целом ряде естественных и технических наук,при этом в научный обиход прочно входит понятие управления риском. Рискрассматривается в рамках теорий игр, в теориях принятия решений и висследовании операций; проводятся междисциплинарные теоретические исследованияразличных технологических рисков, включающие этапы компьютерного моделированияи экспериментального испытания.
Социология находится в процессе определения предмета своихинтересов в сфере исследования рисков. Поэтому, отчасти, социологи занимаютздесь позицию критиков, подвергая сомнению или, точнее, корректируя те базовыепосылки, на которых строили свои исследования приверженцы других социальныхдисциплин. В позитивном плане можно констатировать, что социология исходит издинамического понимания риска и предлагает несколько методологических тезисов:
1) развитие социальной системы (социальные изменения) постоянномодернизируют уязвимость как общества в целом, так и социальных групп вчастности, причём, этот принцип работает для всех видов рисков, демонстрируя,что существует несколько основных измерений риска: временное, пространственное(территориальное), субъектно-объектное (общественное, групповое,индивидуальное); демографическое, техногенное, природное, и т.д.
2) существует социальное размещение (распределение) риска (и,соответственно, неравные условия безопасности для различных сегментовобщества). Социально-экономические процессы (особенно в ходе реформ) навязываютразличные риски социальным группам и индивидам, поскольку последние зачастуюлишены доступа к достоверной информации о риске;
3) опыт социальных исследований предшествующих катастроф (ситуацийреализации риска) может быть использован для исследования и предотвращениябудущих рисков, однако такой подход не должен являться основным, т.к. спостоянным усложнением социальной структуры общества и интенсификациейсоциальных процессов социальные риски также принимают всё более сложныйхарактер, в связи с чем их исследование должно проводится в контекстесовременных условий социальных трансформаций с использованиеммеждисциплинарного знания, в том числе, с использованием теории самоорганизациисложных систем – синергетики.
В современной научно-публицистической литературе доминирует такназываемый статистический подход (или рационалистическая традиция), котораятрактует риск как вероятность наступления неблагоприятного события, в связи счем представление о риске часто связывают с процессом принятия решений попредотвращению и управлению риском.
Другой важный аспект рационалистической традиции толкования рискав дополнение к вопросу его измерения связан с проблемой соотношения объективнойи субъективной сторон риска, а также с существенными различиями восприятия иоценки рисков различными социально-профессиональными группами – экспертами инаселением. Эта проблема может быть формализована следующей дихотомией:эксперты, основываясь на анализе данных практических исследований илитеоретических изысканий в какой-либо отрасли, считают риск несущественным (возможнодаже в силу действующей коньюктуры), в то время как население обеспокоенориском и считает его высоким; в ряде случаев наблюдается обратное.
В целом в современной научно-публицистической литературе в областирискологии и социологии риска дискуссии сосредоточены вокруг ответа на вопросы:является ли риск статистическим или ситуативным феноменом; субъективнымсоциально-психологическим конструктом или же объективнымсоциально-экономическим явлением.
В начале XXI века российское общество включено в глобализационныепроцессы: оно интегрируется в мировое политическое, экономическое,информационное, энергетическое, культурное и образовательное пространство;Россия активно участвует в качестве субъекта во всех основных межрегиональных имировых процессах, выступает в качестве донора больших объёмов природного сырья(в первую очередь, энергоресурсов), является одним из крупнейших мировыхпоставщиков вооружений, пытается поддерживать многополярную систему миропорядка…Однако, в силу своего уникального географического (и геополитического)положения, а также по причине недавнего сложного перехода социальной системы изодной формации в другую, Россия является объектом международных отношений,который в равной степени подвержен как позитивному, так и деструктивному влияниюразвитых стран Запада и Востока: социально-экономическое направление развития исоциокультурные факторы развития российского общества в начале XXI векаформируются под активным идеологическим, информационным и культурнымвоздействием зарубежных групп интересов. Это является одновременно как новымипрогрессивными детерминантами развития, так и новыми большими рисками развитиясоциальной системы.
Информация, накопленная к началу XXI века, как социологией, так идругими науками, позволяет сделать вывод о многомерности феномена безопасности.Изучение его генезиса и эволюции в зависимости от изменяющихся условий ипоявления новых вызовов и угроз требует комплексного системного подхода иинституционализации социологического знания в этой сфере на уровне специальнойсоциологической теории среднего уровня – социологии безопасности.
Социальные аспекты информационной политики безопасностисовременного российского общества
Глобальные изменения, происходящие в мире, затронули ряд важныхвопросов, связанных с распределением основных социальных и экономическихресурсов, характером производственной деятельности, технологиями, основамисоциального благополучия, стратегиями социального взаимодействия и тенденциямиинформатизации.
Эти изменения актуализировали социальные аспекты информационнойполитики безопасности современного российского общества. Во многих официальныхдокументах и научных публикациях отмечаются следующие особенности рассмотренияэтой проблемы:
1. Информация и знания становятся важным ресурсом и подлиннойдвижущей силой социально-экономического, технологического и культурногоразвития.
2. Формируется рынок информатизации и знаний как факторапроизводства наравне с рынком природных ресурсов, труда и капитала.
3. Развитая информационная инфраструктура превращается в условие,определяющее национальную и региональную конкурентоспособность, все большеиграет роль в укреплении национальной безопасности.
4. В условиях усиливающейся борьбы смыслов, идеологий именноинформационные технологии являются ключом не только в формировании новогомировоззрения, но и определяют главенствующую роль в борьбе за нематериальныеактивы.
Основываясь на исследованиях зарубежных и российских ученых (Н. Винер,М. Кастельс, Р. Яновский, П. Сорокин, В. Кузнецов, П. Бурдье,Добреньков В. и др.), был проведен анализ информационного пространства,рассмотрена проблема влияния информационных технологий и политики наформирование мировоззрения.
Была выделена роль СМИ как политического института, рассмотренывзаимосвязь и взаимозависимость модернизации политической системы игосударственной информационной политики на региональном уровне, определена рольполитических институтов в становлении современной российской государственнойинформационной политики.
Основные результаты проведенного анализа:
1. В последние десятилетия в мире имеют место масштабные и сложныепроцессы социальных изменений, происходящие под влиянием распространенияинформационно-коммуникационных технологий. В нашей стране эти общемировыетенденции происходили параллельно и взаимосвязано с драматическими процессамивнутренних преобразований. Перед российским обществом и государством открылисьновые возможности и встали новые вызовы, связанные с интеграцией России вформирующееся глобальное информационное общество.
2. Государству необходимо сформировать систему независимых СМИ.
3. Эффективная информационная политика в период модернизациитребует совершенствования политических институтов.
4. Деятельность государства в сфере информатизации вызываетпристальное внимание прессы. Структура внимания ИТ-прессы к политическим исоциально-экономическим аспектам информатизации во многом определяетсяразличными аспектами деятельности государства в этих сферах.
Роль гражданского общества в укреплении национальной безопасностиРоссии
Глобализационные процессы, повлекшие за собой коренные,качественные изменения во всех сферах общественной жизни – экономической,политической, социальной, духовной – требуют глубокого социально-философскогоосмысления и анализа современных представлений о трансформирующемся социальноммире. В связи с этим особенно актуальным становится изучение гражданскогообщества, раскрытие его универсальных характеристик с учетом современныхреалий.
Гражданское общество является главной опорой всякой настоящейдемократии: оно способствует ее построению и служит залогом ее сохранения иукрепления. Гражданское общество выступает основным противником поползновенийгосударства в сторону тоталитаризма и защищает общество от любыхзлоупотреблений со стороны властей: препятствует нарушению прав человека,ограничивает коррупцию и т.п.
Реальность гражданского общества определяется соотношениемидеального проекта и реально достигнутого состояния общества, которое можетосуществить такой проект.
В конце XX – XXI в. на теоретическом и практическом ровнях, так ина ментальном уровне актуализируется формирующийся в России общественный запросна социальную стабильность и социальный порядок. Кроме того, продолжающийся втечение последних десяти лет поиск парадигмы общественного развития постепенноприводит к тому, что в качестве общенациональной идеи принимается идея созданияв России гражданского общества
В последние годы становится все больше отечественных исследованийтеоретических аспектов процесса становления гражданского общества, так как этапроблематика находится в настоящее время в центре научного поиска, являетсяобъектом внимания общественности и высших органов государственной власти, ведущихполитических лидеров страны. В тоже самое время в социологии особое вниманиеуделяется роли гражданского общества в укреплении национальной безопасностиРоссии.
Можно выделить основные направления исследования:
Во–первых, освещение сущности, структуры и функцийгражданского общества на современном этапе развития социума.
Во–вторых, разработка теоретических основ социологического анализапроцессов становления гражданского общества и политической культуры.
В–третьих, уточнение самого понятия «национальная безопасность».
В–четвертых, выявление институциональных предпосылок процессаформирования российского гражданского общества и адекватной ему политическойкультуры России.
В–пятых, рассмотрение взаимосвязи и взаимовлияния политическойкультуры и гражданской активности личности в процессе становления гражданскогообщества.
В–шестых, раскрытие особенностей и основных направлений процессаформирования гражданской политической культуры как необходимого условиястановления российского гражданского общества.
В–седьмых, определение места гражданского общества и политическойкультуры в национальной безопасности.
Становление гражданского общества не приведет к быстромупереустройству российской действительности с ориентиром на западные стандартыпотребления. Последние социологические исследования показывают, что на путисоздания гражданского общества в России существуют определенные трудности, чтоне исключает возможности рассматривать идею гражданского общества в качествеперспективной общенациональной идеи.
Гражданское общество не может быть заимствовано, оно должноформироваться на основе российской традиционной культуры. Развитие культуры вопределенной степени стихийный процесс, сочетающий в себе элементы сознательнойдеятельности и случайных, непредсказуемо развивающихся явлений. Случайность вразвитии культуры дает возможность основной массе населения приобрестисобственный политический и гражданский опыт, который впоследствии воплощается вновых политических и гражданских ценностях. В то же время не исключаетсяцеленаправленное воздействие на процесс формирования гражданской политическойкультуры со стороны государственных структур и структур гражданского общества.


Заключение
В заключении можно сказать, что на современном этапе в сферебезопасности произошли перемены принципиального характера, касающейся не толькопутей и средств обеспечения безопасности в современном мире, но и самой сутипонятия. Усиления взаимозависимости стран и появление глобальных проблем ведётк понимании того, что эти проблемы невозможно решить в одиночку, для этотребуется объединенное усилия всех народов на основе мирового сотрудничества.Новая модель безопасности должна создаваться усилиями всех государств инародов.
Методологические посылки социологии безопасности представляютширокий синтез гуманитарного знания, в контексте которого могут эффективнорассматриваться различные взаимозависимые (и, соответственно, социологическикоррелирующие) категории. Использование такого подхода в русле социологиибезопасности даёт возможность определить логику взаимодействия факторов,детерминирующих безопасность, а также формализовать её новое качественноесостояние – культуру безопасности.


Список литературы
1.    Гражданскоеобщество: теория, история, современность /Отв. ред. З.Т. Голенкова. М.,2008.
2.    Гражданскоеобщество: истоки и современность/ Науч. ред. проф. И.И. Кальной. СПб.,2006.
3.    Бажинов М.А. Местноесамоуправление как фактор становления гражданского общества в современнойРоссии. – М., 2008.
4.    Зубков В.И. Социологическаятеория риска. Изд-во РУДН, 2007.
5.    Капица С.П. Синергетикаи прогнозы будущего. М.: «Academia», 2007.
6.    Кузнецов В.Н. Социологиябезопасности. М., 2006.
7.    Кузнецов В.Н. БезопасностьРоссии в XXI веке. М., 2006.
8.    Кузнецов В.Н. Социологиякомпромисса. М.: 2007.
9.    Купин В.Н. Геополитическиеимперативы глобальной безопасности: социально-философский анализ. Дисс. насоиск. уч. степ. д.ф.н. СПб, 2008.
10.  Мозговая А.В. Рискв социальном пространстве. М., 2007.
11.  Феноменглобализации и интересы национальной безопасности России // МатериалыГорчаковских чтений МГИМО (У) МИД РФ. М., 2008.
12.  Балуев Д.Г. Личностнаяи государственная безопасность: международно-политическое измерение:Монография. – Н. Новгород: РИО Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского,2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.