Реферат по предмету "Педагогика"


Изучение имени числительного в школе

1. Виды работ по активизации числительных в речи учащихся
Практическая направленность обучения русскому языку внациональной школе должна быть отражена прежде всего в упражнениях,предназначенных для формирования коммуникативных умений и навыков и построенныхс учетом тех трудностей, которые возникают у учащихся при употреблении в речислов из разных грамматических разрядов. Известно, что такие трудности зачастуюсвязаны с использованием числительных. На наш взгляд, могут помочь преодолетьих предложенные ниже упражнения. Следует отметить при этом, что не всегда можночетко разграничить упражнения языкового и речевого характера и формироватьвначале только навыки оперирования изолированными фактами в языковыхупражнениях, а затем активизировать их в речевых [34, 1974].
Традиционно сложным для учащихся национальной школы являетсяправописание числительных, сочетание их с другими частями речи, а такжесклонение количественных числительных. Учитывая трудностиморфолого-синтаксической структуры количественных числительных русского языка,мы уделили им больше внимания.
1. Употребить существительные «вишня, дерево, ребенок» счислительными «два, три, четыре, второй, третий, четвертый». Обратить вниманиена особенности их сочетания.
2. Раскрыть скобки и написать числительные словами.
У меня 1 (сестра) и 2 (брата). В школе 12 (кабинет), 2(мастерская), 1 (спортзал), У нас в классе 15 (мальчик) и 12 (девочка). Вмагазине мама купила 5 (ручка), 4 (книга), 10 (карандаш).
В смотре участвоваликоллективы 11 (школа). Свыше 190 (ученик) стали значкистами ГТО, около 100(ребята) спортсменами-разрядниками. В секциях по различным видам спортазанимаются 150 (ребята). В нашей школе работают 4 (спортивная секция).
3. Прочитать. Указать падеж количественных числительных.
В двадцати километрах от города есть фруктовый сад. Мыпосадили около школы более ста кустов. Отец был в командировке десять дней. Вкружке нас было не менее пятнадцати человек.
4. Вставить числительные 1, 2, 11, 30 в предложения иизменить соответственно форму существительного.
Я купила шары. Написала упражнение, Учитель беседовал сучениками. В книге есть иллюстрация.
5. Прочитать текст. Передать содержание своими словами,употребляя числительные.
БЕССМЕРТНЫЙ ПОДВИГ ДВАДЦАТИ ВОСЬМИ ГЕРОЕВ
Это было 16 ноября 1941 года. Фашисты рвались к Москве. Путьим преградили гвардейцы из дивизии генерала Панфилова. Их было 28 человек.Среди них были русские, казахи, украинцы.
Прямо на них шли 20 фашистских танков. Отважные воины принялинеравный бой. Бой продолжался несколько часов. Враг двинул на них еще 30танков.
28 героев бились с врагом до последней капли крови. Ни одноготанка они не пропустили.
При изучении склонения количественных числительных можнопредложить упражнения, которые помогут осознанному усвоению языкового материалапри наблюдении над общностью словоформ внутри каждой группы числительных1.
1. Просклонять количественные числительные «один (одна, одно,одни)» с существительными «парта, стол, окно, часы».
2. Просклонять количественные числительные «четыре, пять,четырнадцать, двадцать пять с существительными «книга, стол, окно».
3. Просклонять числительные «два (две), три, четыре, двести,триста, четыреста» с существительными «журнал, книга» и определить, что общегов изменении числительных.
4. Прочитать, вставить вместо слова «пять» числительные«пятьдесят, пятьсот». Изменилась ли форма существительного?
1. В зале сидели пятьучеников. 2. На собрании присутствуют пять комсомольцев. 3. Алма прочитала пятьстраниц. 4. Ближайшая станция находится в пяти километрах.
5. Поставить числительные в родительном падеже, обративвнимание на место «ь».
8 рублей, 80 листов, 800 мест.
6. Образовать сложные числительные с корнем «семь». ПоставитьИх в родительном, дательном, творительном и предложном падежах. В чемособенности склонения сложных числительных, имеющих «ь» в середине слова?
Отработать произношение числительных можно с помощью такихзаданий:
1. Прочитать числительные, просклонять их, правильнопроизнося звук «ч».
Тысяча, четыре, четырнадцать, четыреста.
2. Прочитать числительные, правильно произнося звук «ш».
Шесть, шестнадцать, шестьдесят, шестьсот.
3. Прочитать числительные, произнося правильно твердые имягкие согласные.
Седьмой, восьмой, пять, шестнадцать, пятьдесят, пятьсот,семь, семнадцать, семьдесят, семьсот, восемь, восемнадцать, восемьдесят,восемьсот, девять, девятнадцать, девяносто, двадцать, тридцать.
Активизировать употребление в речи имен числительныхпозволяют задания на составление диалогов по заданному началу или по заданнойситуации, составление монологического высказывания по определенной теме сиспользованием материалов из детских и молодежных газет [34, 1974].
В средних классах зарекомендовала себя Ситуация «Магазин»,которая дает возможность закрепить числительные в речевой практике. Можнопредложить такие ее варианты:
1. Ты в книжном магазине.Купи несколько тетрадей, ручку и карандаш. Узнай, сколько это стоит (опорныеслова: рубль, копейка, платать, извиниться, несколько, нужен (-на, -но),резинка, тот, школьный, подойти к кассе, числительные от 1 до 20).
2. Ты пришел в продовольственный магазин. Тебе нужно купитьсахару, творог, немного конфет. Поговори с продавцом (опорные слова: спросить,ответить, половина, стоит, килограмм, грамм, числительные овин, полтора,двести, триста).
3. Ты пришел в магазин, тебе нужно купить 2 пачки печенья иполкилограмма конфет. Поговори с продавцом.
4. Ты пришел в магазин «Овощи — фрукты» Расскажи, что и вкаком количестве ты купишь. Сколько это будет стоить?
5. Ты хочешь купить пять тетрадей, но тебе дали две Что тыскажешь продавцу?
Для составления таких заданий очень удобна группировкалексического материала по темам. В тематических группах удобнее обучатьправописанию слов, легче семантизировать незнакомую лексику, что, в своюочередь, позволяет вести целенаправленную работу по развитию речи. Большаячасть лексического материала была объединена нами по темам для обозначениявремени, расстояния, размеров, веса и т. д. (т. е. в темы, позволяющиеактивизировать употребление числительных в речи). Каждая предполагаетопределенные задания. Так, работая над обозначением времени в русском языке,можно предложить учащимся:
1. Расскажи о своем распорядке дня, употребляя числительные.
2. Составь календарь пионерских дел.
3. Составь и опиши свой маршрут от школы до дома. Выполняяэти задания, учащиеся учатся использовать в речи лексику, обозначающую отрезкивремени (секунды, минуты, час, день, сутки, неделя, месяц и т. д.); меру длины(метр, километр и т. д.); размер (длина, ширина, высота, площадь, объем).
Типовая программа порусскому языку для национальной средней школы требует, чтобы особое вниманиебыло обращено на темы, связанные с активизацией глаголов движения. В связи сэтим предлагается моделирование конструкций с количественно-именнымисочетаниями типа пройти пять шагов, проехать сто километров. Учительпредъявляет модель, которая заучивается при выполнении тренировочныхупражнений. Так начинает формироваться навык, что позволяет перенести даннуюмодель в речевую ситуацию. Например, учитель предлагает ученикам рассказать освоем маршруте до школы, и они используют при этом модели с глаголами движения:выйти из дома, пройти сто шагов, перейти дорогу, идти сто метров и т. п.
Формированию у учащихся речевых навыков, которые могут бытьперенесены в реальные условия общения, способствуют упражнения вконструировании связных текстов на основе заданной темы. В целях развитияустной речи на продвинутом этапе можно предложить ученикам выбрать из любыхисточников (книг, журналов, газет, календарей) цифровые данные, которые онисчитают наиболее интересными, и, используя эти данные, составить небольшоеписьменное сообщение. Самые интересные и правильно составленные сообщения можнопоместить в классе, оформив их по типу публикаций в периодической печати подрубрикой «Знаешь ли ты что...?». Или составить небольшой связный текст на темы:«Спорт в нашей школе» и т. п.
В целях развития речи школьников и расширения их кругозораследует широко использовать в упражнениях статистические данные из газет ижурналов. Это позволяет решать не только образовательные, познавательные, но ибольшие воспитательные задачи.
Усвоить значение числительных ученикам обычно несложно, — гораздо труднее усвоить их изменение и употребление в речи. Вызвать интерес кэтой «скучной» части речи оживить первый урок по числительному в VII классе задания игрового характера,которые с упражнениями по учебнику.
К уроку плакаты с пословицами («Человек, знающий два языка, — два человека», «Семь раз отмерь один раз — отрежь»), грамматическое лото,калейдоскоп, плакат-игру «Спрятанное слово», перфокарты и карточки с загадками.
Начиная работу над темой, нужно сообщить ученикам, чтосегодня они познакомятся с новой частью речи, и предлагаю ответить на вопросы:
Сколько в вашем классе учеников?
Сколько уроков у вас бывает каждый день?
Сколько минут продолжается урок?
Обращается внимание наслова, которые были употреблены в ответах (тринадцать, шесть, сорок пять), азатем задаю такие вопросы:
Какое сегодня число?
В каком классе вы учитесь?
На какой парте сидит Гульжан?
Выделяются числительные в ответах: тринадцатое (марта), напервой (парте). После этого предлагается ученикам сделать вывод, что обозначаютслова, использованные в ответах. Так мы вместе формулируем определениечислительного как части речи, выделяются вопросы, на которые отвечаютколичественные и порядковые числительные.
Затем — несколько игровых заданий.
1. Записать в тетрадях, а затем прочитать помещенное наплакате предложение, выделив числительные: Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л,вы3 клеенку.
2. Найти спрятанное слово (плакат-игра) — правильно вписав вгоризонтальные клетки числительные 40, 50, 300, 90, 16, 15, 70, 20, 17, 60,700, выделить в вертикальных клетках числительное одиннадцать.
3. Отгадать загадки, записать их (числительное прописью):
Стоит дуб, на дубу 12 гнезд, в каждом гнезде по 4 синицы.(Год, месяцы, недели)
1 костер весь свет согревает. (Солнце)
77 одежек и все без застежек. (Капуста)
5 братьев годами равные, да ростом разные. (Пальцы)
У 2 матерей по 5 сыновей, 1 всем имя. (На руках по 5 пальцев)
5 чуланов, Iдверь. (Перчатка)
4 братца 1 кушаком подпоясаны, под 1 шляпой стоят. (Стол)
Два конца, два кольца, посредине — гвоздь, да и тот насквозь.(Ножницы)
В беленьком бочонке два пивца, белое да желтое. (Яйцо)
Нас отара — семь баранов — защищает от буранов. (Шуба)
После этого проводитсяработе над числительным один. Начинается анализа слов из упр. 3 (в старомучебнике X.А. Бекмухамедовой, А.Н. Канцева, Г.А.Мейрамова для VI класса, по которому мы покаработаем). Ученики определяют их род и записывают с числительными один, однаили одно. Выполняются и другие упражнения по учебнику: подобрать к этимчислительным существительные; перевести сочетания с ними с казахского языка нарусский; заменить выделенные сочетания с числительным один словами из скобок; употребитьсуществительные рубль и копейка с составными числительными 21 -91.
И снова — задание игрового характера: по грамматическомукалейдоскопу подобрать пословицы с числительным один. Были записаны такие:
Одна пчела немного меду натаскает.
Один в поле не воин.
Одной рукой и узла не завяжешь.
Одна мудрая голова ста голов стоит.
Одно дерево не лес.
Один за всех, все за одного.
Один сын — не сын, два сына — полсына, три сына -
сын.
Одна пчела лучше, чем рой мух.
Затем ученики слушают в магнитофонной записи стихотворения:
Начнем считать: один, одна,
СССР — моя страна.
Мы Родиной ее зовем,
Здесь наш родной, любимый дом.
Отчизна, Родина — она
У каждого из нас одна.
В задачнике жили
Один и один,
Пошли они драться
Один на один.
Но скоро один
Зачеркнул одного,
И вот не осталось
От них ничего.
А если б дружили
Они меж собою,
То долго бы жили
И было б их двое
Первое стихотворениеучащиеся заучивают наизусть.
Такие занимательныематериалы можно использовать и на других уроках по числительному.

2. Работа с числительными на уроке и вне уроке
Прежде чем проводить упражнения необходимо вспомнить материало числительном
Краткие сведения об имени числительном [36, 1981]
Имена числительные — это слова, обозначающие количество(отвечают на вопрос сколько?) или порядок предметов при счете (отвечают навопросы который? какой?), например: одиннадцать (человек), одиннадцатый(номер).
Числительные, обозначающие количество, называютсяколичественными (например, один, десять, двадцать пять, триста шестьдесятчетыре и т. д.); числительные, обозначающие порядок предметов при счете,называются порядковыми (например, первый, десятый, двадцать пятый, тристашестьдесят четвертый).
Количественные числительные могут обозначать не только целые,но и дробные числа, например: две десятых, семь восьмых. Это дробныечислительные.
Среди количественных выделяется группа собирательныхчислительных, обозначающих количество предметов как одно целое, например: двоесаней, их было четверо. Собирательных числительных немного: двое, трое…-десятеро; оба (обе).
По составу числительные делятся на:
1) простые, которые имеют один корень, например: один, два,пять — десять, одиннадцать — двадцать, тридцать, сорок, сто;
2) сложные, которые состоят из двух (иногда и более) корней,например: пятьдесят — восемьдесят, девяносто, двести, триста, четыреста,пятьсот — восемьсот; пятидесятый, трехсотый, пятисотый; сорокапятитысячный;
3) составные, которые состоят из двух и более слов, например:двадцать один, девяносто три, пятьдесят четыре, пятьсот пятьдесят пять;двадцать первый, девяносто третий, пятьсот пятьдесят пятый.
Примечания. Дробные числительные являются составными: ониобразуются из количественного и порядкового числительного, например: двеседьмых (доли), три сотых (доли), четыре двадцать пятых (доли).
Исключение: полтора — полторы (/>).
При склонении составных количественных числительныхизменяются' все слова, входящие в их состав; при склонении составных порядковыхчислительных — только последнее слово, например:
И. девятьсот шестьдесят четыре             девятьсотшестьдесят четвертый
Р. девятисот шестидесяти четырех                   девятьсотшестьдесят четвертого
Д. девятистам шестидесяти четырем       девятьсот шестьдесятчетвертому
В. как И.                                                   какИ. или Р.
Т. девятьюстами шестьюдесятью            девятьсот шестьдесятчетвертым
четырьмя
П. (о) девятистах шестидесяти четырех девятьсот шестьдесятчетвертом
1. Буква ъ пишется на конце слова в количественныхчислительных пять — двадцать и тридцать и в середине слова (после первогокорня) в числительных пятьдесят — восемьдесят, пятьсот — девятьсот.
2. Буква а пишется на конце числительных триста и четыреста.У числительного девяносто на конце пишется буква о в именительном и винительномпадежах (перевод на девяносто рублей), в остальных падежах пишется буква а (нехватает девяноста рублей, добавить к девяноста рублям; уезжать с девяностарублями).
3. Слитно пишутся количественные числительные, последнейчастью которых являются -десят, -ста, -сот, и образованные от них порядковыечислительные, например: восемьдесят — восьмидесятый, триста — трехсотый,восемьсот — восьмисотый.
4. Раздельно пишутся составные количественные числительные иобразованные от них' порядковые числительные, например: восемьдесят три — восемьдесят третий, восемьсот шестьдесят пять — восемьсот шестьдесят пятый,тысяча девятьсот двадцать семь — тысяча девятьсот двадцать седьмой.
Однако слитно, в одно слово, пишутся сложные порядковыечислительные, последней частью которых являются элементы — тысячный,-миллионный, или -миллиардный, например: сто десять тысяч — стодесятитысячный,двести сорок восемь миллионов — двухсотсо-рокавосьмимиллионный.
Примечание. Если в таких обозначениях число указываетсяцифрами, то перед -сотый» -тысячный, -миллионный, -миллиардный ставится дефис,например: 9-сотый, 25-тысячный, 248-миллионный, 450-миллиардный.
5. Раздельно пишутся дробные числительные, например: /> три и одна вторая (или трис половиной), /> - пять и одначетвертая (или пять с четвертью), 7,2 — семь целых две десятых.
Примечание. Если в порядковых числительных используютсяэлементы -тысячный, -миллионный, -миллиардный, перед которыми употреблены словас половиной, то первую часть таких обозначений принято писать цифрами, а послених ставить дефис, /> например: /> - тысячный коллектив, /> миллионное население(вместо трех с половиной тысячный», «пяти с половиной миллионный»).
6. Сложные прилагательные, включающие в свой составчислительные, пишутся слитно, например: десятилитровый, двухпроцентный, сорокарублевый, стопятидесятипятиметровый (см. § 27).
Упражнение. № 1. Прочитайте вслух, затем перепишите, заменяячисля слонами и, где надо, раскрывая скобки.
I. 1) Из 596вычесть 387. 2) К 1777 прибавить 952. 3) От 16 485 отнять 11 090. 4)Теплоход с 728 (пассажир). 5) Длина окружности, равная 422 (сантиметр). 6)Отчитаться в 254 (рубль).
II. 1) 16 пар (ботинки, валенки, сапоги, носки чулки). 2) 8 (килограмм)(апельсины, помидоры, лимоны). 3) Ящик со 124 (килограмм) (яблоки). 4) Силатока в 15 (ампер). 5) Напряжение в 127 и 220 (вольт). 6) Груз весом в 411(тонна), (килограмм). 7) Площадь в 95 (квадратный метр), (гектар). 8) Длина,равная 45 (метр). 9) Высота в 2750 (метр).
III. 1) Поезд с 287 (экскурсанты). Схема на 287 странице ученика. 2)Расстояние, равное 1861 (километр). Отмена крепостного права в России в 1861(год). 3) В 1947 (год) Москва отмечала свое (800) (летие). 4) 12 апреля 1961(год) Ю. А. Гагарин совершил впервые в мире полет в космос. 5) 7 октября 1977(год) была принята новая Конституция (Основной Закон) Союза СоветскихСоциалистических Республик.
Упражнение № 2. Перепишите, заменяя числа словами. Объяснитеправописание.
Об Оймяконе знают во всем мире — здесь полюс холода. Былотолько начало ноября, когда я приехал в Оймякон, а термометр показывал 42градуса ниже нуля. В декабре и январе термометр падает до 60, а иногда и до 70градусов ниже нуля. И это не где-нибудь за полярным кругом, а на 63-йпараллели, всего на 100 с лишним километров севернее Якутска и на 350 севернееЛенинграда.
(По В. Михайлову.)
Числительное восемь в творительном падеже имеет две формы:восемью и восьмью.
Числительные полтора, полторы, полтораста, сорок, девяносто,сто имеют только две формы:
И. и В. полтора, полторы, полтораста; сорок, девяносто, стоР. Д. Т. П. полутора, полутораста; сорока, девяноста, ста.
Числительные 50-80; 500-900.
И.               пятьдесят                               пятьсот
Р. пятидесят-и                                          пятисот
Д. пятидесят-и                                          пятистам
В. пятьдесят                                             пятьсот
Т. пятьюдесят-ью                                              пятьюстами
П. (о) пятидесят-и                                              (о)пятистах
Числительные 200, 300, 400.
И.               двести                  триста                 четыреста
Р.                двухсот               трехсот                четырехсот
Д.               двумст-ам           тремст-ам            четыремст-ам
В.               двести                  триста                 четыреста
Т.               двумяст-ами        тремяст-ами        четырьмяст-ами
П.               (о) двухст-ах       трехст-ах             четырехст-ах
Заметьте: при склонении числительных 5-й и 6-й группизменяются обе части слова.
Числительное тысяча склоняется как существительные первогосклонения (туча).
Числительные миллион, миллиард склоняются как существительныевторого склонения (стадион, дом) и имеют такие же окончания (см. образцысклонений существительных второго склонения).
При склонении составных количественных числительных каждоечислительное изменяется по своим образцам:
И.      семьсот                семьдесят                      семь
Р.      семисот               семидесяти                   семи
Д.      семистам             семидесяти                   семи
В.      семьсот                семьдесят                      семь
Т.      семьюстами         семьюдесятью              семью
П.      (о) семистах        семидесяти                   семи
При склонении дробных числительных изменяется посоответствующим образцам и числитель и знаменатель. При записи дробей словамикаждое слово (т. е. числитель и знаменатель) пишется отдельно.
И.      пять                     седьмых                        (метра)
Р.      пяти                     седьмых                        (метра)
Д.      пяти                     седьмым                       (метра)
В.      пять                     седьмых                        (метра)
Т.      пятью                  седьмыми                     (метра)
П.      (о) пяти               седьмых                       (метра)
Упражнение 110. Просклоняйте числительные 3/4, 1/2, 2/3, 7/8.
Склонение собирательных числительных.
Собирательные числительные образуются от количественных иобозначают одновременно и количество предметов и их группу в целом.Собирательных числительных немного — оба, обе, двое, трое, четверо, пятеро,шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. Чаще всего они употребляютсяпри:
1) существительных, имеющих форму только множественного числа(часы, сани, ножницы — двое часов, трое саней, трое ножниц);
2) личных местоимениях во множественном числе — мы, вы, они(мы все трое, они все шестеро, нас троих и т. п.);
3) существительных, обозначающих лица мужского рода. При этоммогут быть употреблены числительные как количественные, так и собирательные(два товарища и двое товарищей, четыре парня и четверо парней). Присуществительных же, обозначающих лиц женского рода, употребляются толькоколичественные числительные (две ученицы, три доярки).
Числительное оба употребляется с существительными мужского исреднего рода. В косвенных падежах это слово пишется через о (обоих, обоим),числительное обе употребляется с существительными женского рода и во всехпадежах пишется через е (обеих женщин, с обеих сторон, обеими сторонами и т.д.).
И.      оба             обе             двое           четверо              семеро
Р.      обоих         обеих         двоих         четверых             семерых
Д.      обоим        обеим         двоим         четверым            семерым
В       как именительный или родительный падежи
Т. обоими обеими двоими четверыми семерыми
П.      (об)обоих обеих         (о) двоих    четверых             семерых
В косвенных падежах у них окончания прилагательныхмножественного числа.
Примечание. Слова типа двойка, тройка, семерка, десятка,сотня и т. п., хотя и образуются от числительных, относятся к именамсуществительным, так как обозначают не количество, а какое-либо название.Склоняются и пишутся такие слова по правилам имен существительных.
3. Правописание количественных числительных
1. Числительное 4 пишется на конце с е (четыре), втворительном падеже — с ь после р (четырьмя).
2. Числительное 11 пишется с двумя н (одиннадцать).
3. В числительных от 5 до 20 и 30 ь ставится только в концеслова (пять, семь, восемь, шестнадцать, восемнадцать и т. д.), Слова седьмой,восьмой, восьми пишутся с ь в середине.
4. У числительного 200 на конце стоит и (двести).
5. Числительные 300 и 400 пишутся на конце с а (триста,четыреста).
6. В числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 в серединеставится ь (пятьдесят, восемьдесят, пятьсот, девятьсот).
7. Числительные миллион, миллиард пишутся с двумя л.
8. Два числительных,обозначающих приблизительное количество, пишутся через дефис (Уехал напять-шесть дней). Цифры в таких случаях (Уехал на 5-6 дней) пишутся через тире.
4. Порядковые числительные, их образование и изменяемость
Порядковыми называются такие числительные, которые обозначаютпорядок предметов при счете и отвечают на вопрос который? Например:
первый, третий, десятый, тридцатый, сотый, двухтысячный ит.д.
Иногда к порядковым числительным ставится вопрос какой?
— Какой у вас номер? На каком этаже вы живете? Порядковыечислительные образуются от количественных путем добавления окончанийприлагательных:
пять — пят+ый, шесть — шест+ой, десять — десят+ый. Приобразовании порядковых числительных от количественных — один, два беретсядругой корень (один — первый, два — второй). Но и от корней один, два можнообразовать порядковые числительные (один — одиночный, одинокий, единый,единственный; два — двойной, двоякий, двойственный), только значение у нихбудет другое.
Сложные порядковые числительные могут быть образованы и отчислительного и существительного (пять метров — пятиметровый, двадцать пятьградусов — двадцатипятиградусный, сорок лет — сорокалетний, четыре угла — четырехугольный).
Порядковые числительные изменяются так же, как и полныеприлагательные, т. е. по падежам, родам и числам, и согласуются с существительнымив роде, числе и падеже. Например: пятый подъезд, пятая клетка, пятое окно;пятые подъезды, клетки, окна; пятого подъезда, пятому подъезду, пятых клеток.
При склонении составных порядковых числительных изменяетсятолько последнее слово; все предшествующие стоят в именительном падеже:
И.               тысяча девятьсот семьдесят пятый (год,человек)
Р.                тысяча девятьсот семьдесят пятого (года,человека)
Д.               тысяча девятьсот семьдесят пятому (году,человеку)
В.               тысяча девятьсот семьдесят пятый (год)
тысяча девятьсот семьдесят пятого (человека)
Т.               тысяча девятьсот семьдесят пятым (годом,человеком)
П.               (о) тысяча девятьсот семьдесят пятом (годе,человеке)
5. Правописание порядковых числительных
1. Порядковые числительные имеют такие же падежные окончания,как и полные прилагательные; они определяются теми же правилами. Например:
Мы живем в пятом (новом) доме на девятом этаже; Остановилисьвозле пятого (нового) дома.
2. Порядковое числительное третий склоняется по образцупритяжательных прилагательных волчий, лисий т е пепел, окончанием пишетсямягкий знак (третий, третьего третьему).
3. Сложные порядковые числительные, образованные отчислительных и существительных, пишутся слитно без соединительных гласных(трехэтажный, пятиметровый, двадцатипятиградусный,стотридцатипятикилометровый).
4. Сложные порядковые числительные, последнее спово ко-торых-сотый, -тысячный, -миллионный, -миллиардный пишутся слитно (двухсотый,двадцатишеститысячный, стотридиатисеми-миллионный, восьмимиллиардный).
С другими окончаниями сложные порядковые числительные пишутсяраздельно (пятьдесят седьмой, триста двадцать второй, тысяча девятьсотсемьдесят шестой).
5. Два порядковых числительных, обозначающих приблизительноечисло, пишутся через дефис (приехали на пятый — седьмой день).
6. Если порядковое числительное обозначено цифрой то послецифры через черточку ставится ее словесное окончание (25-й, 36-й, 25-тысячный,18-летний).
7. С частицами не, нипорядковые числительные пишутся всегда раздельно (не пятым; ни пятый, нишестой).
Упражнение № 3. Согласуйте там, где это возможно,числительные стоящие в скобках, Г существительными. Устно составьте с нимипредложения.
1. (Один, одна, одно, одни) дети, ворота, щипцы, ножницы,человек, задание, страница, упражнение.
2. (Два, две, двое, оба, обе) река, дом, юноша, сутки,женщина, учебник, ребята. 3. (Четверо, четыре) студент, ученик, магазин,мальчик, сани, ножницы, чулки. 4. (Восьмеро, восемь)' книга, дом, ученик,мужчина, дети, сутки, шахтер.
Упражнение № 4. Напишите словами следующие цифры: от 1 до 20,30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100, 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900, 1000.Просклоняйте числительные: 222, 444, 888, 1993, полтора дня, полторы недели,полтораста рублей, сорок метров.
Упражнение № 5. Спишите текст, заменяя цифры словами.
I. Дворец науки
На Ленинских горах в Москве воздвигнуто новое зданиеМосковского государственного университета. Это величественный дворец науки, неимеющий себе подобных в мире. Высота его 239,5 метра. Общий объем всех помещений университета 2 611000 кубических метров. На территорииуниверситета расположен обширный ботанический сад.
Лаборатории дворца науки оборудованы новейшей аппаратурой.Эта аппаратура позволяет вести в университете самые различные исследования,направленные на использование громадных природных ресурсов нашей страны, наразрешение научных проблем. Библиотека университета насчитывает 1 900 000 книг.
(Академик И. Петровский)
II. Московский университет был основан в 1755 году. Находился он в небольшом2-этажном здании, где занималось несколько десятков студентов. До ВеликойОктябрьской социалистической революции в Москве было 20 высших учебныхзаведений, а число студентов не превышало 34 тысяч. Теперь только в МГУобучается почти 27 000 студентов.
Сейчас в столице 77 высших учебных заведений, и числостудентовперешагнуло за 600 000 человек.
(Из газет)
Упражнение № 6. Спишите текст, заменяя цифры словами.Допишите окончания, поставив слова в нужном падеже.
1. Длина реки Волги около 3700 километр… 2. Длина реки Печоры равна 1789 километр… 3. Длина Днепра равна 2285 километр… 4. Дон имеет всего 1967 километр..., а река Западная Двина 1020 километр… 5. Слепень пролетает за час 48 километр..., а шмель — более 56 километр… 6. Бабочка-монарх, перелетая в теплые края, преодолевает расстояние более 3600километр….
Упражнение № 7. Поставьте в родительном и в предложномпадежах числа: 1976 дней и 1976-й год. Запишите их. Просклоняйте устно 444рубля и 444-й номер; 800 человек и 5-й студент.
Упражнение № 8. Спишите предложения. Цифры напишите словами.Раскройте скобки, поставив слова в нужном падеже.
1. В начале 90-х (год) XVIII (столетие) А. И. Мусип-Пушкин обнаружил великолепныйпамятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». В 1800 (год) этапоэма была издана. Во вступлении ее автор вспоминает вещего певца Бояна,который, как полагают ученые, жил в конце XI — начале XII(век).
2. Великий русский ученыйМихаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 (год), а умер в 1765.
Упражнение № 6. Перепишите, раскрывая скобки. Числа заменитесловами, где это целесообразно.
90 (летний) юбилей, 40 (градусный) морозы, 38 (градусный)жара, 900 (метровый) высота, 450 (квартирный) дом, /> у(тысячный) коллектив, 340 (километровый) переход, 200 (литровый) бак, /> (тысячный) митинг, /> (тысячный) коллектив, 250(миллионный) народ.
Упражнение № 6. Перепишите, вставляя пропущенные буквы,расставляя недостающие знаки препинания.
По плану площ… дь вес… ней пахоты в Гремяч… м Логу должнабыла составить в этом году 472 гектар.., из них 110 — целины. Под зябь осеньюбыло в… пахано — еще единоличным порядком — 643 гектар., озимого жита посеяно 210 гектар… Общ.., посевн… площ… дь предполагалось разбить похлебным и м… сличным культурам следующим порядком: пшениц… — 667 гектар.., жита — 210 ячменя — 108 овса — 50 проса — 65 кукурузы — 167 подсолнуха — 45 конопли — 13. Итого — 1325 гектар.., плюс 91 гектар отведенной под бахчи песч… ной землипростиравшейся на юг от Гремяч… го Лога до Ужачиной балки.
На расширенн… м производств.., ном совещани… состоявшемся 12февраля и собравшем более 40 человек колхозного актива стоял вопрос о созданиисем… ного фонда и нормах выработк… на пол… вых работах ремонт… инвентаря ксеву и о выделени… из фуражных запасов брони на время вес… них пол… вых работ.
(М.А. Шолохов.)
Упражнение № 7. Деревья-памятники
Рига. Несколько лет работники Латвийскогонаучно-исследовательского института лесохозяйственных проблем… занималисьинвентаризацией деревьев-долгожителей.
В республике зарегистрировано более 600 уникальных деревьев,которые будут сохранены как памятники природы. Более 1/2 из них — дубы.Старейшим оказался могучий дуб в местечке Кайве Тукумского района. Окружностьего ствола — 9,3 метра. Этому великану более 1000 лет. Немногим тоньше — 8,2 метра — дуб, растущий недалеко от Мазсалацы. Утверждают, что в 1709 году во время войны сошведами под этим деревом был штаб Петра I.
В республике учтены и липы. Самой старой 350 лет, окружностьее ствола 8,5 метра… 200-летний можжевельник есть в селе Баложи Валмиерскогорайона.
(Б. Лиелмежа, биолог, «Известия»,
23/I 74 г.)
Упражнение № 8. Напишите приведенные ниже цифры словами.Образуйте от них количественные и порядковые числительные и поставьте их в родительномт творительном падежах.
4, 7, 11, 200, 400, 1980.
Упражнение № 9. Образуйтесложные порядковые числительные от следующих слов и запишите их.
4 метра, 8 градусов, 25 рублей, 33 тысячи, 55 миллионов.
Вопросы для повторения
1. Что называется именем числительным?
2. Какие числительные называются количественными,порядковыми, собирательными, дробными?
3. Какие числительные называются простыми, сложными,составными?
4. С какой частью речи согласуются числительные?
5. Просклоняйте количественные числительные.
6. Особенности склонения числительных полтора, полторы,полтораста; сорок, девяносто, сто.
7. Назовите правила правописания количественных числительных.
8. Какие числительные пишутся с ь на конце? У какихчислительных он стоит в середине слова?
9. Как образуются порядковые числительные? Их склонение.
10. Назовите правила правописания порядковых числительных.
11. В чем различия в склонении составных количественныхчислительных и составных порядковых?
12. Как пишутся частицыне, ни с числительными?
6. Занимательныеупражнения для кружка русского языка
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ [11, 1990]
Везде и во всем человека окружают числа. Без чисел невозможнанаука и сама жизнь...
Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка. Отних фактически и возникло все многообразие числительных, позволяющих вестисчет.
Слова, называющие числа, образуют в русском языкесамостоятельную часть речи, обладающую своими грамматическими признаками.Название «числительное» является производным от слова число, образованным поаналогии с наименованиями других именных частей речи (существительное,прилагательное).
По частоте употребления числительные занимают 8-е место.Среди девяти тысяч самых частотных слов 55 числительных, самыми частотными изних являются один, два, три, четыре, пять, десять, семь, шесть. В первуюдесятку самых частотных числительных входят и тысяча и миллион, однако ихнельзя безоговорочно отнести к числительным, так как чаще они все-такивыступают в роли существительных.
ОТ ОДНОГО ДО СЕМИ
Из приведенного списка частотных числительных видно, что внего входят слова первого десятка от одного до семи. Частота употребленияподкрепляется их словообразовательной активностью, поскольку на основе этихслов возникло много имен существительных, прилагательных, наречий: одиночка,одиночество, двойка, двойник, тройка; одиночный, одинарный, двоякий, двойной,троякий, тройной; однажды, дважды, вдвоем, втроем, вчетвером и др.
Особенно много образовано сложных слов: одноактный,однобокий, однозвучный, однокомнатный, однообразный, одноразовый, двухбалльный,двухгодичный, двухкамерный, двухместный, двухнедельный, двухъярусный,трехкратный, трехпроцентный, четырехведерный, четырехэтажный и др.
Частота их употребленияподтверждается и большим количеством фразеологизмов, содержащих эти жечислительные: все как один (единодушно), в один голос (согласно, единодушно),ставить на одну доску (приравнивать к кому-либо), стричь под одну гребенку(уравнивать всех), за один присест (сразу), один как перст (одинок); в двасчета (очень быстро), палка о двух концах (может кончиться хорошо или плохо),как дважды два (очень просто), ни два ни полтора (весьма неопределенно), какдве капли воды (очень похожи), убить двух зайцев (сделать одновременно двадела); наговорить с три короба (много), заблудиться в трех соснах (не суметьразобраться в чем-либо простом); в четырех стенах сидеть (не выходить из дому),идти на все четыре стороны (в гневе говорится, что разрешается идти кудахочет); без пяти минут (очень скоро будет кем-нибудь), знать как свои пятьпальцев (очень хорошо знать); семь пятниц на неделе (часто менять своирешения), семь потов сошло (о крайнем напряжении, приложенном кем-либо дляосуществления чего-либо).
Какие фразеологизмы с числительными первого десятка есть вродном языке? Сравните с русским языком. Каких фразеологизмов больше — одинаковых или разных?
ТАИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО
Семь — особое число, в нем есть некое волшебство.
Семь дней в неделе, семь планет на небе, семь мудрецов насвете было, семь чудес на свете, семь раз отмерь, а один раз отрежь, семероодного не ждут, семи пядей во лбу, до седьмого пота, быть на седьмом небе, семьшкур спускать с кого-нибудь, семь верст до небес, и все лесом, семь бед — одинответ.
Вот наиболее известные фразеологизмы и пословицы счислительным семь. Как видите, их не мало.
Чем это объяснить? Примерно четыре тысячи лет тому назад удревних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первыеастрономические познания. Эти народы наблюдали на звездном небе движение пятипланет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил.Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, иразделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятитьодному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла комногим другим народам и дошла до нас.
Число семь считалось священным и было весьма распространено.
АРБУЗ ФЭНЁЛА
«Фэнел знает: если поделить арбуз на две части, будут есть они сестренка, на три части + он, сестренка и мама, на четыре — он, сестренка,мама и папа, а если разрезать его на пять частей — то будут есть и он, исестренка, и мама, и папа, и дедушка!..
И когда папа приносит Фэнелу арбуз, Фэнел делит его намного-много долек, чтобы хватило всем на земле!..»
Ребятам очень понравился рассказ молдавского писателя Н.Есиненку о добром и справедливом Фэнеле.
Когда дети затихли, Лилия Ивановна сказала:
— Ребята, обратите внимание, как сочетаются числительные два,три, четыре, пять с существительными.
Виорел ответил:
— Две части, три части, но почему-то пять частей...
Лилия Ивановна просит ребят назвать сочетание этихчислительных с другими существительными.
— Две книги, три книги, четыре книги, но пять книг, — быстроназвала сочетания Надя.
— Теперь составьте сочетание с существительными мужского исреднего рода, — просит Лилия Ивановна.
— Два учебника, три учебника, четыре учебника, но пятьучебников, — называет сочетания Андриеш.
— Два яблока, три яблока, четыре яблока, но пять яблок, — уверенно продолжает Таня.
Затем ребята вместе с учительницей выясняют, в каком падежестоят существительные при числительных два, три, четыре и в каком — причислительных пять и выше.
Оказывается, падеж при всех числительных одинаковый — родительный, разница в числе: при числительных два, три, четыре существительныеимеют форму родительного падежа единственного числа, а при числительных от пятии выше — форму родительного падежа множественного числа.
Ребята на этом не успокаиваются и спрашивают: «Почему?»
Учительница отвечает, что объяснение этому существует, нонужно знать историю языка. Кто в будущем захочет стать учителем русского языка,тот сможет объяснить эту загадку, а сейчас мы будем помнить правило и всоответствии с ним составлять сочетания числительных с существительными.
РЕКА
Три девушки и трое юношейкаждый вечер проводили время за рекой. Однажды вода в реке совсем высохла, имолодые люди перешли на другой берег, даже не замочив ног. Возвращаясь жедомой, они вдруг увидели, что в реке снова полно воды. Что им было делать? Какперебраться назад, на свой берег?
Тогда один из молодых людей поднял с земли.кусочек дерева,встал на него вместе со своей любимой и переплыл реку. Другой же достал изкармана кошелек, вобрал в него всю воду из реки и вместе со своей девушкойперешел реку по дну. А третий юноша рассек воду в реке своим ножом с такойсилой, что она поднялась стеной справа и слева, и тогда он вместе со своейдевушкой перешел на другой берег реки.
Кто же из троих молодых людей оказался самым искусным?
Ответьте на вопрос африканской сказки.
К этой сказке можно задать еще и грамматический вопрос:Почему при слове девушки употреблено количественное числительное три, а прислове юношей — собирательное числительное трое? При каких еще существительныхвозможно употребление собирательных числительных?
СКАЗКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Учитель начал урок так:
— Ребята, я вам расскажу еще одну африканскую сказку, вкоторой тоже есть грамматический вопрос.
Жила очень красивая девушка. Все юноши пытались с нейпознакомиться, но она даже смотреть на них не хотела. Но вот однажды пришлитрое молодых людей, и сразу все трое к ней посватались. Девушке все трое такпонравились, что она никак не могла решиться выбрать одного из них.
Тогда отец сказал, что девушку возьмет тот, кто достанет длянее волшебный подарок.
Друзья не стали задерживаться и отправились в путь искатьподарок невесте. В дальних странах они нашли волшебные подарки, но вдругузнают, что девушка умерла и ее собираются хоронить. Благодаря своим волшебнымподаркам они ее спасают. Кто же станет ее женихом? Каждый юноша имел на этоправо.
Отец девушки сказал:
— Сами решайте, кто возьмет мою дочь в жены. После долгихспоров к единому мнению не пришли. Тогда девушка сказала:
— Вы все трое меня спасли. Значит, мы не должны расставаться.Будем жить вместе. Я буду готовить вам пищу.
И только она это сказала, как превратилась в горшок, вкотором готовят пищу, а трое юношей превратились в три камня.
И сейчас ты везде видишь три камня, а на них горшок. Под нимразведен огонь, и варится пища. Но теперь ты будешь знать, откуда произошли этитри камня и горшок.
Ребятам очень понравилась и эта африканская сказка. А ВикторАлександрович приготовил для них уже грамматический вопрос:
— Почему при слове юноша употребляется собирательное числительное,а при слове камень — количественное?
Ребята сразу догадались и правильно ответили, чтосуществительное юноша обозначает лицо мужского пола, а камень — неодушевленноесуществительное. Виктор Александрович дополнил ответ учеников, сообщив им, чтособирательные числительные сочетаются также с названиями детенышей животных(четверо волчат, трое медвежат) и с существительными, употребляющимися тольково множественном числе (двое часов, трое носилок).
Ь В ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
— Толя, почему у тебя нет ошибок на правописание ь вчислительных? — спросила Лена.
— А разве ты не знаешь простого правила о правописании ь вчислительных? — удивился Толя. — Есть правило: в числительных может быть толькоодин ь: если он есть в середине, то его нет в конце. Посмотри: пятьдесят,шестьдесят, семьдесят, пятьсот, шестьсот, семьсот — во всех этих числительных ьстоит в середине, а в числительных пятнадцать, семнадцать, восемнадцать,девятнадцать ь стоит в конце, следовательно, в середине его не может быть.
Но запомни: это правило относится только к числительным вименительном и в винительном падежах, а в других падежах может быть и два ь,например в творительном (пятьюдесятью, шестьюдесятью), или вообще не быть ниодного ь, например в родительном, дательном и предложном падежах (пятнадцати,шестнадцати, пятидесяти, шестидесяти).
ИЗ ИСТОРИИ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
Начиная с одиннадцати и кончая двадцатью и тридцатью,числительные имеют необычное сочетание -дцать, которое в других числительных невстречается. И на уроке ребята обратили на это внимание и спросили учительницу.Вот что она рассказала:
— Это интересный вопрос,так как он заставляет нас обратиться к истории языка. Все мы знаем числительныепервого десятка. Числительные второго десятка создавались уже на основеимеющихся числительных, что как нельзя лучше говорит о действии законаэкономии. Наши предки считали: один на десяте, два на десяте, т. е. один плюс кдесяти, два над десятью. Постепенное слияние трех слов в одно слово и дало намодиннадцать, двенадцать, тринадцать; числительные один, два, три и другиехорошо «сохранились» в них, а десять, находившееся в заударном положении,подверглось фонетическому изменению. Так и возникло необычное сочетание -дцать,входящее теперь вместе с бывшим предлогом на в суффикс.
— А я сейчас могу ответить, почему в числительном одиннадцатьнужно писать два н, — с места вокликнул Толя. Вслед за ним многие тоже поднялируки.
— Два н появилось потому, что слово один, оканчиваясь на н,соединяется с предлогом на: один +на + дцать, — ответил довольный Толя, — адругие числительные не имеют на конце н, поэтому в них одна буква н: две + на +дцать, три+на+дцать и т. п.
МИЛЛИОН
Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в XIII веке Китай, чтобы передать своевосхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, котороесостоит из итальянского слова милли, означающего «тысяча», и оне,соответствующего русскому увеличительному суффиксу -ищ,- (например, домище,ручища, лесище). Таким образом, слово миллион дословно соответствуетнесуществующему в русском языке слову тысячища.
Вопросы для любознательных
1. Почему тройка, четверка, пятерка, сотня относятся ксуществительным, а три, четыре, пять, сто — к числительным, ведь числовоезначение у них одинаково?
2. Чем отличается склонение числительных пять, пятнадцать,пятьдесят, пятьсот?
3. В склонении каких числительных есть только две формы?
4. Чем отличается склонение словосочетаний пять книг и стопкакниг?
5. В каком падеже различается склонение сочетаний два ученикаи двенадцать учеников?
6. Почему числительныедва, три, четыре не могут сочетаться с существительными, употребляющимисятолько во множественном числе (сани, носилки, очки и т. д.)?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.