Социально-психологическая поддержкаучащихся в образовательном пространстве
Содержание
Введение
Глава1. Цели и задачи социально-психологической поддержки учащихся
Глава2. Специфика психологического сопровождения детей на этапе перехода из ДОУ вначальную школу
Глава3. Социальная служба МОУ СОШ № 100 г. Саратова
Заключение
Списоклитературы
Приложение1
Приложение2
Введение
Воспитание личности способной осуществлять свое бытие вразличных культурных пространствах, то есть интерпретировать и верно пониматьфакты, представленные посредством той или иной культурной системой мышления,должно быть целью современной педагогики. В концепции общего среднегообразования РФ говорится о том, что «изменения в системе общественных отношенийактивно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватногоответа на задачи нового исторического этапа». Здесь же указывается на то, что«обновление общеобразовательной школы становится необходимым для достижениянового качества общего образования». Таким образом, возникает необходимостьсоздания такого образовательного пространства, структура и процессуальныехарактеристики которого могут выступать средством формирования современной личности.
Данная работа посвящена проблеме психолого-педагогическойподдержке учащихся на всех этапах образовательного процесса.
Актуальность этой темы обуславливается тем, что в большинствеслучаев отсутствует единство в понимании задач деятельности педагога-психологасамим специалистом и руководителем образовательного учреждения. Как следствие,руководитель не может адекватно оценить деятельность специалиста, не видитсмысла и объёмов выполняемой им работы.
Объектом исследования выступает социально-психологическаяслужба образовательного учреждения. Предметом исследования являетсядеятельность педагогов и психологов по осуществлению социально-психологическогосопровождения детей на всех этапах обучения.
Цель работы – выяснить, какую функцию в современнойобразовательной системе выполняют социально-психологические службы, а такжевыяснить, какие задачи выполняет социально-психологическая поддержка учащихся.
Для достижения этой цели:
— мы рассмотрим основные современные тенденции, показавшиенеобходимость социально-психологической поддержки детей в образовательномпространстве;
— определим, какую роль играют социально-психологическиеслужбы в концепции непрерывного образования;
— рассмотрим работу социальной службы на примере школы № 100г. Саратова.
Глава 1. Цели и задачисоциально-психологической поддержки учащихся
В последние годы опубликован ряд научных работ, авторыкоторых рассматривают теоретические и практические аспекты функционированияобразовательных учреждений и особенности деятельности психологических служб вэтих школах: Битянова М.Р., Качимская А.Ю. Целью работы психологов становитсяне просто обеспечение учебно-воспитательного процесса, но комплексное психологическоесопровождение ребенка на всем протяжении обучения, то есть системапрофессиональной деятельности, направленная на созданиепсихолого-педагогических, социально-психологических условий для успешногообучения ребенка.
Провозглашение и распространение во всем мире новой этики вотношении детей является важнейшей приметой нашего времени. Универсальноевыражение новой этики – Конвенция о правах ребенка, принятая ГенеральнойАссамблеей ООН 29 ноября 1989 года. Она подтверждает три основных права ребенка:на выживание, на развитие и на защиту.
В России, переживающей не самые лучшие времена, около 50 млн.семей, из них 30,3 млн. имеют несовершеннолетних детей, которых насчитывается46,1млн[1]. Педагогическийкомпонент социальной защиты детей и молодежи заключается в учете индивидуальныхособенностей и в конкретных условиях социального созревания. Этоосновополагающий принцип современной социально-педагогической парадигмы.
Реализация в науке и практике этого принципа означает, содной стороны, понимание детства как проблемы неравных возможностей и различныхобъективных и субъективных потребностей и, с другой стороны, — направленностьсоциальной защиты на выравнивание возможностей для социального старта при переходеиз детства и подростковой в молодежную социально-демографическую группу.
Учителям, социальным педагогам и педагогам-психологам,необходимо понять, а поняв, строго выстраивать иерархию потребностей детей всоответствии с биологическими, психологическими и социальными характеристикамидетства.
Основная идея – создать в школе модель гуманной по отношению кученику социально-психологической службы, сформировать и апробировать концепциюразвивающего школьного коллектива с позиции социально-педагогической целесообразностии, наконец, придать школе статус открытого по отношению к социумуобразовательных учреждений[2].
Совершенно очевидно, что негативные явления имеют свойствонарастать в арифметической, а в отдельных случаях и в геометрическойпрогрессии, поэтому справиться с этими явлениями педагогам очень трудно.Родительская общественность и отдельные учащиеся младших и старших классов изчисла «помощников социальных педагогов» могут в этом вопросе быть лишьподспорьем, но они никак не могут профессионально решать возникающиесоциально-педагогические проблемы. Таким образом, на помощь может прийти толькоспециально подготовленный социальный педагог, способный профессионально решатьсоциально-педагогические, юридические и иного плана проблемы.
Образование как целенаправленный процесс воспитания иобучения человека в его собственных интересах, а также в интересах общества игосударства требует четких критериев его эффективности и качества. Одним изтаких критериев является степень выраженности развивающего компонента вобразовании. Отсюда следует, что в системе образования должна присутствоватьструктура, основной миссией которой является обеспечение развивающего характераобразования[3].
Миссия социально-психологической службы заключается вобеспечении развивающего характера образования, т.е. созданиипсихолого-педагогических условий в образовательном пространстве, обеспечивающихпсихологическое благополучие участников образовательного процесса, сохранениеих психического и психологического здоровья, предполагающего полноценноепсихическое и личностное развитие на всех возрастных этапах.
Глава 2. Специфика психологическогосопровождения детей на этапе перехода из ДОУ в начальную школу
Специфика деятельности психолога заключается еще и в том, чтовозникает необходимость психолого-педагогического анализа реализациипедагогическим коллективом школы программы непрерывного образования. Результатыанализа учебного процесса в школе дают возможность оценить состояние учебногопроцесса, подвести итоги работы педагогов, оценить эффективность исследовательскойдеятельности коллектива. Это, в свою очередь, позволяет обосновать исформулировать запросы школы, направленные в адрес дошкольного образовательногоучреждения, так как без единого взгляда на проблему преемственности в развитиидетей невозможно осуществление комплексного психологического сопровождения. Понашему мнению, психолого-педагогический анализ итогов работы приобретает особоезначение, так как дает возможность совместно с дошкольным учреждениемразработать цели деятельности единого коллектива (педагогов и воспитателей),основные задачи его направление развития такой сложной системы, какой являетсяфункциональный комплекс «детский сад – школа».
Однако психологическая деятельность не исчерпываетсяаналитической работой. Психологи проводят обширную практическую работу посопровождению на этапе перехода детей из детского сада в начальную школу. Всоответствии с запросом школьных психологов методисты и воспитатели детскихсадов создают свой банк данных, характеризующих психологические особенности детей,зоны их актуального и ближайшего развития, возможные затруднения, которые могутвозникнуть на начальном этапе обучения детей в школе. В дальнейшем, при приемедетей в первые классы, комиссия, в которую обязательно входят воспитателидошкольного учреждения, производит отбор и комплектование классов, опираясь наполные сведения о каждом конкретном ребенке и потенциальных возможностях егоразвития. Это позволяет в необходимых случаях, уже в первые дни пребыванияребенка в школе разрабатывать индивидуальные программы поддержки, реабилитациии коррекции психического развития первоклассников.
В свою очередь школьные психологи, наблюдая за процессомадаптации детей к школе и анализируя результаты регулярных психодиагностическихобследований, направляют получаемую информацию в дошкольные учреждения, наосновании которой методисты и воспитатели вносят соответствующие коррективы всодержание и методику проведения своей работы с дошкольниками.
При подобной форме сотрудничества между школой и дошкольнымидетскими учреждениями осуществляется такое взаимодействие, которое позволяетобеспечивать психологическое сопровождение преемственности развития детей всистеме «детский сад – школа».
Специфика функционирования психологической службы школысостоит еще и в том, что она выполняет большой объемкоррекционно-диагностической и консультационной работы. Кроме того, чтопсихологами выполняется весь объем непосредственной практической работы, ихосновной задачей становится придание этой работе четкой системы. Это отбор,апробация, модификация используемых психодиагностических методик в работе нетолько со школьниками, но и с детьми детского сада. Разработка развивающих икоррекционных программ, направленных на оптимизацию процесса преемственностиразвития детей[4].Составление практических рекомендаций по подготовке детей к обучению в школе иадаптации первоклассников и др. То есть в целом повышение научно-методическогоуровня работы психологической службы.
Психологическая служба в системе образования претерпелаизменения в плане трансформации ее позиции по отношению к образовательномупроцессу. Если прежде психолог занимал реактивную позицию — решал ситуативныезадачи, возникающие в детском саду или в период обучения в школе, то теперь онзанимает активную, опережающую позицию, состоящую в моделировании ивыстраивании образовательной среды на этапе перехода ребенка из детского сада вшколу[5]. Этапозиция психолога ориентирована на ученика как субъекта образовательногопроцесса, на максимальную и достаточно быструю актуализацию потенциала каждогоребенка, на сохранение его психологического и физического здоровья. Превращениеребенка в субъекта образовательного процесса в системепсихолого-педагогического сопровождения требует в качестве необходимойсоставляющей организацию специальной работы по целенаправленному формированиюсложных форм самостоятельности и активности, без чего невозможно достижениезрелости, адаптивности личности, требуемых в современном обществе. Такая работаявляется профилактикой пассивности, инфантильности, которые могут возникнутьпри акценте на чрезмерную опеку, повседневный контроль, приспособление учителяк стилю и уровню деятельности каждого ребенка.
Глава 3. Социально-психологическаяслужба МОУ СОШ № 100 г. Саратова
Социально-психологическаяслужба МОУ СОШ (муниципальное общеобразовательное учреждение средняяобщеобразовательная школа) № 100 с 2006 года работает по программе«Профилактика правонарушений несовершеннолетних», разработанной социальнымипедагогами школы.
Цель деятельности социально-психологической службы: сформировать у учащихся навыки,способствующие успешно реализовать себя в современном социуме.
Задачи:
1. Помочьучащимся разобраться в своих индивидуальных особенностях.
2. Помочьосознать важность бережного отношения к своему здоровью
3.Сформировать культуру поведения в обществе.
4. Сформироватьу учащихся представления об Уголовном кодексе, об административнойответственности.
5. Создатьцелостное представление о личной ответственности человека за антиобщественныедеяния, предусмотренные уголовным правом.
6. Развитьотрицательное отношение к правонарушениям как фактору, подрывающемуматериальное и психологическое благополучие гражданина.
7.Предупредить об опасности, свойственных подростковому возрасту необдуманныхдействий, которые могут привести к совершению преступления.
Программавключает в себя блоки занятий, посвященные культуре общения, бережному,отношению к своему здоровью, эстетическому воспитанию, правовому воспитанию
Первый блок «Общение»проводится в форме тренинга, и даетвозможность уточнить свои индивидуальные особенности, самостоятельно и спомощью группы разобраться в себе, найти свои слабые и сильные стороны;одновременно эта деятельность позволяет повысить самооценку и определить своюжизненную установку и строить планы на будущее.
Второй блок «Здоровье», который также помогает учащимся определить своёотношение к жизни и к самому себе. Здоровье – основа плодотворной творческойжизни, радостного отношения к миру. На этом этапе дети разбираются со своимотношением к здоровью, думают о том, как распорядиться доставшимся от природыбогатством, чем помочь себе. Урок проводится в форме тренинга.
Третий блок «Культура общения».Перцептивная сторона общенияпостроена на формировании в нашем сознании образа другого человека, учитпонимать внутренний мир человека, его действия, его психологическиеособенности, которые так причудливо отражаются в поведении. Навыки культурыповедения помогают учащимся выяснять для себя, какие поступки следует совершатьв самых различных жизненных ситуациях, чтобы мы, окружающие нас люди не теряличувства собственного достоинства, уважали себя и друг друга, испытывали чувстваэмоционального комфорта. Чтобы своим поведением каждый из нас вносил свою лептув демократизацию и гуманизацию нашего общества. Урок проводится в форметренинга.
Четвертый блок «Права и обязанности». В данном блок предполагается сформировать у учащихсяпредставления о содержании и тенденциях развития отечественного уголовногоправа, необходимые гражданину России; создать целостное представление о личнойответственности человека за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовнымправом; развить отрицательное отношение к правонарушениям как фактору,подрывающему материальное и психическое благополучие граждан; предупредить обопасности, свойственных подростковому возрасту необдуманных действий, которыемогут привести к совершению преступления.
Поработав над этими проблемами, учащиеся приступают к осмыслению своегоотношения к правовым нормам, за нарушения которых следует не толькообщественное порицание, но и уголовное наказание «Незнание закона неосвобождает от ответственности», в том числе и несовершеннолетних.
Заключение
Итак, в ходе проведённого исследования нам удалось выяснить,что основные задачи социально-психологической поддержки:
— Создание единой эффективно действующей системы,социально-психолого-педагогической помощи учащимся, их родителям, педагогамобразовательного комплекса.
— Защита прав личности обучающихся, обеспечение ихпсихологической и физической безопасности,
— Психолого-педагогическая поддержка и содействие ребенку впроблемных ситуациях.
— Квалифицированная комплексная диагностика возможностей испособностей ребенка, начиная с раннего возраста согласно специфике учебногокомплекса.
— Реализация программ, преодоление трудностей в обучении,участие специалистов социально-психологических служб в разработкеобразовательных программ и проектов деятельности комплекса, адекватныхвозможностям и особенностям учащегося.
— Участие школы в психологической экспертизе профессиональнойдеятельности педагогов, образовательных программ, учебно-методических пособий ииных средств обучения.
— Формирование личности учащегося, владеющегопсихологическими методами защиты от стрессовых ситуаций, знающего свои права иобязанности и умеющего ими пользоваться.
— Организация профориентационной работы с учащимися и ихродителями.
— Психолого-педагогическое сопровождение профильногообучения; выявление и поддержка интересов и склонностей учащегося старшейшколы.
— Организация работы по профилактике правонарушений средишкольников с девиантным поведением совместно с органами общественного контроля.
На наш взгляд, для успешного выполнения этих задач, в каждомобразовательном учреждении должен быть сформирован комплекснормативно-правового и организационно-методического обеспечения программы реализациисоциально-педагогического сопровождения школьной образовательной программы.
Список литературы
1. Битянова М.Р.Организация психологической работы в школе. М.: Генезис. 2002. 298с.
2. Василькова Ю. В.Лекции по социальной педагогике. В 2 т. М.: 2007.
3. Воронов В.В.Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей.– М.: Школьная пресса, 2000.
4. Воспитательныйпроцесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/ Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: Сфера, 2001.
5. Кащенко В.П.Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей иподростков. М., 1994.
6. Лэндрэт Г.Л.Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.
7. Максимова С.Грамотная психодиагностика – и потребность. И необходимость// Народноеобразование. 2001. № 1.
8. Основыкоммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослымии сверстниками./ Под ред. Л.И.Миницыной и др. СПб., 1993.
9. Селиванов В. С.Педагогика, Смоленск, 2001.
10. Социальнаяпедагогика: Курс лекций / Под общ. Ред. М. А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2003.
11. Шевченко С. Г.Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты:Метод. Пособие для учителей кл. коррекционно-развивающего обучения. М., 2001.
12. Яковлев Д. Е.Дополнительное образование. Словарь – справочник. – М.: АРКТИ, 2002.
13. Ярцев Д. В.Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. 2005.
Приложение 1
Дневник наблюдения. Работа социально-психологической службыМОУ СОШ № 100 г. Саратова по оказанию социально-психологической поддержкиучащимся.
1. ( )
Сегодня я принимала участие в проведении анкетирования. Врамках проведения диагностической работы социальным педагогом родителям былирозданы для заполнения анкеты. На общем родительском собрании социальныйпедагог обратился к родителям с такой просьбой:
«Уважаемые родители! Для наиболее эффективной работысоциально-психологической службы с Вашим ребенком нам необходимо знатьнекоторые особенности его жизни и развития. Это поможет нашим специалистамподобрать для Вашего ребенка адекватные методы обучения и коррекции с учетомего индивидуальных особенностей, а также позволит дать соответствующиерекомендации педагогам.
Пожалуйста, постарайтесь ответить на все вопросы анкетыподробно, ничего не пропуская. Заранее благодарим Вас за ваш труд».
Анкета состоит из двух частей. Первая часть включает в себя 6вопросов о составе семьи, возрасте и профессии родителей, бытовых условияхпроживания, и является мини-социальным паспортом. Вторая часть анкеты болееобширна – она состоит из 32 вопросов, ответы на которые помогут педагогу большеузнать о психологических и физиологических особенностях ребёнка. Наконец, 3часть анкеты состоит из вопросов медицинского характера, например, «Какиесерьезные заболевания есть у Вашего ребенка в настоящее время?» и «Принимает лиребенок в настоящее время лекарства?». В заключение анкетирования, педагогзадаёт родителям вопрос: «На какие особенности Вашего ребенка Вы хотели быобратить особое внимание сотрудников детского сада?»
Мне удалось заметить, что диагностическое направлениеявляется важной частью работы социального педагога. В данном направлениисоциально-психологическая служба ориентируется на: углубленное изучение ребенкана протяжении всего периода обучения в школе, выявление индивидуальныхособенностей, в воспитании и обучении.
Кроме анкетирования диагностическая работа с детьмипроводится в групповой и индивидуальной форме. Специалистысоциально-психологической службы осуществляют: проведение диагностического обследованиес целью определения хода их психологического и соматического развития всоответствии возрастным нормам; изучение особенностей детей и социальнойситуации их развития с целью обеспечения индивидуального подхода в процессеобучения, помощи в профессиональном и личностном самоопределении; проведениесоциально-психологической диагностики общения детей со взрослыми сверстниками,выявление психологических причин нарушений общения.
2. ( )
Сегодня в школе проводилось открытое занятие в младшихклассах совместно с родителями. Руководитель И.П. Пензина
Тема: «Театр и дети».
Цель: познакомить родителей с видами театра, рассказать опедагогических ценностях театра.
Оборудование: краски, картон, клей, ножницы, карандаш, нитки,иголки, ткань (вырезанная заранее).
Ход:
Преподаватель: Добрый вечер, родители. Я рада видеть вас в«Школе молодой семьи». Тема нашего очередного занятия «Театр и дети». Приглашаювас в театральную гостиную. Хочу немного рассказать о театре. Давайте, дорогиеродители, окунемся в мир детства. Хочу с вами поиграть в театральную игру.Сейчас я буду показывать атрибуты для театра, а вы будете называть, какой этовид театра (пальчиковый, варежковый, теневой, настольный). Сейчас в нашутеатральную гостиную приглашаем детей. Для нас дети покажут русскую народнуюсказку «Репка». Приглашаю наших артистов и всех детей занять места вместе смамами и папами. Немного поработать».
Начинается представление, дети вместе с педагогамиразыгрывают сказку «Репка». По окончании спектакля, преподаватель предлагаетродителям вместе с детьми поучаствовать в изготовлении реквизита для школьноготеатра. Родители и дети разделились на 4 команда. Каждая команда по очередивыбирала билеты, на которых было написано, какой вид театра им нужно сделать.После того как команды показали каждый вид театра с помощью реквизита,преподаватель-ведущий благодарит всех за участие и объявляет об окончаниизанятия.
Это занятие показало мне, насколько театральное искусствоблизко и понятно детям. Ведь в основе театра лежит игра. Хорошо, если мамы ипапы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящих театрах спектаклине рассчитаны на самых маленьких, но вот дома показать ребенку небольшойспектакль-игру и даже привлечь к нему самого малыша можно.
В театральной игре ребенок воспроизводит знакомыелитературные сюжеты, и это активизирует его мышление, тренирует память,развивает воображение и ориентацию, совершенствует речь. Выступая передзрителями, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют свое внимание. Всеэти качества благотворно скажутся па учебной деятельности в школе, помогут емупочувствовать себя уверенно среди сверстников. Подобные мероприятияосуществляют развивающее и коррекционное направление социально-психологическойслужбы школы.
3. ( )
На этой недели среди учеников средних классов проводилосьизучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью по методике разработаннойдоцентом А.А. Андреевым. В целях изучения степени удовлетворённости учащихсяшкольной жизнью социальный педагог предложил учащимся прочитать утверждения иоценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
Предлагались следующие утверждения:
1. Я иду утром вшколу с радостью.
2. В школе у меняобычно хорошее настроение.
3. В нашем классехороший классный руководитель.
4. К нашим школьнымучителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
5. У меня естьлюбимый учитель.
6. В классе я могувсегда свободно высказать своё мнение.
7. Я считаю, что внашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
8. У меня естьлюбимые школьные предметы.
9. Я считаю, чтошкола по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
10. На летнихканикулах я скучаю по школе.
Обработка полученных данных проводилась следующим образом: показателемудовлетворённости учащихся школьной жизнью (У) является частное от деленияобщей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если Убольше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворённости, если жеУ больше 2, но меньше 3 или 2, то это соответственно свидетельствует о среднейи низкой степени удовлетворённости учащихся школьной жизнью.
Мне кажется, методика позволяет определить не только степеньудовлетворённости школьной жизнью, но и насколько высоко ученики сами оцениваютпроцесс обучения в школе, какие отношения складываются в коллективе.
Приложение 2
Интервью с социальным педагогом социально-психологическойслужбы МОУ СОШ № 100 г. Саратова Спириной Анной Сергеевной.
— Мы проводим исследование, цель которого выяснить рольсоциально-психологической поддержки в образовательном процессе. Мы бы хотели вэтом интервью обсудить эту проблему с вами, как специалистомсоциально-психологической службы. Но сначала расскажите, пожалуйста, о себе:сколько лет вы работаете в школе, почему выбрали для себя именно эту сферудеятельности?
— Начну с того, что я сама являюсь выпускницей школы, вкоторой теперь работаю педагогом. Я росла в многодетной семье, и школа всегдаоказывала нашей семье, как и другим семьям с трудной жизненной ситуациейвсестороннюю поддержку. Именно это и определило мой выбор профессии. В 1997году я поступила в Саратовский Социально-педагогический колледж на факультетесоциальной педагогики. После окончания колледжа я устроилась на работу социальнымпедагогом в детский сад № 177. Три года назад я перешла работать в роднуюшколу.
— Исходя из вашего опыта, скажите, какие основные отличияработы социального педагога в детском саду и в школе?
— Задачи и цели социально-психологической поддержки детей вшколе и детском саду по сути одни и те же, различаются методы. Дошкольникитолько начинают получать социально-культурный опыт, здесь огромное значениеимеют слаженные действия педагогического коллектива с родителями. Основнымметодом диагностики и коррекции эмоционального состояния детей является игра. Вшколе большое внимание мы уделяем развитию коммуникационных навыков у детей,учим справляться со стрессовыми ситуациями, разрешать конфликты.
— Расскажите историю создания службы, опишите структурувашей социально-психологической службы.
— Социально-психологическаяслужба МОУ СОШ № 100 является необходимым компонентом организационной структурышколы и создана для психолого-педагогического обеспечения деятельности,направленной на сопровождение развития учащихся и учебного процесса в целом вданном образовательном учреждении; оказания консультативной помощи всемучастникам образовательного процесса: администрации, педагогам, учащимся,родителям; проведения диагностики и коррекции развития. Основана в 1993 году.Первые психологи, стоявшие у истоков внедрения психологических концепций впедагогическую практику, Лихачева Елена Александровна и Русак ЕленаВсеволодовна. Непосредственное управление деятельностью службы осуществляется всоответствии с положением, приказами и распоряжениями директорашколы. Осуществляет управление руководитель, который организует всю работуи несет персональную ответственность за ее результаты. В настоящее времядеятельность специалистов психологической службы направлена на создание условийдля целостного психологического развития учащихся школы, а также решение впроцессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения и психическогосамочувствия учащихся.
— Каковыосновные направления работы службы?
— В своейработе мы стараемся использовать максимум доступных средств, чтобы не толькоуспешно решать возникающие проблемы у учащихся, но по возможности предотвращатьпоявление таковых. В этих целях работа службы ведётся по следующимнаправлениям: для диагностики используются психологическое обследование детейдошкольного возраста, диагностика психологической готовности детей к обучению вшколе (1,5,9 кл.), диагностика причин школьной дезадаптации (социальных,индивидуальных и пр.), диагностика детско-родительских отношений,анкетирование; с педагогическим коллективом — проведение психологическогоанкетирования, проведение опросов педагогического коллектива по конкретнымзапросам. Мы проводим консультирования, например, профконсультирование учащихсястарших классов, консультирование родителей по вопросам взаимоотношений сребёнком и вопросам воспитания. Особое внимание уделяетсякоррекционно-развивающей работе: проведение индивидуальных психологическихзанятий по запросам детей, учителей, родителей, проведение развивающих занятийв рамках проектов моделирования, проведение психолого-педагогической программыпо формированию адаптационно-развивающей среды в 5-х классах, проведениепсихолого-педагогической программы адаптации первоклассников к обучению в школе,цикл занятий по активизации процесса жизненного и профессиональногосамоопределения подростков. Немаловажным является и организационно-методическоенаправление работы: проведение семинаров (информационных и обучающих) с целью повышенияпсихологической компетентности педагогов и социальных работников, повышениепсихологической грамотности родителей в общении с детьми, подготовкаметодических материалов.
— О какихрезультатах работы социально-психологической службы вы можете рассказать?
— Мы считаем,что по праву можем гордиться достигнутыми результатами. Во-первых, существенноповысился уровень социально-психологической культуры учащихся и родителей.Во-вторых, мы отмечаем снижение числа учащихся с вредными привычками иувеличение числа учащихся, приобщающихся к здоровому образу жизни.
— Как высчитаете, какие проблемы испытывают на сегодняшний деньсоциально-психологические службы, работающие в сфере образования?
— Кругвопросов, решаемых социально-психологическими службами образовательныхучреждений, остается чрезвычайно широким и постоянно растёт, созданная же всередине 90-х годов система социально-психологических служб города Саратова,претерпела, в рамках перехода на новую систему финансирования, далеко непозитивные изменения. Во-первых, во многих образовательных учреждениях городаснизилось количество ставок специалистов социально-психологической службы (впервую очередь педагогов-психологов и учителей-логопедов), а в некоторых онивообще исчезли из штатного расписания. Во-вторых, на фоне складывающейся сегодняситуации финансирования, существенно меняется качественный состав специалистовслужб: на смену опытным специалистам, покидающим школы в поисках работы с болеедостойной заработной платой, приходят выпускники ВУЗов или студенты-старшекурсники.В-третьих, при всей важности развития социально-психологических служб образовательныхучреждений и обеспечения профессионального роста специалистов этого профиля, основныминосителем профессионально-педагогических ценностей, направленных наформирование физически, социально, психически и духовно здоровой личности,остаются педагоги, классные руководители, чья психолого-педагогическаякомпетентность сегодня, к сожалению, оставляет желать большего.
— И взаключение нашего интервью скажите, как вы считает, что необходимо сделать длярешения указанных вами проблем?
— Намуниципальном уровне необходимо разработать и внедрить в действие муниципальноеПоложение о социально-психологической службе образования, определяющеедостойное, соответствующее требованию времени, место социально-психологическихслужб образовательных учреждений в образовательном пространстве города.Учитывая необходимость защиты интересов ребёнка, обеспечение его эффективнойадаптации в рамках школьного коллектива и социализации в целом, не допускатьпрактику исключения ставок специалистов социально-психологических служб изштатного расписания образовательных учреждений. Уделить внимание развитиюкадрового потенциала и повышению профессионального уровня практических работниковсоциально-психологических служб образовательных учреждений в вопросахформирования школьного коллектива и социально-психологической поддержки семьи ипсихологического сопровождения интеграции детей-инвалидов в образовательноепространство. Руководители образовательных учреждений должны обеспечитьвключение плана работы специалистов социально-психологической службы в общийплан учебно-воспитательной работы образовательного учреждения с учётомактуальных потребностей школы и уровня квалификации специалистовсоциально-психологических служб. Также всячески поддерживать повышениепсихологической компетентности педагогов и классных руководителей и создаватьусловия для повышения профессионального мастерства и эффективности работыспециалистов социально-психологических служб. Наконец, поддерживать инициативысотрудников образовательных учреждений в вопросах формирования школьногоколлектива, профилактики социально-психологических проблем и проблем развитияребёнка в образовательной среде и в социальном становлении.
— Большоеспасибо, что согласились ответить на наши вопросы. Удачи вам в вашей работе.
Интервью с психологом социальной службы школы № 100 г.Саратова Левиной Светланой Викторовной.
— Здравствуйте, мы проводим исследование, посвящённоесоциально-психологической поддержки учащихся. Светлана Викторовна, мы знаем,что вы уже несколько лет работаете психологом в социальной службе школы,скажите, какова структура вашей работы? С кем вы взаимодействуете, решаямногочисленные проблемы школьной молодежи? — Мы поддерживаем контакт с целым рядом городскихучреждений, с Центром семейного воспитания. Центром занятости населения,воскресной православной школой, с наркологическим диспансером, с инспекцией поделам несовершеннолетних и др.
Работа с детьми — это одновременно и работа с их родителями.Мы беседуем с ними, стремимся в отдельных случаях воздействовать на них или жеполучить поддержку в добрых усилиях, предпринимаемых детьми по отношению друг кдругу.
— В настоящее время развивается активный процессрасслоения общества. На одном полюсе оказывается часть людей, которые имеютвысокий достаток в семье (благоустроенная квартира, современная обстановка,дача, машина и т.д.). На другом — значительное число тех, кто принадлежит кмалообеспеченным, неимущим слоям населения. Как сказывается контрастностьсоциального положения родителей на психологии и чертах характера детей, ихвзаимоотношениях в школьном коллективе?
— К сожалению, на этой почве бывают трения между детьми. Так,в одном из классов произошел конфликт между ученицами. По отношению к девушкамиз бедной семьи одноклассницы могли бросать колкие, оскорбительные клички(например, «бомжиха»). Обиды и унижения стали граничить с попыткамивступить в драку, ударить по лицу.
Как воспитать мягкость, тактичность, дружелюбие по отношениюк сверстникам из малообеспеченных семей? Здесь мы обращаемся, наряду с другимисредствами воспитания, к слову христианского вероучения. Педагог воскреснойшколы провел с учениками шесть встреч.
— На современном этапе кризисного состояния экономикимногие виды внешкольного образования и воспитания, отдыха детей свернуты врезультате отсутствия материальных средств. Какую помощь получает школа состороны местных управленческих структур и организаций? Каким образомпедагогический коллектив реализует задачи всестороннего физического инравственного формирования ребенка, развития его интеллектуального потенциала?
— Педагогический коллектив стремится к вовлечению подростковв спортивные кружки. Летний отдых детей мы организуем в школе при помощиместного бюджета. Ребята с большим удовольствием отдыхают в школьном летнемлагере. В отдельных случаях помогают нам и спонсоры. Творческуюсамодеятельность учащихся мы стимулируем при помощи различных конкурсов,кружков. Любовь к творчеству стремимся прививать, во-первых, с учетом интересови способностей детей, во-вторых, с целью развития навыков самостоятельнойтворческой работы, которая в будущем могла бы стать опорой в материальномобеспечении себя и своей семьи.
— Что бы вы хотели в заключение беседы пожелать школьникам иих родителям?
— Ученикам школы я бы пожелала расти сильными, добрыми,волевыми, а их родителям — быть оптимистами, не бояться трудностей, искать инаходить верных друзей среди взрослых и детей для всесторонней поддержки своихдочерей и сыновей.
— Большое спасибо за беседу.