Министерство образования инауки Республики Казахстан
Карагандинскийгосударственный университет
им. Е.А. Букетова
Кафедра: педагогики ипсихологии
Курсовая работа
По дисциплине: МФЭМП
Знакомство с цифрамидошкольников
Выполнила:
ст.гр.ДОВср.11
СивчиковаС.
Проверила:
преподаватель
АлексееваЛ.А.
Караганда – 2008
Введение
Дошкольное детство является важным и благоприятнымпериодом для развития математических представлений. От того, как заложеныэлементарные математические представления в значительной мере зависит весьдальнейший путь математического развития ребенка.
Существуют две важные причины, почему детей следуетучить математике. Первая из них очевидна и менее важна: математическиевычисления — это одна из высших функций человеческого мозга. Только человекобладает способностью к счету. Кроме того, это умение очень пригодится в жизни,поскольку в цивилизованном обществе его приходится использовать практическиежедневно. Мы считаем с детства и до самой старости. Считают школьники и домохозяйки,ученые и бизнесмены.
Вторая причина гораздоважнее. Детей следует учить считать как можно раньше, поскольку это будетспособствовать физическому развитию мозга, а следовательно и того, что мыназываем интеллектом.
Когда мы употребляемслово "цифра", то имеем в виду символы, которые обозначаютколичество — 2 или 5, или 9. Когда же мы используем слово "число",то подразумеваем действительное количество самих объектов, которых может бытьдва, пять или девять:
Именно в этой разнице — между восприятием количествас помощью символов и с понятием о действительном количестве предметов заключенопреимущество детей перед взрослыми.
Формирование понятия натурального числа у детейдошкольного возраста происходит на основе оперирования совокупностями предметов:набором палочек, геометрических фигур (кругов, квадратов, кубов), предметамибыта (два стула), игры (три куклы), питания (две морковки). Еще до школы детиприобретают знания о количестве и количественных отношениях из разных источнике,среди которых особое значение имеют слово и действия взрослых, которым малышиактивно подражают. Ребенка окружают предметы, различающиеся размерами, формой,цветом, количеством. С помощью взрослого малыш учится называть и различать их,пользоваться ими. По мере развития ребенка изменяются его взаимоотношения сокружающим миром, у него формируются новые понятия.
Цель курсовой работы – исследовать существующиеметоды знакомства с цифрами дошкольников.
Объектом исследованияявился процесс формирования математических представлений в детском саду.
Предмет исследования –этапы знакомства с цифрами в группах детского сада «Дошкольник» г.Караганды.
В соответствии с заданнойцелью были сформулированы следующие задачи исследования:
- Изучитьпсихолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- Выявить проблемуознакомления с цифрами дошкольников;
- Формироватьпонятие цифра, через число в процессе счета;
- Рассмотретьметодики ознакомления с цифрами;
- Провестиэксперимент в старшей группе детского сада «Дошкольник»;
- Дать рекомендациик методике ознакомления дошкольников с цифрами;
- Сделать выводы.
Глава1. Проблема ознакомления с цифрами в процессе формирования математическихпредставлений в разных возрастных группах 1.1Формирование понятия цифра, через число в процессе обучения счету
Основным понятиемэлементарной математики в детском саду является понятие числа. Работа поформированию у детей этого понятия ведется на протяжении трех лет (в средней,старшей и подготовительных группах) и далее продолжается в начальных классахшколы.
Научиться считать –значит уметь определять общее количество чего-то. При осуществлении счетнойоперации дети усваивают основные правила счета: числительные называются попорядку; каждое названное числительное соотносится с одним объектом или однойгруппой, последнее числительное соотносится с одним предметом, но являетсяпоказателем общего количества объектов счета. Лерушина А.М. указывала: «Цельсчетной деятельности – найти итоговое число, а средством достижения этой целиявляется название числительных по порядку и соотнесение их к каждому элементумножества. Следовательно, надо продолжать учит детей различать итог счета отпроцесса сосчитывания» [4].
У детей пятого годажизни формируется понимание связей между числами: каждое следующее число большепредыдущего и соответственно предыдущее меньше последующего.
В этот период наиболеесложно овладение итоговым числом (сколько всего?). Иногда дети ошибаются:спешат назвать следующее число, а действия руки отстают от счета, или наоборот– одним числом обозначают сразу два предмета.
В процессе формированиячисловых представлений большое значение приобретает словарная работа.Дошкольники учатся согласовывать числительные с существительными в роде, числеи падеже. Воспитатель обращает внимание на то, что мы по-разному называем числав зависимости от того, что считаем. Например, одна кукла, но один мяч; двематрешки, но два яблока и т.д. Особое внимание следует уделять тому, чтобыдошкольники правильно называли – один, а не заменяли его словом раз.
Для того чтобы детиосознали значение (особенность) последнего числительного в процессе счета,воспитатель учит их, заканчивая счет, делать обводящее движение рукой: «Всегодве елочки, всего три матрешки».
После того какдошкольники овладели счетом предметов в пределах трех, можно предлагать считатьзвуки, движения, сравнивать множества предметов и звуков по количеству.«Поставь столько матрешек, сколько раз я хлопну в ладоши. Сколько ты поставилматрешек?» Такие упражнения способствуют образованию межанализаторных связей иуглубляют знание о числе.
В старшей группе удошкольников развивается понимание того, что число включает определенноеколичество единиц. Состав числа из единиц изучается на конкретном материале.Сначала проводится анализ группы предметов по их количеству, признакам, а потомназываются число и единицы числа. Например, перед детьми ставят 4 разноцветныхкуба. Им необходимо ответить на вопросы «Сколько всего кубов? Какого оницвета?» Или: «Сколько красных, синих, зеленых и желтых кубов?» (4). Значит, 4 –это 1, 1, 1 и 1.
В подготовительной кшколе группе у детей развивается понятие того, что числа образуются не только спомощью прибавления или вычитания единицы. Число можно получить из двух меньшихчисел, его можно разложить на 2 меньших числа. Состав числа из двух меньшихизучается в пределах 10.
Когда дошкольник хорошо познакомится с понятиемколичества, можно вводить запись цифрами. Глядя на пустой стол, спросите уребенка, сколько на нем находится игровых фигур. Ребенок ответит, что ни одной.Объясните, что когда «нет ничего» (ни одной фигуры), то этоназывается словом «ноль», а для краткости и удобства его обозначаютвот таким знаком — и кладете на стол карточку с цифрой «0» (напишитецифры на небольших листках бумаги; можно использовать цифры от магнитногонабора). Затем уберите карточку, а на стол положите одну фигуру, напомните, чтоэто «один», а рядом положите цифру один. Добавляйте следующую фигуру(выстаивая в вертикальный ряд) и меняйте цифру. Когда дойдете до десятка,поставьте цифру один над целым десятком, а справа, над пустым местом цифру«0». Прочитаете — «десять» — один десяток (показали) и нольединиц.
Закрепление цифр происходит в различных играх.Дошкольник тренируется в подборе цифр к нужному количеству фигур. И наоборот,подбирает нужное их количество около соответствующей цифры.
Дети легко и с интересом усваивают цифры. Однако нередкоу них возникают трудности в различении цифр, похожих по начертанию: 1 и 4; 2 и5; 6 и 9. Поэтому при изучении цифры 4 нужно, рассмотрев ее начертание,предложить вспомнить, на какую знакомую цифру она похожа, сравнить их поначертанию, выделить общее и то, чем они отличаются. Они сами сравнивают 2 и5; а в старшей группе — 3 и 8; 6 и 9.
Например, при сравнении цифр 2 и 5 детям предлагаютпосчитать сначала одну группу предметов на столе у воспитателя и поднятьсоответствующую цифру, потом посчитать вторую группу и также соотнестиколичество игрушек с определенной цифрой. Начертания этих цифр анализируют исравнивают между собой. Обращают внимание на то, что в цифре 2 неполный кругвверху, а в цифре 5 — он внизу справа; короткая линия слева направо в цифре 2 —внизу, а в цифре 5 — вверху.
Итак, в процессе систематического обучения детейпятого года жизни у них развивается счетная деятельность, формируютсяпредставления о числах и цифрах.
1.2 Методика ознакомления с цифрами
Методику ознакомления с цифрой рассмотрим на примереодного из занятий.
На пятом году жизни дети должны знать цифры.Ознакомление с цифрами начинается со второго квартала и происходит напротяжении учебного года. Дети повторяют, уточняют свои знания о числе и счетев пределах трех. При этом постепенно воспитатель подводит их к пониманиюнеобходимости изображать числа на письме особыми знаками — цифрами. Каждоечисло записывается по-своему. Дети называют разные числа, а воспитательпоказывает им цифры, которыми они записываются.
Напервом занятии воспитатель формирует общие представления о цифрах и подробнееостанавливается на цифре 1 (один).
Цельзанятия. Учить детейсчитать предметы в пределах трех. Ознакомить с цифрой 1. Продолжать формироватьпонятия больше, меньше.
Ходзанятия. Воспитатель кладет на стол три игрушки, предлагает детям посчитать ихи положить на верхнюю полоску карточки такое же количество изображенийпредметов,
«Сколькоигрушек вы положили на верхнюю полоску? Почему? Положите на нижнюю полоскукарточки две игрушки». Дети выполняют задания. «Сколько игрушек вы положилина нижнюю полоску? Покажите на пальцах, на сколько игрушек тут меньше, чем наверхней полоске. Что нужно сделать, чтобы игрушек на верхней и нижней полоскахстало поровну?» Аналогичные задачи повторяют три-четыре раза с другимиигрушками.
Воспитателькладет на стол одну игрушку. «Сколько игрушек на столе? Правильно, одна. Чтобынаписать, сколько тут игрушек, пишут цифру 1. Вот она» (показывает). — Детиразглядывают карточку с изображением цифры 1, анализируют ее начертание. —«Цифра 1 состоит из двух прямых палочек. Одна палочка длиннее, другая —короче. Эти палочки соединяются углом вверху. Обратите внимание, с какой стороныпишут короткую палочку. Правильно, слева».
Воспитательпредлагает достать из конверта карточку с цифрой 1. Дети указательным пальцемправой руки обводят цифру, изображенную на картинке. При этом педагог следит занаправлением движения руки ребенка.
«Давайтецифру 1 выложим из полосок бумаги. У вас на столе есть полоски разной длины.Выложите цифру 1. Обведите ее пальцем, как будто вы пишете эту цифру. Напишитеее в воздухе».
Вовремя показа начертания цифры в воздухе воспитатель использует зеркальный показили становится вполоборота к детям и показывает правой рукой. Потом онпредлагает рядом с цифрой выложить столько игрушек, сколько обозначено этойцифрой. «Почему вы положили только одну игрушку?»
Воспитательпредлагает заштриховать контурное изображение цифры 1 на листе бумаги (ширинацифры равна приблизительно 0,5 см). Дети выполняют задания, а воспитательпомогает им. В этой работе используются различные приемы обучения. В концезанятия делается вывод: для записи числа используются знаки—цифры.
Такзнакомят с каждой отдельной цифрой, соотнося ее с числом через действия спредметными множествами. Для этого воспитатель демонстрирует цифру, предлагаярассмотреть ее начертание, дети создают соответствующее множество, откладываяопределенное количество предметов, обводят указательным пальцем правой руки поконтуру цифры, усваивая ее начертание. Для закрепления приобретенных знанийиспользуются разные дидактические игры типа «Поручение», «Магазин», а такжеупражнения: обозначить число, которое больше (меньше) на один, чем…(следует показать цифру), и др.
Приознакомлении с цифрами широко используются специальные карточки. Карточка поделенана две неравные части: левая — меньшая, правая — большая. Внизу карточки повсей ее длине приклеена полоска бумаги так, чтобы получился кармашек. В левуючасть вкладывается карточка с цифрой, а в правую — чистый лист бумаги, накотором ребенок должен нарисовать столько предметов, сколько показывает цифра.
Вдетском саду не обучают писать цифры на бумаге. Но очень важно, чтобыдошкольники усвоили правильное направление движения руки при написании разныхчисел. Эффективным для этого является обведение контура цифры:
Детиуказательным пальцем обводят цифру, сохраняя направление движения, тренируютсяв написании цифр в воздухе, выкладывают ее из счетных палочек, лепят изпластилина. Во время прогулки можно предложить детям написать цифру палочкой напеске, на земле, на снегу, выложить ее из природного материала и т.п.
Методика ознакомления сцифрами, предложенная Даниловой Еленой, воспитателем со стажем детского сада«Дошкольник» г.Караганды.
Необходимо придерживатьсяпринципа: одно занятие — одна цифра.
Цифры рисуем на плотнойбумаге, цветные. Карточка с цифрой размером в пол-листа школьной тетради.
Показывая, называем:«один». Берем куклу: «одна кукла». «воспитатель один» и т. д.
«Пошла Красная Шапочка кбабушке. И сколько их было, Красных Шапочек? Очень много! Да?».
Дети смеются. Ему веселопредставлять, что много Красных Шапочек пошли ко многим Бабушкам. Но все-такиговорят, что она была одна.
Затем вы спрашиваете:сколько у детей голов, ртов, носов? И он вам отвечают: один.
Затем вы вывешиваете цифру«1» на стенку: пусть она остается в поле зрения ребенка. И изредка спрашиваете:«Где у нас цифра «1»?».
Следующее занятиеначинается с повторения. После этого берете карточку с цифрой в руку и двигаетеее по столу так, как будто она идет к ребенку. Спрашиваете детским (писклявым)голосом: «Здравствуй, Катя! Знаешь, как меня зовут? Я пришла в гости. И привеласвою подружку (или сестру). Вот она». Показываете новую карточку с цифрой «2».Говорите своим голосом. «Два».
Затем ребенку показываемруки: «Две руки. Одна (левая) и еще одна (правая). Один и один. Получается два.А сколько у Кати ног? Две. Одна и еще одна. Две. А сколько глаз?» и т. д.
То же самое — с ложками,игрушками, тарелками: «Кате одну тарелку и маме одну тарелку. Сколько тарелокпа столе?». И дальше играете в том же духе.
Цифру «2» на карточкевывешиваете рядом с цифрой «1» после занятия.
И дальше таким жеобразом, пока не изучены все цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.
Когда уже изученонесколько цифр, берем любую цифру и спрашиваем: «Какая это цифра?», и вобратную: разложите все изученные уже цифры в ряд и спрашивайте у ребенка: «Гдецифра «5»?».
Потом рассказываемдошкольнику о понятиях «больше» и «меньше», чтобы он мог сравнивать цифры повеличине.
Состав любой цифры.Например: 3 — это 2 и 1 и т. д.
Позже, когда дошкольникхорошо это усвоит, нужно перейти к понятию числа и его состава от 10 до 20.
Глава2 Анализ результативности работы по ознакомлению дошкольников с цифрами 2.1Экспериментальная работа по выявлению представлений
Работа по выявлению эффективности применения методовознакомления дошкольников с цифрами проводилась в старшей группе детского сада«Дошкольник» г.Караганды. В ней принимали участие 20 детей.
В группе использовали традиционные занятия,развивающее обучение, игровые, исследовательские программы.
В ходе эксперимента проходили следующие срезызнаний:
- констатирующий,
- контрольный.
Во время эксперимента перед воспитателем былипоставлены следующие задачи:
1. Развитие познавательных способностей;
2. Воспитание сенсорных качеств у дошкольников(память, внимание, мышление, воображение);
3. Выявить уровень сформированности знаний о цифраху дошкольников;
4. Провести занятия, которые устранят у дошкольниковпробелы в знаниях.
5. Провести контрольный срез.
Для выявления эффективности исследования былииспользованы следующие критерии и показатели:
1. Понимание необходимости изображать числа написьме цифрами;
2.Умение соотносить каждую цифру с числом черездействие с предметными множествами;
3. Правильное направление движения руки принаписании цифр.
Данные констатирующего среза были занесены втаблицу.№ п/п Фамилия, Имя дошкольника 1 критерий 2 критерий 3 критерий Средний балл 1 Платонова Саша Н С С С 2 Гилек Юля Н В Н С 3 Трикилова Юля С Н В С 4 Мустафина Райхан С С С С 5 Садыканова Асель Н С Н Н 6 Макажанов Азат С Н В С 7 Азизов Камиль Н В В С 8 Ахмеров Марат С С С С 9 Ридель Вова Н Н Н Н 10 Рагульский Юра С Н Н Н 11 Устинова Таня В С В В 12 Аханова Зауре С В С С 13 Крауберг Коля Н С С С 14 Воеводина Наташа С Н С С 15 Барканов Дима В Н Н С 16 Баймульдин Коля С С Н С 17 Садвокасов Кайрат Н С С С 18 Фаряхудинов Федя В С Н С 19 Панько Вова С С Н С 20 Норбеков Жанат Н С С С
В результате первого среза были выявлены следующиеданныеУровни Констатирующий срез дошкольники % Высокий 1 5 Средний 16 80 Низкий 3 15
Проанализировав полученные данные, было решенопровести формирующий эксперимент, для улучшения уровня математических знаний удошкольников старшей группы. Цель которого была выявить успешность знакомства сцифрами, умение их писать, соотнесение цифры и числа.
После проведения формирующего эксперимента былпроведен контрольный срез знаний у дошкольников старшей группы.
Данные контрольного среза были занесены в таблицу.№ п/п Фамилия, Имя дошкольника 1 критерий 2 критерий 3 критерий Средний балл 1 Платонова Саша С С С С 2 Гилек Юля С В С С 3 Трикилова Юля С С В С 4 Мустафина Райхан В С С С 5 Садыканова Асель С С Н С 6 Макажанов Азат С В В В 7 Азизов Камиль Н В В С 8 Ахмеров Марат С С С С 9 Ридель Вова С Н В С 10 Рагульский Юра С С Н С 11 Устинова Таня В С В В 12 Аханова Зауре В В С В 13 Крауберг Коля Н С С С 14 Воеводина Наташа В В С В 15 Барканов Дима В С Н С 16 Баймульдин Коля С С В С 17 Садвокасов Кайрат В С С С 18 Фаряхудинов Федя В В Н С 19 Панько Вова С С В С 20 Норбеков Жанат Н С С С
В результате контрольного среза были выявленыследующие данныеУровни Констатирующий срез дошкольники % Высокий 4 20 Средний 16 80 Низкий
Диаграмма, показывающая срезы знаний у старшейгруппы детского сада «Дошкольник» г.Караганды.
/>
Из диаграммы видно, что в ходе исследования быловыявлено:
— по контрольному срезу количество детей с высокимпоказателем увеличилось на 3 человека, с показателем среднего не изменилось, засчет снижения количества детей с низким уровнем, с низким уровнем уменьшилосьна 1 ребенка.
Из диаграммы видно, что все дошкольники былиохвачены процессом ознакомления с цифрами, что отразилось на общем развитииматематических представлений у дошкольников.2.2 Рекомендации к методике ознакомления дошкольников сцифрами
Когда мы употребляемслово "цифра", то имеем в виду символы, которые обозначаютколичество — 2 или 5, или 9. Когда же мы используем слово "число",то подразумеваем действительное количество самих объектов, которых может бытьдва, пять или девять:
Именно в этой разнице — между восприятием количествас помощью символов и с понятием о действительном количестве предметов заключенопреимущество детей перед взрослыми.
Формирование понятия натурального числа у детейдошкольного возраста происходит на основе оперирования совокупностямипредметов: набором палочек, геометрических фигур (кругов, квадратов, кубов),предметами быта (два стула), игры (три куклы), питания (две морковки). Еще дошколы дети приобретают знания о количестве и количественных отношениях изразных источнике, среди которых особое значение имеют слово и действиявзрослых, которым малыши активно подражают. Ребенка окружают предметы,различающиеся размерами, формой, цветом, количеством. С помощью взрослого малышучится называть и различать их, пользоваться ими. По мере развития ребенкаизменяются его взаимоотношения с окружающим миром, у него формируются новыепонятия.
Закрепление цифр происходит в различных играх.Дошкольник тренируется в подборе цифр к нужному количеству фигур. И наоборот,подбирает нужное их количество около соответствующей цифры.
Дети легко и с интересом усваивают цифры. Однако нередкоу них возникают трудности в различении цифр, похожих по начертанию: 1 и 4; 2 и5; 6 и 9. Поэтому при изучении цифры 4 нужно, рассмотрев ее начертание,предложить вспомнить, на какую знакомую цифру она похожа, сравнить их поначертанию, выделить общее и то, чем они отличаются. Они сами сравнивают 2 и5; а в старшей группе — 3 и 8; 6 и 9.
Вдетском саду не обучают писать цифры на бумаге. Но очень важно, чтобыдошкольники усвоили правильное направление движения руки при написании разныхчисел. Эффективным для этого является обведение контура цифры:
Заключение
В раннем детстве происходит первое элементарное познаниеколичества, являющееся необходимой ступенькой познания действительности. Спервых дней жизни ребенок попадает в мир предметов, явлений, воспринимаетразнообразные количества не только предметов, но и звуков, движений. У малышаформируются хаотические, неупорядоченные представления о количестве. Взрослыепомогают систематизировать эти впечатления, учат детей различным действиям сотдельными предметами и с группами предметов, обогащают их речь специфическимисловами, относящимися к нечисловой характеристике количеств и количественныхотношений, учитывая особенности восприятия совокупностей.
При правильном обучениидетей подводят к пониманию сущности итогового числа. Они начинают отличать итогсчета от процесса счета и постепенно усваивают, что одним и тем же числомименуются равночисленные группы, а там, где совокупности неравные, называютсяразные числа.
Четырехлетние детиовладевают счетом в пределах пяти, а более старшие – десяти. В основном дети ушести годам овладевают счетом до десяти, усваивают значение итогового числа,но у них сохраняется особенность допускать ошибки при определении количества,когда наглядные признаки (например, изменение расположения на столе, размеровпредмета) препятствуют его правильному определению.
Вот почему очень важно начинать подготовительнуюработу уже в младшем возрасте. Детей следует упражнять в сравнении групппредметов разной формы, цвета, размеров, по-разному расположенных.
К шести годам дети начинают понимать: каждое последующеечисло больше предыдущего на единицу, каждое предыдущее меньше последующего наединицу. Дошкольники, усвоившие счет дискретных совокупностей, овладеваютумением считать и группы предметов (1, 2, 3 пары).
В процессе развития счетной деятельности у детей постепенноформируется способность абстрактно понимать числа, происходит подготовка квычислительной деятельности. В дальнейшем дошкольников знакомят с арифметическимидействиями сложения и вычитания.
Умственное воспитание ребенка связано с его чувственнымопытом, с развитием сенсорных процессов ощущения, восприятия, представления.
Чтобы восприятие было более полным, в нем должноучаствовать одновременно несколько анализаторов, т. е. ребенок должен не тольковидеть и слышать, но и действовать с предметами — ощупывать, производитьразличные движения. При формировании представлений о количестве особоезначение следует придавать самостоятельным действиям ребенка, главное вниманиеобращать на развитие его сенсорики через организацию определенных предметныхдействий. Необходимо учить детей действовать с предметами: переставлять ихвлево, вправо, собирать вместе, отбирать по размеру, цвету, форме. Эти действияспособствуют накоплению сенсорного опыта о количествах различных предметов.
Организуя обучение детей, следует:
приучать дошкольников наблюдать за действиями взрослыхс предметами, слушать, как словами характеризуются эти действия;
учить их действовать и сопровождать действиясловами;
побуждать детей повторять за взрослыми сказанное освойствах, качествах предметов.
Необходимый уровеньзнаний детей шестого года жизни:
Знать о числе и цифрах первого десятка. Понимать иуметь объяснять разницу между количественным и порядковым счетом. Отсчитыватьопределенное количество предметов по образцу. Понимать, что количество независит от размеров предметов и расстояния между ними. Знать количественныйсостав чисел 2 и 3 из единиц.Считать на ощупь и вслух в пределах пяти.
Списоклитературы
1. Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях,М.: Просвещение 1987
2. Ерофеева Т.И. и другие.Математика дня дошкольников. М.: Просвещение 1992г.
3. Звонкин А. Малыш иматематика, непохожая на математику. Знание и сила, 1985г.
4. Лерушина Л. М. Формирование элементарных математических представлений удетей дошкольного возраста, М.: Наука и жизнь. 1974. стр.194.
5. Логинова В.И. Формированиеумения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствованиепроцесса формирования элементарных математических представлений в детском саду.- Л.: 1990г.
6. Метлина Л. С. Математика в детском саду, М.: Просвещение 1984.
7. Носова Е.А.Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте.Совершенствование процесса формирования элементарных математическихпредставлений в детском саду. — Л.,1990г. стр.24-37.
8. Рихтерман Т.Д.Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. — М.:Просвещение 1982г.
9. Смоленцева А.А.Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием .- М.: Новиздат,1996г. стр.
10. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представленийдошкольников, — М.: Просвещение 1980г.
Приложение1
дошкольник математический представление цифра
Конспекты занятий, дляознакомления дошкольников старшей группы с цифрами
Занятие 1
Программноесодержание:закрепить представление детей об образовании чисел 4 и 5 и упражнять в счетепредметов в пределах 5; показать образование чисел 5 и 6 и как вести счет впределах 6; закрепить приемы счета; учить детей различать и называть цифры до6;
упражнятьдетей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, вверху,внизу, далеко, близко.
Материал: игрушки, у каждого ребенка по 6 карточек,на которых нарисовано от 1 до 6 предметов, конверт с цифрами в пределах 6.
Ход занятия. I часть. Дети сидят за столами.Воспитатель привлекает внимание детей к счетной доске, где на верхней полке вряд расставлено 4 матрешки, на второй 5 елочек, и предлагает детям сосчитатьпредметы на первой и второй полках.
Ребятаустанавливают неравенство предметов (где больше, где меньше), обозначаютколичество игрушек цифрами 4 и 5. Затем воспитатель добавляет 1 матрешку наверхнюю полку. Сравнивая теперь эти две группы предметов (матрешки и елочки),ребята убеждаются, что их поровну, одинаковое количество, сколько матрешек,сколько елочек, по пять. Воспитатель предлагает детям пересчитать игрушки наверхней и нижней полосках, назвать количество, обозначив итог числа цифрой 5.Потом воспитатель добавляет 1 матрешку и спрашивает: «Сколько теперь стало матрешек?»Считает сам, выделяя интонацией словошесть и задает вопросы: «Сколькостало матрешек? Как получилось 6 матрешек? Сколько было? Сколько добавили?Сколько стало? Каких игрушек получилось больше? Каких меньше?» Воспитательобращает внимание на то, что образовалось новое число шесть, оно больше пяти;число шесть получилось, когда к числу пять добавили число один. Педагогпредлагает число шесть обозначить цифрой шесть. (Показывает цифру шесть иставит ее на верхнюю полку рядом с матрешками). Затем выясняет, как сделать,чтобы матрешек и елочек стало поровну (по 6). Далее воспитатель добавляет 1елочку и выясняет у детей, сколько их стало, как получилось 6 елочек,спрашивает, какой цифрой надо обозначить 6 елочек.
Физкультминутка
II часть. Дети выполняютсамостоятельную работу. Воспитатель раздает детям карточки (по 6 каждому), накоторых нарисовано от 1 до 6 игрушек и предлагает сосчитать рисунки игрушек накарточке и разложить карточки в ряд по порядку (вверху карточка с одной игрушкой,вторая — с двумя и т. д.). Проверяет правильность выполнения задания, проводитиндивидуальную работу с теми детьми, которые затрудняются в образовании числа6. Затем ставит на полку несколько игрушек. Дети выбирают и показываюткарточку, на которой нарисовано столько же предметов, сколько игрушек наполке, выясняют, какой цифрой можно обозначить количество игрушек на полке.Педагог каждый раз вызывает 2—3 детей, предлагает объяснить, почему ониподняли данную карточку или цифру. Для того чтобы ребята лучше запомнили цифры,воспитатель предлагает обвести их пальцами.
Дидактическая игра «Кудапойдешь, что найдешь».
Занятие 2
Программноесодержание: закрепить правила измерения длины и ширины стола при помощи условноймерки; упражнять в сравнении чисел; закрепить навыки счета и отсчета; закрепитьцифры в пределах 10.
Материал:цветные полоски для измерения величины стола, палочки, разные игрушки, комплектцифр для каждого ребенка, карточки с разным числом предметов.
Ходзанятия. I часть. Дети сидят за столом. Воспитатель предлагает им вспомнитьправила измерения величин предметов при помощи условной мерки. Затем предлагаетизмерить длину и ширину своего стола при помощи мерок (цветные полоски бумагиодинаковой длины). Одни ребята измеряют ширину стола, другие — длину. Детивыполняют задание. После этого воспитатель вызывает 7—8 человек, уточняют длинуи ширину стола, число мерок, которые уложились в длину и ширину.
Физкультминутка
II часть. Воспитатель ставит на стол 7больших кубов и 8 маленьких, затем обращается к детям: «Каких кубов больше?Сколько их? Каких меньше? Сколько их? На сколько 8 больше 7? На сколько 7меньше 8? Как доказать, что 8 больше 7 на 1, а 7 меньше 8 на 1?». Вызываетребенка и предлагает ему маленькие кубики поставить на большие, просит рассказать,какое из чисел больше, меньше, почему так получилось? Уточняет ответ детей:«Правильно, маленьких кубов 8, больших — 7, 1 маленький куб остался без пары, абольших кубов 7, одного не хватило, значит 8 больше 7 на 1, а 7 меньше 8 на 1.Какими цифрами можно обозначить число 7 и 8, покажите их, сравните их, какоечисло больше, какое меньше, на сколько больше и меньше?». Аналогичнорассматривается способ получения и сравнения чисел 8 и 9, 9 и 10.
III часть.Дидактическая игра «Назови соседей».
IV часть. Игра «Неделька». Воспитательвызывает 7 детей к столу и раздает по одной цифре. Раздавая цифры, называетдень недели, соотнося с цифрой. Затем дает задание ребятам построиться, начинаяс первого дня недели (с третьего, с пятого). Ребенок с названной цифройстановится первым, а за ним выстраиваются остальные дети и называют по порядкудни недели. Игра повторяется 3—4 раза.
Занятие 3
Программноесодержание: закрепить у детей измерение длины предмета путем последовательногонакладывания нескольких равных мерок; упражнять в составлении множества изразных предметов по указанному числу; закрепить количественный состав числа изединиц в пределах 5 и порядrовыйсчет в игре.
Материал:у каждого ребенка по 5 полосок (размером от 3 до 15 см), прямоугольные меркидлиной 3 см, разнообразный счетный материал. Карточки с наклеенными нитками(разными по длине).
Ходзанятия. I часть. Дети сидят за столами. Воспитатель предлагает им разложитьполоски в ряд сверху вниз от самой короткой до самой длинной. Выполнивзадание, 4—5 детей дают устное описание, в каком порядке они разложили полоски.В ходе занятия педагог задает ребятам вопросы: «Равны ли между собойполоски?», «Почему полоски равны между собой?» и т. д. Затем предлагает детямизмерить каждую полоску.
— Мерками вам будут служить маленькиепрямоугольники, — говорит он. — На каждую полоску положите столько мерок,сколько поместится, раскладывайте их слева направо, точно друг под другом,вплотную (показывает).
Послетого как дети разложат мерки, воспитатель задает вопросы:
— Чему равна длина первой (второй и т.д.)полоски?
— Какая полоска самая короткая ипочему?
— Какая полоска длиннее, короче?
— На которой полоске поместилосьбольшемерок?
— Ровная ли у вас получилась лесенка?Как вы это докажете?
Для ответа вызывает 4—5 детей. В заключение воспитательобобщает ответы детей и говорит:
— Каждая полоска на 1 мерку длиннееполоски, которая идет за ней. Все ступеньки у наших лесенок равные. Поэтомулесенка ровная. Давайте это проверим.
Ещераз проверяют равенство ступенек лесенки.
Физкультминутка
II часть. Дети сидят за столами.Воспитатель говорит о том, что сегодня ребята будут составлять названные имчисла из разных игрушек. Ставит на стол матрешку, рыбку и пирамидку.Предлагает детям считать игрушки, обращает внимание на то, что они разные. Однада еще одна, и еще одна. Всего три игрушки. Затем ребята выполняют задание:ставят столько игрушек, сколько поставил ведущий. Задание проверяется(опрашивается 4—5 детей).
Далее педагог предлагает детям задания — составитьчисла 4 и 5. После выполнения каждого задания воспитатель опрашивает 3—4ребят, проводит с ними индивидуальную работу по закреплению составлениямножества и количественного состава числа из единиц.
III часть. Дидактическая игра «Угадай, вкаком порядке». Каждому ребенку вручили по 2 карточки из картона. К карточкамприкреплены нитки разной длины. На одной из карточек они постепенноувеличиваются по длине. Детям предлагают рассмотреть, ощупать нитки и сказать,в каком порядке они прикреплены к каждой из карточек, если считать слеванаправо. Ребята называют по порядку, какой длины нитки прикреплены к карточкам;
говорят,на котором месте самая длинная, короткая нитка. Игра повторяется 3—4 раза.
IV часть. Дидактическая игра «Живоеслово».
Занятие4
Программноесодержание: закрепить у детей название плоскостных и объемных геометрическихфигур, умение выкладывать разные геометрические фигуры из палочек (квадрат,треугольник, прямоугольник, четырехугольник), видеть геометрическую форму впредметах (количественный счет в пределах 10, цифры в пределах 10); упражнятьдетей в анализе и обследовании геометрических фигур осязательно-двигательнымизмерительным путем.
Материал:счетные палочки длиной 5 см (15—20 штук на каждого ребенка), конверт с цифрами,карточки, на которых нарисованы разные геометрические фигуры и похожие на нихпредметы.
Ходзанятия. I часть. Воспитатель предлагает детям вспомнить и назвать известные имгеометрические фигуры. Затем говорит: «Сегодня будем составлять разные фигурына столе из палочек, рассказывать о них». Дает задание: «Составьте квадрат итреугольник маленького размера». Дети самостоятельно выполняют задание, затемвоспитатель проверяет, как дети справились с заданием, задает вопросы:«Сколько палочек надо, чтобы составить квадрат? треугольник? Почему столько?Покажи стороны, углы их; равны ли они между собой?» Вызывает 4—5 детей. Послеэтого дает второе задание: «Составьте маленький и большой квадраты». Вопросыдля анализа: «Из скольких палочек составлена каждая сторона большого квадрата?Весь квадрат? Почему левая, правая, верхняя, нижняя стороны квадрата составленыиз одного количества палочек?» Проверяет задание у 4—5 детей.
Следующеезадание: составить прямоугольник (верхняя и нижняя стороны, которого равны 3палочкам, а левая и правая — 2). Анализ выполнения задания проводитсяаналогично. Затем предлагается составить любой четырехугольник и доказатьправильность его названия. При анализе фигур обязательно учить детей сравниватьих и рассказывать, чем они отличаются, чем похожи, учить доказывать, чтофигура составлена правильно, здесь же закреплять счет в пределах 10.
Физкультминутка
II часть. Дидактическая игра «Чтоизменилось». Игра проводится с плоскостными и объемными фигурами. Дети сооружаютна столе какую-нибудь постройку из объемных геометрических фигур или узор изплоскостных. Один из играющих отходит от стола, а в это время производяткакие-либо изменения. По сигналу ребенок возвращается. Он должен определить,что изменилось: назвать точно геометрические фигуры, число их и расположение.
III часть. Дидактическая игра «Назовисоседей». Воспитатель предлагает детям достать цифры и разложить их по порядкудо 10. Показывает одну цифру и предлагает найти ее «соседей» справа и слева.Проверяет, как дети выполнили задание, спрашивает 3—4 детей после каждогозадания.
Играповторяется 4—5 раз.
IV часть. На столе много карточек,на которых нарисованы разные геометрические фигуры и похожие на нихпредметы. Воспитатель дает детям задание (каждому ряду разное): подобратькруги, квадраты, прямоугольники и похожие на них предметы разной величины ицвета. После того как дети выполнили задание, вызывает 5—6 детей и уточняет ходработы, проверяет, правильно ли выполнено задание.
Приложение 2
Тестовое задание дляэксперимента
Сосчитай, из скольких палочексделана фигурка
Цель:закрепление знания цифр и умения считать до 10.
Содержание. Для счета дается определенное время (до10 с). Детям показывают карточки или таблицу, на которой постепенно открываетсяодна фигура за другой.
Ребенок должен быстропосчитать палочки и назвать их числами, показать соответствующую цифру.