Реферат по предмету "Педагогика"


Знания, навыки и умения в процессе обучения

Оглавление
Введение
Глава 1. Знания, навыки и умения в процессе обучения
Глава 2. Функционирование триады «знания-умения-навыки» всовременной дидактике
Глава 3. Практические аспекты усвоения знаний и умений
Заключение
Список использованной литературы
Введение
 
Актуальность. Как известно, переход из состояниянеобученности в состояние определенной обученности осуществляется черезовладение определенной суммой знаний, умений и навыков, и каждый дидактическийпроцесс обладает вполне определенными принципиальными возможностями по качествуих формирования у обучающихся за заданное время.
До 80-х гг. ХХ столетиятрадиционно считалось, что содержание подготовки специалиста сводится только кэтим компонентам. Позже были выделены еще два – опыт творческой деятельности иопыт эмоционально-ценностного отношения к действительности.
Формирование общеучебныхумений и навыков – один из приоритетов современного образования,предопределяющий успешность всего последующего обучения.
В новых образовательныхстандартах начального общего образования формированию общеучебных умений инавыков, а также различным способам деятельности уделено особое внимание: онивыделены в отдельный блок как на уровне минимума содержания, так и на уровнетребований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Вопросами общеучебныхумений и навыков в педагогической науке и образовательной практике занимаютсяне одно десятилетие, однако, до сих пор главный недостаток современногообразования, в том числе и начального, связывают с неумением школьниковучиться.
Учителя начальной школыпока с трудом переходят к ориентации на новые цели начального обучения,сформулированные в ходе модернизации структуры и содержания образования:научить младших школьников учиться, формировать у них учебную деятельность.По-прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями и навыками.
Эффективность обучениязаметно возрастет, если школьник начнет осмысленно работать над своимразвитием, начнет стремиться самостоятельно находить и устранять свои ошибки –при письме, в речи, в организации собственной деятельности. Для этого емунеобходимо научиться исследовать, анализировать собственную деятельность напредмет выявления своих ошибок, чтобы их в дальнейшем не делать, и своихдостижений, чтобы их зафиксировать и воспроизводить. Т. е. эффективностьобучения напрямую зависит от формирования и развития общеучебных умений инавыков.
Цель исследования – рассмотреть проблему формированияв процессе обучения механизма усвоения знаний и умений.
Задачи исследования:
1.  Рассмотреть особенностизнаний, навыков и умений в процессе обучения.
2.  Проанализировать функционированиетриады «знания-умения-навыки» в современной дидактике.
3.  Определить практическиеаспекты усвоения знаний и умений.
Объект исследования – основополагающие характеристики знанийи умений в процессе обучения. Предмет исследования — определениеособенностей формирования в процессе обучения механизма усвоения знаний иумений.
Гипотеза исследования: мы исходили из того, что усвоениезнаний и умений – процесс сложный, включающий в себя овладение совокупностью разнообразныхопераций и действий.
1. Знания, навыки иумения в процессе обучения
Под знаниями в обучениипонимают основные закономерности предметной области, позволяющие человекурешать конкретные производственные, научные и другие задачи, т.е. факты,понятия, суждения, образы, взаимосвязи, оценки, правила, алгоритмы, эвристики,а также стратегии принятия решений в этой области[1].
Знания  — это элементыинформации, связанные между собой и с внешним миром.
Свойства знаний:структурируемостъ, интерпретируемость, связность, активность.
Структурируемость —наличие связей, характеризующих степень осмысления и выявленность основныхзакономерностей и принципов, действующих в данной предметной области.
Интерпретируемость знаний(интерпретировать — значит истолковывать, объяснять) обусловливаетсясодержанием, или семантикой, знаний исо способами их использования.
Связность знаний —наличие ситуативных отношений между элементами знаний. Эти элементы могут бытьсвязаны между собой в отдельные блоки, например, тематически, семантически,функционально[2].
Активность знаний —способность порождать новые знания и обусловливается побуждением человека бытьпознавательно активным.
Наряду со знаниямисуществует понятие данные. Хотя четкую грань между данными и знаниями можно провестине всегда, тем не менее, между ними есть принципиальные отличия.
Данные — это элементзнаний, т.е. изолированные факты, отношения которых с внешним миром и междусобой в них самих не фиксированы.
Различают знаниядекларативные — утверждения об объектах предметной области, их свойствах иотношениях между ними и процедурные — описывают правила преобразования объектовпредметной области. Это могут быть рецепты, алгоритмы, методики, инструкции,стратегии принятия решений. Различие между ними состоит в том, чтодекларативные знания — это правила связи, а процедурные знания — это правилапреобразования.
Знания:
·          хранятся(запоминаются);
·          воспроизводятся;
·          проверяются;
·          обновляются, втом числе переструктурируются;
·          преобразуются;
·          интерпретируются.
Умения
Под умением понимаютосвоенный человеком способ выполнения действия, обеспеченный некоторойсовокупностью знаний. Умение выражается в способности осознанно применитьзнания на практике.
Навыки — этоавтоматизированные компоненты сознательного действия человека, которыевырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательноавтоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способего выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид врезультате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, неделая ее выполнение своей сознательной целью.
Прочность усвоения знаний— одна из целей обучения. Результатом прочного усвоения является образованиеустойчивых структур знаний, отражающих объективную реальность, когда учащиесяумеют актуализировать и использовать полученные знания. Однако на практике этацель достигается не всегда. Всем известен студенческий девиз – «Сдать (экзамен)и забыть, как страшный сон»[3].
Но если знаниязабываются, то зачем тратить время (и деньги) на их усвоение?
Целью обучения являютсяпрофессиональные умения и навыки.
Исследования психологовпоказали, что приобретенные навыки остаются навсегда, а умения – на годы, атеоретические (декларативные) знания быстро забываются. Тем не менее, во многихслучаях именно прочность  усвоения знаний является целью промежуточных этаповобучения.
Современное пониманиемеханизмов учебной деятельности, приводящих к прочному усвоению знаний,позволяет сформулировать ряд рекомендаций.
В современном обучениимышление главенствует над памятью. Следует экономить силы учащихся, нерастрачивать их на запоминание малоценных знаний, не допускать перегрузкипамяти в ущерб мышлению.
Препятствуйте закреплениюв памяти неправильно воспринятого или того, что учащийся не понял. Запоминатьучащийся должен сознательно усвоенное, хорошо осмысленное[4].
Материал, требующийзапоминания, должен быть заключен в короткие ряды: то, что мы должны носить всвоей памяти, не должно иметь обширных размеров. Из подлежащих запоминаниюрядов исключайте все, что учащийся сам легко может прибавить.
Помните, что забываниеизученного наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому время ичастота повторений должны быть согласованы с психологическими закономерностямизабывания. Наибольшее количество повторений требуется сразу же послеознакомления учащихся с новым материалом, т. е. в момент максимальной потериинформации, после чего это количество повторений должно постепенно снижаться,но не исчезать полностью. Собственное воспроизведение материала учащимсяцелесообразно не приурочивать к моменту, непосредственно следующему завосприятием материала, а дать ему сначала несколько отлежаться.Экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что наилучшеевоспроизведение имеет по большей части место не непосредственно вслед за первымвосприятием материала, а через некоторое время (2-3 дня) после него.
Интенсифицируянепроизвольное запоминание учащихся, не давайте прямых заданий или указаний:лучше заинтересуйте учащихся, время от времени «подогревайте» возникшийинтерес.
Не приступайте к изучениюнового, предварительно не сформировав двух важнейших качеств: интереса иположительного отношения к нему.
Следите за логикой подачиучебного материала. Знания и убеждения, логически связанные между собой, усваиваютсяпрочнее, чем разрозненные сведения.
Опирайтесь наустановленный наукой факт: важной формой упрочения знаний является ихсамостоятельное повторение учащимися.
Следите за логикойобучения, ибо прочность знаний, логически увязанных между собой, всегда превышаетпрочность усвоения разрозненных, малосвязанных между собой знаний. Предоставьтевозможность учащимся рассматривать материал с разных сторон, под разными угламизрения.
Так как прочностьзапоминания информации, приобретенной в форме логических структур, выше, чемпрочность разрозненных знаний, закреплять следует знания, представленные влогически целостных структурах.
В практике обучения ещёнередко средством прочного усвоения знаний служит многократное повторениеизложенного учебного материала. Однако опора преимущественно на механическоезапоминание, без глубокого осознания внутренних закономерностей и логическойпоследовательности в системе усваиваемых знаний,— одна из причин формализма вобучении. Запоминание и воспроизведение зависят не только от объективных связейматериала, но и от отношения личности к нему (например, заинтересованностьученика в знаниях). Важным условием прочного усвоения знаний являетсяправильная организация повторения и закрепления знаний. Наиболее прочноусваиваются знания, добытые самостоятельно, при выполнении исследовательских,поисковых, творческих заданий.
Повторение— возвращение кранее пройденному учебному материалу; необходимое условие прочного, глубокого исистемного усвоения содержания обучения. Повторение эффективно только в томслучае, когда в содержание обучения заложено развитие идей, понятий, умений;если в его построении соблюдаются преемственность и системность. Закреплениезнаний— деятельность, направленная на прочное усвоение учебного материала.Закрепление условно подразделяется на: воспроизводящее (вторичное осмыслениепройденного), тренировочное, творческое (не только воспроизведение исовершенствование усвоенного, но и раскрытие новых сторон изучаемого).
Подлинное освоение— этоумение оперировать усвоенным материалом в соответствии с различными задачами,которые могут встать при использовании приобретенных знаний в теоретических ипрактических целях. Этой цели служат различные виды практической исамостоятельной работы учащихся. Применение теоретических знаний, правил и т.п.к разнообразному материалу приводит с одной стороны, к выработкесоответствующих умений, навыков, а с другой— и к более глубокому осмысливанию иусвоению применяемых таким образом знаний[5].
Способами проверкипрочности усвоения знаний являются:
Отсроченный контроль.Проводится через какое-то время после завершения обучения по курсу (пол года,год или более) с целью измерения остаточных знаний. В реальном образовательномпроцессе проводится редко, обычно при проведении исследований.
Входной контроль. Однойиз целей входного контроля является проверка остатка знаний по ранее изученномукурсу и необходимых для текущего курса. По результатам выполнения тестовыхзаданий выявляются пробелы в знаниях обучаемых, которые необходимокомпенсировать дообучением. При обучении с участием компьютера частота входногоконтроля может и должна быть существенно выше. Это обеспечит успешное обучениетекущему предмету (теме). 2. Функционирование триады«знания-умения-навыки» в современной дидактике
Очень часто под знаниямипонимается осознанно воспринятая человеком и фиксированная в его памятиинформация об объективной действительности. Однако в такой трактовке знанияявляются продуктом субъект-объектного взаимодействия. Более емкимпредставляется определение Ж. Пиаже, уделявшего много внимания изучению природыкреативности. Он полагал, что знание есть результат структурирования реальности,а не просто ее копия, и что развитие интеллекта есть процесс конструкции,осуществляемой субъектом, который привносит ее во внешнюю реальность, а неизвлекает оттуда. С Ж. Пиаже солидарны современные отечественные педагоги. Поих мнению, научные знания, включающие в себя факты, понятия, законы,закономерности и теории, должны стать достоянием личности, войти в структуру ееопыта.
Следует иметь в виду, чтопонятия «учебная информация» и «знания» суть не одно и тоже. Учебная информация– это определенная знаковая система, которую должен воспринять и усвоитьстудент. Для понимания новой информации обучающийся, как известно, используетуже имеющиеся у него знания. Информация получается реципиентом в результате взаимодействиявосприятия, мышления, кратковременной и долговременной памяти. Знание же,подчеркнем, не есть просто перекодированная на языке мозговых структур информация.Знание является подструктурой личности, включающей не только отражениепредметов объективной действительности, но и действенное отношение к ним,личностный смысл усвоенного. …Чтобы стать теоретически и практически компетентным,студенту необходимо совершить двойной переход: от знака (информации) к мысли, аот мысли – к действию, поступку.
Ж. Пиаже также выдвинулпостулат о том, что знание есть действие.
Очевидно, что знание обобъекте, в конечном счете, определяет действия, которые можно над нимсовершить. Постепенно действия все более интериоризуются, становятся достояниемпсихики обучающегося в форме умений и навыков. Причем доведение действий доуровня сознательных по генезису умений и навыков наиболее эффективноосуществляется при их поэтапной интериоризации на основе непроизвольной памяти.В теории поэтапного формирования умственных действий дается обоснование механизмасознательного формирования умений и навыков, и последний, таким образом,перестает быть «черным ящиком» (метафора П. Я. Гальперина).
Как известно, в основеэтой теории (П. Я. Гальперин, П. И. Зинченко, В. Я. Ляудис, Н. Ф. Талызина)лежит идея о принципиальной общности внутренней и внешней деятельностичеловека, согласно которой умственное развитие, как и усвоение навыковпроисходит путем поэтапного перехода от внешней деятельности во внутреннийумственный план.
Практика показывает, чтостуденты предпочитают не получать готовую информацию, а исследовать областьзнания, выявляя определенные закономерности и «добывая» правила. Такие знания,приобретенные через когнитивное обучение, становятся частью опыта студентов ислужат мощным средством их мотивации[6].
Многие специалисты вобласти когнитивной психологии (Р. Стернберг, Р. Нисбет, К. Холлиак и др.)задавались вопросом о механизмах получения выводного знания. Исследованияпозволяют сделать вывод, что здесь имеет место сочетание стратегий двух типов:«снизу-вверх» (базирующихся на сенсорном опыте) и «сверху-вниз» (основывающихсяна том, что уже известно или предварительно получено в качестве выводного знания).
Планируя процессобучения, необходимо учитывать, что единичные знания приобретают значимостьтолько при включении в систему существующих знаний, и именно эта системаобеспечивает установление новых связей. «Знания должны особым образомупорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическуюсоподчиненность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало быпуть к освоению последующего».
Следует также учитывать,что единицы знаний не равны по значимости, и что хорошо усвоенное генеративноеправило повышает потенциал для последующего учения, обеспечивая достижениевысокого уровня компетенции.
Ряд авторов (Б Г.Ананьев, Л. С. Выготский и др.) рассматривают процесс усвоения профессиональныхзнаний как обеспечивающий своеобразный «иммунитет» к трудностям, когда дажеотрицательный результат поиска только углубляет знание о предмете и означает,что одно направление поиска должно быть заменено другим[7].
Согласно теорииоптимизации системы обучения А. Л. Бердичевского, продуктивность обученияопределяется через уровни усвоения знаний (дидактическая характеристика) иуровни познавательной активности обучающихся (психологическая характеристика).Можно «развернуть» эту концепцию, добавив еще две характеристики –мотивационную и техническую.
Так, усвоение знаний (поА. Л. Бердичевскому) происходит на четырех уровнях: осознанного восприятия,запоминания (воспроизведения), применения знаний по образцу (в знакомойситуации) и в творческом применении знаний (в незнакомой ситуации). Четыреуровня усвоения (знакомство, репродукция, полноценное знание, трансформации) характеризуютдостигнутые результаты, четыре уровня познавательной активности (информационный,репродуктивный, проблемный, эвристически-исследовательский) – пути ихдостижения. Обе характеристики взаимозависимы и дополняют друг друга.
Очевидно, специалистунужны знания всех уровней, однако динамика процесса обучения проявляется ввосхождении от знаний-знакомств к знаниям-трансформациям. Причем знания должнывсе время активизироваться, использоваться, углубляться, посколькуигнорирование фактора непрерывности ведет к постепенной утрате некогдаприобретенных знаний.
Те же уровни характерны идля формирования умений и навыков. 3. Практические аспекты усвоения знанийи умений
В педагогическихисследованиях знания, умения и навыки рассматриваются, как правило, в 2-хаспектах – учебном и содержательном.
Так, А. Л. Бердичевскийопределяет учебные знания как знания обучающихся о целях, предмете, процессе ирезультатах учебной деятельности. Осознанность цели означает предвосхищениеопределенных результатов в развитии навыков и умений, которые должны бытьсформированы в процессе работы над определенным материалом, на определенномзанятии. Сюда также включается личная заинтересованность студента взапланированном результате. Осознанность предмета деятельности основывается назнаниях о качестве и признаках предмета изучения. Осознанность процесса учебнойдеятельности включает операционные знания о последовательности шагов дляусвоения определенного учебного материала. Осознанность же результатастимулирует автоэвалюацию (самооценку) и самокоррекцию и способствуетсовершенствованию профессионально релевантных навыков.
Учебные умения и навыкипредставляют собой частично и полностью автоматизированные компоненты учебнойдеятельности и соответствующие операции, необходимые для развитиясодержательных навыков и умений[8].
В педагогическойлитературе предлагаются различные классификации умений и навыков. Так, согласноодной из них, умения и навыки делятся на двигательные, познавательные,теоретические и практические. Первые составляют внешний, моторный аспектдеятельности, вторые соотносятся с основными психическими процессами, третьипредполагают формирование знаний, связанных с абстрактным интеллектом,последние могут быть приравнены к учебным. Согласно другой классификации,выделяют навыки двигательные, перцептивные и интеллектуальные, причем последниедве группы регулируют первую и включены в нее. Различают также навыки исходноавтоматизированные, формирующиеся без осознания их компонентов, и вторичноавтоматизированные, которые формируются с предварительным осознаниемкомпонентов действия и при необходимости легче становятсясознательно-контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются.
Заключение
Итак, в самом общем виденавык определяется как «действие, сформированное путем повторения,характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементнойсознательной регуляции и контроля». Навык можно расценивать как уровеньсовершенства действия, его качество. Поэтому формирование навыков являетсяодной из самых важных проблем педагогической психологии.
Процесс формированиянавыка включает определение его компонентов и такое овладение операцией,которое позволяет достичь наивысших показателей на основе совершенствования изакрепления связей между компонентами, их автоматизации и высокого уровняготовности действия к воспроизведению. Образование навыков характеризуетсяпереходом от сознательных актов к автоматическим, и этот период сознательногоусвоения имеет решающее значение для правильности и быстроты образованиянавыка.
По П. Я. Гальперину,процесс формирования навыков осуществляется более быстрыми темпами прииспользовании полной системы необходимых дидактических условий, обеспечивающихактивный процесс формирования чувственных образов, понятий, умственных иперцептивных действий. Такая система открывает пути к систематическомуприменению проблемного обучения и намечает основные типы мотиваций в процессеобучения.
Мы полагаем, чтоосновными психолого-педагогическими предпосылками формирования прочного навыкаявляются следующие:
а) целенаправленностьобучения;
б) наличие у субъектадеятельности внутренней мотивации;
в) автономностьобучающегося;
г) внутренняя системность– понимание, осмысление обучающимся выполняемого действия, полнота уяснениясодержания операции;
д) уровень развитиясубъекта, наличие фоновых знаний и умений;
е) аффективный фактор;
ж) знание и оценкакачества результатов выполнения действия.
Целенаправленностьобучения предполагает четкую организацию учебного процесса, селективный подборупражнений, нацеленных на выполнение конкретного действия, и их правильноераспределение во времени обучения.
Итак, этапами организациипредметных действий являются следующие: формирование системы понятий (знания) –автоматизированные умственные операции (навыки) – сложные умственные действия(умения).
Дидактический принципсистемности и последовательности требует непрерывности функционирования триады«знания-умения-навыки», а анализ ее составляющих помогает выявлять оптимальныеметоды усвоения содержания изучаемых дисциплин и реально формировать высокийуровень профессиональной компетенции будущего специалиста.
Список использованной литературы
1. Габай Т.В.Педагогическая психология. – М.: Академия, 2009.
2. Гамезо М.В.,Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.:Педагогическое общество России, 2009.
3. Демидова И.Ф.Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
4. Есина Е.В.Педагогическая психология. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008.
5. Зимняя И.А.Педагогическая психология. – М.: Университетская книга, Логос, 2009.
6. Косихина О.С.Теоретические основы системно-структурного подхода к усвоению знаний // Наука ишкола. — 2007. — № 1. — С. 79-80.
7. Потапова М.В.,Шахматова В.В. Факторы, влияющие на качество усвоения знаний и уменийвыпускников // Физика в школе. — 2008. — № 8. — С. 35-42.
8. Ткачева М.С.Педагогическая психология. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.