Введение
В условиях научно-техническогопрогресса и перехода экономики нашего государства на рыночные отношения выборсферы трудовой деятельности становится особенно проблематичным. С появлениемрыночных отношений возникает и рынок рабочей силы. Хозрасчетные государственныепредприятия, колхозы и совхозы, кооператоры и арендаторы будут принимать наработу наиболее квалифицированных и способных к выполнению трудовых функций. Вэтой ситуации очень важной на сегодняшний день задачей является трудовоевоспитание в семье. То есть воспитание у детей трудолюбия, желания работать,особенно в городских семьях, где в силу сложившихся обстоятельств, дети, неприучаясь к работе с самого раннего возраста, не обладают трудолюбием.
Формирование у учащихсяготовности к труду – составная часть целостного педагогического процесса.
Целью трудовоговоспитания, осуществляемого в рамках семьи и школы Российской Федерации,является вооружение учащихся совокупностью определенных общеобразовательных,политехнических и общетехнических знаний, умений, навыков, необходимых дляучастия в производительном труде, а также воспитания трудолюбия какнравственной черты.
В прошлом проблемойтрудового воспитания занимались известные педагоги, такие как Ян АмосКоменский, И.Г.Песталоцци, К.Д. Ушинский.
Так Ян Амос Коменский рассматривалшколу как источник радости, света и знания, считал интерес, в том числе и ктруду одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановкиобучения.
И.Г. Песталоцци виделтрудовое воспитание в соединении процесса обучения с производительным трудом.По его мнению дети в школе проводят целый день за прядильными и ткацкимистанками; при школе имеется участок земли, и каждый ребенок обрабатывает своигрядки, ухаживает за животными. Дети учатся обработке льна и шерсти. Во времяработы, а также в свободное от нее часы учитель ведет занятия с детьми, обучаетих грамоте, счету, другим жизненно необходимым знаниям.
Песталоцци подчеркивалзначение трудового воспитания для формирования человека. Он придавал трудудетей высокое воспитательное значение.
К.Д. Ушинский в своейстатье «Труд в его психическом и воспитательном значении» указывает на большуюроль труда в формировании личности. Он бичует праздность и высоко ценит труд,говорит, что именно труд создает ценности. В труде воспитываются личностныекачества человека. Он отмечал, что труд является главным фактором дляфизического, умственного и нравственного совершенствования человека. Оннеобходим для человеческого достоинства, для свободы человека и его счастья.Труду человек обязан минутами высокого наслаждения. Труд укрепляет семейнуюжизнь.
В 1918 году были принятыдокументы по народному образованию в которых сформированы концепции трудовойшколы. Наиболее полно она была реализована А.С.Макаренко.
Он считал, что трудовоевоспитание – один из основных путей формирования личности. Эту мысльА.С.Макаренко выразил в ясной и четкой форме:
«Правильноевоспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. Ввоспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».Макаренко считал участие детей в трудовых делах семьи – необходимостью, которуюребенок должен сам осознавать. Он говорил, что нужно сделать учебную работунасколько возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву. Макаренкоутверждал, что человек, не умеющий трудиться и добросовестно относиться ктруду, вызывает жалость и осуждение, поскольку он всегда нуждается в услугахдругих, без помощи других живет неряшливо, нерадиво. В «Лекциях о воспитаниидетей» и в «Книге для родителей» дал основные рекомендации о трудовомвоспитании в семье.
Интересным является опыттрудового воспитания в семье Никитиных. Где воспитание в их многодетной семьепроисходило практически: старшие отвечали за младших и на себе показывалипример, как надо трудиться перенимая опыт родителей. Родители были примером длясвоих детей, давали свободу в выборе труда детям: по интересам.
Объект исследования: Процесс трудового воспитания.
Предмет: Трудовое воспитание в семье.
Цель: Изучить педагогические условияуспешного осуществления трудового воспитания в современной семье.
Задачи:
1. Определить цели изадачи трудового воспитания в семье.
2. Определить формы иметоды осуществления трудового воспитания в современной семье.
3. Охарактеризоватьсодержание интереса к труду у ребенка в процессе трудового воспитания в семье.
4. Выявить интерес втруде, формирующийся у ребенка в современной семье.
Основная часть
§ 1. Задача исодержание трудовой деятельности в семье
Постоянная занятостьребенка, увлеченность его трудом – надежная гарантия того, что он не станетпустым, никчемным человеком.
Большую воспитательнуюроль играет коллективные трудовые дни семьи. Труд вместе с взрослыми позволяетдетям усвоить навыки правильной организации своего рабочего места, рациональныеприемы работы, правило техники безопасности. Можно привлекать детей кблагоустройству квартиры, созданию условий для наиболее полноценного отдыха.Наконец, всегда есть потребность в благоустройстве своей улицы, своего квартала,где можно организовать коллективные дела совместно с соседями.
Актуальны слова великогорусского педагога К.Д. Ушинского: «Самое воспитание, если оно желаетсчастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приговорить его ктруду жизни».
Трудовое воспитание всемье закладывает у детей основу их будущей праведной жизни. У человека, неприученного трудиться, один путь – поиск «легкой» жизни. Оканчивает он, какправило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, онимогут позволить себе роскошь устраниться от трудового воспитания.
Какому родителю непольстят слова: «Ваши дети очень опрятные», «Ваши дети такие воспитанные»,«Ваши дети удивительно соединяют в себе лояльность и чувство собственногодостоинства». Кому из них не хотелось бы, чтобы его дети отдавали предпочтениеспорту, а не сигарете, труду, а не алкоголю, напряженному самообразованию, а нерастранжириванию времени.
Но для этого нужно долгои упорно трудится на ниве воспитания. Важнейшее место в семейном воспитаниизанимает – трудовое воспитание.
Задачей трудовой деятельностиребенка в семье является развитие в нем нравственных, физических и умственныхкачеств, развитие его личности, приобщение к труду.
Исключительно великозначение труда в нравственном воспитании личности. Многие педагоги связывалитрудовую деятельность с развитием гражданского сознания, патриотических чувств,и понимания своего общественного долга.
Одним из важных качествкоторое должно быть развито и сформировано у ребенка является трудолюбие.
Трудолюбие – моральное качество, выражающееположительное отношение к труду, проявляющееся в трудовой активности, стараниии усердия работника. Одно из средств самоутверждения личности.
Труд, практическаяпроизводственная деятельность оказывают благотворное влияние на физическоеразвитие человека. Физиологические исследования показывают, что физическийтруд, связанный с движениями и мускульными упражнениями, с пребыванием насвежем воздухе, укрепляет силы человека и его здоровье, повышает его жизненнуюэнергию.
Труд развивает умственныеспособности человека, его сообразительность, творческую смекалку. Работа насовременном производстве требует широкой образовательной и техническойподготовки, умения быстро овладевать новой технологией, способностей в областирационализации и совершенствования трудовых приемов.
Когда мы говорим осистеме трудового воспитания в опыте и воззрениях А.С.Макаренко, то имеем ввиду не какую-то изолированную систему идей, а выросшую из непосредственнойпрактики педагога – новатора. Нельзя также представлять эту систему как нечтораз и навсегда сложившееся и неизменное на протяжении всех шестнадцати летработы Макаренко в колонии имени М.Горького и коммуне имени Ф.Э.Дзержинского.
На опыте работы в колониион глубоко осознал вред отдельных попыток, имевших место в воспитательныхучреждениях тех лет, подменить трудом все многообразное содержаниепедагогического процесса. А.С.Макаренко неуклонно стремился к научнойорганизации труда.
Работая в колонии, онпришел к твердому убеждению, что «хозяйство должно рассматриваться нами преждевсего как педагогический фактор. Его успешность, конечно, необходима, но небольше всякого другого явления, полезного в воспитательном отношении. Прощеговоря, в хозяйстве должны превалировать педагогические задачи, а неузкохозяйственные».
А.С.Макаренкосравнительно быстро установил, что участие колонистов в производительном труде,даже на примитивной ремесленной основе, дает в воспитательном отношениинеизмеримо больший эффект, чем самообслуживание. «Ничтожное мотивационноезначение работ по самообслуживанию, значительная утомляемость, слабоеинтеллектуальное содержание работы уже в самые первые месяцы разрушили нашуверу в самообслуживание».
А.С.Макаренко в своемопыте пришел к органическому включению самообслуживания в систему трудовоговоспитания. В опыте колонии имени М.Горького получили развитие такие важныекомпоненты системы трудового воспитания, как участие воспитанников впроизводительном труде, организация коллективного самообслуживания,направленного на удовлетворение многообразных нужд всего коллектива.
«…Утверждение, чтоникакого воспитания не нужно, что воспитывает только работа на производстве –одна из завирательных идей, которыми так полна педагогическая кустарщина» — писал Макаренко. «…Труд без идущего рядом образования, воспитания не приноситвоспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом.
Макаренко о трудовомвоспитании детей в семье считал, что следует давать детям даже младшеговозраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы идаже годы, с тем чтобы дети длительное время несли ответственность запорученную им работу. Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире,накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом отца, производитьуборку в комнате, обрабатывать определенный участок семейного огорода илицветника и ухаживать за ним и т. п.
Попробуем подробнеепроанализировать смысл и значение трудового воспитания в семье.
Первое, о чём вособенности должны помнить родители, это следующее.
Ваш ребенок будет членомтрудового общества, следовательно, его значение в этом обществе, ценность какгражданина будет зависеть исключительно от того, насколько он состоянии будетпринимать участие в общественном труде, насколько он к этому труду будетподготовлен. От этого будет зависеть и его благосостояние, материальный уровеньего жизни. От природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовымиданными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие – хуже, одниспособны только к самому простому труду, другие — к труду более сложному и,следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даютсячеловеку от природы, они воспитываются в нем в течении его жизни и вособенности в молодости.
Следовательно, трудоваяподготовка, воспитание трудового качества человека – это подготовка и воспитаниене только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание егобудущего жизненного уровня, его благосостояния.
Второе: трудится можно изнужды, из жизненной необходимости. В человеческой истории в большинстве случаевтруд всегда имел такой характер принудительного тяжелого действия, необходимогодля того, чтобы не умереть с голода. Но уже в старое время люди старались бытьне только рабочей силой, но и творческой силой. Научить творческому труду –особая задача воспитателя.
Творческий труд возможентолько тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательновидит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делаетсядля него основной формой проявления личности и таланта.
Третье: в трудовом усилиивоспитывается не только рабочая подготовка человека, но и подготовка товарища,то есть воспитывается правильное отношение к другим людям, — это уже будетнравственная подготовка.
Четвертое: неправильнодумать, что в трудовом воспитании развиваются только мускулы или внешниекачества – зрение, осязание, развиваются пальцы и т.д. Физическое развитие втруде, конечно, тоже имеет большое значение, являясь важным и совершеннонеобходимым элементом. Но главная польза труда сказывается в психическом,духовном развитии человека.
Пятое: необходимо указатьеще на одно обстоятельство, труд имеет не только значениеобщественно-производственное, но имеет большое значение и в личной жизни. Мыхорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеютделать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при какихобстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими.
Родители должны хорошоподумать над каждым из указанных обстоятельств. В своей жизни и в жизни своихзнакомых они на каждом шагу увидят подтверждение важнейшего значения трудовоговоспитания в семья.
§2. Педагогическиеусловия совершенствования трудового воспитания в современной семье
Труд есть сознательная,целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная наудовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая егофизические и духовные сущностные силы а также нравственные качества.
Содержанием трудовогосознания является производственный опыт: профессиональные знания, умения инавыки. В него входят также личная заинтересованность и предприимчивость,понимание общественного значения личного долга и ответственности каждого зарезультаты труда, активное и творческое отношение к нему; стремление труженикак утверждению принципа социальной справедливости; эмоциональное, нравственное иэстетическое отношение к труду.
Развитое трудовоесознание способствует формированию в человеке трудолюбия, его нравственныхчерт, умение соотносить свои потребности и формы их удовлетворения с объемом икачеством личного труда.
Педагогическимусловием совершенствующим трудовое воспитание в современной семье является систематическаятрудовая деятельность ребенка дома, которая будет способствовать развитию всамом ребенке, таких личностных качеств, как ответственность, аккуратность,уважение к чужому труду, которые разовьются в нем трудовое сознание, будутспособствовать появлению трудолюбия, а как следствие умений и навыков,необходимых в дальнейшей трудовой деятельности.
Перед ребенком всегдадолжна стоять некоторая трудовая задача, которую он в силах разрешить. Этазадача может иметь как краткосрочный, так и длительный характер. Например:можно на долгое время поручить ребенку соблюдать чистоту в определеннойкомнате, а как он это будет делать – предоставьте решать и отвечать за решениеему самому. Этим вы поставите перед ним задачу организационную. Следовательно,чем сложнее и самостоятельнее будет трудовая задача, тем лучше она будет впедагогическом отношении.
Трудолюбие являетсярезультатом трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации ивыступает как личностное качество, которое характеризуется прочной потребностно- мотивационной сферой, глубоким пониманием большой воспитательной силы трудазнания и убеждения, умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимуюработу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которыевстречаются в процессе трудовой деятельности.
По Харламову И.Ф.трудолюбие включает в себя следующие структурные нравственные компоненты:
а) потребность в созидательно-трудовойдеятельности и ее здоровые социальные и личные мотивы;
б) понимание пользы трудадля себя и убеждение в его нравственной благотворительности;
в) наличие трудовыхумений и навыков и их постоянное совершенствование;
г) достаточно сильнуюволю личности.
Общественно полезный трудформирует нравственные черты. Трудовое воспитание – один из основных путейформирования личности. А.С. Макаренко выразил эту мысль в ясной и четкой форме:
«Правильноевоспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. Ввоспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».
Основные условиятрудового воспитания — включать детей в посильный и полезный труд уже вдошкольном возрасте.
Конечно, в границах семьитрудно дать ребенку такое трудовое воспитание, которое обычно называетсяквалификацией. Для образования хорошей специальной квалификации семья неприспособлена; квалификацию мальчик или девочка получат в какой-либообщественной организации: в школе, на заводе, в учреждении, на курсах. Семья нив коем случае не должна гоняться за квалификацией в той или другойспециальности.
Но родители вовсе недолжны думать, что семейное воспитание не имеет никакого отношения к получениюквалификации.
Именно семейная трудоваяподготовка имеет самое важное значение для будующей квалификации человека. Тотребенок, который получил в семье правильное трудовое воспитание, тот вдальнейшем с большим успехом будет проходить и свою специальную подготовку.
Точно так же родители недолжны думать, что под трудом мы понимаем только физический труд, мускульнуюработу. С развитием машинного производства физический труд постепенно теряетсвое былое значение в человеческой общественной жизни. Человек становится всебольше и больше владетелем больших, организованных механических сил, от неготеперь все больше и больше требуются не физические, а умственные силы:распорядительность, внимание, расчет, изобретательность, находчивость, ухватка.В своей семье родители должны воспитывать не ломовую рабочую силу, а интеллектуально,творчески мыслящего рабочего человека.
Мы не должны думать, чтопод трудовым воспитанием в семье, понимается лишь физическое воспитание.Трудовое воспитание в семье сочетает в себе как физический труд, так иумственный. В том и другом важной стороной является прежде всего организациятрудового усилия, его настоящая человеческая сторона.
§3. Участие в трудовыхделах семьи, как осознанная необходимость
Трудовое воспитание всемье есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованныевиды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственногоопыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления,трудолюбия и сознания рабочего человека.
В процессе трудовойдеятельности детей, говорит Макаренко, надо развивать их умениеориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиямпроизводства и к материалам, добиваться высокого качества работы.
Во избежание ранней иузкой специализации следует переключать детей с одного вида труда на другой,дать им возможность получить образование и в то же время овладеть рабочимипрофессиями, а так же навыками по организации и управлению производством.
Макаренко считал, чтотрудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются внем. Он говорил: «Идея беззаботного детства чужда нашему обществу и можетпринести большой вред будущему. Гражданином может быть только трудящийся, вэтом его честь, его радость и человеческое достоинство».
В семье труд должен бытьодним из основных элементов. Главное, о чем особенно должны помнить родители,это следующее: ребенок станет частью трудового общества, следовательно, егоположение в этом обществе, ценность его как гражданина будут зависеть от того, насколькоон будет готов принимать участие в общественном труде. От этого будет зависетьего благосостояние, материальный уровень его жизни.
Родители должны понимать,что каждый труд должен быть творческим, научить творческому труду – особаязадача воспитания в семье.
Родителям необходимо втрудовом усилии воспитывать не только рабочую подготовку детей, но и правильноеотношение ребенка к другим людям.
Родителям надоосознавать, что в процессе трудового воспитания главная польза трудасказывается в психическом, духовном развитии ребенка.
В трудовом воспитании всемье перед ребенком должна быть поставлена некоторая задача, которую он можетразрешить, применяя то или другое трудовое средство. Ребенку должна бытьпредоставлена некоторая свобода в выборе средств и он должен нести некоторуюответственность за выполнение работы и за ее качество. Ребенок должен приниматьучастие в трудовых делах семьи, не считая это принуждением, а должен пониматьэто как осознанную необходимость.
Трудовое участие детей вжизни семьи должно начинаться очень рано. Начинаться оно должно в игре. Ребенкудолжно быть указано, что он отвечает за целость игрушек, за чистоту и порядок втом месте, где стоят игрушки и где он играет. Эту работу нужно поставить передним в самых общих чертах: должно быть чисто, не должно быть набросано, налито,на игрушках не должно быть пыли. Некоторые приемы уборки можно ему и показать,но вообще хорошо, если он сам догадается, что для вытирания пыли нужно иметьчистую тряпку и т. д.
С возрастом трудовыепоручения должны быть усложнены и отдалены от игры. Например: получать газеты искладывать их в определенном месте, кормить котенка или щенка, отвечать запорядок в буфетном шкафу, первым отвечать на телефонные звонки и т. д.
Родители должнывоспитывать у ребенка способность терпеливо и без хныканья выполнять работынеприятные. Потом, по мере развития ребенка, даже самая неприятная работа будетприносить ему радость, если общественная ценность работы будет для негоочевидна.
§4. Стимулированиетрудовых усилий детей родителями
Для формированиядобросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулированиеребенка.
Значительную роль вформировании положительного отношения учащихся к труду играет общественноепризнание. Это поднимает настроение ребенка, выявляет у него сознательное отношениек необходимости трудиться на общую пользу.
Одобрение взрослых особенноважно тогда, когда ребенок испытывает внутреннее удовлетворение от сознания,что он добился успеха в выполнении трудового задания. Столь же важно — в случаенеобходимости – и порицания. В процессе педагогически организованного трудавырабатывается правильная нравственная и эстетическая оценка каждой личности.
В условиях рыночнойэкономики с ее жесткими требованиями к общетрудовым и профессиональнымкачествам работника неоспоримые преимущества получают те, кто приучен трудитьсядобросовестно, выполнять любую работу качественно и в срок, обладает для этого требуемымизнаниями и навыками.
Значение трудараскрывается через систему стимулов. Это, во-первых, материальные стимулы,побуждающий человека на труд как источник потребления;
во-вторых, моральныестимулы, ориентирующие на труд как средство социального самоутверждения, егопритязаний на определенный общественный статус, на одобрение со стороныколлектива, общества;
в-третьих, творческиестимулы, способствующие заинтересованности в деятельности, привлекательной иинтересной самой по себе;
в-четвертых, нравственныестимулы, благодаря которым человек трудится, создавая предпосылки благополучиядругих людей, общества в целом, духовного развития самой личности работника.
Больше всего затрудняетродителей вопрос, как нужно обращаться с так называемыми ленивыми детьми. Леньразвивается у ребенка благодаря неправильному воспитанию, когда с самого малоговозраста родители не воспитывают у ребенка энергии, не приучают егопреодолевать препятствия, не возбуждают у него интереса к семейному хозяйству,не воспитывают у него привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которыетруд всегда доставляет. Способ борьбы с ленью единственный: постепенное втягиваниеребенка в область труда, медленное возбуждение у него трудового интереса.
Качество труда должноиметь самое решающее значение: высокого качества нужно требовать всегда,требовать серьезно. Не нужно поносить ребенка за плохую работу, стыдить его,упрекать. Нужно просто и спокойно сказать, что работа сделананеудовлетворительно, что она должна быть переделана или исправлена, или сделаназаново. При этом никогда не нужно производить работу за ребенка силами самихродителей, только в редких случаях можно проделать такую часть работы, котораяявно не по силам ребенку. Макаренко решительно не рекомендует применять вобласти труда какие-либо поощрения или наказания. Трудовая задача и ее решениедолжны сами по себе доставлять ребенку такое удовлетворение, чтобы он испытывалрадость. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой заего труд. Но даже и таким словесным одобрением никогда не нужно злоупотреблять,в особенности не следует хвалить ребенка за произведенную работу в присутствиизнакомых ваших и друзей. Тем более не нужно ребенка наказывать за плохую работуили за работу непроизведенную. Самое важное в этом случае – добиться того,чтобы работа была все – таки выполнена.
В том случае, еслинеобходимость или интерес недостаточны, чтобы вызвать у ребенка желаниепотрудиться, можно применить способ просьбы. Просьба тем отличается от другихвидов обращения, что она предоставляет ребенку полную свободу выбора.
Просьба – самый лучший имягкий способ обращения, но и злоупотреблять просьбой не следует. Форму просьбылучше всего употреблять в тех случаях, когда вы хорошо знаете, что ребенок судовольствием просьбу вашу выполнит. Если же у вас есть какое-нибудь сомнение вэтом, применяйте форму обыкновенного поручения, спокойного, уверенного,делового. Если с самого малого возраста вашего ребенка вы будете правильночередовать просьбу и поручение и в особенности если вы будете возбуждать личнуюинициативу ребенка, будете учить его видеть необходимость работы самому и пособственному почину выполнять ее, в вашем поручении не будет уже никакихпрорывов. Только, если вы запустили дело воспитания, вам придется иногдаприбегнуть к принуждению.
Принуждение может бытьразличное – от простого повторения поручения до повторения резкого и требовательного.Во всяком случае никогда не нужно прибегать к физическому принуждению, так каконо меньше всего приносит пользы и вызывает у ребенка отвращение к трудовойзадаче.
Поощрение – одобрение, благодарности,награждения, выражающие «+» оценки деятельности ребенка.
Одобрение – простой видпоощрения;
Благадарность – болеевысокий уровень (награждение).
Соревнование – метод направления естественнойпотребности к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку иобществу качеств. Эффективность повышается, если задачи определяют сами дети.
Наказание – по этому вопросу до сих пор идутспоры. Оно должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызыватьчувство вины перед собой и др. людьми.
Виды наказания: наложениедополнительных обязанностей, ограничение определенных прав, и т.п.
Употребляя наказаниенельзя унижать ребенка, он должен осознавать справедливость наказания.
Субъективно –прагматический метод – стимулирование трудовых усилий на создании условий, когда бытьнетрудолюбивым, невоспитанным и.т. становится невыгодно – экономическинакладно. Дать ребенку понять, что при таком поведении в будущем он не сможетзарабатывать деньги.
§5. Взаимодействиешколы и семьи в решении задач трудового воспитания
В современных условияхневозможно представить воспитание лишь в отдельной семье – изолированной отшколы. Очень важно организовать процесс воспитания на основе взаимодействиясемьи и школы.
Трудовое воспитание естьпроцесс вовлечения ребенка в разнообразные педагогически организованные видыобщественно полезного труда с целью передачи ему минимума производственногоопыта, трудовых умений и навыков, развитие у него творческого практического мышления,трудолюбия и сознания рабочего человека.
Трудовое воспитание имееттакже своей задачей осуществление начального профессионального образования ипрофориентации, формирование трудолюбия, нравственных черт, эстетическогоотношения к целям, процессу и результатам труда.
Эффективность трудовогообучения, воспитания и профориентации возрастает в связи с участием старшихподростков, юношей и девушек в производительном труде.
В целях трудовогообучения в школе учащимися используется материальная база ученическихпроизводственных бригад, межшкольных УПК, учебных цехов, кооперативныхобъединений и подрядных бригад. Включение школьников в реальный труд являетсянаиболее прогрессивной формой трудового обучения, позволяющей непосредственноучаствовать в создании материальных ценностей, производственных отношениях изарабатывать средства для удовлетворения личных потребностей.
Программы трудовогообучения старшеклассников предусматривают широкий круг профессий. Профилитрудовой подготовки определяются на местах с учетом потребностей народногохозяйства и наличия учебно-технической, производственной базы.
Важное значение имеютпроизводственные экскурсии, расширяющие политехнический кругозор ребят,позволяющие им уточнить свои интересы и профессиональные склонности,формирующее такое нравственное отношение, как уважение к чужому труду.
Трудовое и начальное профессиональноеобучение в школе носит общеобразовательный, общеразвивающий и политехническийхарактер.
Профессор Лихачев Л.П.считает, что первоначальный, самостоятельный практический производственный опытпозволяет лучше понять себя: свои способности, нравственное состояние,направленность интересов. Он является способом самопознания и трудовой закалки,создает основу для овладения любой профессией в будущем.
Поэтому воспитателям вшколе, как и родителям в семье необходимо развить у ребенка нравственное отношениек труду, понимание своего общественного долга, полезности, необходимоститрудиться, развить гражданское сознание, умение приносить пользу себе и людям.
Важную роль вовзаимодействии школы и семьи в решении задач трудового воспитания играетдеятельность классного руководителя.
Классный руководительначиная с 1 класса должен строить воспитательную работу опираясь на семью,координируя и дополняя в своих действиях, направленных на развитие трудовыхспособностей у учащихся, трудовое воспитание в семье.
В связи с этим классныйруководитель должен обладать педагогическими навыками в области развитиятрудовых способностей у детей. Например: Посещение производственныхпредприятий, организованные классным руководителем совместно с родителями,родительским комитетом, где дети непосредственно ознакомятся с производственнымтрудом. У учащихся разовьется интерес к труду, возможно кто-то из нихзадумается о будущей профессии. Такое взаимодействие школы и семьи в трудовомвоспитании является очень эффективным методом наряду с трудовым воспитанием всемье.
В качестве критериевтрудовой воспитанности школьников выступают такие показатели, как высокаяличная заинтересованность и производительность труда и отличное качествопродукции, трудовая активность и творческое, рационализаторское отношение кпроцессу труда, трудовая, производственная, плановая, технологическаядисциплина, нравственное свойство личности – трудолюбие.
Трудовое воспитание всемье и школе лежит в основе эффективного взаимодействия гражданского и нравственноговоспитания, составляет психологический фундамент творческой активности ипродуктивности в учебной деятельности, в физкультуре и спорте, в художественнойсамодеятельности, в верном служении Родине.
Заключение
Итак, осуществленное в рамках данной работы изучение подтвердилоактуальность проблемы трудового воспитания в труде в семье.
Трудовое воспитание всемье проникает во все явления общественной жизни и должно осуществляться всемипедагогическими средствами в процессе любой педагогически целесообразнойдеятельности с ребенком.
Труд – главныйвоспитатель. Необходимо помочь ребенку увидеть в нем источник развития своихспособностей и нравственных качеств, подготовить его к активной трудовой иобщественной жизни, к сознательному выбору профессии.
В современной семьедолжно осуществляться решение задач по формированию у ребенка нравственных чертв процессе трудового воспитания.
Материалы курсовой работыдали возможность сделать вывод о том, что трудовое воспитание в семье – этоцелостная система. Участие ребенка в общественно полезном и производительном трудерассматривается в тесной связи с его умственным, нравственным, эстетическим ифизическим воспитанием и развитием.
Изученный материал позволилсделать вывод, что труд ребенка в семье должен правильно, педагогическицелесообразно организован.
Ребенок познает в трудеокружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, он расширяетсвой кругозор, становится более прилежным в учебе, начинает интересоватьсятехникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для полученияновых знаний. Нужно стараются воспитать у ребенка нравственное отношение ктруду, вызвать у него интерес к работе, добиться осознания им полезности своеготруда для общества, помочь увидеть перспективы его развития.
В процессе труда ребенокбудет контактируют с коллективом взрослых, знакомятся с передовикамипроизводства, с жизнью своего предприятия. Такая организация трудовоговоспитания способствует пробуждению любви к труду, возникновению потребноститрудиться на общую пользу, выработка навыков коллективной деятельности,зарождению творческого отношения к
Проанализировавпсихолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что нравственноеотношение к труду выражается в заботе об интересах всего общества. Познаниерадости труда для людей, радости труда в коллективе превращает труд впотребность, служит источником моральных чувств ребенка.
Единство цели, совместнаяработа, общие переживания, помощь товарищем в будущей работе в коллективе будутвоспитывать в ребенке нравственные черты как верная дружба, понимание интересовколлектива, бескорыстность.
Труд всегда был источникомкрасоты, трудовое воспитание в семье позволит ребенку непосредственновоспринять красоту труда, почувствовать его преобразующую силу, егопривлекательность. Задача трудового воспитания в семье – сделать труд ребенканравственно значимым.
Очень важна подготовкаребенка к труду в коллективе, объединяющего интересы, где развиваютсянравственные черты: дружба, взаимопомощь, коллективное творчество в труде,устанавливать взаимозависимость и согласованность в труде, атмосфера высокойморальной и материальной ответственности, критики и самокритики.
Анализ изученныхматериалов позволяет прийти к выводу, что самообслуживанием ребенок можетоказывать действенную помощь родителям, приняв на себя часть домашних забот.Это воспитывает у ребенка инициативу, самостоятельность в работе, сознательнуюдисциплину, деловитость, чувство ответственности за порученное дело,хозяйственность, привычку проявлять заботу о других. Все эти взглядыскладываются на пороге юности, играющие важную роль в будущей трудовойдеятельности.
Труд являетсяпрактическим условием воспитания нравственных качеств, надежным рукотворнымсредством создания тончащей материи – духовного облика ребенка.
В процессе формированияготовности к труду, в духовном мире ребенка происходит формированиесоциально-экономического, нравственного, эстетического мотивов труда.
Список литературы
1. А.С.Макаренко«Лекции о воспитании детей»пед.сочинения в 8т., т.4.
2. «Воспитаниешкольников в труде» под редакцией А.А. Шибанова: М.:«Педагогика»; 1976
3. ГуламовГ. " Взаимосвязь общественно полезного труда и нравственного воспитанияучащихся" // Сов. «педагогика», 1991 г.
4. ДжуринскийА.Н. «История педагогики»: Учеб. пособие для студ. педвузов. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000.
5. «Историяпедагогики». Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. М: 1982,«Просвещение».
6. Концепциятрудовой подготовки в системе непрерывного образования. – «Школа ипроизводство», 1990, № 1 с.62
7. ЛатышинаД.И. «История педагогики» (История образования и педагогической мысли): Учеб.пособие. – М: Гардарики, 2003.
8. Подласый И.П.Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений: — М.: Гуманит.изд. Центр ВЛАДОС, 2001. Кн.2. М 2001.
9. ХарламовИ.Ф. «Педагогика»: Учеб. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2002 г.