Реферат по предмету "Педагогика"


Формы организации обучения дошкольников родному языку в дошкольном учреждении.

Тема: Формы организацииобучения дошкольников родному языку в дошкольном учреждении

Содержание
Введение
1.        Формы организации обучения дошкольников родному языку в дошкольномучреждении
2.        Своеобразие занятий по родному языку
3.        Виды занятий по родному языку
4.        Дидактические требования к занятиям по обучению родному языку
Заключение
Список использованных источников

Введение
Овладение родным языком, развитиеречи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве ирассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитанияи обучения детей.
Развитие речи самым теснымобразом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитиемличности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучениявсех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основедлительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел кследующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основанияутверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формированиеего характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственнойзависимости от речи».
Исследования отечественныхпсихологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-тодобавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всюдеятельность. [1, с. 18]

1. Формыорганизации обучения дошкольников родному языку в дошкольном учреждении
Обучение родному языку вдошкольных учреждениях осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и наспециально организованных занятиях.
В повседневной жизниобеспечиваются условия для максимальной реализации потребности ребенка вречевом общении с взрослыми и сверстниками. Здесь можно отметить два путиразвития речи детей:
·         подчинение содержания и формы отношений потребностямрегулирования поведения воспитанников в режимных моментах, во время прогулок,на неречевых занятиях и в других типичных ситуациях;
·         организация деятельности детей (например, игровой) с цельюобеспечения неосознанного усвоения необходимых речевых средств (закрепление правильногопроизношения того или иного звука, ознакомление с новой грамматической конструкциейи т.д.). [3, с. 16]
В условиях общественноговоспитания ведущим средством формирования речи ребенка является обучение. Обучениеродному языку — планомерный, целенаправленный процесс развития познавательныхспособностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем исоответствующего словаря, формирования речевых умений и навыков. [2, с. 14]
Важнейшей формой организацииобучения речи и языку в методике считаются специальные занятия, на которыхставят и целенаправленно решают определенные задачи речевого развития детей.
Необходимость такой формыобучения определяется рядом обстоятельств.
Без специальных обучающих занятийневозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей. Обучение назанятиях позволяет выполнить задачи всех разделов программы. Нет ни одногораздела программы, где бы не существовала потребность в организации всейгруппы. Педагог целенаправленно отбирает тот материал, в усвоении которого детииспытывают затруднения, развивает те навыки и умения, которые трудносформировать в других видах деятельности. А. П. Усова считала, что процессобучения вносит в речевое развитие детей такие качества, которые в обычныхусловиях развиваются слабо. Прежде всего, это фонетические илексико-грамматические обобщения, которые составляют ядро языковых способностейребенка и играют первостепенную роль в усвоении языка, звуков,словопроизношении, построении связных высказываний и др. Не у всех детейстихийно, без целенаправленного руководства взрослого, развиваются языковыеобобщения, а это приводит к отставанию в их речевом развитии. Некоторые детиовладевают лишь элементарными формами разговорной речи, затрудняются в ответахна вопросы, не умеют рассказывать. И напротив, в процессе обучения ониприобретают способность задавать вопросы, рассказывать. «Все то, что ранееотносилось к качествам „творческой“ личности, приписывалось особойодаренности, при обучении становится достоянием всех детей» (А. П. Усова).Занятия помогают преодолевать стихийность, решать задачи развития речипланомерно, в определенной системе и последовательности.
Занятия помогают реализоватьвозможности речевого развития в дошкольном детстве, самом благоприятном периодедля овладения языком.
На занятиях внимание ребенкацеленаправленно фиксируется на определенных языковых явлениях, которыепостепенно становятся предметом его осознания. В повседневной жизни исправлениеречи не дает желаемого результата. Дети, увлеченные какой-либо другойдеятельностью, не обращают внимания на речевые образцы и не следуют им,
В детском саду, по сравнению ссемьей, наблюдается дефицит речевого общения с каждым ребенком, что можетприводить к задержкам речевого развития детей. Занятия, при методическиправильной их организации, в известной мере помогают компенсировать этотдефицит.
На занятиях, помимо воздействиявоспитателя на речь детей, происходит взаимовлияние речи детей друг на друга.
Обучение в коллективе повышаетобщий уровень их развития.[1, с. 71]
2.Своеобразие занятий по родному языку
Занятия по развитию речи иобучению родному языку отличаются от других тем, что на них основнаядеятельность – речевая. Речевая деятельность связана с умственнойдеятельностью, с умственной активностью. Дети слушают, думают, отвечают навопросы, задают их сами, сравнивают, делают выводы, обобщения. Ребенок выражаетсвои мысли в слове. Сложность занятий заключается в том, что дети одновременнозанимаются разными видами мыслительно-речевой деятельности: восприятием речи исамостоятельным оперированием речью. Они обдумывают ответ, отбирают из своегословарного запаса нужное слово, наиболее подходящее в данной ситуации,грамматически оформляют его, употребляют в предложении и связном высказывании.
Своеобразием многих занятий породному языку является внутренняя активность детей: один ребенок рассказывает,другие слушают, внешне они пассивны, внутренне активны (следят запоследовательностью рассказа, сопереживают герою, готовы дополнить, спросить ит.д.). Такая активность представляет трудность для детей дошкольного возраста,поскольку требует произвольного внимания и торможения желания высказаться.
Результативность занятий породному языку определяется тем, насколько полно реализуются все поставленныепедагогом программные задачи и обеспечивается приобретение детьми знаний,развитие речевых навыков и умений. [1, с. 72]

3. Видызанятий по родному языку
Занятия по родному языку могутбыть классифицированы следующим образом: в зависимости от ведущей задачи,основного программного содержания занятия:
занятия по формированию словаря(осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов);
занятия по формированиюграмматического строя речи (дидактическая игра «Угадай, чего не стало»– образование существительных множ. числа род. падежа);
занятия по воспитанию звуковойкультуры речи (обучение правильному звукопроизношению);
занятия по обучению связной речи(беседы, все виды рассказывания),
занятия по формированиюспособности к анализу речи (подготовка к обучению грамоте),
занятия по ознакомлению схудожественной литературой.
В зависимости от применениянаглядного материала:
занятия, на которых используютсяпредметы реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматриваниепредметов, наблюдения за животными и растениями, экскурсии);
занятия с применениемизобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание поигрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры);
занятия словесного характера, безопоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание,пересказ, словесные игры).
В зависимости от этапа обучения,т.е. в зависимости от того, формируется речевой навык (умение) впервые илизакрепляется и автоматизируется. От этого зависит выбор методов и приемовобучения (на первоначальном этапе обучения рассказыванию используютсясовместное рассказывание воспитателя с детьми, образец рассказа, на болеепоздних этапах – план рассказа, его обсуждение и др.). [1,с. 73]
Близка к этому классификация подидактическим целям (по типу школьных уроков), предложенная А. М. Бородич:
занятия по сообщению новогоматериала;
занятия по закреплению знаний,умений и навыков;
занятия по обобщению исистематизации знаний;
итоговые, или учетно-проверочные,занятия;
комбинированные занятия (смешанные,объединенные).[2, 17]
Широкое распространение получиликомплексные занятия. Комплексный подход к решению речевых задач, органическоесочетание разных задач развития речи и мышления на одном занятии являютсяважным фактором повышения результативности обучения. Комплексные занятияучитывают особенности овладения детьми языком как единой системой разнородныхязыковых единиц. Только взаимосвязь, взаимодействие разных задач приводят кправильному речевому воспитанию, к осознанию ребенком некоторых аспектов языка.Исследования, выполненные под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой,привели к переосмыслению их сущности и роли. Имеется в виду не простоесочетание отдельных задач, а их взаимосвязь, взаимодействие, взаимноепроникновение на едином содержании. Принцип единого содержания являетсяведущим. «Важность этого принципа состоит в том, что внимание детей неотвлекается на новые персонажи и пособия, а на уже знакомых словах и понятияхпроводятся грамматические, лексические, фонетические упражнения; отсюда ипереход к построению связного высказывания становится для ребенка естественными нетрудным».
Интегрируются такие виды работы,которые в конечном итоге направлены на развитие связной монологической речи.Центральное место на занятии отводится развитию монологической речи. Словарные,грамматические упражнения, работа по воспитанию звуковой культуры речи связаныс выполнением заданий на построение монологов разных типов. Объединение задачна комплексном занятии может осуществляться по-разному: связная речь, словарнаяработа, звуковая культура речи; связная речь, словарная работа, грамматическийстрой речи; связная речь, звуковая культура речи, грамматически правильнаяречь. [3, с. 17]
Комплексное решение речевых задачприводит к существенным сдвигам в речевом развитии детей. Методика,применяющаяся на таких занятиях, обеспечивает высокий и средний уровеньречевого развития большинства обучающихся детей независимо от их индивидуальныхспособностей. У ребенка развивается поисковая активность в сфере языка и речи,формируется лингвистическое отношение к речи. Обучение стимулирует языковыеигры, саморазвитие языковой способности, проявляющееся в речевом и словесномтворчестве детей.
Занятия, посвященные решениюодной задачи, тоже могут строиться комплексно, на одном содержании, но сиспользованием разных приемов обучения.
Например, занятие по обучениюправильному произношению звука ш может включать: а) показ и объяснениеартикуляции, б) упражнение в произношении изолированного звука, в) упражнение всвязной речи – пересказ текста с часто встречающимся звуком ш, г) повторениепотешки – упражнение на отработку дикции.
Положительную оценку в практикеполучили интегративные занятия, построенные по принципу объединения несколькихвидов детской деятельности и разных средств речевого развития. Как правило, приэтом используют разные виды искусства, самостоятельную речевую деятельностьребенка и интегрируют их по тематическому принципу. Например: 1) чтениерассказа о птицах, 2) коллективное рисование птиц и 3) рассказывание детей порисункам.
По количеству участников можновыделить занятия фронтальные, со всей группой (подгруппой) и индивидуальные.Чем меньше дети, тем большее место должно отводиться индивидуальным иподгрупповым занятиям. Фронтальные занятия с их обязательностью,запрограммированностью, регламентированностью не адекватны задачам формированияречевого общения как субъект-субъектного взаимодействия. На начальных этапахобучения нужно использовать другие формы работы, обеспечивающие условия длянепроизвольной двигательной и речевой активности детей. [1,с. 74]
4.Дидактические требования к занятиям по обучению родному языку
Занятия по развитию речи иобучению родному языку должны отвечать дидактическим требованиям, обоснованнымв общей дидактике и предъявляемым и к занятиям по другим разделам программыдетского сада. Рассмотрим эти требования:
1. Тщательная предварительнаяподготовка к занятию. Прежде всего, важно определить его задачи, содержание иместо в системе других занятий, связь с другими видами деятельности, методы иприемы обучения. Следует также продумать структуру и ход занятия, подготовитьсоответствующий наглядный и литературный материал. [2,с. 15]
2. Соответствие материала занятиявозрастным возможностям умственного и речевого развития детей. Учебная речеваядеятельность детей должна быть организована на достаточном уровне трудности.Обучение должно иметь развивающий характер. Иногда бывает трудно определитьвосприятие детьми намеченного материала. Поведение детей подсказываетвоспитателю, как изменить заранее продуманный план с учетом их поведения иреакции. [1, с. 76]
3. Воспитательный характерзанятия (принцип воспитывающего обучения). На занятиях решается комплекс задачумственного, нравственного, эстетического воспитания.
Воспитывающее воздействиеоказывает как само содержание речевой деятельности и ее языковое оформление,так и правильная организация, методика ведения занятия. Поскольку на занятияхдаются не разрозненные сведения, а определенная система знаний, у детейпостепенно возникают элементы осознанного отношения к языку, к его усвоению. Впроцессе развития речи, как уже говорилось, совершенствуются все психическиепроцессы. Важно, чтобы на занятиях формировались познавательные интересы детей,от общей любознательности в младшем дошкольном возрасте к дифференцированным истойким интересам старших дошкольников, к доступному анализу и оценке ими своейдеятельности. Усвоение родного языка, постепенное осознание ребенком егобогатства и красоты способствуют патриотическому воспитанию. Сообщение детямсведений общественно-исторического характера, ознакомление их с жизньюсоветских людей связано с воспитанием высоких нравственных чувств ипредставлений, которые помогают воспитывать любовь к Родине, интернационализм,коллективизм, трудолюбие.
На занятиях педагог приучаетдетей самостоятельно, творчески использовать полученные знания и умения. Оченьважно поддерживать у ребенка желание учиться, научить его делиться своимизнаниями с товарищами.
Содержание и организация занятийпомогают воспитать такие морально-волевые черты, как целеустремленность,дисциплинированность, тактичность и др.
Речевые занятия могут оказыватьбольшое влияние на эстетическое воспитание детей. Педагог осуществляетэстетическое воспитание не только при ознакомлении дошкольников с объектамивнешнего мира и путем создания соответствующей обстановки, но в первую очередьсредствами самого языка — его образным строем, музыкальностью, художественнымсловом. [2, с. 15]
4. Эмоциональный характерзанятий. Способность усваивать знания, овладевать навыками и умениями не можетбыть развита у маленьких детей путем принуждения.
Большое значение имеет их интереск занятиям, который поддерживают и развивают путем занимательности, игр иигровых приемов, образности и красочности материала. Эмоциональный настрой назанятии обеспечивается также доверительными отношениями между воспитателем идетьми, психологическим комфортом детей в детском саду.
5. Структура занятия должна бытьчеткой. В ней обычно выделяют три части – вводную, основную и заключительную.Во вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цельзанятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетомвозраста. В основной части решаются главные задачи занятия, используютсяразличные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельностидетей. Заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цельзакрепить и обобщить знания, полученные на занятии. Здесь используютсяхудожественное слово, слушание музыки, пение песен, хороводные и подвижные игрыи др.
Распространенной ошибкой впрактике являются обязательные и не всегда уместные, часто формальные оценкидеятельности и поведения детей.
6. Оптимальное сочетаниеколлективного характера обучения с индивидуальным подходом к детям. Индивидуальныйподход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а такжемалообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.
7. Правильная организациязанятий. Организация занятия должна отвечать всем гигиеническим и эстетическимтребованиям, предъявляемым и к другим занятиям (освещенность, чистота воздуха,мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядногоматериала; эстетичность помещения, пособий). Важно обеспечить тишину, чтобыдети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.
Рекомендуются непринужденныеформы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферыобщения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близкомрасстоянии от воспитателя (в психологии отмечается значимость этих факторов дляэффективности речевого общения).
8. Учет результатов занятияпомогает контролировать ход обучения, усвоение детьми программы детского сада,обеспечивает установление обратной связи, позволяет намечать пути дальнейшейработы с детьми как на последующих занятиях, так и в других видах деятельности.
9. Связь занятия с последующейработой по развитию речи. Для выработки прочных навыков и умений необходимозакрепление и повторение материала на других занятиях, в играх, труде, вобщении в быту. [1, с. 77]

Заключение
В начале 90-х гг. развернуласьдискуссия, в ходе которой занятия как форма организованного обучениядошкольников подверглись острой критике. Отмечались следующие недостаткизанятий: обучение на занятиях является главным объектом внимания воспитателя вущерб другим видам деятельности; обучающие занятия не связаны с самостоятельнойдетской деятельностью; регламентированность занятий приводит к формальномуобщению воспитателя с детьми, снижению и подавлению детской активности;отношения воспитателя с детьми строятся на учебно-дисциплинарной основе,ребенок для педагога является объектом воздействия, а не равноправным партнеромобщения; фронтальные занятия не обеспечивают активности всех детей группы; на нихиспользуется школьная форма организации; обучение родному языку мало направленона развитие коммуникативной деятельности; на многих занятиях отсутствуетмотивация речи; преобладают репродуктивные методы обучения (на основеподражания образцу).
Некоторые авторы считают, чтоследует отказаться от специальных занятий по развитию речи, оставив их лишь встаршей и подготовительной к школе группах как занятия по подготовке к обучениюграмоте. Задачи же речевого развития нужно решать на других занятиях, в процессеживого общения воспитателя с детьми (и совместной деятельности самих детей),рассказывания ребенка заинтересованному слушателю, а не на специальных занятияхпо пересказу заданного текста, описанию предметов и т.д.
С этой точкой зрения нельзясогласиться, она противоречит научным данным о роли и характере обучения роднойречи. Не умаляя значения общения педагога с детьми, еще раз подчеркнем, чтоцелый ряд речевых навыков и умений, составляющих основу языковой способности,формируется только в условиях специального обучения: развитие смысловой стороныслова, усвоение антонимических, синонимических и полисемических отношений междусловами, овладение умениями связной монологической речи и др. Кроме того,анализ недостатков организации и методики занятий говорит не о ихнецелесообразности, а о необходимости их совершенствования, повышения уровняпрофессиональной подготовки воспитателя. Педагог детского сада должен овладетьметодикой проведения занятий, соответствующей общедидактическим и методическимпринципам, умением взаимодействовать с детьми с учетом характерной для нихформы общения. [2, с. 21]

Список использованных источников
1.  Алексеева, М.М. Методика развития речи и обученияродному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд. – М.: Академия,2000. – 412 с.
2.  Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.:Просвещение, 1981. – 255 с.
3.  Старжынская, Н.С. Методыка развіцця роднага маўлення /Н.С. Старжынская. – Минск: Універсітэцкае, 1998. – 287 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.