Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование ценностей ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя

На правахрукописи
 
 
 
ФОРМИРОВАНИЕЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
У ПОДРОСТКОВВ СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛАССНОГОРУКОВОДИТЕЛЯ

13.00.01 –общая педагогика,
историяпедагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертациина соискание ученой степени
кандидатапедагогических наук
Чебоксары –2008

ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
 
Актуальностьисследования. ВФедеральной программе развития образования воспитание рассматривается какцеленаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования,ориентированная на создание условий дляразвития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческихи отечественных ценностей.
Сегодня данные ценностиподвергаются мощному воздействию отрицательных явлений окружающей среды. Утратеценностей способствуют изменения, связанные с открытым и увеличивающимсясоциальным неравенством, с нарушением равновесия семьи, в которой потерянавертикальная традиция преемственности поколений, с существенным снижением этическогостандарта, выразившимся в повсеместном распространении коррупции, порнографии,наркомании, в росте преступности, в маргинализации массовых культурныхобразцов, в сомнительных поведенческих примерах. Обострение проблемы приобщенияк общечеловеческим ценностям вызвано также появлением молодежных группировок срасистскими, инфернальными установками, готовых к насилию, вандализму и правонарушениям.
Особенно тяжело в этихусловиях приходится подросткам, которые составляют особуюсоциально-демографическую группу, еще не обладающую достаточным нравственным исоциальным иммунитетом.
Исследователи (Е.В.Бондаревская, С.К. Бондырева, Б.Т. Лихачёв, Н.Д. Никандров, И.В. Павлов, Л.Ю.Сироткин, Д.И. Фельдштейн и др.) подчеркивают сложность процессов, происходящихв подростковой среде, и признают заметное ухудшение ее духовного состояния,характеризуют его как нестабильное и не обеспечивающее необходимых возможностейжизненного самоопределения.
Поэтому оказание помощиподросткам в правильном выборе духовно-нравственных ценностей, ориентации на общечеловеческиеи национальные ценности, построение такого воспитательного пространства,которое «формировало бы жизнеспособность личности, т. е. способность выживать вусловиях нынешней реальности, не деградируя, а развиваясь в созидательном направлении»(Н.Д. Никандров) являются приоритетными задачамисовременной общеобразовательной школы.
В «Уставеобщеобразовательной школы» в построении такого пространства важное место отводитсяклассному руководителю — организатору воспитательного процесса в первичномколлективе.
Вместе с тем проведенное намиизучение показало, что значительная часть современных классных руководителей общеобразовательныхшкол испытывают определенные трудности в организации воспитательной работы сучащимися подросткового возраста, не владеют достаточными теоретическими и методическимизнаниями, практическими умениями и навыками формирования ценностных ориентаций.
Степеньразработанности проблемы исследования. Проблема формирования ценностных ориентаций сложна имногогранна. Ее пытались решить еще Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель идругие великие мыслители античности.
Значительный вклад вразвитие представлений о природе ценностей и аксиологических императивахобразования и воспитания личности внесли как зарубежные (Г. Мюнстербрег, Г.Олпорт, Ф. Вернон, Г. Линдзи, М. Рокич, В. Франкл и др.), так и отечественныеисследователи (С. Ф. Анисимов, Р.Г. Апресян, А.С. Арсеньева, О.М. Бакурадзе, Е.В.Бондаревская, Б.С. Братусь, Л.А. Вершинина, В.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий,И.М. Дуранов, М.С. Каган, В.Т. Лисовский, Н.Д. Никандров, Б.Д. Парычик, А.В.Разин, В.Н. Сагатовский, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Г.И. Чижакова, Г.И.Филонов, И.Я. Яковлев и др.).
Отдельные аспекты формированияценностных ориентаций учащейся молодежи в различных воспитательных системах рассмотреныв трудах ученых-педагогов Л.В. Байбородовой, Н.И. Болдырева, О.С. Богдановой,Е.В. Бондаревской, З.И. Васильевой, О.Г. Васюкова, Г.Н. Волкова, О.С. Газмана, Т.И.Галкиной, В.А. Караковского, Е.Н. Крестьяновой, Л.В. Кузнецовой, И.С. Марьенко,О.В. Михайловой, Л.В. Островской, О.Ю. Сергеевой, А.Ф. Скворцовой, Ю.П.Сокольникова, М.И. Шиловой, Н.Е. Щурковой и др.
На основании анализапсихолого-педагогической литературы, изучения опыта работы школ, современныхтребований общества к воспитанию подрастающих поколений нами были выявленыпротиворечия между:
— стремлением подростков ксамовыражению, реализации собственной личностной позиции и крайне ограниченнымивозможностями их включения в созидательную, добротворческую,ценностно-ориентационную деятельность в школе и вне нее;
— активным поискомподростками образцов-идеалов и недостаточным выражением в содержании школьного воспитанияпривлекательных современных образцов служения идее, размышлений о смысле жизни,об истинных и ложных ценностях, о предназначении человека на Земле;
— между возрастающимитребованиями общества к формированию ценностных ориентаций у подростков инедостаточной теоретической и методической разработанностью ее решения вдеятельности классных руководителей.
Выявленные противоречияпозволили нам сформулировать проблему исследования: каковыпедагогические условия эффективного формирования ценностных ориентаций уподростков в системе деятельности классного руководителя общеобразовательнойшколы?
Цель исследования: выявление, теоретическое иэкспериментальное обоснование педагогических условий эффективного формированияценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя.
Объект исследования: целостный педагогическийпроцессобщеобразовательной школы.
Предмет исследования: реализация комплекса педагогическихусловий эффективного формирования ценностных ориентаций у подростков в системедеятельности классного руководителя.
Гипотеза исследования. Формирование ценностных ориентацийу подростков в системе деятельности классного руководителя будет осуществлятьсяэффективно, если:
— воспитательный процесс организуетсяна основе научно обоснованной модели формирования ценностных ориентаций,включающей ценностно-целевой, субъект-субъектный, содержательный,процессуально-коммуникативный, диагностико-результативный компоненты. При этомсистема ценностей понимается в соотношении с духовным бытием человека какдиалоговое взаимодействие его с окружающим миром, другими людьми и самим собой(становление субъекта культуры), а педагогическая деятельность классногоруководителя как социокультурный межсубъектный диалог;
— разработаны иопределены критерии и показатели, позволяющие отслеживать динамику уровней ирезультативность формирования ценностных ориентаций у подростков;
— обеспечивается повышениетеоретического и методического уровней классных руководителей по приобщениюподростков к общечеловеческим и национальным ценностям путем внедренияавторской программы «Деятельность классного руководителя по формированиюценностных ориентаций у подростков»;
— оказывается комплексноепедагогическое воздействие на когнитивный, эмоциональный и поведенческийкомпоненты структуры ценностных ориентаций подростков в процессе реализацииавторской программы воспитания «Культурное наследие земли Чувашской»;
— создается высокийнравственный, социально-психологический климат в классе, способствующий черезсамодеятельность и творчество участников коллективной жизнедеятельностиорганизации действий и поступков, которые закрепляютопыт ответственногоотношения к общечеловеческим и национальным ценностям;
— обеспечиваетсяинтеграция воспитательных сил школы, семьи, общественности, учрежденийкультуры, производственных коллективов;
— осуществляетсяиндивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам в процессепоэтапного формирования у них ценностных ориентаций.
 В соответствии с целью,объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить ипроанализировать состояние разработанности исследуемой проблемы впедагогической теории и практике;
2) уточнить сущностныехарактеристики ценностных ориентаций у подростков;
3) раскрыть содержаниепроцесса формирования ценностных ориентаций у подростков;
4) выявить типичныетрудности современных классных руководителей в работе по формированиюценностных ориентаций у подростков;
5) разработать иапробировать модель процесса формирования ценностных ориентаций у подростков всистеме деятельности классного руководителя;
6) выявить, теоретически иэкспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающиеэффективность деятельности классного руководителя по формированию ценностных ориентацийу подростков.
Методологическойосновой исследованиястали: философское учение о всеобщей взаимосвязи явлений и процессов; положениядиалектической теории познания; идеи, раскрывающие проблему взаимодействияобщества и человека, признающие человека ценностью и целью общественногоразвития; идеи становления личности в процессе развития цивилизаций; научныеположения гуманистической педагогики о сущности воспитания; учение о единствеобщего, особенного и единичного в педагогическом процессе; идеиаксиологического подхода; законодательные акты государства и нормативныедокументы Министерства образования и науки РФ по организации воспитательногопроцесса в общеобразовательных школах, в том числе в деятельности классногоруководителя.
Теоретическую основу исследования составили:
— основные положениятеории ценностей (С.Ф. Анисимов, А.А. Бодалев, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган,В.А. Караковский, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.Н. Сагатовский, В.А.Сластенин, Е.И. Сухова, А.И. Титаренко, В.Т. Тугаринов, Г.И. Чижакова, В.А.Ядов и др.);
— психологические теорииразвития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С.Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, А.В.Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.);
— современные концепциигуманизации образования (И. Ю. Алексашина, В.П. Бездухов, В.С. Библер, М.В.Богуславский, А.В. Кирьякова, Е.И. Шиянов и др.);
— концепцияличностно-ориентированного образования и воспитания (Е.В. Бондаревская, Б.Т.Лихачев, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманская и др.);
— концепция системногоподхода к воспитанию (П.Ф. Афанасьев, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, В…Краевский, О.С. Газман, В.Н. Садовский, Ю.П. Сокольников и др.);
— теория управлениявоспитательными системами (В. И. Андреев, Л. И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Н.М.Таланчук и др.);
— идеи об этнопедагогическихосновах воспитания (К.Ш. Ахияров, Г. Н. Волков, З.Г. Нигматов, Т.Н. Петрова,М.Г. Тайчинов, Э.И. Сокольникова и др.)
— теоретические подходы кмоделированию деятельности классного руководителя (Н.И. Болдырев, О.С. Газман, М.И.Рожков, В.П. Сергеева, Е.Н. Степанов, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова и др.).
Для решения поставленныхзадач был использован комплекс методов исследования:
— теоретические-анализ отечественнойи зарубежной философской, социологической, психолого-педагогической инаучно-методической литературы, нормативно-правовых, инструктивно-методических ирабочих документов и материалов управленческого и процессуального характера попроблеме исследования, синтез, моделирование;
- эмпирические- изучение иобобщение инновационного педагогического опыта, включенное наблюдение,самонаблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, анализтворческих работ, педагогический эксперимент;
— статистические–математическая и статистическая обработка полученных данных, качественный иколичественный анализ результатов исследования.
Опытно-экспериментальнойбазой исследования сталомуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№ 1 им. М. В. Силантьева» г. Цивильска Чувашской Республики. Четырехлетниммонографическим изучением (с 6 по 9 классы) было охвачено 81 учащийся двухэкспериментальных и одного контрольного первичных коллективов.
Исследованиепроводилось в три взаимосвязанных этапа.
На первом этапе (2002-2004 гг.)осуществлялисьвыбор и обоснование темы исследования, определялись еготеоретико-методологическая основа, проблема, объект и предмет, что позволилосформулировать цель, задачи и гипотезу исследования; проводился анализотечественной и зарубежной философской и психолого-педагогической литературы,нормативно-правовых документов; изучался и обобщался инновационный опыт работыклассных руководителей, создавалась экспериментальная площадка на базеобщеобразовательной школы № 1 г. Цивильска, разрабатывалисьучебно-методические материалы сопровождения воспитательного процесса, уточнялисьметодики экспериментальной работы; проводились поисковый и констатирующий эксперименты.
На втором этапе (2004-2008 гг.) был проведенформирующий эксперимент, заключающийся во внедрении в учебно-воспитательныйпроцесс модели формирования ценностных ориентаций у подростков в системе деятельностиклассного руководителя. В ходе эксперимента проверялись основные положениягипотезы, уточнялись содержание, структура, критерии и показателисформированности ценностных ориентаций у учащихся экспериментальных и контрольного классов.
На третьем этапе (2008 г.) проводилось теоретическое обобщение и статистическая обработка результатовопытно-экспериментальной работы, формулировались основные теоретические выводыи методические рекомендации по проблеме исследования, оформлялся текст диссертации.
Научная новизнаисследования заключаетсяв том, что:
— выявлены типичныенедостатки и затруднения, испытываемые классными руководителями в процессеформирования ценностных ориентаций у подростков;
— разработана иреализована теоретическая модель процесса формирования ценностных ориентаций уподростков в системе деятельности классного руководителя, включающаяценностно-целевой, субъект — субъектный, содержательный, процессуально -коммуникативный,диагностико -результативный компоненты;
— выявлен и обоснованкомплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное формированиеценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классногоруководителя.
 Теоретическаязначимость исследования состоит: в уточнении сущностных характеристик ценностных ориентаций уподростков; в разработке технологии формирования ценностных ориентаций уподростков, которая обеспечивается взаимосвязью и взаимообусловленностьюкомпонентов: когнитивного (знания о предметах, явлениях, процессах, системеценностей), эмоционального (эмоционально-ценностное отношение к миру, своим связям,чувствам, осознание личностно значимых, социально востребованных качеств) и поведенческого(стремление к тому или иному типу социального поведения, примеру-идеалу, саморазвитиеи самореализация в действиях); в определении критериев и показателейэффективности процесса, а также уровней сформированности ценностных ориентацийу подростков.
Результаты исследованиярасширяют имеющиеся теоретические представления о необходимости и возможностиформирования ценностных ориентаций у подростков в системе деятельностиклассного руководителя, могут послужить основой для дальнейшей разработкиданной проблемы.
Практическаязначимостьисследования определяется тем, что содержащиеся в нем положения, выводы ирекомендации создают предпосылки для эффективного научно-педагогическогообеспечения процесса формирования ценностных ориентаций у подростков в системедеятельности классного руководителя. Разработанный и опытно-экспериментальноапробированный учебно-методический комплекс, включающий программу методическогосеминара классных руководителей «Формирование ценностных ориентаций уподростков» (Чебоксары, 2006 г.),учебно-методическое пособие «Культурное наследие земли Цивильской» (Чебоксары, 2006 г.), методику оценки сформированности ценностных ориентаций у подростков, дидактические материалы,а также монографию «Формирование ценностных ориентаций у подростков в системедеятельности классного руководителя» (Чебоксары, 2007 г.), может быть успешно использован классными руководителями, заместителями директоров школ повоспитательной работе в целях совершенствования педагогического процесса вшколе, преподавателями – в системе повышения квалификации и переподготовкипедагогических кадров, в подготовке студентов педвузов к выполнению функцийклассного руководителя.
Достоверность выводови результатов исследования обеспечивается теоретико-методологической обоснованностью исходныхположений, системным использованием эмпирических и теоретических методов,адекватных поставленным цели и задачам исследования, целенаправленным анализомреальной педагогической практики, комплексным и продолжительным характеромопытно-экспериментальной работы, применением в процессе обработки результатовисследования методов математической статистики, качественного и количественногоанализа.
В основу диссертацииположен личный опыт работы автора в качестве учителя, классного руководителя ируководителя методического объединения классных руководителей МОУ «ЦивильскаяСОШ № 1 им. М. В. Силантьева» Чувашской Республики.
Автор являетсяпобедителем районного и республиканского конкурсов классных руководителей «Самыйклассный классный — 2007», лауреатом премии Президента Российской Федерации,установленной Указом «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи».В 2008 г. автор стал абсолютным победителем II Всероссийской олимпиады аспирантов по педагогическим наукам«Научное творчество», проходившей в Российском государственном педагогическомуниверситете им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург). В 2008 г. Указом Президента Чувашской Республики за монографию «Деятельность классного руководителя поформированию ценностных ориентаций у подростков» диссертанту присужденаГосударственная молодежная премия Чувашской Республики в сфере образования,воспитания и молодежной политики.
Апробация результатовисследования осуществляласьпутем внедрения разработанного учебно-методического комплекса в педагогическийпроцесс школ г. Цивильска и Цивильского района Чувашской Республики, школ№№ 10, 39, частного образовательного учреждения «Центр «Интеллект» г. Чебоксары;в ходе обсуждений материалов исследования на семинарах классныхруководителей и методологических семинарах аспирантов и докторантов кафедрыпедагогики ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, на заседаниях педагогических советовопытно-экспериментальных школ, выступлений на всероссийских и республиканскихнаучно-практических конференциях и семинарах, посвященных современным проблемамвоспитания учащейся молодежи и проводившихся в Белгороде, Москве, Уфе, Казани,Чебоксарах, Нижнем Новгороде, Санкт – Петербурге в период с 2002 по 2008 г. Результаты исследования отражены в 2 учебно-методических пособиях, 1 монографии, 28 статьях,опубликованных в сборниках научных трудов и научно-методических журналах, в томчисле в ведущем рецензируемом научном журнале «Образование и саморазвитие» (выпуск№ 4, 2007).
Общий объем публикацийсоставляет 40,0 п. л.
На защиту выносятсяследующие положения:
1. Ценностные ориентации представляют собой сложное, относительноустойчивое новообразование в психологической структуре личности подростка,определяющее его сознание, направленность, систему ценностных установок, ценностноеотношение к значимым сферам окружающей жизни, выступающее побудителемдеятельности и поведения в соответствии с имеющейся в обществе системойценностей.
2. Формированиеценностных ориентаций у подростков есть целенаправленно организованный процессих приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям, которые охватывают основные аспектыжизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания.
3. Критериями ипоказателями сформированности ценностных ориентаций у подростков, позволяющимиотслеживать динамику уровней и результативность формирования ценностныхориентаций, являются:
а) когнитивный критерий,отражающий знания об общечеловеческих и национальных ценностях (показатели:глубокие, неполные, поверхностные, отсутствие знаний);
б) эмоциональныйкритерий, отражающий отношение к общечеловеческим и национальным ценностям(показатели: положительное, нейтральное, индифферентное, негативное отношение);
в) поведенческий,отражающий опыт ценностно-ориентированного поведения, способность подростка производитьсамооценку, самоконтроль с позиции общечеловеческих и национальных ценностей(показатели: устойчивое, относительно устойчивое, неустойчивое, отрицательноеповедение).
4. Эффективностьформирования ценностных ориентаций у подростков в системе деятельностиклассного руководителя обеспечивается при соблюдении теоретически обоснованныхи экспериментально проверенных педагогических условий:
— организациивоспитательного процесса на основе научно обоснованной модели формированияценностных ориентаций, включающей в себя следующие компоненты: целевой,субъект-субъектный, содержательный, процессуально-коммуникативный, результативный;
— обеспечении повышениятеоретического и методического уровней готовности классных руководителей к приобщениюподростков к общечеловеческим и национальным ценностям путем внедренияавторской программы «Деятельность классного руководителя по формированию ценностныхориентаций у подростков»;
— оказании комплексногопедагогического воздействия на когнитивный, эмоциональный и поведенческийкомпоненты структуры ценностных ориентаций подростков в процессе реализацииавторской программы воспитания «Культурное наследие земли Чувашской»;
— создании высокогонравственного, социально-психологического климата в классе, способствующегочерез самодеятельность и творчество участников коллективной жизнедеятельностиорганизации действий и поступков, которые закрепляютопыт ответственногоотношения к общечеловеческим и национальным ценностям;
— обеспечении интеграции воспитательныхсил школы, семьи, общественности, учреждений культуры и производственных коллективов;
— осуществлениииндивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам в процессепоэтапного формирования у них ценностных ориентаций.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения,двух глав, заключения, списка использованной литературы (293 наименования), 24таблиц, 3 схем, 6 диаграмм и 3 приложений.
Во введенииобоснованы актуальность, научная и практическаязначимость проблемы, выбранной в качестве темы исследования; определены егоцель, задачи, объект, предмет; сформулирована гипотеза, освещающая методологическиеосновы и методы исследования; изложены положения, выносимые на защиту; раскрытынаучная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования;приведены сведения об апробации и внедрении результатовопытно-экспериментальной работы.
В первой главе«Теоретические основы формирования ценностных ориентацийу подростков в системе деятельности классного руководителя» проведен анализсостояния изучаемой проблемы в научной литературе и практике, уточнена сущностьпонятия «ценностные ориентации», раскрыто содержание процесса формирования ценностныхориентаций у подростков, выявлены типичные недостатки и затруднения классных руководителейв работе по формированию ценностных ориентаций у подростков, обоснована модельпроцесса формирования ценностных ориентаций у подростков в системе деятельностиклассного руководителя.
Во второй главе«Опытно-экспериментальная работа по формированиюценностных ориентаций у подростков» раскрываются содержание, методика, ходопытно-экспериментальной работы по реализации гипотезы исследования,осуществляется качественный и количественный анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования,подтвердившие его гипотезу и положения, выносимые на защиту.
В приложении даются программа воспитательнойработы «Культурное наследие земли Чувашской», программа методического семинара«Деятельность классного руководителя по формированию ценностных ориентаций уподростков», программа семинара-тренинга для родителей «Педагогическоепонимание подростка», диагностические методики.
 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕРАБОТЫ
 
Анализ литературысвидетельствует о том, что в науке еще не сложилась единая концепция,выявляющая особенности ценностных ориентаций в целостной структуре личности.Данная проблема представлена исследованиями следующих ученых: в философии — С.Ф. Анисимова, В.А. Василенко, Г.П. Выжлецова, О.Г. Дробницкого, А.Н.Максимова, В.В. Розанова, В.П. Тугаринова, Б.А. Чагина и др.; в социологии — А.Г.Здравомыслова, Т.Ю. Любимовой, В.Б. Ольшанского, С.И. Попова, В.А. Ядова и др.;в психологии — Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, М.И. Бобневой, Л.И. Божович, А.В.Битуевой, Б.С. Братусь, А.Ф. Лазурского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейнаи др.; в педагогике — В.А. Караковского, Н.Д. Никандрова, З.И. Равкина, В.А.Сластенина, В.А. Сухомлинского, Г.И. Чижаковой и др.
Осмысление категории«ценностная ориентация» осуществлялось нами в процессе анализа научных понятий:отношение, направленность, ценность, потребность, интерес.
Ценностныеориентации личности представляют собой центральное образование, определяющеенаправленность, отношениек тому или иному явлению действительности как к ценному или неценному с позицииобщечеловеческой морали, являющей собой высшийуровень регуляции социальным поведением личности. Социально-нравственныевзгляды, идеалы и убеждения занимают стержневое место в системе ценностных ориентаций.
В типологии ценностныхориентаций выделяют варианты ценностных систем: терминальные (ценности-цели) иинструментальные (ценности-средства) (М. Рокич); духовные, социальные иматериальные (С. С. Бубнова, В. Ю Крылов, И. Я. Яковлев); общечеловеческие инациональные (Г. Н. Волков, В. А. Караковский, Н. Д. Никандров, Г. К. Селевко,В. А. Сластенин) и т. д. По мнению исследователей, общечеловеческими ценностямиявляются: ценности Отечества, его культура и его история; самобытность народа,которая отличает его от других, позволяет быстро осваивать все формы коммуникативностии взаимодействия людей своего круга и языка; ценность человеческой жизни,уважение прав и свобод людей; ценности семьи, брака, любви и родительства, ценностижизни ребенка в глазах старших поколений; ценности природы, бережное отношениек ее богатству; ценности личных человеческих качеств, таких как мужество,смелость, решительность, благородство, рыцарское отношение к женщине.
Ценностные ориентации представляютсобой единство компонентов: когнитивного (знания о предметах, явлениях,процессах, мировоззрение, представление о своей жизни), эмоционального(отношение к миру, своим связям, чувствам) и поведенческого(предрасположенность к тому или иному типу социального поведения).
Система ценностныхориентаций осуществляет следующие функции: мотивационно-побудительную,регулятивную, смыслообразующую, социально-ориентирующую, функции интеграциидуховного мира личности, целеполагания, детерминации психических процессов.
Основыформирования базовой структуры ценностных ориентаций закладываются вподростковом возрасте, когда происходит осознание самого себя, своихвозможностей, способностей, интересов, возникает стремление ощутить себя истать взрослым, возрастает потребность в общении со сверстниками, всамоутверждении и самовыражении (т. е. желание проявить себя в тех качествахличности, которые он считает ценными).
Формирование ценностныхориентаций у подростков нами рассматривается как процесс их приобщения к наиболеезначимым общечеловеческим ценностям: Земле, Отечеству, Семье, Труду, Знаниям,Культуре, Миру, Человеку (В.А. Караковский). Система этих ориентировпривлекательна для нас тем, что она содержит возможности для обращения кнациональным ценностям, поскольку одним из ведущих в ней выступает понятие «Отечество»,а ряд других ценностей позволяют осмыслить их с учетом национальных реалий.Национальное неразрывно связано с общечеловеческим.
Формирование ценностныхориентаций личности подростка предполагает процесс становления его ценностногосознания, основными категориями которого являются нравственный идеал, глубокиеубеждения, основы мировоззрения, этические ценности и нормы, моральнаямотивация, этическая оценка; идейно-эмоционального отношения к явлениямдействительности; способности к саморегуляции, самоопределению, самоутверждениюи рефлексии.
Структура процессаформирования ценностных ориентаций представлена тремя направлениями,происходящими в единстве: развитие познавательной, оценочной и деятельностнойнаправленности личности.
Полный цикл формированияценностных ориентаций включает в себя следующие этапы: предъявление ценностейвоспитаннику; осознание ценностных ориентаций личностью, принятие ценностныхориентаций, реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении;закрепление ценностных ориентаций в направленности личности и перевод их встатус качества личности, т. е. в своего рода потенциальное состояние;актуализация потенциальных ценностных ориентаций, заключающихся в качествах личностиучителя.
Специфические особенностипроцесса формирования ценностных ориентаций личности: двусторонность, длительностьи непрерывность, концентризм, обеспечение единства педагогических влияний наличность школьника, осуществление воспитательных воздействий как бы исподволь,без назиданий и нравоучений.
Ценностныеориентации формируются и развиваются в процессе социализации под влияниемразличных факторов: общественных отношений, родного языка, культуры,образования, социального окружения и т. п. Ведущую роль в формированииценностных ориентаций у подростков в общеобразовательной школе играет классныйруководитель.
Изучениедеятельности 134 классных руководителей общеобразовательных школ показало, чтомногие из них испытывают трудности в формировании ценностных ориентаций уучащихся: не обладают достаточными теоретическими и методическими знаниями, аналитическими, прогностическими,проектировочными, организационными, информационными, коммуникативными,перцептивными, диагностическими, рефлексивными, прикладными умениями. Из числаобследованных классных руководителей 39% имеют репродуктивный, 44% — технологический и лишь 17% — творческий уровни готовности к формированиюценностных ориентаций у подростков.
Полученные данные реальноотражают состояние исследуемой нами проблемы и подтверждают наличиепротиворечия между возрастающими требованиями общества к формированиюценностных ориентаций у подростков и недостаточной теоретической и методическойразработанностью ее решения в деятельности классных руководителей.
В связи с этим, согласногипотезе исследования, нами была разработана и реализована теоретическаямодель процесса формирования ценностных ориентаций у подростков в системедеятельности классного руководителя (схема 1).
Модель включает в себяследующие компоненты: целевой (цель, задачи, закономерности, принципы), субъект-субъектный (классный руководитель, учащиеся, родители, педагогическийколлектив школы, общественность), содержательный (направления деятельностиклассного руководителя, этапы (алгоритм) работы классного руководителя),процессуально -коммуникативный (формы, методы, средства), диагностико -результативный(критерии, показатели, уровни, результат).
/>Центральным системообразующим компонентом моделиявляется авторская программа воспитательной работы «Культурное наследие землиЧувашской». Ее цель: формирование ценностных ориентаций у подростков на основевоспитывающего потенциала историко-культурного наследия родного края. Программаохватывает различные сферы деятельности, представленные в виде взаимосвязанныхблоков (схема 2).
 
Схема 1
Модель процессаформирования ценностных ориентаций у подростков в системе деятельностиклассного руководителя
/>/>/>
Принципы: общественно -ценная целевая направленность воспитания; культуросообразность; ориентация на ценностные отношения воспитанников; обеспечение рефлексии учащихся; единство сознания и опыта деятельности; вариативность и добровольность; диалогичность; природосообразность; опора на положительное в человеке, единство требовательности и уважения к ребенку, воспитание в коллективе, социальная защита,  компетентность и др.  
Закономерности: воспитание определяется потребностями общества, интересами государства, этническими нормами; результат воспитания обусловлен согласованностью педагогических воздействий; учет потребностей, интересов и возможностей личности в воспитании; эффективность воспитания детерминирована степенью собственной активности личности; эффективность воспитания обусловлена отказом от прямых императивных способов педагогического воздействия, признанием личности как целостности
    />/>/> Ценностно-целевой компонент/> /> /> /> /> /> /> />
Задачи: мониторинг уровня сформированности ценностных ориентаций учащихся; организация познавательной, оценочной, коллективно-творческой и  спортивно-оздоровительной деятельности подростков; развитие органа ученического самоуправления; создание единой воспитательной направленности школы, семьи, социума; повышение профессионально-педагогической компетентности классных руководителей    
 
 

 
 
Содержательнийкомпонент
Направления работыклассного руководителя: педагогическая диагностика, реализация авторскойпрограммы воспитания «Культурное наследие земли Чувашской», создание высокогонравственного, социально-психологического климата в классе; взаимодействие сучителя-ми-предметниками, родителями учащихся, представителями общественных икультурных учреждений, производственных коллективов города; осуществлениеиндивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам; повышение теоретическогои методического уровня на основе программы семинара «Формирование ценностныхориентаций у подростков»
Этапы (алгоритм) работыклассного руководителя: диагностический, прогностически -проектировочный,организаторский, формирующий, контрольно-аналитический, оценочный,координационно-коррекционный
Процессуальний-коммуникативный компонент
Методы воспитания: методыорганизации жизни и деятельности детского коллектива; методы повседневногосистематического целенаправленного и свободного общения, делового, товарищеского,доверительного взаимодействия в обыденных и экстремальных ситуациях; методыдетской самодеятельности методы психологического и педагогического прикосновениявоспитателя к личности ребенка и др.
Формы воспитания:классные часы, беседы, дискуссии, дебаты, экскурсии, встречи, вечера, просмотр иобсуждение кино- и видеофильмов, обсуждения художественных произведений, защитапроектов, трудовые акции, коллективные творческие дела (КТД), игры, походы,соревнования и др.
Схема 2
Блоки программы«Культурное наследие земли Чувашской»
Оздоровительная деятельность
(экскурсии, прогулки и др.)   />/>
Данные блоки в своей совокупности формируют воспитательную среду класса, вкоторую с первых же занятий погружаются подростки. Каждый блок конкретизируетцель программы в соответствующих задачах.
Границы воспитательнойсреды в процессе реализации данной программы значительно расширяются: ее полноправнымиучастниками становятся учащиеся и учителя школы, творческие объединения детей,кружки, спортивные секции, Дома культуры, шефские организации, производственныеколлективы, музеи, библиотеки, архивы, исторические памятники города, района,республики.
Для оценкисформированности ценностных ориентаций у подростков, планирования икорректировки воспитательной работы нами были разработаны критерии,показатели, а также уровни сформированности ценностных ориентаций (табл.1).
Таблица 1
Критерии, показатели иуровни
сформированностиценностных ориентаций у подростков
Критерии
Показатели «5» «4» «3» «2» когнитивный (знания об общечеловеческих и национальных ценностях) глубокие знания о ценностях (наличие убеждений) неполные знания о ценностях (наличие суждений) поверхностные знания о ценностях отсутствие знаний о ценностях эмоциональный (отношение к общечеловеческим и национальным ценностям) положительное отношение к ценностям нейтральное отношение к ценностям индифферентное отношение к ценностям негативное отношение к ценностям
поведенческий
(опыт ценностно-ориентированного поведения в социуме) устойчивое нравственное поведения в социуме относительно устойчивое поведение в социуме неустойчивое поведение в социуме проявление отрицательного поведения
уровни сформированности ценностных ориентаций наивысший высокий средний низкий
 
На основе разработанныхкритериев и показателей на констатирующем этапе эксперимента были выявленычетыре группы подростков экспериментальных и контрольного классов с учетомуровня сформированности ценностных ориентаций (табл. 2).
 
Таблица 2
Распределение подростков по уровням сформированностиценностных ориентаций
(констатирующий этап эксперимента, 2004 г.)
Класс
Кол-во учащихся
Уровень сформированности ценностных ориентаций
Ср
V
наивысший
высокий
средний
низкий экспериментальные классы 6 А (Э-1) 29 4 (14%) 6 (21%) 13 (45%) 6 (20%) 2.29 0.97 6 Б (Э-2) 27 3 (11%) 5 (19%) 12 (44%) 7 (26%) 2.15 0.91 контрольный класс 6 В (К) 25 3 (12%) 7 (28%) 11 (44%) 4 (16%) 2.36 -
 
Прим.:Ср — среднийпоказатель, отражающий количественную оценку роста уровня сформированностиценностных ориентаций: /> (a, b, c, d – количество подростков (%),находящихся на низком, среднем, высоком и наивысшем уровнях). V — коэффициент эффективностиэкспериментальной методики, который отражает качественный рост исследуемогокритерия: /> (/> — значение среднего показателяэкспериментальной группы, />-значение среднего показателя контрольной группы).
Согласно гипотезеисследования повышение теоретического и методического уровней готовностиклассных руководителей осуществлялось путем внедрения авторской программыметодического семинара «Деятельность классного руководителя по формированиюценностных ориентаций у подростков». Семинар вооружал классных руководителейфилософскими, психолого-педагогическими знаниями о ценностях, ценностныхориентациях личности, современными концепциями воспитания, передовым опытомработы, методами научного планирования, организации, оценки воспитательной работыв коллективе класса; помогал правильно и всесторонне анализироватьпедагогические ситуации и применять в работе инновационные педагогическиетехнологии, учитывая уровень сформированности ценностных ориентаций у подростков.
Семинар предусматривалпроведение лекционных, практических, тренинговых занятий, организациюсамообразования классных руководителей, изучение передового опыта, проведениеисследовательских работ и др. На семинарах выступали учителя, классныеруководители, педагоги-ученые, психологи. Итогом работы сталанаучно-практическая конференция учителей и классных руководителей школы.
Важнымусловиемэффективности формирования ценностных ориентаций у подростковвыступало комплексное педагогическое воздействие на когнитивный,эмоциональный, поведенческий компоненты структуры ценностных ориентаций у подростков.Оно обеспечивалось внедрением в учебно-воспитательныйпроцессавторской программы «Культурное наследие земли Чувашской», котораяпредусматривала взаимосвязь и взаимообусловленность выделенных нами вышечетырех основных блоков.
Первый блок, направленныйна организацию познавательной деятельности учащихся, заключался в проведенииспециальных этических бесед: продолжительность беседы в контекстевоспитательного занятия – 15-20 минут; лекторы — классный руководитель,работники музеев, краеведы, деятели культуры и искусства, известные спортсменыгорода, республики; в основе подачи материала – проблемное изложение.
Второй блок,предполагающий организацию оценочной деятельности учащихся, являлся логическимпродолжением первого блока и базировался на создании ситуаций нравственноговыбора, «проживания», прочувствования эмоционального состояния учащихся:продолжительность дискуссии – 25-30 минут, включенность каждого подростка воценочную деятельность, осуществление рефлексии.
Третий блок,подразумевающий организацию творческо-практической деятельности учащихся, строилсяна осуществлении коллективных творческих дел как логического обобщениякакого-либо раздела программы воспитания (трудовые дела, выполнениеобщественных поручений, концерты художественной самодеятельности, защитапроектов, выпуск тематических газет, альманахов и т. д.).
Четвертый блок,предусматривающий организацию оздоровительной деятельности учащихся,рассматривался нами в качестве сопутствующего первым трем блокам иреализовывался в форме экскурсий, походов, прогулок, спортивных тренировок исоревнований и т. д.
Управление разностороннейдеятельностью воспитанников в ходе опытно-экспериментальной работы осуществлялосьс заданными воспитателями образцами-идеаламиГражданина,Работника, Семьянина. Образец гражданского поведения выступал как цель формированияценностных ориентаций учащихся.
Следующее условие-создание высокого нравственного, социально-психологического климата в классе — обеспечивалось профессиональной компетентностью классного руководителя,его умениями сплачивать детский коллектив, выдвигать перед коллективом и отдельнымиучениками близкие, средние и дальние перспективы жизнедеятельности;организацией ученического самоуправления; выполнением учащимися временных ипостоянных индивидуальных, групповых, постепенно усложняющихся общественных поручений(учебных, трудовых, культурно-просветительных, спортивных, организационных).
Интеграция воспитательныхсил школы, семьи, общественности, учреждений культуры, производственныхколлективов реализовываласьв системе деятельности классного руководителя по следующим направлениям:
— взаимодействие сродителями учащихся: изучение возможностей семьи и родителей ввоспитании и поддержке детей; вовлечение родителей вучебно-воспитательный процесс (совместные походы, экскурсии, дни здоровья,праздники; организация дня открытых дверей); повышениепсихолого-педагогических знаний родителей путем организации тематических лекториев,семинара-тренинга «Педагогическое понимание подростка» (автор: С. В. Шик) и т.д.;
— взаимодействие сучителями-предметниками: изучение познавательных и профессиональных интересовучащихся (посещение уроков, оказание помощи в выборе кружков, элективныхкурсов, профилей обучения); обеспечениеединства действий в развитии детей в учебном процессе, создание ситуаций успехав учебной и во внеклассной работе и т. д.;
— взаимодействие спредставителями общественности, учреждений культуры, производственныхколлективов, народными умельцами, ветеранами войны и труда и т. д.
Осуществлениеиндивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам в процессепоэтапного формирования у них ценностных ориентаций предполагало: наличие упедагога адекватного представления об уровне сформированности ценностныхориентаций каждого ученика, сугубо типичных и ярко индивидуальных сторонах еголичности; организацию воспитательных дел, направленных на развитие социальнойактивности учащихся и презентацию их личных творческих достижений, апробациюдетьми своих возможностей в различных видах общественно полезной деятельности;поддержку социально-ценных инициатив, увлечений, интересов; обеспечениеэффективного взаимодействия учащихся разных уровней сформированности ценностныхориентаций; стимулирование стремления к самовоспитанию.
Реализация вышеназванныхпедагогических условий обеспечило формирование у подростков экспериментальныхклассов этических понятий, убеждений, нравственно ценных качеств.
Данные, полученные в ходеформирующего эксперимента, свидетельствуют, что в течение четырех лет (с 6 по 9классы) произошли позитивные изменения уровней сформированности ценностныхориентаций у подростков. В конце формирующего эксперимента (2008 г.) учащиеся экспериментальных и контрольного классов были вновь распределены по уровнямсформированности ценностных ориентаций (табл. 3).
Таблица 3
Распределение подростков по уровням сформированностиценностных ориентаций
(заключительный этап эксперимента, 2008 г.)
Класс
Кол-во учащихся
Уровень сформированности ценностных ориентаций
Ср
V
наивысший
высокий
средний
низкий экспериментальные классы Э-1 29 10 (35%) 13 (45%) 6 (20%) - 3.15 1.21 Э-2 27 9 (33%) 10 (37%) 8 (30%) - 3.03 1.17 контрольный класс К 25 4 (16%) 8 (32%) 12 (48%) 1 (4%) 2.60 -
Втабл. 4 представлена динамика роста уровнейсформированности ценностных ориентаций у подростков, среднего показателя икоэффициента эффективности в ходе опытно-экспериментальной работы
 
Таблица4
Сводныеданные опытно-экспериментальной работы
класс
G
наивысший
высокий
средний
низкий
Gпо Ср
Gпо V Э-1 6 (21%) 7 (24%) — 7 (- 25%) — 6 (- 20%) + 0.86 + 0.24 Э-2 6 (22%) 5 (18%) — 4 (- 14%) — 7 (- 26%) + 0.88 + 0.26 К 1 (4%) 1 (4%) 1 (4%) — 3 (- 12%) + 0.24 -
 
Прим.: G — показатель абсолютного прироста, который означает разностьначального и конечного уровня развития рассматриваемого критерия (показателя): /> (П(кон) – конечноезначение показателя; П(нач) – начальное значение показателя.
Каквидно из приведенной табл. 4, в экспериментальных классах изменения уровней сформированностиценностных ориентаций более значительны, чем в контрольном. Так, на 21-22% увеличилось количество подростков экспериментальныхклассов с наивысшем уровнем сформированности ценностных ориентаций против4% соответственно в контрольном; в среднем на 23%уменьшилось количество подростков экспериментальных классов с низким уровнемсформированности ценностных ориентаций, в то время как в контрольном классе на12%.
Соотношение количестваучащихся экспериментальных и контрольного классов, имеющих низкий, средний,высокий и наивысший уровни сформированности ценностных ориентаций,свидетельствует об эффективности выделенных и реализованных нами педагогическихусловий.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
 
В результате проведеннойработы нами были:
1. Уточнены сущностные характеристикиценностных ориентаций у подростков. Ценностные ориентации представляют собойсложное, относительно устойчивоеновообразование в психологической структуре личности подростка, определяющееего сознание, направленность, систему ценностных установок, ценностноеотношение к значимым сферам окружающей жизни, выступающее побудителемдеятельности и поведения в соответствии с имеющейся вобществе системой ценностей. Формирование ценностных ориентаций у подростков естьцеленаправленно организованный процесс их приобщения к общечеловеческим инациональным ценностям, которые охватывают основные аспектыжизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания.
2. Выявлены типичныетрудности современных классных руководителей в работе по формированиюценностных ориентаций у подростков. Таковыми являются: недостаточнаятеоретическая и методическая готовность к организации этого процесса,несформированность педагогических умений: аналитических, прогностических,проектировочных, организационных, информационных, коммуникативных,перцептивных, диагностических, рефлексивных, прикладных.
3. Определены критерии ипоказатели сформированности ценностных ориентаций у подростков, позволяющиеотслеживать динамику уровней и результативность формирования ценностных ориентаций:
а) когнитивный критерий,отражающий знания об общечеловеческих и национальных ценностях (показатели:глубокие, неполные, поверхностные, отсутствие знаний);
б) эмоциональный критерий,отражающий отношение к общечеловеческим и национальным ценностям (показатели:положительное, нейтральное, индифферентное, негативное отношение);
в) поведенческий,отражающий опыт ценностно-ориентированного поведения, способность подростка производитьсамооценку, самоконтроль с позиции общечеловеческих и национальных ценностей(показатели: устойчивое, относительно устойчивое, неустойчивое, отрицательноеповедение).
 В соответствии скритериями и показателями разработаны уровни сформированности ценностных ориентацийу подростков (наивысший, высокий, средний, низкий).
4. Выявленыпедагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования ценностныхориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя:
 - организациявоспитательного процесса на основе научно обоснованной модели формированияценностных ориентаций, включающей ценностно-целевой, субъект -субъектный,содержательный, процессуально -коммуникативный, диагностико -результативныйкомпоненты. При этом система ценностей понимается в соотношении с духовнымбытием человека как диалоговое взаимодействие его с окружающим миром, другимилюдьми и самим собой (становление субъекта культуры), а педагогическая деятельностьклассного руководителя как социокультурный межсубъектный диалог;
— обеспечение повышениятеоретического и методического уровней готовности классных руководителей к приобщениюподростков к общечеловеческим и национальным ценностям путем внедренияавторской программы «Деятельность классного руководителя по формированию ценностныхориентаций у подростков»;
— оказание комплексногопедагогического воздействия на когнитивный, эмоциональный и поведенческийкомпоненты структуры ценностных ориентаций подростков в процессе реализацииавторской программы воспитания «Культурное наследие земли Чувашской»;
— создание высокогонравственного, социально-психологического климата в классе, способствующегочерез самодеятельность и творчество участников коллективной жизнедеятельностиорганизации действий и поступков, которые закрепляютопыт ответственногоотношения к общечеловеческим и национальным ценностям;
— обеспечение интеграциивоспитательных сил школы, семьи, общественности, учреждений культуры ипроизводственных коллективов;
— осуществлениеиндивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам в процессепоэтапного формирования у них ценностных ориентаций.
Проведенное исследованиене претендует на всю полноту решения этой сложной и многоаспектной проблемы.Оно может быть продолжено в направлении изучения данной проблемы применительнок учащимся старшего школьного возраста различных типовобразовательно-воспитательных учреждений.

Основное содержание исследования отражено в публикациях автора
 
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК МО и науки РФ
 1.Михайлова, Т. В. Формирование ценностныхориентаций в системе воспитательной деятельности педагога [Текст] / Т. В.Михайлова // Образование и саморазвитие. — 2007. — № 4. – С. 139 -143.
 Монографии
2. Михайлова, Т. В. Деятельность классногоруководителя по формированию ценностных ориентаций у подростков: монография[Текст] / Т. В. Михайлова. — Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2007. – 238с.
Учебно-методические пособия
3. Михайлова, Т. В. Культурное наследие землиЦивильской: классные часы по духовно-нравственному воспитанию учащихся:учебно-методическое пособие [Текст] / Т. В. Михайлова. — Чебоксары: ЧГПУ им.И. Я. Яковлева, 2006. – 126 с.
4. Михайлова, Т. В. Формирование ценностных ориентацийу подростков: программа методологического семинара классных руководителей:учебно-методическое пособие [Текст] / Т. В. Михайлова. — Чебоксары: Чуваш.гос. пед. университет им. И. Я. Яковлева, 2007. – 43 с.
Научные статьи в журналах и сборниках
5. Михайлова, Т. В. Формирование коммуникативныхкачеств у подростков в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Т. В. Михайлова// Учебно-воспитательный процесс в условиях модернизации образования: сб.науч. ст. – М.: АПСН, 2004. – С. 124 — 128.
6. Михайлова, Т. В. Использование гуманитарныхпедагогических технологий в воспитании [Текст] / Т. В. Михайлова //Учебно-воспитательный процесс в условиях модернизации образования: сб. науч.ст. – М.: АПСН, 2004. – С. 268 — 273.
7. Михайлова, Т. В. Развитие творческих способностей уподростков [Текст] / Т. В. Михайлова // Технологическое образование учащейсямолодежи: состояние, проблемы, тенденции: сб. науч. ст. – Чебоксары: Чуваш.гос. пед. университет им. И. Я. Яковлева, 2005. – С. 70 — 74.
8. Михайлова, Т. В. Современные технологии вобразовании [Текст] / Т. В. Михайлова, О. В. Михайлова // Технологическоеобразование учащейся молодежи: состояние, проблемы, тенденции: сб. науч. ст.– Чебоксары: Чуваш. гос. пед. университет им. И. Я. Яковлева, 2005. – С. 150 — 154.
9. Михайлова, Т. В. Информационные технологии обучения[Текст] / Т. В. Михайлова, Т. Б. Боровикова // Технологическое образованиеучащейся молодежи: состояние, проблемы, тенденции: сб. науч. ст. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. университет им. И. Я. Яковлева, 2005. – С. 155 — 159.
10. Михайлова, Т. В. Проявление общечеловеческих ценностейв чувашских пословицах [Текст] / Т. В. Михайлова // Психолого-педагогическиепроблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательномучреждении: сб. науч. ст. – Москва – Чебоксары: МПА, 2005. – С. 57 — 61.
11. Михайлова, Т. В. Формирование общественнойактивности учащихся [Текст] / Т. В. Михайлова // Формирование социальнойактивности у учащейся молодежи: опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. тр. –М.: МПА, 2005. – С. 48 — 51.
12.Михайлова, Т. В. Воспитание подростков на общечеловеческихценностях [Текст] / Т. В. Михайлова // Проблемы формирования личности в системенепрерывного образования: сб. науч. ст. – Москва – Чебоксары: МПА, 2005. – С.264 — 266.
13.Михайлова, Т. В. Формирование морально – волевыхкачеств у учащихся [Текст] / Т. В. Михайлова // Проблемы формирования личностив системе непрерывного образования: сб. науч. ст. – Москва – Чебоксары: МПА,2005. – С. 149 — 152.
14.Михайлова, Т. В. Инновационная деятельностьучителя [Текст] / Т. В. Михайлова // Педагогический процесс в условияхмодернизации образования: сб. научно — метод. ст. – М.: МПА, 2005. – С. 296 — 298.
15.Михайлова, Т. В. Сущность и содержание понятия«ценность» [Текст] / Т. В. Михайлова // Совершенствование подготовки будущих специалистовв условиях высшего профессионального образования: сб. науч. ст. – Москва –Чебоксары: АН ЧР, 2006. – С. 231 — 237.
16.Михайлова, Т. В. Отражение духовных ценностей впроизведениях устного народного поэтического творчества [Текст] / Т. В.Михайлова, О. В. Михайлова // Совершенствование системы подготовкипедагогических кадров в условиях национально — регионального образования: сб.науч. статей. – Москва – Чебоксары: МПА, 2006.- С. 255 – 263.
17.Михайлова, Т. В. Ценностные ориентации в системевоспитательной деятельности педагога [Текст] / Т. В. Михайлова, В. И. Павлов,В. А. Данилова // Педагогический процесс: проблемы и перспективы: сб. науч.ст. – М. – Чебоксары: АН ЧР, 2007. – С. 64 — 69.
18.Михайлова, Т. В. Планирование воспитательнойработы на основе системно-ролевой концепции воспитания учащихся [Текст] / Т. В.Михайлова // Педагогический процесс: проблемы и решения: сб. науч. ст. –Москва – Чебоксары: АН ЧР, 2007. – С. 56 — 60.
19.Михайлова, Т. В. Деловая игра «Портфолио» [Текст] /Т. В. Михайлова // Педагогический процесс: проблемы и решения: сб. науч. ст./ – Москва – Чебоксары: АН ЧР, 2007. – С. 78 – 84.
20.Михайлова, Т. В. Отражение духовных ценностей вфольклоре чувашского народа [Текст] / Т. В. Михайлова, О. В. Михайлова //Актуальные проблемы психолого-педагогических исследований. Часть 2. Сборникматериалов. Общее собрание АПСН 27-28 апреля 2007 г., Москва 2007. – С. 82 — 90.
21.Михайлова, Т. В. Ценностные ориентации какпсихологическое новообразование подросткового возраста [Текст] / Т. В.Михайлова // Совершенствование профессиональной подготовки студентовпедагогического вуза: сб. науч. ст. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007.– С. 439 — 443.
22.Михайлова, Т. В. Формирование ценностных ориентацийу подростков [Текст] / Т. В. Михайлова // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. — №3 (55). – 2007. – Т. 2. – С. 69 — 73.
23.Михайлова, Т. В. К вопросу о содержании процессаформирования ценностных ориентаций у подростков [Текст] / Т. В. Михайлова //Целостный педагогический процесс: сб. науч. ст. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед.университет им. И. Я. Яковлева, 2007. – С. 326 – 332.
24. Михайлова, Т. В. Формирование ценностныхориентаций учащихся на основе национальной культуры [Текст] / Т. В. Михайлова// Формирование личности учителя в условиях регионально-национального образования: сб. науч. ст. Выпуск 3. – Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2008. – С. 181– 188.
25. Михайлова, Т. В. Формирование ценностных ориентацийучащихся [Текст] / Т. В. Михайлова, И. В. Павлов // Известия Академии педагогическихи социальных наук: сб. науч. ст. Часть 1 / Отв. ред. Бондырева С. К. и др. –Москва – Воронеж: Издательство Московского психолого-социального института,Издательство НПО «МОДЭК», 2008. – С. 540 — 546.
26. Михайлова, Т. В. Культура как общечеловеческаяценность.[Текст] / Т. В. Михайлова, Т. Б. Боровикова // Педагогическийпроцесс и особенности его организации в условиях регионально-национальногообразования: М – Чебоксары: сб. науч. ст. — Изд-во ЧГПУ им. И. Я. Яковлева,2008. – С. 225 – 230.
27.Михайлова, Т. В. Ценностные ориентации личности[Текст] / Т. В. Михайлова // Педагогический процесс и особенности егоорганизации в условиях регионально-национального образования: М – Чебоксары: сб.науч. ст. — Изд-во ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2008. – С. 161 – 175.
Материалы семинаров и конференций
28.Михайлова, Т. В. Формирование ценностныхориентаций у подростков сельской школы [Текст] / Т. В. Михайлова // Проблемывоспитания нравственной устойчивости несовершеннолетних к отрицательнымвлияниям среды: материалы региональной научно-практической конференции,посвященной памяти доктора педагогических наук И. П. Прокопьева. – Белгород:Изд-во ООО «ГиК», 2006. – С. 207 – 209.
29.Михайлова, Т. В. Воспитательная система класса«Культурное наследие» [Текст] / Т. В. Михайлова // Образование на рубеже веков: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа: Вагант,2007. – С. 154 — 157.
30.Михайлова, Т. В. Уровни готовности классныхруководителей к формированию ценностных ориентаций учащихся [Текст] / Т. В.Михайлова // Профессионально-педагогическая культура: проблемы, поиски решения: материалы II Всероссийского научного семинара. –Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – С. 199 — 202.
31. Михайлова, Т. В. Аксиологический подход квоспитанию личности [Текст] / Т. В. Михайлова // Проблемы детства в контекстемеждисциплинарных исследований. — Материалы республиканской научно-практическойконференции. – Чебоксары, 2007. – С. 113 – 117.

Автореферат разрешен к печатидиссертационным советом ДМ 212.300.01
при ГОУ ВПО «Чувашскийгосударственный педагогический
университет им. И. Я.Яковлева» 4 июля 2008 года
Подписано в печать 4 июля 2008 г. Формат 60х84/16. Бумага писчая.
Печать оперативная. Усл.п. л. 1,25. Тираж 100 экз. Заказ № 783.
Отпечатано в отделеоперативной полиграфии информационно-издательского центра Территориальногооргана Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республики
428027 г. Чебоксары, ул. Хузангая, 16.Лицензия № 2747 от 10.03.2007


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Армистед, Льюис
Реферат «Відродження», «Кати та вандали ХХ століття», «Діяльність шістдесятників», «Голодомор 1932-1933 років», «С. Бандера – провідник оун», «Герої Крут», «Симон Петлюра – голова Директорії унр», «Ніл Хосевич – митець упа», «Битва під Берестечком», «Бої див
Реферат "греко-католическая церковь"
Реферат Система античного образования
Реферат Создание консольных приложений с помощью мастера в Visual C++ 6 - 2
Реферат Эпоха дворцовых переворотов XVIII век
Реферат День архитектуры Украины
Реферат Организация производственного процесса 2
Реферат Теория абсолютного движения
Реферат Абрамов ф. б. - Судьба человека в романе ф. а абрамова «братья и сестры»
Реферат Who Is More Responsible For Their Demise
Реферат Способы применения бактериальных средств
Реферат «будущее белого мира» Москва 8-10 июня 2006 года Пресс-релиз международной конференции
Реферат Перспективы развития спортивного туризма в Самарской области
Реферат Место и роль национальной идентичности в ситуации социокультурного кризиса в России конца XIX – начала ХХ века