Содержание:
Введение____________________________________________3
Глава1. Экологические проблемы в теориипедагогики и в учебно-воспитательном процессе школ__________6
1.1.
1.2.
1.3.
Глава2. Практическое раскрытие экологических понятий через уроки русскогоязыка__________________20
2.1.
2.2.
2.3.
Заключение_________________________________________27
Литература_________________________________________28
Приложения.
Введение.
В невеселой гамме наших сегодняшних переживаний, всеявственнее просматривается тревога экологии. Экологические проблемы имеют глобальныйхарактер и затрагивают все человечество. К числу самых волнующих относятсяпроблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: Воздух,вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно нарастениях, животных, на здоровье людей.
Главные отравители атмосферы – промышленныепредприятия и автотранспорт, а также большое количество вредных веществ,поступающих в атмосферу при сжигании топлива, мусора, при пожарах. Общееколичество вредных веществ, пополняющих ежегодно воздух, которыми мы дышим, превышает 100 миллионов тонн.
Основными источниками загрязнения водоемов являетсяпромышленность, сельское хозяйство. В.И. Вернадский еще 60 лет тому назадписал, что на Земле уже не осталось девственных природных вод. Теперь мы можемсказать, что не только прибрежные части морей, а весь Мировой океан загрязнендеятельностью человека. Реки выносят в него сотни тысяч тонн сливаемых в нихпромышленных стоков. Вдоль путей морских танкеров тянутся расплывающиеся пленкинефти, которые затрудняют поглощение водой атмосферного кислорода и приводят кзаморам рыбы и другой морской фауны.
Промышленность и автотранспорт оказываютсявиновниками попадания в землю-кормилицу свинца, ртути, меди, марганца, и другихвредных веществ.
В конце XX века, во всех промышленных странах мира стало нарастатьколичество раковых, сердечно-сосудистых, легочных и аллергических заболеваний,12% детей стали рождаться с физическими или психологическими недостатками,возросла смертность.
В последние годы, когда человек всерьез озабоченсобственным экологическим будущим, на второй план отходит беспокойство о нашихсоседях на планете – растениях и животных. В результате многие виды полностьюисчезли с лица Земли, другие оказались на грани жизни и смерти. Разрушающая сила нашего воздействия наприроду усугубляется тем, что, как известно, между живой и неживой природой,между растениями и животными существуют разнообразные и весьма тесные связи.Воздействие человека вызывает разрывы этих связей, нарушает сложенные природойсообщества.
Тревожная обстановка и нашей Курганской области.Значительно загрязнены реки Исеть, Миасс, Тобол, которые для хозяйственных ипитьевых целей практически не пригодны. Не меньшую тревогу вызывает состояние атмосферного воздуха, особенно вобластном центре, значительное загрязнение воздуха дают объектытеплоэнергетики. Немало острых проблем и в использовании главного богатстваобласти – земли. Массовая распашка степных и луговых территорий, пойменныхучастков рек, береговых зон озер, обернулась эрозией и деградацией ценных почв.Большие площади заняты карьерами, дорогами, свалками. В поселке ГлановыйЩучанского района, имеются огромные запасы химического оружия, которое подлежитуничтожению на месте его хранения. Все это вызывает экологическую обеспокоенность.
Я коснулась лишь некоторых экологических проблем, ивсе-таки даже минимальный свод информации свидетельствует о том, что проблемаэкологического образования школьников не надумана и что решение ее должно статьодной из приоритетных задач сегодняшней педагогической теории и школьнойпрактики.
Будущее планеты зависитот того, насколько экологически грамотными будут дети. Экологические вопросыдолжны прослеживаться на всех уроках, экологическое воспитание должно бытьсистематическим, регулярным. Однако в настоящее время качество ирезультативность школы в области экологического образования нельзя считатьудовлетворительной. По-прежнему актуально звучат слова К.Д. Ушинского:«Странно, что воспитательное влияние природы… так мало оценено в педагогике»(18,5).
Актуальность этойпроблемы и побудила нас исследовать тему «Формирование экологических понятий науроках русского языка», так как экологическое образование и воспитание можетпроходить через интегрированные уроки, загадки, сочинения, словарные слова,кроссворды, диктанты, упражнения экологического характера. Мы решили показатьна примере уроков русского языка, фрагментов уроков, заданий, как у детейформировать нормы поведения, углублять и систематизировать знания по охранеокружающей среды, научить видеть красоту природы, понимать ее ценность.
Для наиболее полнойразработки взятой темы, были определены следующие цель и задачи.
Цель:Формирование правильного экологического сознания у учащихся начальных классов.
Задачи:1. Формирование экологических понятий на уроках русского языка.
2. Выявление условий, способствующихформированию экологических понятий и экологического воспитания.
3. Воспитание у учащихся тревоги по поводуглобальных экологических проблем, ответственности за состояние окружающей средыи деятельности по ее охране.
Исходя из цели, мы определили объект, предмет игипотезу исследования.
Объект: процесс формированиянравственно-экологических понятий.
Предмет:раскрытие экологических понятий через уроки русского языка.
Гипотеза:если исследовательский процесс пройдет успешно, то процесс формированияэкологических понятий будет более эффективен.
Для решенияпредставленных задач и для достижения обозначенной цели, в качестве основныхметодов исследования будут исследоваться:
1.
2.
3.
4. Глава 1
1.1. Экология имеет точнуюформальную дату своего рождения, и известна фамилия его юридического отца. Имбыл последователь Чарльза Дарвина Эрнест Геккель, в 1886 году определившийэкологию как «Общую науку об отношениях организмов с окружающей средой»(35,14). Это наиболее общее определение справедливо и по сей день. Само слово«экология» в переводе с греческого на русский язык означает «знание о доме»,что образно отражает суть дела: дом – окружающий нас мир, знание устройствадома – это наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ сокружающей средой обитания. Однако факт рождения науки не означает, что доэтого никто не занимался ее предметом – «отношениями организмов и среды». Темаэта постоянно была в поле зрения биологов, и без своего названия наука каксистема знаний фактически существовала всегда. Но появление термина само посебе еще не означает немедленного формирования соответствующей научнойдисциплины. В 1972 году в Стокгольме состоялся IМеждународный конгресс поокружающей среде, и только на этом конгрессе впервые понятия «экология»,«эколог» получили современную расширенную трактовку, и именно этот конгрессявляется вехой, от которой можно вести прямой отсчет становления современнойэкологии. Именно в это время экология становится целостной «осознающей себя»наукой, имеющей собственные объекты и методы исследования, а также собственныйконцептуальный аппарат.
Большой вклад в формирование экологических знанийвнесли такие выдающиеся ученые как шведский естествоиспытатель Карл Линней ифранцузский исследователь Жорж Боффон. Огромное значение для развития экологииимели труды известного русского зоолога Н.А. Северцова. Особую роль в развитииэкологических идей сыграли труды великого английскогоученого-естествоиспытателя Чарльза Дарвина – основателя учения об эволюцииорганического мира. Большой вклад внесли Тимирязев, Сукачев, Вернадский,известный английский химик Роберт Бойль оказался первым, кто осуществилэкологический эксперимент.
Если в период своего возникновения экология изучалавзаимоотношения организмов с окружающей средой и была составной частьюбиологии, то современная экология охватывает чрезвычайно широкий круг вопросови тесно переплетается с целым рядом наук: таких как биология, география,геология, физика, химия, генетика, математика, агрономия, медицина. Такимобразом, современная экология – это универсальная, бурно развивающаяся,комплексная наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей нашейпланеты. Экология – это наука будущего, и возможно, само существование человекабудет зависеть от прогресса этой науки. Поэтому воспитание экологическиграмотного человека должно начинаться с раннего детства, с начальной школы.
Начальная школа формирует у учащихся первичныезнания о природе и навыки ее охраны, это связано с тем, что успешномуосуществлению экологического воспитания младших школьников способствуют ихэкологические особенности: эмоциональная отзывчивость, склонность кподражательности, восприимчивость к воспитательным воздействиям,любознательность. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависетьот того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразия связейчеловека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны нравственныеотношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природе. Надо,чтобы ребенок понял, что природа – это первооснова красоты и величия, ему надовнушать, что любить природу – значит творить добро. Можно сказать, чтоначальная школа – важнейший этап в становлении научно-познавательных,эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей кокружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного ирационального познания природного и социального окружения человека.
Экологическое образование предполагает непрерывныйпроцесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формированиесистемы научных и практических знаний, а также ценностных ориентаций, поведенияи деятельности. В систему экологического образования заложены следующиепринципы: гуманизация, научность, прогностичность, интеграция, непрерывность,систематичность и взаимосвязанность раскрытия глобальных, региональных и локальныхаспектов экологии. Ядро содержания экологического образования согласноисследователям последних лет включает в себя четыре взаимосвязанных компонента:познавательный – понятия, которые характеризуют человека, труд, природу иобщество в их взаимодействии; ценностный – осознание детьми значения природыкак универсальной ценности, не только утилитарной, но и познавательной,эстетической, практической; нормативный – овладение нормами и правиламиповедения в окружающей природной среде; деятельностный – овладение видами испособами общественно – полевой практической деятельности школьников,направленной на формирование учений экологического характера.
Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячилет назад сказал:
Есливы думаете на год вперед – сейте зерна,
Есливы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,
Есливы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте
человека. (14,5)
Наверное, это и есть основная цель экологическогообразования. И.Д. Зверев основную цель экологического образования и воспитания видитв формировании у подрастающего поколения высокой культуры отношения к природе,строящейся на экологических и этическихзнаниях, соответствующей ценностной ориентации отношения к ней, воспитаниинравственно-этических чувств и соответствующих мотивов поведения, формированияумений и навыков.
Общение с природой воспитывает гуманное отношение кживым существам, проявляющееся в милосердии, жалости, сострадании, желаниипомочь животному и растению, защитить их. Несомненно, доброта формируется вединстве с развитием эстетического наслаждения природой. Гуманному восприятиюприроды, в сочетании с пониманием ее красоты, учили великие педагоги: Ж.Ж.Руссо, Г. Песталоцци, Ф.А. Дистерверг, К.Д. Ушинский и многие другие.
Много ярких примеров обращения к природе с цельюумственного и нравственно-эстетического воспитания дал В.А. Сухомлинский. Егооригинальные уроки в природе с младшими школьниками, являются образнымипримерами использования природы в целях нравственного обогащения и умственногоразвития учащихся, прекрасно показывают, что, действительно, природа – вечныйисточник мысли и добрых чувств детей. Для развития у школьников интереса кприродному миру, для сопереживания и размышления, В.А. Сухомлинский использовалсказки, которые писал сам, а также приобщал детей к этой деятельности. Онписал: «Сказка неотделима от красоты… Благодаря сказке ребенок познает мир нетолько умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события иявления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу». (32,44).
Психолог Л.И. Божович подчеркивает, чтоответственное отношение человека к природе зависит от формирования у школьниковприродоохранных умений, навыков, привычек. На важную роль привычек в воспитанииправильных форм поведения указывал К.Д. Ушинский, следовательно, вэкологическом воспитании, формированию привычек целесообразно уделять особоевнимание. В качестве важнейших условий эффективного нравственного воспитаниямладших школьников. Л.И. Божович выделяет наличие предъявляемых детям внаглядном плане образцов нравственного поведения и мобилизацию у них активногостремления к овладению этими образцами. Для формирования у младших школьников внутренней потребностипоступать согласно образцам нравственного поведения, как отмечает Ш.А.Амонашвили, необходимо не только дать им пример соответствующего поведения, нои сформировать сознание того, какое поведение является в обществе нравственным,какое безнравственным, то есть сформировать морально-правовое оценочноеотношение к действительности. Педагоги И.Д. Зверев и И.Т. Суравегинавысказывают мнение, что бережное ответственное отношение человека к природесостоит из ряда компонентов: экологические убеждения, мировоззрения, идеалы,интересы (26,11). А американский эколог Барри Коммонер сформулировал законы экологии:
1. Все связано со всем.
2. Все должно куда-то деваться.
3. Природа знает лучшее.
4. Ничего не дается даром.
Важность исследования проблемынравственно-экологического воспитания отмечают Р.И. Александрова, А.В. Смольянов: «То, чем станет природа длячеловека, каким будет отношение к ней, во многом зависит от общей нравственнойпозиции личности. Поэтому нравственно-экологическое воспитание предполагаетформирование активного морального самосознания, активной жизненной позиции,занимаемой личностью по отношению к природе».
Но все педагоги сходятся в одном, что экологическоевоспитание и образование необходимо, и оно будет эффективным, еслиэкологический материал будет систематическим, организованным, будетиспользоваться в различных учебных предметах. А также для эффективногоосуществления экологического воспитания младших школьников, прежде всего,необходимо достижение единства и согласованности в деятельности педагогическихколлективов, родителей, всего социального окружения по месту жительства,экологическое просвещение семьи и общественности, вовлечение их в экологическоевоспитание детей, так как природа в равной мере нужна всем нам, и ключ к успехув деле ее охраны – в единстве действий, в единстве мировоззрения.
1.2. Экология должна стать важнейшим элементом системыобразования, причем обязательным, как изучение письма или арифметики.Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным, является одним изфакторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете. Основой экологической подготовки должны быть, конечно, прочныебиологические знания, знание законов живой природы и на основе этого, пониманиетого, как необходимо жить, чтобы не нарушать гармонии природы. Поэтому передпедагогами должна стоять точная цель: воспитывать высокую экологическую культурушкольника. Для этого необходимо формировать экологическое мировоззрение,экологическое сознание, следует находить более совершенные формы и методыэкологического воспитания, используя, в том числе и нестандартные уроки, иигровые приемы обучения.
В настоящее время вышли в свет книги, учебники,методические пособия по экологии. Кандидат химических наук Т.В. Шопотова приучастии Л.П. Старых создала экспериментальную программу под названием «Игроваяэкология» — это 32 урока для всех времен года, проникнутых любовью к природе,это множество интереснейших сведений о животных и растениях, о человеке и егоместе во Вселенной.
Интересна книга «Экология для начальной школы. Игрыи проекты» кандидата педагогических наук Цветковой И.В. Книга содержит более 50экологических проектов для младших школьников, и может рассматриваться какметодическое пособие-путеводитель для педагога и его воспитанников в процессевзаимодействия с окружающей природой и социальной средой, практическойтворческой деятельности по преобразованию окружающего мира.
Получила одобрение новая программа по природоведениюЗ.А. Клепининой, эта программа разработана как единая для трехлетней ичетырехлетней начальной школы. Программа дополнена новой информацией, авторпривнес тот материал, который обеспечил бы более полную реализацию принципаэкологической направленности: материал о разнообразии природы, о многограннойзначимости природы для человека, о положительном и отрицательном влияниичеловека на природу, о взаимосвязях в природе.
О.Г. Завьялова – заведующая кафедрой ИПКРО, кандидатпедагогических наук, доцент, разработала «Азбуку экологии» — этоэкспериментальное учебное пособие для младших школьников по экологическомуобразованию. Из книги дети узнают, по каким законам живет окружающий нас мир, какхороша, и разнообразна зауральская природа, какие опасности ей угрожают, и какдети могут помочь взрослым навести порядок в природном доме. Это пособие широкоиспользуется учителями города Куртамыша, что дает определенные результаты.Карелова Н.А. – заслуженный учитель учебно-воспитательного комплекса «Начальнаяшкола – детский сад» и Потапова С.А. – учитель начальных классов школы №2 ведутфакультативный курс «Экология для младших школьников», который позволяет полнеереализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний,обеспечивает более надежные основы экологической ответственности младшихшкольников.
Работая с материалами печати, мы обратили вниманиена то, что есть в нашей стране педагоги-воспитатели, которые еще в младшем школьномвозрасте начинают воспитывать у детей бережное отношение к природе. Большимивозможностями для проведения нравственно-экологического воспитания обладаютуроки природоведения. Изучение мира растений, животных, природных явлений,составляет базу для систематического проведения воспитательной работы на этихуроках. Так, С.Б. Сергеева из города Красноярска, работая по учебнику З.А.Клепининой, использует нестандартные формы, приемы, повышающие интерес кпредмету, воспитывающие любовь к природе, желание беречь и охранять ее, чтобыуроки носили познавательный характер, проводит практические работы. А.А.Гаврикова из города Перми, предлагает на уроках природоведения использоватькроссворды, которые повышают любознательность детей, познавательный интерес к природе.
Однако сформировать нравственно-экологическоесознание школьников, ограничившись рамками одного учебного предмета,невозможно, поскольку у детей будет создаваться неполное представление осложной системе взаимодействий, характеризующих вопросы охраны природы. Поэтомунеобходима интеграция научного знания: привлечение к этому процессу другихучебных дисциплин, то есть, включая экологической материал в ткань разныхпредметов, учителя активизируют у детей мыслительную деятельность и развиваютинтерес к природе. На таких уроках дети лучше усваивают изученный материал, уних развивается любознательность, вырабатываются умения делать выводы,обобщения, а знания приобретают систематичность.
Так старшие учителя школы №1119 города Москвы И.П.Подосенова, Л.В. Соколова считают, что необходимо в каждый урок математикивводить хотя бы одну задачу, знакомящую с элементами природы или рассказывающуюоб охране природы, приобщают детей составлять задачи, используя знания,полученные на уроках, и наблюдения, накопленные во время общения с природой(21,24).
Например:Отгадайте загадку.
Возле елок из иголок
Летним днем построендом,
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.
(муравейник)
— Кто видел муравьев?
— Почему нельзя разорять муравейники?
Решим задачу про них.
4 муравья тащат соломинку, а 3 спешат им на помощь.Сколько всего муравьев будет тащить соломинку?
— Можно ли муравьев назвать трудолюбивыми, дружными?
Интегрированные уроки – природоведение и математика,чтение и природоведение – реальный шаг в направлении «экологизации» растущегочеловека. «Природа и люди – одно целое», «Природа в опасности», «Природа ждетмоей помощи» — вот те важнейшие выводы, которые должен делать каждый ребенок.
Внимание таким урокам уделяет Н.А. Кудряшова, онапредлагает следующие уроки, которые могут проводиться в 3 классе (1-3), 4классе (1-4) по темам:
Природоведение Русский язык
1. 1. Сочинение «Какой я представляю
Глобус себе нашу планету, глядя на
глобус»
2. 2. Составление и записьпамятки
«Как вести себя в лесу?»
3. 3. Составление и запись памятки
сообщество «Как вести себя у водоема?»
Многие педагоги экологическое образование ивоспитание осуществляют и в процессе внеклассных занятий, экскурсий, кружков,факультативов. Е.А. Гринева из города Ульяновска во внеклассной работеиспользует рассказы В.А. Сухомлинского, экологические сказки, чтобы научитьребенка видеть вокруг себя, пагубное влияние человека на природу. Интересныйприем в процессе экологического воспитания и образования использует В.С.Долгачева – кадидат биологических наук, на внеклассных занятиях она знакомитдетей с лекарственными растениями, с их биологическими особенностями, сосновами охраны, с лекарственными свойствами и их значением для жизни человека.(8,36)
Учитель Л.М. Хафизова на экскурсиях обращаетвнимание детей на разнообразие объектов и явлений природы, учит выделять измногообразия отдельные объекты, находить их отличительные признаки, дляповышения познавательной активности учащихся использует дидактические игры,например «Угадай дерево по листу» или «Что изменилось?» (31,33).
Л.П. Симанова считает, что учитель должен включать вуроки и во внеклассную работу задания по экологии, в зависимости от темы ивремени года, и задания в первую очередь должны быть направлены насистематизацию, обобщение знаний детей о природных взаимосвязях и взаимоотношенияхчеловека с природой, на открытие ребенком этих связей и зависимостей.
Например: Задание 1
Хороводдружбы.
Многие живые организмы связаны между собойсвоеобразной дружбой, например:
Дружат пчелка и цветок,
Дружат лист и лепесток,
Дружат реки и леса,
Дружат в хоре голоса.
(В.Викторов)
Продолжи это стихотворение своими примерами,раскрывающими дружеские связи различных живых существ и условий ихсуществования.
Дружат ели и клесты,
…
Итак, анализ литературы, опыт школы по даннойпроблеме показывает, что в нашей стране немало учителей, понимающих, чтовоспитание подрастающего поколения экологически грамотным, является одним изфакторов, определяющим сохранение жизни на нашей планете.
1.3. Кроме уроков, внеклассных занятий, используемыхучителями, немаловажную роль в экологическом образовании и воспитании играют иуроки русского языка. Анализ программ, учебников по русскому языку показывает,что данный предмет обладает нравственно-экологическим потенциалом, но не вбольшей степени, однако для систематического осуществления экологической работыследует включать дополнительный материал, используя интегрированные уроки,диктанты, сочинения, стихотворения экологического характера, словарные слова,загадки, кроссворды, задания на экологическую тему.
Интеграция в начальном обучении позволяет перейти отлокального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к ихвзаимосвязанному, комплексному изучению.
С учетом возрастных особенностей младших школьниковпри организации интегрированного обучения появляется возможность показать мирво всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки,живописи, что способствует эмоциональному развитию его творческого мышления.
Интеграция позволяет установить, что изучаемая темаможет быть связана с другими темами учебного предмета и курса, а также сразличными темами других дисциплин учебного плана начальной школы, то есть визученной теме могут действовать внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметныесвязи одновременно. Так, например, тема «Весна» изучается в природоведении,чтении, музыке, изобразительном искусстве, русском языке, трудовом обучении.(16,74)
Интегрированные уроки – это реальный шаг внаправлении «экологизации» растущего человека. Интеграция – это объединение,слияние в известных пределах в одном учебном предмете обобщенных знаний той илииной области. Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощениямежпредметных связей, сказывается на его результативности: знания приобретаюткачества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливаетсямировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, болееэффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитиеличности. Именно на интегрированных уроках у детей развивается образноемышление и воображение, воспитываются эстетические чувства, любовь к природе,что немало важно для экологического образования. Следуя этому, я разработалаинтегрированные уроки с экологической направленностью (см. в приложении).
Природа – первооснова всякой красоты и величия.Начиная с VI в. до н.э.античными философами создавались целостные теории прекрасного в природе.Эстетическое познание мира многосложно и оно предполагает возможность учиться иучить красоте.
В.А. Сухомлинский считал, что открытия детей, в томчисле и родной природы, начинаются со знакомства с различными жанрами народноготворчества. Большой интерес у детей своей иносказательностью изображенияреального мира вызывают загадки. Как не вспомнить великого педагога К.Д.Ушинского, который смотрел на загадку как на «картинное описание предмета»,веря, что живая и интересная она прочно заляжет в памяти ребенка, увлекая засобой все привязанные к ней объяснения. (30,39) Как показали наблюдения,загадки оказывают сильное воздействие на психику основной массы детей. Памятуяоб этой психико-физиологической особенности детского организма, учитель долженвводить в учебный процесс загадки, обостряющие чувствительность сенсорнойсистемы, способствующие воспитанию чуткой эмоционально богатой личности ииспользовать загадки не только на уроках природоведения, но и на других уроках,в том числе и на уроках русского языка. (см. в приложении)
В начальной школе можно и нужно учить детей пониматьэкологические тесты, что приводит к прочному усвоению знаний и к повышениюпознавательной активности младших школьников, их экологической грамотности. Дляпонимания информации экологического характера на уроках русского языка можноиспользовать тексты о воде, воздухе, почве, растениях и животных, это могутбыть как диктанты, так и изложения, сочинения, так как главная цель учителя –не только проверить знания учащихся, но и пробудить их чувства, мысли, побудитьих задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства всегосозданного на планете.
Большое значение для формирования экологическихпонятий имеют игры экологического характера, задания по экологии. Цель игр –познакомить детей с основными проблемами охраны природы и путями их решения.(см. в приложении)
Задания по экологии должны быть направлены, в первуюочередь, на систематизацию, обобщение знаний детей о природных взаимосвязях ивзаимоотношениях человека с природой, на открытие ребенком этих связей изависимостей. Задания по экологии помогут учителю управлять деятельностьюмладших школьников по изучению и охране природной и социоприродной среды.Основная их функция – развитие интереса детей к природе, к людям и поведению, кизучению и осмыслению связей между ними. (см. в приложении)
Мы высветили экологические проблемы, которые могутрешаться на уроках русского языка, при использовании определенных заданий.
Проблемы:
1.
2.
3.
4.
5.
Выводы по 1 главе.
Итак, важность экологического воспитания детей всовременном мире переоценить невозможно. От правильно построенныхвзаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучиясамого человека. Формирование у детей ответственного отношения к природе –сложный и длительный процесс, но он необходим, так как будущее планеты зависитот того, насколько глубоко у детей будут воспитаны нравственные отношения кприродным объектам, желание трудиться на пользу природы. Следовательно,основная задача учителя – вводить экологический материал в ткань разных уроков,начиная с начальных классов, в том числе и в уроки русского языка.
Глава 2
В процессе работы над данной темой была проведенаисследовательская работа, цель которой:
1.
2.
Для этого мы выбрали два класса – 2 «а» и 2 «б».Дети этих классов находятся в одинаковых педагогических условиях, учатся водной школе и имеют примерно одинаковый уровень знаний.
2 «а» — контрольный
2 «б» — экспериментальный
Анализконстатирующего эксперимента.
Для проведения констатирующего эксперимента в своейработе мы использовали методы наблюдения и анкетирование. В течение годанаблюдали за учебной и внеклассной работой в экспериментальном классе.Экологическое образование и воспитание в большей степени осуществлялось науроках природоведения, на других уроках мы не заметили межпредметных связей,где бы раскрывались вопросы экологического характера. К сожалению, этого небыло и на уроках русского языка.
Для выяснения первоначальных знаний об экологии уучащихся, провели специальную анкету. В анкете три первых вопроса взяли изсборника «Формы экологического воспитания детей» под редакцией А.С. Бахаревой,доцента кафедры естествознания ШГПИ, а остальные я составила сама.
В таблице указано процентное соотношение уровнязнаний учащихся по экологии в контрольном 2 «а» классе (20 человек).
Таблица №1(а)
Уровни
Человек
%
Высший
Средний
Низкий
7
13
35
65
График №1(а)
В таблице указано процентное соотношение уровнязнаний учащихся по экологии в экспериментальном 2 «б» классе (23 человека).
Таблица №2(б)
Уровни
Человек
%
Высший
Средний
Низкий
13
10
57,3
42,7
График №2(б)
Как показали результаты анкет,уровень экологических знаний в обоих классах средний. К сожалению, не оказалосьни одного ученика, у которого был бы высокий уровень экологических знаний.
Формирующийэксперимент.
Анализ анкет, ихнеутешительные результаты побудили нас использовать уроки русского языка сэкологического направленностью. В течение года, отведенного на формирующийэксперимент, я проводила уроки русского языка, используя экологическийматериал, а именно экологические сказки, игры, задания, подбирала тестыэкологической направленности для диктантов, изложений и проверочногосписывания, на уроках уделяла внимание загадкам, кроссвордам, стихотворениям.
Краткоеописание интегрированных уроков.
1.
Тема:«Упражнения в проверке безударных гласных. С. Есенин «Береза»».
На этом уроке детизнакомятся с русским поэтом – С. Есениным, разбирают его стихотворение«Береза», используя предложения из стихотворения, упражняются в проверкебезударных гласных, подбирают однокоренные слова, распознают орфограммы, учатсясравнивать. Таким образом, через стихотворение пейзажной лирики С. Есенина науроке я пыталась у детей воспитать любовь к родной природе.
2. Природоведение и русский язык.