Содержание
1. Педагогическое общение в структуре педагогическойдеятельности
2. Понятие о технологии педагогического общения
3. Стадии педагогического общения и технология ихреализации
Заключение
Список литературы
/>Введение
Профессия педагога — одна из важнейших в современном мире. Отего усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог — это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитаниеми обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежнонаступит кризис. Новые поколения из-за отсутствия конкретных знаний не смогут поддерживатькультурный, экономический и социальный прогресс. Без сомнения, общество не получитучителей, подготовленных морально и профессионально.
Педагогическая профессия является одновременно преобразующейи управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно бытькомпетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражаетединство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личностии характеризует его профессионализм.
Содержание профессиональной компетентности педагога той или инойспециальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собойнормативную модель компетентности педагога, отображая научно обоснованный составпрофессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика — это,по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического ипрактического опыта.
В настоящее время в современной школе все больше и больше проявляютсяразногласия и трения между учителем и учениками, особенно в старших классах. Всебольше и больше происходит столкновение интересов поколений. Но, а то, как стильпедагогического общения влияет на это, учителя не видят и некоторые не хотят видеть.Заняв одну позицию, они стараются ее придерживаться, не смотря на последствия. Ноесли бы мы могли иметь более четкое представление о том, какому стилю педагогическогообщения соответствует то или иное поведение в конфликтной ситуации, тогда можноизбежать многих, если не всех конфликтов возникающих в школе. От выбора стиля педагогическогообщения вообще зависит весь процесс обучения.
Цель работы — раскрыть сущность вопроса связанного с личностнойидентичность учителя и особенностью его общения.
Задачи работы:
- Раскрыть понятие педагогической деятельности
- Определить структуру педагогической деятельности
- Определить функции и психологические требования учителя в организацииучебно-воспитательного процесса
- Рассмотреть общую характеристику общения.
Объект исследования — личностная идентичность учителя, предмет- особенности общения учителя.
Гипотеза и защищаемые положения: для личностного совершенствованияи развития учителя, а так же путей достижения демократизации взаимоотношений:
1. Необходимо придерживаться существующих моделей личностногостановления и развития учителя.
2. Необходимо создать психологически положительную атмосферуна уроках, а именно в каждый момент общения.
2. Учесть возрастные и психологические особенности учащихся.
3. Выбор оптимального стиля педагогического общения для каждойконкретной ситуации.
Объем и структура: работа состоит из введения, двух глав (перваяглава — сущность и содержание педагогической деятельности учителя, вторая глава- 2. общая характеристика общения и общение как форма взаимодействия) а так же иззаключения и списка литературы.
/>1. Педагогическое общениев структуре педагогической деятельности
Педагогическое общение — есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников. Это — личностно и социальноориентированное взаимодействие. Педагогическое общение одновременно реализует коммуникативную,перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных,изобразительных, символических средств.
А.А. Леонтьев выделяет следующие характеристики педагогическогообщения в структуре педагогической деятельности: контактность, ориентированность,направленность, психологическую динамику процесса. В последней редакции они определеныкак специализация и степень опосредованности, ориентация общения и психологическаядинамика. Содержание специализации общения подчёркивает важность объединения всехсредств — вербальных и невербальных для повышения эффективности речевого воздействия,контактность рассматривается по степени сближения во времени и пространстве произносимогообщения и его восприятия.
Добавим, что педагогическое общение как форма учебного сотрудничестваесть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся. Оно определяетсятройной ориентированностью: личностной, социальной, предметной. Учитель, работаяс одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентируетего результат на всех присутствующих в классе, и наоборот, работая с классом, т.е.фронтально, воздействует на каждого обучающего. Поэтому можно считать, что своеобразиепедагогического общения, являясь всей совокупностью названных характеристик, выражаетсяв органическом сочетании элементов личностно-ориентированного, социально-ориентированногои предметно-ориентированного общения. При этом педагогическое общение, включающеевсе перечисленные элементы, имеет принципиально новое качество. [1]
Второе качество педагогического общения обуславливается, преждевсего, его обучающей функцией, которая включает в себя, воспитывающую функцию, т.к.образовательный процесс имеет воспитывающий и развивающий характер. Обучающая функцияобщения может быть соотнесена с трансляционной. Обучающая функция педагогическогообщения является ведущей: часть многостороннего взаимодействия учителя — учеников,учеников между собой. В тоже время педагогическое общение отражает и специфику характеравзаимодействия людей.
"…В самом деле, какой бы предмет ни преподавал учитель,он передаёт ученику, прежде всего убеждения в силе человеческого разума, могучуютягу к познанию, любовь к истине и установку на самоотверженный общественно полезныйтруд. Когда же учитель способен заодно продемонстрировать учащимся высокую и отточеннуюкультуру межличностных отношений, справедливость в сочетании с безупречным тактом,энтузиазма в соединении с благородной скромностью, — тогда, невольно подражая такомупедагогу, младшее поколение формируется духовно гармоничным, способным к человечномуразрешению столь нередких в жизни межличностных конфликтов".
Таким образом, обучающая, воспитывающая функции составляют единствопедагогического общения. [2]
Педагогическое общение — это важный компонент труда учителя, создающий атмосферу психологического развитияличности учащегося. Учитель, умеющий создать спокойную рабочую обстановку, атмосферууважения, активности ребенка предпочтительнее учителя, ученики которого знают всеправила, законы, но ученики у которого перегружены, скованы, имеют заниженную самооценку.В этом смысле педагогическое общение важнее педагогической технологии. Педагогическоеобщение должно быть личностно развивающим, эмоционально-комфортным и решать следующиезадачи:
- взаимообмен информацией междуучителем и учащимися;
- взаимопонимание, умение смотретьна себя глазами партнера по общению;
- мобилизация резервов участниковобщения, выявление наиболее сильных и ярких качеств учеников и учителя;
- взаимодействие и организация совместнойдеятельности;
- разумная, педагогически целесообразнаясамопрезентация личности учителя и учащихся;
- взаимная удовлетворенность участниковобщения.
Такой широкий спектр задачтребует оптимизации педагогического общения — по задачам, по средствам, по результату.
Взаимодействие учителя сучащимися — один из важнейших путей воспитательного влияния взрослых. Учитель, впринципе, достаточно подготовлен к организации и поддержанию взаимоотношений с учащимися.Однако на практике взаимоотношения учителя с учащимися складываются не всегда оптимально.Во многом это зависит от стиля руководства педагога (т.е. от характерной манерыи способов выполнения воспитателем тех функций, из которых складывается его взаимодействиес учащимися). 2. Понятие о технологии педагогического общения
Педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателяс учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания) имеющее определённыепедагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на созданиеблагоприятного психологического климата, а так же на другого рода психологическуюоптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутриученического коллектива.
Педагогическое общение направлено не только на само взаимодействие,и на обучающихся в целях их личностного развития, но и на то, что является основнымдля самой педагогической системы — на организацию освоения учебных знаний и формированиена этой основе умений.
Педагогическое общение — есть форма учебного взаимодейсвия, сотрудничестваучителя и учеников. Это — личностно и социально ориентированное взаимодействие.Педагогическое общение одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивнуюфункции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символическихсредств.
Функционально — это контактное, информационное, побудительное,координационное взаимодействие, устанавливающее отношения всех субъектов образовательногопроцесса. Оно характеризуется полнообъектной направленностью, полуинформативностью,высокой степенью репрезентативности.
Добавим, что педагогическое общение как форма учебного сотрудничестваесть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся. Оно определяетсятройной ориентированностью: личностной, социальной, предметной. Учитель, работаяс одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентируетего результат на всех присутствующих в классе, и наоборот, работая с классом, т.е.фронтально, воздействует на каждого обучающего. Поэтому можно считать, что своеобразиепедагогического общения, являясь всей совокупностью названных характеристик, выражаетсяв органическом сочетании элементов личностно-ориентированного, социально-ориентированногои предметно-ориентированного общения. При этом педагогическое общение, включающеевсе перечисленные элементы, имеет принципиально новое качество. [3]
В.А. Канн-Калик, отмечал, что воспитание будет эффективным втом случае, если вызывает у ребёнка положительные отношения к тому, что мы хотиму него воспитать. При этом то или иное отношение всегда формируется через сложившийсямеханизм общения. Вот почему перед каждым учителем стоит задача овладения технологиейпедагогического общения. Незнание такой технологии приводит к тому, что коммуникативныедействия осуществляются путём проб и ошибок.
Основные трудности, которые испытывает педагог в общении с учащимися,связаны с неумением наладить контакт, управлять общением учащихся на уроке, выстраиватьвзаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических задач,с непониманием внутренней психологической позиции ученика. Наконец, это трудностив речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к учебному материалу,а также неумение управлять собственным психическим состоянием в общении. Владениеучителем технологией педагогического общения имеет значение и потому, что она обуславливаетотношение детей к учителю, которое они часто переносят на предмет, который он преподаёт.[4] 3. Стадии педагогического общения и технология их реализации
Педагогическое общение имеет динамику, соответствующую логикепедагогического процесса (замысел, воплощение замысла, анализ и оценка). Отсюдаи его стадии:
1 стадия — моделирование педагогического общения связана с осуществлениемсвоеобразного планирования коммуникативной структуры взаимодействия, адекватнойпедагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностямотдельных учащихся и класса в целом. На этой стадии происходит перевод педагогическихзадач в сферу задач коммуникативных, достигается их соответствие, обеспечивающеепродуктивную реализацию целей педагогического взаимодействия. Необходимым элементоммоделирования предстоящего общения является предвидение возможной психологическойатмосферы. Это определяет собственно педагогические аспекты взаимодействия, позволяетпедагогу представить своё коммуникативное поведение и эмоциональное состояние.
2 стадия — организация непосредственного общения, во время которогопедагог берёт на себя инициативу преимущество в управлении общением. Здесь происходити конкретизация объекта общения (обычно класс в целом).
Важным моментом является привлечение педагогом внимания учащихся,поскольку эффективное общение с классом возможно только в том случае, если вниманиеучащихся сконцентрировано на педагоге.
3 стадия — управление общением, суть которого состоит в коммуникативномобеспечении применяемых методов воздействия. Управление общением складывается изконкретизации модели общения, уточнение условий и структуры общения, осуществлениянепосредственного общения.
Основным условием управления общением является инициативностьпедагога, которая позволяет решать ряд стратегических и тактических задач: обеспечитьруководство процессом, создать эмоциональную атмосферу и др.
4 стадия — анализ хода и результатов осуществлённой технологиипедагогического общения. Чаще всего она называется стадией обратной связи в общениии по своему содержанию и технологии реализации соответствует заключительному этапурешения коммуникативной задачи. Главное значение этой стадии диагностически-коррекционное.Названные стадии характеризуют поэтапное развёртывание педагогического общения.Развитие личности ребёнка зависит не только от характера взаимоотношений со взрослыми,но и от влияния сверстников. Симпатия к другому ребёнку переходит постепенно в потребностьв общении с ним. Потребность в общении со сверстниками развивается, прежде всего,на основе совместной деятельности детей в игре, а также по поводу игры.
Сверстники влияют друг на друга. Именно в процессе общения ребёноксталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведенияпо отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразнымконкретным ситуациям. В совместной деятельности детей непрерывно возникают ситуации,требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам.Учащиеся отказываются от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуацияхдети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между ними возникаютконфликты, когда каждый отстаивает своё желание, не считаясь с желаниями и правиламисверстника. Но именно в этом возрасте ребёнок открывает для себя ту истину, чтобез сопереживания другому, без уступка другому он сам останется в проигрыше. Отношенияпо поводу игры и отношения игры выступают в действительности как школа социальныхотношений. [5]
идентичность личностная учитель общение
/>Заключение
Подводя итог работы, отметим, что поставленные задачи работыбыли решены:
- Раскрыто понятие педагогического общения структуре педагогическойдеятельности.
- Рассмотрено понятие о технологии педагогического общения.
- Определены стадии педагогического общения и технология их реализации.
Человек, вставший за учительский стол, ответственен за всё, всёзнает и умеет. Именно ответственность за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения,общества и государства характеризуется учительская должность. Трудно представитьсебе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человекаи всего народа.
Учительская работа относиться к очень сложным видам человеческойдеятельности. Но что именно делает учитель, большинство людей не понимают, ограничиваясьуказаниями на внешние, видимые характеристики его деятельности.
Психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания- необходимое, но далеко не достаточное условие профессиональной компетентности.Многие из них, в частности теоретико-практические и методические знания, являютсяПредпосылкой педагогических умений и навыков.
Педагогические умения — это совокупность последовательно развертывающихсяво внешнем или внутреннем плане педагогических действий, часть из которых можетбыть автоматизирована (навыки), направленных на решение задач развития гармоничнойличности и основанных на соответствующих теоретических знаниях. Такое пониманиесущности педагогических умений имеет прямой выход в практику подготовки педагога.Во-первых, оно определяет ведущую роль теоретических знаний в становлении практическойготовности будущих педагогов, а также единство теоретической и практической подготовкибудущего педагога. Во-вторых, нацеливает на формирование в единстве умении педагогическимыслить и педагогически действовать, проявляющихся соответственно как система идеальныхи система предметных действии. В-третьих, подчеркивает многоуровневый характер педагогическихумений (от репродуктивного до творческого) и возможность их совершенствования путемавтоматизации отдельных действий.
Второе качество педагогического общения обуславливается, преждевсего, его обучающей функцией, которая включает в себя, воспитывающую функцию, т.к.образовательный процесс имеет воспитывающий и развивающий характер. Обучающая функцияобщения может быть соотнесена с трансляционной. Обучающая функция педагогическогообщения является ведущей: часть многостороннего взаимодействия учителя — учеников,учеников между собой. В тоже время педагогическое общение отражает и специфику характеравзаимодействия людей.
"…В самом деле, какой бы предмет ни преподавал учитель,он передаёт ученику, прежде всего убеждения в силе человеческого разума, могучуютягу к познанию, любовь к истине и установку на самоотверженный общественно полезныйтруд. Когда же учитель способен заодно продемонстрировать учащимся высокую и отточеннуюкультуру межличностных отношений, справедливость в сочетании с безупречным тактом,энтузиазма в соединении с благородной скромностью, — тогда, невольно подражая такомупедагогу, младшее поколение формируется духовно гармоничным, способным к человечномуразрешению столь нередких в жизни межличностных конфликтов". Таким образом,обучающая и воспитывающая функции составляют единство педагогического общения. [6]
/>Список литературы
1. Бодалев А.А. Личность и общение.- М.: Логос, 2002.
2. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М.: ИНФРА-М,2003.
3. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическомобщении. — М.: Слово, 2001.
4. Леонтьев А.А. Психология и педагогика.- М.: ЮНИТИ, 2001.
5. Леонтьев А.А. Педагогическое общение.- М.: Дрофа, 2001.
6. Леонтьев А.А. Педагогическое общение.- М.: Дрофа, 2001.
7. Лисина М.Н. Общение, личностьи психика ребёнка. — М.: Воронеж: ВГУ, 2001.