Изучение и использование передового опыта
Передовой опыт — один изсамых доступных практике источников новых идей, подходов и технологий. Поэтомучаще всего педагогический и социально-педагогический поиск строится на основеили под непосредственным влиянием конкретного передового опыта. Посколькуэффективно заимствовать его возможно только творчески, то освоение опытапревращается в его переработку, модификацию, по существу, в процесс выработкина основе известного образца своего, авторского варианта. В таком случае вполнеправомерно считать его изучение и использование самостоятельной методикойисследования.
Научноеизучение, анализ и обобщение опыта служат различным исследовательским целям:выявлению существующего уровня решения образовательных, воспитательных,социально-профилактических и иных задач, узких мест и конфликтов, возникающих впрактике, изучению доступности и эффективности научных рекомендаций, выявлениюэлементов нового, рационального, рождающегося в каждодневном творческом поискепередовых коллективов и работников. Предметом изучения при использованииуказанного метода может быть опыт массовый (для выявления ведущих тенденций),опыт отрицательный (для выявления характерных недостатков и ошибок, на которых,как известно, надлежит учиться), но особое значение имеет изучение передовогоопыта, в процессе которого выявляются, обобщаются, становятся достоянием наукии практики крупицы нового, оригинальные идеи и замыслы, эффективные сочетанияметодов, новые формы организации обучения и воспитания.
Есть всеоснования выделить из всего комплекса источников и условий перестройкиобразования и воспитания именно передовой опыт и сосредоточить внимание наспособах его изучения и использования.
Вызваноэто тем, что в передовом опыте нащупываются и вскрываются болевые точкипрактики, рождаются практические проекты назревающих преобразований, и в этомсмысле он оказывается незаменимым как ориентир для массовой практики. Известно,далее, что педагогическая наука зачастую не успевает достаточно оперативнооткликнуться на запросы практики, и живой опыт мастеров и новаторов оказываетсянаиболее оперативным способом решения острых практических вопросов. Наконец,известно, что сами рекомендации науки в силу ряда причин внедряются непросто.Живой опыт, пример коллег отличается наглядностью, его легче заимствовать,распространять, он более инструментален, его результаты наглядны и осязаемы.Поэтому научные рекомендации лучше идут в массовую практику, будучи освоенысначала в передовом опыте.
Какой жеопыт мы вправе квалифицировать как передовой? По качественной характеристикепередовой опыт не только противопоставляется отрицательному, но и не совпадаетполностью с наиболее близким ему опытом положительным.
Положительныйопыт — это опыт,позволяющий, опираясь на традиционные подходы, получать результаты, отвечающиесовременным требованиям. Этот опыт, как правило, опережает тот уровень, которыйдостигнут в массовой практике.
Передовойопыт — это опыт,реализующий прогрессивные тенденции развития воспитания и социальной помощи,опирающийся на научные достижения, создающий нечто новое в содержании,средствах, способах социально-педагогического процесса и в силу этогопозволяющий достигать оптимально возможных в конкретных условиях и ситуацияхрезультатов. Хотя для изучения и распространения передового опыта сделанонемало, в этой работе остается еще ряд серьезных недостатков. Не создана единаясистема выявления, регистрации (патентования), хранения и распространенияпередового опыта.
Неосвоена комплексная, целостная процедура его изучения, включающая выявление,описание, анализ, обобщение, истолкование, коррекцию и распространение. Еслиработники ИУУ и ИПК, опытные руководители в целом умеют выявлять, описывать ираспространять опыт, то анализ, истолкование и обобщение опыта или выпадают,или выполняются очень поверхностно. В связи с этим и вся остальная работаоказывается малоэффективной. Изучение опыта застывает на стадии его описания,он не получает должного истолкования, не выделяются основная идея,педагогический замысел, «ключ» решения проблемы. Если опыт не проанализирован,то его обобщение или невозможно, или же выполняется неглубоко, не затрагиваясути. Слабо раскрываются функциональные и причинно-следственные связи междузадачами, замыслом, средствами, способами деятельности педагога и воспитанникови достигнутыми результатами. Недостаточно вычленяются и показываютсяобъективные связи и закономерности, лежащие в основе достигнутых успехов, связьопыта с передовыми идеями современной педагогики, психологии, социологии,теории социальной работы, с одной стороны, и субъективные формы их воплощения,связанные с личностью педагога, — с другой. Вследствие этого описываются ираспространяются отдельные внешние атрибуты, приемы педагогическойдеятельности, в лучшем случае система приемов, но не ее ведущие идеи, непедагогическая система в целом. Не раскрываются психологические условия имеханизмы рождения нового.
Чтобыпреодолеть отмеченные недостатки и обеспечить научный подход к организации,выявлению, изучению и распространению передового опыта, полезно положить воснову работы следующие вытекающие из теории и проверенные практикой положения:
1.Изучениеи распространение опыта должно вестись на основе современных концепцийвоспитания, обучения и социальной помощи и предполагать развитоесамостоятельное педагогическое мышление руководителей, методистов, учителей,воспитателей, понимающих реальные потребности конкретного образовательногоучреждения и его готовность к восприятию и творческой переработке опыта.
2. Распространятьи внедрять нужно, следуя К. Д. Ушинскому, не сам опыт, а прежде всего идею,мысль, извлеченную из опыта, подходы, закономерности. Набор же приемов иметодов, используемых в передовом опыте, должен органически вытекать из идеи,замысла и использоваться творчески, с учетом накопленного опыта, возможностей,стиля работы перенимающего опыт субъекта. Возможно, добавим мы, вычленить ипередать (или позаимствовать) технологию, т. е. структурированную системудействий и операций, если она оказывается пригодной для иных условий. Для этогонужно овладеть методикой выявления, описания, анализа и обобщения опыта.
3. Передовой опыт должен изучаться ираспространяться комплексно, с учетом запросов конкретного адресата, реальныхпроблем и задач, условий региона и микрорайона, подготовленности кадров. Новыеприемы, частные усовершенствования должны органически вписываться в сложившуюсясистему работ, усиливать и совершенствовать ее. Если же речь идет о заменемалоэффективных систем новыми, то внедрению подлежит логически обоснованнаяцелостная система, охватывающая и цели, и идеи, и содержание, и средствапедагогической деятельности. Именно в этом смысле А. С. Макаренко говорил об«индукции цельного опыта», который должен быть основанием для «советскогопедагогического закона».
4. Введение нового эффективно тогда,когда эта работа стимулирует творческую деятельность как воспитателей, так ивоспитанников, когда возникает коллективный поиск, вынашивается и рождаетсясвой, авторский вариант нововведения.
Необходимоиметь в виду, что понятие «передовой опыт» имеет не только абсолютный, но иотносительный смысл. То, что давно освоено одним коллективом, может бытьперспективным, передовым для другого. Нужно учитывать при внедрении актуальные(сегодняшние) и перспективные возможности коллектива и отдельных его членов,обеспечивая при необходимости поэтапное и вариативное внедрение нового,дифференцировать цели обращения к опыту: инициирование творчества в коллективе,заимствование идеи, использование технологии, комплексное использование опыта идр.
Сампередовой опыт неодинаков по степени своей новизны и значимости.
Новаторскийопыт — это опытразработки и реализации новых педагогических систем обучения и воспитания или,во всяком случае, систем, содержащих существенные элементы новизны. Таковы,например, воспитательная система А. С. Макаренко или адаптивная «школа длявсех» Е. А. Ямбурга.
Опытмодифицирующий содержитменее выраженные, менее оригинальные элементы нового. Он построен на серьезномусовершенствовании, развитии существующих форм и подходов, однако полезен иотносительно легче распространяется.
Чтобывыявить истинно передовой опыт, отличить его не только от прожектерства испекуляций, но и от опыта положительного, но традиционного, необходимо выделитькритерии, отличительные черты передового опыта.
Вработах педагогов и методистов выделен ряд критериев передового опыта. Назовемкритерии, представляющиеся нам бесспорными и наиболее важными.
• Актуальность и перспективность, соответствие требованиям жизни,тенденциям общественного развития и научно-технического прогресса. Опытпомогает решать наиболее злободневные и трудные проблемы практики, но в то жевремя он должен содержать «задел», работать на перспективу, открывать новыевозможности совершенствования педагогического процесса, развития социальных ипедагогических условий для учебно-воспитательной работы.
• Новизна в постановке целей, отборесодержания, выборе средств и форм организации педагогического процесса. Признак этот может проявиться вразной степени: от внесения новых положений в науку до более эффективныхспособов применения на практике уже известных положений и модернизацииотдельных сторон педагогического процесса.
• Соответствие основополагающимположениям современных социальных наук. Подлинно гуманные результаты, глубокие положительные сдвиги вразвитии личности могут быть достигнуты только на основе гуманных средств,подлинного сотрудничества и сотворчества, только на основе сочетанияиндивидуального подхода с участием в коллективной жизни, только на основеразвития активной деятельности воспитуемых и постоянного привнесения в этудеятельность нового содержания и вновь осваиваемых способов деятельности и т.д. Конечно, эти и другие основополагающие положения прогрессивной педагогики,социологии и психологии в чем-то меняются, углубляются, совершенствуются. Ноэто происходит медленно, постепенно. Неучет же или игнорирование этих ведущихположений всегда ведет к неуспеху или псевдоуспеху, к мнимым или нестабильнымрезультатам.
• Устойчивость, стабильностьположительных результатов. Передовой опыт должен приносить весомые плоды: существенные сдвиги вхарактере социализации, уровне воспитанности, в общем развитии школьников,снижении правонарушений, сплочении коллективов, повышении престижностиобразовательных учреждений и т.д. Под стабильностью опыта имеется в видуподтверждение его эффективности при некотором изменении условий, достижение положительныхрезультатов на протяжении достаточно длительного времени, с разным составомвоспитанников.
• Возможность творческого примененияопыта в сходных условиях, его переносимость на другие объекты (педагог, школа, микрорайон). Любойтворческий опыт тесно связан с личностью его создателя, с индивидуальным стилемдеятельности педагога, с традициями и так называемым творческим почеркомколлектива. Однако при анализе в опыте должны быть выделены идеи, средства,технологии, которые можно условно «отделять» от их создателей, которые несвязаны только с их личностными особенностями и могут быть воспроизведеныдругими. К примеру, очень трудно переносится опыт работы по системе Ш. А.Амонашвили, однако гуманные идеи, установка на сотрудничество с ребенком, напроживание вместе с ним его жизни, на открытость и доверительность отношениймогут вполне быть перенесены и успешно переносятся в иные условия.
• Оптимальное расходование сил, средстви времени педагогов ивоспитанников для достижения положительных результатов. Если положительныерезультаты достигаются за счет увеличения нагрузки, значительных дополнительныхзатрат времени, потери здоровья педагогов или воспитанников, то такой опытнельзя отнести к передовому.
• Оптимальность опыта в целостномсоциально-педагогическом процессе. Предполагается возможность вписать конкретный опыт всуществующую систему работы, не жертвуя при этом решением ни одной из другихвоспитательных и образовательных задач, а обеспечивая их более эффективноерешение. Что стоит, например, достижение высоких результатов в спорте за счетотставания в учебе или призовое место в художественной самодеятельности за счет«отлучения» подростка от книги?
Применениеуказанных критериев обеспечивает комплексную оценку опыта и дает основание дляего квалификации как передового. Если речь идет о поисках возможностейорганизации новых очагов опыта как будущих опорных пунктов его распространенияи внедрения, то критерии передового опыта могут быть представлены частично инеполно.
Последовательность(процедура) работы с опытом складывается из четырех основных этапов:
1. Выявление, первичная диагностика иоценка опыта (по приведенным выше показателям).
2. Описание социально-педагогическихявлений (или их реконструкция по документам и свидетельствам) в их реальнойпоследовательности, опирающееся на накопленный фактический материал и егосистематизацию.
3. Теоретико-методологический анализ,главным содержанием которого является выделение ведущих задач, идей, замысла,технологии его воплощения.
4. Обобщениеи рекомендации, связанные с выявлением обусловивших успех факторов,закономерных связей между нововведениями и результатами, научных основ опыта, сквалификацией и оценкой результатов и определением условий их распространения.
Наибольшиезатруднения при изучении и обобщении опыта встречаются при осуществлении двухпоследних этапов, а нередко они фактически вообще не осуществляются. Расшифруемпроцедуру работы с опытом несколько подробнее.
Описаниеучебного процесса включаетхарактеристику содержания, методов, оборудования, характера общения педагога иобучающихся, результатов обучения.
Описаниесоциально-педагогических явлений начинается с характеристики описываемогообъекта (класса, школы, клуба, семьи и т.д.), его социального окружения,характеристики состава класса (группы), включает содержание работы, ееструктуру, способы деятельности педагога и воспитанников, достигнутыерезультаты.
Обычноописание учебного процесса включает характеристику обновленного содержания,методов, оборудования, характера общения педагогов и учеников, результатовобучения.
Описаниедолжно основываться не на внешних впечатлениях, а на накоплении фактическогоматериала (совокупности фактов), что, в свою очередь, связано с фиксированиемрезультатов специально организованных наблюдений, проведением опросов,изучением сочинений, отзывов, текстов докладов и выступлений, протоколовсоветов и собраний, работ воспитанников, разработок мероприятий, планов и т. д.
Систематизациянакопленного материала заключаетсяв отборе и установлении наиболее характерных и интересных фактов, раскрывающихсистему работы педагога и коллектива (доверительный характер отношений,совместный творческий поиск, защищенность личности в коллективе и т. д.), атакже в установлении временных и причинно-следственных связей междунаблюдаемыми явлениями.
Теоретико-методологическийанализ заключается ввыделении и специальном рассмотрении отдельных сторон, связей или звеньевопыта. Это связано или с рассмотрением самого педагогического процесса,например с выделением его целей, содержания, системы отношений, педагогическихсредств, форм организации, способов повышения интереса, мотивации деятельности,или с выделением интересов, педагогической «кухни», творческой мастерскойпедагога.
Преждевсего выясняется, какие реальные противоречия, несоответствия, трудностимассовой практики породили необходимость изучаемого опыта, того педагогическогопоиска, который дал положительные результаты. Скажем, наличие неполных, конфликтных,педагогически несостоятельных семей, занятость родителей, утрата семейныхтрадиций породили явное противоречие между желаемой и реальной ролью семьи ввоспитании, общественную потребность либо в усилении воспитательных функцийсемьи, либо в их компенсации в системе других воспитательных институтов. Далеевыясняется реальная жизненная проблема и вытекающие из нее задачи. В нашемпримере — проблема восстановления в новых социальных условиях воспитательныхфункций семьи и частичной компенсации их школой полного (или продленного) дня,системой разновозрастных отрядов, клубной работой и другими формамивнесемейного общения и воспитания. Выясняется, какие конкретные задачи былипоставлены педагогом (или педагогическим коллективом, психологом) для решенияназревшей проблемы, разрешения актуальных противоречий.
Особеннонепросто выявить педагогическую идею творцов передового опыта, которые нередкосами свою идею вычленить и сформулировать не могут. Она выступает, а часто изарождается в виде замысла, т. е. определенной методической формы.Педагогическая идея, как уже отмечалось, — это предположение о наиболееэффективных способах достижения педагогических целей, о способах контакта,взаимопонимания, совместной деятельности педагога и воспитанников. Замысел воплощаетидею (пока мысленно) в конкретных способах деятельности, методах и приемах.Конечно, и у творцов передового опыта идеи не всегда оригинальны, важно то,насколько они современны, как педагог (психолог, социальный работник) ихиспользует, как он интерпретирует и конкретизирует идею в той сфере, в которойон работает, и в тех обстоятельствах, в которые он поставлен. Естественно,оригинальность идей и замыслов делает опыт особенно ценным.
Возвратимсяк уже использованному примеру. Педагогическая идея восстановлениявоспитательного потенциала семьи может выразиться в замысле: организовать вшколе или при клубе совместную деятельность родителей и детей, накопить опыттакой деятельности, чтобы пробудить у родителей вкус и помочь развивать уменияобщаться с ребенком, передавать ему свои знания, опыт, отношения к окружающему.Другая идея может заключаться в компенсации недостатков внутрисемейного влияния«семейной» атмосферой разновозрастных отрядов по месту жительства илиразновозрастных объединений по интересам.
Толькохорошо проанализированный опыт может быть сколько-нибудь глубоко обобщен, ибообобщение основано на установлении закономерных связей, сквозных линий междузадачами, замыслами, идеями воспитателей, средствами, способами деятельности,различными сторонами педагогического процесса и внутренним миром воспитанников,их деятельностью и полученными результатами.
Обобщениеможет быть достигнуторазными путями. Целесообразно либо описать достигнутые положительныерезультаты, а уже затем выяснить способы и условия, благодаря которым они былидостигнуты, либо описать содержание, средства, способы деятельностивоспитателей и воспитанников, условия среды, а затем вести речь озакономерности достигнутых результатов. Но и в том и в другом случае нужно датьсоциально-педагогическое и психологическое истолкование наблюдаемых явлений ипроцессов, их квалификацию. Например, выяснить, что исследователем используетсяметодика организации коллективной творческой деятельности или, в другом случае,для восстановления воспитательных функций семьи используется методикапостепенно ослабляемой помощи и интенсивной психологической поддержки и детей,и родителей. Затем нужно выявить существенные связи между условиями, факторами,определившими успех, характером деятельности и отношений воспитанников иполученными результатами. При этом внимание сосредоточивается на личностиразвивающегося человека, на сдвигах в его мотивационной, интеллектуальной,эмоциональной и волевой сферах. Должны быть обнаружены источники опыта (примерколлег, публикации, собственные поиски и раздумья и т. д.), выявлены егонаучные основы, т. е. закономерности, подходы, принципы, осознанное илинеосознанное использование которых привело к успеху. Полезно «выявить иподчеркнуть роль личностных качеств педагога или руководителя, егоувлеченности, преданности делу, работоспособности, изобретательности, особовыделить то оригинальное, самобытное, что присуще именно этому педагогу итворимому при его непосредственном участии опыту. Грамотное, конкретноеописание опыта, его поэлементный анализ и обобщение позволяют выявить связиобъективных противоречий, идей и замыслов созидателей опыта, характерадеятельности и отношений воспитуемых и воспитателей, полученных результатов,показать своеобразие и научные основы опыта. Выполнить указанные требованияудается не всегда.
Дело,конечно, прежде всего в качестве описываемого опыта, его общественной ценностии новизне. Но хочется обратить внимание и на другую сторону вопроса — накачество его анализа и обобщения, на умение увидеть единое в многообразном(общие идеи, подходы, закономерности) и многообразие в едином (разные вариантырешений, вариативность педагогических средств, гибкость тактики в достижениицели, реализации идеи и замысла и т.д.).
Так,многолетний опыт социальной профилактики, накопленный тюменским клубом им.Дзержинского (его руководители Г.А.Нечаев, О.А.Селиванова), воплощает, какпоказал анализ, такие идеи: ранней профилактики асоциального поведения путемвовлечения потенциальных правонарушителей в клубный коллектив; соединенияжесткой «ступенчатой» системы «инструкторского роста» каждого воспитанника сразнообразием и вариативностью видов деятельности; превращения членов клуба ввоспитателей на основе их активного участия в коллективных общественно полезныхделах. Идеи воплощены в замысле: разработана оригинальная методика поэтапного«инструкторского роста» каждого члена коллектива — своеобразный вариант«системы перспективных линий» А. С. Макаренко.
Творческимбазисом для организации конкретной педагогической деятельностипрофилактического направления стала идея вовлечения в активную общественнополезную деятельность всех подростков, проживающих в микрорайоне, в том числе итех, кто стоит на школьном или милицейском учете. Не фиксироватьправонарушения, не ставить нахулиганивших на учет, не сигнализировать об ихповедении в различные инстанции, не таскать их и их родителей или опекунов поразличным комиссиям, не «пробивать» путевки в спецучилища и спецшколы, авовлекать подростков в клубные коллективы, в коллективные творческие дела,поисковые акции и т. д. — тем самым осуществляется наиболее действеннаяпрофилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Именно этим и занимаютсяГ. А. Нечаев и его последователь О. А. Селиванова. Имея на официальном учетеминимум несовершеннолетних, они фактически собирают в стенах клуба до сотни техмальчишек и девчонок, которых по всем правилам уже поставили бы на учет, а то иопределили бы в спецучреждения работники инспекции по делам несовершеннолетних.
Как итогработы по обобщению полезно оценить опыт по уровню его общественной значимостии новизны (опыт новаторский, модифицирующий), по адресной направленности (длякого пригоден опыт, условия его использования), а также внести предложения покорректировке опыта, его совершенствованию и развитию.
Распространениеопыта осуществляется наоснове устной и письменной пропаганды и наглядного показа. Средств для этогоочень много: открытые занятия, школы передового опыта, творческие отчеты,смотры-конкурсы, педагогические чтения, статьи в газетах и журналах, бюллетении т. д.
Продвижениепередового опыта в практику — активный, целенаправленный процесс,предполагающий преодоление трудностей, систему мер, обеспечивающих оперативнуюинформацию и быстрый результативный поиск необходимых объектов изучения,инициативу и заинтересованность тех, кто в этом опыте нуждается.
Инициативное,избирательное использование тем и привлекательно, что педагог или коллективволен сам, исходя из собственных нужд и подготовленности, выбрать инаправление, и конкретные адреса передового опыта.
Во всехслучаях необходимо учесть, созрела ли в коллективе потребность в использованииопределенного опыта, ясны ли цели и задачи работы, а также достаточно лизнакомы работникам (а в более общем виде также родителям и общественности)теоретические основы и предполагаемые выгоды нововведения. Если эти позиции необеспечены, то необходимы специальные меры по их достижению. Так, теоретическойосновой педагогики сотрудничества является глубокая, основанная на конкретноманализе вера в возможности каждого школьника и умение оказать каждому помощь вдостижении успеха. Для этого необходимо владеть основами индивидуальногоподхода, методами социально-педагогической и социально-психологическойдиагностики, умением определять «зону ближайшего развития» ребенка (Л. С.Выготский) и работать в ней. На основе творческих семинаров, работы проблемныхгрупп, в процессе коллективного поиска, обмена информацией происходитинтенсивное созревание коллектива и его членов, возникает готовность квосприятию и принятию передового опыта.
Теперьвсе реже употребляют термин «внедрение передового опыта». И это верно.Внедрение так или иначе предполагает некое давление, насилие. Нужно работатьнад использованием или освоением этого опыта. Используя опыт как некую идею иобщую основу, нужно, опираясь на него, выстроить свои варианты опыта, в чем-топохожего на другой, но сотворенный умом и сердцем тех людей, которые этот опытосваивают.
Освоениеопыта ни в коем случае не сводится к его копированию. Практика многократноубеждает, что копирование опыта не приносит благих результатов, чтонеудивительно, ведь этот опыт создавался в иных условиях, иными людьми, былоснован на работе с другими воспитанниками. Чужой опыт-образец можно сравнить сканвой, по которой вышивают узоры собственной конфигурации и расцветки. Этоматериал, стимулирующий создание собственного варианта передового опыта.
Освоениеопыта должно идти поэтапно.
Напервом этапе проводится изучение обстановки, условий окружающей среды,характера и результативности взаимодействия институтов воспитания,потенциальных возможностей всех субъектов воспитания. Ведется диагностическаяработа с целью выявления потребности в обновлении или совершенствованиипедагогического процесса. Выясняется, что получается либо хорошо, либонедостаточно хорошо, либо совсем не получается. На этой основе осуществляетсянацеленный поиск передового опыта.
Навтором этапе руководитель работы принимает меры для ознакомления коллектива, аесли нужно, родителей и общественности с передовым опытом, с его теоретическимиосновами, ведущими идеями и технологиями, выясняется близость идей итехнологий, заложенных в опыте, стремлениям, потребностям, возможностямколлектива и отдельных исполнителей. Очень желательно ознакомление с таким опытомв действии, в его наглядно представленном виде.
Натретьем этапе проводятся поиск и отработка наиболее приемлемых вариантовиспользования, чужой опыт адаптируется к конкретным условиям, вливается вработающую систему, в той или иной степени перестраивая ее, служит источникомсозидания нового опыта. На этом этапе необходимы диагностика, внимательноенаблюдение за результатами, их обсуждение, а в случае надобности — корректировка.Принимается решение о расширении (или, напротив, свертывании) процесса, вырабатываютсярекомендации по дальнейшему ведению работы.
Оченьполезно сравнивать поэтапно получаемые результаты с результатами творцов опытаи анализировать причины как успехов, так и неудач.
Взаключение подчеркнем весьма значимые функции передового опыта в процессепсихолого-педагогического исследования.
Каковыже эти функции?
Преждевсего, передовой опыт, особенно при его соотнесении и сопоставлении с массовым,служит источником выявления противоречивых моментов в развитии практики, ее«точек роста», служит источником выявления научной проблематики.
Передовойопыт, далее, — это фактор постоянной и действенной связи теории с практикой.Именно через него происходит наиболее эффективное и быстрое продвижениедостижений науки в массовую практику. Передовой опыт, воплощая перспективныенаучные идеи, материализует их, делает зримыми, конкретными, привлекательными.
Немаловажнои то, что передовой опыт, достигнутые в нем результаты служат средствомубеждения и переубеждения не только работников сферы образования, но и болееширокой общественности, работников государственного аппарата, средствомподготовки общественного мнения, создает своего рода «внедренческий фон» дляпродвижения разрабатываемых новаций в практику. Эту функцию никак нельзянедооценивать, учитывая реальный консерватизм, силу инерции нашего обществаотносительно решения проблем образования, воспитания и развития личности.
Передовойопыт — основа реальных исследовательских проектов, способов их проверки, он вомногом определяет содержание рекомендаций по совершенствованию практическойработы.
Сложностьсвязей между элементами педагогической системы, их взаимодействие ивзаимовлияние, возможности перестройки и рационализации всех элементов иотношений педагогической системы на нынешнем этапе развития общественных наукслабо поддаются точному расчету и прогнозированию. Поэтому ни моделирование, ниэксперимент, ни опытная работа, способствующие решению конкретных задачисследования, не могут сами по себе дать целостных, обобщающих и достаточнонадежных результатов. Их в состоянии дать только опыт.