Дипломная работа
По методике обучениягеографии и краеведению
На тему:
«Формирование знаний орусских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии»
Санкт-Петербург 2008
Введение
Цели обучениягеографии в средней школе и ее содержание определяются потребностями общества.Социальный заказ школе, учитывающий достижения географической науки и измененияв окружающем мире, предъявляет требования к школьному географическомуобразованию, к повышению географической грамотности, географической культуреподрастающего поколения.
В настоящеевремя для школы вряд ли можно найти цель важнее, чем поиск путей образования ивоспитания Человека в гармоничном сочетании с условиями стремительноменяющегося мира. Культурологический подход как педагогическое явление сталособенно актуален в 90-е годы нашего столетия в связи с переосмыслением целейобщеобразовательной школы и переходом к личностно-ориентированному обучению.
Наиболееэффективно, как считает И. Бестужев-Лада, изучение прикладной культурологиии надо говорить «о более органичном включении культурологических сюжетов во всесуществующие школьные предметы» [7]. И действительно, культурологическийпотенциал ряда учебных предметов, в том числе школьной географии, довольнозначителен, но еще не осмыслен и его образовательные и развивающие возможности используютсяпока еще явно недостаточно и бессистемно.
Формированиевсесторонне развитой личности учащегося школы, обладающего географическойкультурой через познание окружающего мира, является целью географическогообразования.
В результатеизучения географии у учащихся формируется нравственно-оценочное отношение кокружающему миру. Как и другие науки, география формировалась в потокемногогранного процесса развития человеческого общества, как часть всемирнойистории и культуры человеческой цивилизации в целом от представлений древнегочеловека до понятий о геосистемах территориальной организации.
Чем глубжегеографический кругозор народа, тем больше у него возможностей к полному иглубокому познанию окружающей действительности через общее мировоззрение иобщую культуру «путем географизации мышления и действия» [41].
В этом смыслезнания о русских исследователях-путешественниках как нельзя лучше соответствуютзадачам современного образования и способствуют формированию целостной картинымира, развитию познавательного интереса у учащихся, обладая при этом большимвоспитательным потенциалом.
С другойстороны сокращение часов на некоторые курсы географии заставляет учителейперестраивать учебные планы, что приводит к снижению времени на изучение тогоили иного материала в целом и к уменьшению внимания к знаниям о русскихисследователях-путешественниках в частности.
Сложностьданной проблемы также заключается и в том, что в настоящее время существуетбольшое число образовательных программ по географии, в которых содержаниезнаний о русских исследователях-путешественниках сильно разнятся, что в своюочередь отражается на формах изложения данного компонента географическогознания в учебных пособиях.
Все эти вышеперечисленныефакторы и создают дополнительные трудности для учителя при формировании уучащихся знаний о русских исследователях-путешественниках.
Сказываетсятакже отсутствие литературы по данному вопросу. Наиболее близкая по смыслу –работа В.П. Максаковского «Географическая культура», в которой рассматриваютсявопросы содержания учебников с точки зрения знаний о «научных персоналиях» какодного из инструментов формирования географической культуры личности. Каксамостоятельный элемент в рамках школьной географии знания о русскихисследователях-путешественниках не освещены в научных работах.
Нонеобходимость освоения этих знаний продиктована не только желанием обществасформировать образованного и культурного Человека, но и самой насущной длявыпускников задачей – сдать ЕГЭ по географии, где в любом варианте тестовогозадания, последним вопросом первой части присутствуют вопросы по историигеографических открытий.
Вметодической литературе вопрос методики преподавания знаний о русскихисследователях-путешественниках в школьном курсе географии не нашел ещедостаточного отражения. Наконец, хочется подчеркнуть, что слабое освещениеданной проблемы в педагогической литературе отражается на практике преподаваниягеографии в массовой школе и объясняет падение интереса у учащихся к изучениюпредмета в целом, а также низкий уровень качества знаний о русскихисследователях-путешественниках. В этом убеждает анализ констатирующего этапаэксперимента, проведенного нами среди учащихся 8-х и 9-х классов школы городаСанкт-Петербурга.
Все этоподтверждает актуальность выбранной нами темы исследования, посколькуразработка методических рекомендаций по формированию знаний о русскихисследователях-путешественниках обусловлена недостаточной разработанностью вметодике места и роли данных знаний как средства достижения географическойграмотности учащихся в соответствии с формируемыми стандартами.
Цельработы заключаетсяв развитии географической грамотности учащихся при изучении русскихисследователей-путешественников в школьном курсе географии.
Задачиработы:
1. Анализнаучной и методической литературы по проблеме.
2. Определениеместа и роли знаний о русских исследователях-путешественниках в формированиигеографической грамотности личности.
3. Анализи сравнение действующих программ и учебников по курсу школьной географии.
4. Проведениеконстатирующего эксперимента с целью определения состояние проблемыформирования знаний о русских исследователях-путешественниках у учащихся приизучении школьного курса географии 6–9 классов.
5. Отбори адаптация знаний о русских исследователях-путешественниках к школьному курсугеографии.
6. Созданиеметодических разработок по формированию знаний о русскихисследователях-путешественниках в школьном курсе географии.
исследовательпутешественник русский география
1. Проблемаформирования знаний о русских исследователях-путешественниках впсихолого-педагогической, методической литературе и в практике
1.1 Местои роль знаний о русских исследователях-путешественниках в формировании географическогокругозора учащихся
О роли изначении географии для общечеловеческой культуры и образования говорили иписали очень многие известные ученые и писатели. Речь шла о географии какявлении культуры, о значении географической составляющей общечеловеческойкультуры, в том числе и для образования, в первую очередь школьного. А также отом, что географическая культура берет на себя истолкование ряда процессов иявлений в природе и обществе, знакомство с естественной исоциально-экономической основами общественного производства, ориентацию наразумное и нравственное поведение людей в окружающей среде и прочее. «Речь идето главных, фундаментальных знаниях, получаемых школьниками, составляющих основумиропонимания, мировоззрения, дающих представление о современной географическойкартине мира, как части общей научной картины мира» [25].
Географическаякультура возникает путем воспитания образованной, культурной личности,владеющей основными элементами политической, экономической, экологической,нравственной, физической культуры, культуры поведения, речи и т.п. Фундаментомразвития географической культуры служит географическая грамотность:представление о географической картине мира на основе знаний учащихся оприроде, обществе и их взаимодействий, формирование географического мышленияшкольников.
«Нам оченьважно создать целостную картину мира, причем желательно до того, как мыразрушим все из-за собственного невежества…» – писал три десятилетия тому назадзамечательный шведский географ 30-х – 70-х гг. В. Вильям-Уолсон [5]. Нанаш взгляд именно знания о русских исследователях-путешественниках, ихоткрытиях и дают возможность осознавать целостность природы, общества ичеловека, целостность пространства, времени и истории мира – что возможноявляется единственным путем, сберегающим от разрушения.
При изучениипедагогическую и методическую литературу по проблеме географической культуры,выявилось, что нет прямого указания на знания о русскихисследователях-путешественниках, как на один из ее элементов. С другой стороны,именно знания о русских исследователях-путешественниках, как часть школьногогеографического образования, являются той базой, на основании которойвоспитывается общая культура и географическая грамотность личности.
Таким образом,перед нами встала необходимость обосновать связь географической культуры играмотности со знаниями о русских исследователях-путешественниках. Для решенияэтой задачи нужно:
– во-первых,проанализировать компоненты географической культуры;
– во-вторых,выявить структуру знания о русских исследователях-путешественниках;
– в-третьих,проанализировать и выявить связи между ними.
Географическаякультура включает в себя четыре основных компонента:
– географическуюкартину мира;
– географическоемышление;
– методыгеографии;
– языкгеографии [25].
Географическаякартина мира – основополагающее понятие, элемент географической культуры,который лежит в основе научных знаний, полученных и проверенных в ходе исследовательскойи практической работы в области современной географии, и отражает представлениячеловека о природе и обществе, его отношение к ним. В связи с этим,«географическую картину мира» следует рассматривать как целостный образ мира,имеющий исторически обусловленный характер и закрепляющий основные объекты исоотношения между ними в том виде, в котором они даны современномугеографическому познанию.
Однако внауке до сих пор нет единого подхода к трактовке понятия «географическаякартина мира». Выбор той или иной трактовки рассматриваемого понятия обусловленнеобходимостью решения практической задачи – формирование у подростковгеографической картины мира как компонента географической и общей культурычеловека.
Географическаякультура подразумевает овладение специфическим географическим мышлением. Поутверждению Н.Н. Баранского, – «это мышление, во-первых, привязанное ктерритории, кладущее свои суждения на карту, и, во-вторых, связное,комплексное, не замыкающееся в рамках одного «элемента» или одной «отрасли» [2].
Всеразнообразие географических методов сводится к трем категориям: общенаучные,междисциплинарные и специфические для данной науки.
Кспецифическим методам в географии относятся сравнительно-описательный,экспедиционный, картографический, аэрокосмический.
Всегеографические исследования отличает специфический географический подход – фундаментальноепредставление о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, комплексный взглядна природу. Он характеризуется территориальностью, глобальностью, историзмом.
Каждая наукаи каждый школьный предмет обладают своим языком. Есть все основания говорить осуществовании «географического языка», который имеет определенный набортерминов, географических имен, что придает ему индивидуальность и особыйколорит.
Следовательно,язык географии тоже представляет собой необходимый элемент общей географическойкультуры. Овладение географической культурой предполагает хорошее владениеязыком географии, который включает следующие компоненты:
– понятияи термины
– факты,цифры и даты;
– географическиеназвания и язык карты;
– географическиепредставления (образы) [46].
В знаниях орусских исследователях-путешественниках можно выделить следующие компоненты:
– именаисследователей и путешественников;
– даты;
– факты;
– научно-популярныесведения.
Именаисследователей и путешественников необходимы для самого существования знанияэтого рода.
Даты являютсятем компонентом, который обуславливает историзм географического подхода к ним.
Под фактами вэтом виде знаний подразумеваются совершенные исследователями-путешественникамиэкспедиции, походы, а также различные открытия и написанные ими труды.
Научно-популярныесведения на наш взгляд один из наиболее важных компонентов знаний о русскихисследователях-путешественниках для формирования географической культурыличности. Без них они остались бы сухим перечислением заслуг, не несли бы всебе потенциал культурологического характера и не смогли бы соответствоватьцели популяризации научного географического знания. Эта цель, по мнениюнекоторых ученых, реализовывает задачу «Учится должно быть интересно!» [26]. Проанализироваввсе вышеперечисленные компоненты взаимосвязь между географической культурой изнаниями о русских исследователях-путешественниках можно представить следующимобразом:
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер
— научно-популярные сведения
Специфические методы в географии
— экспедиционный
Географические имена, факты, даты, географические названия:
— имена исследователей-путешественников, даты, факты /> />
Рис. 1. Схемавзаимосвязи географической культуры и знаний о русскихисследователях-путешественниках
Хотелось быпояснить соотнесение экспедиционного метода географии с именами исследователейи путешественников и научно-популярными сведениями. В данном случае необходимоапеллировать к методу историзма в географии. На наш взгляд невозможно владетькаким-либо методом, не зная его истории и эволюции, а именно на формированиетаких теоретических знаний и направлены знания о русскихисследователях-путешественниках.
Рассматриваязнания о русских исследователях-путешественниках с точки зрения уже упомянутогоранее метода историзма – одного из традиционных методов географической науки,который применяется едва ли не со времени ее зарождения; можно отнести их кобласти знаний исторической географии. На основе имеющихся определенийисторической географии и одновременной некоторой их трансформации, ученыевыделяют в этой науке восемь направлений. На наш взгляд рассматриваемые знаниявходят в состав теоретических знаний историко-географического страноведения.
«История естьгеография во времени, география – история в пространстве», – писал ещезнаменитый французский географ Элизе Реклю [26].
Только вгеографии неувядаемая романтика странствий удивительным образом сочетается cособым, глубоко научным видением мира. Знания о русскихисследователях-путешественниках находятся на стыке истории и географии, образуясвоего рода мост между ними.
Использованиепринципа историзма – важный фактор формирования мотивации учебном процессе.Интеграционный потенциал географии и истории довольно велик. В связи сгуманизацией содержания школьной географии расширяется объемисторико-географических вопросов во всех курсах географии.
Большевнимания уделяется не только изучению истории географических открытий иисследований в пределах всей планеты, отдельных материков и океанов, но и своейстраны.
Такимобразом, само содержание школьной географии, интеграционный потенциал с другимидисциплинами служит хорошей мотивационной базой учения школьников [39,44].
Также внастоящее время знания о русских исследователях-путешественниках несут огромныйвоспитательный потенциал.
Ихисторическая составляющая дает нам не только законыразвития общества, но и является для нас источником социальных прецедентов. Онидают учащемуся систему жизненно важных прецедентов. Человексталкивается с огромным количеством сложных и непредсказуемых ситуаций, и, готовя его к жизни, мы пытаемся расширить его социальный опыт за счет приобщения к истории культуры, литературе для того, чтобы он пережил – не реально,не в действительности – огромное множество тех ситуаций, с которыми люди сталкивались ранее илис которыми они моглибы сталкиваться. Как говорил Бисмарк, толькодураки учатся на собственныхошибках, а умные учатся на ошибках других [40].
1.2Состояние проблемы формирования знаний о русскихисследователях-путешественниках в школьных учебниках, программах иконтрольно-измерительных материалах по географии
Как известно,деятельность учителя при реализации тех или иных идей, определенных учебнымипрограммами, ориентируется в первую очередь на школьные учебники. Поэтому,чтобы установить, имеется ли реальная возможность для реализации идеиформирования географической культуры личности на основе знаний о русскихисследователях-путешественниках в практике обучения, представляется необходимымосуществить анализ действующих программ и учебников по географии.Представляется целесообразным уделить большее внимание классам с шестого повосьмой включительно, так как, начиная с девятого класса, начинает изучатьсяэкономическая география России и мира, и знания о русскихисследователях-путешественниках не имеют в этом курсе такой важности как вкурсе физической географии.
Длительноевремя обучение в школе проводилось по единому учебному плану и программам. Впоследнее время образовательной системе становятся присущи такие черты какмногообразие и вариативность. В настоящее время изданы разные по содержанию иструктуре программы по географии.
В ходе нашегоисследования были проанализированы учебные программы по курсам: «Начальный курсгеографии», «География материков, океанов, народов и стран» и «География России»[32].
Табл. 1. Сравнениепрограмм по географии для общеобразовательных учреждений по содержанию знаний орусских исследователях-путешественникахМосковский педагогический государственный университет Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена Российская академия образования, Институт общего среднего образования
6 класс Физическая география. Начальный курс географии.
Г.Я. Седов
Ю.М. Шокальский
И.Ф. Крузенштерн
Ю.Ф. Лисянский
Ф.П. Литке
И.Д. Папанин
Н.И. Вавилов В. Беринг
7 класс Материки, океаны, народы и страны. Континенты и страны. География материков и стран мира.
В.Д. Поярков
С. Дежнев
Е.П. Хабаров
В.В. Атласов
А.И. Воейков
Н.Н. Миклухо-Маклай
Е.П. Ковалевский
А.В. Елисеев
М.П. Лазарев
Ф.Ф. Беллинсгаузен
А. Никитин
С. Дежнев
П.П. Семенов-Тян-Шанский
Н.М. Пржевальский
П.К. Козлов
В.А. Обручев
Г.Н. Потанин
В.И. Вернадский
М.В. Ломоносов
В.В. Докучаев
Н.М. Пржевальский
Е.П. Ковалевский
8 класс География России. 8–9 класс География России. География России. 8–9 класс
М.В. Ломоносов
В.В. Докучаев
Л.С. Берг
И. Москвитин
В. Поярков
Е. Хабаров
С. Дежнев
В. Атласов
И.К. Кириллов
В.Н. Татищев
Д.И. Менделеев
А.П. Карпинский
И.М. Губкин
В.В. Докучаев
Л.С. Берг
А.А. Григорьев
В.И. Обручев
А.И. Ферсман
А.И. Воейков
Б.П. Алисов
В.В. Докучаев
Л.С. Берг
9 класс География России.
А.Е. Ферсман
М.М. Ермолаев
Д. и Х. Лаптевы
Б.А. Вилькицкий
Г.А. Ушаков
И.Д. Черский
С.В. Обручев
С.П. Крашенинников
В.К. Арсеньев
В программеРоссийского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герценазаложено наибольшее количество «персоналий» [25], знание которых являетсяобязательным. Количество упомянутых имен возрастает от курса к курсу, при томчто в каждом последующем курсе ряд фамилий пополняется, а не повторяет друг друга.Это на наш взгляд дает возможность наиболее полно реализоватькультурологический потенциал географии в аспекте знаний о русскихисследователях-путешественниках на фоне сокращения часов географии в школах.
В содержаниикурсов наряду с изложением основ географической науки предпринимается попыткасредствами материала культурологического характера усилить научно-популярнуюформу изложения учебного материала, аппелировать к эмоциям, реализовать задачу«Учиться должно быть интересно!» [38]
В программахМосковского Педагогического Государственного Университета и Российской АкадемииОбразования количество обязательных к изучению фамилий сводится к минимуму. А впрограмме для 6 класса Московского Педагогического ГосударственногоУниверситета вообще отсутствуют какие-либо «персоналии». При этом персоналияраспределена между отдельными курсами крайне неравномерно. Как отмечает В.П. Максаковский:«Это означает, что данный вопрос, от которого во многом зависит«очеловечивание» нашей школьной географии, еще до конца не решен» [25].
Содержаниепрограмм реализуется в учебниках. Для анализа были взяты стабильные учебники погеографии для 6–8 классов (Табл. 1,2,3), по которым работают в школах России внастоящее время:
– Т.П. Герасимова,Н.П. Неклюкова География. Начальный курс. М.: Дрофа, 2001.
– Физическаягеография. Начальный курс. О.В. Крылова М.: Просвещение, 2002.
– Физическаягеография. Начальный курс. Т.П. Герасимова, Г.Ю. Грюнберг Н.П. Неклюкова М.:Просвещение, 1900.
– География.Материки, океаны и страны. Д.П. Финаров, С.В. Васильев, Е.Я. ЧерниховаСПб: АСТ, 2001.
– География.Материки, океаны, народы и страны. Наш дом – Земля. И.В. Душина, В.А. Коринская,В.А. Щенев М.: Дрофа, 1999.
– Географияматериков и океанов. Крылова О.В. Герасимова Т.П.М.: Просвещение,1997.
– Географияматериков и океанов. В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев М.:Дрофа, 2001.
– ГеографияРоссии. Природа. И.И. Баринова М.: Дрофа, 1999.
– География.Природа России. Э.М. Раковская М.: Просвещение, 2000.
– ГеографияРоссии. Природа и население. Под ред. А.И. Алексеева М.: Дрофа, 2002.
В.П. Максаковскийвыделяет это поколение учебников как учебники «четвертой волны» [25]. Какотмечает В.П. Максаковский: «это поколение учебников стало гораздо более«раскованным» – разнообразным по методическим подходам и структурномумоделированию, более ярким по оформлению, более эмоционально-чувственным поформе изложения и, наконец, более интересным по содержанию» [25].
Последнийвывод можно аргументировать хотя бы примерами из области «научной персоналии».
Табл. 1. Сравнениедействующих учебников по географии для 6 класса
География. Начальный курс.
Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова М.: Дрофа, 2001. Физическая география. Начальный курс. О.В. Крылова М.: Просвещение, 2002. Физическая география. Начальный курс. Т.П. Герасимова, Г.Ю. Грюнберг, Н.П. Неклюкова, М.: Просвещение, 1990. Персоналии Персоналии Персоналии
Ф.Ф. Беллинсгаузен М.П. Лазарев
Н.Н. Миклухо-Маклай Л.И. Мечников Ф.Ф. Беллинсгаузен М.П. Лазарев