Реферат по предмету "Педагогика"


Функции и основные направления деятельности классного руководителя

КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема:
«ФУНКЦИИ И ОСНОВНЫЕНАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»

Введение
Классное руководство как самостоятельное педагогическое явление внашей стране имеет небольшую (чуть более 70 лет), но богатую историю. Самымиплодотворными для развития классного руководства были 50–80-е гг. XX в.Именно в этот период такие, блестящие ученые, как Н.И. Болдырев, О.С. Богданова,А.И. Дулов, И.С. Марьенко и др., разработали и апробировали целостнуютеорию классного руководства. Идеи этих выдающихся педагогов остаютсявостребованными и в настоящее время; они развиваются, совершенствуются,корректируются с позиций сегодняшнего дня.
Сущность, задачи и содержание работы классного руководителяменялись в зависимости от социального заказа. Так, в «Положении о классномруководителе», утвержденном Министерством просвещения РСФСР в 1947 г.,записано: «Основной задачей классного руководителя является сплочение учащихсякласса в дружный, целеустремленный, работоспособный ученический коллектив вцелях успешного разрешения учебно-воспитательных задач, поставленных передшколой». В педагогическом словаре 1960 г. говорится, что «классныйруководитель – это учитель советской школы, осуществляющий наряду спреподаванием общую работу по организации и воспитанию ученического коллективаопределенного класса».
В постсоветский период сущность деятельности классногоруководителя меняется: «Классный руководитель в общеобразовательной школеРоссийской Федерации – педагог, занимающийся организацией, координацией ипроведением внеурочной воспитательной работы». В 90-е гг. XX в. проводятсяэксперименты, научные исследования по поиску различных вариантов организацииработы классного руководителя в современной школе (вальдорфский, освобожденныйварианты и др.). Особое значение имеют исследования и публикации Н.Е. Щурковой.
К принципиально важным разработкам Н.Е. Щурковой можноотнести определение содержания воспитания (в соответствии с программойвоспитания школьников), новое видение места и роли классного руководителя ввоспитательном процессе (классный руководитель как «центральное лицовоспитательного процесса»), рассмотрение технологии его деятельности.
Теоретическая ценность работызаключается в том, чтоданная работа расширяет и углубляет имеющиеся представления об исследуемыхобъектах.
Цель исследования –организация целостного педагогического процесса и осуществление егоруководства.
Предмет исследования –отслеживание результатов, перспектив развития педагогического процесса.
Объект исследования – классныйруководитель как организатор педагогического процесса и концепции воспитания.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Анализлитературы по организации педагогического процесса и его руководства.
2. Планирование,подбор и разработка методик и диагностики классного руководства.
3. Задачивоспитательно – образовательного процесса в классном коллективе.
4. Обработкарезультатов исследования.
В ходеисследования использовались следующие методы:
– наглядные,
– словесные,
– практические,
– беседа,
– тестирование.

1.Деятельность классного руководителя
воспитательныйклассный руководитель
Реализация модели классного руководителя XXI в. предполагаетосуществление определенных задач, цели и содержания деятельности классногоруководителя.
Целью деятельности классного руководителя является организацияцелостного педагогического процесса и осуществление его руководства.
Определяющим компонентом педагогического процесса выступает целькак идеальное, мысленное предвосхищение результатов деятельности, котораяконкретизируется в определенных исторических условиях. Всестороннее гармоническоеразвитие личности мы рассматриваем как идеал. Однако с точки зрения реальностицели в качестве базисной цели мы выдвигаем разностороннее развитие личности.Эта цель уточняется и конкретизируется в общей задаче коллективаобразовательного учреждения. При этом она направлена на целостность личности,достигаемую через реализацию функций целостного педагогического процесса.
Исходя из общей цели воспитания и обучения и общей задачиколлектива образовательного учреждения, педагог выдвигает конкретную задачу, напостановку которой влияют личность учащегося или коллектив (через уровеньвоспитанности, образования, развития) и среда (через микросреду). Именно епостановкой конкретной задачи начинается цикл-импульс педагогического процесса.
За выдвижением задачи следует соответствующая деятельностьпедагога, которая строится (в соответствии с ситуацией) как прямые и косвенные,непосредственные и опосредованные влияния при помощи разнообразных форм,средств и методов. Деятельность педагога направлена непосредственно на личностьучащегося (воспитуемого), на организацию деятельности воспитуемого, наотношения и общение, на обстоятельства и условия, на организацию жизни учащихсяв целом.
/>/>Все воздействия извнезатрагивают внутренний мир личности, в котором происходит определенная борьбастарых стереотипов с новыми влияниями педагога. Современный ребенок,подверженный влияниям среды, часто не понимает добрых и важных по отношению кнему намерений взрослого и рассматривает их как посягательство на свою свободуи независимость, на свои интересы. Только при совпадении цели, задач, смысла иценностей жизни взрослого и ребенка, достигаемом умелым воздействием педагога,происходит адекватная реакция воспитуемого на действия педагога: формируетсяцель (задачи) его собственной деятельности. Цель, определенные мотивы порождают(возбуждают) действие. В деятельности происходит развитие личности, подействиям воспитуемого мы судим о степени реализации поставленной конкретнойзадачи. Надо отметить, что реакция на оказанные воздействия наступает преждевсего в области чувств (обнаруживается то или иное отношение). Сложнее обстоитдело с формированием сознания и поведения. В каждом случае несоответствияожидаемым результатам педагог устанавливает причины отклонения от задуманного ивносит коррективы в свою деятельность, создает условия для деятельностиребенка, чтобы получить необходимый результат. Главное при этом – духовнаяобщность учителя и ученика (воспитателя и воспитанника, взрослого и ребенка),«при которой забывается, что педагог – руководитель и наставник. Если учительстал другом ребенка, если эта дружба озарена благородным увлечением, порывом кчему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло…Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить сблужданием в потемках».
Множество циклов-импульсов, организуемых в педагогическом процессена основе взаимного уважения, взаимной требовательности, взаимнойответственности, приводит к реализации цели.
По мнению М.А. Половцевой, основой деятельности классногоруководителя служит подход «встречи–взаимопроникновения – взаимодействия»традиционного и инновационного (старого и нового, проверенного временем исоздающегося сегодня). Его суть, на наш взгляд, заключается в том, чтобы,изменяя настоящее, не «перечеркивать», не отрицать положительный опыт, аорганически интегрировать его с новым, насущным, необходимым, диктуемымзапросами современного общества. Лишь обеспечение единства между прошлым ибудущим создает прочную основу для реализации цели (задач) целостногопедагогического процесса. Этот подход позволит в значительной степени разрешитьпроблемы «отцов и детей», противоречия между педагогами – традиционниками ипедагогами, стремящимися привнести элементы нового в свою деятельность, проблемыобучения и воспитания детей из различных общественных страт, ценностей иидеалов и др.
Сущность деятельности классного руководителя заключается вкоординации внешних влияний, оказываемых на конкретного ученика, а также ворганизации воспитательной, образовательной, развивающей внеучебнойдеятельности в классе. Отсюда – четыре основные функции классного руководителя:координирующая, образовательная, развивающая и воспитательная.
Направления работы классного руководителя составляют воспитание впроцессе обучения; внеклассная воспитательная деятельность в школе; внешкольнаявоспитательная деятельность через взаимодействие с семьей школьника, детскими июношескими организациями и объединениями, учреждениями дополнительногообразования.
Содержание работы классного руководителя определяют основные видыдеятельности: педагогический мониторинг, проектировочная, организаторская игностическая деятельность.
При этом в каждом виде деятельности классный руководитель акцентделает прежде всего на формирование, корректировку (при необходимости),развитие отношений, складывающихся у участников целостного педагогическогопроцесса. Именно отношения составляют содержание воспитания и являются центромвнимания педагогической деятельности учителя, именно степень сформированноеотношений служит ведущим показателем результативности его воспитательныхусилий.
Системавоспитательной работы классного руководителя– это совокупность егопоследовательных действий, расположенных определенным образом в течениеучебного года и адекватных поставленной цели.
По моемумнению, условиями успешности деятельности классного руководителя являются:
– качественноновый уровень профессиональной готовности, предполагающий наличиекоадаптационного мастерства, исследовательской компетентности, профессиональноймобильности, конкурентоспособности, коммуникабельности (в аспекте деловогообщения);
– мотивациюего деятельности, ориентированную на результат, а не на процесс;
– возможностьпроявления самостоятельности и творчества;
– необходимостьвыстраивания (конструирования) и реализации системы работы классногоруководителя;
– оценку егодеятельности по результату.
1.1 Функции классного руководителя
Педагог как руководитель классного коллектива реализует своифункции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности.Воспитательные задачи классный руководитель решает в соответствии с учетомвозраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этоминдивидуальные особенности каждого ученика.
Основным критерием результативности деятельности классногоруководителя является содействие саморазвитию личности, реализации творческихспособностей, обеспечение социальной защиты, создание необходимых условий дляактивизации усилий детей по решению собственных проблем.
Круг функциональных обязанностей классного руководителя в школевключает:
1.       Аналитическая функция
– Анализ и оценка индивидуальности учащегося.
– Анализ и оценка уровня воспитанности школьников.
– Изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания.
– Изучение и анализ становления и формирования классногоколлектива, подростковых групп, объединений, обеспечивающих социализациюкаждого ребенка.
– Изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды учащихсякласса, группы, объединения.
2.       Прогностическая функция
– Представление образа желаемого результата воспитательнойдеятельности
– Прогнозирование уровней индивидуального развития ребенка.
– Построение модели воспитательной подсистемы, учитывающеймиссию образовательного учреждения, принятые ценности, воспитательную концепцию,ресурсные возможности.
– Выстраивание иерархии ближних и дальних целей деятельностидетского сообщества и отдельных учащихся.
3.       Организационно-координирующая функция
– Обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей,установление контактов с родителями (законными представителями учащихся), оказаниеим помощи (лично, через психолога, социального педагога, педагогадополнительного образования).
– Проведение консультаций, бесед с родителями (законнымипредставителями) обучающихся.
– Взаимодействие с педагогами, работающими в классе,осуществление воспитательной деятельности через проведение «малых педсоветов», педагогическихконсилиумов, тематических встреч.
– Стимулирование и учет разнообразной деятельностиобучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей.
– Ведение документации (классный журнал, личные делаобучающихся, план работы, дневники наблюдений).
4.       Коммуникативная функция
– Регулирование межличностных отношений между детьми
– Установление оптимальных взаимоотношений учитель – ученик,
содействие общему благоприятному климату в коллективе.
– Помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми.
– Совместная с социальным педагогом и психологом коррекцияповедения социально дезадаптированных детей и подростков.
1.2 Основныенаправления деятельности
Работа сучениками
Деятельностьклассного руководителя обычно начинается с изучения класса и каждого ученика вотдельности.
Успехвоспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит отглубокого проникновения его во внутренний мир детей, от понимания ихпереживаний и мотивов поведения. Изучить, чем живет школьник, каковы егоинтересы и склонности, особенно воля и черты характера, – это, значит, найтиверный путь к его сердцу, использовать наиболее целесообразные методыпедагогического воздействия.
Н.К. Крупскаяв статье «О воспитательной работе» писала о том, что педагоги часто забываютосновные положения педагогики: чтобы воспитывать ребенка, надо очень хорошознать ребят вообще и тех ребят, которых воспитываешь в частности. Без такогознания ребят нельзя по-настоящему организовать не только воспитательной, но иучебной работы, без знания ребят легко скатиться на путь шаблона, уравниловки вподходе к детям.
Знаяособенности учащихся, их интересы и склонности, уровень их воспитанности, легчесоставить целеустремленный и действенный план воспитательной работы.
Иногдаклассные руководители ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется поотношению к трудным школьникам, к нарушителям правил поведения. Бесспорно, онинуждаются в особом внимании. Но не следует забывать и остальных. За внешнимблагополучием иногда скрываются отрицательные черты. Надо способствоватьполноценному развитию положительных качеств у всех учеников.
А.С. Макаренко,будучи последовательным сторонником воспитания личности, в коллективе и черезколлектив, в то же время указывал на необходимость учета индивидуальных особенностейвоспитанников. В статье «Цель воспитания» он писал: «Каким бы цельным нипредставлялся для нас человек в порядке широкого отвлечения, все же людиявляются очень разнообразным материалом для воспитания…».
Изучениеучащихся достигает своей цели и дает нужные результаты при условии, если оноотвечает ряду требований:
1. Изучениеучащихся служит повышению качества их воспитания и обучения. На основесистематического изучения можно творчески подойти к выбору наиболее эффективныхформ и методов воспитательного воздействия на первичный коллектив и наотдельных его членов. Важно организовать воспитательную работу с учащимися сучетом их особенностей.
2. Изучениеучащихся сочетается с воспитательным воздействием на них. Классный руководитель«проектирует» развитие положительных качеств и преодоления отрицательных черт вхарактере и поведении школьников.
3. Изучение проводитсяпланомерно и систематически.
4. Изучениеучащихся проводится в естественных условиях их жизни и деятельности.
5. Приизучении классный руководитель пользуется разнообразными методами и приемами. Важнона основе изучения наметить пути преодоления отрицательных качеств изакрепление положительных черт в характере и поведении школьника.
6. Изучениепредполагает ознакомление с условиями жизни и быта.
7. Изучать надоне отдельные черты, а личность в целом.
8. При изученииследует акцентировать внимание на положительных, а не на отрицательных чертаххарактера и поведения.
Такимобразом, соблюдение перечисленных требований значительно повысит эффективностьизучения учащихся.
Реализуя своифункции, классный руководитель осуществляет выбор форм работы с детьми. Можноразличать формы по видам деятельности – учебная, трудовая, спортивная,художественная; по способу влияния – непосредственная и опосредованная.
По временипроведения формы можно разделить на:
– кратковременные(от нескольких минут до нескольких часов);
– продолжительные(от нескольких дней до нескольких недель);
– традиционные(регулярно повторяющиеся).
По времениподготовки можно говорить о формах работы, проводимых с учащимися без включенияих в предварительную работу, подготовку учащихся.
По субъектуорганизации классификация форм может быть следующей:
– организаторамидетей выступают педагоги, родители и другие взрослые;
– деятельностьорганизуется на основе сотрудничества;
– инициативаи ее реализация принадлежит детям.
По результатувсе формы можно разделить на следующие группы:
– результат– информационный обмен;
– результат– выработка общего решения;
– результат– общественно значимый продукт.
По числуучастников формы могут быть:
– индивидуальные(воспитатель – воспитанник);
– групповые(воспитатель – группа детей);
– массовые(воспитатель – несколько групп, классов).
Индивидуальныеформы пронизывают всю внеурочную деятельность, общение педагогов и детей. Онидействуют в групповых и коллективных формах и, в конечном счете, определяютуспешность всех других форм. К ним относятся: беседа, задушевный разговор,консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказаниеиндивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы,задачи. Эти формы можно применять и каждую в отдельности, но чаще всего онисопровождают друг друга. Перед педагогами в индивидуальных формах работы стоитодна из важнейших задач: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить всеценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявитьсебя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свойконкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. В индивидуальныхформах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам можетоказаться для ребенка полезнее нескольких коллективных дел.
К групповымформам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органысамоуправления. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой участник либокак организатор. Главная его задача – с одной стороны, помочь каждому проявитьсебя, а с другой – создать условия для получения в группе ощутимогоположительного результата, значимого для всех членов коллектива, других людей.Влияние педагогов в групповых формах направлено также на развитие гуманныхвзаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этойсвязи важным средством является пример демократичного, уважительного,тактичного отношения к детям самого педагога.
Кколлективным формам работы педагогов со школьниками относятся, прежде всего,различные дела, конкурсы, спектакли, концерты и другие. В зависимости отвозраста учащихся и ряда других условий в этих формах педагоги могут выполнятьразличную роль: ведущего участника, организатора, рядового участника деятельности,воздействующего на детей личным примером, участника-новичка, воздействующего нашкольников личным примером овладения опытом более знающих людей, советчика,помощника детей в организации деятельности.
Делая попыткиклассифицировать формы воспитательной работы, следует также иметь в виду, чтосуществует такое явление, как взаимопереход форм из одного типа в другой. Так,рассматриваемые чаще как мероприятия, могут стать коллективным творческимделом, если эти формы будут разработаны и проведены самими детьми.
Частьпедагогов получает удовлетворение, работая по чужим сценариям. В то же времяиспользование готового сценария – в большинстве случаев не только бесполезное,но и вредное явление. В этой ситуации педагог (организатор) навязываетучастникам работы кем-то придуманное, на кого-то ориентированное мероприятие.При этом он становится объектом замысла других людей, в такую же объективнуюпозицию ставит и участников проводимой работы, что тормозит проявление иразвитие творческих способностей, самостоятельности, лишает их возможностипроявить и удовлетворить свои потребности.
Для педагога-гуманиста,очевидно, что строить работу с детьми по чужим сценариям нецелесообразно.Однако нельзя отрицать возможность использования описаний уже созданных иапробированных на практике форм воспитательной работы. Особенно это необходимодля начинающих организаторов воспитательной работы, как для педагогов, так идля самих детей, которые, знакомясь с опытом других, могут выбрать для себяидеи и способы организации деятельности. В таком поиске может быть созданановая форма, отражающая интересы и потребности педагогов и детей. Только этимможет быть оправдана публикация в педагогической литературе разработок и сценариевразличных мероприятий.
Можнозаимствовать идеи, отдельные элементы используемых в практике форм, но длякаждого конкретного случая выстраивается своя, вполне определенная, формаработы. Поскольку каждый ребенок и детское объединение уникально,следовательно, формы работы по своему содержанию и построению неповторимы.
Взаимодействиеклассного руководителя с учителями-предметниками.
Классныйруководитель и учителя-предметники обеспечивают целостность, целенаправленностьпедагогического процесса в классе. В работе с ученическим коллективом иотдельными учащимися все педагоги решают общие образовательные и воспитательныезадачи: развитие познавательной активности, творческих способностей,самостоятельности, ответственности и др.
Эффективностьэтой работы во многом зависит от согласованности действий педагогов, работающихс учениками конкретного класса.
Каждыйпедагог заинтересован в профессиональном и воспитательном результате, которыйможно повысить, если объединить или скоординировать свои усилия с действиямиколлег. Центром этой координации и организации учебно-воспитательного процессаявляется классный руководитель, который во взаимодействии сучителями-предметниками решает следующие задачи:
– изучениеличностных особенностей педагогов, их возможностей в организации воспитательнойработы с детьми;
– изучениеособенностей преподавательской деятельности учителя его контактов, отношений сдетьми;
– регулированиеотношений между учителями класса, между учителями и детьми, между педагогами иродителями;
– определениеобщих целей, организация совместной деятельности по их достижению;
– педагогическицелесообразное использование возможностей педагогов в организациивоспитательной работы с детьми и родителями.
Классныйруководитель организует работу всех учителей по обоснованию общих целей и задачв работе с ученическим коллективном и отдельными учащимися, определению путей,основных педагогических средств, обеспечивающих достижение намеченного,привлекает учителей класса к внеучебной воспитательной работе, координируетдействия педагогов в проведении учебных занятий, в работе с коллективом иотдельными учащимися.
Основувзаимодействия классного руководителя и учителей класса составляют:
– взаимнаяинформированность о детях, их взаимоотношениях, об организации и результатахучебно-воспитательного процесса;
– взаимопомощь,взаимная поддержка в решении сложных проблем;
– заинтересованностьв успешной работе класса и каждого ученика;
– совместныйпоиск путей решения педагогических проблем, совместные усилия, совместнаяработа по реализации намеченных задач;
– совместныйанализ проведенной работы, решаемых педагогических проблем, полученныхрезультатов;
– совместноеопределение перспектив в работе классным коллективом, отдельными учащимися.
На первыйвзгляд реализация всех этих совместных действий может показаться нереальной,однако многое осуществляется классным руководителем и учителями в повседневномобщении и требует наибольших затрат времени, окупающихся значительнымповышением качества педагогической работы. При этом обе стороны, помогая, другдругу, помогают и себе.
Классныйруководитель организует изучение учащихся их образовательных возможностей, обучаемости,воспитанности. Вместе с учителями он может составлять и оформлять различныедиагностические карты. Оценка ряда учебных способностей у детей осуществляетсяродителями, детьми и учителями. В этом случае важно сопоставить,проанализировать различные данные, ознакомить педагогов с результатами. С однойстороны, классный руководитель использует различную информацию, которуюполучает о детях от учителей, в своей деятельности, учитывает ее приорганизации воспитательной работы; с другой – обогащает представления учителейо ребенке, предлагая им неизвестные данные, которые могут отрегулироватьдействия педагога, его методы работы с учеником.
Целесообразнопривлечь учителей к отбору методик для изучения детей и коллектива, эффективностивоспитательного процесса, т. к. учителя могут дополнить их содержания,имея свои проблемы в работе с классом. Было бы правильным согласовывать сучителями весь процесс педагогической диагностики, тем более что некоторыевопросы могут и должны касаться учебного процесса, повышения его эффективностиучителями и их отношений с детьми, преподавания отдельных предметов.
Классныйруководитель знакомит учителей с результатами изучения детей и классного коллектива,привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждениюпрограммы педагогической помощи ребенку и его семье. Он организует совместно сучителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешностьребенка в учебной деятельности, его самореализацию на уроке и во внеурочноевремя.
Классныйруководитель систематически информирует учителей о динамике развития ребенка,его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случаезатруднении, связанных с обучением, стремится привлечь учителей к обсуждениюпутей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать ихдействия. Необходимо познакомить учителей с особенностями психического развитиядетей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способностямипедагогического влияния на них.
Классныйруководитель регулирует отношение учителей и родителей ребенка. Он информируетпедагогов о состоянии воспитанника, особенностях семьи, организует встречиродителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией, оказания помощиродителям в организации домашней работы с учащимися.
Одной из формвзаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающихединство действий и способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка,является педагогический консилиум. Здесь формируется всесторонний взгляд наребенка. Все, кто работает с учеником, получает информацию о его психическом,физическом, умственном развитии, его индивидуальных способностях, возможностяхи трудностях. Педагоги анализируют результаты наблюдений за учеником,обмениваются информацией, договариваются о способах решения возникающих проблемраспределяют функции в работе с ребенком. Так, например, в ряде школ взавершении четверти проводится педагогический консилиум с участием всехучителей по оказанию педагогической поддержки учащимся, которые испытываюттрудности в учебе общении со сверстниками; осуществляется анализ этихтрудностей, определяются способы коррекции деятельности педагогов по отношениюк каждому ученику, намечается программа действий по реабилитации подростков,определяется роль каждого учителя, особенно тех, кто имеет особое личноевлияние на ребенка.
Полезноорганизовать посещение учебных занятий с последующим обсуждением действийучителей по отношению к конкретному ребенку и способов взаимодействия педагоговс коллективом.
Основнойформой работы с учителями-предметниками являются индивидуальные беседы. Онидолжны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организацииработы учителя с ребенком и предупредить возможные трудности и конфликты. Важнопроводить такие беседы как совместные размышления, совместный поиск решения тойили иной проблемы. В ряде случаев бывает необходимо организовать индивидуальнуюконсультацию учителя со специалистами.
Формывзаимодействия классного руководителя с учителями могут быть самымиразнообразными. Многое зависит от личных контактов, заинтересованности в успехеобеих взаимодействующих сторон.
Работа сродителями и общественностью
Для того, чтобы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использоватьразличные формы связи с ними. У некоторых классных руководителей эта связьограничивается проведением в конце учебной четверти родительских собраний поитогам успеваемости и вызовом в школу родителей неуспевающих илинедисциплинированных учеников. В этом случае классные руководители плохо знают домашниеусловия своих учеников и не всегда выступают согласованно с родителями.
Важной частьюпрактической деятельности классного руководителя по поддержанию контактов ссемьей является регулярное личное посещение учащихся дома. Это наиболеераспространенная и эффективная форма индивидуальной работы с родителями.Классный руководитель посещает семьи своих воспитанников, изучая на месте нетолько бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания.Опытному наставнику многое могут рассказать сама атмосфера дома, отношениямежду членами семьи. Исключительно важно соблюдать при посещении учащегося надому следующие правила:
– неидите непрошенным, постарайтесь любыми путями получить приглашения отродителей;
– проявляйтевысокий такт в разговоре с родителями, всегда начинайте с похвалы икомплиментов;
– исключитежалобы на ученика, говорите о проблемах, подсказывайте пути их решения;
– беседуйтев присутствии учащихся, только в исключительных случаях требуйтеконфиденциальной встречи;
– непредъявляйте претензии к родителям;
– всяческиподчеркивайте свою заинтересованность судьбой воспитанника;
– советыи рекомендации давайте не навязчиво, взвешивайте уровень своих требований ивозможности семьи;
– выдвигайтесовместные проекты, договоритесь о конкретных совместных делах.
К сожалению,именно непрофессиональная работа с родителями чаще всего подрывает авторитетпедагога и школы. Родители будут стремиться к сотрудничеству и последующимконтактам, только видя заинтересованность классного руководителя судьбой ихдетей.
Темывзаимоотношений семьи и школы очень удачно коснулся Л. Камиль. «Когда случаетсячто-то неладное с ребятами и начинают доискиваться причин этого, одниутверждают: это школа виновата, она обо всем должна позаботиться, ейпринадлежит главная роль в воспитании. А другие напротив, считают, что школа восновном все-таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и те, и другиене правы. Если говорить образно, семья и школа – это берег и море. На берегу,ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед нимоткрывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Этоне значит, что он должен совсем оторваться от берега – ведь и моряки дальнегоплавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязанберегу.
Семья даетребенку как бы первичное оснащение, первичную подготовку к жизни, которую школавсе-таки не может дать, потому что необходимо непосредственное соприкосновение смиром близких, к которому ребенок с самых первых лет привыкает и с какимсчитается. А уже потом рождается известное чувство самостоятельности, котороешкола должна не подавлять, а поддерживать».
Каждая семья– это большой и сложный мир. В каждом из них свои привычки, традиции своиотношения. Во всем этом надо хорошо разобраться, выявить сильные и слабыестороны в воспитании детей. Изучение внутрисемейных отношений, разумеется, делосложное, но нужное. Без этого трудно дать конкретные советы родителям.
Посещаярегулярно семьи учащегося, классный руководитель накапливает ценный материал,изучает взаимоотношения между детьми и родителями. Вместе с тем он добивается,чтобы родители стали ближайшими помощниками школы в формировании у учащихсяморальных качеств. К сожалению, они не всегда поддерживают требования школы,классного руководителя.
Обычноклассные руководители записывают в своем дневнике дату посещения семьи,содержание беседы с родителями, указывают, какие советы были даны.
При повторномпосещении или при встрече с родителями в школе они выясняют, как выполняютсяэти советы, какие изменения произошли в поведении учащихся.
Однакопосетить семью классный руководитель не всегда может. Тогда родителей приглашаютв школу для беседы. Такие встречи позволяют разрешить сообща многие сложныевопросы воспитания и обучения. Во время индивидуальных бесед с родителямипедагог выясняет условия жизни и работы школьников, обсуждают конкретные случаиих поведения, намечают пути устранения недостатков в учебной деятельности.
Приглашатьродителей следует не только после того, как ученик нарушил дисциплину или сталплохо учиться. Иногда он ведет себя неплохо, хорошо учится, но классномуруководителю надо договориться об организации внеклассного чтения, о вовлеченииего в какую-либо общественно полезную работу.
В некоторыхшколах регулярно проводят дни открытых дверей или родительские дни. В эти дниродители смогут прийти в школу и побеседовать об успеваемости и поведениидетей. Классный руководитель дает педагогические советы о воспитании в семье,помогает составить более рациональный режим школьника, рекомендует педагогическуюлитературу.
Классномуруководителю необходимо информировать родителей не только об учебных делахдетей, но и о взаимоотношениях в классном коллективе. Важно вместе с родителямиискать пути закрепления у школьников положительных качеств и преодолениянедостатков в их поведении. Некоторые классные руководители применяют и такуюформу связи с семьей, как переписка с родителями. Она позволяетинформировать их об успеваемости и поведении школьников. Эта форма связи ссемьей практикуется обычно в сельских школах, где родители живут на большомрасстоянии от школы и поддерживать с ними непосредственную связь трудно. Однакои в городских школах переписка помогает лучше изучить условия жизни и домашнейработы школьников и облегчает воспитательную работу с ними.
Для перепискис родителями используется и ученический дневник. Классные руководители делают внем краткие записи об отношении ученика к учебным и общественным обязанностям,о нарушении дисциплины и порядку. Родители просматривают и подписывают дневник.
Очень важнойформой связи классного руководителя с семьей является – классныеродительские собрания. Они проводятся в начале учебного года и в концеучебной четверти, что бы ознакомить родителей с задачами и состоянием учебно-воспитательнойработы в классе. На них обсуждают наиболее важные вопросы воспитания детей вшколе и в семье. Хорошо подготовленное и умело проведенное собрание помогаетлучше организовать воспитание детей. Важно ознакомить родителей с передовымопытом семейного воспитания, помочь разобраться в сложных вопросах воспитаниядетей.
Классныйруководитель, наметив день проведения собрания, посещает некоторые семьи и в предварительныхбеседах с родителями намечает вопросы, интересующие их.
В сельскихшколах, где обучаются дети из различных деревень, собрания проводятся по местужительства родителей.
Существуютследующие рекомендации по проведению родительских собраний вместе с учащимися:
1. Цельдолжна быть четко сформулирована («Если ты не знаешь, куда плыть, то никакойветер не будет попутным». Сенека).
2. Желательнопригласить специалиста: психолога, социального педагога, врача-нарколога.
3. Следуетпознакомить с литературой по теме собрания.
4. Нужнопродумать подготовительный этап (до собрания предложить вопросы для обсуждения,анкету провести классный час, родительское собрание и т.п.).
5. Формыработы должны быть активными («вовлеки меня, и я пойму»): работа в группах,деловые игры и т.п.
6. Продуматьорганизацию рефлексии (сформулировать вопросы; фразы, которые нужно закончить).
7. Помещениедолжно быть проветрено, подумайте, как удобнее разместить участников собрания,как оформить доставку; приготовьте карандаш и бумагу.
8. Помните,что на таком собрании нельзя говорить об успеваемости и поведении конкретныхучащихся, создайте доверительную, а не обвинительную атмосферу.
9. Помните,что родители обязательно должны узнать что-то хорошее о детях.
10. Не забудьтепоблагодарить всех участников собрания.
Взрослымполезно услышать мнение детей, увидеть их рост, а ребятам важно, чтобы их услышали(дома могут и отмахнуться). Собрание – это общее дело. Следовательно, есть темыдля совместного разговора, обсуждения. Вспомним японскую мудрость: «Плохойхозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву,дальновидный воспитывает работника». Мне кажется, что на родительскихсобраниях, проводимых вместе с учащимися, мы воспитываем будущих родителей. Учащиесявидят различные варианты поведения взрослых, имеют возможность выбирать свойстиль поведения. Хорошо, если тему собрания подскажут родители и дети.
С цельюпропаганды педагогических знаний проводятся беседы и лекции для родителей напедагогические темы. Их содержание зависит от запросов и интересов родителей,от конкретных задач воспитания и обучения.
Беседы илекции достигают своей цели при условии, если они проводятся регулярно и поопределенной программе. В настоящее время эта форма работы классными руководителямине практикуется.
Общаясь сродителями, классный руководитель намечает актив, который оказывает ему повседневнуюпомощь в воспитании и обучении школьников. Многие родители часто посещаютшколу, принимают активное участие в проведении родительских собраний,конференций по обмену опытом семейного воспитания. Из них постепенно искладывается родительский актив.
Опираясь наактив родителей, классные руководители ведут воспитательную работу с семьями,которые нуждаются в педагогической помощи. Родители-активисты могут оказатьобщественное воздействие на отцов и матерей, безответственно относящихся квоспитанию детей.
Большинствоавторов различных публикаций отмечают только негативную роль противоречий междупедагогами и родителями. Эти противоречия рассматриваются как фактор, препятствующийполноценному сотрудничеству школы и семьи в деле воспитания учащихся. НоЛитарова и Аксюченко рассматривают их как ведущую движущую силу развитияактивного взаимодействия педагога и родителей в интересах формирования личностиребенка.
Отношения «учитель– родители» могут существовать и формироваться определенным образом и безпрямых контактов их участников, т.е. опосредованно. Связующим звеном в этомслучае становится ребенок. Однако отсутствие контактов чревато рядом негативныхпоследствий, а именно:
– вотсутствии каких-либо контактов учителя с родителями их действия становятсяразрозненными и несогласованными, что наносит ущерб обучению и воспитаниюребенка;
– представленияучителя и родителей друг о друге складываются в этом случае только со словученика, а потому нередко приобретают искаженный характер;
– возникаютчувства взаимного или одностороннего недовольства, пренебрежения, неприязни,что и приводит к конфликтам.
Расхожденияво взглядах, действиях учителя и родителей порождаются разными причинами. Однипротиворечия обусловлены трудностями и сложностями процесса воспитания иобучения. Другие противоречия в системе отношений «учитель – родители» могутбыть вызваны культивированием различных типов взаимоотношений с ребятами всемье и школе. Так, бывает, что взаимоотношения членов семьи строятся на чисто человеческихчувствах, а отношения между учителем и учеником, учителем и родителями – сугубоофициальные, деловые.
Следующаягруппа противоречий связана с разным уровнем педагогической подготовки сторон.Педагогическая деятельность учителя носит профессиональный характер, авоспитательная деятельность родителей определяется исходя из их житейских представлений.Названное противоречие выдвигает на первый план задачу выравнивания уровняпедагогических знаний учителя и родителей. Решить ее могут помочь:
– организацияпедагогического всеобуча (педагогические академии для родителей, практикумы);
– проведениеанкетирования, тестирования, опросов;
– обменположительным опытом воспитания детей в семье;
– анализпедагогических ситуаций;
– включениеродителей в реальную жизнь класса.
Следующиепротиворечия системы отношений «учитель – родители» могут быть вызваны различиямив информированности сторон о ребенке. Их разрешение через непосредственные контактыдает возможность и учителю, и семье по-новому взглянуть на развивающуюсяличность ученика, найти новые пути взаимодействия с ребенком.
Чтобыизбежать эти противоречия учителю поможет опрос на следующие нравственные нормы:
– чувствоответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, заих психолого-педагогическую компетентность;
– активныйи постоянный поиск педагогических контактов с родителями (а не обращение к нимлишь в тех случаях, когда необходима их помощь);
– уважительноеотношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценкиспособностей детей и их поведения;
– повышениеавторитета родителей в глазах детей;
– тактичностьи обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям учащихся(при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);
– терпениепри поступлении критических замечаний родителей в свой адрес, учет их впроцессе профессионального саморазвития.
Принципиальноважным является то, что инициатива и выбор алгоритма разрешения возникающих противоречийдолжны принадлежать педагогу как более профессионально подготовленному субъектупедагогического процесса.
Работаклассного руководителя с общественностью является важным направлением в его деятельности.
Заботу оправильной организации и деятельности детей важно проявлять как можно раньше. А.С. Макаренко,обращаясь к родителям, говорил: «Каким будет человек, главным образом зависит оттого, каким вы его сделаете к 5-му году его жизни. Если вы до 5-ти лет невоспитаете как нужно, потом придется перевоспитывать». А перевоспитание детей –дело более сложное и более трудное, чем их воспитание. Поэтому с первых лет жизнидетей важно формировать у них положительные качества, приучать их к труду, всестороннеразвивать их способности.
Серьезнуюпомощь в этом могут оказать общественные организации. Они помогают правильно использоватьсвободное время, преодолевать безнадзорность школьников, остающихся после школыбез присмотра старших. Классный руководитель при помощи общественности можетпровести экскурсии и другие мероприятия, оборудовать в клубных помещениях илипри домоуправлениях комнаты для приготовления домашних заданий. Такимобразом, под общественным (социальным) воспитанием понимается воспитание,осуществляемое в системе «человек – человек», т.е. через непосредственныечеловеческие отношения, а также специально учрежденными для этой целиобщественными фондами, организациями, обществами, ассоциациями и др.
Важнейшиенаправления работы общественности по воспитанию детей – это наблюдение заповедением школьников во внеурочное время, вовлечение их в разнообразнуюобщественно полезную деятельность, индивидуальная помощь в успешном выполнениидомашних заданий, помощь семьям в устранении причин, вызывающих педагогическуюзапущенность школьников, оказание помощи в воспитании и перевоспитании трудныхподростков, организация спортивной и культурно-массовой работы по местужительства.
Класснымруководителям необходимо поддерживать тесную связь с общественнымиорганизациями и как можно чаще обращаться к ним за содействием и поддержкой.
Классныйруководитель помогает организовать походы в театры, музеи, экскурсии попредприятиям, где ученики познакомятся с разными профессиями, увидят в какойобстановке работают люди той или иной профессии.
Классныйруководитель вовлекает и актив родителей к общественному воспитанию их детей.
Такимобразом, привлекая общественность к воспитанию детей, классный руководительзначительно расширяет сферу своего воспитательного воздействия. Он находитмного союзников и помощников в сложном и ответственном деле – в воспитаниидетей.
Работа сучителями в рамках методобъединения
Следующеенаправление в работе классного руководителя – это работа с учителями в рамках методическогообъединения классных руководителей.
Методическиеобъединения создаются, если в школе работают три и более педагогов данногопрофиля, и бывают предметными, для учителей начальных классов, воспитателейгрупп продленного дня, классных руководителей, руководителей клубныхобъединений. Заметим, что вопросы воспитательной работы в 1–4 классахрассматриваются на заседаниях методических объединений учителей начальныхклассов; проблемы повышения воспитательной эффективности уроков – на заседанияхпредметных методических объединений.
Все классныеруководители (воспитатели) 5–11 классов являются членами методобъединенияклассных руководителей (воспитателей). Если в школе достаточно большоеколичество классов-комплектов, могут быть созданы 2 методобъединения классныхруководителей: среднего и старшего звеньев. Заседания методобъединенийпроводятся 4 раза в год, иногда – более часто, но не чаще, чем 1 раз в месяц.
Во главеметодобъединения стоит его председатель, избираемый членами объединения срокомна 1 год и утверждаемый педсоветом школы и приказом ее директора. Председателемдолжен быть опытный педагог: чаще всего им становится один из классныхруководителей, иногда – заместитель директора по воспитательной работе. В обязанностируководителя методического объединения входят: составление плана работы на год(совместно с членами объединения и зам. директора), проведение заседаний,взаимодействие с другими методическими объединениями, организация выставок,подведение итогов работы, ведение документации.
Деятельность методическогообъединения классных руководителей разнообразна, но все ее содержание подчиненорешению проблем совершенствования воспитательной работы с детьми. На заседанияхобъединения рассматриваются вопросы повышения теоретического и методическогоуровней организации воспитательной работы, изучаются современные концепции,передовой педагогический опыт, нормативные документы. На основе проведениядиагностического исследования обсуждается состояние воспитательной работы вшколе в целом, в отдельных классах, параллелях, уровень воспитанности детей.Классные руководители знакомятся с методиками анализа, целеполагания,планирования деятельности классного коллектива. Происходит обмен опытом,разработка методических рекомендаций по отдельным направлениям деятельностиклассных руководителей.
Очевидно, чтодеятельность методического объединения не сводится только к проведению егозаседаний. В течение года организуются открытые внеклассные мероприятия, дела;члены объединения встречаются со своими коллегами из других школ, вместе совсеми педагогами школы участвуют в дискуссиях по проблемам воспитания. Чембольше приближено содержание работы методобъединения к конкретным условиямданной школы, чем более разнообразными будут формы организации егодеятельности, тем большей эффективности следует ожидать.
Работа пооформлению документации
Наряду сработой с учениками, родителями, учителями-предметниками и с общественностью,классный руководитель ведет психолого-педагогическую документацию.
Работаклассного руководителя начинается с изучения коллектива класса. Для этого он исследуетразличные методики. После того как классный руководитель используетдиагностические методы исследования учащихся и всего коллектива, он долженсоставить документ – характеристику школьника.
Схемапсихолого-педагогической характеристики личности школьника представляет собой:
Характеристика
ученика________класса________ школы________ города________
1. Общиесведения о школьнике:
– возраст,физическое развитие, состояние здоровья;
– условияжизни и быта в семье, состав семьи, занятия родителей;
– наиболееважные факты биографии, которые могли повлиять на развитие учащегося.
2.Направленность личности:
– общаянаправленность личности (личная, общественная, деловая);
– нравственноеразвитие ученика, взгляды и убеждения, стремления, мечты.
3. Характер,темперамент, особенности эмоционально-волевой сферы:
– волевыечерты характера;
– проявлениепреобладающих черт характера в различных видах деятельности.
4.Способности и особенности познавательной деятельности:
– учениеи деятельности;
– особенностивосприятия внимания школьника, наблюдательность;
– развитиеобразного и абстрактного мышления.
5.Педагогические выводы и рекомендации.
6. Анализсемейных взаимоотношений.
Кроме составленияхарактеристики конкретного школьника, классный руководитель составляетхарактеристику всего класса:
– сколькоотличников;
– ктовходит в актив класса;
– сколькодетей в основной группе, а сколько в специальной;
– естьли дети из неполных семей;
– общаяоценка класса (сильный, средний, слабый).
Также вобязанность классного руководителя входит проверка дневников учащихся.
Схемаизучения дневников учащихся:
1. Внешнийвид дневников (правильность заполнения паспорта и других реквизитов дневников,культура ведения дневника, чистота и аккуратность, грамотность записей вдневниках.).
2. Полнотазаписей домашних заданий у всех учащихся по всем предметам.
3.Оперативность выставления оценок в дневнике учащихся за письменные работы,устные ответы.
4.Соответствие оценок в классном журнале и в дневниках учащихся.
5. Учет ирегистрация в дневниках пропусков занятий и опозданий учащихся.
Следующий документ,с которым работает классный руководитель – это классный журнал.
Схемаизучения классного журнала:
– внешнееоформление, культура и правильность ведения журнала. Заполнение всех реквизитовжурнала;
– выполнениепрактической части программы: экскурсии, предметные уроки, творческие,лабораторно-практические работы, демонстрации, опыты и т.п.
– системаписьменных работ и выставления оценок;
– учетпосещаемости уроков, занятий;
– объем,характер, дифференциация домашних заданий;
– системапроверки знаний учащихся (текущий учет знаний, умений, навыков; тематическийучет, накопляемость оценок; контроль за знаниями неуспевающих, второгодников);
– правильностьоформлений записей в журнале о пройденном на уроке.
Основной же задачейклассного руководителя является составление плана воспитательной работы. Онсодержит следующие пункты:
1.Характеристика класса.
2.Воспитательные задачи на определенный период, соответствующие возрасту ихарактеристике данного класса.
3. Работа сученическим коллективом (календарь основных воспитательных мероприятий,зафиксированных в матрице).
4. Работа сучителями-предметниками, работающими в классе, со школьным психологом, возможнос социальным педагогом.
5. Работа сродителями учащихся.
Классный руководитель, по моему мнению, – ведущая, ключевая фигурав организации целостного педагогического процесса в конкретном классе. Онявляется его руководителем и координирует действия всех объект – субъектов,участвующих в нем. Отсюда цель деятельности классного руководителя – организацияи руководство целостным педагогическим процессом.
Методологической основой деятельности классного руководителяявляется подход «встречи – взаимопроникновения – взаимодействия» старого инового, традиционного и инновационного.
Основные функции деятельности классного руководителя – координирующая,образовательная, развивающая и воспитательная – реализуются через такие видыработы, как педагогический мониторинг, проектировочная, организаторская игностическая деятельности.
Осуществление этих видов деятельности рассматривается через призмуделовых, профессиональных (возможно, личностных) отношений с учащимися,учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом, вожатым (еслитаковые имеются), с родителями учащихся, с работниками учрежденийдополнительного образования, с руководителями детских и юношеских организаций иобъединений.

2.Анализвоспитательной работы классного руководителя
В соответствии сцелью воспитания учащихся школы №6сформулированной в программных документах школы, в 2008–2009 учебном году были поставленыследующие задачи воспитательной работы с учениками 5 класса:
— в области нравственного воспитания: формирование у каждогоиз учащихся системы ценностей, которая служила бы ориентиром при решении конкретныхнравственных задач; повышение толерантности учащихся; формирование у школьниковобъективного подхода к себе и к окружающим; развитие самостоятельности и ответственностиучащихся за свои действия;
укрепление гражданской позиции школьников; формирование культурныхнорм в области взаимодействия людей разных полов, возрастов,
национальностей и социальных групп:
– в области интеллектуального воспитания: повышение престижаинтеллектуальной деятельности; формирование у школьников умения использовать напрактике имеющиеся предметные, надпредметные иоргдеятельностные умения визменяющихся условиях;
– в области эстетического воспитания: формирование у школьниковкритериев эстетической оценки произведений искусства; активизация деятельности учащихсяв области литературного творчества; расширение коммуникативного пространства засчёт включения ребят в обсуждение произведений искусства;
– в области физической культуры: активное включениеучащихся в спортивно оздоровительную деятельность школы, обеспечивающую высокуюработоспособность и минимализацию пропусков уроков по болезни.
/>Для решения поставленных задачв течении года использовались основные формы работы:
1.Классные часы и родительские собрания: «Устав школы. Культураповедения в школе», «Законы, по которым мы живём», «Этих дней не смолкнетслава», «День согласия и примирения», «Я» в мире людей. Люди, которые рядом», «Поговоримо дружбе». «Друзья моего ребёнка. Кто они, какие они?», «Как развить у ребёнка работоспособность?»,«Вредные привычки ребёнка. Как им противостоять?».
2. Подготовка и проведение классных праздников самими детьми: «Деньрождения класса», «Новогодний огонёк», «1 апреля. День всех смешинок».
3. Участие ребят в общешкольных и внешкольных мероприятиях:концерт к дню учителя, работа на пришкольном участке, «Юные таланты школы», предметныенедели, поздравление ветеранов, конкурс плакатов.
4. Индивидуальные беседы с детьми и родителями: «Час откровений»для детей и «Час общения» для родителей.
5. Проведение и участие в детских познавательных иинтеллектуальных играх «Вокруг света», «Золотое руно».
6. Поездки в цирк, зоопарк, посещение музея, детской библиотеки.
7. Туристическая прогулка по любимым местам нашего города.
Наиболее эффективными формами работы с детьми оказались: сообщенияучащихся, метод интервью, мини фильм, выпускклассного печатного издания,праздники, КВН, фото выставки. На классных часах удавалось организовать не толькообсуждение, но и откровенный обмен мнениями по поводу проблем, возникающих в классе.Возникали острые дискуссии, в ходе которых участвующие в них школьникивынуждены были чётко формулировать свои этические и эстетические позиции,проясняя их тем самым и для самих себя. Трудности связаны и с тем, что для пониманиямногих серьёзных проблем у школьников не хватает жизненного опыта.
Необходимо предусмотреть такие средства организации дальнейшейработы, которые позволят детям активнее принимать в ней участие.
а) Формы взаимодействия с родителями. Были использованы следующиеформы работы с родителями: родительские собрания, индивидуальные консультации,совместные с детьми праздники, конкурс «Очумелые ручки». Было предложенооказать помощь классу в сборе информации о своём городе, о профессиях мам ипап, оформлении родословной.
б) Очень важный момент – создание традиций класса. Такойтрадицией является «День рождения класса», который отмечается 1 сентября (детисами выбрали именно эту дату). Первые поздравления от родителей, классногоруководителя.
Первые подарки: праздничное угощение от родителей. Конкурс на лучшуюэмблему, девиз класса, «Сценки из школьной жизни» и подарки детей классу(рисунки, стихи, фотографии в классный альбом.).
Традиционно отмечается Новый Год.
Конкурсная программа прошла весело и задорно.
Воспитательные задачи и вытекающие из них направления деятельностина 2009–2010 учебный год.
1. Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений посохранению здоровья нации; формировать у учащихся культуру сохранения исовершенствования собственного здоровья.
2. Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальномразвитии.
3. Формировать у учащихся культуру общения в системе «Учитель – Ученик»,
«Ученик-Ученик», «Взрослый – Ребёнок».
4. Формировать у учащихся адекватное нравственное отношение кокружающим людям; прививать осознание ценности человеческой жизни.
5. Использовать нестандартные творческие формы внекласснойдеятельности с учётом возрастных особенностей учащихся; изучать индивидуальные интересыи потребности учащихся во внеурочной деятельности; постоянно демонстрировать достижения,результаты, способности учащихся в досуговой деятельности родителям, педагогам,сверстникам; прививать интерес к искусству, развивать эстетическое восприятие;развивать способность адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым поотношению к чужим достижениям; использовать активные формы по внекласснойработы на основе возрастных особенностей учащихся.
6. Формировать у учащихся толерантность, формироватьгуманистическое мировоззрение, осознание своих прав и прав других людей;развивать патриотические чувства; формировать гражданскую позицию; воспитывать уважениек своей Родине, культуре, традициям.
7. Организация и совместное проведение досуга детей и родителей;организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительскихсобраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед; создание условийдля благоприятного взаимодействия, преодоление конфликтных ситуаций среди у частниковучебно-воспитательного процесса педагогов, детей и родителей; организация целенаправленногопросвещения родителей по вопросам воспитания.
8. Изучать коллектив учащихся, использовать активные формыпросветительской деятельности, сотрудничать со школьным психологом; создаватьблагоприятную атмосферу общения.
/>2.1 Родительскоесобрание. Поговорим о дружбе
Друзья познаются в беде, настоящие друзья – в радости.
Народная мудрость
Дружба – это созвучие душ в соединенности судеб.
Восточная мудрость
Задачи собрания:
1. Формироватьу родителей понимание значения дружбы в жизни ребенка.
2. Способствоватьформированию у родителей интереса к делам класса и взаимоотношениям в детскомколлективе.
Форма проведения: костер дружбы.
Это родительское собрание уместно приурочить к весенним каникулам,когда можно выехать на природу. Заранее готовится поляна и место для костра.Поляну можно украсить разноцветными флажками, которые дети могут изготовить изцветной бумаги. На флажках можно написать различные пожелания своим друзьям. Вконце встречи можно предложить подарить флажки с пожеланиями своим друзьям.
Если возможности встретиться всем вместе на природе нет, можно проводитьэто собрание в классе или в актовом зале школы. А вот форму проведения собраниянужно сохранить.
Для этого на сцене создается имитируемый костер, и все усаживаютсяпо кругу.
Подготовительная работа к собранию:
1. Анкетирование детей и родителей.
Анкетирование учащихся №1.
- Естьли у тебя друзья?
- Коготы считаешь своим лучшим другом?
- Почемуты считаешь этого человека своим лучшим другом?
- Знаютли твои родители, кто твой лучший друг?
– Знакомы ли они с ним?
- Бываетли твой друг у тебя дома?
- Какчасто вы с ним видитесь?
– Как относятся твои родители к вашим встречам?
- Естьли хорошие друзья у твоих родителей?
- Знакомли ты с ними?
- Какоемнение у тебя о них?
Анкетирование учащихся №2.
Продолжи предложение:
1. Друг –это тот, кто…
2. Лучшийдруг – это тот, кто…
3. Япереживаю, когда мой друг…
4. Ярадуюсь, когда мой друг…
5. Мне приятно, когда мой друг…
6. Мне неприятно, когда мой друг…
7. Мне хотелось бы, чтобы мой друг…
8. Мне не хотелось бы, чтобы мой друг…
9. Когдая вырасту, я хочу, чтобы мой друг…
10.Когда я вырасту, я нехочу, чтобы мой друг…
Анкетирование родителей №1.
- Знаетели вы друзей своего сына или дочери?
- Какдавно они дружат?
- Довольныли вы этой дружбой?
- Считаетели вы эту дружбу равноправной?
: – Бывает ли друг вашего ребенка у вас дома?
- Каквы к этому относитесь?
- Знакомли ваш ребенок с вашими друзьями?
- Какон к ним относится?
– Что бы вы хотели изменить в общении вашего ребенка с его друзьями?
Анкетирование родителей №2
Продолжите предложение
1.Мы знаем, что друзьянашего ребенка – это…
2.Если друзья нашегоребенка приходят к нам в дом, то…
3. Если наш ребенок отпрашивается на встречу с друзьями, то мы…
4. Если наш ребенок приглашает своего друга с нами провести время,то мы…
5. Если нам не нравится друг нашего ребенка, то мы…
2.       Выставка сочинений «Мой друг» или конкурс рассказовучащихся «История нашей дружбы»
Вклассе проводится конкурс сочинений и рассказов о дружбе ребят. Всеработы ребят оформляются в большую книгу под названием «Невыдуманные истории одружбе». Эта книга издается и на встрече все ребята, написавшие свои работы,получают эту книгу в подарок.
3.       Подготовка сюрпризов «Подарок другу».
Ребята готовят сюрпризы своим друзьям, они учитывают их интересы,желания, увлечения.
4.       Конкурс пословиц и поговорок о дружбе.
Ксобранию ребята готовят пословицы и поговорки о дружбе. Они ищутих в словарях, книгах. Собранные материалы останутся в начальной школе какметодическое пособие для работы учителя.
5. «Кладовая дружбы». Фото-коллаж, рассказывающий о друзьях семей.
Ребята готовят фото – коллаж, рассказывающий о друзьях родителей,о друзьях своей семьи.
Ход собрания
Пока все рассаживаются, звучит песня «О дружбе».
I. Вступительное слово классного руководителя
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Как здорово, чтовсе мы опять собрались вместе – мамы и папы, девочки и мальчики. Тема нашегоразговора сегодня о дружбе.
– А что значит слово «дружба»? (Ребята приводят свои объясненияслова дружба).
Затем классный руководитель предлагает вспомнить пословицы и поговоркио дружбе.
– А что объединяет все пословицы и поговорки о дружбе? (Ребятаназывают аргументы: умение быть нужным, полезным, бескорыстным и т.д.)
Звучит песня В. Высоцкого из кинофильма «Вертикаль».
– Кого можно называть своим другом? (Дети приводят аргументы и зачитываютсвои сочинения о друзьях.)
П. Анализ анкетирования Классный руководитель продолжает своевыступление и приводит примеры мнения ребят о дружбе (по материаламанкетирования).
- А увашей семьи, ваших родителей много друзей? (Ребята отвечают на вопрос и делаютэто с помощью своих коллажей.)
- Почемународная мудрость гласит: Друг познается в беде, лучший друг в радости? (Мнениевысказывают дети и родители. Приводят примеры из жизни в подтверждение этоговысказывания.)
Классный руководитель рассказывает ребятам и родителям притчу ипросит в ее подтверждение привести пословицу, которая достаточно частоупотребляется в речи.
«Давным давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отаруовец и столько же друзей.
Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночейпроникли воры и угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришел в овчарню, чтобывыгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарнитяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья водну ночь стала нищей.
/>Вскоре вся округа знала отом, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день и на зарехозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось.Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый изего друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когдаони все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех порего стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда оншел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизньего семьи».
- Вопросклассу: О какой пословице шла речь в начале притчи? (Не имей сто рублей, аимей сто друзей).
- Вопросродителям: Можете ли вы привести примеры подобного рода для того, чтобыподтвердить, что в жизни происходит именно так? (Родители рассказываютинтересные истории из собственной дружбы).
- Вопросклассу: От чего может погибнуть дружба? (Ребята отвечают на поставленный вопроси приводят свои аргументы.)
III. Анализ стихотворений С. Михалкова «Хорошие приятели»
Ребята читают стихи по ролям, разыгрывают их в виде небольшихсценок.
Мальчик Миша мается-
Миша заикается.
Как другие – чисто, ясно,
Он не может говорить.
И просить его напрасно
То, что скажет, повторить.
Нелегко ему даются
Все слова на букву «ка»,
Но ребята не смеются –
Дружба классная крепка.
– Ты, Мишутка, не теряйся!
Ты с других пример бери!
Просто с духом собирайся
И смелее говори!
Миша выговорил слово,
А другого не видать…
Но приятели готовы,
Если нужно, подождать!
– Как сберечь дружбу? (Родители и дети совместно вырабатываютправила сохранения дружбы и записывают их на заранее приготовленный большойсвиток.)
IV. Итоги собрания
Вручение сувениров друзьям.
V.      Рефлексия собрания
/>2.2 Классный час. «Памятьможно развивать»
Цель: расширение представлений учащихся о возможностях человеческойпамяти и приемах рационального запоминания. Задачи:
1.Вооружение учащихсяэвристической и практически значимой информацией о механизмах памяти.
2.Изучение приемоврационального запоминания.
3. Выявление школьниками собственных проблем, мешающих овладениюуказанными приемами.
Форма проведения: устный журнал. Этап подготовки
1.Сбор и обобщение силамиучителя, учащихся и родителей обширной информации по теме встречи.
2.Поиск тренинговыхупражнений по развитию навыков рационального запоминания.
3.Материальное обеспечениеклассного часа:
«Страницы» устного журнала. Выполняются на листе (либо на листах)ватмана. На каждом из них – название логического этапа обсуждения исимволические рисунки, эмоционально «окрашивающие» его содержание.
Страница 1. Не чудо ли память человеческая!
Страница 2. Память и талант.
Страница 3. Учимся запоминать.
Страница 4. Подведем итог.
Этап проведения
Классный руководитель: Случается слышать от вас: «У меня плохая память»или даже: «У меня нет памяти». Конечно, это преувеличение. Но представим наминуту человека, который и в самом деле утратил память. Чего бы он тем самымлишился? Решительно всего! Предположим, потеря памяти произошла на улице, когдаон шел в школу. Прежде всего, такой человек не пришел бы к цели своего пути, аесли бы его туда привели, не знал бы, что там делать. Он забыл бы себя, как егозовут, где живет. Забыл бы родной язык и не сказал бы ни слова. Более того, несмог бы сделать ни одного движения, шагу ступить, руку протянуть за стаканомводы, так как исчезла бы память на движения.
Как вы считаете, почему иметь хорошую память – это важно?(Суждения ребят)
Правильно, хорошая память сокращает подготовку' уроков иосвобождает много времени. Итак, мы сегодня поговорим о возможностяхчеловеческой памяти. Нашу встречу готовили многие ребята (называет фамилии), ихродители, а помогали им все вы. Первую страницу устного журнала открывает(фамилия, имя ученика).
Страница 1. «Не чудо ли память человеческая!»
Первый ученик: Величайшее чудо на свете – человеческий мозг сего удивительными ресурсами, и среди них – возможность сохранять в памятивиденное и слышанное. Память человеческая – двери, распахнутые в прошлоечеловека, вчерашнее и далекое. «Воспоминание безмолвно предо мной свой длинныйразвивает свиток», – писал А.С. Пушкин.
Наша память – загадка и для нас самих: почему мы одно помним, адругое забываем; почему, казалось бы, пустяковое событие врезается в наш мозг исохраняется надолго, а другое, бесспорно важное, испаряется из памяти.
Вопрос ребятам: А что, на ваш взгляд, мешает быстрому запоминанию?(Ответы ребят).
Второй ученик: Успешность запоминания во многом зависит отсосредоточенности, внимания человека. Недаром говорят: «внимание – резецпамяти: чем он острее, тем глубже следы». Одной из причин того, что человекзабыл какие-то факты, слова или мысли, является невнимательность к ним вмомент, когда он их воспринимал, говорил о них или думал.
Предлагаю вам сосредоточиться на таблице (подходит к доске), в ней– советы по развитию внимания (одновременно озвучивает):
/>/>Совет по развитию каждого свойствавнимания
Не перегружать внимание во время занятий большим количеством
предметов на столе
Работа «блоками»: 20 – 30 минут занятий и короткий отдых
Разнообразить виды заданий
Тренировка: одновременно говорить и писать
Не злоупотреблять телевизором, компьютером.
А сейчас предлагаю упражнение на развитие внимания, котороевы с успехом можете повторять дома, с другом, родителями, братом, сестрой. Есливас несколько человек, можно соревноваться.
Сейчас я открою на доске ряд из десяти картинок (варианты:геометрические фигуры, цифры, буквы, символы), расположенных в определенномпорядке. У вас на столах – такие же, но лежат они в произвольном порядке. Я на10 секунд открываю скрытый пока на доске ряд, после чего снова закрываю. Вашазадача – воспроизвести его в той же последовательности. (Выполнение упражнения.Хороший результат – 7 – 8 фигурок).
Страница 2. Память и талант
Третий ученик: По свидетельству современников, полководцы Ю. Цезарьи А. Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат – до 30 тысяччеловек! Философ Сенека был способен повторить 2 тысячи не связанных междусобой слов, услышанных лишь раз. Великий врач, философ и математик Ибн Сина(Авиценна) в юности провел несколько лет, читая книги из огромной библиотекибухарского правителя. Когда через несколько лет во время войны она сгорела,ученый удрученно повторял, что, к несчастью, успел прочитать только 10 тысячтомов и кроме них ничего не сможет восстановить по памяти. В Хорезме Авиценна получилот шаха в помощь 40 писцов и каждому стал диктовать текст погибшей книги. Такбыли восстановлены бесценные сокровища библиотеки.
Всегда ли талантливый человек имеет хорошую память? Вовсе нет.Среди великих встречались люди со слабой памятью. Например, физик Майкл Фарадейне мог обойтись без записей и заметок. И наоборот, многие люди с уникальнымивозможностями памяти во всех остальных отношениях ничем особенным неотличались. Но все ученые сходятся во мнении, что память можно и нужноразвивать.
Страница 3. Учимся запоминать
Классный руководитель: «Скорее мозг ржавеет от неупотребления, чем отперегрузок», – остроумно заметил кто-то из великих. Оказывается, каждый из насспособен усвоить информацию, содержащуюся в миллионах томов Российскойгосударственной библиотеки. Как же развить эту способность, ведь порой намтрудно выучить даже короткое стихотворение?
Четвертый ученик: Во-первых, ученые говорят, что настоящая «матьучения» не повторение, а применение. Лучше два раза прочесть текст и два разаего воспроизвести, чем читать без воспроизведения восемь раз.
Во-вторых, информацию важно сделать интересной. Если материалскучный, а запомнить его все-таки нужно, на выручку может прийти остроумие.Например, можно нарисовать комические иллюстрации к тексту.
В-третьих, если текст «длинный», то его стоит разделить на части иизучать каждую часть отдельно. Очень помогает план к тексту.
В-четвертых, приступая к изучению темы, не следует сразу читатьучебник. Лучше сначала вспомнить все, что уже известно, пусть с ошибками ипропусками.
/>Учитель: А главное взапоминании – понять смысл того, что следует выучить. Предлагаю вам упражнение,которое покажет вам, насколько вы привыкли это делать. Суть упражненияследующая, сейчас я зачитаю текст, вы внимательно его прослушаете. Затем изперечня пословиц, написанных на карточках, которые есть на каждом столе, вывыберете ту, которая, на ваш взгляд, отражает главный смысл прочитанного. Итак,начали.
Лев нашел спящего зайца и уже хотел его сожрать, как вдругзавидел, что бежит мимо олень. Лев бросил зайца и погнался за оленем, а заяц отшума проснулся и убежал. Долго гнался лев за оленем, но поймать его не смог ивернулся к зайцу: а увидел, что и того нет, сказал: «Поделом мне: добычу, чтобыла уже в руках, я выпустил, а запустою надеждою погнался».
(ЭЗОП)
Собака помнит, кто ее кормит.
За краюшкой погонишься – каравай потеряешь.
Заяц самого себя боится.
За большим погонишься – малого не увидишь.
Курица кудахчет на одном месте, а яйца кладет в другом.
Лев – страшно, обезьяна – смешно.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Учитель: Хочется спросить, дорогие ребята, есть ли у вас свои,собственные секреты быстрого запоминания, что вам помогает? (Ребята высказываютсуждения)
Учитель: А вот у ребят в шуточном сюжете секреты запоминаниятаковы (К доске выходит группа учеников).
Сценка «Повторение – мать учения»
Первый ученик: Друзья мои, все это, конечно, хорошо, но есть однапроблема, которая меня все время занимает. Вот, скажем, всем известно, что кэкзамену всегда не хватает времени.
Второй ученик: Денечка не хватает.
Третий: Вот именно! Вы тоже думали и над этой проблемой?
Первый: Конечно! И кое-что придумали! В общем, есть один способ…Если его знать, времени обязательно хватит!
Третий: Вот как? Что же это за способ?
Первый: Нужно одновременно учить два предмета!
Третий: Два? А… это возможно?
Первый: Конечно! Надо только вдвоем заниматься! И учитьодновременно. Вслух. Допустим, я литературу, а он – геометрию. Тогда каждыйглазами учит один предмет, а ушами – другой!
Третий: Ну-ну… А ногами ничего выучить нельзя?
Второй: Смеетесь, да? Сейчас посмотрите! Я взял геометрию.(Первому) Бери свою литературу.
Первый: «Бессмертная комедия Гоголя «Мертвые души» дает нам целуюгалерею сатирических образов. Чичиков и Манилов, Коробочка и Собакевич – всеэто…»
Второй: «…геометрические фигуры. Треугольники, квадраты, ромбы,трапеции…»
Первый: «Все они вызывают у нас смех. Нам смешно, когда мы…»
Второй:«Проводим окружность большого диаметра, и у нас получается…»
Первый: «Собакевич! Мы от души смеемся над Плюшкиным. Ведь Плюшкин– это…»
Второй: «…перпендикуляр, опущенный из вершины треугольника на егооснование»
Третий: Плюшкин – перпендикуляр? Хи… (С иронией) Вам не кажется,что вы излишне скромничаете: вашим замечательным способом можно учить не два, агораздо больше предметов! Дайте-ка, и я с вами попробую. (Берет в рукиучебник.) Это что – «Зоология»? Отлично! Давайте продолжим учебу по вашемуметоду…
Первый: «Но Гоголь не только смеется – он обличает. Вот тот жеСобакевич. По сути дела – это…»
Третий: «Слон. Представитель семейства млекопитающих, отрядхоботных. Он живет…»
Второй: «…под углом в тридцать градусов. Фигуры бывают не толькоплоские, но и объемные. Например…»
Первый: «Коробочка. Коробочка – это не кличка, это фамилия…»
Второй: «Чтоб вычислить объем этой фигуры, нужно знать ее высоту иширину. Перемножим их и получим…»
Первый «Портрет Манилова. Манилов у Гоголя внешне даже красив…»
Третий: «Огромные уши, хобот, бивни…»
Первый: «Но Манилов – созерцатель, он ничего не делает, а ведь…»
Третий: «Легко приручается человеком и может таскать камни идругие тяжести…»
Первый: «А Плюшкин? Это воплощение жадности…»
Третий: «Питается сеном, ветками, отрубями. Очень любит веники…»
Первый: «И вот, под стать таким людям хочет быть Чичиков. Егогложет факт низкого происхождения».
Третий: «Прародителем его был мамонт…»
Второй: Я прослушал – это у Чичикова папа мамонтом был? Да нет,это мама – мамонт, а папа – папонт, наверное… Бред какой-то…
Третий: Вот именно – бред. И запомните, друзья, только в одномслучае потребуется мало времени для подготовки к экзаменам, если весь год выбудете учиться не для того, чтобы сдать экзамен и забыть, а для того, чтобыприменять свои знания всю жизнь.
Страница 4. Подведем итог.
Классный руководитель: Возможности человеческой памяти поистинебезграничны. Но, как мы сегодня убедились, над ней надо работать, преодолеваялень, пассивность. Это непросто, но как начинаешь себя уважать! Вот из такихмаленьких побед и складывается характер. Итак, мы завершаем встречу, и япредлагаю «открытый микрофон» для обмена впечатлениями. Следует «цепочка»суждений ребят. Рефлексия услышанного дает возможность педагогу оценить,насколько продуктивным был диалог.

Заключение
И так, мыпроследили основные направления работы классного руководителя и доказали как великаего роль в жизни каждого ученика. От эффективности работы классногоруководителя зависит, как ученик сможет решать возникшие перед ним проблемы,какое у него сложится отношение к жизни и т.п. Поэтому правильно организованнаяучебно-воспитательная деятельность классного руководителя – основа длядостижения наиболее высоких результатов в воспитании культурно-нравственнойличности.
Но меняетсявремя. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимостьроли классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет 3 функции:организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждогоребенка, помогает детям в решении проблем.
В отличие от школы70–80-х гг., когда воспитание главным образом связывалось с воздействием извне,в настоящее время позиция классных руководителей меняется. Большинство из них понимают,воспитание как создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка.Отсюда следует и изменение системы работы.
Все более приоритетнойстановится индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического ипсихического развития каждого ребенка. Происходит смещение акцентов и в работекласса в целом. В первую очередь внимание уделяется эмоциональной поддержкегрупп внутри класса, созданию положительного психологического климата в классе,развитию самоуправления, созданию условий, позволяющих каждому ребенку раскрытьсебя в отношении с окружающими, включению учащихся в систему реальных отношений.
Многиеклассные руководители говорят о расширении диапазона своей сегодняшнейдеятельности в школе. Это явилось следствием разрушения деятельности детскихорганизаций, непрочности семейных связей, отчуждения детей и взрослых, а такжетого, что большинство детских внешкольных учреждений стали платными и длямногих детей, особенно из малообеспеченных семей, они стали недоступны.
Возникшийвакуум заполнить в большинстве случаев может только работа классногоруководителя. Причем внимания требуют не только малыши и подростки, но и старшиешкольники, стоящие на пороге самостоятельной жизни.
Несмотря наэто хорошим классным руководителем стать нелегко. Но им может стать каждыйучитель при условии упорной работы над собой и добросовестного, любовногоотношения к порученному делу, при наличии высоких моральных качеств. В памятишкольников часто всплывают трудовые дела, увлекательные экскурсии и походы,школьные вечера и веселые новогодние елки, яркие доклады и горячие диспуты поволнующим вопросам. Не забываются и задушевные беседы с классным руководителем,его дружеская поддержка в трудную минуту. Многие ученики после окончания школыне порывают связи со своим любимым классным руководителем. Они пишут емуписьма, спрашивают у него совета, делятся своими радостями, своими достижениямии успехами в труде, в личной жизни.
Такимобразом, не все классные руководители пессимистически относятся к своейдеятельности.

Список литературы
1. Болдырев Н.И. Классныйруководитель. – М., 1978. – 271 с.
2. Болдырев Н.И. Методикаработы классного руководителя: пособие по спецкурсу для студентов пед.Институтов. – М., 1984. – 271 с.
3. Дружинин И.Н. Заботыи радости классного руководителя. – М., 1978. – 262 с.
4. Стефановская Т.А. Классныйруководитель. – М., 2006. – 11–14 с.
5. Крупская Н.К. Избранныепедагогические произведения. Пед. соч., том 3. – М., 1965. – 312 с.
6. Капралова Р.М. Работаклассного руководителя с родителями. – М., 1980. – 117 с.
7. Кассиль Л.Н. Навстречудруг другу // Увидеть будущее. – М., 1985.
8. Классномуруководителю. Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.,2001. – 256 с.
9. Литаварова Н. ВнученкоВ. Противоречия в процессе сотрудничества учителей и родителей и основные пути ихразрешения и воспитание школьников. – 2003. – №1.
10. Макаренко А.С. Методикаорганизации воспитательного процесса. Соч. Том V. – М., 1978. – 265 с.
11. Макаренко А.С. Проблемашкольного советского воспитания. Соч. Том VI. – М., 1982. – 280 с.
12. Стефановская Т.А. Классныйруководитель. – М., 2006. – 3 с.
13. Саляхова Л.И. Настольнаякнига классного руководителя – М. 2007. – 22 с.
14. Степанов Е. Форма,структура и содержание плана воспитательной работы // Воспитаниешкольников. – 2003. – №7.
15. Тимофеева И. Школьныйконсилиум // Воспитание школьников. – 2002. – №2.
16. Шакуров Р.Х. Социально-психологическиеосновы управления: Руководитель и педагогический коллектив. – М., 1990. – 287 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.